храм николая чудотворца на острове залита
Церковь свт. Николая Чудотворца (Остров-Залит)
Церковь Николая Чудотворца построена не позже XVI века, постройка последнего здания была осуществлена в 1790; В 1958-2002 настоятелем храма был известный старец протоиерей Николай Гурьянов (1909-2002). Престольные праздники: свт. Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей святого), 11 августа (рождество святого) и 19 декабря.
Содержание
История [ править ]
Остров Залит, принадлежащий к группе Талабских островов, до 1919 г. назывался Талабск (Талабским именовалось и само озеро Псковское).
Храм свт. Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 гг., что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 г. сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, основанный около 1470 г. в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла преп. Досифеем Верхнеостровским, память 8/21 октября (в 1584 г. обитель была приписана к Псково-Печерскому монастырю, а в 1764 г. — упразднена, храм же превращен в приходскую церковь). Вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 г. построен каменный храм. Он строился по традиции из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора.
В 1842 г. был сооружен ныне действующий придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, в память чудесного избавления от эпидемии холеры, охватившей жителей посада. Некоему прихожанину храма свт.Николая явилась во сне Смоленская икона Божией Матери и повелела: «Обнесите Меня с Крестным ходом вокруг всего посада, и тогда холера прекратится». В сонном видении этому человеку было открыто место, где до сей поры хранилась сия святая икона, а именно на чердаке одного из посадских домов. Все было сделано по слову Божией Матери, и эпидемия прекратилась.
В 1854 г. выстроена каменная часовня в честь святителя Николая в память чуда от образа святого, бывшего во время пожара 6 июля 1853 г. Часовенка воздвигнута была для «неугасимого горения елея». На кладбище в 1888 г. возведена вторая часовня, по местному преданию, в честь Анастасии Римляныни.
В 1939 г. храм после сильного разорения был закрыт. Уничтожено все убранство. Куда были вывезены иконы — неизвестно. В 1947 г. храм вновь открыт для богослужений.
В 1958-2002 настоятелем храма был известный старец прот. Николай Гурьянов (1909-2002), прозорливец, к которому за поддержкой и укреплением духовным ехали со всей страны.. Его могила находится на острове.
Святыни [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 181524, Псковская область, Псковский район, Залитская волость, остров Залита
Информация для паломников [ править ]
Остров-Залит — деревня на острове Талабск. Входит в состав межселенной территории Территория Залитских островов. Не следует путать с островом Талабск, на котором находится эта деревня.
Талабск (остров им. Залита). Церковь Николая Чудотворца.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храм во имя святителя Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585–1587 годах словами, что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями-рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 году, когда сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске.
Каменным храм стал в 1792 году. По традиции, строился он из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора.
В 1842–1843 годах при храме был сооружен ныне действующий придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской в память чудесного избавления от эпидемии холеры, охватившей жителей посада. Некоему прихожанину Никольского храма явилась во сне Смоленская икона Божией Матери с повелением: «Обнесите Меня с крестным ходом вокруг всего посада, и тогда холера прекратится». В сонном видении этому человеку было открыто место, где до той поры хранилась сия святая икона, а именно на чердаке одного из посадских домов. Все было сделано по слову Божией Матери, и эпидемия прекратилась.
В 1939 году храм после сильного разорения был закрыт. Вновь открыт в 1947 году. Но богослужения совершаются только в Смоленском приделе.
Настоятелем этого храма 44 года служил отец Николай Гурьянов, прозорливец и светлого духа старец, к которому за поддержкой и укреплением духовным ехали со всей страны.
Отец Николай Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в старой купеческой благочестивой семье. Еще мальчиком он прислуживал в алтаре. В 1920-е годы их приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, ныне прославленный как священномученик. Отец Николай так рассказывал об этом событии: «Я мальчишкой совсем еще был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: “Какой ты счастливый, что с Господом…”».
В 1930-х годах отец Николай Гурьянов прошел тернистым путем исповедников и новомучеников Российских: в 1929 году он, тогда ленинградский студент, был арестован за то, что на собрании выступил против закрытия одного из близлежащих храмов. Далее последовали лагеря и ссылка, но именно тогда, во время тяжких испытаний, он встретил немало подвижников православной веры, пример которых во многом определил путь его дальнейшего служения Богу и Церкви.
Начало пастырского служения отца Николая Гурьянова совпало с Великой Отечественной войной. 8 февраля 1942 года он был рукоположен в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), а 15 февраля 1942 года стал священником.
Свою первую литургию в Никольском храме острова Талабск отец Николай отслужил в 1958 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
К талабскому старцу ехали и чтобы укрепиться в вере, и чтобы попросить совета в трудной житейской ситуации. И он, по воспоминаниям посещавших его, «каждого человека воспринимал как бесценный дар Божий». И учил прежде всего любви. Он говорил, что главное для человека – «хранить веру и стяжать любовь, ибо оскудение любви и веры – признаки приближающегося Второго пришествия», что нужно «радоваться и молиться», радоваться тому, что «Господь так нас любит, только мы не понимаем эту радость». Матушка Елисавета, настоятельница Спасо-Елеазаровского псковского монастыря, вспоминала: «Батюшка своей любовью всегда умел всех людей соединить. Вот это, наверное, самая драгоценная черта и самое знаменательное свойство великого старца. И по этому определяется его высота, величие его духа, что он действительно объединял всех в единое своей любовью и всем внушал эту любовь». А еще отец Николай учил смирению: «Важно зримое смирение, зримое и плачевное, зримое от огорчения и меня не обвини».
24 августа 2002 года отец Николай отошел ко Господу. Тогда еще живой архимандрит Иоанн (Крестьянкин) утешал скорбящих: «Не плачьте! Теперь отец Николай у престола небесного за нас молится».
Не стало батюшки, советчика и утешителя, но православные все так же едут на остров, чтобы, поклонившись его могиле, затеплив свечу перед чудотворной иконой Божией Матери в храме, помолившись, обрести новые духовные силы, укрепиться в любви и вере.
Талабские острова
|
Талабские острова |
Три маленьких клочка земли посреди вод Псковского озера – Талабские острова. Один из них, остров Талабск (Залит), полностью застроен от берега до берега; на другом, острове Верхнем (имени Белова), – небольшая деревенька; третий, Талабенец, безлюден и гол, размером не больше футбольного поля. Здесь издавна живут лишь рыбаки да птицы. Раньше на острова регулярно ходила «Ракета» из Пскова. Два года назад рейс отменили. И хотя до островов теперь добраться не просто, люди все равно едут сюда: кто – отрешиться от сутолоки городской жизни и глотнуть свежего воздуха, кто – укрепить дух свой, напитаться терпением и любовью, с новой силой ощутить благодать веры, так необходимые нам.
На перекрестье истории
Название свое получили Талабские острова будто бы по имени первопоселенца Тала – рыбака из племени чудь. Исследователи полагают, что острова были заселены уже в XI веке. Главным – и единственным – занятием островитян всегда было рыболовство. Рыбу – знаменитый псковский снеток – отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Талабский снеток сушили в специальных печах, которых на маленьких островах было более сотни. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы, что позволяло жителям (а их когда-то на островах было до 5 тысяч человек) этих скудных и бесплодных с сельскохозяйственной точки зрения земель жить весьма безбедно. Местные рыбаки значились среди поставщиков императорского двора.
Выходили на ловлю в лодках особой конструкции: «троенка» (так называли лодку, потому что мастерилась она всего за три дня) никогда не переворачивалась, что давало возможность рыбачить в любую погоду.
Кстати, известно, что отсюда, с Талабских островов Псковского озера, Петр Великий собирал корабельных мастеров для строительства русской флотилии. Об этом читаем в легенде-былине «Антихрист»: «С Талабских островов да с Чудского озера многих корабельных мастеров и подручных в город пригнали, чтобы на лугу, на Великой реке, близ церкви Степана корабли против шведов править».
Расположенные у северо-западных границ Российского государства, острова не раз страдали от неспокойных соседей, покушавшихся на земли русские. Здесь в 1581 году укрывались псковские крестьяне со своим имуществом во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Тогда же Иван Грозный послал на острова стрельцов, чтобы попытаться войти на ладьях в осажденный поляками Псков. Талабские острова стали важным стратегическим плацдармом, так как Стефан Баторий, не имея ни кораблей, ни лодок, не мог напасть на острова и выбить оттуда стрельцов. Зимой же, когда озеро замерзло, путь на остров оказался открыт. Добравшись до островов, воины польского короля людей, однако же, не нашли – лишь домашний скот, рыболовные снасти да около 200 лодок: русские успели перебраться по льду в Гдов.
А в 1703 году на острова напали шведы и сожгли Петропавловский монастырь, что на острове Верхнем. Монахи, правда, от супостатов не пострадали, ушли по подземному ходу под церковью, выход из которого, как говорят, есть где-то на Досифеевой горке.
В гражданскую смуту начала XX столетия из жителей островов был сформирован целый полк численностью в 732 человека, который, по решению старейшин Талабска, вошел в состав северо-западной армии генерала Юденича. Зимой 1919–1920 годов Северо-Западная армия с боями отступила к границам Эстонии, где на реке Нарве Талабский полк, прикрывая отход армии, был расстрелян одновременно с двух сторон: с правого берега – красными частями, а с левого – своими бывшими союзниками – эстонцами. До самой весны тела талабцев находили вмерзшими в лед.
Для установления советской власти на островах большевистским правительством были посланы два комиссара: товарищ Залит и товарищ Белов. Неизвестно, какими способами они пытались подчинить вольнолюбивый рыбачий люд Советам, только рыбаки утопили комиссаров в Псковском озере. Но власть все-таки укрепилась на островах и в назидание островитянам дала их островам имена погибших комиссаров: остров Талабск был переименован в Залит, а Верхний – в Имени Белова. Лишь крошечный и необитаемый Талабенец сохранил свое древнее имя. Новые имена, правда, не слишком привились, так что и жители, и официальные документы, и краеведческая литература называет острова то исконными их именами, то новонавязанными.
Остров Верхний |
Остров Верхний – самый большой по площади среди Талабских островов. Правда, рыбаки здесь почти не жили: остров был покрыт густым лесом. Такие уединенные и дикие места издавна привлекали русских иноков. И в 1470 году на острове преподобным Досифеем Верхнеостровским, учеником преподобного Евфросина Псковского, начальника всех псковских пустынножителей, был основан мужской монастырь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Братия монастыря, вероятно, была малочисленной, и в 1584 году была приписана к Псково-Печерскому монастырю.
В 1703 году монастырь пострадал от шведов, но после шведского разгрома простоял в развалинах недолго: уже в 1710 году иеромонах Псково-Печерского монастыря отстроил его заново. Во времена Екатерины Великой, в 1764 году, монастырь, как и многие другие, был упразднен, храм же его превращен в приходскую церковь. В подземелье церкви, как раз под алтарем, под спудом лежат святые мощи основателя монастыря – преподобного Досифея.
Храм каменный, крепкий. Но время и большевистское лихолетье сделали свое дело: храм нуждается в ремонте. Лет 25 назад по церковному двору запросто разгуливало немногочисленное местное коровье стадо. Сейчас в храме бывшего Петропавловского монастыря вновь служат Господу. Священник храма, отец Сергий, служит здесь по благословению старца Николая Гурьянова с 2000 года. Приход у него небольшой – половина населения острова (сейчас на острове проживает всего 38 семей). Отец Сергий живет надеждой с Божией помощью отремонтировать храм и восстановить обитель. На восстановление храма и возрождение обители нужны, безусловно, денежные средства. И пожертвования православных идут. Но, по словам отца Сергия, «не деньги главное, все дело в людях…».
Отец Сергий приглашает всех желающих приехать на остров потрудиться во славу Божию: «Материальная помощь, конечно, нужна, но если не будет людей, не будет тех, ради кого все это делается, тогда все будет лишено всякого смысла. Приехали бы, потрудились бы православные, каждый по мере своих сил. Но самое главное и действенное во всем – это общая молитва».
Восстановление храма незримо меняет облик острова, воздух насыщается благодатью, которую ощущает каждый вновь прибывший в эти места земли псковской.
И верится, что надеждам отца Сергия с Божией помощью дано будет осуществиться.
Остров веры и любви
Остров Талабск |
Духовный центр островов Псковского озера – остров Талабск и его Никольский храм. Храм во имя святителя Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585–1587 годах словами, что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями-рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 году, когда сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске.
Каменным храм стал в 1792 году. По традиции, строился он из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора.
В 1842–1843 годах при храме был сооружен ныне действующий придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской в память чудесного избавления от эпидемии холеры, охватившей жителей посада. Некоему прихожанину Никольского храма явилась во сне Смоленская икона Божией Матери с повелением: «Обнесите Меня с крестным ходом вокруг всего посада, и тогда холера прекратится». В сонном видении этому человеку было открыто место, где до той поры хранилась сия святая икона, а именно на чердаке одного из посадских домов. Все было сделано по слову Божией Матери, и эпидемия прекратилась.
В 1939 году храм после сильного разорения был закрыт. Вновь открыт в 1947 году. Но богослужения совершаются только в Смоленском приделе.
|
Протоиерей Николай Гурьянов |
Настоятелем этого храма 44 года служил отец Николай Гурьянов, прозорливец и светлого духа старец, к которому за поддержкой и укреплением духовным ехали со всей страны.
Отец Николай Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в старой купеческой благочестивой семье. Еще мальчиком он прислуживал в алтаре. В 1920-е годы их приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, ныне прославленный как священномученик. Отец Николай так рассказывал об этом событии: «Я мальчишкой совсем еще был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: “Какой ты счастливый, что с Господом…”».
В 1930-х годах отец Николай Гурьянов прошел тернистым путем исповедников и новомучеников Российских: в 1929 году он, тогда ленинградский студент, был арестован за то, что на собрании выступил против закрытия одного из близлежащих храмов. Далее последовали лагеря и ссылка, но именно тогда, во время тяжких испытаний, он встретил немало подвижников православной веры, пример которых во многом определил путь его дальнейшего служения Богу и Церкви.
Начало пастырского служения отца Николая Гурьянова совпало с Великой Отечественной войной. 8 февраля 1942 года он был рукоположен в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), а 15 февраля 1942 года стал священником.
Свою первую литургию в Никольском храме острова Талабск отец Николай отслужил в 1958 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
К талабскому старцу ехали и чтобы укрепиться в вере, и чтобы попросить совета в трудной житейской ситуации. И он, по воспоминаниям посещавших его, «каждого человека воспринимал как бесценный дар Божий». И учил прежде всего любви. Он говорил, что главное для человека – «хранить веру и стяжать любовь, ибо оскудение любви и веры – признаки приближающегося Второго пришествия», что нужно «радоваться и молиться», радоваться тому, что «Господь так нас любит, только мы не понимаем эту радость». Матушка Елисавета, настоятельница Спасо-Елеазаровского псковского монастыря, вспоминала: «Батюшка своей любовью всегда умел всех людей соединить. Вот это, наверное, самая драгоценная черта и самое знаменательное свойство великого старца. И по этому определяется его высота, величие его духа, что он действительно объединял всех в единое своей любовью и всем внушал эту любовь». А еще отец Николай учил смирению: «Важно зримое смирение, зримое и плачевное, зримое от огорчения и меня не обвини».
У могилы старца Николая |
Пять лет назад, 24 августа 2002 года, отец Николай отошел ко Господу. Тогда еще живой архимандрит Иоанн (Крестьянкин) утешал скорбящих: «Не плачьте! Теперь отец Николай у престола небесного за нас молится».
Не стало батюшки, советчика и утешителя, но православные все так же едут на остров, чтобы, поклонившись его могиле, затеплив свечу перед чудотворной иконой Божией Матери в храме, помолившись, обрести новые духовные силы, укрепиться в любви и вере.
Остров Талабенец – самый маленький из островов – безлюден и гол. Но именно здесь, сидя на каменистом берегу и смотря на уходящие за горизонт воды Псковского озера, на серое низкое небо над ним, открывается вся истинность простой и неброской красоты. И вспоминается поговорка оптинского старца Амвросия: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», которую любил повторять отец Николай Гурьянов.
Примерно как два Ватикана
Где в Псковской области притаилось «райское место»
Фото: Личный архив о. Сергия (Демидова)
«Псковская Исландия», «маленькая российская Швейцария» — так приезжие иностранцы называют Талабские острова в Псковском озере на границе с Эстонией.
«Зимой здесь суровый северный климат, очень непросто выжить, нужна сила духа, здоровье, чем отличались всегда островитяне. А летом острова превращаются в райское место. Только представьте: здесь, на острове Верхнем, собраны все мхи и лишайники, лекарственные травы, которые произрастают на территории России в разных часовых поясах. А у нас на острове это все существует на маленьком клочке земли», — рассказывает ценитель и знаток здешних мест, настоятель Петропавловского храма на острове Верхнем отец Сергий (Демидов).
Отец Сергий серьезно увлекается историей и краеведением, а по первому образованию он тренер — учитель физвоспитания, окончил педагогический университет. Владеет также строительными специальностями, что очень ему пригодилось на острове. Но обо всем по порядку.
«Благоухает весь остров»
Площадь Верхнего — меньше одного квадратного километра, это примерно как два Ватикана, но при этом он самый большой из трех островов, входящих в Талабский архипелаг.
«Если пройти по острову от одного берега до другого, как будто попадаешь в разные уголки России, — говорит Сергий. — В северной части реликтовые ели стелются по земле, в западной — смешанный лес, к югу — уже сосны такие, как в Краснодаре или Крыму. У нас есть и песчаные уникальные дюны, и большие цветочные луга, которые можно сравнить с альпийскими: там ароматы невероятные, в мае благоухает весь остров. Это прочувствовать нужно».
Фото: Марина Котлярова
Но прежде чем гости отправляются на прогулку по острову, они проходят «инструктаж». Им напоминают, что это региональный памятник природы, здесь нельзя ничего срывать, ломать, вытаптывать и мусорить. А если вести себя осторожно, можно увидеть краснокнижных животных: скопу, орлана-белохвоста, белую цаплю или большого баклана.
«Природа островов всегда более уязвима», — говорит доктор биологических наук Анатолий Истомин. — Бедные песчаные почвы, недостаток влаги, повышенная инсоляция, сильные ветры. Талабские острова с мелководьями и песчаными отмелями очень важны для гнездования птиц, для их отдыха и кормежки в период миграций. Здесь орнитологи наблюдают около 80 видов птиц. Встречаются и совсем редкие виды: кулик-сорока, чернозобик, чеграва. Они включены в Красные книги РФ и Ленинградской, Тверской, Новгородской областей, а также в Красные книги сопредельных государств — Латвии, Эстонии и Белоруссии».
Еще одна природная визитная карточка острова — уникальная еловая роща. Тут на площади, равной примерно половине стадиона «Лужники», растет около 30 тыс. деревьев, среди которых встречаются экземпляры высотой под 30 метров, а диаметром полметра.
«В еловой роще располагается многолетняя колония серых цапель. К числу уникальных природных объектов острова можно отнести и реликтовые прапочвы, сформировавшиеся 8–2,5 тыс. лет до н.э. назад в результате подвижек ледникового края, которые практически не прослеживаются на других территориях Псковской области», — пояснил ученый.
Владеют ли гости острова научными познаниями о нем или их ведет жажда путешествий, но едут они сюда со всего мира.
Паломники из России и США
Отец Сергий служит в островном храме почти 20 лет. За это время, вспоминает, кто только ни посещал эти места. Едут со всей России, а также из Эстонии, Латвии, Белоруссии, Бельгии и Швейцарии. В гости приезжал и немецкий пастор, до введения санкций часто гостили французы и канадцы.
«Даже, я вам скажу, американца крестил на острове, был такой случай у нас. Это был пожилой человек, который у себя в стране проехал практически все клиники и не получил никакой помощи. Он был ветераном Вьетнамской войны, хирургом, и на старости лет его начали мучить кошмары, он психически очень страдал от этого. И кто-то ему в Америке сказал — поезжай в Россию, к старцам. Он поехал, его благословили креститься на нашем острове, я его с именем Иоанн — а он был Джордж — и покрестил через переводчика, это было интересно», — вспоминает отец Сергий.
Фото: Личный архив о. Сергия (Демидова)
Желающих посетить Талабские острова, рассказывает он, с каждым годом все больше: за сезон маленькая «псковская Исландия» принимает более тысячи паломников и туристов.
«Преподобный Досифей, старец Николай — люди едут к этим светочам и получают все по вере. Только не думайте, что достаточно просто приехать, чтобы здоровым уехать. Так не бывает. За Христом тоже толпы ходили, а исцелялись единицы. Так и здесь: приезжает, например, группа паломников 40 человек, из них один, может, потом вернется и поблагодарит. Человек приезжает туристом, а может уехать уже паломником. По-человечески к нему отнесись, встреть, покорми, замерз — обогрей, нуждается в слове — скажи слово и благослови его на обратный путь. Этого достаточно, а там Бог свою работу будет делать», — говорит отец Сергий.
«Вдали» от большой земли
От Талабских островов до материка буквально рукой подать — на катере можно добраться за несколько минут. Однако дважды в год, в период распутицы территория оказывается отрезанной от большой земли на месяц-полтора.
Но даже в летнюю погоду и в полный штиль острова не могут принять всех желающих — единственный рейсовый катер, рассчитанный на 24 человека, ходит лишь три раза в день.
И когда приезжает несколько больших паломнических автобусов, часть людей вынуждена либо ждать на берегу, либо пользоваться услугами местных жителей, а это дорогое удовольствие.
Фото: Личный архив о. Сергия (Демидова)
«На острова добирается лишь малая часть из желающих, и причина тому — отсутствие транспортного плавсредства, которое отвечало бы потребностям всех. Единственный катер — «Талабск», у него маленькая вместимость, многие люди остаются на берегу, с маленькими детьми, в непогоду. Это не на благо нашим островам. Можно привезти и тысячи человек на берег озера, но дальше все остановится», — делится переживаниями отец Сергий.
Кроме того, добавляет священник, население островов за последние десятилетия сильно сократилось. Сейчас там проживает всего около 200 человек, из которых на службу почти никто не ходит, если только по большим праздникам. Основной приход церкви — туристы из Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова. Они приезжают каждые выходные, в основном летом или весной.
«Была Пасха в прошлом году, и нашим прихожанам из Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга на остров было не добраться, потому что была распутица. Обычно на Пасху у нас полный храм. Меня привозило МЧС на катере на воздушной подушке, я был в городе, покупал продукты, а другие люди не смогли добраться. Из 18 человек, прописанных на острове, всего три человека пришли в храм», — вспоминает отец Сергий.
Вернуться на остров
И все-таки, говорит отец Сергий, в последние годы на острова начали приезжать люди, которые остаются там жить. Перебираются из больших городов целыми семьями, обустраивают дома и ведут хозяйство.
«Я могу назвать несколько семей, которые переехали из Москвы и Санкт-Петербурга к нам на постоянное место жительства, завели курочек, гусей, козочек. Живут, и уже не одну зиму, не один год. Такие люди есть и на нашем острове, а еще больше таких людей на соседнем Талабске (Залита). Насытились, видимо, суетой, хочется тишины, и едут», — рассказывает священник.
Тем, кто не испугался суровых условий и решился переселиться в «псковскую Исландию», батюшка помогает с жильем. «У нас раньше был маленький домик при храме, где мы паломников размещали, за десять лет у нас есть возможность разместить у себя порядка 50−60 человек одновременно на ночлег, большая есть трапезная почти на 100 человек. Кто захочет остановиться, милости просим, пускай останавливаются, живут, предоставим жилье. Со временем его можно и самим построить, место есть, земля есть. Приезжайте, стройтесь, живите», — приглашает отец Сергий.
Сейчас на острова перебираются в основном те, кто уже на отдыхе. Они сдают свои квартиры, а живут на островах: кто-то возделывает огород, кто-то разводит домашнюю птицу и даже скот.
«Как правило, это люди старшего возраста, ближе к пенсионному. Некоторые живут на пенсию, сдают жилье в городе и на эти деньги живут на островах, потому что, как вы понимаете, работы нет. У нас есть люди из Петербурга, они завели курочек, козочек, гусей. Молоко у них летом покупают паломники, туристы. И мы, жители, тоже покупаем у них козье молоко. Некоторые, я знаю, и магнитики делают, и травяной чай сушат, собирают его для туристов. Люди стараются», — рассказывает отец Сергий.
Принимать паломников отцу Сергию практически все помогают: прибирают в домиках для гостей, готовят еду, ловят рыбу. Если бы инфраструктуру и стабильную работу, мечтает священник. «Есть много молодых семей, желающих сюда переселиться, но для этого должна быть определенная инфраструктура. Желающих очень много, тех, кому до 30 лет. На острове есть земля, выделенная администрацией, и я думаю, может быть, давать эту землю им, чтобы они там срубики ставили, переезжали. Но на это у людей должны быть средства. Я готов помогать, у меня более десяти домиков построено на острове. Я всячески буду помогать и содействовать этому», — говорит отец Сергий.
Он уверен, что постепенно население островов увеличится в разы.
«Есть слова батюшки Николая, который говорил, что острова возродятся, что люди из больших городов побегут на острова, — говорит отец Сергий. — Честно говоря, судя по тому количеству, как едут летом, да, я верю тоже, что эти места будут заселены. Для меня как настоятеля, когда ты видишь полный храм, когда люди приходят на исповедь, когда ты говоришь: «Мир всем», — и напротив тебя много людей, это радостно и священнику, и все святые радуются в этот момент».
Святые места
Талабские острова, рассказывает отец Сергий, — это святое место. Здесь две действующие церкви: храм Николая Чудотворца на острове Залита (там долгие годы жил старец Николай Гурьянов, исцелявший людей), и храм Святых апостолов Петра и Павла на острове Верхнем.
Отец Сергий. Фото: Личный архив о. Сергия (Демидова)
В начале XX века, вспоминает священник, жители островов чудесным образом исцелились от холеры. «В писцовых книгах сказано, что в 1903 году плотники не успевали делать гробы, так умирало много людей от холеры. И была явлена икона Матери Божьей «Благодатное Небо», с этой иконой островитяне ходили три дня вокруг одного и другого острова. После этого болезнь отступила и люди построили в благодарение Богу по приделу к храмам на двух островах», — говорит настоятель.
И тут же добавляет: Петропавловский храм уникален и сам по себе. Он основан в XV веке, чуть позже здесь появился мужской монастырь. Причем братия состояла в основном из бывших разбойников, обитавших на острове. Обратил их в покаяние и основал обитель Досифей Верхнеостровский. Мощи преподобного до сих пор не обретены и хранятся где-то за одной из стен подземного храма, который нашли лишь в конце 1990-х годов. Это произошло случайно, когда отец Сергий вместе с помощниками при реконструкции основного здания наткнулся на небольшой лаз, уходящий вглубь земли.
Фото: Личный архив о. Сергия (Демидова)
«Подземный храм был засыпан песком и камнями. После того как мы все вычистили, обнаружили каменную кладку из валунов, основание престола, частично были заметны изображения фресок на стене, которые впоследствии были восстановлены. С самого начала, как только расчистили нижний, подземный храм, мы там совершаем богослужения», — вспоминает настоятель Петропавловского храма.
Удивительно, добавляет отец Сергий, как наши предки в XV веке смогли возвести на острове каменный храм. «Он построен из известняковой плиты, она завозилась из Пскова и Изборска. Чтобы этот камень доставить, нужно было преодолеть 30 километров по озеру. В то время это делали либо на ладьях, либо зимой перевозили на лошадях в тележках по льду. В храме стены под два метра толщиной, представьте, сколько нужно было тонн завести, чтобы все это построить. Неужели без веры это кто бы сделал?» — задает риторический вопрос священник.