храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Храм Рождества Христова г. Волоколамск

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ
До польско-литовской интервенции конца XVI – начала XVII веков, «на Волоку, на посаде» существовал деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Показать полностью. Во второй половине XVII века (1653 г.) на посадской земле поставили деревянный храм во имя Рождества Христова с приделом преподобного Сергия. Этой церкви досталась земля и утварь уничтоженного в лихолетье войны Сергиевского храма.

В течение первой половины XVIII века деревянное здание Христорождественской церкви несколько раз горело. Каменную двухпрестольную церковь построили в 1776-1778 годах по благословению епископа Переяславского Феофилакта (Горского) храмоздатели – московский купец Алексей Петров и волоколамский мещанин Иосиф Калинин.

Рост прихода в первой половине XIX века потребовал перестройки тесного трапезного храма преподобного Сергия. В 1835 году по благословению митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова) на средства церковного старосты волоколамского купца 3 гильдии Ивана Сергеевича Смирдина и почётного гражданина Ивана Ивановича Бажанова трапезную церковь разобрали с устройством приделов преподобного Сергия (северный), иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (южный) и новой колокольни. На средства тех же вкладчиков в приходе построили каменную одноэтажную богадельню. В марте 1900 года по проекту московского архитектора В. Ф. Жигардловича начали постройку яруса колокольни, паперти, каменной ограды с сторожкой.

В советское время храм был закрыт и сильно перестроен. Разобрали купол, сомкнутый свод заменили балками, снесли колокольню, от которой остался только нижний ярус, уничтожили ограду храмового комплекса и здание богадельни. Серьёзно пострадало здание церкви в Великую Отечественную войну за период октябрьских и декабрьских боев в 1941 году. После войны здание храма занимали различные административные учреждения.
Источник: http://volokblag.ru/templas/146-2010-12-08-19-23-.

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена

ВОЛОКОЛАМСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИХ КУРСОВ
ИМЕНИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ПРИГЛАШАЕТ СЛУШАТЕЛЕЙ

Показать полностью.
Библейско-богословские курсы им. преп. Сергия Радонежского были учреждены в Московской епархии в 2013 году.
Задачей курсов является ознакомление слушателей курсов с Библией, с основами православного вероучения и православного богослужения.
Организационно-методическим центром курсов является Коломенская духовная семинария. Заведующим курсами является ректор КДС епископ Зарайский Константин.
Для удобства преподавателей и слушателей курсы работают по системе отделений. Волоколамское отделение действует с 2013 года. За прошедшее время состоялись 7 выпусков, свидетельства об окончании курсов получили более ста человек.
Текущей работой курсов в отделении руководит заведующий отделением Библейско-богословских курсов им. преп. Сергия Радонежского, преподают на курсах священнослужители благочиния.
Образовательный процесс предполагает слушание установочных лекций, домашнюю самостоятельную подготовку и итоговую аттестацию. Промежуточный и итоговый контроль в процессе обучения – собеседование. Учебная программа рассчитана на два года обучения (по два занятия ежемесячно!) и является единой для всех слушателей курсов. В течение первого учебного года запланировано провести 20 занятий по Священному Писанию Нового Завета и 20 занятий по Православному богослужению. В течение второго учебного года запланировано провести 20 занятий по Священному Писанию Нового Завета и 20 занятий по Православному вероучению согласно учебному плану.
Выпускникам курсов выдается епархиальное свидетельство об окончании курсов, подписанное ректором КДС.
ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЕ.
Объявляется набор слушателей на 2021–2022 учебный год.
На курсы принимаются совершеннолетние православные христиане без вступительных экзаменов. Для поступления на курсы кандидат представляет заведующему отделением курсов прошение на имя ректора КДС.

Заведующий отделением: священник Михаил Сергеевич Завитаев,
настоятель Казанского и Предтеченского храмов с. Ярополец

Место проведения занятий: воскресная школа Богородицерождественского храма г. Волоколамск.

Адрес: Московская обл., г. Волоколамск, ул. Возмище, д. 14.

Дата и время молебна на начало учения,
записи на курсы и установочной встречи
заведующего отделением курсов и педагогов со слушателями:

Источник

Расписание Богослужений

19 марта воскресенье

08:45 Исповедь; Часы Божественная Литургия

16:00 Таинство Соборования

Неделя 3 Великого поста; Крестопоклонная

09:00 Утреня; Часы; Изобразительны; Вечерня; Литургия Преждеосвященных Даров

40 мчч. Севастийских

09:00 Утреня; Часы; Изобразительны; Вечерня; Литургия Преждеосвященных Даров

09:00 Утреня; Часы; Изобразительны; Вечерня;

Мчч. Кодрата, Павла, Виктора, Леонида и др.

09:00 Утреня; Часы; Изобразительны; Вечерня; Литургия Преждеосвященных Даров

Свтт. Софрония Иерусалимского, Евфимия Новгородского

09:00 Часы; Божественная Литургия;

Панихида

Свт. Григория Двоеслова, прп Симеона Нового Богослова

17:00 Всенощное бдение

Таинство Соборования

в нашем храме будет совершаться каждое воскресение Великого поста

(за исключением праздника Входа Господня во Иерусалим):

Крещение — по субботам и воскресеньям.

Огласительные беседы — в пятницу в 18.00ч.

Исповедь — по окончании всенощного бдения и утром до Литургии.

Венчание — среда, пятница, воскресение после беседы со священником.

Панихида — по субботам после Литургии.

Отпевание — ежедневно по договоренности.

Освящение домов, автомобилей по договоренности.

Источник

Древняя Возмищенская обитель

Второй по древности храм Волоколамска после Воскресенского собора находится к востоку от кремлевского вала – это церковь Рождества Богородицы на Возмище. Каменный храм был построен в первой половине XVI века и служил в то время собором Возмищенского мужского монастыря. В середине XIX столетия к древней церкви были пристроены колокольня и трапезная с Благовещенским и Знаменским приделами. История древнего Возмищенского монастыря связана с началом иноческого пути преподобного Иосифа Волоцкого.

В книге В.В. Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» приведены несколько вариантов названия стоявшего в одной версте от Волоколамского кремля мужского монастыря: Николаевский-Рождество-Богородицкий-Возминский, Возмицкий (Вотьмицкий) или Зимитцкий. Свое имя обитель получила по Возминской слободе (селу Возмищи), которая вошла в черту современного города Волоколамска. В этом небольшом монастыре, существовавшем еще в XV веке, «принял послушание» святой Иосиф Волоцкий – в миру Иван Санин. Подвижник и просветитель основал впоследствии знаменитый Иосифо-Волоколамский монастырь вблизи села Теряево.

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Преподобный Иосиф был уроженцем села Язвище под Волоколамском, а начало его духовного пути было связано с двумя древними мужскими монастырями: Крестовоздвиженским и Возмищенским. Эти обители входили в число пяти монастырей-острогов, окружавших вал волоцкой крепости, и служили при нападении врага звеньями оборонительной цепи города.

Из жития преподобного Иосифа Волоцкого (составленного Саввой епископом Крутицким) мы узнаем, что в семь лет будущий святой был отдан родителями для обучения грамоте в Крестовоздвиженский монастырь. Первым наставником Ивана Санина стал старец Арсений по прозвищу Леженка. Мальчик превосходил умом своих сверстников: за первый год он выучил Псалтырь, за второй – «все божественные писания». Окружавшие его иноки спрашивали друг друга: «Что отроча се будет?» Этот же вопрос из Евангелия от Луки задавали друг другу жители Иудеи, узнав чудесные обстоятельства рождения Иоанна Крестителя. В конце XVII века Крестовоздвиженский мужской монастырь был приписан на несколько десятилетий к Иосифо-Волоцкой обители, а в 1764 году был упразднен. Сегодня территория монастыря принадлежит мебельной фабрике, здание храма сильно перестроено, богослужения здесь не совершаются.

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Согласно житию, в Возмищенскую обитель будущий святой поступил сразу после обучения в Крестовоздвиженском монастыре. При храме Рождества Богородицы на Возмище Иван Санин жил в особой келье. Почти все время подвижник проводил в церкви: он приходил к началу службы раньше всех, а по окончании «божественного пения» уходил в свою хижину последним. Послушник молился в молчании, отказывая себе во вкусной пище и вине, строго держался церковного правила и размышлял о суетности мирской жизни. Именно тогда, рассматривая текст псалма о жизни в миру, которая как пламень обращается в угли, затем в пепел, развеваемый ветром, юноша решился окончательно принять иноческий постриг.

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Было и еще несколько переплетений имени Иосифа Волоцкого с Возмищенским монастырем. Текст его жития, составленный, как указывалось выше, Саввой Крутицким, был написан рукой архимандрита Возмищенской обители Вассиана – ученика волоколамского старца Фотия. В Послании Иосифа Волоцкого к митрополиту Симону мы встречаем упоминание «Возмицкой обители» в контексте противостояния святого с удельным волоцким князем: «Князь Федор Борисович, государь наш, почал обидити монастырь Пречистыя (то есть Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь)… старцев добрых хотел кнутием бити, а Возмицкому, государь, архимандриту велел на чернецов из монастыря подговаривати и наводити, и архимандрит Алексий подговорил десять чернецов на Возмище, да пять чернецов и увез, а те чернецы взяли с собой… книги да иную рухлядь монастырскую». Иными словами, князь волоцкий Федор вместе с архимандритом Возмищенского монастыря уводили из обители преподобного иноков и утварь.

В.В. Зверинский предполагал, что первое упоминание о Возмищенском монастыре относится еще к концу XIII века. Как свидетельство он приводил следующие строки из Воскресенской летописи: «Князь великий Дмитрий Александрович пострижеся в чернецы и в схиму на Волоце, тогда же ту и преставися, и везоша его в Переаславль». Дмитрий Александрович был сыном благоверного князя Александра Невского. С 1276 года после смерти своего дяди Василия Ярославовича Дмитрий занял великокняжеский престол. Он был участником постоянных междоусобных войн с родным братом Андреем Городецким.

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

В 1294 году, заручившись помощью отрядов татарского хана Тохты, Андрей Александрович и его союзники разбили войско Дмитрия. Великий князь бежал в Волоколамск, а потом в Псков. Оттуда он попытался вернуться в Тверь, но был захвачен в плен. Дмитрий Александрович был вынужден примириться с братом Андреем на его условиях: он лишался великого княжения, но получал в удел Переславль-Залесский. Однако, как писал историк С.М. Соловьев, Дмитрий не достиг своей «отчины», а умер в Волоколамске в 1294 году по пути в Переславль, перед смертью приняв иноческий постриг в Возмищенском монастыре.

Источник

Духовенство

Священник Михаил Валентинович Поляков, 1976

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Благочинный Волоколамского округа

Награды

храм на возмище волоколамск расписание богослужений
Клирик
Богородицерождественский храм, г. Волоколамск, Волоколамский район
Никольский храм, с. Амельфино, Волоколамский район
Светское образование: среднее специальное 1993-СПТУ
Духовное образование: богословский институт 1997-МДС, 2008-ПСТГУ
Хиротонисан: 2 октября 1997 года архиепископом Можайским Григорием в Тихвинском храме г. Ногинска
День тезоименитства: 12 сентября

Награды
2013 — палица
2008 — сан протоиерея
2007 — грамота благодарственная
2002 — наперсный крест
2000 — грамота юбилейная
1999 — камилавка
1998 — набедренник

храм на возмище волоколамск расписание богослужений

Клирик
Богородицерождественский храм, г. Волоколамск, Волоколамский район
Светское образование: среднее 2010
Духовное образование: семинария КПДС, 2015
Хиротонисан: 19 июля 2015 года Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Никольском храме с. Луцино Одинцовского района
День тезоименитства: 30 марта
Награды: 2015: набедренник

Поделиться:

Икона дня

Православный календарь

Мч. Нестора Солунского (ок. 306).

Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.

Прмч. Сергия Чернухина (1942).

Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Источник

АНДРЕЕВ ПАВЕЛ АРКАДЬЕВИЧ

Родился в 1880 году в деревне Аннино Рагозецкой волости Тимского уезда Курской губернии в семье крестьянина Аркадия Васильевича Андреева.

14 июля 1902 года епископ Екатеринославский Симеон (Покровский) рукоположил его во священника. Служа приходским священником, отец Павел с 1902 по 1912 год был законоучителем начальной и двухклассной школ Голубовского рудника Славяносербского уезда Екатеринославской губернии, с 1909 по 1912 год — заведующим и законоучителем церковноприходской школы Голубовско-Марьевского рудника того же уезда.

С 1912 по 1919 год отец Павел был законоучителем Бахмутовского реального училища и настоятелем училищной церкви. «Священнослужения, — как гласит его послужной список, — не оставлял, но после ликвидации законоучительства был четыре месяца без места до определения на приходскую службу, причем одежды, присвоенной ему, не снимал».

В 1920 году он был назначен настоятелем церкви Андрея Первозванного села Андреевка Мариупольского уезда Мариупольской губернии.

В 1921 году — настоятелем Николаевской церкви села Николаевка того же уезда.

С 1922 по 1929 год отец Павел был настоятелем Николаевской церкви Мариупольского порта.

В 1923 году он был награжден наперсным крестом и возведен в сан протоиерея. В 1924 году протоиерей Павел был назначен благочинным всех церквей города Мариуполя, в том же году он был награжден патриархом Тихоном крестом с украшениями. С 1925 по 1928 год протоиерей Павел исполнял должность уполномоченного по управлению Мариупольским викариатством. В 1925 году «за усердные и полезные труды по должности уполномоченного по викариатству» епископом Мариупольским Антонием (Панкеевым) был награжден посохом.

В 1927 году ОГПУ арестовало священника по обвинению в антисоветской агитации, но не сумело доказать обвинения, и после двух месяцев заключения он был освобожден.

В феврале 1929 года протоиерей Павел был назначен настоятелем церкви Воскресения Славущего, что на Остоженке в Москве.

21 марта 1932 года ОГПУ арестовало священника по обвинению в антисоветской деятельности и заключило в Бутырскую тюрьму. 28 марта состоялся допрос. На вопросы следователя протоиерей Павел ответил: «Мои проповеди и разговоры с духовенством никакой политической окраски по отношению к существующему строю не имели. Летом 1930 года к нам в церковь приезжали иностранцы. Я с ними никаких разговоров не вел и даже не видел их».

31 марта следователем ОГПУ был допрошен в качестве свидетеля протодиакон собора Тихонов Алексей Семенович, который показал:

После этих показаний свидетеля следователь 3 мая снова допросил священника, задав ему вопросы в соответствии с тем, что было сказано протодиаконом. Отец Павел ответил: «Мне лично с духовенством и церковниками приходилось говорить об интервью митрополита Сергия, но против такового никогда и нигде не выступал. Также мои разговоры с кем бы то ни было не касались политических вопросов. Разговор по поводу интервью в церковной сторожке как таковой мог происходить, но фактически не помню, был ли или нет, ввиду того, что прошло много времени».

4 мая следствие было закончено, и сотрудник ОГПУ в обвинительном заключении написал: «Не останавливаясь на распространении контрреволюционных провокационных слухов, поп Андреев за церковными службами произносил проповеди антисоветского характера, в которых призывал верующих сплачиваться вокруг церкви против “гонителей на религию и духовенство”. Кроме того, Андреев в антисоветских целях использовал выпущенное митрополитом Сергием интервью об отсутствии “гонения на религию в СССР”, среди церковников агитировал против этого интервью, собрав по этому поводу в церковной сторожке упомянутой церкви церковный актив, и выступил с резкой антисоветской критикой этого документа, утверждая “о гонении религии в СССР”».

10 мая 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Павла к трем годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату.

Вернувшись из ссылки в 1935 году, протоиерей Павел был назначен настоятелем Вознесенской церкви в Теряевой Слободе Волоколамского района.

В 1937 году протоиерей Павел был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района и благочинным православных приходов Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов.

С лета 1937 года в связи с решением советского правительства о фактическом уничтожении Русской Православной Церкви в России были арестованы десятки тысяч священнослужителей и православных мирян. В конце сентября и начале октября 1937 года были арестованы благочинный Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов Московской области протоиерей Павел Андреев, священник храма Рождества Богородицы в селе Возмище протоиерей Александр Зверев, священник Димитрий Розанов, а также жившие в этом селе монахини, состоявшие певчими в церковном хоре. Все арестованные были заключены в тюрьму города Волоколамска. Ни один из них не признал себя виновным, и следователи приступили к доказательству выдуманных против священников и монахинь обвинений, прибегнув к помощи лжесвидетелей.

храм на возмище волоколамск расписание богослужений
Протоиерей Павел Андреев. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год

7 октября 1937 года протоиерей Павел был арестован и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. Через день священник был допрошен.

Затем был вызван свидетель, который в то время, когда священники Павел Андреев и Димитрий Розанов находились в тюрьме, был вместе с ними в одной камере. Когда Беринов вызвал его для допроса, он был уже на свободе и на вопрос, что он может сказать о священниках, ответил:

Впоследствии, уже три года спустя, другой следователь, желая выяснить, что же все-таки говорили священники, спросил того же свидетеля:

2 ноября протоиерей Павел был вызван на последний допрос. Ему был задан всего один вопрос, признает ли он себя виновными в антисоветской агитации. Он ответил, что нет, не признает.

14 ноября 1937 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила священников села Возмище Павла Андреева, Александра Зверева и Димитрия Розанова к расстрелу.

16 ноября 1937 года протоиерей Павел Андреев был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 26 декабря 2001 года для общецерковного почитания.

Ссылки

ЗВЕРЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился 8 августа 1881 года в селе Фаустово Бронницкого уезда Михалевской волости Московской губернии в семье священника Александра Григорьевича Зверева. В тот же день он был крещен в Троицкой церкви села Фаустово священником Феодором Бажановым, он же и был крестным, а крестной была дочь священника Любовь Петровна Магницкая.

В 1909 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании Академии он поступил на должность помощника инспектора Вифанской семинарии. В эти же годы Александр Зверев становится духовным сыном старца Смоленской Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева).

В 1910 г. женился на Марии Алексеевне Лебедевой, дочерью настоятеля Московской Никольской церкви, что в Звонарях на Рождественке.

В сентябре 1912 г. Александр Зверев стал преподавать словесность и историю русской литературы в Вифанской семинарии, совмещяя свою рабо­ту с должностью классного воспитателя. 7 июня 1912 г. у него родился сын Серафим.

16 февраля 1913 г. Александр Александрович Зверев был рукоположен во священника и тогда же награжден набедренником. Летом 1913 г. о. Александр был назначен членом секретарем строитель­ной комиссии по ремонту зданий Вифанской семинарии. Ремонт и переуст­ройство семинарии был успешно завершен.

6 июня 1916 года о. Александр Зверев участвовал в проводах в затвор своего духовного отца старца Алексия Зосимовского. На проводах, которые не были объявлены заранее, присутствовало всего лишь четыре священнослужителя. Позже, после кончины Святейшего Патриарха Тихона, старец Алексий Зосимовский просил передать всем, знающим его в Москве, что он «ни минуты не сомневался и не колебался и стоит на стороне тех, кто признает власть и слушается митрополита Сергия».

В 1918 г. в начале учебного года о. Александр Зверев был назначен помощником начальника Пастырско-Богословских курсов Московской Епархии. Назначение было сделано на заседании соединенного присутствия Святейшим Патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом Православной Русской церкви. Начальником Пастырско-Богословских курсов был о. Иоанн Восторгов, казненный 5 сентября 1918 г. Эти курсы были созданы по благословению Митрополита Москов­ского Владимира (Богоявленского). После смерти о. Иоанна Восторгова о. Александр Зверев сначала исполнял обязанности помощника начальника, а затем стал и.о. начальника Пастырско-Богословских курсов [1].

12/25 февраля 1919 г. указом Высокопреосвященного Иоасафа (Калистова) о. Александр Зверев был назначен настоятелем Московской Николаевской, что в Звонарях, церкви. В 1921/22 гг. он с перечисленными обязанно­стями совмещал преподавательскую деятельность на Пастырско- Богословских курсах.

Во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1922 г., связанных с изъятием церковных ценностей, в июле того же года в доме № 9 по Звонарскому переулку, где жил о. Александр с семьей, был произведен обыск. Сам о. Александр Зверев был арестован, его обвинили в чтении в храме послания Патриарха Тихона. В ноябре 1922 г. он, выступая на открытом судебном процессе «об изъятии церковных ценностей», виновным себя не признал и сказал, что «изъятие в храме про­шло спокойно». Несмотря на это он был осужден по ст. 119, получил 3 года, сокращенные по амнистии до I года, и уже в 14 июля 1923 г. был освобожден. В феврале 1923 г. у о. Александра родилась дочь Ариадна и матушка носила малютку в тюрьму на свидание с отцом.

храм на возмище волоколамск расписание богослужений
ЗВЕРЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Обладая даром слова, воспитанный таким замечательным наставником, каким был о.Алексей Зосимовский, о.Александр последовательно и сознательно вел своих духовных чад по пути постоянного внутреннего внимания и молитвы. Имея дар исключительной мудрости в воспитании пасомых, он умел коснуться любой, самой ожесточившейся души, поднять из глубин падения, спасти от гибели отчаявшихся. Сам о. Александр удивительно благоговейно, просто и смиренно молился, но поражало всегда одно ощущение: живого предстояния Богу, Которому со всей полнотой любви и преданности он приносил прошения о всех предстоящих и молящихся в храме. Все люди, которые стояли в храме, были ему необычайно дороги, буквально каждый. Это ощущение постоянного предстояния и непосредственного обращения ко Господу «за всех и за вся» поражало своей необычностью и вместе с тем полной простотой.

Главной святыней храма, несмотря на то, что храм был во имя Святителя Николая, была икона “Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны ее были Архангелы, а внизу было изображение Успения Богоматери. О. Александр всегда исповедывал у аналоя напротив этой иконы.

Всё то трудное время, с 1919 г. по осень 1937 г., его московские духовные чада нуждались в непрерывной поддержке: не убо­яться, выстоять в исповедании веры не ослабевать в борьбе со страс­тями. На исповедь приходили как на полное откровение помыслов, чувств и дел. Можно было в любое время придти в храм и сказать о бедах, нуждах, борении. Если о. Александра не было в храме, то любой человек переходил через дорогу, звонил и попадал в небольшую комнату, семья ютилась в большой тесноте, но чувство юмора, благодушия и крайняя внимательность к нуждам приходящих делали такие посещения праздником для его духовных детей.

В 1929 г. о. Александр Зверев был награжден митрой.

В конце 20-х годов (не позже 10 апреля 1929 г.) о. Александр был назначен благочинным Сретенского сорока.

В эти же годы он был духовником Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

В 1931 году о. Александр Зверев как бывший ректор Вифанской семинарии, принимал экзамены за курс духовной школы у монаха Пимена (Извёкова), будующего Патриарха, после этого, 16 июля его рукоположили в иеродиаконы.

9 ноября 1931 участвовал в отпевании о. Валентина Свенцицкого.

13 февраля 1933 г. под Трифона мученика батюшку арестовали. Батюшку поместили в Бутырскую тюрьму. Он был обвинен в том, что будто бы совместно с другими лицами «проводил систематическую антисоветскую агитацию, направленную к свержению советской власти» [2].

2 апреля 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке на три года в Северный край. В ссылку ему было разрешено ехать за свой счет вольным порядком. Из тюрьмы его освободили в Великий Четверг и велели до Пасхи выехать из Москвы. Освободившись, отец Александр сразу же пошел в церковь. Он исповедывал своих духовных чад и днем, и ночью. Прощание и последние советы остались в памяти у большинства его пасомых и принесли свои плоды в дальнейшем. В Великую Субботу он отслужил раннюю литургию и в тот же день уехал. Пасхальную ночь отец Александр провел в поезде, а на второй день пасхальной седмицы прибыл к месту своего поселения – в старинный русский город Архангельской области Каргополь, где до революции было около тридцати церквей и два монастыря, а после революции этот благочестивый город был превращен в один из центров лагерей и ссылок.

Протоиерей Александр поселился в маленьком домике, принадлежавшем монахине Августе, которая в нем жила после закрытия монастыря. Дом был разделен пополам русской печкой. Хозяйка жила по одну сторону печки, а священник — по другую. В Каргополе он пробыл три года, зарабатывая на жизнь пилкой дров, был рабочим, набивал силосную яму, молол ячмень.

Матушке было отказано в московской прописке, её лишили карточек, ей пришлось вначале жить у духовных чад, о. Александра, дочку она отдала на время родственникам. Сын Серафим жил у братьев художников Кориных на Арбате в мастерских.

храм на возмище волоколамск расписание богослужений
Зверев Александр Александрович. 1936

В феврале 1936 года власти освободили отца Александра, и 19 мая 1936 года он получил место священника в храме Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района Московской области.

С лета 1937 года в связи с решением советского правительства о фактическом уничтожении Русской Православной Церкви в России были арестованы десятки тысяч священнослужителей и православных мирян. В конце сентября и начале октября 1937 года были арестованы благочинный Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов Московской области протоиерей Павел Андреев, священник храма Рождества Богородицы в селе Возмище протоиерей Александр Зверев, священник Димитрий Розанов, а также жившие в этом селе монахини, состоявшие певчими в церковном хоре. Все арестованные были заключены в тюрьму города Волоколамска. Ни один из них не признал себя виновным, и следователи приступили к доказательству выдуманных против священников и монахинь обвинений, прибегнув к помощи лжесвидетелей.

храм на возмище волоколамск расписание богослужений
Зверев Александр Александрович. 1937

Протоиерей Александр был арестован на следующий день после престольного праздника в селе Возмище — Рождества Богородицы, 22 сентября 1937 года, и заключен в тюрьму в городе Волоколамске.

И во время всех дальнейших допросов отец Александр виновным себя не признал. В обвинительном заключении об арестованных священниках и монахинях было написано: «Будучи допрошены в качестве обвиняемых, члены вышеуказанной контрреволюционной группы виновными себя в контрреволюционной деятельности не признали, но сознались, что они регулярно собирались у себя на дому и обсуждали религиозные вопросы, а также с целью религиозной пропаганды ходили по домам и вели агитацию».

10 ноября протоиерей Александр был вызван на последний допрос. Ему был задан всего один вопрос, признает ли он себя виновными в антисоветской агитации. Он ответил, что нет, не признает.

14 ноября 1937 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила священников села Возмище Павла Андреева, Александра Зверева и Димитрия Розанова к расстрелу.

По Промыслу Божию, 16 ноября 1937 года отец Александр Зверев был казнен на полигоне Бутово под Москвой вместе с другом его юности, мужем его сестры, отцом Сергием Кедровым. Отец Сергий незадолго до того был арестован в Фаустове и проходил по совсем другому делу. Перед осуществлением приговора, отец Александр и отец Сергий, конечно, нашли друг друга, имели возможность ободриться и прочитать друг другу разрешительные молитвы.

Родным было объявлено, что батюшка осужден на 10 лет без права переписки, и матушка Мария Алексеевна до самой смерти была уверена, что батюшка жив и находится в лагере. В 1958 г., о. Александр Зверев был посмертно реабилитирован. Его дети не подавали прошения на пересмотр дела и просьбу о реабилитаций, они считали своего отца мучеником за веру и святым. Отпевали батюшку, много времени спустя, в церкви в Филипповском переулке, вместе с Марией Алексеевной, его женой, скончавшейся 15 апреля 1951 г., но не по священническому чину, а заочным отпеванием “прежде скончавшегося”.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.

Литература

РОЗАНОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

храм на возмище волоколамск расписание богослужений
Священник Димитрий Розанов. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год

Розанов Димитрий Иванович (1890-1937), священник, священномученик.

Родился 15 августа 1890 года в Москве, в семье священика Иоанна Петровича Розанова. Отец Иоанн служил в одном из храмов Москвы до самой своей кончины в 1920 году.

В 1912 году был рукоположен во диакона ко храму в селе Шестаково Глинского уезда Екатеринославской губернии.

В 1914 году был переведен в один из Московских храмов и возведён в сан протодиакона.

1 января 1933 года он был арестован вместе со священниками, диаконом и членами церковного совета храма Флора и Лавра. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму. Власти обвинили отца Димитрия в том, что он «являлся участником контрреволюционной группы церковников, члены которой устраивали сборища, где в антисоветском духе обсуждалась политика советской власти и рассказывались антисоветские анекдоты».

На вопрос следователя, рассказывал ли он антисоветские анекдоты и велись ли антисоветские разговоры, когда священники и прихожане собирались вместе, отец Димитрий ответил: «При мне никаких антисоветских разговоров не велось. Посещая квартиры прихожан и совершая церковные требы, после таковых никогда на политические темы разговоров не вел».

На следующем допросе следователь в надежде получить какие-либо сведения, компрометирующие или самого священника, или других, спросил, знает ли тот архимандрита Филарета (Студиникина). Отец Димитрий ответил, что знает: «Он служил в селе Юсупово, станции Барыбино, в настоящее время переехал служить в Волоколамский уезд. По его словам, в селе Юсупово, до его назначения туда, священник ушел в колхоз, который организовался в том же селе. Состоит ли тот священник сейчас в колхозе, сказать не могу».

10 февраля, будучи вызван на последний допрос, отец Димитрий сказал: «Нового добавить к своим прежним показаниям ничего не могу».

С 1933 по 1936 отбывал ссылку в городе Каргополь Архангельской области [3]. В ссылке познакомился с протоиереем Александром Зверевым, который пригласил о. Димитрия после окончания срока ссылки жить в Волоколамском район, где в это время он служил в с. Возмище.

Свободной священнической вакансии в это время в благочинии не было, и о. Дмитрий в ожидании вакантного места поселился в с. Возмище и сослужил прот. Александру Звереву и о. Павлу Андрееву. Работал упаковщиком в волоколамской артели «Швейник».

С лета 1937 года в связи с решением советского правительства о фактическом уничтожении Русской Православной Церкви в России были арестованы десятки тысяч священнослужителей и православных мирян. В конце сентября и начале октября 1937 года были арестованы благочинный Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов Московской области протоиерей Павел Андреев, священник храма Рождества Богородицы в селе Возмище протоиерей Александр Зверев, священник Димитрий Розанов, а также жившие в этом селе монахини, состоявшие певчими в церковном хоре. Все арестованные были заключены в тюрьму города Волоколамска. Ни один из них не признал себя виновным, и следователи приступили к доказательству выдуманных против священников и монахинь обвинений, прибегнув к помощи лжесвидетелей.

8 октября 1937 о. Димитрий был арестован. Его обвинили в том, что он предложил сделать надпись на ленте погребального венка одному из скончавшихся сотрудников артели, употребив слово «товарищ», а тот был в прошлом с точки зрения властей, кулак и власти сочли предложение священника контрреволюционным.

10 октября следователь допросил священника.

Затем был вызван свидетель, который в то время, когда священники Павел Андреев и Димитрий Розанов находились в тюрьме, был вместе с ними в одной камере. Когда Беринов вызвал его для допроса, он был уже на свободе и на вопрос, что он может сказать о священниках, ответил:

14 ноября 1937 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила священников села Возмище Павла Андреева, Александра Зверева и Димитрия Розанова к расстрелу.

25 ноября 1937 года священник Димитрий Розанов был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.

Ссылки

ВИНОГРАДОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Родился 24 марта 1871 года в селе Архангельское Московской губернии, Звенигородского уезда [1] в семье дьякона Михаило-Архангельского храма Константина Андреевича Виноградова и его жены Елизаветы Симеоновны.

Обучался в училище при Московском Синодальном хоре и в Московской духовной семинарии. Из Московской Семинарии перевелся в Вифанскую семинарию, которую закончил в 1894 году

14 октября 1894 года обвенчался с дочерью диакона Феодора Васильевича Херсонского [2] Надеждой в церкви Рождества Христова в Палашах [3].

1 ноября 1894 года был рукоположен епископом Дмитровским Нестором во священника. Стал служить в своем родном селе Архангельское Звенигородского уезда, был законоучителем земской школы. Прихожанам отец Николай запомнился как деятельный и рассудительный пастырь, пользовавшийся в округе уважением и любовью.

На средства прихода содержались деревянные часовни в деревнях Захаркове, Воронках и Раздорах. Большое внимание настоятель уделял церковному образованию и воспитанию молодёжи. В декабре 1894 года он был назначен законоучителем архангельской четырёхгодичной земской школы, в которой обучалось более ста крестьянских детей.

В 1910 году его избирают членом благочиннического совета.

В 1911 году скончалась от туберкулёза в возрасте 36 лет его супруга Надежда Федоровна и он остался с пятью детьми. Дочери, Екатерина и Лидия, получили специальное образование и впоследствии стали учительницами. Сын Михаил учился в Московской духовной семинарии. Второй сын, Виктор, учился в Московском промышленном училище. Младший сын, Николай, родился в 1908 году и впоследствии был отдан учиться в Архангельскую земскую школу.

В 1914 году преподавал Закон Божий в земской школе в деревне Гальево.

В 1916 был выбран депутатом съезда духовенства Московской епархии.

Свое пастырское служение отец Николай продолжал и после революции. Уже вовсю развернулась антирелигиозная пропаганда и начались гонения на Церковь, однако он каждую свою проповедь заканчивал призывом сохранять веру и не бояться посещать храм.

18 мая 1921 года в церкви во имя вмч. Димитрия Солунского села Истра Московской области возводится епископом Верейским Иларионом (Троицким) в сан протоиерея.

Освободившись продолжил служить в своем родном селе. Однако испытания не кончились. Вскоре пастыря арестовали, обвинив в антисоветской агитации и даже в создании контрреволюционной церковной группировки. Во время допросов священник держался стойко и с достоинством. Он, в частности, заявил следующее:

По постановлению «тройки» от 19 мая 1933 года отца Николая выслали в Восточный Казахстан на три года с лишением избирательных прав, конфискацией имущества и ограничением в выборе мест последующего проживания.

В начале 1937 года его сына Виктора арестовали и осудили. Отец Николай лишился средств к существованию и жил на небольшую помощь от старшей дочери. Был арестован и епископ Иоанн. Решение о новом назначении отца Николая, принималось уже епископом Дмитровским Сергием. В справке в частности говорилось, что протоиерей Николай Виноградов «состоит в общении с Московской Патриархией и в священнослужении не запрещён».

1 ноября 1937 года о. Николай получил назначение на должность настоятеля храма Покрова Божией Матери в селе Тимошеве Волоколамского района. По пути туда он остановился в Москве у дочери Екатерины (в замужестве Бакун). Последняя его фотография сделана как раз во время прощального чаепития. Остаётся неизвестным, что помешало отцу Николаю прибыть к месту назначения.

Арестован 5 марта 1938 года и заключён в тюрьму в городе Волоколамске. На допросе следователь спросил его:

2 июня 1938 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила его по ст. 58-10 УК РСФСР за «контрреволюционную агитацию» к расстрелу.

Расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В августе 2000 года протоиерей Николай Виноградов был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Награды

Использованные материалы

КУДРЯВЦЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Родился 31 августа 1870 года в с. Сретенское Ильинского р-на Уральской области в семье священника. Окончил Духовную Семинарию.

Настоятель Свято-Троицкой церкви на Слудке в г. Перми. Благочинный Пермского округа.

11 июля 1918 г. был арестован в Перми после приезда со второй сессии Собора за разноску настоятелям церквей письменного запрещения богослужения, наложенного архиепископом Андроником (Никольским). Разноску исполнял как благочинный. Св. Патриарх Тихон лично обращался в ЧК с просьбой об освобождении о. Сергия, обращались в Пермь и члены Делегации Священного Собора по защите имущественных и иных прав Церкви перед советской властью.

6 августа о. Сергий был сначала выпущен из тюрьмы, но находился под следствием, в конце концов он смог прибыть в Москву и принять дальнейшее участие в работе Священного Собора.

Потом служил в Перми. Арестован в 1930, оправдан, арестован в январе 1933, пробыл в заключении пять месяцев.

25 января 1938 года был арестован.

4 марта 1938 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила его за «контрреволюционную агитацию» к расстрелу.

14 марта 1938 года был расстрелян и похоронен в Бутово, на так называемом полигоне НКВД.

19 июля 1989 года был реабилитирован.

Литература

Использованные материалы

ИОАНН (ЛИСИЦЫН)

В миру Лисицин Иван Семенович.

Родился в 1879 году в селе Воронцовка Медвеженского уезда Ставропольской губернии. Получил «низшее образование».

Служил псаломщиком в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Возмище до своего ареста в 1937 году.

26 ноября 1937 года был арестован.

3 декабря 1937 года тройка НКВД СССР по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его за «антисоветскую агитацию» к расстрелу.

8 декабря 1937 года был расстрелян и похоронен в Бутово, на так называемом полигоне НКВД.

30 июня 1989 года был реабилитирован.

Использованные материалы

МАРИЯ (ВИНОГРАДОВА)

Окончила 2 класса церковно-приходской школы.

В 1904 году поступила в Московский Скорбященский монастырь. После закрытия монастыря в 1922 году работала в артели по пошиву одеял, которая была организована при монастыре. Проживала вместе с семью монахинями Скорбященского монастыря.

В 1929 году была арестована органами ОГПУ. Был произведен обыск, нашли церковную литературу. Через несколько дней была отпущена из ОГПУ.

В 1929-1930 гг. работала по найму домработницей. В 1933 году было отказано в паспорте, власти потребовали от нее, как от бывшей монастырской послушницы, покинуть Москву. Переехала в Волоколамск и стала подрабатывать поденной работой на огородах крестьян.

В 1935 году священник села Возмище, принял монахиню Марию на работу уборщицей в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь тогда подвизались несколько монахинь из закрытых монастырей. Собираясь поочередно в доме у одной из них, они совершали уставные монастырские службы. Затем она работала сторожем и трудилась при церкви.

25 января 1938 года была арестована. На следующий день была вызвана на допрос свидетельница; она показала, будто бы послушница жаловалась ей, что советская власть никакого житья не дает, говорила, что на старости лет отправили священников скитаться по тюрьмам, ни за что арестовывают, вероятно, скоро и её арестуют, раз монахинь арестовали.

1 февраля следователь допросил послушницу. Сказав, что в монастырь она поступила по религиозным убеждениям и призванию, Мария подтвердила, что действительно они с монахинями собирались вместе молиться, но никого из посторонних в это время у них не присутствовало.

11 февраля тройкой при УНКВД по Московской области была приговорена к расстрелу.

Расстреляна 17 февраля 1938 года на Бутовском полигоне, погребена в безвестной общей могиле.

30 июня 1989 года была реабилитирована Прокуратурой Московской области по 1938 году репрессий.

Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *