храм николая чудотворца большая ордынка
Святыни
В храме находится множество частиц мощей угодников Божиих, от самых древних святых до новых мучеников и исповедников Российских. Одной из главных святынь является крест с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих.
Этот крест в 1998 году преподнес в дар храму наместник Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермской епархии игумен Даниил (Ишматов). В храме также находится мощевик с частицами мощей Киево-Печерских святых, в разное время переданных в храм и ставших напоминанием прихожанам о существовавшем некогда приделе во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
В храме пребывают частицы мощей пророка Исайи, Крестителя Господня Иоанна, праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, апостолов Андрея Первозванного, Марка и Луки, первомученика архидиакона Стефана, равноапостольной Ольги, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Афанасия Великого, Митрофана Воронежского, Филарета Московского, Феофана Затворника, патриарха Тихона, святителей Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, Луки Крымского, священномучеников Игнатия Богоносца и Владимира, митрополита Киевского, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и целителя Пантелеимона, великомучениц Анастасии Узорешительницы, Екатерины и Параскевы Пятницы, мучеников Вифлеемских младенцев, мученика Трифона, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, преподобных Сергия Радонежского, Александра Свирского, Амвросия Оптинского, Серафима Саровского, Силуана Афонского, Василия Блаженного, бессребренников Космы и Дамиана Асийских, праведного воина Феодора Ушакова и многих-многих других святых.
Наиболее чтимые иконы храма – главный храмовый образ святителя Николая чудотворца, икона Божией Матери «Знамение», перед которой почти после каждой воскресной всенощной совершается молебное пение, икона с молочным зубиком одного из царских детей.
Храм Святителя Николая в Пыжах
Храм Святителя Николая в Пыжах расположен в Москве, между улицами Большая и Малая Ордынка, он является одним из древнейших сооружений Замоскворечья. Относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Является памятником архитектуры XVII века, находясь в статусе объекта культурного наследия народов РФ, федерального значения.
Время строительства храма Мирликийского Святителя Николая в Пыжах различается в нескольких документах. В книге «Исторический указатель московских церквей» краеведа и историка Михаила Александровского указывается, что храм был построен в период с 1647–1657 годы. В другом труде «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» русского архитектора Алексея Мартынова указана другая дата — 1670 год.
Церковь построена в традиционном для того времени стиле «русское узорочье». Здание имеет четырехугольную форму с трехчастными алтарными выступами и является бесстолпным, своды и купол в нем держатся только за счет наружных стен. Окна расположены в два горизонтальных ряда. Приделы церкви выдвинуты к юго-востоку и северо-востоку куба основного строения, что позволяет образовать единую линию из алтарных выступов с алтарным выступом основного строения. Белоснежная церковь украшена кирпичными деталями.
Арочный проем входа в трапезную украшен резными гирляндами и колонками. Оконные обрамления северного фасада отличаются тонким и сложным рисунком. Очень красиво смотрится пирамида из пяти куполов. Рядом стоит трехъярусная шатровая колокольня, вход которой украшен «висячей» гирькой. В ней реализованы 16 слуховых окон, чтобы звон колоколов был слышен по всей округе. Первоначальное убранство церкви утрачено. Иконостасы, установленные сейчас в храме, выполнены в древнерусском стиле.
Расписание служб в храме Святителя Николая в Пыжах
По воскресеньям, а также во время престольных и великих праздников в храме Святителя Николая в Пыжах проходят Божественные литургии в 07:00 и в 10:00.
В остальные дни Божественная Литургия совершается в 7:30 или в 08:00. Вечернее богослужение начинается в 18:00.
Богослужения проводятся на церковнославянском языке. На праздничный молебен по воскресным дням из алтаря выносятся ковчежцы с мощами. Настоятель храма — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.
Святыни
В храме есть мощевик в форме креста, в котором хранятся мощи семидесяти двух святых Вселенской Церкви. Список главных святынь:
История
Стрелецкий полк Василия Философова был сформирован в 1650-х годах. Затем его главой стал Богдан Пыжов, в 1668 году. Именно на средства его стрельцов была построена каменная церковь Стрелецкой слободы, так раньше назывался этот храм. Вначале в церкви существовало два придела: первый — в честь Святителя Николая, освященный во имя Благовещения, второй — в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских. В те времена было принято называть храмы по приделам, тогда храм был известен как Никольский.
В 1692 году к зданию была пристроена трапезная и колокольня. До того времени приделы храма были расположены в его боковых апсидах. Со временем их увеличили надстройками и они сами стали самостоятельными приделами. Еще один — Никольский придел с южной стороны построили в 1811 году. В этом же году была переделана трапезная, которая в результате получила свой нынешний вид. Ее убранство сохранилось только частично, это карниз и небольшое окно.
Во время Отечественной войны 1812 году враги разорили церковь. В XIX веке церковь дважды перестраивалась и обновлялась. В 1858 году деньги на ее восстановление были выделены купцом И. Ляминым, на эти средства изготовили новый иконостас, которых до наших времен не сохранился. Вторая реконструкция была произведена в 1895 году, на деньги его жены.
В 1922 году, в годы большевистской власти из храма изъяли золотые и серебряные церковные изделия, весом более 20 пудов. Была утрачена уникальная церковная утварь XVII века, украшенная драгоценными камнями. В 1930 году храм оказался закрыт и подвергся реконструкции. Колокол, висевший в колокольне храма Святителя Николая в Пыжах, был передан в Большой театр, где использовался в некоторых постановках. Сейчас этот колокол установлен в храме Богоявления в Елохове, но на нем можно увидеть надпись о принадлежности церкви Святителя Николая в Пыжах.
Также в 1930-х годах, при проведении реквизиции, иконы храма были отданы в фонды Третьяковской галереи и других московских музеев. В 1960-х годах храм снова перестраивают под светские нужды. Здесь располагались швейные мастерские, общежитие и даже Научно-Исследовательский Институт стройматериалов.
Храм был возвращен под управление Русской православной церкви в 1990 году. Через два года, в 1992 году здесь начали проводиться первые богослужения. С 1992 по 2003 годы иконописец И. Клименко создает новые иконостасы. В южном приделе церкви сохранились несколько росписей XIX века.
В 1993 году в храме освящают третий престол, в честь священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского. Настоятель церкви Святителя Николая Мирликийского в Пыжах Александр Шаргунов является главой комитета «За нравственное возрождение Отечества». Главной задачей этой организации является борьба с пропагандой сатанизма и разврата в России.
Как добраться
Храм Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в Пыжах находится на улице Большая Ордынка 27А/8, строение 1. Рядом расположены три станции московского метрополитена, в пешей доступности от здания церкви. Станции «Третьяковская» Калужско-Рижской линии и «Третьяковская» Калининской линии. От них до храма следует пройтись пешком 310–360 метров. Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии находится на расстоянии 610 метров.
На общественном транспорте до храма Святителя Николая в Пыжах можно доехать на автобусах, троллейбусах и трамваях. Ближайшие остановки:
В Москве удобно вызвать такси, чтобы с комфортом доехать до церкви. Можно воспользоваться мобильными приложениями таких операторов как Яндекс. Такси, Ситимобил, Uber, Везёт, Maxim, Gett.
Видео о храме Святителя Николая Чудотворца в Пыжах
Храм святителя Николая в Пыжах, Москва
Писать своими словами не буду, так как нашёл очень интересный текст связанный с этим архитектурным шедевром.
Изначально церковь была освящена в честь Благовещения Богоматери, а нынешнее название получила по одному из приделов Святителя Николая. Ранее на месте каменного храма была деревянная церковь Благовещения «что в стрелецком полку Философова», построенная в начале XVII-го века стрельцами полка стольника Философова. Философова был отправлен для несения гарнизонной службы в Киев, их сменили стрельцы полка Богдана Пыжова.
В полк Пыжова набирали стрельцов из вольных людей. Их называли «гулящими», то есть не прикрепленными к тяглу – налогу, которым облагалось посадское и торгово-ремесленное население. Согласно документам тех лет, стрельцы должны были быть собою бодры, и молоды, и резвы. В качестве вознаграждения за службу им предоставлялись торговые льготы: они имели право беспошлинно покупать и продавать мелкий товар. Начальник расположенного в районе Большой Ордынки стрелецкого полка Богдан Климентьевич Пыжов был представителем старинного московского дворянского рода. В двадцатидевятилетнем возрасте он был назначен командиром стрельцов в бывшей Кожевенной слободе.
Вот какой любопытный эпизод описывает С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен»: «Стрельцы полку Пыжова всем приказом били челом государю на полковника своего Богдана Пыжова, что он вычитал у них по половине денежного жалованья; царь велел разыскать дело Языкову. Говорят, что Языков сделал розыск несправедливый, поверил полковникам. Как бы то ни было, челобитчиков стрельцов, лучших людей, велено наказать, чтоб они впредь не смели бить челом на полковников, их били кнутом и разослали в ссылки». Почти то же самое и у А.Н. Толстого в историческом романе «Петр Первый»: «Полковник Пыжов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают как холопы. А пошли жаловаться, – челобитчиков били кнутом перед съезжей избой».
Не лучшими человеческими качествами обладал Богдан Пыжов, но военачальником был превосходным. Под его командованием полк участвовал в самых опасных походах против запорожских черкас гетмана Брюховского в 1668 году и против Степана Разина в 1670 году. В феврале 1682 года полковник Пыжов был переведен воеводой в вятский городок Кайгород. Наверное, надоели Федору Алексеевичу челобитные на Пыжова, не посмотрел царь на военные заслуги полковника. Но с другой стороны, может, и спасительным оказалась для Богдана Пыжова эта ссылка, потому что в 1698 году произошло восстание московских стрелецких полков, и Пыжов мог оказаться в числе нескольких тысяч повешенных. Или убит своими же стрельцами, ведь одной из причин стрелецкого бунта, наряду с тяготами службы, изнурительными походами и голодом, историки называют притеснения со стороны полковников. А в этом-то совесть Богдана Пыжова была нечиста.
В 1692 году стрельцы построили колокольню и трапезную с приделом Святителя Николая. А через шесть лет случился бунт и кровавая расправа. Петр I-й собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам – зачинщикам бунта. На картине В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» одной из самых выразительных деталей является толстая свечка, горящая в руках одного из стрельцов. А ведь ближайшей стрелецкой церковью к месту казни была именно церковь Николы в Пыжах, и может, именно здесь ставили свои последние свечи московские стрельцы.
До 1692 года приделы церкви Благовещения находились в боковых апсидах. Точнее сказать, апсиды, которые были увеличены надстройками, стали самостоятельными приделами, выступающими за стены четверика. Раньше над каждым приделом возвышалась глава. Южный Никольский придел храма был возведен в 1811 году. Тогда же реконструировали трапезную, получившую теперешний вид. Придел повторяет скругление апсиды. К сожалению, декор трапезной не сохранился, но зато уцелели маленькое окошко и карниз. В 1812 году церковь Николы в Пыжах была разорена французами. Храм обновлялся в 1858 году на средства многолетнего церковного старосты купца И.А. Лямина и в 1895 году за счет его жены Е.А. Ляминой в память о скончавшемся супруге. В 1858 году был также изготовлен иконостас, не сохранившийся до наших дней.
Храм Николы в Пыжах имеет привычный для русского зодчества вид «корабля», когда церковь стоит на одной оси с трапезной и колокольней. Храм влюбляет в себя необычными архитектурными находками, художественным вкусом и фантазией зодчего. Он находится немного в глубине двора за решетчатым забором, и летом его закрывают от взора раскидистые кроны деревьев. Не поленитесь – обойдите храм вокруг, и вы получите настоящее эстетическое удовольствие.
Белокаменные кокошники, завершающие двухсветный четверик, расположены так, как будто это бегущие вспененные волны. А на волнах мирно «плывут» пять куполов. Кокошники поднимаются от богато украшенного антаблемента, который подчеркивает прямоугольную форму храма. Еще одной особенностью является то, что храм вытянут поперек оси, идущей от колокольни, что придает ему объемность.
Зодчий использовал такое разнообразие форм, накладывающихся друг на друга, что порой удивляешься, как при всем этом он добился единства и цельности. Храм создает впечатление не архитектурного, а скульптурного произведения, как будто зодчий делал из цельного куска камня, обрабатывая его маленьким скарпелем и добиваясь пластичности и декоративности. При этом нельзя сказать, что церковь Николы в Пыжах украшена роскошно или вычурно. Декор храма отличается сложностью и изящностью рисунка, который практически не повторяется в разных элементах церкви. Особенно выделяется каменный наряд в восточной части – на центральной апсиде. Обязательно обратите внимание на наличники окон и порталы входа в церковь, украшенные живописным декором. В стройной шатровой колокольне целых шестнадцать слуховых окон в два ряда, чтобы прекрасный колокольный звон храма слышался по всему Замоскворечью. Необычное арочное крыльцо как будто вырастает из колокольни. Ограда со стальной решеткой относится к концу XIX-го века.
В 1922 году при проведении реквизиции церковных ценностей из церкви были изъяты золотые и серебряные изделия весом более двадцати пудов. Бесследно пропала уникальная утварь, сделанная из серебра с инкрустациями драгоценных камней в стиле XVII-го века. В 1930-х годах церковь Николы в Пыжах была закрыта и подвергнута перестройке. Колокол Никольского храма, как и многих других московских церквей, передали в Большой театр, где он звонил в опере «Борис Годунов». Теперь этот колокол верно служит в московском храме Богоявления в Елохове, однако на нем сохранилась надпись 1900 года, сообщающая о его принадлежности к церкви Святителя Николая в Пыжах. В 1960-х годах в храме проходила реставрация. После здесь располагались строительное общежитие, НИИ стройматериалов и швейные мастерские «Росмонументискусства». Многие иконы из храма Николы в Пыжах поступили в 1930-х годах в фонды Третьяковской галереи и других музеев. Среди них Спас Вседержитель XVII века, Троица и Смоленская Одигитрия.
В 1990 году храм был возвращен Русской православной церкви, а в январе 1992 года возобновились богослужения. Новые иконостасы выполнены иконописцем И.В. Клименко в 1992 – 2003 годах по канонам московской иконописной школы. В южном приделе есть росписи конца XIX века. В 1993 году в храме был освящен третий престол в честь священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников российских.
Святыней церкви Николы в Пыжах является крест-мощевик с частицами мощей семидесяти двух святых, в том числе пророка Исаии, Иоанна Предтечи, апостолов Марка, Луки и Андрея Первозванного, святителя Николая и равноапостольной княгини Ольги. Особо чтимая икона храма – мироточивый образ святого царя-страстотерпца Николая. Возле этой иконы, расположенной в центральной части церкви, на утренних службах почти всегда очередь из желающих поклониться. Рядом с ней находится икона Царских мучеников. В ее мощевике есть молочный зуб царевича Алексея.
При всем внешнем великолепии внутри церковь необычайно скромна и уютна. Свежевыбеленные стены храма почти не имеют росписей. Особенно красив храм Николы в Пыжах зимой, когда его не загораживает листва деревьев. Да и белизна снега идеально сочетается с белокаменным «одеянием» церкви. Храм похож внешне на изящного белого лебедя. Он отличается живописностью силуэта, богатством декора и сложностью композиции. Храм построен перед самым началом царствования Петра I-го и является одним из последних типично русских храмов, ведь потом западное влияние будет ощущаться в архитектуре все больше и больше. Безымянный зодчий благодаря своему таланту и фантазии сделал церковь Николы в Пыжах ни с чем не сравнимым образцом русской художественно-архитектурной мысли.
Церковь расположена на ул. Б. Ордынка, 27а/8, от станции метро. «Третьяковская» можно дойти пешком.
Храм святителя Николая в Пыжах, г.Москва
Приход храма святителя Николая Мирликийского в Пыжах известен с 1625 года. Современное здание двухпрестольного храма было построено в 1672 году. Главный престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, придел – святителя Николая Мирликийского. В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1934 году. Перед закрытием в храме совершали свое служение: преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), священномученик Николай Сафонов, трудилась мученица Татьяна Гримблит. В 1990 году приход храма был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма. В 1992 году состоялось освящение Никольского придела Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. |
Крест-мощевик с мощами многих святых Вселенской Церкви. Образ страстотерпца Царя Николая II, а также икона святых Царственных страстотерпцев.
В воскресные дни, а также в дни великих, двунадесятых и престольных праздников совершаются две Божественные литургии – в 7.00 и в 10.00. В остальные дни начало Божественной литургии в 8.00. Начало вечернего богослужения в 18.00. В воскресенье вечером совершается акафист Иисусу Сладчайшему или акафист празднику, в среду вечером совершаются акафисты попеременно святителю Николаю Чудотворцу и св. Царю-страстотерпцу Николаю II.
Протоиерей Александр Иванович ШАРГУНОВ, настоятель. Родился 31 декабря 1940 года. Образование: МГИИЯ им. М. Тореза, Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия. Кандидат богословия. 27 марта 1977 г. рукоположен в сан диакона. 21 мая 1977 г. рукоположен в сан священника. 13 ноября 1990 г. назначен настоятелем храма. |
Протоиерей Валерий Владимирович ГУРИН, штатный клирик прихода храма. Родился 24 сентября 1964 года. Образование: среднее. 18 апреля 1992 г. рукоположен в сан диакона. 14 февраля 1993 г. рукоположен в сан священника. |
Иерей Алексий Викторович КОРШУНОВ, штатный клирик прихода храма. Родился 12 сентября 1972 года. Образование: МГА ветеринарной медицины и биотехнологии, Московская Духовная Семинария. 22 мая 2000 г. рукоположен в сан диакона. 21 сентября 2006 г. рукоположен в сан священника. |
Диакон Андрей Николаевич ДЕМЧЕНКО, штатный клирик прихода храма. Родился 13 сентября 1973 года. Образование: Воскресенский строительный колледж. Коломенская Духовная Семинария. 7 ноября 2010 г. рукоположен в сан диакона. |
СХЕМА ПРОЕЗДА Проезд до ст. м. «Третьяковская». Выход на ул. Большая Ордынка. Идти 1-2 минуты в сторону от центра. При храме действуют детская и взрослая воскресные школы, православный военный клуб «Симъ победиши», заочная воскресная школа для заключенных.
Храм святителя Николая в Пыжах
Дата публикации или обновления 04.11.2017
К оглавлению — храмы Москвы
Построен: 1672 Адрес храма: 109017, Москва, ул. Б. Ордынка, 27а/8 (м. «Третьяковская», «Новокузнецкая»). Проезд: ст. метро «Третьяковская», далее пешком по ул. Большая Ордынке по направлению от центра. Телефон храма, факс Сайт храма: https://www.vpyzhax.ru Престолы: главный — Благовещения Пресвятой Богородицы, придел — свт. Николая Чудотворца, приставной престол — сщмч. Владимира Киевского, Всех Новомучеников и Исповедников Российских.
История: Церковь построена стрельцами полка Богдана Пыжова в 1670 — 1672 гг. на месте деревянного храма, известного с 1635 г.
Общая композиция храма характерна для посадских церквей того времени: двусветный четверик завершен горкой кокошников и увенчан пятиглавием, сохранившим первоначальные ажурные кресты.
Трапезная с теплым приделом и трехъярусная колокольня сооружены в 1691 — 1692 гг.
С южной стороны трапезной в 1811 г. пристроен Никольский придел, решенный в формах классицизма.
В 1886 г. при помощи благотворителей открылась одноклассная церковноприходская школа, в ней проходили практику учащиеся 5 — 6 классов Мариинского епархиального училища.
В XIX в. храм обновлялся на средства семей Ляминых и Рахманиных.
Церковь была закрыта с 1934 по 1991 г., здание занимали различные учреждения.
Богослужения возобновлены с июля 1991 г.
В настоящее время при храме действуют воскресная и хоровая школы.
Святыни: в церкви пребывают частицы мощей прмц. великой княгини Елисаветы, свт. Тихона, патриарха Московского, св. Иоанна Предтечи, пророка Исайи, апп. Марка, Луки и Андрея Первозванного, архидиакона Стефана, равноап. княгини Ольги, прав. Анны, прп. Силуана Афонского и др.; мироточивая икона страстотерпца царя Николая II, нательный крест воина-новомученика Евгения Родионова и другие святыни. Дни памяти: 6/19 декабря, 9/22 мая Богослужение: ежедневно — Литургия в 8 час, вечернее в 17 час. (летом в 18 час), по средам — с акаф. свт. Николаю и царю-мученику Николаю попеременно, по воскресеньям и праздникам — Литургия в 7 и 10 час, накануне всенощное бдение в 17(18) час. Водосвятные и др. молебны — ежедневно после Литургии. По воскресеньям на праздничный молебен выносятся из алтаря ковчежцы с мощами.
Паломнику
В воскресные дни, а также в дни великих, двунадесятых и престольных праздников совершаются две Божественные литургии – в 7.00 и в 10.00.
В остальные дни начало Божественной литургии в 8.00. Начало вечернего богослужения в 18.00.
В воскресенье вечером совершается акафист Иисусу Сладчайшему или акафист празднику, в среду вечером совершаются акафисты попеременно святителю Николаю Чудотворцу и св. Царю-страстотерпцу Николаю II.
Актуальное расписание богослужений
Храм Святителя Николая в Пыжах
У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Святителя Николая. У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Николая.
памятник архитектуры (федеральный)
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771610723540006 (ЕГРОКН). Объект № 7710546000 (БД Викигида)
Медиафайлы на Викискладе
Храм святи́теля Никола́я в Пыжа́х — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии; памятник архитектуры XVII века.
Храм расположен в районе Замоскворечье Москвы по адресу: улица Большая Ордынка, № 27/6. Стоит между Большой и Малой Ордынкой; близ него находится двухэтажный дом причта — памятник архитектуры XIX века, архитектор Александр Никифоров (1890).
Настоятель — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.
В огне великой войны
Беда постигла храм святителя Николая в Пыжах в 1812 году. Как и многие московские святыни, он был разорён и сожжён французами. На месте прежнего великолепия остались лишь почерневшие стены. После изгнания захватчиков городские и церковные власти долгое время не могли приступить к его планомерному восстановлению, так как ни Синод, ни прихожане не в состоянии были взять на себя столь значительные расходы, а казна все имевшиеся средства направляла на строительство административных и жилых зданий, погибших в огне московского пожара.
Лишь в 1848 году началось восстановление храма. К этому времени удалось, наконец, собрать необходимую сумму, составленную из добровольных пожертвований, к которым были добавлены деньги, отпущенные из казны по повелению государя Николая I. Большая заслуга в восстановлении храма принадлежит его бессменному попечителю и главному жертвователю — московскому купцу первой гильдии И. А. Лямину. В течение всех сорока лет, пока велись работы, он осуществлял за ними общий надзор и, что немаловажно, помогал в решении периодически возникавших финансовых проблем.
История
Фотография Николая Найдёнова, 1882 год
Деревянный храм на месте нынешнего был основан не ранее 1593 года, вероятно, одновременно с учреждением стрелецкой слободы. Во второй половине XVII века местным стрелецким полком командовал Богдан Пыжов, давший своё имя местности, храму и Пыжевскому переулку. Постройка основного объёма Благовещенского храма датируется 1672 годом (по другим источникам, 1657-м). В 1691 году устроены приделы в честь Антония и Феодосия Печерских и в честь святителя Николая, имя которого со времени и стало главным для «Николы в Пыжах». После разорения в 1812 году храм был восстановлен, начиная с 1848 года, на деньги купцов Ляминых.
Храм был закрыт в 1934 году, последним настоятелем до закрытия был преподобноисповедник Гавриил (Игошкин, 1888—1959). Храм возвращен Русской православной церкви в 1990 году, служба началась в 1991 году. Иконостасы — современные, работы И. В. Клименко; в Никольском приделе — росписи конца XIX века работы А. Соколова.
Годы тотального атеизма
Но главные испытания ждали храм впереди, когда в наступившем XX веке власть в стране захватило богоборческое правительство. В 1934 году храм был закрыт, а многие из его священников и прихожан репрессированы. Достаточно сказать, что трое из его клириков были впоследствии канонизированы в лике новомучеников и исповедников российских.
Отчасти Никольскому храму повезло тем, что он не был разрушен, как очень многие его московские собратья, а после внутренней перепланировки использовался для различных хозяйственных нужд. Главный придел храма разделили на три этажа, и в образованных таким образом помещениях вначале помещалось общежитие строительного треста, затем научно-техническая лаборатория, а под конец — швейные мастерские.
Архитектурные особенности
Особенностью церкви является планировка ее двух приделов, «вдвинутых» в северо-восточный и юго-восточный углы основного кубического объема и почти заслоненных широкими полукружиями своих апсид, которые, будучи равновеликими и расположенными на одной линии с апсидой алтаря главного храма, выглядят традиционной трехчастной апсидой. Стройная шатровая колокольня с великолепно декорированной «висящей» аркой входа принадлежит к лучшим образцам этого типа сооружений в московском зодчестве. Примыкающие к храму трапезная и колокольня поставлены по главной оси, то есть «кораблем», как это стали делать со второй половины XVII в. Типичный пятиглавый, бесстолпный храм с развитым пышным антаблементом и ярусами кокошников, богато декорированный кирпичными деталями «штучного набора».
Церковь Св. Николая в Пыжах
Стрелецкий полк известен с 1650-х годов, когда им командовал Василий Иванович Философов. В 1668 году его сменил Богдан Пыжов. Стрельцы Богдана Пыжова и построили этот храм в камне в 1657 году (в разных источниках стоят 1670-е годы). Храм имел два придела: в честь святителя Николая Чудотворца и в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. По московской традиции храмы часто именовались по приделам, церковь известна как Никольская, а главный престол освящен во имя Благовещения
Под командованием Пыжова полк отличился в походе против «запорожских черкас» гетмана И. М. Брюховецкого в 1668 г., против Стеньки Разина двумя годами позже, потом воевал против заяицких казаков. А в 1682 году стрельцы подали челобитную государю на своего полковника Богдана Пыжова, обвинив его в незаконном вычитании денег из их жалования. Что, мол, «вычитал он по половине денежного жалования, а у иных и того больше». Проводивший расследование боярин Иоанн Языков решил дело в пользу власти и челобитчиков жестоко наказали: их били кнутом и послали в ссылки. Однако стрельцы считали, что Языков вел следствие «неправедно». Косвенно их правоту доказывает отстранение Пыжова от командования. В феврале 1682 г. он был отправлен воеводой в далекий вятский городок Кайгород.
Эта ссылка возможно спасла Пыжова. Ведь в 1698 году было восстание московских стрелецких полков, во время усмирения которого несколько тысяч стрельцов было повешено. Мог бы и Богдан Пыжов сложить там голову. Его бы убили или стрельцы или петровские войска.
В 1692 году стрельцы пристроили к церкви колокольню.
В 1811 году был построен южный Никольский придел и одновременно реконструирована трапезную – увеличена высота свода трапезной. А в 1812 году церковь была разорена французскими войсками Наполеона Бонапарта.
С 1858 года, почти полвека, о храме заботились жившие рядом известные купцы Лямины. И. А. Лямин был церковным старостой прихода.
Храм стоит в глубине участка за решетчатым забором. Из-за деревьев выглядывает двусветный четверик завершающийся волной кокошников, а выше поднимаются пять куполов храма. Впечатляет редкое даже для XVII века богатство декоративного убранства. Все окна северного фасада имеют разное обрамление с тонкой резьбой по камню. Замечательно оформление западного портала трапезной с гирляндами резных архивольтов и резными колонками, базы которых идентичны капителям, как принято было в конце XVII века. В стройной шатровой колокольне –16 слуховых окон,
звон ее колоколов, был слышен по всему Замоскворечью. Ограда храма была сделана в конце XIX века.
Большевики разорили храм в 1922 году, а в 1930 вообще его закрыли. Иконы отдали в Третьяковку, а колокол передали в Большой театр, где он звонил во время представления оперы «Борис Годунов». Потом его повесили в Богоявленском соборе в Елохове.
В 1960 году храм реставрировали. Там размещали потом Научно- исследовательские институты и мастерские. В 1990 году храм вернули верующим.