храм нейт в египте

На одной из стен храма от имени богини Нейт была сделана надпись, содержащая лаконичную, но чрезвычайно глубинную философскую мысль: «Я все, что было, и все, что будет».

Имя, популярное у королев

Имя Нейт носила дочь фараона Пепи I (VI династия, XXIII в. до н.э.), которая была женой фараона Меренра, а после его смерти стала женой фараона Пепи II.

Ее значение постепенно уменьшилось во время Древнего царства. Однако во время правления XXVI династии (ок. 664-525 гг. до н.э.), когда Саис был столицей Египта, Нейт снова играла важную роль. Ее имя вновь появляется в составе женских королевских имен.

Первоначально она была богиней охоты и войны; это показывают не только ее эмблема, но также и ее связи с богом Упуатом (Вепуатом), который также почитался в Саисе. Обязанность обоих божеств состояла в том, чтобы «открыть пути» королю, чтобы гарантировать ему успех в сражении.

Защитница мертвых и покровительница Дуамутефа

храм нейт в египтеИсида, Анубис, Нейт, сыновья Гора во время бальзамирования Осириса. Фрагмент росписи саркофага. Розенкрейцеров музей. Сан-Хосе. Калифорния, США Постепенно египетская богиня Нейт приобретала роль богини-защитницы и стала связанной с определенными ритуалами похорон. «Тексты пирамид» упоминают о ее бдениях над телом усопшего Осириса вместе с Исидой, Нефтидой и Селкет.

Она появляется в «Текстах пирамид» Древнего царства обычно с Селкет, Исидой и Нефтидой. Эти богини бдят над телом умершего бога Осириса; каждая из них занимала свою сторону саркофага – Нейт стояла на восточной стороне.

По представлениям древних египтян она отгоняла злых духов, пуская в них стрелы из своего лука. Эти качества женщины-воительницы привели к тому, что древние греки отождествляли ее со своей воинственной богиней – Афиной, изображаемой со щитом и копьем.

Также ее отождествляли с другой богиней-воительницей, пришедшей в Древний Египет из Малой Азии – Анaт, обычными атрибутами которой также были щит и копье.

Великая целительница

храм нейт в египтеЗолотое кольцо с серебряной гранью. Между богинями Нейт и Сехмет, картуш фараона Псамметика. Последний период, XXVI династия, 664-525 до н.э. Музей в Афинах. Однако Нейт почиталась не только как защитница и покровительница умерших – считалось, что она обладает могучими целительными способностями. Ее призывали и ей молились при болезнях, ее изображали на подголовниках, чтобы она отгоняла злых духов во время сна людей.

Как богине ткачества и плетения ей приписывалось изобретение и изготовление погребальных полотен-пелен, которыми древние египтяне плотно обертывали мумии после обрядов бальзамирования и мумифицирования тел умерших.

В период Нового царста льняные полоски для обертывания мумии считались «подарками Нейт». Таким образом, она связана с богиней Татет, которая пеленала мертвых (т.е. во время пеленания призывалась именно эта богиня) для сохранения их тел.

Как богиня плетения и ткачества (в основном женских занятий) Нейт почиталась в качестве защитницы женщин и покровительницы брака.

Богиня-мать и создатель мира

храм нейт в египтеНейт. Бронза. Поздний период (ок. 711-323 до н.э.). Музей искусств, Лос-Анджелес, США Ее имя также может интерпретироваться в значении «вода», поэтому она иногда почиталась как персонификация первичной воды, предшествовавшей процессу создания мира. В этом качестве она идентифицировалась как великая богиня мать-создательница.

В последнем пантеоне мифов Огдоады (восьмерки важнейших богов, создавших вселенную) периода Нового царства (1550 – 1069 гг. до н.э.) она идентифицировалась как мать солнечного бога Ра и была тесно связана с богом изначальной воды Нуном.

Как мать Ра, она иногда описывалась как «Великая Корова, которая родила Ра», а также как «Божественная мать, родившая Ра прежде, чем что-либо было рождено», что означало, что она была первым божеством, от которого и пошел мир богов и людей.

Ассоциация с водой, а значит, и с Нилом, также повлияла и на то, что она иногда считалась женой Хнума, была связана с источниками этой величайшей реки в мире.

В Эсне (в греко-римский период) Нейт вместе с Хнумом играли роль божеств-создателей мира. Эти боги почитались как отец и мать всего, а некоторые тексты описывают эти два божества в виде одного гермафродитного бога, сочетающего в себе одновременно и мужское и женское начало. В этом качестве она почиталась как богиня Верхнего Египта, которая, как считалось, обосновалась в Дельте уже в более поздние времена.

Прародительница крокодилов и змей

храм нейт в египтеРисунок Ж-Ф. Шомпальона, расшифровавшего египетские иероглифы Также она считалась прородительницей всех змей и крокодилов. В надписях из пирамиды Унаса, где были найдены самые первые «Тексты пирамид», она названа «медсестрой крокодилов». Есть ее изображения, на которых богиня грудью кормит двух маленьких крокодилов.

Одновременно она выступала и матерью злейшего врага бога Ра – огромного змея Апопа, который родился от плевка Нейт в воды Нуна.

Видимо, тесная ассоциация Нейт с водой привела к тому, что еще в период Древнего цартва она иногда считалась женой бога Сета и матерью Себека – бога-крокодила (крокодилы, как известно, проводят значительную часть своей жизни именно в воде).

Судья в спорах богов

Божественный трибунал, взявшиеся рассудить спорщиков, никак не могли прийти к общему мнению. Тогда Бaнебджед предложил богу Ра обратиться за советом к Нейт. Богиня рассудила, что владыкой Египта должен стать Гор – законный сын Осириса. В противном случае она пригрозила, что небо упадет на землю.

Греческий ученый Геродот (V в. до н.э.) во II книге своей «Истории», описал большой фестиваль в честь Нейт, называвшийся «банкетом ламп». Во время этого ежегодного празднования зажигались сотни масляных ламп, которые горели всю ночь, в то время как сами люди пировали, восхваляя богиню.

В последние династические времена Нейт рассматривалась в основном как ипостась богини Хатхор.

Часто изображается в облике женщины с шаттлом (инструментом, используемым при плетении) на голове.

В Верхнем Египте иногда изображалась в виде женщины с головой львицы.

Как богиня, связанная с водой, изображалась и в виде змеи.

Также есть изображения, на которых она кормит грудью молодого крокодила (Себека).

Источник

Храм нейт в египте

храм нейт в египте

храм нейт в египтеейт – одна из самых древних богинь Египта, важнейшим культовым центром которой был город Саис (столица 5 нома в Нижнем Египте). В этом городе был храм, посвященный ей – одно из самых известных зданий в Древнем Египте. На одной из стен храма от имени богини Нейт была сделана надпись, содержащая лаконичную, но чрезвычайно глубинную философскую мысль: «Я все, что было, и все, что будет».

храм нейт в египте

Имя Нейт в иероглифах

Ее значение постепенно уменьшилось во время Древнего царства. Однако во время правления XXVI династии (ок. 664-525 гг. до н.э.), когда Саис был столицей Египта, Нейт снова играла важную роль. Ее имя вновь появляется в составе женских королевских имен.

Первоначально она была богиней охоты и войны; это показывают не только ее эмблема, но также и ее связи с богом Упуатом, который также почитался в Саисе. Обязанность обоих божеств состояла в том, чтобы «открыть пути» королю, чтобы гарантировать ему успех в сражении.

Постепенно египетская богиня Нейт приобретала роль богини-защитницы и стала связанной с определенными ритуалами похорон. «Тексты пирамид» упоминают о ее бдениях над телом усопшего Осириса вместе с Исидой, Нефтидой и Селкет. Она появляется в «Текстах пирамид» Древнего царства обычно с Селкет, Исидой и Нефтидой. Эти богини бдят над телом умершего бога Осириса; каждая из них занимала свою сторону саркофага – Нейт стояла на восточной стороне.

храм нейт в египте

Статуя богини Нейт

По представлениям древних египтян она отгоняла злых духов, пуская в них стрелы из своего лука. Эти качества женщины-воительницы привели к тому, что древние греки отождествляли ее со своей воинственной богиней – Афиной, изображаемой со щитом и копьем. Также ее отождествляли с другой богиней-воительницей, пришедшей в Древний Египет из Малой Азии – Анaт, обычными атрибутами которой также были щит и копье.

Однако Нейт почиталась не только как защитница и покровительница умерших – считалось, что она обладает могучими целительными способностями. Ее призывали и ей молились при болезнях, ее изображали на подголовниках, чтобы она отгоняла злых духов во время сна людей.

Как богине ткачества и плетения ей приписывалось изобретение и изготовление погребальных полотен-пелен, которыми древние египтяне плотно обертывали мумии после обрядов бальзамирования и мумифицирования тел умерших. В период Нового царста льняные полоски для обертывания мумии считались «подарками Нейт». Таким образом, она связана с богиней Татет, которая пеленала мертвых (т.е. во время пеленания призывалась именно эта богиня) для сохранения их тел. Как богиня плетения и ткачества (в основном женских занятий) Нейт почиталась в качестве защитницы женщин и покровительницы брака.

Видимо, тесная ассоциация Нейт с водой привела к тому, что еще в период Древнего цартва она иногда считалась женой бога Сета и матерью Себека – бога-крокодила (крокодилы, как известно, проводят значительную часть своей жизни именно в воде). Ассоциация с водой, а значит, и с Нилом, также повлияла и на то, что она иногда считалась женой Хнума, была связана с источниками этой величайшей реки в мире.

В Эсне (в греко-римский период) Нейт вместе с Хнумом играли роль божеств-создателей мира. Эти боги почитались как отец и мать всего, а некоторые тексты описывают эти два божества в виде одного гермафродитного бога, сочетающего в себе одновременно и мужское и женское начало. В этом качестве она почиталась как богиня Верхнего Египта, которая, как считалось, обосновалась в Дельте уже в более поздние времена.

храм нейт в египте

Щит с изображением Нейт. XXVI династия. Музей Лиона

Греческий ученый Геродот (V в. до н.э.) во II книге своей «Истории», описал большой фестиваль в честь Нейт, называвшийся «банкетом ламп». Во время этого ежегодного празднования зажигались сотни масляных ламп, которые горели всю ночь, в то время как сами люди пировали, восхваляя богиню.

В последние династические времена Нейт рассматривалась в основном как ипостась богини Хатхор.

Она обычно изображается как женщина, носящая красную корону Нижнего Египта. Часто изображается в облике женщины с шаттлом (инструментом, используемым при плетении) на голове. В Верхнем Египте иногда изображалась в виде женщины с головой львицы. Как богиня, связанная с водой, изображалась и в виде змеи. Также есть изображения, на которых она кормит грудью молодого крокодила (Себека).

Источник

Египетские следы Атлантиды Платона

Олег ГУЦУЛЯК
ЕГИПЕТСКИЕ СЛЕДЫ ПЛАТОНОВСКОГО НАРРАТИВА ОБ АТЛАНТИДЕ

Геракловы столбы в Египте

В контексте параллелей между греческой Афиной, египетской Нейт и ближневосточной Анаит может быть переосмысленно и сообщение Платона о «Геракловых столпах», за которыми находилась Атлантида.
В действительности, Платон сообщает о том, что Атлантида погибла тогда, когда «… согласно преданию, девять тысяч лет тому назад была война между теми народами, которые обитали по ту сторону Геракловых столпов, и всеми теми, кто жил по сю сторону: об этой войне нам и предстоит поведать… Как мы уже упоминали, это некогда был остров, превышавший величиной Ливию и Азию, ныне же он провалился вследствие землетрясений и превратился в непроходимый ил, заграждающий путь мореходам, которые попытались бы плыть от нас в открытое море, и делающий плавание немыслимым» (Платон, «Критий», 108 e).
Владимир Гарматюк предположил, что Геракловы столпы следует искать в Египте и связал их с устьем египетской реки Нил: «… Геркулесовыми столпами в древности называли также и вход в главное (западное) Устье Нила, прозванное устьем Иракла, то есть Геркулесовым, где был город Ираклеум и храм в честь Геркулеса … Атлантида могла быть только в одном месте против устья Нила — южнее и восточнее острова Крит. Она там, на глубине, сегодня и лежит, провалившись в глубокую котловину моря (опираясь на глубинную съемку, моделирование морского дна и указателей, обнаруженных в диалогах Платона, Роберт Сармаст считает, что Атлантида – это остров Кипр, простиравшийся ранее несколько далее на восток, к Сирии, и юг [8]; Кипр расположен в северо-восточной части Средиземноморья на расстоянии 380 км от Египта, 105 км от Сирии и 75 км от Турции, – О.Г.) … Море, омывавшее остров Атлантиду (между Критом и Египтом), называлось в древности Атлантическим, оно находилось в акватории Средиземного моря, так же как и современные моря Эгейское, Тирренское, Адриатическое, Ионическое. Впоследствии из-за ошибки в привязке Атлантиды не к Нильским, а к Гибралтарским столпам название «Атлантический» распространилось и на океан за проливом … О близости расположения Атлантиды к устью Нила и к Африке косвенно свидетельствует обширная впадина Каттара (минус 133 метра ниже уровня моря) в Ливийской пустыне, в Египте, в 50 км от побережья, а также и низина близ Александрии. Эти впадины свидетельствуют об общей территориальной тенденции к проседанию» [9]. И там же: «… В другом случае (позже), уже при описании Платоном могущества Атлантиды, речь идёт о других столпах (как уже выше сказано, в Средиземноморье их было семь) … От этого возникла и вся последующая путаница с местом расположения Атлантиды…» [9].
Если действительно «Геракловы столбы» могли быть «межевыми знаками» распространения власти атлантов («… На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (западное побережье Италии)» (Платон, «Тимей», 25 a-b), то В. Гарматюк не указывает источник, где присутствует утверждение о том, что «устье Нила» называлось «устьем Геракла», а также не дополнил своё мнение дополнительными аргументами.
Но предложенная В. Гарматюком гипотеза известна еще с первой половины XIX века. Известный русский исследователь академик А. Норов осенью 1834 года отправляется в длительное путешествие через страны Восточной Европы в Египет, Нубию, Палестину, Сирию и Малую Азию. По возвращении он публикует о своих странствиях обстоятельные труды, и среди них – «Исследования об Атлантиде». В начале своей работы А. Норов приводит слова античного натуралиста Плиния Старшего о том, что Кипр некогда соединялся с Сирией и островом стал лишь после землетрясения. Он ссылается на свидетельства арабского географа ибн Якута о том, что некогда «море затопило многие обитаемые земли и могущественные царства и пролилось даже на Сирию и Грецию. Таково начало образования островов Греции и Египта». Рассмотрев свидетельства других древних авторов, А. Норов приходит к мысли, что между Сицилией и Сирией, Босфором и Египтом мог произойти катастрофический «потоп», опускание суши, ибо здесь, как по данным старинных источников, так и наук о Земле, несомненно «существование вулканического элемента… Атлантида, по нашему предположению, занимала все пространство Средиземного моря от острова Кипра до Сицилии, возле которой на север было Тирренское море и Тиррения. Это пространство совершенно соответствует тому, которое Платон определяет для Атлантиды» [10].
Кроме того, А. Норов же указывает на то, что «… в отдаленнейшую эпоху Столпами Геркулесовыми называли также западное главное устье Нила, прозванное устьем Иракла, т. е. Геркулесовым, где был город Ираклеум и храм в честь Геркулеса. Храм в честь Геркулеса, весьма знаменитый в древности, находился также в Тире против острова Кипра» (Цит. за: [11]).

Гераклионы и Гераклеополь

«… По рассказам фиванцев и всех тех, кто по их побуждению воздерживается от баранины, обычай этот установлен вот почему. Геракл захотел однажды непременно увидеть Зевса, а тот вовсе не пожелал, чтобы Геракл его видел. Когда Геракл стал настойчиво добиваться [свидания], Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. Поэтому то египтяне и изображают Зевса с ликом барана, а от египтян переняли такой способ изображения аммонии (они происходят от египтян и эфиопов, а язык у них смешанный из языков этих народов). По моему, и свое имя аммонии заимствовали от Зевса; ведь в Египте Зевса называют Аммоном. Так вот, фиванцы не приносят в жертву баранов; они считают баранов священными по упомянутой выше причине. Только в единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса, как это сделал некогда сам бог. Затем они приносят к ней другую статую Геракла. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице. О Геракле же я слышал, что он принадлежит к сонму двенадцати богов. Напротив, о другом Геракле, который известен в Элладе, я не мог ничего узнать в Египте. Впрочем, тому, что египтяне заимствовали имя Геракла не от эллинов, а скорей, наоборот, эллины от египтян, у меня есть много доказательств. Между прочим, оба родителя этого Геракла – Амфитрион и Алкмена – были родом из Египта (Алкей – отец Амфитриона и Электрион – отец Алкмены, по мифу, происходили из Египта, – О.Г.). Геракл – древний египетский бог, и, как они сами утверждают, до царствования Амасиса протекло 1700 лет с того времени (датировка по предпоследнему египетскому царю Амасису II указывает на то, что Геродот цитирует здесь Гекатея, который посетил Египет при этом царе, – О.Г.), как от сонма восьми богов [первого поколения] возникло двенадцать богов, одним из которых они считают Геракла. Так вот, желая внести в этот вопрос сколь возможно больше ясности, я отплыл в Тир Финикийский, узнав, что там есть святилище Геракла. И я видел это святилище, богато украшенное посвятительными дарами. Среди прочих посвятительных приношений в нем было два столпа, один из чистого золота, а другой из смарагда, ярко сиявшего ночью. Мне пришлось также беседовать со жрецами бога, и я спросил их, давно ли воздвигнуто это святилище. И оказалось, что в этом вопросе они не разделяют мнения эллинов. Так, по их словам, святилище бога было воздвигнуто при основании Тира, а с тех пор, как они живут в Тире, прошло 2300 лет. Видел я в Тире и другой храм Геракла, которого называют Гераклом Фасийским. Ездил я также и на Фасоси нашел там основанное финикиянами святилище Геракла, которые воздвигли его на своем пути, когда отправились на поиски Европы. И это было не менее чем за пять поколений до рождения в Элладе Амфитрионова сына Геракла. Эти наши изыскания ясно показывают, что Геракл – древний бог. Поэтому, как я думаю, совершенно правильно поступают некоторые эллинские города, воздвигая два храма Гераклу. В одном храме ему приносят жертвы как бессмертному олимпийцу, а в другом – заупокойные жертвы как герою.
45. Много ходит в Элладе и других нелепых сказаний. Так, например, вздорным является сказание о том, как египтяне по прибытии Геракла в Египет увенчали его венками, а затем в торжественной процессии повели на заклание в жертву Зевсу. Сначала Геракл не сопротивлялся, а, когда египтяне хотели уже приступить к закланию его на алтаре, собрался с силами и перебил всех египтян. По моему же мнению, подобными рассказами эллины только доказывают свое полное неведение нравов и обычаев египтян. В самом деле, возможно ли, чтобы люди, которым не дозволено убивать даже домашних животных, кроме свиней, быков, телят (если только они “чисты”) и гусей, стали приносить в жертву людей. Притом Геракл прибыл туда совершенно один и, по их же собственным словам, был только смертным, как же мог он умертвить такое множество людей? Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных!» (Геродот, «История» II, 42-45).

Стадии, равнины и горы

На его месте образовался оазис, который представляет собой тектоническую впадину и находится на 43 м (140 футов) ниже уровня моря; размеры оазиса оцениваются в 1270-1700 км (490-656 квадратных миль), но в прошлом его размеры в несколько раз превышали нынешние. Оазис называется Фаюм (др.-егип. Паюм), т. е. «море». Другим названием оазиса Фаюм было Те-Ше («Земля Озера»). В Фаюм фараон Аменемхет III даже временно перенес свою столицу – Иттауи («Знание обеих земель»).
От некогда величественного пресноводного озера-моря остался жалкий осколок – соленое озеро Биркет Карун (Birket Qarun), которое занимает площадь около 202 квадратных километров (78 квадратных миль).
А как быть с тем, что в рассказе Платона говорится собственно об островах, на которых находится цивилизация атлантов?
Проблема решается тем, что в античной традиции понятие «остров» использовалось и к оазисам. Например, центральные оазисы Эфиопии – Мероэ и Таду (с гаванью) – Плиний Старший прямо называет «островами» (insula), имея ввиду большие, до 70 миль, участки зеленых лугов и лесов в сравнении с окружающими пустынями.
Сам оазис Эль-Фаюм все еще плохо изучен, несмотря на свою богатую историю. Регион с древнейших времен считался житницей не только Египта, но и Древней Греции и Рима. Здесь зимует множество перелётных птиц. В VII тыс. лет до н. э., когда жители Сахары разводили крупный рогатый скот, овец и коз, выращивали ячмень и финики, сама долина Нила была необитаема. Намного более полноводная, чем ныне, река текла среди обширных, непригодных для жизни людей болот. Лишь через тысячу лет, когда климат стал более засушливым, пастухи и земледельцы, продвигаясь с запада на восток, начали заселять долину Нила, его Дельту и Фаюм. Одной из самых древних археологических культур Нижнего Египта эпохи мезолита и раннего неолита является именно Фаюмская. Находки этой культуры датированы с V тыс. до н.э. до IV тыс. до н.э. Её представители выращивал ячмень, пшеницу, и лен по берегам озера Фаюм и в дельте Нила, содержали стада рогатого скота и свиней. Их культура была связана с Капсийской культурой, которая распространилась в Средиземноморье от Туниса до Испании, а материальные памятники Фаюмской культуры напоминают керамику неолитической Западной Европы (вплоть до территории современной Швейцарии и Рейна) и Анатолии. Сама Фаюмская цивилизация носила транзитный характер по пути к Иберийскому региону и была создана более развитым народом, чем смешанное с южными расами население Верхнего Египта этой эпохи.
Фаюмцы – долихоцефалы и не имеют никаких признаков смешения с негроидной расой. Хотя К.С. Кун и относил фаюмцев к средиземноморской расе, но он сам отмечал, что их черепа гораздо крупнее, чем черепа египтян додинастического периода. То есть предположить, что фаюмцы как минимум испытали сильное воздействие северных европеоидов древней кроманоидной расы, что отразилось на размерах их черепов. Но также и носители родственной им южной, Тасийской (Tasian), культуры Верхнего Египта были долихоцефалами с явными признаками ортогнатизма, т.е. не имели в своем фенотипе даже небольшого влияния негроидной расы. Еще одной особенностью Верхнего Египта относящейся больше к культуре, но тесно связанной с расовыми признаками был тот факт, что на юге додинастического периода был наиболее популярен бог Сет, который изображался с антропологическими признаками северного европеоида, проявлявшимися в цвете волос и белой коже. Поклонение Сету было очень тесно связано и с рядом династий фараонов, в том числе более позднего времени, о чем еще будет возможность вспомнить [18].
Исследования радиокарбоновым методом говорят о том, что народы эпохи развитого неолита, которых можно считать непосредственными предками жителей династического Египта, поселились на берегах полноводного Фаюмского озера и стали обрабатывать там землю между 4500 и 4000 годами до н. э. В эти и последующие годы район оседлого земледелия разросся на сотни миль вдоль берегов нижнего Нила. К III тысячелетию до н. э. мотыгу вытеснил плуг, в который впрягали волов. Эти перемены привели к возникновению династического Египта. I династия в Египте воцарилась около 3000 года до н. э., то есть спустя примерно полторы тысячи лет после того, как неолитические земледельцы Фаюма перешли к оседлому земледелию, основанному на примитивном орошении. «… Несколько веков единовластия, тщательное измерение ежегодных разливов Нила, постройка широкой системы оросительных каналов и дамб позволили Египту шагнуть далеко вперед. Богатые урожаи пшеницы и ячменя – злаков, выведенных из диких трав, земледельцами Азии и ввезенных позже в Нильскую долину, – кормили растущее население, позволяли властям накапливать излишки продовольствия, стимулировали развитие торговли и давали фараонам средства для строительства пирамид и других монументальных сооружений, которые Хеопс и его преемники начали воздвигать примерно с 2500 года до н. э.» [19].
При фараоне Аменемхете III были завершены большие ирригационные работы в Фаюмском оазисе, начатые задолго до его правления. Аменемхет III возвел огромную насыпь (длиной 43,5 км), чтобы осушить большую часть Фаюмского оазиса и сделать ее пригодной для земледелия. Из сочинений греческих авторов известно, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избытки воды от разлива Нила отводили в Фаюмское водохранилище (у греков — Меридово озеро). Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы во время низкого уровня воды в Ниле в продолжение 100 дней увеличивать в два раза проток воды в реке вниз по течению реки от Фаюма.
Фаюмское (Меридово) озеро питалось водами Нила, поступавшими в него по каналу (ныне – Бахр-эль-Юсуф), который отходил от западного берега реки несколько севернее современного Ассиута (древнего Сиута). Сама длина рукава составляло приблизительно 334 км. Вырыт канал был по приказу фараона Аменемхета IV (1807-1798 гг. до н.э.) на месте одного из малых притоков Нила (по другим данным, расширен и углублен ранее – в 2300 г. до н.э.). Это должно было служить трем целям: контролировать разливы Нила, регулировать уровень воды в Ниле в сухую погоду и служить для его окрестностей источником орошения. В период Нового царства канал имел пять метров в глубину и две дамбы, регулировавшие водосток. Высох он вместе с Меридовым озером во времена Птолемеев, но был возобновлён арабами, которые считали его строителем библейского Иосифа.
На западном берегу канала стоял город Оксиринх («город остроносой рыбы», т.е. щуки), со знаменитой библиотекой эллинистического периода. Среди оксиринхских папирусов — фрагменты утраченных работ Сафо, Пиндара, Ивика, Софокла, Еврипида, пьесы Менандра, составленное неизвестным автором продолжение Фукидида, пересказ утраченных книг Тита Ливия, а также многочисленные раннехристианские тексты («оксиринхские евангелия», апокрифическое Евангелие от Фомы).
Восточнее Бахр-эль-Юсуфа как раз находился Гераклеополь. Существует легенда, рассказанная Геродотом, что в Гераклеополе располагался большой лабиринт, который имел размеры 244 х 305 м и состоял из 3000 комнат, из них 1500 подземных и 1500 надземных, которые греческому историку не было позволено обследовать. Жрецы Лабиринта рассказывали, что он запутан и труднопроходим, а создан таким, чтобы уберечь бесчисленные свитки, хранившиеся в подземных помещениях. Грандиозность сооружений поразила Геродота, и он с величайшим благоговением рассказывал об увиденном: «… Там я увидел двенадцать дворцов, стоящих один за другим и соединенных между собой террасами, построенных вокруг двенадцати залов. Трудно себе представить, что они построены руками человека. Стены украшены барельефами фигур, и каждая площадка перед дворцом искусно вымощена белым мрамором и окружена колоннадой. Возле угла, где заканчивается лабиринт, стоит пирамида высотой двести сорок футов, с величественными вырубленными в камне фигурами животных и с подземным проходом, по которому в нее можно войти. Мне доверительно сообщили, что подземные камеры и ходы соединяли эту пирамиду с пирамидами в Мемфисе». Страбон говорил, что потолок каждой комнаты лабиринта состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись.
Но археологических свидетельств этому до сих пор нет. Вероятно, имеется ввиду долина Эль-Лахун, по которой идет соединение Фаюмского оазиса с долиной Нила и название Лабиринт – это искаженное египетское слово Лаперо-хунт — «святилище при шлюзах канала». Кроме того, Эль-Лахун является самым южным комплексом пирамид Египта. Особенно знаменитой в Эль-Лахун является пирамида, построенная фараоном Сенвосретом II из XII династии. Как и пирамида Аменемхета III в Хаваре, пирамида Сенусерта II в Лахуне построена из сырцового кирпича на 13-метровом холме в качестве основания. Высота пирамиды – 48 метров, длина сторон основания – 106 метров. Пирамида, как и все остальные пирамиды Эль-Лахун, облицована известняком. Вход в пирамиды Лахун и Хавара находится на южной стороне. Уникальный дизайн сложных коридоров был разработан для того, чтобы грабители не смогли добраться до погребальной камеры, где находился гроб из красного гранита с телом фараона.
Описывая Атлантиду, Платон говорит об орошении центральной равнины, окруженной водным каналом: «… Если сказать, каковы были глубина, ширина и длина этого канала, никто не поверит. но мы обязаны передать то, что слышали» (Платон, «Критий», 118, с). Из этого видим, что размеры канала удивили самого Платона. Глубина канала была 30 м, ширина – чуть меньше 200 м, а периметр – 1930 км. Вся равнина была разделена на орошаемые участки, а участок должен был поставлять определенное число воинов.
Правда, большинство исследователей приходит к выводу, что длина и ширина равнины, ее периметр, численность армии и всего населения чрезмерно завышены, по-видимому, в 100 раз. Например, Жак-Ив Кусто пишет: «… В системе египетских иероглифов число «9000» изображается рядом из девяти цветков лотоса, а девять веревочных узелков означают 900. Платону в руки мог попасть папирус с записью этой истории. Если он принял узелки за цветки лотоса, то гибель Атлантиды произошла не 11 500, а 900 600 или 650 лет назад, иными словами, в 1500 или 1550 году до н. э. Соответственно долина исчезнувшего острова имела в длину не 10 000 стадиев (1800 км), а 1000 (180 км) — именно такова примерная длина критской долины. И еще, военный флот атлантов насчитывал не 1200 судов, а всего 120, что точнее соответствует нашим знаниям о навигационных способностях народов древности» [20].
Но такое завышение – это как раз закономерность любой мифо-эпической традиции, и обвинять Платона здесь в «ошибках», как и расстраиваться, не стоит!

Крокодилополь и бог Себек

На северной точке осушенных земель в Фаюмском оазисе были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они были высечены из жёлтого кварцита. Высота их составляла 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.
Именно с Аменемхета III и его отца Сенусерта III (прославленного греками как фараон-мудрец и законоучредитель Сесострис) началась традиция, ранее не известная в Египте: статуи царя стали устанавливаться не только в гробницах или пирамидных храмах, но и в храмах, посвященным различным богам. Они не были скрыты в замурованных сердабах или в залах, которые посещали лишь избранные. Новые памятники прославляли живого правителя государства, они представляли фараона богом на земле, от которого зависело благополучие его подданных. По всей стране было найдено большое количество статуй, в основном, из черного гранита, сделанных с большим мастерством. Поражает тонкость работы и стремление реалистично передать портретные черты оригинала. Позже в исторической традиции стали известны также стоящие в пойме Нила и «поющие» 700-тонные фиванские статуи Аменхотепа ІІІ из XVIII династии как «колоссы Мемнона».
Вероятно, что две вышеупомянутые статуи Аменемхета III и следует отождествлять со «столбами Геракла», находящимися на юге известной грекам ко времени Платона ойкумены, но позже их затмили статуи Аменхотепа ІІІ – «колоссы Мемнона».
Мемнон был героем Троянской войны, царем Эфиопии, который повёл свои войска из Африки в Малую Азию, чтобы помочь защитить осаждённый город, но в конечном счёте был убит Ахиллом. Имя «Мемнон» означает «Правитель утренней зари», так как он сын богини Эос и Титона. В момент гибели любимого сына богиня Эос «покрылась темным облаком в знак печали» (намёк на катаклизм, в котором погибла Атлантида?). После гибели Мемнона Зевс, видя безутешное горе Эос (по легенде, капли росы, появляющиеся по утрам, — это слёзы богини, скорбящей по погибшему сыну), вернул его к жизни и наделил бессмертием.
Плиний Старший, говоря об Эфиопии времен Мемнона, замечает, что «… Повелевала она и Сирией, и нашим побережьем во времена царя Кефея, как явствует из сказаний об Андромеде» («Естественная история», VI, 182) [23]. Очевидно, что об этом представлении греков свидетельствует упоминание Геродотом некой «башни Персея» на восточной точке впадения Дельты Нила в Средиземное море (Геродот, «История», II, 15). А Персей, как известно, как раз выступает в контексте круга сказаний об эфиопском царстве.

Враг на юге или на западе?

Собственно, из храма враждебной кушитам последующей, ливийского происхождения, XXVI Саисской династии мы и узнаем предание о совместной борьбе египтян и греков с деспотической цивилизацией «Атлантиды». Основателю Саисской династии Псамметиху (ок. 664-610 гг. до н. э.) оказали помощь как греческие – ионийские и карийские, так и лидийские наёмники из Малой Азии! Согласно популярной легенде, пересказанной в Геродотом, Псамметих обратился к оракулу Уаджет (в труде Геродота названа Латоной) в городе Буто и получил следующий ответ. Богиня обещала Псамматиху победу, если он примет к себе на службу «медных людей с моря». Встретив потерпевших кораблекрушени облачённых в медные доспехи греческих гоплитов, фараон решил, что это и есть предсказанные оракулом «медные люди с моря». Из повествования о Псамметихе стало известно, что до 240 тысяч египетских воинов ушли в Нубию после того, как им не предоставили смены после их трехлетней пограничной службы. Если отбросить совершенно фантастическое число перебежчиков и фольклорное предание о мольбах фараона, обращённых к ним, то обнаруживается реальный фон истории, изложенной Геродотом, – усиление противоречий между традиционной военной элитой ливийского происхождения и недавно обосновавшимися в Египте грекоязычными наёмниками. Псамметих покровительствовал греческим купцам и ремесленникам. При нём в Дельте возникли греческие торговые фактории, из которых особенно крупной был порт Навкратис. Авторитет Псамметиха в греческом мире был настолько велик, что способствовал продвижению египетских культурных влияний в Средиземноморье. Тиран Коринфа Периандр дорожил хорошими отношениями с Саисским Египтом и даже назвал именем египетского фараона своего племянника, который по причине смерти всех пяти сыновей тирана наследовал в 585 до н. э. власть над полисом.
Также сын основателя Саисской династии Нехо ІІ знаменит тем, что, несмотря на неудачи в сухопутных боях, преобладание Египта на морских путях стало доминирующим. Для военных нужд на Средиземном и Красном морях были построены большие гребные суда. По инициативе Нехо, как сообщает Геродот, финикийские моряки совершили около 600 до н. э. плавание вокруг Африки (на что ушло 3 года). Это плавание вряд ли ставило перед собой военные цели. Затем египтяне, благодаря существенному пополнению своего военного флота, чья мощь станет определяющей для обеспечения египетской гегемонии на Средиземном море до эпохи Птолемеев включительно, закрепили за собой остров Кипр, превращённый в египетского вассала и данника (платившую фараону даже большую дань, чем в период военного доминирования Египта при XVIII династии).
Намереваясь восстановить утерянное величие Египта, Псамметих обратился к периоду Древнего царства как наиболее соответствовавшему духу египетского народа. Было восстановлено почитание царей Раннего и Древнего царства. А их мастабы и пирамиды в окрестностях древней столицы Египта Мемфиса, а также Абидоса были отреставрированы. Все последующие изменения, особенно относящиеся к периоду «космополитического» Нового царства, были признаны чужеземными и преследовались. Стараниями жречества, поддерживавшего Псамметиха и его преемников, из религиозной традиции Позднего царства вычёркивались позднейшие наслоения, в том числе в ущерб фиванскому богу Амону, в течение многих веков возглавлявшему египетский пантеон и являвшимся главным богом нубийцев, Псамметих стал выдвигать богов Дельты – прежде всего богиню Нейт – покровительницу Саиса, а также бога Мемфиса Птаха и древнего Осириса. Естественно, из пантеона были исключены все чужеземные божества, в том числе и семитского происхождения. Таким образом, Сет, который, несмотря на присущую ему коварность и подлость, первоначально широко почитался как бог войны, приобретает черты отчётливого воплощения всех пороков и заменяет Апопа в качестве главного отрицательного персонажа египетской мифологии.
То, что египетский жрец из Саиса решил не говорить Солону о прямом господстве Нубии над Египтом, а привязал события к преданию о некоем конфликте с пришельцами с Западного Средиземноморья, объясняется тем фактом, что поражение от нубийцев было одним из самых унизительных в египетской истории, так что более поздние фараоны приказали стереть любые упоминания о нём из исторических анналов. Видимо, Солона и Платона египетскому рассказчику удалось сбить с толку и они отождествили врагов древних египтян и афинян, находящимися за «Геркулесовыми столбами», с «народами (с) моря», продолжавшими особую цивилизацию средиземноморского неолита (мореходов-мегалитчиков), отличную от балканского неолита. Искусству вождения колесниц ливийцев обучили именно «народы (с) моря», которые напали на Египет примерно в 1200 году до н. э.
Но, все же, окружающие народы помнили о некоторых победителях, пришедших с юга, и, в частности, греки зафиксировали это в мифах об эфиопском царе Мемноне.

«Я завоевал эту землю моими плечами»

Этерия – Хатхор, богиня Запада и сикиморы

Шу-Атон и солнечный павлин

Царство Геб, завершившееся катаклизмом

ЛИТЕРАТУРА
1. Платон. Тимей // Платон. Сочинения в трех томах / Перев. с древнегреч. Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. – М.: Мысль, 1971. – Т. 3, ч. 1. – С.455-541; Платон. Критий // Платон. Сочинения в трех томах / Перев. с древнегреч. Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. – М.: Мысль, 1971. – Т. 3, ч. 1. – С.543-560.
2. Геродот. История: в девяти книгах / Перев. с древнегреч. – Л.: Наука, 1972. – 604 с.
3. Плутарх. Исида и Осирис. – М. : Эксмо, 2006. – 464 с.
4. Немировский А.И. Мифы древности – Ближний Восток. [Электронные ресурсы]. – URL: 5. Гордон С. Ханаанейская мифология / Пер. с англ. // Мифологии древнего мира, М., 1977. – [Электронные ресурсы]. – URL: http://annales.info/mal_az/small/hanmyth.htm.
6. Патай Р. Иудейская богиня. – [Электронные ресурсы]. – URL: http://scisne.net/a882?pg=4
7. Павсаний. Описание Эллады: в 2-х тт. / Пер. с древнегреч. – М.: Ладомир. 2002. – Т. 1 (Кн. I-VI). – 492 с. ; Т. 2 (Кн. VII-X). – 503 с.
8. Росси Г. Кипр – часть Атлантиды [Электронные ресурсы]. – URL: http://atlantida.primordial.org.ua/archives/137
9. Гарматюк В. Ошибка Платона (Крития? Сократа?) внесла путаницу с местонахождением Атлантиды // Апокриф. – № 56. – Жизнь 5. Вып. 1. – [Электронные ресурсы]. – URL: http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_cl02v39_58
10. Кондратов А. Атлантиды моря Тетис. – Ленинград : Гидрометеоиздат, 1986. – С.40-44.
11. Кондратов А. Атлантиды моря Тетис. – Ленинград : Гидрометеоиздат, 1986. – С.42.
12. Древний Гераклион (Тонис). – [Электронные ресурсы]. – URL: http://zapys.blogspot.com/2013/05/blog-post_13.html
13. Борухович В.Г. Египет в классической греческой трагедии // Античный мир и археология. – Саратов, 1974. – Вып. 2. – С. 23-31. – [Электронные ресурсы]. – URL: http://www.philology.ru/literature3/borukhovich-74.htm
14. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 2-х тт. / 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Наука, 1994. – Т. 1. – 702 с.; Т. 2. – 672 с.
15. Джозеф Ф. Гибель Атлантиды. – М. : Аст, 2004. – С.177-189. –[Электронные ресурсы]. – URL: 16. О датах в рассказе жрецов Саиса // Тайны Атлантиды. – [Электронные ресурсы]. – URL: http://atlantida.mysterylife.ru/7/g_3.php?number=3
17. Kees, Hermann. Ancient Egypt: A Geographical History of the Nile / Ed. T.G.H. James, trans. L.F.D. Morrow. – Chicago, 1961. – P. 224.
18. Диунов М. Расово-познавательная история цивилизаций: Древний Египет. – [Электронные ресурсы]. – URL: http://www.rus-obr.ru/idea/2123
19. Бэзил, Дэвидсон. Новое открытие древней Африки. Глава 2: Загадка Мероэ. – [Электронные ресурсы]. – URL: 20. Кусто Ж.-И. В поисках Атлантиды. – М. : Мысль, 1986. – [Электронные ресурсы]. – URL: http://www.litmir.net/br/?b=165963&p=30
21. Павлов В. В. Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. – М.: Искусство, 1985. – С. 79-81.
22. «Книга Юбилеев», VII. – [Электронные ресурсы]. – URL: http://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/jubilees.shtml
23. Плиний Старший. «Естественная история», VI, 182. – [Электронные ресурсы]. – URL: http://annales.info/ant_lit/plinius/06.htm
24. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – Ленинград: Госполитиздат, 1953. – [Электронные ресурсы]. – URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st076.shtml
25. Плиний Старший. «Естественная история», VI, 186, 187, 196, 198. – [Электронные ресурсы]. – URL: http://annales.info/ant_lit/plinius/06.htm
26. Кондратов А. Атлантиды моря Тетис. – Ленинград : Гидрометеоиздат, 1986. – С.42.
27. Парк Тимна. 3. Соломоновы столбы и храм богини Хатхор. [Электронные ресурсы]. – URL: http://iso100.ru/blog_showfull/1416.html
28. Миньковская Э.Е. Львиноголовый бог Апедемак. – [Электронные ресурсы]. – URL: http://annales.info/egipet/apdm.htm
29. Рубинштейн Р.И. Атон // Мифы народов мира. – Т.1. – С.122.
30. Аверинцев С.С. Сатана // Мифы народов мира. – Т.2. – С.412.
31. Pastor Bertrand L. Comparet. Сатанинское Семя Каина / Перев. с англ. [Электронные ресурсы]. – URL: http://nordman75.livejournal.com/231058.html

В статье Олега Гуцуляка «Египетские следы Платоновского нарратива об Атлантиде» предлагается метод перепрочтения текстов Платона об Атлантиде в сравнении с источниками, современными Платону и даже упоминаемые им как в самих текстах об Атлантиде, так и других его сочинениях. В частности, сравнивается платоновский нарратив об Атлантиде с классическим для античной культуры нарративом об цивилизации Древнего Египта. На этом основании предлагается версия о значительном влиянии на нарратив Платона нарратива Геродота в контексте формирования представлений для слушателей о странной и иной для них цивилизации, от описания самой страны до бытующих в ней традициях и обрядах, политической организации, ведения созидательной культурной деятельности и её истории.
Предлагается рассматривать как особо повлиявший на платоновский нарратив об Атлантиде геродотовский нарратив относительно географической, каналостроительной, политической и религиозной истории египетского оазиса («острова») Фаюм. Также предполагается, что Платон вследствии значительного хронологического расстояния между ним и сообщаемыми им египетскими историческими рассказами произвел при «реконструировании» нарратива об Атлантиде «смешение», «отождествление» некоторых событий из истории Древнего Египта (инвазии «народов моря», гиксосов, ливийских и нубийских племен, военные походы фараонов различных династий в Переднюю Азию, контакты Египта с Архаической Грецией и пр.).
Кроме того, как видно, Платон использовал обширный мифологический материал египетской традиции и, вероятно, ему была известна версия о древнем катаклизме, произошедшим с древними египтянами в додинастические времена, зафиксированном в их мифологической традиции как «падение правления бога Шу» и «крушение владычества бога Геба».

Олег Гуцуляк – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии философского факультета Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника (Ивано-Франковск, Украина).

The article of Oleg Gutsulyak «Egyptian Traces of Plato’s Narrative of Atlantis» is proposed method rereading texts of Plato’s Atlantis compared with sources of Plato, and even referred to them both in the text about Atlantis and his other writings. In particular, it is proposed to compare Plato’s narrative of Atlantis with a classic narrative to the ancient culture about the civilization of ancient Egypt. On the basis of the comparative-historical method proposed version of the significant impact on the narrative of Plato’s is narrative of Herodotus in the context of the formation of concepts for the students of the country and another for their civilization, from the description of the country before prevailing in her traditions and customs, political organization, conducting cultural activities its history.
It is proposed to consider as particularly influenced the narrative of Atlantis narrative regarding geographic, construction of canals, political and religious history of the Egyptian oasis («islands») Fayoum. It also assumes that Plato because of significant chronological distance between him and tells them the Egyptian historical narratives produced at «reconstructing» the narrative of Atlantis «confusion», «identification» of some events from the history of ancient Egypt (invasion of «Sea Peoples», Libyan and Nubian tribes, military campaigns of various dynasties of pharaohs in the Near East, Egypt’s contacts with archaic Greece, etc.).
In addition, as can be seen, Plato used the extensive mythological material Egyptian tradition, and probably it was known version of the ancient cataclysm that occurred with the ancient Egyptians in the pre-dynastic times, fixed in their mythological traditions as «Falling Kingdom of god Shu» and «Crash rule of god Geb».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *