храм на волге тверская область
ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДНЕ-НА-ВОЛГЕ
ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДНЕ-НА-ВОЛГЕ запись закреплена
04.11. Четверг.
Казанской иконы Божией Матери.
8:00 Литургия.
Показать полностью.
06.11. Суббота.
Дмитриевская родительская суббота.
8:00 Утреня. Литургия.
14:30 Всенощное бдение.
07.11. Воскресенье.
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Прав. Тавифы.
9:00 Часы. Литургия.
Храм открыт с 8:00 до 16:00.
ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДНЕ-НА-ВОЛГЕ запись закреплена
БИБЛИОТЕКА В ГОРОДНЕ
ОТ КРАЕВЕДЕНИЯ К КРАЕЛЮБИЮ
А вы знаете кому стоит памятник у Городенской Православной гимназии и почему?
Показать полностью.
Сегодня, 4 ноября, мы празднуем День народного единства.
4 ноября 1612 года народное ополчение выдворило из российской столицы польских интервентов. Более 10 тысяч людей из всех сословий России объединились и дали отпор врагу.
Однако кто знает, как сложилась бы история страны, если бы чуть дольше прожил выдающийся полководец Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, положивший начало победам русских войск в Смутное время. Еще до 1-го народного ополчения (руководители – Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой) и 2-го народного ополчения (руководители – Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский) создал народное ополчение М.В. Скопин-Шуйский. Именно этому воеводе у здания Православной гимназии в Городне стоит памятный знак, который был открыт 1 августа 2009 года.
Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (18 ноября 1586 — 3 мая 1610) — русский государственный и военный деятель Смутного времени, национальный герой времён польско-литовской интервенции, организовавший освободительный поход на Москву, осаждённую войсками Лжедмитрия II. Князь был потомком суздальско-нижегородских князей. Его предком был младший брат Александра Невского князь Андрей Ярославич. Иноземцы, описывая русского вождя, говорили, что он, при своей молодости, был необыкновенно красив, статен, приветлив и привлекал всех своим умом и силой души.
«Замутнившееся, расшатавшееся в своих основах общество русское страдало от отсутствия точки опоры, от отсутствия человека, к которому можно было бы привязаться, около которого можно было бы сосредоточиться. Таким человеком явился, наконец, князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский». С.М. Соловьёв, историк.
Летом 1607 года в России объявился самозванец, вошедший в историю как Лжедмитрий II или «Тушинский вор» (по названию села Тушино, где самозванец расположился лагерем, когда подступил к Москве.) К концу 1608 года власть Лжедмитрия II распространялась на Переяславль-Залесский, Ярославль, Владимир, Углич, Кострому, Галич, Вологду. Из крупных центров верными Москве оставались Коломна, Переяславль-Рязанский, Смоленск, Новгород, Нижний Новгород и Казань. В результате деградации пограничной службы 100-тысячная Ногайская Орда разоряет «украины» и Северские земли в 1607—1608 гг. Лжедмитрий II фактически правил Россией — раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. Официальный же царь Василий Шуйский был заперт в Москве и потерял контроль над страной.
На М.В. Скопина-Шуйского была возложена миссия возглавить посольство для начала переговоров о союзе со шведским королём Карлом IX. По договору русское правительство должно было оплачивать наёмников, составляющих большую часть шведского войска. Выполняя обязательства, Карл IX предоставил 5-тысячный отряд наёмников, а также 10-тысячный отряд.
В мае 1609 года 22-летний полководец князь М.В. Скопин-Шуйский выступил в освободительный поход из Великого Новгорода на помощь осажденной войсками «Тушинского вора» (Лжедмитрия II) Москве и изнемогавшим в кровопролитных боях с гетманом Сапегой и атаманом Лисовским героическим защитникам Троице-Сергиевой обители.
Шведами командовал Якоб Делагарди, а общее командование над всем войском осуществлял юный князь Михаил Скопин-Шуйский. Первому из них было 26 лет, второму – всего 23 года. Царь Василий Шуйский торопит князя Михаила скорее двигаться к Москве.
К концу весны от самозванца отложилось большинство северо-западных русских городов. К лету численность русских войск достигла 20 тысяч человек. 17 июня в тяжёлом сражении у Торжка русско-шведские силы принудили польско-литовское войско Зборовского к отступлению. 11—13 июля русско-шведские силы, под командованием Скопина-Шуйского и Делагарди, разбили поляков под Тверью.
В сочинении тверского историка Диомида Ивановича Карманова «Исторические известия Тверского княжества», опубликованном в 1775 году, читаем: «…В 1609 году, после Петрова дня, идущим из Нова-города боярином и воеводою князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским с набранным им российским и вспомогательным шведским войском, Тверь атакована и, по великом на вылазке с поляками бою, в коем поляки побеждены, взята…
Немцы (т.е., иноземцы) хотели приступать (т.е., пограбить) город, но князь Михайло Васильевич пожалел людей и не повелел им приступать к городу, а сам пошел на Городню, а немецкие люди, осердясь, поворотили назад и пошли к Нову-Городу, однако были через посланных уговорены и воротились к князю, с коим совокупно пошли к Колязину и прочая».
Ошеломленные жестокостью боёв и обозленные нежеланием Скопина-Шуйского отдать им Тверь на разграбление, наёмники Делагарди начали высказывать недовольство. Тем временем не успевшие укрыться в кремле вражеские отряды преследовались некоторое время по Волоколамской и Клинской дорогах. Вполне вероятно, что одна из стычек могла произойти в Городне (древнем Вертязине), где находился брод и переправа через Волгу. После боя за переправу русский полководец, названный Н.М. Карамзиным «гением Отечества», решил дать отдых войску. В этот момент произошел бунт легионеров, отказавшихся двигаться дальше и вернувшихся через Заволжье на Новгородскую дорогу. Верными присяге королю остался лишь отряд Кристиерна Зомме, состоявший из 250 конных и 750 пеших воинов.
24 июля русские отряды переправились на правый берег Волги и вступили в Макарьевский монастырь, располагавшийся в городе Калязине. Став под Калязином, Скопин-Шуйский разослал гонцов по всем соседним городам, призывая прислать ему дополнительные отряды, а также денежные средства. Одновременно он послал за благословением к Ростовскому чудотворцу Иринарху. Иринарх благословил его просфорой, крестом и наказал: «Дерзай, и Бог поможет тебе!» Тем временем подошли полки из Костромы и Ярославля, а из окрестных земель начало стекаться крестьянское ополчение. Кристер Зомме активно обучал их ратному ремеслу и строевым порядкам западного образца. К августу у Скопина-Шуйского было уже 20 тысяч воинов. В битве под Калязином 19 августа поляки под командованием Яна Сапеги были разбиты Скопиным-Шуйским. 10 сентября русские вместе с отрядом Зомме заняли Переяславль, а 9 октября воевода Головин занял Александровскую слободу. 16 октября русский отряд прорвался в осаждённый поляками Троице-Сергиев монастырь. 28 октября Скопин-Шуйский разбил гетмана Сапегу в битве на Каринском поле под Александровской слободой.
Очень быстро Михаил Скопин-Шуйский освободил от войск Лжедмитрия II весь северо-запад и центр России. В марте 1610 года им была освобождена Москва. Люди при виде князя Михаила падали на колени и благодарили за «очищение Московского государства». Эта народная любовь и погубила Михаила Васильевича.
Церковь Рождества Богородицы (Городня)
Церковь Рождества Богородицы — православный храм Конаковского благочинного округа Тверской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Городня Конаковского района Тверской области. Объект культурного наследия федерального значения. Наиболее древняя сохранившаяся постройка в Тверской области, единственный дошедший до наших дней памятник архитектуры Великого княжества Тверского.
Содержание
История [ править ]
Стоящая на крутом правом берегу Волги в 30-ти километрах к юго-востоку от Твери, церковь Рождества Пресвятой Богородицы является самым древними самым ценным памятником старины, сохранившимся от Тверского княжества. Как указывалось в клировых ведомостях 200-летней давности, построена она «неизвестно когда и кем».
Описание [ править ]
Церковь Рождества Богородицы изначально представляла собой четырехстолпный крестово-купольный храм с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. Подклет был довольно высоким (сейчас он сильно погрузился в землю), поэтому ко входу в храм вели высокие лестницы-«всходы». Храм был белокаменным, и в целом имел весьма характерную для каменного зодчества той эпохи архитектуру. В частности, считается, что изначально храм был очень похож на Никольскую церковь в селе Каменском. Также церковь предположительно имела оборонное назначение, будучи «главной башней» крепости Городня.
В результате перестройки 1740-х годов прежняя кровля храма была изменена с позакомарной на простую четырёхскатную. Окна были растёсаны. Тогда же была «надстроена» главка храма: на старый барабан был поставлен еще один, более тонкий, а сверху — луковичная главка. В таком виде церковь дошла до нашего времени.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тверская область, Конаковский район, с.Городня-на-Волге, ул.Ленинградская, д.105
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Все наверное знают эту эффектную достопримечательность. Действительно, высоченная колокольня посреди водной глади это необычно смотрится.
Почему ее вообще оставили при затоплении территорий и почему она до сих пор не рухнула?
За все время гидротехнического строительства в нашей стране в зону полного (или большей части территории) затопления попало 9 небольших городов: семь на Волге и по одному на Оби и Енисее. Так что количество затопленных церквей на самом деле достаточно велико – в одном только Пучеже в зону попали пять храмов. Правда, надо заметить, что из этих городков только два полностью были уничтожены, а остальные переместились на новые места и некоторые даже получили большее, чем раньше, развитие, как, например, Тольятти.
С затопленными территориями связано множество душераздирающих легенд: о том, как в срочном порядке перевозили целые города и люди чуть ли не ночью выбегали на улицы, чтобы погрузиться на машины; о верующих, приковавших себя к храмам, чтобы разделить участь святынь, о подводных домах и улицах…
Однако верить городскому фольклору без проверки нельзя. Историки утверждают, что затопление городов проводилось не так быстро, без авралов. У людей было время переехать на новое место, и старые дома они чаще всего разбирали на стройматериалы. От бывших строений под водой сегодня можно найти только основания.
Оставлять разрушающиеся здания в зоне навигации было просто опасно, да и стройматериалы были дороги, поэтому все, что только могли, из зоны затопления вывозили, даже леса вырубали. Несколько церквей стали исключением, и сделано это было с практическими целями.
В 80-е годы еще раз решался вопрос, не разобрать ли колокольню, так как ее состояние за прошедшие годы ухудшилось и даже наметился небольшой наклон. Опасались, что старинное сооружение просто рухнет. Однако было принято решение сохранить башню, и ее фундамент укрепили. При этом вокруг церкви образовался небольшой островок с причалами для лодок. В мае 2007 года в полуразрушенном храме была совершена божественная литургия и начался процесс его восстановления.
18 августа 2016 года на башне появились пять новых колоколов, и в летнее время здесь постоянно проводятся молебны. Колокольня привлекает не только верующих, но и туристов.
За прошедшие годы она стала одним из главных символов небольшого городка Калязина.
Городня на Волге (древнерусский город Вертязин).
Храм Рождества Богородицы – уникальный памятник тверской архитектуры – стоит на крутом берегу р.Волги в с. Городня, в тридцати километрах от Твери. Это единственный храм, сохранившийся со времен Тверского княжества. Церковь с позолоченным куполом хорошо видна с Волги.
Построенный в конце XIV в. великим князем Тверским Борисом Александровичем, являлся соборным храмом удельного княжества. Точное время строительства неизвестно. Сопоставление исторических фактов позволяет сделать вывод, что он сооружен между 1380 (после Куликовской битвы) и 1390 гг. (временем приезда святителя Московского Киприана в Тверь).
Церковь неоднократно перестраивалась и сегодняшний ее вид существует с XVIII в. От первоначального храма сохранился лишь глубокий белокаменный подклет (нижняя часть). Облик храма отличается ясностью и простотой, запоминающимся силуэтом: окруженный со всех сторон каменной оградой, состоит из массивной низкой аспиды, трапезной с приделом Иоанна Предтечи и шатровой колокольни. Простой прямоугольный в плане объем храма венчает золоченая главка-луковичка. В результате реставрационных работ, в подклете храма найдены уникальные фрески XV в., хранящиеся сейчас в музеях Твери и Москвы, выяснены различные архитектурные особенности храма и надписи XV в., освобождены от поздних наслоений оригинальные металлические XVII-XVIII вв.
Для одних храм стал символом многоликой и богатой культуры России, для других – местом молитвенного сосредоточения и душевного отдыха. Сюда приезжали писатели В.А.Солоухин и В.Д.Дудинцев, М.Н.Алексеев и Ю.Лощиц, В.Сергеев, В.Распутин, С.Куняев, поэт А.Я.Марков, артисты М.Ульянов, А.Шенгелая и многие другие известные деятели культуры. Знаменитый итальянский кинорежиссер Де Сика в самых разных ракусах показал нам это сказочной красоты строение в фильме «Подсолнухи»!
Многие жители Твери и ее области помнят духовное торжество, которым стало празднование 600-летия церкви во имя Рождества Богородицы в селе Городня в сентябре 1990 г., когда в храме служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении многочисленного духовенства. Тогда это был первый приезд на Тверскую землю Предстоятеля Русской Православной Церкви за последние триста лет.
В 2004 г. была выпущена серебряная монета из серии «Памятники архитектуры России», на одной из сторон изображена церковь Рождества Богородицы в Городне.
В ночь с 6 на 7 января 2005 г. в городенском храме Президент РФ В.В.Путин встречал Рождество.
Церковь действующая. Настоятель храма – протоиерей о.Алексей (Злобин) избран от Тверской области в Общественную палату РФ.
Церковная лавка у храма Пресвятой Богородицы в Городне на Волге.
Люди селились на территории данной местности начиная с 5-6 тысячелетия до н. э. При раскопках городища в Городне найдены осколки кремня, наконечники стрел, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики, относящиеся к временам позднего неолита. Во 2-ом тысячелетии до н. э. распространяется фатьяновская культура. Во второй половине первого тысячелетия до н. э. распространяется дьяковская культура, бронзовый век сменяется железным. В VII—VIII веках н. э. край заселяется славянским племенем кривичей. В 1944 году при раскопках Городни обнаружены остатки славянской, дьяковской, бронзовой культур.
Городище овальной формы площадью около 5000 м2 отделялось от равнины оврагами. Крепость располагалась на 20 метров над уровнем реки, у её подножья на низменном берегу Волги находился посад, защищённый валом высотой более 2-х метров.
По одним данным, впервые город Вертязин упоминается в 1312 году, здесь тверской князь Михаил Ярославич подписал мирный договор с побеждёнными новгородцами. По другим — первое упоминание о городе было в 1399 году.
Город был центром удела Холмских князей, затем перешёл к тверским князьям.
В 1390 году упоминается в летописи: «В ту же осень пристроили крепость в Городке на Волге»
В 1399 году по завещанию тверского великого князя Михаила Александровича Вертязин в числе прочих тверских городов отходил старшему сыну Ивану Михайловичу.
В конце XIV—начале XV века в городе была возведена белокаменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 31 октября 1412 года она пострадала во время опустошительного пожара. Из сообщения об этом бедствии видно, что Городень был крупным княжеским центром с княжеским двором, «имениа княжа и жита» и всевозможными запасами. Церковь, вероятно, была восстановлена при Борисе Александровиче Тверском в 40-х годах XV века.
В 1412 году Александр Иванович Тверской (сын Ивана Михайловича, внук Михаила Александровича), на месте древнего Вертязина «паки заложи Городен и пристави людей множество Тверичь и Кашинцев, и срублен бысть вборзе».
По некоторым испочникам в середине XV века в Вертязине чеканят княжеские монеты — «деньгу городескую», другие источники называют это утверждение ошибочным, так как название Городец относилось также к более крупному городу Старице.
После падения в сентябре 1485 года Великого княжества Тверского Городень с прочими тверскими городами и землями отошёл Ивану Ивановичу Молодому — сыну Ивана III. Не ранее 21 декабря 1506 года великий князь московский Василий Иванович передаёт полученный от отца «Городень городъ» вместе с Клином в вотчину новокрещеному казанскому князю Петру.
С XVI века Городня известна как почтовая станция на дороге между Москвой и Новгородом. По данным Писцовой книги 40-х годов XVI в., «на Городне», помимо собора Рождества Пресвятой Богородицы, находилась церковь Воскресения и два монастыря — Петровский, владевший восемью деревнями и починком, и Афанасьевский — с двумя деревнями и двумя пустошами.
В 1569 году Иван Грозный разрушает Городню, заподозрив его жителей в измене, повторное опустошение город испытывает в начале XVII века при столкновениях с поляками русских войск под предводительством боярина Скопина-Шуйского. К середине XVII века Городень превращается в «село Городок, Городен Вертязин тож» Захожского стана Тверского уезда, которое царь жалует боярину Борису Ивановичу Морозову, с 1678 года снова дворцовое село, а в начале XVIII века Пётр I подарит его князю Меньшикову, но после того как тот попадает в опалу, его владения конфисковывают.
С 1730-х годов Городня принадлежала военному бригадиру Петру Алексеевичу Бему, на его деньги после очередного пожара 1716 года церковь была «возобновлена» в 1740—1745 годах: отремонтирован и расписан храм, построены кирпичные трапезная и шатровая колокольня.
В конце XVIII века в Городне был построен Путевой дворец (архитектор М. Ф. Казаков), в котором останавливались цари, государственные курьеры, иностранные дипломаты. По другим данным, автором проекта дворца был архитектор П. Р. Никитин, а возведён дворец был в стиле позднего барокко в 1776 году по указу Екатерины II, по аналогичному проекту строились Путевые дворцы в Торжке, Вышнем Волочке, Выдропужске, Медном.
В 1856 году Городню посетил знаменитый русский драматург А. Н. Островский, по заданию морского министерства он изучал экономику и быт приволжского населения. «Приобидела чугунка нас», — пожаловался ему ямщик, а когда писатель посоветовал местным жителям заняться земледелием, ему ответили: «От косы да от сохи не будешь богат, а будешь горбат».
В 1866 году, после изучения за границей техники и организации молочного дела, Н. В. Верещагин при помощи Российского вольного экономического общества организовал в районе производство сыра, была создана артель и в Городне.
После земской реформы, в 1880 году в Путевом дворце была открыта больница на 25 коек, считавшаяся самой большой и благоустроенной больницей в губернии, кроме неё, действовал также акушерский пункт.
В конце XIX — начале XX века село насчитывало 1200 жителей.
XX век — наши дни.
В начале 1930-х годов в селе открывается грязелечебница.
Северо-западная часть Завидовского района была освобождена 46-ой стрелковой дивизией.
В 1970—1980 годах Храм Рождества Богородицы реставрировался под руководством архитектора-реставратора Б. Л. Альтшуллера. В начале 1990-х по инициативе настоятеля храма Алексея Злобина в селе открывается церковно-приходская школа, а в начале 2000-х — православная гимназия, рассчитанная на 140 учащихся.
«На волне колокольного звона К нам плывет голубая весна. » (К. Фофанов)
Село Городня на Волге и храм Рождества Богородицы
Если ехать по трассе «Россия» М-10 из Москвы в Тверь, то после поселка Радченко можно обратить внимание на изгиб дороги: основная трасса поворачивает налево, а прямо пойдет узкая, в колдобинах, дорога. Сбоку указатель на Городню. Здесь непременно стоит побывать!
Волга в районе Городни
История Городни
Ныне Городня — село в Тверской области, которое раскинулось на высоком берегу Волги. Главным его украшением является церковь Рождества Богородицы. Но как только выйдешь на высокий берег Волги, глянешь на широкие просторы, понимаешь, что непростое это место. А в овраге под ногами полно керамических черепков. После археологических экспедиций глаз был наметан — за минуту я собрала внушительную коллекцию.
Храм Рождества Богородицы в Городне
История Городни очень древняя. В окрестностях обнаружены следы селений, которые датируются VI-V тыс. до н.э.: поздненеолитические осколки кремня, наконечники стрел, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики. Культуру ямочно-гребенчатой керамики сменила фатьяновская культура, затем — дьяковская. В VII-VIII веках здесь появляются племена кривичей.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Величественная и спокойная Волга в районе Городни
Городня одно время была даже центром небольшого удельного княжества в составе Тверского княжества, где печатали свою монету с надписью «Печать Городеньская». На высоком холме на высоте около 20 метров над Волгой была построена деревянная, в плане овальная крепость площадью около 5000 кв.м. От окрестных равнин её защищали овраги. Кроме церкви Рождества Богородицы здесь также стояла Воскресенская церковь, фундамент которой сохранился до сих пор. Неподалеку стоял княжеский дворец. Посад лежал внизу, на берегу Волги. Его защищали 2-метровые земляные валы.
Храм Рождества Богородицы в Городне
Ныне существующее здание храма Рождества Богородицы в Городне на Волге было построено во второй половине XIV века и является самой древней постройкой во всей Тверской области. В 1412 году после пожара церковь была заново отстроена на старом подклете. Работы были завершены к 1425 году, через несколько лет храм был расписан.
К сожалению, древние фрески были сбиты в XVIII-XIX веках и сохранились лишь частично в подклете и на внутренних откосах окон. В частности, сохранились фрески с изображением святого благоверного князя Михаила Тверского. В конце XVII века церковь снова пострадала от пожара. В 1745 году храм был перестроен — растесали окна, надстроили главку над барабаном, пристроили трапезную и колокольню. Во 2-й половине XIX века храм заново расписали, уничтожив древние фрески.
Церковь Рождества Богородицы в селе Городня на Волге
Поскольку Городня лежала на волжском пути, ее население было весьма большим. В городе и вокруг него находилось шесть монастырей. Об этом и поныне напоминают названия населенных пунктов в округе — Воскресенское, Отроковичи, Игуменка… В 1569 году опричники, усмирявшие Новгород, разгромили и Городню. В Смутное время Городня и прилегающие территории были разорены. Из шести монастырей остался один — Петровский.
Ограда храма Рождества Богородицы в Городне
Городня в XVIII-XIX веках
В начале XVIII века Городня утратила статус города и превратилась в дворцовое село: местных жителей обязали поставлять волжскую рыбу к царскому столу. Монастырь был упразднен. Одно время селом владел светлейший князь Александр Меншиков, но после его опалы оно вновь стало дворцовым. Соборная церковь Рождества Богородицы превратилась в обычный приходской храм.
В 1788-1789 году по «типовому» проекту архитектора П.Р.Никитина (по другой версии — М.Ф.Казакова) в Городне в стиле позднего барокко был возведен Путевой дворец. В 1880 году в нем была открыта земская больница на 25 мест. После того, как в 1851 году была проложена железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой, Городня оказалась в стороне от торговых путей и навсегда утратила былое значение.
Волжский берег
Храм Рождества Богородицы в Городне не закрывался даже в годы советской власти. И сейчас он единственный напоминает о расцвете и падении Великого княжества Тверского.
Тихая заводь недалеко от Городни
Сегодня Городня и её окрестности известны своими красивыми пейзажами. С высокого холма открываются захватывающие виды на Волгу. Рядом — небольшие уютные заливы и заводи, которые облюбовали туристы.
Достопримечательности Городни
Если вы будете проезжать по трассе М-10 «Россия», то сделайте небольшой крюк и отдохните в Городне. Об этой остановке вы точно не пожалеете.
Желтые цветы
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Машенька. верхняя фотка великолепна. Такое небо!