храм николая чудотворца кыштым

Храм Николая Чудотворца (Кыштым)

храм николая чудотворца кыштым

Храм Николая Чудотворца был построен в 1896 году. В 1930-х закрыт, сломана колокольня. Здание использовалось как клуб, спортзал, склад. В 2005 г. храм возвращен верующим. Отремонтирован с восстановлением исторического облика.

Содержание

История [ править ]

Храм святителя Николая Чудотворца её освятили 5 мая 1896 года. К концу XIX века Нижний Кыштым основательно разросся: здесь проживало почти две с половиной тысячи человек. Вопрос о строительстве собственного храма назрел. Средств было собрано не так много, поэтому при выборе архитектурного проекта решили взять не масштабом, а изяществом. Каменный пятиглавый однопрестольный храм с ярусной колокольней был выдержан в неорусском стиле, а венчали его необычные кресты, которые переливались всеми цветами радуги. Хитрость заключалась в том, что контуры крестов были выкованы из меди, а центр заполнен цветным стеклом. Украшением храма была великолепная кованая решётка на дверях.

В 1934 году церковь закрыли, купола сбросили, колокольню снесли. В годы Великой Отечественной войны Никольский храм попытались снова открыть по примеру Христорождественского собора, но власти сочли, что для одного небольшого Кыштыма две действующие церкви – это слишком много. После войны в здании сначала располагался рабочий клуб, детская школа искусств, а затем, благодаря великолепной акустике, его стали использовать в качестве концертного зала и дворца бракосочетаний.

В годы реформ здание оказалось без присмотра. Лишь в начале 1990-х годов стараниями медеэлектролитного завода начались ремонтные работы. По проекту архитектора А.Г.Бурова были восстановлены главы, оштукатурены и окрашены внутренние стены церкви. В настоящее время здание Никольского храма передано Русской православной церкви.

В 2004 году было решено придать церкви её первоначальный облик.

Описание [ править ]

Реставрация шла с учётом историко-археологических исследований: восстановлены купола, убранство фасадов и интерьеров, изящный чугунный декор ограждений лестниц, козырьков, ограды и ворот (проект архитектора А.В.Долгова), а купола храма позолочены натуральным сусальным золотом.

Сложнее было восстановить колокольню – под неё пришлось делать практически новый проект. Были отлиты семь колоколов, которые необходимы для всей полноты трезвона; среди них и праздничный 700-килограммовый колокол – Благовест – с иконой в честь Николая Чудотворца.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Челябинская область, Кыштым, ул. Чернышевского, 1.

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

Кыштым. Церковь Николая Чудотворца.

Во имя Святителя Николая Чудотворца

Карта и ближайшие объекты

храм николая чудотворца кыштым

Статьи

Каменный 1-престольный храм построен в 1892-1896 гг. на средства прихожан и владельцев Н.-Кыштымского завода, освящён 5 мая 1896 г. во имя Святителя Николая Чудотворца. В середине 1930-х гг. церковь была закрыта, уничтожены иконы, разрушены главы над храмом и колокольня, обветшала роспись на стенах. В здании разместились рабочий клуб и другие организации. В 1993 г. по проекту архитектора А.Г. Бурова восстановлены главы, оштукатурены и окрашены внутренние стены храма.

В 2003 г. церковь была возвращена верующим. Начались работы по её обустройству. С учётом ист.-архиологических исследований В.Д. Оленькова в 2004-2006 гг. был реконструирован первоначальный облик храма: восстановлены колокольня, купола, убранство фасадов и интерьеров, изящный чугунный декор ограждений лестниц, козырьков, ограды и ворот (проект арх. А.В. Долгова).

Церковь Святителя Николая Чудотворца, является самой «молодой» в городе – ее освятили 5 мая 1896 года. До нее в поселке Нижне-Кыштымского завода – «в нижнем заводе» – была небольшая, но очень красивая часовня, своды которой были выложены мозаикой из цветного стекла. К концу XIX века Нижний Кыштым основательно разросся: здесь проживало две с половиной тысячи человек – и без «христианского попечения!». Вопрос со строительством собственного храма, как говорится, назрел. Средства собирали и жители Нижнего Кыштыма, и владельцы завода. При выборе проекта было решено взять не масштабом, а изяществом.

Каменный пятиглавый однопрестольный храм с ярусной колокольней был выдержан в неорусском стиле, а венчали его необычные кресты, которые переливались всеми цветами радуги. Хитрость заключалась в том, что контуры крестов были выкованы из меди, а цент заполнен цветным стеклом. Украшением храма были великолепные кованые двери и каменная ограда с чугунными столбами и проволочными решетками…» В 1934 году церковь закрыли, купола сбросили, колокольню снесли. После Великой Отечественной войны в здании сначала располагался рабочий клуб, детская школа искусств, а затем, благодаря великолепной акустике, его стали использовать в качестве концертного зала и дворца бракосочетаний. В годы реформ здание оказалось без присмотра. Лишь в 2004 году было решено придать церкви ее первоначальный облик.

К реконструкции храма подошли основательно, подключив специалистов из Екатеринбурга и Челябинска, пытаясь максимально точно воссоздать исторические детали, хотя сегодняшние материалы и бывшие плохо стыковались между собой. Тем не менее, благодаря историко-археологическим исследованиям, были восстановлены купола, убранство фасадов и интерьеров. Также был восстановлен изящный чугунный декор ограждений лестниц, козырьков, ограды и ворот, а купола храма позолочены натуральным сусальным золотом.

С колокольней вышло сложнее – под нее пришлось делать практически новый проект. Были отлиты семь колоколов, среди которых и праздничный 700-килограммовый Благовест – с иконой в честь Николая Чудотворца. Когда работы завершились, оказалось, что среди прихожан нет звонаря. Пришлось обучаться у «соседей по кыштымскому кресту»: в храме Сошествия Святого Духа. Освящение обновленного храма Николая Чудотворца состоялось на Пасху – 23 апреля 2006 года…

Нижне-Кыштымский завод расположен на южном склоне Урала, при нижнем течении реки Кыштым, по левой ее стороне, в расстоянии 147 в. от епархиального и уездного города. Местность, занимаемая заводом, очень живописная и здоровая: со всех сторон он окружен строевым сосновым лесом, а с северо-запада к нему примыкают уральские горы. Нижне-Кыштымский завод основан Петром Григорьевичем Демидовым в 1757 г. и стал постепенно заселяться рабочими, переселившимися сюда из Кыштымского завода. В 1809 г. Нижне-Кыштымский завод вместе с другими был продан владельцем Демидовым купцу Льву Расторгуеву, наследникам которого он принадлежит и по настоящее время.

Приходский храм, каменный, одноэтажный и однопрестольный, построен на средства прихожан, при участии заводоуправления освящен в 1896 г. во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1901 году на средства местного приходского попечительства вокруг храма устроена каменная ограда с чугунными столбами и проволочными решетками; в том же году стены храма промыты и вновь окрашены в бирюзовый цвет, иконостас позолочен и выкрашен; полы выкрашены, а стены храма снаружи обелены известью. На левом берегу заводского пруда, недалеко от церкви находится деревянная часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая. Часовня эта очень древняя, но время ее постройки в точности неизвестно. В эту часовню, ежегодно 9 мая, совершается крестный ход из храма.

Причта по штату положено – 1 священник и 1 псаломщик. Всех прихожан числится – православных: 933 д. мужского пола и 986 д. женского пола. Главное занятие прихожан – работы на заводах, приисках и рудниках, и только не многие занимаются хлебопашеством, для чего, по неимению собственной земли, арендуют ее или у заводоуправления, или у башкир.

Источник

Храм Святителя Николая Чудотворца г. Кыштым

храм николая чудотворца кыштым

Ольга Дериземля запись закреплена

Надо стараться, чтобы вся жизнь, целиком, а не в известные часы и дни, была построена по закону Божию. Надо всю свою деятельность расположить так, чтобы она была согласна с волею Божией. Только при таких условиях чисто будет наше сердце, и только чистые сердцем Бога узрят (Мф.5:8).

Преподобный Никон Оптинский

храм николая чудотворца кыштым

Храм Святителя Николая Чудотворца г. Кыштым запись закреплена
Православные бабушки

храм николая чудотворца кыштым

Храм Святителя Николая Чудотворца г. Кыштым запись закреплена

Расписание богослужений
в храме Святителя Николая Чудотворца г. Кыштыма
на 01 – 07 ноября
03 ноября – среда
Празднование Казанской иконе Божией Матери
Показать полностью.
17.00 Всенощное бдение. 1 час. Исповедь.
04 ноября – четверг
07.30 Исповедь. Чтение акафиста.
08.00 Часы 3,6. Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста.
10.00 Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
11.00 Лития о упокоении.

05 ноября — пятница
Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
17.00 Вечерня. Утреня. 1 час
19.00 Панихида
06 ноября – суббота
14.00 Крещение.

храм николая чудотворца кыштым

храм николая чудотворца кыштым

Храм Святителя Николая Чудотворца г. Кыштым запись закреплена
Православный юмор, добрые истории

Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.

Батюшка спросил его:

— А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?
Показать полностью.

Священник Николай Булгаков

храм николая чудотворца кыштым

Храм Святителя Николая Чудотворца г. Кыштым запись закреплена
Христианские Обсуждения † (Православие)

QR-КОДЫ и «печать Антихриста»

В последнее время ситуация и в России, и в мире с распространением коронавирусной инфекции все больше и больше напоминает фронтовые сводки: столько-то «ранено»(заразились), столько-то «убиты» (летальный исход). Есть лишь одна возможность остановить эту «войну»: соблюдать противоэпидемические меры безопасности и вакцинироваться. Единственная функция QR-кода – подтвердить, что вы сделали прививку.
Показать полностью.

Однако сейчас сплошь и рядом приходиться слышать и читать «страшилки» о QR-кодах с цитатами из Откровения Иоанна Богослова: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр.13:16-18).

Но, во-первых, большинство из них не наносятся на тело человека. А ставшая исключением прививка от оспы не только не стала предвестником Апокалипсиса, но даже спасла миллионы человеческих жизней.

Во-вторых, люди, которые всерьез думают, что простого нанесения на тело какого-то знака достаточно, чтобы перейти на сторону Антихриста, отрицают осмысленность своей веры и ее твердость.

Отречься от Бога (как и прийти к Нему) можно только сознательно и по своей воле, потому что это действие совершается в душе и нигде больше. Переходом на сторону зла может стать греховный образ жизни, потакание своим слабостям и страстям, пренебрежение церковными таинствами или уход из Церкви, но никак не простое механическое действие.

Если вы думаете иначе, то вы веру подменяете магическим обрядоверием.

Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич

храм николая чудотворца кыштым

Храм Святителя Николая Чудотворца г. Кыштым запись закреплена
Православный юмор, добрые истории

храм николая чудотворца кыштымНа днях лежу, читаю Библию. Библия большая с золотым обрезом на краях страниц. Подходит мой шестилетний сын и заявляет:

— Пап, а я знаю для чего здесь по краю золото!

— Бандиты увидят золото и украдут ее. А потом прочитают и спасутся!

храм николая чудотворца кыштым

Храм Святителя Николая Чудотворца г. Кыштым запись закреплена

В ночь с 31.10 на 1.11храм николая чудотворца кыштым

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон опубликовал в своём блоге открытое письмо студентам Института гуманитарного образования и информационных технологий, посвященное празднованию Хэллоуина. Мы хотим поделиться им с Вами:
Показать полностью.

«Вы думаете, мои дорогие, что празднуя этот день (или ночь), вы не участвуете в языческом культе или сатанинских обрядах. Но действия, которые вы совершаете, отмечая этот «праздник», имеют символическое значение и приобщают вас, хотите вы этого или не хотите, ко злу. Зло в нашем мире всегда прикрывается добром, всегда предлагает какие-то «радости» и удовольствия, как приманку на крючке смерти, страдания и несвободы.
Кроме того, зло не безличная сила, оно персонифицировано, и его основатель совсем не похож на романтический, привлекательный образ «благородного» Воланда из «Мастера и Маргариты». На деле он страшно гадкий, лживый и омерзительно противный. Что-то вроде Горлума из «Хоббита», только Горлума, заполучившего Кольцо.

Образы зла, которые являются атрибутами «праздничного» действа имеют связь с реальным злом, но представляют его вполне приемлемым и допустимым.
Хочу предупредить вас об опасности через это светское и шуточное празднование вступить в контакт со злом, приобщиться злу, которое с вами шутить не будет. Последствия участия в этом празднике могут быть очень печальны, хотя и не сразу заметны.
Если же вас действительно интересует мистика, вопросы взаимоотношения добра и зла, жизни после смерти; если вы хотите быть по-настоящему всегда радостны, счастливы и свободны, мы можем продолжить наш разговор. ».

С уважением и любовью, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

храм николая чудотворца кыштым

Храм Святителя Николая Чудотворца г. Кыштым запись закреплена
Алексей Ильич Осипов

храм николая чудотворца кыштым

Храм Святителя Николая Чудотворца г. Кыштым запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЕ † | 2021 год от РХ

Сорокоусты — не устану говорить об их пользе, совершенно для многих неочевидной. Смотрите. О ком мы заказываем эти сугубые моления (точнее прихожане «заказывает», а Церковь, полнота прихода молится)? О тех, кто в силу каких-то причин молиться не может. Например, он тяжело болеет и поэтому для него сложно не то что прийти в храм раз в неделю, а даже совершить келейную молитву.
Показать полностью. Болезнь ведь, как ни крути, не всегда действует на человека благотворно в духовном плане: очень часто вместе с физической болью приходит духовное онемение, уныние. Человек сосредотачивается на своей боли, живет только ей. У него элементарно не остается психических сил на то, чтобы сказать Господу «Прости» или «Помоги». Бывает и так, что человек нуждается в сугубой молитве и будучи здоровым. Например, он сидит в тюрьме или может в нее сесть (по справедливому или несправедливому обвинению — совершенно неважно). Может быть, он страдает от тяжелой зависимости или увяз в каком-то грехе, из которого никак не может выбраться самостоятельно. Может быть, он просто переживает тяжелый период: обанкротился, потерял близкого человека, лишился дома, потерпел тяжелую карьерную неудачу. В общем, оказался в ситуации, из которой никак не выбраться с помощью тех средств, которые предлагает мир. И что важно, такой человек очень часто не может «сам за себя постоять» в духовном плане.

Именно для такого человека и нужна соборная молитва. Чем слабее он в духовном плане, тем сильнее за него должна молиться община, Церковь. Чем труднее ему обратиться к Богу, тем усерднее за него должны молиться мы. Чем сложнее ему трудиться для своего спасения, тем больше усилий мы должны прикладывать для того, чтобы он не отдалился от Бога. Мы как бы компенсируем своим молитвенным трудом, да и просто трудом, эквивалентом которого являются материальные пожертвования, немощь нашего собрата. И не нужно сомневаться. Уже само наше желание есть признак того, что Бог хочет помочь. «Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, — говорит Силуан Афонский, — то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы».

Источник

Вторая жизнь храма Николая Чудотворца в Нижнем Кыштыме

В Православной энциклопедии Урала сей храм именуется так: храм в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Причина расширенного названия становится понятной, если углубиться с историю жизни Святого Николая. Оказывается, он не только жил и проповедовал в городе Миры, но и был погребен там. Миры же, по разъяснению знаменитого историка Плиния Старшего, могли называться «жемчужиной побережья Страны солнца» или Ликии.

Средства на храм собирали всем миром

Но вернемся к тем временам, которые нам ближе и понятней. История церкви Николая Чудотворца, как большинство из нас привыкли называть храмы имени этого святого, начинается с момента ее освящения 5 мая 1896 года. Строительство велось с 1892 по 1896 год. Средства на строительство собирали сами прихожане, включая заводовладельцев Расторгуевых.

До строительства храма в Нижнем Кыштыме существовала часовня. По воспоминаниям жителей, своды часовни были выложены мозаикой из цветных стекол. Население увеличивалось в численности и потребность в крупном православном храме нарастала. Тогда и было принято решение о возведении храма, где на службу могли приходить все желающие люди.

Храм получился не громадный, а, скорее, изящный. Стены возводили из камня. Украсили здание пятью куполами. Ярусная колокольня дополняла архитектурный ансамбль. Кресты установили с некоторой хитростью. Медный контур в центре дополняли цветные стекла. Таким образом, кресты переливались на солнце всеми цветами радуги. К внешним украшениям добавили еще красивые кованые двери и каменный забор с чугунными столбами и сделанными из проволоки решетками.

храм николая чудотворца кыштымХрам Николая Чудотворца в Нижнем Кыштыме

Закрытие и разруха

К сожалению, любоваться всем этим великолепием людям довелось меньше полувека. В 1934 году храм закрыли, купола сбросили, а колокольню разрушили. Пострадало и внутреннее убранство храма. Иконы и роспись на стенах оказались уничтожены. Здание бывшего храма использовалось населением как клуб, как спортзал и даже как склад.

Попытка возродить службы в 1944 году оказалась кратковременной. К середине 1950-х годов помещения вновь стали складами, а потом оказались и вовсе заброшенными. Только в 1990-х годах храм, хоть и не в своем первоначальном предназначении, частично реставрировали. После завершения работ, там разместили школу искусств, чему способствовала уникальная акустика помещения.

храм николая чудотворца кыштым

Возвращение на круги своя

Церкви здание возвратили только в 2005 году. Тогда храм отремонтировали и возвратили ему исторический облик. Работы проводились по проекту архитектора Александра Владимировича Долгова. Освящение получившего вторую жизнь храма Николая Чудотворца состоялось на Пасху — 23 апреля 2006 года.

Сегодня красавец храм виден с разных точек города, он словно парит в воздухе. Особенно торжественно он смотрится на расстоянии, например, со стороны набережной пруда или с площадки возле Дворца культуры «Металлург». В солнечную погоду его купола, покрытые сусальным золотом, отливают словно фантастические светила. Уже своим внешним обликом храм притягивает людей.

Не менее сильное впечатление производит и внутреннее убранство храма Николая Чудотворца. Великолепный иконостас, качественная роспись на стенах и под сводами купола. Много икон. Простор. Воздух. Почти так, как было во времена первого освящения в далеком 1896 году.

храм николая чудотворца кыштымАлтарь храма Николая Чудотворца в Нижнем Кыштыме

храм николая чудотворца кыштым

Автор: Алексей Герасимов
Фото: Сергей Суворов

Смотрите видео-фильм о Кыштыме и его достопримечательностях на youtube-канале «Наш Урал». Будем рады узнать ваше мнение в комментариях под видео.

Источник

храм николая чудотворца кыштымlyutov70

«ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ТЕТРАДИ» Вячеслава Лютова

Легенда о Старой церкви

Рядом с демидовской усадьбой, на острове, возвышается старейший храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, в народе – Старая церковь. На Южном Урале это второй по времени создания каменный храм – старше него только Уйский (Троицкий) собор в Троицке. К тому же он один из немногих храмов, выстроенных в стиле барокко, практически не подвергшийся перестройке. А главное – он был рожден вместе с Кыштымом и стал свидетелем всей его истории.
храм николая чудотворца кыштым
Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов

Если верить одной легенде, то в 1755 году, спустившись с горы Егоза, осмотрев окрестности и начало строительства завода, Никита Никитич Демидов отобедал на острове и сказал: «Пусть народ ведает, где Никита обедает! Построить здесь храм!» Это «спонтанное решение» и по сей день вызывает недоумение исследователей. «Церковь была заложена не в центре поселения и не на горке, а на острове посреди пруда, – пишет Г.Х. Самигулов. – Это совершенно нестандартное решение: чтобы церковь или мечеть были отделены от поселения водным пространством. Сложно сказать, чем руководствовались Демидовы, принимая решение о таком размещении храма».

Стройка с размахом

Тем не менее, строительные работы на означенном месте закипели сразу же. Бутовый камень везли с Кыштымского и Сугомакского рудников – благо, его после вскрышных работ накопилось много. Архитектурный проект был выбран не совсем обычный.
«Церковь строили с размахом: в два этажа, кирпично-каменную. Кирпичи, камни, раствор – все доставлялось наверх вручную или с помощью простейших лебедок. Для глухой провинции церковь получилась на редкость нарядной и величавой. Каждый апартамент получил свое имя: верхний этаж – в честь Сошествия Святого Духа, а нижний стал называться во имя Усекновения главы пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи». Верхний этаж храма не отапливался, и службы там велись в летний период. Зато нижний, небольшой и теплый, действовал круглый год.
Церковь выстроили за пять лет. Средства вкладывались заводчиками и собирались жителями заводского поселка. В 1764 году строительство завершилось, внутри ее расписали богомазы Богатыревы. Как указывает кыштымский краевед Б. Мещеряков, храм освятил протоиерей Екатеринбургский Федор Кочнев в день преподобных Парфентия и Луки 7 февраля 1765 года.
храм николая чудотворца кыштым
Вид с колокольни

Испытания и освящения

В рассказах о духовной истории Кыштыма чаще всего используется образное сочетание: «Кыштымский крест», который, если смотреть с высоты птичьего полета, образуют четыре православных храма, едва соединишь их прямыми линиями: храм Сошествия Святого Духа на Апостолов (1755), Свято-Троицкая церковь (1848), храм Рождества Христова (1857) и церковь Николая Чудотворца (1896). У каждого храма сложилась своя судьба, но на особицу все же стояла Свято-Троицкая церковь.

Каменный трехпрестольный храм построили в рекордно короткие сроки: в 1847-1849 годах по инициативе заводчиков Зотовых, которые сами были старообрядцами, но «политическое предназначение» нового храма хорошо понимали. Имя архитектора храма не известно. Скорее всего, Зотовы в целях экономии воспользовались готовым проектом – по епархиям как раз были разосланы рекомендации по строительству новых храмов, к которым прилагались типовые чертежи.
Единоверческий характер Свято-Троицкой церкви не слишком притягивал прихожан. В 1911 году в Кыштым прибыл епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан. Посетив Свято-Троицкую церковь, он писал в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях»: «Прихожане не отличаются особой любовью к посещению храма. Служение в единоверческих приходах для духовенства является своего рода подвигом. /В приходе царят/ раздоры, происходящие от разногласия и соблюдения тех или иных обычаев».

…и клуб имени Кирова

В годы советской власти Свято-Троицкая церковь не избежала участи других культовых сооружений – в начале1930-х годов она была закрыта, а здание передано механическому заводу. В 1934 году там был организован клуб имени Кирова, в котором проводили торжественные заседания и крутили кино. Позднее в клубе находился заводской музей.
От церковной утвари ничего не осталось – лишь чудом сохранилась чугунная плита с указанием даты постройки храма, которая сейчас хранится в музее Кыштымского машзавода. Также бытует легенда, что когда в 1935 году со звонницы снимали колокола, то один из них покатился по крутому берегу в воду – и до сих пор лежит на дне заводского пруда…
Следом были демонтированы купольные барабаны, и церковь совершенно изменила свой облик. В годы Великой Отечественной войны «храм-клуб» стал местом, откуда кыштымцы уходили на фронт. Здесь проходили проводы: играла солдатская гармонь, а затем, выстроившись в колонну, добровольцы шли на вокзал. После войны здесь кипела клубная жизнь, девушки ходили на танцы, работали всевозможные творческие кружки. Вот только, как вспоминает уроженка Кыштыма известная актриса Инга Оболдина, входили и выходили из клуба через место, где располагался алтарь. Теперь, восстанавливая храм, люди словно просят прощения и за это…

Храм Рождества Христова

Одновременно со Свято-Троицкой единоверческой церковью в Кыштыме началось строительство еще одной церкви – большого Христорождественского храма, который и по сей день впечатляет своим величием и красотой.
храм николая чудотворца кыштым
Христорождественский храм

Как бы то ни было, итог этого творческого осмысления превзошел все ожидания. Х рам Рождества Христова был и остается самым величественным во всем Кыштымском округе, соперничая лишь с храмом Вознесения Господня в Каслях.
По свидетельству епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана внешний вид храма был великолепен. «Высокие многоколонные стены, покрашенные белой известью, вместе с многочисленными блестящими окнами и огромными железными вратами устремлены ввысь. Посеребренные неярким октябрьским солнцем «луковицы» с большими крестами над колокольней словно парили над поселком. Прочная высокая чугунная ограда на каменном фундаменте, солидные ворота с западной и северной сторон, маленькие иконы над воротами – все это внушало прохожим «радостную лепоту» и «божию благодать»…
В отличие от строительства, внутренняя роспись собора двигались гораздо медленнее: основательному храму требовалась тщательная отделка. Настенная роспись нижнего этажа была завершена лишь в 1902 году. Сделанные по окончании работ надписи свидетельствуют, что «стенная живопись святых картин и орнаменты исполнены Московскою придворною художественною мастерской Якова Ефимовича Епанечникова», одного из наиболее известных московских мастеров, «поставщика двора Его Императорского Величества». На втором этаже тоже установили иконостас, все было достаточно благочинно, но без такой торжественности, как внизу. Расписать верхний придел до революции так и не успели.
храм николая чудотворца кыштым
Христорождественский храм

В церковной ограде

За чугунной решеткой храма таится загадка – здесь похоронен Александр Григорьевич Дружинин, сын одного из совладельцев Кыштымских заводов Григория Васильевича Дружинина. Известно, что у главы семьи было четыре сына и пять дочерей. Практически все Дружинины похоронены в Петербурге, а вот младший Александр нашел свое вечное пристанище в Кыштыме. Почему так произошло – установить не удалось…

К братьям и сестрам

Время берет свое: старое величественное здание нуждается в постоянной заботе. Как рассказывает почетный житель Кыштыма священник Михаил Чирков, многие росписи удалось обновить, чтобы они вновь засияли яркими красками. В храме есть немало удивительных святынь. Например, сохранилась икона Успения Пресвятой Богородицы, в которую вкраплены часть мощей святых угодников, в том числе апостола Варфоломея и святого великомученика и целителя Пантелеймона.
храм николая чудотворца кыштым
В Христорождественском храме

Почитают кыштымские прихожане и отца Сергия, выпускника Московской духовной семинарии, который был настоятелем Христорождественского храма четверть века. Уже в наше время здесь появился небольшой музей, где собраны разные вещи церковного убранства, которые были в руках отца Сергия. Например, сохранились части послевоенного иконостаса – незатейливые, из дерева и фольги, но по-своему торжественные. Или обычные, жестяные венцы для совершения таинства венчания…

В 1990-е годы на колокольне Христорождественского храма были обновлены колокола – самый крупный из девяти колоколов был отлит в Воронеже. В начале лета 2016 года впервые за долгие годы в верхнем пределе прошли богослужения. А в сентябре произошло еще одно удивительное событие – в храме Рождества Христова с благотворительным концертом духовной музыки выступили сразу три хора: Архиерейский хор Свято-Симеоновского кафедрального собора, церковный хор Свято-Троицкого храма и камерный хор Челябинской филармонии.
храм николая чудотворца кыштым
Концерт в Христорождественском храме

Храм не смог вместить всех желающих – настолько необычной была сама идея концерта. В итоге только от продажи билетов и пожертвований был собран почти миллион рублей. Еще столько же перечислила на ремонт храма «Русская медная компания». Уникальный подарок сделал почетный житель Кыштыма Виктор Пичугов – икону Преподобного Сергия, которая была написана в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и освящена у мощей Преподобного Сергия Радонежского.
– Зрители и слушатели были просто поражены невероятной акустикой верхнего придела храма Рождества Христова, которая словно преумножала голоса, – рассказывает глава Кыштымского городского округа Л.А. Шеболаева. – Люди говорили, что когда наверху под занавес концерта все три хора вместе под колокольный перезвон грянули «Многая лета», в нижнем приделе сами собой зажглись свечи…

Церковь Николая Чудотворца на Нижнем Кыштыме

Церковь Святителя Николая Чудотворца, замкнувшая «кыштымский крест», является самой «молодой» в городе – ее освятили 5 мая 1896 года. До нее в поселке Нижне-Кыштымского завода – «в нижнем заводе» – была небольшая, но очень красивая часовня, своды которой были выложены мозаикой из цветного стекла.
К концу XIX века Нижний Кыштым основательно разросся: здесь проживало две с половиной тысячи человек – и без «христианского попечения!». Вопрос со строительством собственного храма, как говорится, назрел. Средства собирали и жители Нижнего Кыштыма, и владельцы завода. При выборе проекта было решено взять не масштабом, а изяществом. Каменный пятиглавый однопрестольный храм с ярусной колокольней был выдержан в неорусском стиле, а венчали его необычные кресты, которые переливались всеми цветами радуги. Хитрость заключалась в том, что контуры крестов были выкованы из меди, а цент заполнен цветным стеклом. Украшением храма были великолепные кованые двери и каменная ограда с чугунными столбами и проволочными решетками…»
храм николая чудотворца кыштым
Никольская церковь

Отец Николай Ляпустин, настоятель

История Никольской церкви была бы неполной без имени ее первого и единственного настоятеля в ХХ веке – отца Николая Алексеевича Ляпустина.
Он родился в 1864 году в семье священнослужителя Алексея Ивановича Ляпустина, был старшим из детей. В 22 года окончил Пермскую духовную семинарию и приехал в Кыштым с молодой женой Марией Константиновной. Правда, своих детей у Ляпустиных не было, и они усыновили несколько сирот. При Никольской церкви после ее освящения практически сразу же открылись воскресная школа и школа для заводских детишек. С обязанностями учителя отец Николай справлялся с блеском, а школы получили высокую оценку митрополита Митрофана, посетившего Кыштым в 1911 году.
После революции все сложилось против отца Николая. В 1923 году умерла его жена, а спустя несколько лет новая власть лишила пастыря и церкви, и крова. Священник вынужден был скитаться по квартирам и, чтобы не умереть с голода, тай­но исполнял требы в домах бывших прихожан.
Его последним местом службы стал Ека­теринбургский Иоанно-Предтеченский собор, куда Николай Алексеевич был призван на служение в 1936 году, а еще через несколько месяцев его не стало. Но и за это короткое время кыштымский священник успел оставить по себе добрую память. Посему и был похоронен на территории храма, а в 2002 году на средства Епархии на его могиле пос­тавлен памятный чугунный крест. Таких почестей удостаива­ются лишь избранные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *