храм надовражино истринский район

Церковь рождества Богородицы (Надовражино)

храм надовражино истринский районхрам надовражино истринский районхрам надовражино истринский районхрам надовражино истринский районхрам надовражино истринский районхрам надовражино истринский район

храм надовражино истринский район

Интересно, что на этом месте стоит уже не первый храм. Первая надовражинская церковь была сооружена в 1730 году из дерева и носила имя Святителя Николая Мирликийского. Чуть позже добавили теплый придел в честь Казанской Богородицы. В 1766 году вся постройка сгорела в пожаре. А через десять лет погиб в огне другой деревянный храм, возведенный на этом же месте.

Современную Богородицкую Церковь построили на фундаменте старой, и она так же имеет придел в честь святого Николая Чудотворца. Чин освящения провел 1 сентября 2001 г. настоятель московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алекси́я II. В стене нынешнего храма можно увидеть кирпичи его предшественника 18 века.

Можно много говорить о красоте и истории Богородицкой церкви, но лучше один раз все увидеть своими глазами. Добраться до деревни Надовражино Истринского района в Подмосковье удобнее всего на автомобиле. Сначала по Волоколамскому шоссе до города Талицы Истринского района, повернуть на 1-ый Волоколамский проезд и далее мимо села Турово в Надовражино. У небольшого пруда, напротив дома 7 на Запрудной улице и стоит церковь Рождества Богородицы. Храм действующий, он открыт в выходные и праздничные дни.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Надовражино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Карта и ближайшие объекты

храм надовражино истринский район

Статьи

Надовражино известно с XVII в. В 1730 г. вдова владельца села, стольника Протасьева, Любовь Михайловна, построила в Надовражино деревянную церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В 1767 г. новая владельца села, коллежская советница Пелагея Павловна Дурнова, построила каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Храм в Надовражино был разрушен в 1930-х гг. 21 сентября 2001 г. в Надовражино настоятелем Сретенского монастыря в Москве архимандритом Тихоном (Шевкуновым, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) освящён новый каменный храм Рождества Божией Матери с приделом святителя Николая Мирликийского. Он построен «Русским Домом» и находится в ведении Сретенского монастыря, ктиторами являются Александр, Ирина и Николай Крутовы.

Из книги «Храмы Истринского района», протоиерей Олег Пэнэжко, Владимир 2009 г.

Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Надовражине.

Село Надовражное в 1623 г. пустошь Московского уезда Горетова стана, принадлежавшая Григорию Пушкину. В переписных книгах 1646 г. написано: «за Петром Даниловичем Протасьевым деревня Надовражная, а в ней двор крестьянский, людей в нем 2 человека». По смерти П. Протасьева этой деревнею владел сын Дмитрий Петрович Протасьев, при котором Надовражное в 1678 г. было поселено вновь крестьянами, перевезенными из других вотчин Дмитровского и Ярославского уездов, и названо сельцом, в котором находилось в 1704 г. двор вотчинников, дворы скотный, конюшенный и 6 дворов крестьянских, всего в них 65 человек.

В 1720 г. сельцо Надовражное принадлежало жене М. А. Протасьева, вдове Фекле Афанасьевне с дочерью Любовью Михайловной. Вдова Ф. А. Протасьева 19 мая 1729 г. подала прошение в Синодальный казенный приказ и в прошении писала: «в Московском уезде, в Горетовом стану, имеется у меня вотчина сельцо Надовражное, в котором имеется крестьянских моих 20 дворов, а оное сельцо обретается от других церквей в дальнем расстоянии… крестьянам моим имеется немалая нужда, а именно многие крестьяне без исповеди и без причастия помирают, а родильницы бывают долгое время без молитв, а младенцы без крещения; а ныне я обещаюсь в упомянутом сельце построить церковь Божию деревянную во имя Николая Чудотворца, а под тое церковь и под кладбище, и попу с причетниками под селидьбу и на прокормление уступаю из своих дач поместья пашни 15 четвертей, сена 20 копен, также в тое церкви всякие потребы отправлять буду без всякой остановки, и чтобы повелено было о строении в сельце Надовражеве вновь церкви дать указ».

Вследствие сего прошения в Синодальном казенном приказе от 3 сентября 1729 г. определено: «вышеописанной просительнице вдове Фекле Протасьевой обещанную к означенной церкви под церковное и под кладбище, и будущим священно-церковно-служителям под селидьбу земли против своего прошения из своих дач к той церкви в вотчинной коллегии справить, о том из коллегии в Синодальный приказ представить промеморию, в вотчине ее, в сельце Надовражном, вновь деревянную церковь во имя Николая Чудотворца построить по указу, убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием и о том дать ей указ, в котором прописать, ежели она против своего прошения земли и сенных покосов не справит, а церковь хотя и построит, то об освящении той церкви указу ей не дастся». Того же года 11 сентября из Синодального приказа выдан Протасьевой указ о строении церкви.

В 1730 г. 7 августа она же вдова Фекла Протасьева входила в Синодальный казенный приказ с новым прошением сделать при новопостроенной церкви Николая Чудотворца для служения в зимнее время придел теплый во имя св. муч. Софии и трех ее дочерей Веры, Надежды и Любови, и о том строении дать указ. По этому делу последовала резолюция: «1730 года 18 августа о строении церкви придельной дать указ». Того же года 7 сентября из Синодального казенного приказа выдан Протасьевой указ о строении придела в Николаевской церкви.

12 февраля 1731 г. вотчинная коллегия уведомила казенный приказ, что вследствие прошения вдовы Феклы Афанасьевны и ее дочери Любови Михайловны Протасьевых, в новопостроенной церкви Николая Чудотворца на пропитание попу с причетниками утверждено вотчинною коллегию из дач сельца Надовражного пашни 15 четвертей и сенных покосов 20 копен.

19 марта 1731 г. в Синодальном приказе по прошению вдовы Феклы Протасьевой об освящении церкви Николая Чудотворца с приделом, определено: «об освящении той новопостроенной церкви с приделом Большого Успенского собора протопопу с братиею послан указ, и для освящения антиминсы выдать, оную церковь платежом данных денег вписать в окладную книгу Загородскую десятину…». 22 марта того же года из Синодального казенного приказа выдан указ протопопу Большого Успенского собора Иоанну Максимову об освящении новопостроенной церкви во имя Николая Чудотворца с приделом.

В приходных книгах казенного приказа 1732-40 гг. новопостроенная церковь писалась под Загородскою десятиною: «церковь Николая Чудотворца с приделом св. мучениц Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови в селе Надовражном, дани рубль, 20 коп.», при церкви находился священник Петр Никитин.

В 1748 г. жена Петра Афанасьевича Юшкова Любовь Михайловна, урожденная Протасьева, село Никольское-Надовражное заложила Федоту Никитичу Елагину, за которым оно и утверждено отказною книгою.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Источник

Надовражино

Храмы Московской области

Церковь Рождества Божией Матери

Надовражино известно с XVII в. В 1730 г. вдова владельца села, стольника Протасьева, Любовь Михайловна, построила в Надовражино деревянную церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Позднее к храму пристроили тёплый придел мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В 1767 г. новая владелица села, коллежская советница Пелагея Павловна Дурново, построила каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Никольское-Надовражино, вотчина надворной советницы Марьи Федоровны Козловой.

Построена в 1767 г. тщанием коллежской советницы Пелагеи Павловны Дурновой по плану губернского архитектора Борисова. Каменная, с такой же колокольней.

В 1847 г. причт Никольской церкви состоял из священника, дьячка и пономаря. Дома причта деревянные, помещичьи, на церковной земле. Доходы причта порядочны.

В нем доживает свой век вдова священника Евдокия Федоровна Любимова с тремя незамужними дочерьми. Я рано полюбил этот дом и привык путешествовать к старой матушке ежедневно, быстро перебегая лесок, отделявший Дедово от села Надовражного. Когда выйдешь из густого елового парка, открывается желтенькая церковь с синей главой, усыпанной золотыми звездами; стоит она на краю пруда.

С берега видна даль синеющего леса, и на горизонте

В 1884 г. архитектор Вячеслав Францевич Жигардлович (1862-1909) спроектировал новую колокольню и трапезную Никольской церкви с. Надовражино. Это была одна из первых работ архитектора, окончившего Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и в том же 1884 г. получившего звание неклассного художника архитектуры. Ещё будучи студентом училища он, в 1883 г., спроектировал императорский павельон для коронационных торжеств на Ходынском поле.

Никольский храм в Надовражино был разрушен в 1930-х гг.

В 1897 г. в селе Надовражное в семье крестьянина Алексея Фомичева родилась дочь Татиана. В 1916 г. она поступила послушницей в монастырь и после революции была на послушании в Борисоглебском монастыре. В 1928 г. власти закрыли монастырь, и она переехала к родителям в село Надовражное.

В 1931 г. власти начали преследовать монахов и монахинь закрытых монастырей. Многие из них, несмотря на закрытие обителей, старались придерживаться в своей жизни монастырского устава. Некоторые поселялись неподалеку от обителей, зарабатывали на пропитание, подобно древним пустынникам, рукоделием, а молиться ходили в ближайшую приходскую церковь.

В начале 1931 г. ОГПУ создало «дело» против монахинь Крестовоздвиженского монастыря, расположенного рядом с селом Лукино Подольского района. До революции в Крестовоздвиженском монастыре подвизалось около ста монахинь.

После революции монастырь был закрыт, но монахини добились разрешения на открытие в стенах обители сельскохозяйственной артели, состоящей из бывших монастырских сестер. Таким образом монашеская жизнь продлилась здесь до 1926 года, когда монастырь был окончательно упразднен, а в его корпусах разместился дом отдыха имени Карпова. Двенадцать сестер обители и тогда не ушли отсюда, частью устроившись работать в доме отдыха, частью поселившись в соседних деревнях и рукодельничая. Молиться все ходили в Ильинский храм в селе Лемешеве Хор при храме также состоял из инокинь и послушниц закрытых монастырей.

29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила послушниц Марию и Татьяну к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Освободившись в 1934 году, Мария поселилась в селе Высоково, а Татьяна — в деревне Шелудьково Волоколамского района, и стали помогать в Троицком храме протоиерею Владимиру. Они были арестованы в 1937 году вместе с ним. Допрошенные 26 ноября 1937 года, послушницы категорически отказались подтвердить обвинения, возводимые на них следователями, и не согласились никого оговаривать. 28 ноября следствие было закончено, и на следующий день тройка НКВД приговорила протоиерея Владимира к расстрелу, а послушниц Татьяну и Марию — к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Источник

Из истории села Надовражино.

храм надовражино истринский район

Тогда это была пустошь Надовражная, и принадлежала она Григорию Пушкину одному и предков А.С. Пушкина. В первой трети XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя Николая чудотворца. Церковь дважды горела, в конце XVIII века в селе была выстроена новая каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами св. Николая и св. Димитрия Ростовского.

Коваленские, владельцы Дедово, и их гости обычно ходили в Надовражинскую церковь на службу (церковь располагалась примерно в километре от Дедова), и с течением времени установились дружеские отношения с семьей священника. Сначала посещали самого батюшку, а после его смерти его вдову и трех дочерей. Вечерние прогулки в Надовражино были традиционными.

В 30-е годы минувшего века церковь была разрушена. В 2001 г. в Надовражино возведен новый храм Рождества Богородицы. Однако этот храм имеет мало общего с прежним храмом XVIII века с той святыней, которой было посвящено стихотворение «Храм» Сергея Соловьева.

Прими меня, родной, убогий храм,

Где я искал и находил столетье,

Куда ребенком бегал по утрам

К заутрене в святое воскресенье.

Все в доме спят. Я тихо выйду вон.

Взволнован весь и полон опасенья

Растаял ладан в дыме поределом

Блистает медь закрытых царских врат;

Алтарь сияет радостным приделом,

Где нет скорбей, сомнений и утрат.

Мой старый храм! Как сердцу вожделенен

В твой темный рай замедленный возврат!

Всё то, чем мир для сердца многоцветен,

Я приношу к ступеням алтаря.

И мой восторг, как золото, нетленен.

Наталья Майкова, искусствовед.

На фото современный храм Рождества Богородицы в Надовражино.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *