храм на ул карла маркса в ульяновске

Архиерейское подворье-храм в честь Воскресения Христова г. Ульяновска

храм на ул карла маркса в ульяновске

Адрес: 432071, г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д. 54

Построен: 1911 г.

Освящен: 4 июня 1911 года преосвященнейшим епископом Вениамином

Богослужения: совершаются ежедневно, Божественная литургия — в 8.00, вечернее богослужение — в 16.00.

Святыни:

Мощевик с частицами мощей святых:

– Архимандрита Александра Санаксарского

– Архимандрита Федора Санаксарского

– Преподобного Пимена Великого

– Иннокентия Епископа Пензинского

– Священномученика Митрополита Владимира Киевского

– Преподобного Герасима Иорданского

– Блаженного Андрея Симбирского

– Великомученика целителя Пантелеимона

– Святого праведного Петра Чагринского

Контакты:

Из истории:

Храм Воскресения Христова на старом кладбище построен в 1911 году по проекту архитектора Федора Осиповича Ливчака. Это его единственный проект, выполненный в русско-византийском стиле, не характерном для Симбирска. Согласно архивным документам, строительство храма началось в 1906 году. В августе 1910 года на купол Воскресенской церкви водрузили крест, а осенью местный иконописец Бурев расписал стены. В настоящее время кладбищенский храм единственный в городе сохранил дореволюционные росписи.

В советское время храм не закрывался. Он оставался действующим даже в тяжелые годы советской власти. Попытка закрыть его была предпринята в 1941 году, но помогла эвакуация в Ульяновск руководства Московской Патриархии.

Источник

Храм Воскресения Христова г.Ульяновск

храм на ул карла маркса в ульяновске

храм на ул карла маркса в ульяновске

храм на ул карла маркса в ульяновске

храм на ул карла маркса в ульяновске

Храм Воскресения Христова г.Ульяновск запись закреплена

храм на ул карла маркса в ульяновске

Храм Воскресения Христова г.Ульяновск запись закреплена
Митрополит Лонгин

ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ПРАЗДНОВАНИЕМ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ДНЕМ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.

Дорогие братия и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери — одной из самых почитаемых и любимых на Русской земле! В этот день в России отмечается и государственный праздник — День народного единства.
Показать полностью. Эта связь неслучайна. «Осеннее» празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы было установлено в 1649 году «в благодарность за избавление Москвы и всей России от иноземного нашествия» в 1612 году, в память о преодолении многолетней внутренней Смуты, которая и была причиной бедственного состояния нашего Отечества и народа. Победа над Смутой и спасение России стали возможными благодаря внутреннему единению, самоорганизации, духовному подъему в рядах русского ополчения. В момент установления этого праздника еще были живы многие участники тех событий, и они свидетельствовали о том, что видели своими глазами, — о помощи и заступлении Пресвятой Богородицы за русский народ во время этого великого испытания.

Отмечая этот праздник, мы воздаем должное подвигу нашего народа и вместе с тем стараемся осмыслить уроки истории. А главный из них таков: когда наш народ утрачивал свое единство, он был близок к гибели; когда объединялся — мог преодолеть любое испытание, отразить вторжение даже превосходящих сил врага.

На чем может быть основано единство людей сегодня? В самом общем смысле — на непреходящих нравственных ценностях и взаимоуважении. Но для нас, христиан, в первую очередь — на Евангельских заповедях. То, что «вы сделали… одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф., 25, 40), — говорит Господь. «Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2, 4), — наставляет апостол.

Заботиться друг о друге особенно важно сегодня, когда мы вместе переживаем трудности долгой и опасной эпидемии новой коронавирусной инфекции. Когда люди тяжело болеют и теряют своих близких, когда врачи переживают нагрузки, превосходящие человеческие силы. Постараемся быть солидарными в этой беде: будем внимательны к окружающим, окажем поддержку тем, кто в этом нуждается — делом, материальными средствами, словом утешения. И конечно, сегодня мы должны усилить свои молитвы Пресвятой Богородице — нашей Усердной Заступнице. Будем просить у Нее милости и предстательства за нас, сил и мудрости преодолеть трудности нашего времени и дальше жить так, как угодно Богу.

Еще раз поздравляю вас с праздником, дорогие братия и сестры! От души желаю всем вам здоровья, крепости душевных и телесных сил, радости, благополучия и мира! Матерь Божия да сохранит нас, наших близких, Симбирскую землю и наше Отечество!

+ Митрополит Симбирский и Новоспасский ЛОНГИН

Источник

Воскресенский храм на Старом кладбище

храм на ул карла маркса в ульяновске

Оригинальный и эклектичный храм, не похожий ни на одну симбирскую церковь, 4 июня отметил юбилей – 110 лет. Церковь возведена в 1911 году по проекту архитектора Федора Ливчака. Он реализовал собственный проект храма – единственный в городе в русско-византийском стиле. Архитектору удалось решить сложную задачу: и уложиться в скромную смету, и возвести шедевр. До этого, хотя кладбище было открыто еще в 1874 году, там стояла лишь небольшая часовня (сейчас – крестильня Воскресенского храма).

храм на ул карла маркса в ульяновске

В плане церковь крестообразная, четырехапсидная с полукруглыми апсидами, раскрывающимися внутрь основного объема храма. Здание необычно тем, что его внутреннее пространство постепенно сужается – от основания к световому барабану. Алтарь храма смотрит на восток, а главный вход находится с западной стороны. С южной стороны переход соединяет главный храм с квадратным помещением крестильни. По архитектурно-художественным особенностям церковь напоминает те храмы Древней Руси, которые были возведены по византийскому образцу.

При сравнительно небольших размерах церковь стройна и изящна, что достигнуто за счет постепенного сужения от основания к куполу. Это, как отмечал архитектор и краевед Борис Аржанцев, «создает ощущение устремленности внешних и внутренних архитектурных форм вверх, что соответствует символике церкви Воскресения Христова».

Нельзя не отметить, что изначально архитектор спланировал храм без колокольни (звонница была на деревянных столбах близ церкви), а в нишах восточного и южного фасадов по византийской традиции разместил живописные панно (достаточно редкий пример для симбирских храмов).

4 июня 1911 года епископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский) освятил церковь. Первым настоятелем храма стал протоиерей Иоанн Апраксин, церковным старостой – купец Алексей Балакирщиков. В 1912 году, по инициативе настоятеля, при храме было открыто первое в Симбирске церковное общество трезвости.

храм на ул карла маркса в ульяновске

К концу 1930-х годов кладбищенская церковь осталась единственным действующим храмом города. 2 августа 1941 года Ульяновский горисполком закрыл церковь, планируя приспособить ее «под засыпку хлеба».

Спасла храм эвакуация руководства Московской Патриархии в Ульяновск осенью 1941 года. 1 сентября Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) назначил настоятелем священника Анатолия Мартынова. Первое богослужение на ульяновской земле будущий патриарх совершил именно в Воскресенском храме 26 октября 1941 года. А 4 января 1945 года община кладбищенского храма заключила договор с облисполкомом о принятии «в бессрочное бесплатное пользование находящееся в г. Ульяновске на территории Городского кладбища кирпичное одноэтажное церковное здание с находящимися при нем сторожкой и богослужебными предметами».

храм на ул карла маркса в ульяновскеВ 1955–1959 годах настоятелем храма был священник Николай Потоцкий, бывший одноклассник художника Аркадия Пластова по Симбирскому духовному училищу.

Со временем власти перестали покушаться на храм. А в 1970-е годы трамвайные пути по улице Карла Маркса вдоль забора кладбища были проложены с согласия причта церкви.

Облик храма в 1970-е – 1990-е годы немного изменился. Появились две пристройки, были заложены несколько окон и арка. Менялась окраска и росписи. Сейчас мы привыкли видеть на южной стене бывшей часовни образ коленопреклоненного преподобного Серафима Саровского, а в середине 1970-х годов там было изображение Воскресения Христова. Около двух десятилетий церковь была окрашена в темно-коричневый цвет, а купола блестели серебрянкой.

храм на ул карла маркса в ульяновскеСтарый купол Воскресенского храма

Много для храма сделал протоиерей (с 2004 года – архимандрит) Борис Крыжин – ее настоятель с 1981 года. Именно благодаря ему удавалось в 1970-е – 1980-е годы поддерживать в надлежащем состоянии ульяновские храмы: сначала Неопалимовский, а потом Воскресенский.

В 2000-м году благодаря инициативе главы администрации области Юрия Горячева территория кладбища стала благоустраиваться. Тогда же отремонтировали церковь.

В 2006-м и 2012–2014-х годах храм вновь капитально отремонтировали и заново покрасили. Центральный купол заблистал золотом.

Приказом № 458 от 25 февраля 2016 года министра культуры РФ Владимира Мединского церковь Воскресения Христова включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия федерального значения. 3 июня 2016 года, к 105-й годовщине освящения Воскресенской церкви, на ее стене была установлена памятная информационная доска.

Таким образом, Воскресенский храм стал первым и пока единственным в городе культовым сооружением, получившим статус федерального памятника.

Иерей Антоний Закурдаев, настоятель Воскресенского храма города Ульяновска:

-Удивительны пути Господни! До моего назначения настоятелем этого храма меня уже с ним многое связывало. Именно в этой церкви я родился как христианин – в 1991 году здесь крестили меня и моего брата. Наша бабушка очень хотела, чтобы он принял таинство до службы в армии, а мне всегда хотелось подражать ему и везде следовать за ним. Я мало что помню из того дня, разве что особенную крестильню – она казалась мне темной и мрачной. Сейчас же я так не считаю.

храм на ул карла маркса в ульяновскеИерей Антоний Закурдаев, настоятель Воскресенского храма города Ульяновска

Дальше наши пути с этим храмом разошлись – я стал прихожанином Духосошественской церкви, а Воскресенский храм видел только из окна трамвая. Шли годы, и Бог снова меня привел сюда – у местного клирика иерея Сергия Петряшова я получал рекомендацию в семинарию. Мы с матушкой часто посещали Воскресенский храм и слушали батюшкины проповеди.

На Старом кладбище похоронены мой дед, прадед и дядя. В этом году хочу установить традицию: вместе с моим братом, отцом Михаилом, служить панихиду на могилах близких.

4 июня Воскресенскому храму исполнится 110 лет. В этот день состоится Божественная литургия с молебном и крестный ход. Приглашаю всех желающих!

Источник

Воскресенский храм над старым некрополем

храм на ул карла маркса в ульяновске

110 лет тому назад, в мае 1911 года в Симбирске был освящён Воскресенский храм на городском кладбище; к его названию нередко прибавляют слово «кладбищенский». Некогда кладбища обустраивались за пределами городской территории, на окраинах. Сегодня же территория Воскресенского некрополя, среди которой высится давший ему название Воскресенский храм – почти самый центр Ульяновска. Кладбище закрыли для захоронений в 1972 году. А Воскресенскую церковь для богослужений не могли закрыть даже в самые мрачные годы советской власти.

На протяжении десятилетий она была одной из двух действующих православных церквей в городе. Теперь, и по достоинству, Воскресенский храм является одним из архитектурных символов Симбирска-Ульяновска. Более того, церковь – единственный в Ульяновской области памятник архитектуры культового назначения, признанный объектом культурного наследия федерального, то есть, всероссийского, значения!

История Воскресенского храма складывалась непросто, а оттого особо занимательно. Городское кладбище, прозванное Новым, за западной окраиной Симбирска открылось в 1874 году. Оно было предназначено для захоронения православных жителей губернского города, составлявших уверенное большинство его населения. Здесь же был выделен участок для погребения лютеран и католиков – у мусульман, евреев и старообрядцев в городе были собственные погосты.

В Российской империи православие было государственной религией. Та важность, которую в чине погребения играли религиозные обряды, предрасполагала к появлению на кладбищах культовых объектов, часовен и храмов. В 1882 году на Новом городском кладбище в Симбирске была построена и освящена часовня, а вот с полноценным храмом дело надолго застопорилось.

Это можно было бы объяснить банальной нехваткой средств, но едва ли. Тут, скорее, действовали причины ментального свойства. Новое кладбище несколько раз пытались закрыть и перенести на ещё более отдалённое место, подальше от реки Свияги и приближающихся городских окраин, потому что такое соседство казалось небезопасным в гигиеническом отношении на фоне периодически случавшихся всплесков эпидемий с повышенной смертностью.

К тому же, в конце XIX столетия стремительно нарастала секуляризация российского общества. На место религии приходила наука. Верить было немодно, религиозные экстазы сменяло насмешливое равнодушие: в 1894 году Симбирский губернатор Владимир Акинфов на освящении храма в селе Грязнушке Симбирского уезда потчевал желающих душистым табаком из табакерки, «на которой, к неудовольствию барыней, была великолепно наэмалирована голая женщина».

Так, без храма на кладбище Симбирск вступил в XX столетие с его первыми для России драматичными потрясениями: Русско-японской войной 1904 – 1906 годов и Первой русской революцией 1905 – 1907 годов. Внешние катаклизмы, как правило, немало обновляют религиозное чувство, тем более, что в 1904 году епископом в Симбирск был назначен владыка Гурий (Буртасовский) (1845 – 1907), известный молитвенник и консерватор.

храм на ул карла маркса в ульяновске

В Симбирске владыка Гурий тотчас заметил непорядок, отсутствие храма на Городском кладбище и скоро решил ситуацию разрешить. Епархиальному архитектору Петру Малукалову было объявлено подготовить проект нового храма на основании существующей часовни, а сам владыка Гурий придумал имя для новой церкви – Воскресенская, в честь события Воскресения Христова. Для Симбирской губернии такое название было нетипичным. К началу XX столетия в честь Воскресения Христова в крае были освящены всего 15 храмов, против 107 в честь Николая Чудотворца, 87 в честь Казанской иконы Божией Матери, 85 – Святой Троицы, 78 – Михаила Архистратига, 62 – Рождества Христова.

Для Воскресенского храма владыка Гурий заказал на Афоне икону Матери Божией Иерусалимской, подлинник которой некогда украшал Воскресенский храм или Храм Гроба Господня в Иерусалиме. На кладбище были завезены стройматериалы для строительства. И тут возмутилась Симбирская городская дума и категорически потребовала свернуть всякие несанкционированные ею работы на городской территории, которой, в том числе, являлось кладбище.

храм на ул карла маркса в ульяновске

Иерусалимская икона Божией Матери, написанная для храма по заказу владыки Гурия.

Нет бы порадоваться, что благодаря Гурию город понесёт меньше расходов. Идеология – главнее: ведь епископ слыл за крайнего консерватора даже в среде духовенства, а в Думе тон задавали депутаты-гласные, уверенные, что Российской империи необходимы кардинальные перемены, и на этом поле сочувствовавшие открытым революционерам. Владыка пытался жаловаться на действия городских властей некогда казавшемуся всесильным обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцева, но тот мудро просил Гурия смириться, чтобы не давать симбирским гласным повода для новых эскапад.

Но усилия владыки Гурия не пропали даром. Симбирская Дума сама задвигалась, причём, готова уже была не стесняться в средствах, лишь бы затмить архипастырский проект. Летом 1906 года началась работа по строительству на городском кладбище Воскресенской церкви по одобренному Симбирской городской думой оригинальному проекту, исполненному городским архитектором Леонидом Анненковым: лёгкий многоглавый храм, заставлял вспомнить лучшие творения русской архитектуры XVII столетия, эпохи «нарышкинского барокко».

Увы, но вскоре после начала работ Леонид Анненков скоропостижно скончался. Городским архитектором в Симбирск был приглашён выдающийся зодчий Фёдор Ливчак (1878 – 1919). В 1907 году он представил на рассмотрение Симбирской Городской Думы собственный оригинальный проект, кардинально изменив стиль и размер постройки.

Считается, что отказаться от проекта Анненкова заставила экономия средств. Но какая тут экономия, если новый проект предусматривал значительно увеличить вместимость храма с 250 до 350 человек, обустроить под ним подземные помещения, лепнину, росписи, металлические оконные рамы, плиточные полы, центральное калориферное отопление. Всё это было ново, неожиданно и недёшево.

Как кажется, идеология опять победила экономику: нарядный, многоглавый проект Воскресенского храма, отсылавший к «беспечальной» эпохе XVII века оказывался несозвучен переживаемым драматичным событиям, да, пожалуй, и самой функции храма на кладбище, где отпевают недавно умерших людей, и так сильна печаль и горечь от их утраты.

Фёдору Осиповичу, независимо от степени личной воцерковленности, было присуще чувство соборности, постоянное, очень органичное и творческое обращение к архитектурному, художественному и культурному наследию русского народа. Выражением этого становились спроектированные зодчим Ливчаком общественные здания и сооружения, банки, больницы, школы. Раскрывая один из своих архитектурных замыслов, он писал: «В идее осуществления проекта лежало олицетворение здания … в виде колоссальной избы с характерной двускатной коньковой крышей».

Церковь есть высшее выражение соборности, а храм – её зримый символ. «Необычность возведенного Ливчаком храма заключалась в том, что он обратился к неизвестному до него в Симбирске прототипу. Суровая простота и ясность композиции Воскресенской церкви вызывала в памяти тип тетраконха – разновидности центрического храма, известного с VI века и нашедшего распространение в архитектуре Армении и Грузии».

Строительство храма начиналось с фундамента и подвальных помещений. Это – интереснейшая и малодоступная часть храма. Рост городов на рубеже XIX – XX столетий приводил к увеличению темпов «заселения» кладбищ. Перед властями предержащими возникал насущный вопрос: что делать? Варианты предлагали учесть мировой опыт: кремация и складирование-перезахоронение костных останков в склепах и катакомбах, как это делалось и делается во многих европейских странах.

Своеобразным памятником этим дискуссиям и стали подземелья Воскресенского храма. По заказу городских властей Фёдор Ливчак спланировал обустройство подземных помещений под склепы и катакомбы для вторичного перезахоронения костных останков. Там действительно был захоронен скончавшийся в 1916 году на Персидском фронте первый староста храма, Симбирский купец Алексей Павлович Балакирщиков. Но широкого применения идея не нашла, как несходная с православными погребальными традициями.

храм на ул карла маркса в ульяновске

В подземелье Воскресенского храма.

храм на ул карла маркса в ульяновске

Объявление о погребении Алексея Балакирщикова в Воскресенской церкви, 1916 год.

В праздник Успения Божией Матери, 28 августа 1931 года в Ульяновске последовало массовое закрытие храмов и молитвенных домов всех действовавших на тот момент в городе конфессий. Закрытия избежали только окраинные Воскресенская церковь на кладбище и Неопалимовская церковь, освященная 29 мая 1912 года в слободе Куликовке. «Воинствующие безбожники» не решились закрыть сразу все православные храмы на «родине Ленина», справедливо опасаясь ропота и неудовольствия верующих.

Каток репрессий, однако, не миновал Воскресенский храм. Были расстреляны два первых его настоятеля, отец Иоанн Апраксин (1861 – 1938) и сменивший его в 1916 году отец Иоанн Сергиевский (1870 – 1938). К высшей мере была приговорена прихожанка храма Ольга Григорьевна Анненкова, вдова архитектора Леонида Анненкова, приложившего руку к его строительству.

В Ильин день, 2 августа 1941 года Куйбышевский облисполком (Ульяновск входил в состав Куйбышевской области) принял решение о закрытии Воскресенского храма. Здание храма планировалось сдать в аренду под засыпку хлеба ульяновскому пункту «Заготзерно».

Но Промысел Божий сильнее человеческих планов. Словно бы не сомневаясь в этой истине, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Колдоменский Сергий (Старгородский) 1 сентября 1941 года, через две недели после формального закрытия, назначил в Воскресенскую церковь города Ульяновска нового настоятеля, отца Анатолия Мартынова. А 26 октября 1941 года, в праздник особо почитавшейся в Симбирске иконы Иверской Божией Матери), митрополит Сергий лично служил в Воскресенском храме, будучи эвакуирован в Ульяновск из Москвы, в связи с наступлением немцев во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

Источник

Ульяновск. Церковь Воскресения Христова на Старом кладбище.

Воскресенская церковь

Карта и ближайшие объекты

храм на ул карла маркса в ульяновске

Статьи

Дата постройки последнего здания: 1911. Каменная кладбищенская церковь в русско-византийском стиле, построена по проекту архитектора Федора Осиповича Ливчака. Прежде на месте церкви стояла часовня, устроенная в середине XIX века на участке земли, отведенной городом под кладбище. При строительстве церкви здание часовни было использовано и сейчас является ее северной частью. В советское время церковь не закрывалась.
Единственная сохранившаяся в Ульяновске церковь дореволюционной постройки.

Век Воскресенской церкви

4 июня (22 мая по старому стилю) Воскресенская кладбищенская церковь отмечает 100-летие своего освящения. «Симбирские епархиальные ведомости» в № 11 за 1911 год писали: 22 мая Преосвященнейший Епископ Вениамин совершил освящение кладбищенской церкви г. Симбирска. Храм построен в византийском стиле и является одним из благоукрашенных городских храмов. При малом сравнительно размере, храм, к сожалению, не мог вместить всех желающих быть в нем на торжестве освящения; пропускались в него только имеющие билеты».

Накануне церковный староста, 40-летний предприниматель Алексей Павлович Балакирщиков лично нанёс визит губернатору Александру Степановичу Ключарёву, приглашая его на торжество. Прекрасный повод для менее месяца занимающего должность чиновника предстать перед народом во всей красе и продемонстрировать свои религиозные чувства! Но начальник губернии проигнорировал церемонию. Может быть по состоянию здоровья? Отнюдь, вместо того, чтобы присутствовать на освящении, Ключарёв отправился в объезд губернии. Казалось бы, ничего не стоило сдвинуть поездку на один день, но он предпочел покинуть город, отправив на торжество вице-губернатора. Возможно, «компетентные органы» успели предупредить Александра Степановича, что Балакирщиков водит дружбу с социалистами, что у него в доме несколько лет жил один из лидеров симбирской группы РСДРП Юрий Кролюницкий, что в годы 1-первой русской революции Балакирщиков издавал оппозиционные «Симбирские Вести»… Негоже было «светиться» государственнику-консерватору Ключарёву рядом с такой неблагонадежной персоной. А, может, смутила действительного статского советника долгая история появления церкви.

Само кладбище было открыто 15 июля 1874 года и получило довольно скучное название «Новое городское». Обычно кладбище называют по местности или по храму на нём. Но бытовое названия близлежащей Куликовки, похоже, не вдохновило городские власти, а на строительство церкви у них элементарно не было денег. И десятилетия на большой площадке напротив входа стояла лишь скромная часовенка для отпевания. В начале XX столетия имелось несколько проектов кладбищенской церкви, в том числе великолепный эскиз городского архитектора Леонида Анненкова. Но дело не двигалось. Прибывший в Симбирск в 1904 году новый епископ Гурий был разгневан. По его распоряжению инженер Пётр Малукалов спроектировал пристроить с востока алтарь, с запада – колоколенку, тем самым, превратив часовню в церковь. Однако городская дума повелела прекратить работы, хотя на чертеже стояла виза губернатора, – кладбищенская земля, говоря современным языком, была муниципальная, и архиерей не имел права на ней хозяйничать. Гурий жаловался в Святейший Синод, но безуспешно. А городской архитектор Анненков в 1905 году умер, так и не дождавшись воплощения своего проекта в камне.

Лишь при новом городском зодчем – Фёдоре Осиповиче Ливчаке, занявшим эту должность летом 1906 года, началось долгожданное строительство. Ливчак реализовал собственный (пятый из известных) проект храма – единственный в городе в русско-византийском стиле. При сравнительно небольших размерах церковь стройна и изящна, что достигалось за счёт постепенного сужения от основания к куполу. Это, как отмечал архитектор-краевед Б.В. Аржанцев, «создаёт ощущение устремлённости внешних и внутренних архитектурных форм вверх, что соответствует символике церкви Воскресения Христова». 22 августа 1910 года на купол водрузили крест. А осенью местный иконописец Бурев расписал стены, явно согласуя свою работу с общим замыслом архитектора. Например, объёмный орнамент перекликается с наружной лепкой. После уничтожения в 2009 году фресок в Германовской церкви, кладбищенский храм единственный в городе сохранил дореволюционные росписи. За прошедшее столетие, они, конечно, поновлялись, но сохранили первоначальный облик.

Наступило 22 мая 1911 года. Газета «Симбирянин» писала: «Маленький, очень красивой архитектуры храм был переполнен народом, который также запрудил всю окружающую храм площадь». Городской голова Леонид Иванович Афанасьев гордился, что именно при нём кладбище, наконец, увенчалось церковью. В клировой ведомости храма так и значилось: «Церковь построена в 1910-м году тщанием Симбирской Городской Управы, на кладбищенский капитал» (капитал составился благодаря взиманию платы за погребение на престижных участках). Как было сказано выше, губернатор не почтил вниманием освящение церкви. Губернского предводителя дворянства также замещал Симбирский уездный предводитель Михаил Николаевич Зимнинский. А вот для возглавившего епархию в том же 1911 году епископа Вениамина Воскресенский храм стал первым, освящённым им на земле симбирской. Архиерей явно благоволил к нему и последующие годы. Уже через несколько месяцев причт кладбищенской церкви изъявил желание открыть при нём первое в Симбирске церковное общество трезвости. Большинство священников приходских храмов города выступили решительно против, намекая, что все «обитатели» кладбища давно уже более чем трезвенники. Однако владыка Вениамин поддержал благое начинание и настоятель Воскресенской церкви Иоанн Апраксин в 1912 году торжественно открыл общество трезвости.

После революции причт церкви придерживался патриаршей ориентации, не примыкая ни к каким обновленческим течениям, хотя некогда освящавший его архиепископ Вениамин в 1920-е годы выбился в лидеры обновленцев и митрополитствовал в ряде епархий. В июне 1930 года с деревянной звонницы вблизи храма сняли колокола общим весом 88 пудов 22 фунтов (около 1.420 кг). А ещё через несколько лет Воскресенская церковь осталась единственной действующей в городе. И то, скорее всего, не от большой любви властей к религии, а от местоположения храма – не станешь же посреди кладбища устраивать клуб, цех или склады… Однако 2 августа 1941 года закрыли и его, а 13 августа горисполком создал ликвидационную комиссию, чтобы в пятидневный срок описать всё имущество, передать здание коммунхозу «и сдать его в аренду под засыпку хлеба Ульяновскому Заготпункту Заготзерно». Склад зерна среди могил – больший абсурд трудно вообразить.

От осквернения храм спасла эвакуация в Ульяновск осенью 1941 года руководства Московской Патриархии. 1 сентября местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Стагородский) назначил настоятелем священника Анатолия Мартынова. Своё первое соборное служение на ульяновской земле будущий патриарх провёл именно в Воскресенском храме 26 октября 1941 года. «Настоятелем кладбищенской церкви от общины верующих был преподнесён хлеб и соль Блаженнейшему и прочитана приветственная речь». Впрочем, это, а также пролетарское происхождение (он был сыном симбирского сапожника) не спасло отца Анатолия от репрессий. В апреле 1942 года Ульяновский нарсуд приговорил его к 8-ми годам заключения. К счастью, срок, благодаря амнистии, прекратился уже в феврале 1943 года – тогда по ходатайству Сергия освобождались многие осуждённые священнослужители. Однако Мартынов, видимо, был сломан морально – он начал сильно пить, ссориться с прихожанами, его перемещали из прихода в приход, а в 1956 году уволили за штат.

4 января 1945 года церковная община Воскресенской церкви заключила договор с облисполкомом о принятии «в бессрочное бесплатное пользование, находящееся в г. Ульяновске на территории Городского кладбища, кирпичное, одноэтажное церковное здание, с находящимися при нём сторожкой и богослужебными предметами». Иконостас был оценён в три тысячи целковых. Колокола в описи значились поддужные – 5 штук по 20 рублей. Денег на содержание храма в благолепии хронически не хватало. Священник Василий Городецкий в рапорте архиепископу Иоанну (Братолюбову) в сентябре 1953 года жаловался: «[…] Я церковь Воскресения […] принял в плачевном состоянии […]. Грязную, закопчённую, холодную при пяти развальных печах […]. 44 тысячи растраты, 40 тысяч задолженности по причтовому доходу. Почти ни полена дров на зиму, ни свечей […]». К сожалению, бедность вызывала порой размолвки внутри как причта, так и церковной общины.

В 1955-1959 годах настоятелем храма был седобородый отец Николай Потоцкий. Судьба успела изрядно потрепать его. Будучи репрессирован в 1941 году, отец Николай сплавлял лес на Дальнем Востоке. Но даже в тех суровых условиях не потерялся и был назначен начальником сплава. По воспоминаниям родственников, протоиерей Потоцкий прекрасно разбирался в людях, не был зашоренным ортодоксом, интересовался физикой и астрономией. Много времени проводил в церкви.

Светские власти на храм более не покушались. А когда в 1960-е годы встал вопрос о пуске трамвая вблизи кладбища, транспортные начальники даже посоветовались с батюшкой. Ветеран трампарка А.Лапин вспоминал: «[…] Где-то в конце шестидесятых, мне пришлось согласовывать […] проект трамвайной линии по улице Карла Маркса, где пути прокладывались вдоль ограждения городского кладбища. И поэтому надо было согласовать проект со служителем церкви, проще говоря, попом. Он меня принял, просмотрел чертежи, задал несколько технических вопросов, а потом вывел аккуратным почерком «благословляю», расписался и освятил проект». Настоятелем в ту пору был невысокий голубоглазый отец Никифор Николаев.

Много для церкви Воскресения Христова сделал протоиерей (с 2004 года архимандрит) Борис Крыжин – её настоятель с 1981 года. Именно благодаря отцу Борису удавалось в 1970-е – 1980-е годы поддерживать в надлежащем состоянии ульяновские храмы: сперва Неопалимовский, а потом Воскресенский. В некрологе на его кончину в 2004 году говорилось: «А с 1981 года перевели отца Бориса в Воскресенскую церковь на старом городском кладбище. И там его неутомимая натура помогла преобразить запущенный храм». Ныне настоятелем Воскресенской церкви является сам архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл.

В 2000 году, благодаря инициативе главы администрации области Юрия Фроловича Горячева до безобразия запущенная территория кладбища стала благоустраиваться. Тогда же отремонтировали церковь. Были выкрашены стены и купола храма, водружён новый, сияющий на солнце крест. А на прекрасных кованых воротах была предусмотрена круглая «рамка», удачно обрамляющая вид на церковь со стороны улицы Карла Маркса. Пять лет назад храм вновь капитально отремонтировали и заново покрасили (тональность цветов стала более гармоничной).

Воскресенская церковь вступает в новое столетие своей истории. А с её стен, как и 100 лет назад, взирают на жизнь горожан головки херувимов и серафимов. И, думается, будет справедливо присвоить нашему безымянному кладбищу имя храма и именовать его Воскресенским некрополем.

Антон Шабалкин, архивист. Деловое обозрение. – Ульяновск, 2011. – № 6, июнь. – СС. 58-59.

Подборка документов по истории Воскресенской церкви Симбирска-Ульяновска.Подготовлена главным специалистом Государственного архива Ульяновской области А.Ю. Шабалкиным.

Воскресенская (кладбищенская) церковь

1911 г. Архиерейское освящение храма
22 мая Преосвященнейший Епископ Вениамин совершил освящение кладбищенской церкви г. Симбирска.
Храм построен в византийском стиле и является одним из благоукрашенных городских храмов.
При малом сравнительно размере, храм, к сожалению, не мог вместить всех желающих быть в нем на торжестве освящения; пропускались в него только имеющие билеты.

Епархиальная летопись// СЕВ: Отдел неофициальный. –
№ 11. – 1 июня 1911. – С. 413.

1913 г. Клировая ведомость симбирской Воскресенской кладбищенской церкви

I. Ведомость о церкви во имя Воскресения Христова состоящей в городе Симбирске, на городском кладбище за 1913-й год.

А) Церковь построена в 1910-м году тщанием Симбирской Городской Управы, на кладбищенский капитал. Освящена 1911 г. Мая 22 д. Преосвященным Епископом Вениамином.

В) Зданием каменная, без колокольни. Для колоколов временно устроена звонница на деревянных столбах – близ храма.

Г) Престол один во имя Воскресения Христова.

Д) Утварью достаточна.

Е) По штату при ней положены: священнику, диакону и псаломщику.

S) Жалования положено: от города – священнику 300 р., диакону 150 р. и псаломщику 100 р.

З) Кружечных доходов за 1913-й год получено: 3630 руб. 89 коп.

Во-вторых, не верно утверждение, что это единственная дореволюционная церковь Симбирска. Сохранилась деревянная, освящённая 9 мая 1912 г. До недавнего времени она была кафедральным собором Ульяновска. Ныне кафедральным стал Воскресенско-Германовский собор, также расположенный в историческом здании (перестройки 1877-1879 и 1890-1894) Германовской (Воскресенской) церкви Симбирска (купола и колокольня возводены заново). Сохранилась также колокольня Трёхсвятительской церкви во дворе бывшей Симбирской духовной семинарии, колокольня домовой церкви Симбирского духовного училища.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *