храм николая чудотворца большой крест на ильинке
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Москва, которой нет. Церковь Николая Чудотворца «Большой крест»
NADYNROM все записи автора Текст цитируется по книге: Романюк С. К. Москва. Утраты. М.: Изд-во ПТО «Центр», 1992. 336 с., ил.
Фотография из альбома Найденова
До революции церковь Николая Чудотворца стояла на Ильинке и прозывалась в народе «Большой крест».
Возвели ее в 1680-1688 годах богатые купцы из Архангельска братья Филатьевы, заказавшими построить себе такое великолепие, которое прославляло бы и самих храмоздателей, их щедрость и ревность к богоугодным делам. К сожалению, имен зодчих мы не знаем.
Нижний этаж служил усыпальницей, а в сам храм вели два входа через крыльцо, поднятое на трех арках и прекрасно украшенное резьбой по белому камню. Изящное здание было почти квадратным, второй и третий ярусы были украшены капителями, а большие окна обрамлялись пышными наличниками. Самое необыкновенное располагалось наверху здания – здесь неведомые мастера в нижнем ярусе двухъярусного завершения поместили шестигранные окна, великолепной и необычной для Москвы формы, а верхний заполнили ребристыми раковинными, столь полюбившимися русским мастерам после фрязина Алевиза Нового, построившего Архангельский собор в Кремле.
Такие же раковины были помещены и в основание вытянутых шеек всех пяти куполов, украшенных рельефными звездами.
Интерьер церкви был под стать ее внешнему виду. Украшением его считался величественный резной иконостас, похожий более на произведение ювелирного искусства. Достопримечательностью храма, от которой он и получил свое название, был стоящий у клироса двухметровый деревянный крест, устроенный теми же братьями Филатьевыми, в котором были заключены более ста частиц мощей различных святых.
Рядом с церковью стояла колокольня, выстроенная одновременно с ней, но увенчанная псевдоготическим завершением после пожара 1812 года.
Официальной причиной сноса храма стало то, что ее крыльцо выходило далеко на тротуар и мешало движению. Сначала в 1933 году разобрали крыльцо, а потом и саму церковь.
Еще изображения церкви:
Фотография из каталога Барщевского
Автора изображения, к сожалению, не знаю.
Рубрики: | По России/Москва и москвичи история архитектура |
Метки: Утраты Москва китай-город никола
Процитировано 13 раз
Понравилось: 21 пользователям
Архнадзор
Николин крест в Китай-городе
Роман Цеханский
Китай-город, бывший Великий посад, центральная часть исторической Москвы, которая вполне могла бы стать полноценным туристическим Старым городом, а стала не пойми чем. На протяжении десятилетий обсуждались разнообразные концепции его реконструкции, ни одна из которых не была доведена до ума. В архитектурном плане сегодняшний Китай-город представляет собой разношёрстную застройку с немалым числом разной степени сохранности памятников истории и культуры, в основном находящихся во дворах или переулках. Исключение составляет чётная сторона Варварки, имеющая более-менее единый образ, по-новому заигравший после сноса гостиницы «Россия». Но многие церкви Китай-города исчезли или искажены, целый район — Зарядье — пропал вовсе. Поэтому приходится изучать Китай-город в основном по документам и фотографиям, где он предстаёт исчезнувшей Атлантидой. Особое внимание привлекает исключительно высокая концентрация храмов, посвящённых святителю Николаю.
Никольские церкви вполне равномерно наполняли территорию Китай-города. Если из них выделить главные и соединить в плане линиями, то получится несколько наклонный пространственный крест. Верх этого креста — Никольский греческий монастырь посередине Никольской улицы, низ – церковь Николы Мокрого в Зарядье. Обе церкви исчезли в советское время. Правая перекладина Никольского креста – тоже исчезнувшая церковь Николы Большой Крест в конце Ильинки, левая — это существующий придел Николы Великорецкого храма Покрова на Рву. «Николин крест» придаёт духовно-символический смысл обилию Никольских церквей в Китай-городе.
Никольские церкви во многом определяют историко-градостроительную структуру Китай-города, каждая из частей которого имеет своего защитника-Николу. Это Николо-Греческий монастырь и церковь Николы Мокрого у стен, омываемых реками (соответственно Неглинкой и рекой Москвой) и церковь Николы Большой Крест, защищающая протяжённо-выгнутую, прИступную восточную стену града. Если представить в плане круг, состоящий из Никольских церквей, то получится настоящий «Николин хоровод». При этом функциональная «специализация» этих церквей была различной. Традиционно помогавший людям в трудных житейских ситуациях, святитель помогает Китай-городцам практически во всех сферах их жизни.
Обращаясь с молитвами к св. Николе Можайскому, люди исстари получали Божию помощь и избавление от своих бед. «Святому Николаю, как патрону, одному воздаётся более молитв и земных поклонов, чем всем остальным святым в совокупности», свидетельствовали иностранцы, бывавшие в Московии. Казанова, высказавший эту мысль в XVIII веке, зафиксировал традицию почитания святого, идущую с домонгольских времен (4). В древних московских текстах святитель назван «необоримой забралой и утверждением граду нашему» (5). Есть предположение, что массовое крещение москвичей (наподобие Киева и Новгорода) было совершено на Николин день, 9 мая (вскоре после окончания строительства крепости в 1156 году) в устье речки Черторый. Никольские церкви, возникшие в прилежащих к этому месту древних урочищах (на Ленивом торжке, в Турыгине, в Киевцах) дали толчок к строительству бесчисленных Никольских церквей как в Москве, так и во всех русских городах (6).
Традиционно Никольские ворота Кремля украшала икона свт. Николы, обращённого ликом к Китай-городу. Изображение было исполнено в образе Николы Можайского, впервые заменившего Евангелие и благословляющий жест на меч в одной руке и город в другой. Градозащитный аспект поклонения образу свт. Николы Можайского дополняется его духовным содержанием. «Имя св. Николая произведено от греческого слова «ника» — победа. Но победа не обязательно может быть военной. Святитель способствовал победе христианства над язычеством, истинного мировоззрения над ложным, духа над животом, Бога над дьяволом» (7). В этом смысл изображения меча. Город в его руке трактуется и как образ Небесного Града Иерусалима (8), и как «изображение Вселенской церкви, которой Спаситель является Вселенским учителем» (9).
Интересно, что Можайский образ (первоначально скульптурный) находился ещё на башне белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Башня находилась западнее ныне существующей. При перестройке и расширении Кремля итальянскими мастерами в XV веке было сохранено наименование башни и воспроизведён образ над воротами (правда, уже в технике фрески). Произошёл как бы выход почитания образа в Китай-городский посад, где в разное время было выстроено 13 Никольских церквей и приделов (10). Никола как бы вышел служить простым людям. Двигаясь по «Николиному кругу» церквей внутри Китай-городских стен видно, насколько различным было его служение.
Рассматривая образ св. Николы, находящийся на Никольских вратах Кремля, мы встретились с градозащитно-символической функцией почитания святителя. По кругу, по часовой стрелке, начиная от Никольской башни Кремля стоял монастырь Николы Старого, в средней части Никольской улицы. Здесь традиционно, с XVI- XVII вв. жили греки, учёные люди, на его территории была открыта Славяно-греко-латинская Академия (при дочернем Заиконоспасском монастыре) в 1686 г. Отсюда вышло множество учёных людей в XVII – XIX вв. (11). Это — просветительская функция.
Правее, в конце Никольской, во дворах находился Никольский придел церкви Троицы в Полях, исполнявший традиционно-богослужебную функцию. Приходом церкви была почти вся Никольская улица. Никольский придел вместе с двумя другими был пристроен к церкви XVI в. в 1657 г. боярином М. Салтыковым, родственником царя (12).
Пятипрестольная церковь Иоанна Богослова под Вязом с Никольским приделом в 1-м ярусе (13) находится южнее места церкви Троицы в Полях, по линии стен Китай города.
Ниже на улице Ильинке стояла церковь Николы Большой Крест. В этой красивейшей церкви Китай-города находился крест для целования, сюда направляли людей для принесения клятв (14). Здесь мы имеем дело с юридической функцией.
Ещё южнее, несколько вглубь застройки, находится церковь Троицы в Никитниках, яркий храм XVII в. У этой многопрестольной церкви тоже есть северный Никольский придел (15).
Следуя далее, приходится отступить в глубь посада, где почти в центре «Николиного хоровода» стоит церковь Николы Красный звон. По крайней мере с XVI века на его колокольню приносили самые красиво звучащие колокола (16). Расположение церкви вблизи геометрического центра Китай-города способствовало равномерному распределению звона, достигавшего самых дальних уголков крепости. Данная функция не только набатная, скорее общественно-церковная, соборная. Колокольные звоны были основой «звучания Москвы», имели свою иерархию, в настоящее время для Китай города ещё не изученную.
Не только о детях просили св. Николу. В 1674 году Патриарх Иоаким вложил в руку умершего царя Алексея Михайловича традиционную «разрешительную грамоту»- письмо на имя св. Николая, свидетельствующее, что умерший был русским, жил в истинной Православной вере и что ему может быть открыт доступ в Рай (18).
Близко к началу этой улицы находилась Николо-Москворецкая церковь. В неё по водам привезли чудотворную икону Николы Великорецкого с реки Великой, где она была обретена в XVI веке. Церковь была поставлена на месте, где остановилась икона и был отслужен молебен св. Николе (21).
Выше по кругу возвышается великолепный комплекс храма Покрова что на Рву. На реку обращён его Николо-Великорецкий придел. Икону из Кремля перенесли в этот, названный летописью «чудесно обретённым» придел, представляющий собой столпообразную церковь. У Николо-Москворецкой церкви и Николо-Великорецкого придела наблюдается одна функция — обетная, в память о чуде (22).
И есть ещё одна функция всех перечисленных храмов — градообразующая. «Николин хоровод» образовывал уникальную внутреннюю структуру и формировал жизнь Китай-города (23). В нынешнем, современном городе «Николин хоровод» лишился своего креста.
Собор Николо-Греческого монастыря разрушен в 1930-е гг., на его месте сквер. В настоящее время на Градостроительном совете принято решение восстановить собор. Теперь это лишь вопрос времени, и вскоре Николин крест обретёт вновь свою вершину.
Церковь Троицы в Полях с приделом свт. Николы также разрушена в советское время, на её месте мы видим музеефицированный археологами фундамент. Если фундамент Николо-Ирининской церкви сохранился, то со временем он также станет объектом археологической экспозиции.
Зарядские Николы погибли целиком. Восстановление церкви Николы Мокрого после сноса остатков советской гостиницы – необходимое и вполне реальное дело (сохранились археологические обмеры П.Н. Максимова). Это будет восстановление исторической справедливости, как и восстановление древней системы улиц на месте гостиницы «Россия».
В 2010 году после расчистки штукатурки, (вместе со Спасом Смоленским на соседней Спасской башне) открылся древний Николин образ на Никольской башне Кремля. Фреску осторожно датируют временем строительства башни, несмотря на утраты и поздние записи. Говорят, что реставраторам и ранее было известно о существовании этих икон, но многие москвичи считают их явление настоящим чудом. Восстановлена также Никольская икона на стене ГУМа.
Таким образом, воссоздав пространственный Николин Крест (собор Николо-Греческого монастыря, церковь Николы «Большой Крест» и церковь Николы Мокрого), мы отчасти восстановим целостность Китай-города как исторической составляющей Москвы, что вполне можно считать серьёзной государственной и общественной задачей.
Поставят ли крест на Большом Кресте?
Движение «Архнадзор», которое занимается защитой и сохранением памятников архитектуры, обратилось в Департаменты культурного наследия и капитального ремонта Москвы. Градозащитники рассчитывают, что во время работ по благоустройству сквера на Ильинке будет музеефицирован фундамент древнего храма.
Это все, что осталось от церкви, которая была известна как Никола Большой Крест. Храм считался одним из самых красивых не только в Китай-городе, а во всей Москве. Его возвели в 1680 году на средства архангелогородских купцов. И простоял он на Ильинке до 1933 года.
Вообще свое название церковь получила по большому кресту, который был воздвигнут внутри храма. Здесь приводили к присяге «тяжущихся в Кремле, в царских приказах».
Возможно, в 1930-е годы власти не устраивало то, что храм выступал за красную линию улицы, поэтому он и был уничтожен заодно с Китайгородской стеной и Ильинскими воротами. На этом месте ничего не построили, а под сквером, разбитым на этом месте, археологи обнаружили большую часть фундаментов.
Один из основателей «Архнадзора», москвовед и писатель Рустам Рахматуллин на прошлой неделе на круглом столе «Родины», приуроченном к 85-летию сноса Сухаревой башни и проблемам сохранения московских памятников, говорил о важности музеификации белокаменных фундаментов храма на Ильинке.
Тверской. Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест».
Никола Большой Крест
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В степенной книге 16 века упоминается церковь Николы Большой Крест как стоящая «вне града», то есть за городской стеной. Это могло быть только до 1534-1538 гг., когда строили Китайгородскую стену. В 1680 году взамен старой церкви архангелогородским купцом Филатьевым была построена новая каменная церковь. Церковь славилась нарядным крыльцом, резьбой по камню, ажурными крестами на пятиглавии. Храм сверкал нарядным блестящим убранством с бледно-голубой окраской. Подклет служил в тоже время и товарным складом. В храме по обету его создателей был воздвигнут огромный, саженной высоты крест со 156 частицами мощей. Храм был одним из наиболее известных и красивых в Москве. О его убранстве можно судить по иконостасу, который ныне находится в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры. Храм был снесен в 1933 году. Прихожане перешли в церковь Сербского подворья на Солянке.
По книге: «Сорок Сороков». Автор-составитель П.Г. Паламарчук. Москва, АСТ Астрель, 2004 г.
Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (также известна как «Никола Большой Крест») — московский православный храм, построенный в конце XVII века и снесённый в 1934 году. Главный престол храма был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Николая Чудотворца.
Церковь построена на средства московских купцов Филатьевых недалеко от Ильинских ворот. Строительство началось в 1680 году, закончено было в 1688. Храм считается одним из первых примеров переработки архитектурного типа приходского храма, сложившегося в середине XVII века. Он представляет собой высокий, вытянутый четверик на подклете, расчленённом на четыре яруса по горизонтали. Архитектурным новшеством стало отделение колокольни (которая в 1819 году была надстроена двумя ярусами) от четверика, отсутствие трапезной (обычно служившей для соединения четверика и колокольни), уменьшение размера абсид и придела. Как в Архангельском соборе, в членениях фасадов использовалась ордерная декорация, не отражающая настоящей структуры здания — храм не имел этажей, внутреннее пространство было цельным. Во внешнем оформлении присутствовала некоторая эклектичность — в колонках первого яруса использован дорический ордер, на втором ярусе — коринфский, а в третьем пилястры сложной формы, однако благодаря удачно подобранному соотношению размеров и форм целостность постройки не была нарушена. Окна, расположенные соответственно членению по ярусам, различались размером, формой и оформлением. Так, на нижних ярусах окна имели прямоугольную форму и были обрамлены резными наличниками с разорванными фронтонами. На третьем, невысоком, ярусе располагались восьмигранные окна, оформленные белокаменными узорными рамами. Завершался четверик ложными закомарами. Пять глав храма являлись многогранными, имели витые колонны на углах и были окружены кокошниками.
Название «Никола Большой Крест» храм получил в народе так по приделу Николая Чудотворца и по реликвии храма — в нём находился большой (свыше двух метров) деревянный крест, изготовленный по заказу Филатьевых. Этот крест был сделан по образцу креста, изготовленного патриархом Никоном в Крестном Онежском монастыре Архангельской губернии на острове Кие. В кресте находились 165 мощевиков с частицами мощей различных святых, помимо мощей святителя Николая, располагавшихся по центру креста. Кроме этого деревянного креста в храме хранился напрестольный крест, сделанный в 1680 году подьячим Андреем Городецким и икона Всех Святых, написанная в 1700 году Кириллом Улановым. Имелся обычай приводить в этом храме к «крестному целованию» — присяге, людей, ведущих судебные тяжбы.
В 1928 году храм был отреставрирован. После выхода Декларации митрополита Сергия община храма оказалась одной из «непоминающих», то есть не согласных с декларацией и отказывающихся поминать на службе советское правительство и митрополита Сергия (Старогородского). Приход храма Николы «Большой Крест» стал своеобразным центром московского сообщества «непоминающих», поддерживал общение с другими общинами, не признающими митрополита Сергия главой Церкви, туда приезжали исповедоваться и причащаться люди из других городов. Настоятель храма, отец Михаил Любимов считал, что «…ни в коем случае нельзя допустить, чтобы верующие признавали Сергианскую церковь, так как это ведет к некоторому примирению с существующим строем…»
Осенью 1931 года храм был закрыт, и община через некоторое время продолжила литургическую жизнь в маленьких домашних церквях. В 1932 году большинство из подпольщиков были арестованы и попали в заключение. В 1934 году храм был разрушен вместе с колокольней, на месте храма в настоящее время пустырь
Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (что у Крестного целования) (улица Ильинка, ныне сквер между домами 13-21). Построена в 1680—89 гг. на средства архангелогородских купцов Филатьевых, возможно, при участии мастеров Оружейной палаты. Здание, сооружённое в стиле зрелого московского барокко, представляло собой одно из самых оригинальных произведений русского зодчества конца XVII в. Чрезвычайно высокий трёхсветный на подклете четверик храма с трёхчастной скруглённой апсидой и папертью-галереей венчало тесно сдвинутое пятиглавие. На галерею вели две крутые лестницы, начинавшиеся у юго-западного угла подклета и поднимавшиеся к южным и западным входам в храм. Белокаменное убранство памятника, используя декоративные приёмы предшествующих эпох, во многом предвосхищало художественные формы, получившие широкое распространение в зодчестве рубежа XVII-XVIII вв. Фасады четверика завершались широким 2-ярусным антаблементом. В нижнем ярусе антаблемента помещались шестигранные окна в ажурных резных обрамлениях, в верхнем — ряды кокошников, заполненных ребристыми раковинами-гребешками. Такие же раковины располагались в основаниях гранёных барабанов глав, украшенных золочёными звёздами. Фасады членились колонками с композитными капителями. Большие прямоугольные окна первого и второго света были обрамлены колончатыми, с изящными фигурными навершиями наличниками. В церкви хранился огромный двухметровый крест с 156 частицами мощей. Разобрана в 1933 г. Золочёный иконостас храма в настоящее время находится в трапезной Троице-Сергиевой лавры (Московская область).
П.Н. Шармин. Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992
Летом 1933 г. разрушители культуры снесли одно из красивейших московских зданий – церковь святителя Николая, стоявшую на старинной московской улице Ильинке и прозывавшуюся в народе «Никола Большой крест». Возведена она была в 1680-1688 гг. богатыми купцами из Архангельска – братьями Филатьевыми, заказавшими построить себе такое великолепие, которое бы прославляло не только Господа, но и самих храмоздателей, их щедрость и ревность к богоугодным делам. Как и водилось тогда, часть церковного здания была оставлена храмоздателям – нижний этаж служил усыпальницей, а в собственно же церковь вели два входа через крыльцо, поднятое на трех арках и прекрасно украшенное архитектурной резьбой по белому камню. Изящное здание было почти квадратным в плане, вытянутым в высоту и необыкновенно стройным; второй и третий ярусы были украшены капителями, а большие окна фасада здания обрамлялись пышными наличниками (подобными можно сейчас любоваться на Преображенской церкви Новодевичьего монастыря). Однако, самое необыкновенное было наверху здания – здесь неведомый нам гениальный мастер в нижнем ярусе двухъярусного завершения поместил шестигранные окна, великолепной и необычной для архитектуры Москвы формы, а верхний заполнил ребристыми раковинами, столь полюбившимися русским мастерам после фрязина Алевиза Нового, построившего Архангельский собор в Кремле за полтора века до того. Такие же раковины зодчий поместил и в основание вытянутых шеек всех пяти куполов, украшенных рельефными звездами.
Интерьер церкви был подстать ее внешнему виду. Украшением его был резной величественный иконостас, похожий более на произведение ювелирного искусства. Достопримечательностью храма, от которой он и получил свое название, был высокий, в три аршина высотой (более двух метров) деревянный крест, устроенный теми же братьями Филатьевыми, в котором были заключены 120 частиц мощей различных святых. Рядом с церковью стояла колокольня, выстроенная одновременно с ней, но увенчанная псевдоготическим завершением после пожара 1812 г.
Разрушили это чудо русской архитектуры под предлогом, что церковь своим крыльцом выходит далеко на тротуар и мешает движению. Сначала в августе 1933 г. сломали крыльцо, а потом принялись и за саму церковь, и через некоторое время на ее месте была лишь безобразная груда кирпича.
Николая, святителя, Большой Крест церковь
Церковь Николы «Большой крест» на Ильинке, может быть, являлась самым ярким памятником московского посада – гимном русскому купечеству. Огромная высота храма объяснялась не только демонстрацией амбиций храмоздателей, богатейших архангельских купцов Филатьевых, явившихся в Москву в конце XVII века, но и функциональными соображениями – его подклет служил складом товаров. Храм над подклетом в данном случае символизирует покровительство храмоздателю и защиту его сокровищ.
По упоминанию в Степенной книге XVI века древнейший храм на этом месте датируется не позже 1530-х гг. – еще до сооружения Китайгородской стены. В 1680 г. купцы Филатьевы построили на старом месте новую каменную церковь, посвященную Успению Пресвятой Богородицы, затмившую своей красотой и величием все московские храмы. В 1697 г. возвели придел в стиле «московское барокко» – восьмерик на четверике. Храм, как это часто бывало, именовался по приделу – Никольским. Название «Большой крест» или «что у крестного целования» связано с воздвижением заказчиками храма обетного саженного креста с 156 частицами мощей. Крестным целованием здесь приводили к присяге тех, кто участвовал в тяжбах в кремлевских царских приказах.
Здание храма, хотя и повторяло традиционную схему посадской пятиглавой церкви с сомкнутым сводом, трехчастным алтарем и приделом с северной стороны, отличалось простотой кубовидного, но сильно вытянутого главного объема. Такое впечатление вызвано отсутствием трапезной и галерей, и заменой их папертями-крыльцами с лестничными сходами. Белокаменный декор поражал тонким знанием европейской системы оформления архитектурных фасадов. Четкая ордерная сетка, наложенная на стены, превращала храм в пятиярусную башню, возносящую в небо торжественное пятиглавие. Если вспомнить, что это было время правления царевны Софьи и князя В.В. Голицына, страстных поборников западноевропейских форм в архитектуре, то ничего удивительного в применении классического ордера в отделке здания нет. Достаточно вспомнить надвратные церкви Новодевичьего монастыря и Грановитую палату Московского Кремля – ее белокаменные ордерные наличники с колонками в виде виноградных лоз, сменившие по инициативе Голицына первоначальные окошки XV века.
Но удивляет высочайший класс воспроизведения ордерных элементов и всей системы в целом. И.Е. Забелин перечисляет неслыханные доселе архитектурные новинки, украшавшие церковь Николы «Большой крест»: базы, капители, флемованные дорожки, циротные травы, кронштейны и прочее. Даже мотив восьмиугольных окон, без которых трудно представить нарышкинские храмы, здесь появляется впервые. Фасады церкви представляют собой типичнейшую схему светских зданий Западной Европы эпохи позднего Возрождения. Очень характерно «поэтажное» деление стены на неравные горизонтальные пояса в сочетании с ордерными вертикалями, распределенными по ярусам. Оконные наличники, в свою очередь, также представляют собой виртуозную разработку ордерной тематики. Сюда же нужно отнести и богато украшенные резьбой белокаменные крыльца со сходами. В это время увлеченность европейскими формами в наружной декорации зданий носила, отчасти, сословный характер, была призвана демонстрировать принадлежность заказчика к узкому кругу просвещенной элиты. Поэтому подавляющее большинство мастеров, специализирующихся по декору – резчики по камню и керамисты – были заняты на таких объектах, как Измайлово, Новодевичий монастырь, палаты Голицына. Но главные силы были все же сосредоточены на строительстве церкви Николы «Большой крест» – памятнике, сильно опередившем свое время и ставшим поистине энциклопедией европейских форм в русской архитектуре. Очевидно, богатейшим Фплатьевым удалось «перекупить» лучших мастеров на свой строительный объект. Об этом свидетельствует весьма скромный облик современных с ним храмов знатных вотчинников, скупость и даже незаконченность их отделки (церковь в Зюзине и другие).
Какие же мастера могли осуществить столь выдающуюся постройку? После победоносной русско-польской войны 1654–1667 гг., начавшейся вследствие воссоединения Украины с Россией, в Москву было призвано множество иноземных мастеров из Смоленска, Витебска, Могилева, Полоцка, Вильно, Гродно, которые начали работы по украшению кремлевских теремов и церквей «немецкой фигурной резьбой» в стиле Возрождения.
Внутреннее убранство храма не уступало наружному. Клиросы из белого камня и дерева были украшены пышной «флемской» резьбой. Особым великолепием отличался золоченый резной иконостас. После варварского сноса церкви в 1933 г., ее иконостас был перенесен в Троицко-Сергиеву лавру и в 1945 г. помещен в трапезной, иконостас которой был уничтожен в 1920 г.
Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что слывет «Большой Крест», с приделом Николая Чудотворца стенами, крышею, иконостасами и иконами цела, утварь и ризница лучшая спасена, а некоторая ограблена. Придел освящен и производятся в нем богослужения, а настоящая к освящению готова. Приходских 8 дворов – сгорели.
Священник Илья Андреев, у него собственный каменный дом сгорел; диакон Петр Васильев, дьячок Степан Григорьев, у него собственный каменный дом сгорел; пономарь Василий Алексеев, у него собственный каменный дом сгорел.
Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г.
Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест», существовавшая ранее, находилась на Ильинке, близ Ильинских ворот; построена была в 1689–97 гг. архангелогородскими купцами братьями Филатьевыми.
Главный престол – Успения Пресвятой Богородицы, а Николая Чудотворца – придел. В церкви находился большой крест с частицами мощей многих святых, устроенный теми же Филатьевыми. Он деревянный, в 3 аршина высотой, сделан по образцу креста, устроенного патриархом Никоном на острове Кии близ г. Онеги.
Церковь представляет собою особенно изящный памятник архитектуры в стиле барокко. Среди красивых подробностей обращают на себя внимание снаружи пышно украшенные южный и западный входы, а внутри величественный иконостас. Колокольня построена в одно время с самим храмом, но верх ее изменен в 1819 г.
«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.