храм на яузской улице в москве
Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках (Москва)
Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках — православный храм, принадлежащий к Покровскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Памятник архитектуры.
Содержание
История [ править ]
Церковь получила своё название от места жительства мастеров находившегося здесь Денежного (Серебряного) двора, которых в Москве называли «серебряники». Точной даты возникновения храма на этом месте не известно, но по некоторым данным она существовала ещё до восшествия на престол Романовых.
письменных источниках за 1620 год церковь числится деревянной, а за 1657 уже каменной. В данных за 1722 год упоминается придел во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1750 году строится второй придел во имя Василия Великого. С 1764 по 1768 годы Афанасий Гончаров, усадьба которого находилась рядом с храмом, возводит колокольню. Некоторые исследователи полагают, что проект колокольни принадлежит Карлу Бланку. В 1781 году храм полностью перестраивается, от старого каменного храма остается только подклет и частично стены, колокольня переносится ближе к Яузской улице. Деньги на перестройку церкви пожертвовала купчиха Татьяна Суровщикова. В 1890 году трапезная расширена архитектором В. Ф. Жигардловичем.
Храм закрыт в 1917 году, сначала в здании располагают жилые помещения, а потом переоборудуют его под склад. В 1959 году здание начали ремонтировать, в связи с ожидаемым визитом в Москву президента США Эйзенхауэра. Но поскольку визит не состоялся, работы свернули в 1960 году, при этом леса вокруг здания простояли до 1965 года. Ещё одну попытку ремонта предприняли в 1977—1978 годах, без существенных результатов. В 1990 году в здании храма располагают склад студии «Диафильм». Возвращён Русской православной церкви в 1993 году. Постоянные богослужения проводятся с 2001 года.
Современное состояние [ править ]
При храме действует молодёжный клуб «Нарния», с широким привлечением разновозрастных прихожан. Читается лекции проводиться беседы на различные темы. Проходят встречи с писателями, представителями культурный и научный общественности.
Храм Живоначальной Троицы у Салтыкова моста
Троице-Введенская община
Мы в социальных сетях
Пожертвование
Воскресная проповедь
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Святой Церковью читается Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19–31
Поделиться:
Всенощное бдение в минувшую субботу
В минувшую субботу в нашем храме всенощное бдение совершил настоятель храма иеромонах Иоанн (Лудищев). Ему сослужили: иеромонах Никон (Белавенец), иерей Николай Конюхов, диакон Андрей Яцков.
Поделиться:
Воскресная проповедь
Неделя 19-я по Пятидесятнице. Святой Церковью читается Евангелие от Луки, глава 8, стихи 5–15
Поделиться:
Воскресная проповедь
Неделя 18-я по Пятидесятнице. Святой Церковью читается Евангелие от Луки, глава 7, стихи 11–16
Поделиться:
Заупокойное поминовение первого настоятеля храма протоиерея Николая Парусникова
20 октября 2021 года исполнится 17 лет со дня кончины настоятеля нашего храма протоиерея Николая Вадимовича Парусникова (1947-2004).
Отец Николай стоял у истоков возрождения прихода, общины, храмового комплекса. В этот день будет совершена Божественная литургия, после которой состоится панихида.
Начало Богослужения в 08:00
Поделиться:
Воскресная проповедь
Неделя 17-ая по Пятидесятнице. Святой Церковью читается Евангелие от Луки, глава 6, стихи 31–36.
Поделиться:
Старт занятий в воскресной школе
В прошлые выходные стартовали занятия в воскресной школе. В этом году у нас есть ряд изменений в рядах педагогов и программе. Ниже опубликовано расписание занятий.
Желаем помощи Божией в новом учебном году!
Поделиться:
Воскресная проповедь
Неделя 16-я по Пятидесятнице. Святой церковью читается Евангелие от Луки, глава 5, стихи 1–11
Поделиться:
Комиссия по церковной реабилитации
Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия — образована распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12 марта 2018 года. Координирует работу приходов столицы с людьми пострадавшими от нетрадиционных религий.
Задача Комиссии ― повысить уровень апологетических знаний прихожан, противостоять сектантским и неоязыческим заблуждениям в нецерковной среде, выводить адептов из сект и возвращать их в лоно Православной Церкви.
Председатель Комиссии — протоиерей Роман Марков
Поделиться:
Воскресная проповедь
Неделя 14-я по Пятидесятнице. Святой Церковью читается Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 1–14
Поделиться:
Православный календарь
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
Подворье Сербской Православной Церкви в Москве
|
/p>
Храм апостолов Петра и Павла у Яузских ворот расположен в самом центре Москвы. Подворье Сербской Православной Церкви до 1917 года располагалось в другом месте. После октябрьского переворота оно было закрыто, а храм и часовня, принадлежавшие подворью в последствии были разрушены. Храм апостолов Петра и Павла известен с 1625 года, ныне существующий каменный храм построен в 1700 году. Храм не закрывался и сохранил свое внутреннее убранство. В храме три престола во имя иконы Божией Матери «Знамение», свв. апп. Петра и Павла и Казанской иконы Божией Матери.
Архимандрит Антоний (Пантелич) |
Настоятель подворья архимандрит Антоний Пантелич. Родился 23 июля 1970 года в г. Вальево. В 1991 году закончил семинарию Трех Святителей в монастыре Крка. 23 сентября 1989 года, будучи учеником 4 класса семинарии принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен в сан иеродиакона. 5 января 1991 года рукоположен в иеромонаха в монастыре Жича. В 1991/1992 учебном году по благословению Священного Синода Сербской Церкви поступил в Московскую Духовную Академию. В 1996 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «История Сербской Православной Церкви с 1945 по 1995 гг.». По возвращении на родину был возведен в сан сингела и назначен настоятелем монастыря Студеница. Исполнял обязанности настоятеля до 2000 года. С 2000 года преподает богословские дисциплины в духовных семинарии и академии в Србинье (Республика Сербская, Босния и Герцеговина) и историю в университете в Сербском Сараево. Настоятель кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Сараево (Дабробоснийская епархия). Решением Священного Синода и Архиерейского Собора Сербской Церкви от 15 марта 2001 года назначен настоятелем подворья Сербской Православной Церкви в Москве.
Расписание богослужений / Распоред богослужењa:
Адрес подворья/ Адреса:
102028 Москва, Петропавловский пер., 4-6.
Телефон: (095) 917 29 75
Настоятель/Старешина: (095) 917 80 36
e-mail: antonije@rambler.ru
Проезд: метро «Китай-город», троллейбус № 45, 63 до остановки «Яузские ворота»
Метро «Чистые пруды», трамвай № 3, 39.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Переулок, затерянный во времени
Исторические места Москвы / август, 2015
Причем стоит она весьма странно – ниже уровня улицы. Сначала переулок назывался Троицкой улицей (по церкви), а потом по казённой слободе XVII века Старые Серебряники (Денежная), в которой жили мастера денежного Серебряного двора, изготавливавшие монеты, а также серебряную посуду, оклады для икон, нательные кресты и серебряные украшения.
На карте 1904 года видно, что переулок начинался от Яузской улицы и скоро терялся в пустырях, тянувшихся вдоль Яузы.
Вот фото XIX века – пересечение переулка с Яузской улицей. Видна колокольня церкви Живоначальной Троицы. Церковь известна с 1620 года. Современный вид приобрела в 1781 году (архитектор К.И.Бланк).
В 30-х годах прошлого века на месте впадения Яузы в Москву-реку были проведены работы по реконструкции набережной Яузы и строительству Устьинского моста через Москва-реку. В результате уровень Яузской улицы подняли и часть строений оказались внизу. А Серебрянический переулок оказался уткнутым в земляную насыпь, отделанную камнем. Чтобы спуститься в переулок надо воспользоваться лестницей.
Всего несколько шагов и словно оказываешься в иной эпохе. Не зря это место любят кинематографисты (здесь в частности снимался эпизод «Место встречи изменить нельзя»).
Я попробовал исследовать окрестности: решил посмотреть за домами, что напротив церкви.
Оказалось ничего интересного.
Снова вышел к церкви. Вид какой-то завораживающий. С этой точки сделано множество фотографий, рисунков и картин. Это угол дома №4.
А вот я нашел в сети снимок 30-летней давности.
А это, судя по телефонной будке 40-летней. Ничего не изменилось.
Вот нарисованная с этой точки картина Станислава Брусилова.
А это Олега Леонова.
А это графика Виктора Мясникова.
Картина Владимира Качанова.
Троицкие церкви старой Москвы
В старой Москве стояло множество Троицких церквей, связанных с выдающимися делами и именами русской истории. Троицкими были домовая церковь в Странноприимном доме Шереметева, (ныне НИИ Скорой помощи им. Склифосовского) и храм в его усадьбе Останкино, сохранившийся до наших дней. Во имя Живоначальной Троицы освящен один из придельных храмов в соборе Василия Блаженного на Красной площади. Святой Троице посвящены главные престолы многих московских храмов, известных по приделам, например, в Сергиевской церкви Рогожской слободы или в Никольской церкви на Берсеневке.
Праздник Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова, отсюда другое название праздника этого великого церковного торжества – Пятидесятница. В этот день состоялось Сошествие Святого Духа на Апостолов, и было положено начало основанию Церкви Христовой.
Праздник посвящен Святой Троице, поскольку Сошествие Святого Духа на Апостолов явило образ Триипостасного Бога и Божественное спасение мира: Бог-Отец сотворил мир, Бог-Сын спас род человеческий Искуплением, а Бог Святой Дух, исходящий от Отца, освящает мир, осеняет Церковь и дарует разумение и силу христианской проповеди по всему свету.
В этот день впервые после Пасхи молящиеся в храме вновь становятся на колени.
Троицкая церковь всю свою жизнь была связана с историей древнего дворцового села Воробьево. Ее ныне существующее здание выстроено в начале XIX века, но основание этой церкви относится к очень ранним временам московской истории. Достоверно село Воробьево известно с 1451 или 1453 года, когда княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I, купила его у «попа Воробья» – считается, что от имени священника и произошло название села, а потом и всей местности «Воробьевы горы». Московские легенды толкуют это название иначе: будто бы росли здесь густые вишневые сады и поэтому развелось множество воробьев, клевавших ягоды. Или же просто окраинные горы Москвы – вовсе и не горы, а просто холмы, такие маленькие, что «горы» они не для людей, а для воробьев.
Поскольку Воробьево с самого начала своего появления в истории Москвы называлось «сельцом», это означает, что в те времена здесь уже был православный храм. Возможно, что именно Троицкая церковь и стояла тогда в селе Воробьеве, которое стало летней дворцовой резиденцией московского государя. Отец Ивана Грозного, великий князь Василий III, полюбил это красивейшее место. Еще в 1521 году при нашествии Менгли-Гирея он спрятался здесь, близ выстроенного им деревянного дворца, в стоге сена, и остался невредимым. Из Воробьева великий князь часто отправлялся охотиться под Волоколамск и на охоте поздней осенью 1533 года опасно заболел. Жестоко страдающего князя привезли в Воробьевский дворец, где он пролежал два дня, ожидая, пока построят мост для его переправы – лед еще не крепко сковал реку. Но когда лошади, впряженные в возок государя, вступили на возведенный мост, он обрушился, и ездок чудом не пострадал. Жить ему оставалось недолго – больного князя переправили на пароме у Дорогомилова и отвезли в Кремль, где он и скончался на следующий день, 3 декабря 1533 года. Его сыну, наследнику Иоанну не было тогда и 4-х лет.
А когда Иоанну Васильевичу исполнилось 17 лет, он удалился в отцовский приют во время страшного летнего пожара в Москве в 1547 году. Так, в Воробьевском дворце Иван Грозный переживал первые страшные дни своего царствования – прошло всего полгода после его венчания на русский престол. Горящий город опустел, и сюда, к царскому дворцу кинулся восставший народ, но был встречен пушками. Этим событием и ознаменовалось начало правления первого русского царя.
Воробьевский царский дворец прожил долгую жизнь. Любили его и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. И через двадцать лет на Воробьевых горах, «короне Москвы», по образному выражению императора Александра I, началось строительство храма Христа Спасителя по проекту А. Витберга – их первая «великая стройка».
Троицкая церковь, ставшая одной из местных дворцовых церквей, оказалась свидетельницей всех этих событий. Она упоминается в 1644 году как очень древняя церковь, давно стоявшая в Воробьеве. Дело в том, что наряду с ней там существовали еще 2–3 дворцовые церкви. Однажды они все были разобраны и взамен их выстроили один Троицкий храм с придельными престолами. Но и нынешнее здание церкви, построенное всего лишь в 1811 году, немало повидало на своем веку. Уже в 1812 году в ней молился сам М.И. Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Соседнее с Воробьевым село Голенищево, с другой, тоже Троицкой церковью в районе современной Мосфильмовской улицы, и вошло с XV века в их старинную боярскую фамилию – будто бы святитель Московский митрополит Иона исцелил там боярина Василия Кутузова, и это чудо было изображено в одном из клейм местной иконы святителя в Троице-Голенищевском храме. Оттого и стали потомки исцеленного боярина именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.
А Троицкая церковь в Воробьеве уцелела и после того, как сам Наполеон приехал сюда смотреть на панораму Москвы, лежавшей у подножия Воробьевых гор. Завершение строительства Троицкой церкви иногда приписывают знаменитому «святому доктору» Ф.Гаазу, который так заботился о заключенных местной пересыльной тюрьмы, устроенной из бывших бараков для рабочих-строителей витберговского храма Христа Спасителя. Он хотел, чтобы арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников.
Отдаленная от центра Троицкая церковь чудом уцелела и в советское время – хотя Воробьевым горам большевики уделяли внимание (где-то здесь была дача самого Луначарского, а потом и Хрущева) и придавали огромное значение в градостроительных планах новой, социалистической Москвы. Переименовать Воробьевы горы в Ленинские предложил ни кто иной, как Л.Б. Красин в феврале 1924 года, после смерти Ленина. Он же подал идею поставить вождю гигантский памятник и соорудить дворец его имени. Эти замыслы Красина позднее легли в основу идеи Дворца Советов, для которого, кстати, одно время предлагали и Воробьевы горы.
А по печально знаменитому Генеральному Плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы были конечной, завершающей частью предполагаемой главной парадной магистрали нового города – проспекта Ильича, проходившего через центр Москвы и Дворец Советов. По замыслу авторов проекта, Ленинские горы становились основным местом отдыха москвичей. «Представьте себе массовый праздник в социалистической Москве, когда десятки тысяч отдыхающих пролетариев будут проходить по аллее Ильича, ликовать на полях массовых действ, отдыхать на воде. Воздушная подвесная дорога несет все новые и новые партии москвичей над Москва-рекой на зеленые Ленинские горы, откуда открывается волшебная панорама новой Москвы, уже без блестящего медного купола б. храма Спасителя, но с возвышающимся силуэтом из металла, бетона и стекла – величественного здания Дворца Советов», – писал один восторженный апологет Генерального плана 1935 года.
Однако Троицкая церковь не только сохранилась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола – так как она находилась тогда за административной городской чертой. И православные москвичи тайком ездили «на Ленинские горы» послушать благостный звон на этом чудом оставшемся заповедном островке старой Москвы. В очередной раз Троицкая церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х – начале 1950-х годов – а такое строительство обычно никого и ничего не щадило.
В конце XVII века стрелецкий полк возглавлял Л. Сухарев, в честь которого при Петре I рядом была возведена знаменитая Сухарева башня, – за то, что Сухаревский полк остался верным молодому царю во время бунта. В 1689 году Петр жаловал стрельцам 700 рублей и на ремонт Троицкой церкви за поимку бунтовщика Федора Шакловитого.
В Москве этот храм славился еще и тем, что около него продавали лучший в городе бергамотный табак, который по особому, никому не известному рецепту изготовлял церковный пономарь. Однажды за таким изысканным табаком на Трубную площадь пришел француз Оливье и познакомился там с одним из братьев Пеговых, тоже страстным любителем бергамотного табака. Знакомство состоялось с успехом, и вскоре на Трубной Пегов приобрел участок земли и открыл ресторан «Эрмитаж», которым стал заведовать кулинар Оливье, автор знаменитого салата. В этом любимом ресторане московские студенты ежегодно отмечали свой Татьянин день.
И еще одна бело-голубая Троицкая церковь в Серебряниках находится на маленькой Яузской улице между Солянкой и Котельниками – прямо напротив местной «высотки». В XVII веке здесь находился Денежный двор, где чеканили серебряную царскую монету и жили мастера – серебряники. Отсюда и происходит название местности. Церковь появилась здесь еще до Романовых, а в 1781 году была перестроена известным московским архитектором К.И.Бланком. Она интересна тем, что в 1768 году ее колокольню построил на свои средства прапрадед жены Пушкина, Афанасий Гончаров, имевший рядом собственную усадьбу и полотняную фабрику. В этой колокольне Гончаров устроил маленькую придельную церковь в имя св. Иоанна Предтечи на поминовение родителей. Существует версия, что гончаровская колокольня сохранилась до наших дней с некоторыми изменениями, а другая полагает, что Бланк разобрал старую колокольню и выстроил новую, современную. Раньше на ней находились еще башенные часы с курантами, – то есть с боем. Примечательно и то, что именно в этом котельническом Троицком храме на рубеже XIX – XX столетий впервые применили электричество для освещения богослужения: в церковных паникадилах были устроены маленькие электрические лампочки.
Из разрушенных Троицких церквей помянем храм, имевший старомосковское название на Капельках, стоявший на 1- Мещанской улице (в советское время – Проспект Мира). Легенда гласит, что будто бы в старину здесь был обыкновенный московский кабак – кружечный двор или, как говорили в Москве, кружало. Целовальник же, его хозяин, был очень набожным человеком и задумал обновить старую местную церковь – он стал просить каждого гостя своего слить капельку из своей рюмки на храм. Прослышал о том Петр и сам пожаловал к целовальнику. Тот не узнал царя и тоже попросил его слить капельку. Царь спросил его, зачем он это просит, и старик целовальник ответил ему, что собирает на церковь по капле. Петр пожертвовал ему денег, и так появилась новая Троицкая церковь на Капельках.
Историки объясняют этот старомосковский топоним по-другому, так как церковь называлась «что на Капле» еще в 1625 году – задолго до рождения царя Петра I. Согласно научным выводам, название произошло от имени местного ручья Коптелка, или же от маленькой речки Капли, притока реки Напрудной, которая поставляла воду в знаменитые местные пруды дворцовой Напрудной слободы, где была в глубокой древности выстроена уцелевшая Трифоновская церковь (см. 14 февраля).
Интересно то, что в судьбе Троицкой церкви на Мещанской действительно принимал участие Петр I. В 1708 году старый деревянный храм сгорел, и повелением царя возвели новый всего за 4 года, – сама императрица Екатерина, супруга Петра, пожертвовала на него средства.
В 1931–1933 году церковь Троицы на Капельках снесли, и выстроили на ее месте обыкновенный жилой дом.