храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

Храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

Духовенство и служители

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

Настоятель храма — протоиерей Андрей Новиков

(кандидат богословия, член Синодальной Библейско-Богословской комиссии РПЦ)

храм на воробьевых горах задать вопрос священникухрам на воробьевых горах задать вопрос священнику

протоиерей Константин Георгиевский протоиерей Геннадий Ерёменко

храм на воробьевых горах задать вопрос священникухрам на воробьевых горах задать вопрос священнику

иерей Сергий Зверев диакон Антоний Гороховец

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

(†16.03.2014)

Протоиерей Сергий Суздальцев
(с 16 марта 1982 по 16 марта 2014г. был настоятелем храма)

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

протоиерей Александр Катунин

(по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 2 сентября 2013 г., переведен в храм Спаса Преображения в Переделкино по адресу: г.Москва, 7-я улица Лазенки, 42, сайт: http://spas-pr.ru/). Сейчас является настоятелем Храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, напротив вл. 15 (напротив ТЦ «Фестиваль» в Олимпийской деревне, на берегу Большого Очаковского пруда)

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

протоиерей Иоанн Драган

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

диакон Николай Тихомиров

(переведен в Храм Иверской иконы Божией матери в Очаково-Матвеевском по адресу: Москва, Мичуринский проспект,68)

Источник

Храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

О НАШЕМ ХРАМЕ

храм на воробьевых горах задать вопрос священникуХрам Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах — православный храм в честь Живоначальной (Святой) Троицы, расположенный в Западном административном округе (ЗАО) Москвы. Относится к Михайловскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

Храм имеет три алтаря

Престольные праздники:

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику Святыни:

Чтимая икона Божией Матери — «Благодатное Небо».

Богослужение

По будням и в субботу — Литургия в 8:00

Вечернее богослужение в 16:00

Исповедь — во время утреннего и вечернего богослужений

Воскресенье — после Литургии акафист перед иконой Божией Матери «Благодатное небо».

Деятельность

Огласительные беседы перед Крещением

суббота с 13.00 до 14.00

Воскресная школа

Встречи с настоятелем (чаепитие)

Источник

КРЕЩЕНИЕ

Святое Таинство Крещения совершается ежедневно. Начало в 11.00

Прибыть в храм необходимо за полчаса до начала таинства.

Для крещения необходимо :

Свидетельство о рождении, крест нательный на цепочке или тесемке, чистая рубашка (желательно белая), полотенце, простыня, запасной памперс (для младенцев). Крестный отец, крестная мать и один из родителей в период перед крещением должны исповедоваться и причаститься и пройти собеседование непосредственно перед крещением.

Крещаемым старше 7 лет необходимо приходить натощак, а взрослым необходимо воздерживаться от курения. Во время крещения сохранять благоговейную тишину, не жевать жвачку и выключить телефоны.

ПОДГОТОВКА К КРЕЩЕНИЮ

Желающие креститься или стать восприемниками, а также один из родителей крещаемого должны пройти огласительную беседу со священником или катехизатором. Восприемники (крестные) должны быть воцерковленными православными христианами, и накануне крещения ребенка исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

В нашем храме огласительная беседа проводится непосредственно перед крещением (за полчаса до совершения таинства).

Если Вы решили принять Таинство Крещения, необходимо достойно к нему подготовиться:

1. В дни подготовки к крещению необходимо ознакомиться с толкованием на «Символ Веры» для того, чтобы знать и понимать во что верит православный христианин. Научиться хорошо читать «СИМВОЛ ВЕРЫ».

2. В процессе подготовки к Крещению необходимо прочитать Евангелие и «Закон Божий».

3. Неотъемлемой частью подготовки к Таинству Крещения является осмысление своей жизни и покаяние в содеянных грехах.

4. Три дня перед Крещением желательно соблюдать пост (исключение пищи животного происхождения, воздержание от развлечений). В сам день крещения желательно воздержаться от курения, или свести его к возможному минимуму. Женщинам, находящимся в месячной нечистоте, необходимо отложить Крещение до окончания дней очищения. Для крещения младенцев необходимо:

Помните, что мамам крещаемых младенцев в храм заходить не положено (только в притвор) до прочтения очистительной молитвы. Она читается только по истечении 40-ка дней после рождения ребенка.

При выборе восприемников необходимо помнить о следующем:

У каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители – восприемники от купели крещения. Человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь.

Источник

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 20-й седмицы по Пятидесятнице

(Флп.2:12–16; Лк.9:18–22)

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

Поленов Василий Дмитриевич. За Кого Меня Почитают Люди (1890-1900)

18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Все делайте без ропота и сомнения,
15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику( Лк. 9:18-22 ) Лк.9:18. В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
Лк.9:19. Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
Лк.9:20. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
Лк.9:21. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
Лк.9:22. сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Господь, вопрошая учеников, не спрашивает прямо, что они сами говорят, но прежде спрашивает о мнении народном, а потом о мнении уже их самих. Так поступает Он для того, чтобы показать несправедливость народной о Нем молвы и привести учеников к истинному понятию, что и было сделано. Ибо когда ученики сказали, что одни называют Тебя Иоанном, другие Илиею, Он «а вы», то есть вы отличные от всех, вы избранные, вы отделенные, кем Меня называете? Тогда Петр предваряет прочих и, сделавшись устами всех, исповедует Его Тем Христом Божиим, о Котором издавна проповедуется. Не просто Христом Божиим назвал Его, но Тем Христом Божиим, который есть собственно Христос Божий. Ибо многие были помазаны, но Тот Христос (Помазанник) Божий есть Единый и Единственный.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.9:18–22)

Протоиерей Александр Шаргунов

Ученики говорят, что, слушая Его проповедь, видя чудеса, которые Он совершает, народ самого высокого о Нем мнения. Одни говорят, что Он Иоанн Креститель, другие — что Илия, третьи — что один из древних пророков. Сколько голов, столько и умов. Мнения различны. Но истина одна.

И Господь спрашивает Своих учеников: «А вы что думаете о Сыне Человеческом, за кого вы почитаете Его?» Ученики Христовы больше знают, чем все остальные люди. Им больше было дано прикоснуться к жизни Христа, им предстоит проповедь о Христе. Поэтому очень важно, чтобы у них было истинное понятие о Христе. И апостол Петр, самый смелый, тот, кого называют устами апостолов, выходит вперед и от имени всех апостолов — теперь мы можем сказать от имени всей Церкви — дает краткое, но полное исповедание истины: «За Христа Божия». Недостаточно знать, что другие думают о Христе. Можно знать о Христе все, что написано о Нем на всех языках мира, и, тем не менее, не быть христианином. К каждому из нас Христос приходит не с вопросом, что другие говорят и пишут о Нем, но: «за кого ты принимаешь Меня?» апостол Павел говорит: «Я знаю, в Кого я уверовал». Христианство не заключается только в исповедании Символа веры, оно есть личное узнавание Христа.

Священник Дмитрий Барицкий

На протяжении долгого времени еврейский народ жил напряженным ожиданием, что вот-вот исполняться древние пророчества, и родится правитель из рода великого царя Давида. Это и будет Мессия, по-еврейски Машиах. В греческом языке аналогом этого имени является Христос. На русский язык оба варианта можно перевести как «Помазанник», то есть тот, кого помазали, благословили на царство. Мессия сбросит иго иноземных захватчиков и вернет Израилю былую славу. Царство Мессия будет несокрушимым и распространится по всему миру.

А теперь представьте ситуацию. Апостол Петр, который также ожидал пришествие Мессии, признал Его в своем Учителе. Учитель этого не отрицает, но вместе с тем говорит такие вещи, которые ну никак не вяжутся с тем образом великого царя, которого ожидали увидеть все евреи. Словом смущение реакцию Петра назвать сложно. Это скорее шок. Тот, кто должен править, кто обладает невиданной властью и могуществом, в чем сам Петр не раз мог лично убедиться, будет унижен и умерщвлён. Да еще и это непонятно воскресение. Что это такое? Разве мертвые воскресают? Наверняка, какая-та странная метафора? Но в чем ее смысл?

В подобной ситуации ученики Христовы оказывались еще не раз. Еще не раз Господь говорил и показывал им такое, что буквально выбивало у них почву из под ног, разрушало все их представления о самих себе, об окружающем мире, о Мессии, о Боге и о том, как Он действует в этом мире. Но каждый раз они делали усилие, отгоняли сомнения и оставались, доверяя Тому, Кого любят, хоть и совершенно не понимали, что Он делает, как и зачем. Даже после креста, самого страшного события, крушения всех надежд и упований, они остались вместе. Их объединял не просто страх, но и любовь к Своему погибшему Учителю. Именно она дарила им тонкое, едва уловимое чувство надежды и не позволяла разбежаться кто куда. В результате ученики были вознаграждены. Когда к ним явился воскресший Христос, они не просто испытали великую радость, в тот момент вдруг все встало на свои места. Все непонятные слова Учителя обрели прозрачный смысл, а все Его странные поступки стали логичны, закономерны и последовательны.

Также Бог действует в судьбе каждого из нас. Порой жизнь напоминает хаос несвязанных друг с другом событий, так что голова идет кругом. Иногда от этого одолевает такое уныние и тоска, давит такое чувство богооставленности, что складывается впечатление, будто висишь в пустоте. Вокруг тебя и в тебе самом кипят такие страсти, которые кажется вот-вот разорвут на мелкие кусочки. В эти тяжкие периоды нам необходимо как апостолам сделать усилие и всего лишь держаться за Того, Кого мы однажды признали Христом и Своим Спасителем. Всего лишь доверять Ему. Именно в этот момент, когда нам плохо, Он совершает над нами какую-то важную работу. Именно сейчас Он через все эти непонятные и странные ситуации, через крест ведет нас к славе воскресения. Только там нам все станет окончательно понятно и, подобно апостолам, мы испытаем поистине пасхальную радость.

Церковный календарь. 1 ноября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 1 ноября

Источник

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Пятница 19-й седмицы по Пятидесятнице

(Флп. 1:27–2:4; Лк. 9:12-18)

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику

Евангелие святого апостола Луки, глава 9, стихи 12-18:

12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15 И сделали так, и рассадили всех.
16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.

1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику( Лк. 9:12-18 ) Лк.9:12. День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.

Когда день склонялся к вечеру, ученики, начавшие уже отличаться человеколюбивыми и пастырскими расположениями, сжалились о народе и сказали: «отпусти» их, то есть скорей уврачуй их болезни, исполни их прошения.

Лк.9:13. Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?

А Господь говорит ученикам: «вы дайте им есть». Говорит Он так не потому, будто не знал о скудости, но потому, что желал заставить учеников самих высказать, сколько они имеют хлебов, и таким образом чрез исповедание их, чрез объявление количества хлебов, явить все величие чуда.

Лк.9:14. Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.

Лк.9:15. И сделали так, и рассадили всех.

Повелевая ученикам рассадить народ рядами по пятидесяти, показывает, что и нам, когда принимаем какого-нибудь странника, должно успокоить его и прилагать всякое попечение о нем.

Лк.9:16. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

Взирает на небо, чтобы показать, что и мы, намереваясь вкушать пищи, должны воссылать благодарение Богу. Дает Сам ученикам, а они потом уже и народу; это для того, чтобы не забывали о чуде, но вспоминали бы о нем при мысли, что они брали хлебы в свои руки.

Лк.9:17. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.

Остатков было двенадцать коробов, чтобы мы знали, какую силу имеет странноприимство и как умножается наше достояние, когда мы помогаем бедным.
Впрочем, об этом пространнее сказано в объяснении на Евангелие от Матфея (см. гл. 14)

Лк.9:18. В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

Господь, вопрошая учеников, не спрашивает прямо, что они сами говорят, но прежде спрашивает о мнении народном, а потом о мнении уже их самих. Так поступает Он для того, чтобы показать несправедливость народной о Нем молвы и привести учеников к истинному понятию.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

храм на воробьевых горах задать вопрос священнику(Лк. 9:12-18). Чýдное насыщение народа в пустыне – образ насыщения верующих во Св. причащении Пречистым Телом и Пречистой Кровию Господа. Господь сидит особо; народ рассажен «на купы»; апостолы посредствуют, получают хлеб и раздают. Так и ныне: верующие все разделены на группы – малые частные церкви, в которых Господь, невидимо присутствуя, раздает Свое Тело и Кровь чрез апостольских преемников. Как тогда апостолам, так теперь преемникам их гово­рит Он: «вы дайте им есть» (Лк.9:13). Как тогда, так и теперь народ верующий неотступно предстоит Господу в посте, слушании слова и молитвенном взыскании исцеления от грехов, когда готовится приступить к Божественным Тайнам. Так предначатое в явлении Господа таинство продолжается доселе и будет продолжать­ся до скончания века. И в будущем веке будет своего рода прича­щение, ибо Господь обещает дать вкусить «от манны сокровенной» и «от древа животного» (Откр.2:17, 7).

И в земном раю для прародителей устроено было свое таинственное причащение – вкушение от древа жизни; в ветхозаветной же церкви образ его – вкушение пасхального агнца. Таким образом, таинственное причащение началось с родом человеческим, было и будет с ним во веки вечные, в разных видах, но одном значении – приискренняго общения с Господом; ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4)

Созданным по образу Божию и надлежит быть в таком общении с Тем, Который есть «сияние славы и образ ипостаси Отчей» (Евр.1:3)

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк. 9:12-18)

Протоиерей Александр Шаргунов

Христос щедро питает народ, идущий за Ним. Пятью хлебами и двумя рыбами Он насыщает пять тысяч человек. Это единственное чудо Спасителя, записанное всеми четырьмя евангелистами. Оно показывает нам, что всех, кто следует за Христом, отвергаясь себя и предавая себя Ему, Он берет под Свою сугубую опеку. Он не допустит, чтобы боящиеся Его и верно Ему служащие испытывали в чем-либо нужду.

«День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. Но Он сказал им: вы дайте им есть». «Но у нас нет ничего, — отвечают апостолы, — весь наш запас — пять хлебов и две рыбы. Но если Ты дашь нам немного времени, мы можем пойти в город и купить что нужно». Однако Господь хочет узнать, сколько у них есть в наличии веры, доверия Ему, готовности к самоотдаче. «Вот весь мой запас, — говорим мы, — вот все, что есть у меня в карманах. Вот все, что содержит мое сердце».

В чуде умножения хлебов нам открывается подлинная тайна христианства, путь жизни, где Господь дает с избытком. Пусть те, кто имеет мало, делают с этим малым что могут, предавая все в руки Господни, и тогда они обретут много. У Бога всего много. Благословение Христово направляет наше малое по великому пути. Христос не только исцеляет требующих исцеления, но питает требующих насыщения. У Христа достаточно всего, чтобы не только спасти наши души от гибельных болезней, но напитать их жизнью вечной. Но все дары Христовы должны быть получены в правильном законном порядке: «Рассадите их рядами по пятидесяти», — говорит Господь. Невозможно не поражаться тому служению, которое доверяет Своим ученикам Христос. Он — дает хлеб, а ученики принимают его из рук Господа и раздают народу. Но прежде они должны организовать эту толпу в упорядоченную общину. Они поставлены Господом как Его служители, Которому они послушны.

Если мы постараемся глубже проникнуть в подробности этого чуда, нам, несомненно, приоткроется его богослужебный характер. «Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу». Разве не напоминают нам эти слова последование Евхаристии? Здесь в пустыне Господь «взяв пять хлебов, благословил их, преломил и дал ученикам». На Тайной Вечери Он, «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им» (Лк. 22:19). В Эммаусе Он, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» (Лк. 24:30). Когда священник, служитель Христов, повторяет эти действия среди нас, в нашей общине, Сам Христос повторяет их ради нас и являет нам Свое присутствие. Евхаристия дает нам возможность встретить в вере Христа Воскресшего, Победителя зла и смерти, и потому — Спасителя человека. Этот хлеб ломимый и раздаваемый — знамение, которое Эммануил, «с нами Бог», избрал, чтобы быть с нами. В этом хлебе — Сам Христос, даваемый нам, — «Сын и дадеся нам» — таинственная Личность, вопрошание о Которой предваряет и завершает описание чудесного умножения хлебов.

«Кто же Этот, о Котором я слышу такое?» — восклицает Ирод (Лк. 9:7—9). «За кого почитает Меня народ?» — спросит Господь Своих учеников после этого чуда. Если мы не ответим на этот вопрос, «знамение хлеба» останется слишком поверхностным для нас. Разумеется, христиане не могут быть равнодушны к физическому голоду своих ближних. Немаловажное значение имеет то, что ты делишься своим хлебом, трудишься, служа другим. Но есть то, в чем люди нуждаются больше. Больше чем в насыщении чрева они нуждаются в насыщении, которое принесет им Бог, если ты сумеешь дать его им. Каждодневный хлеб людей (что может быть обыденней хлеба!) должен стать Телом Христовым. Нельзя напрасно растрачивать этот хлеб. Здесь сокрыта тайна. «И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов». Нельзя выбрасывать ни одной частицы человеческого, ни одного куска обыденного, ни одного мгновения каждодневного — с тех пор, как Бог воплотился в этом мире. Благословен Бог вселенной, дающий нам этот хлеб, плод земли и труда человеческого. Мы приносим этот дар Ему, чтобы он стал Хлебом Жизни.

Но мы знаем, что толпы не поняли этого. Они хотели сделать Его Царем, ограничить Его ролью политического Мессии, замкнуть Его только в человеческом. Он не исполнил их желания. Он «удалился на гору один», как сказано в Евангелии от Иоанна (Ин. 6:15). И Он «тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону», как сказано в Евангелии от Марка (Мк. 6:45). «Отче наш, иже еси на небесех! Хлеб наш насущный даждь нам днесь» — и этот, и иной хлеб.

Протоиерей Павел Великанов

Чудо умножения хлебов, о котором мы сейчас слышали, вполне можно назвать самым публичным чудом, совершённом Иисусом Христом. Утомлённые ученики и последователи Спасителя, оказавшись в пустынном месте, испытывают потребность подкрепить свои силы – но при этом ясно понимают, что нигде поблизости не найти еды для такой огромной толпы. Иисус повелевает рассадить всех, словно на плацу, небольшими группами – достаёт хлеб и рыбу, обращает еду к Богу со словами благодарения – преломляет хлеб и передаёт ученикам. И здесь есть один незаметный момент, на который хотелось бы обратить внимание.

Давайте представим себя на месте одного из апостолов. Что он видит? Учителя, в руках которого хлеб и небольшая рыбка. Толпы людей, рассаженных на траве. Берег Галилейского озера. Иисус даёт хлеб и рыбу, и ученик идёт к людям. Достаёт из корзины эту скромную еду – люди принимают с благодарностью. Переходит к следующим – и продолжает эту вполне рутинную процедуру. В какой-то момент ученика неизбежно посещает мысль: странно, еда давно должна была бы кончиться – но почему-то сколько ни бери из этой корзинки, она откуда-то там появляется снова. Внешне ничего сверхъестественного не происходит: из корзины достают обычную, самую простую, еду. Никаких громов, молний и землетрясений. Всё вполне буднично. Сидящие на траве тоже не видят ничего выдающегося: подумаешь, хлеб и рыба, еда бедняков. И только после того, как все уже насытились, стали собирать недоеденные остатки – и только тогда вспомнили, что в начале-то было пять хлебов и две рыбки – а теперь одних объедков двенадцать полных корзин!

Что происходило в головах тех, кто сидел на траве и ел – однозначно скажет вскоре сам Спаситель: ведь они и дальше пойдут за Ним, потому что поняли: с Иисусом голодать не будешь! Не чудо как свидетельство Его Божественности, а сытый желудок – вот какой для них главный аргумент! По большому счету, им без разницы, каким образом в пустом месте Иисус раздобыл столько еды: чудом ли, или какой-то вполне житейской хитростью – главное, что сыты!

В чуде насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пятитысячной толпы перед нами открывается важная черта Христа Спасителя – Его невероятная скромность. Послушайте только, что Он говорит ученикам: «Вы дайте им есть!» Не «Смотрите все, внимание: Я вас всех сейчас накормлю чудесным образом!» – но – «вы дайте им есть! Я здесь вообще ни при чём: ваши хлебы – и ваши рыбы, у Меня вообще нет никакой еды. Вы принесли с собой еду – вы её и раздавайте людям. Ничего особого Я не делал.»

Христос нигде Себя не выпячивает; напротив, все дела, какого бы невероятного масштаба они не были, покрывается Божественным смирением. Для Него гораздо важнее, чтобы люди были сыты – при этом Он понимает, что для Его главного дела, проповеди Евангелия – это скорее будет помехой, нежели чем подспорьем: ведь они теперь точно захотят сделать Его Царём и Вождём, потому что ели и насытились. Но Спаситель всё равно на это идёт – потому что для Него необходимость накормить голодных важнее, нежели чем те риски, которые Он понесёт.

Как важно помнить и нам, что глубинное уважение к человеку начинается не тогда, когда мы открываем перед ним все тайники собственной души – а когда просто начинаем участвовать в разрешении его казалось бы самых простейших потребностей! И здесь нет никакой разницы, кто перед тобой – враг или друг, родственник или иноплеменник, красивый или некрасивый, святой или явный грешник. Напои его, когда он жаждет, накорми, если он голоден, одень, когда он обнажён, помоги переночевать – а обо всё остальном – и твоём в том числе – позаботится Сам Бог! Ведь в этом мире у Бога есть только одни руки для добрых дел – и эти руки – наши!

Священник Стефан Домусчи

В сегодняшнем евангельском чтении мы видим апостолов, которые видимым образом заботясь о ближних, по сути желают снять с себя ответственность, посылая народ в ближайшие селения. Мы видим так же Христа, который побуждает их к невозможному: накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. И мы видим как ученики берут хлеб, который Он благословил и происходит чудо. Чудо настолько преизобильное, что хлебов не просто хватает, но остается с избытком.

Можно долго спорить возможно ли такое в действительности. Кто-то скажет, что это не хлебы умножились, а просто все достали из котомок провизию, которую взяли с собой? Кто-то скажет, что все это некоторый образ, который должен показать читающим величие Христа.

И все же, для людей, которые верят в то, что Бог сотворил мир из ничего, не должно быть трудно поверить в реальность сегодняшнего повествования. Однако, читая эту историю, как и любую другую в Евангелии, в первую очередь стоит задуматься, как она относится к нашей жизни?

А что если бы мы были на месте учеников? Ситуация, с которой они столкнулись не казалась им сложной, т.к. не имела к ним прямого отношения, решение проблемы не было на их ответственности, ведь люди сами пошли за Христом, сами задержались до вечера и теперь должны были пойти в соседние селения, для того, чтобы поесть и устроиться на ночлег. И вот они подходят ко Христу и просят его об очевидной вещи – отпустить народ. Но Христос поступает совершенно иначе. Он почему-то призывает их к тому, чтобы они восприняли чужие проблемы как свои собственные и сами накормили людей. Может быть, потому что Бог именно так относится к проблемам людей? Ведь, рассуждая по человечески, последствия греха Адама и Евы – тоже были их личной трагедией. Бог не вел их к этому и не виноват в том, что они поступили так, как поступили. И все же Он не оставляет людей, потому что при творении мира у него была иная Цель. Бог вмешивается в историю мира не потому что хочет насильно кого-то сделать добрым, но потому что любит и желает помочь.

Но возникает закономерный вопрос, разве можно решить проблемы всего мира? Да и желает ли сам мир, чтобы Бог помогал ему в этом решении?

На самом деле, если мы посмотрим внимательно, мы увидим, что Бог делает это не так топорно как нам может показаться. Часто эта помощь осуществляется как поддерживающее присутствие, или предложение о помощи… Ситуации бывают разными, но главное, чего никогда не делает Бог – Он не проходит мимо и не говорит человеку, что существующая проблема – это только его проблема. Он не делает ничего насильно, оставляя выбор за человеком. Но человека должен знать, что у него этот выбор есть.

После своего вознесения Христос присутствует в мире как глава своего тела, как глава Церкви. Это значит, что если мы хотим быть в церкви, Его отношение к людям должно стать и нашим отношением, Его присутствие – нашим присутствием и Его любовь – нашей любовью.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О жалобщиках
(Флп. 1:27–2:4; Лк. 9:12-18)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды Господь был среди народа в пустынных местах. «День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, ученики сказали: «Отпусти народ; чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи». Вообще Апостолы очень долго не могли уразуметь, что в их Учителе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения», и даже, как видим, пытались давать Ему советы. И тогда Учитель, прекрасно зная, что у них «нет более пяти хлебов и двух рыб», в ответ предложил: «Вы дайте им есть»…

Ведь что получается: Господь – здесь. Он все знает. И Он есть Любовь (1 Ин.4:8). А ученики своей «заботой о людях» как бы заявили, что их любовь опережает любовь Христову. А если так, если вы лучше и видите, и знаете, и любите, то из этого естественно должно следовать, что – и сделать, и дать – вы тоже можете лучше, чем Он. Ну а если сделать и дать вы не можете, значит, ваша «забота о людях» в присутствии Господа – одно лишь гордое пустословие и недоверие к Тому, Который знает, «в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:7-8).

В такой ситуации мы оказываемся довольно часто. Например, священник в твоем приходе ведет себя недостойно. И ты, исчерпав, как тебе кажется, все средства, идешь к начальству. И хотя внешне ты прав, и ситуация вопиющая, но все-таки у жалобщика всегда будет ощущение своей неправды, и ему часто достается первому. Потому что в ответ на свою жалобу он как бы слышит от Господа: «вы дайте им есть». И совесть говорит: Господь же здесь. Он все видит и Он всем хочет блага. Он может и без тебя в один миг все изменить. А Он дал тебе настоящее дело, дал настоящий повод применить свои духовные силы, потерпеть, поплакать, помолиться. А твоего «христианства» достало лишь на то, чтобы вызвать милицию, или пожаловаться начальству…

Что ж, смирись, пойми, что нет у тебя никакой любви, и в твоем стремлении к «торжеству справедливости» тобой руководило что-то совсем другое. И очень важно выяснить, что именно. И это уже следующее дело, которое тебе поручает Бог.

Церковный календарь. 29 октября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 29 октября

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *