храм николая чудотворца новая ладога
Собор Николая Чудотворца
Фото и описание
Храм в плане – прямоугольной формы, имеет полукруглую абсиду с восточной стороны. Высота здания с куполом составляет 23 м, длина – более 21 м, ширина храма с северным приделом – 20 м. Придел назван в честь Успения Богородицы. Он был пристроен к храму в 1711 г. по инициативе купца П. Барсукова. Антиминс северного придела освятил архиепископ Гавриилом 14 августа 1776 г., он содержал частицу мощей святого архидиакона Стефана. 19 июля 1853 г. епископом Христофором был освящен Антиминс главного престола.
В 1812 г. в здании церкви был произведен ремонт, в результате которого на четырехскатной крыше было заменено позакомарное покрытие, перестроили притвор с крыльцом 17 в., похожим на крыльцо собора Староладожского монастыря, были растесаны окна.
С западной стороны храма расположены входные двери. За ними – лестница в тринадцать ступеней из известняковой плиты, которая с обеих сторон ограждена плитными стенами и перекрыта кровлей из железа. Крыльцо – это своеобразный притвор храма, который отделен от основной части воротцами со стеклянной фрамугой. Древний плитный пол позднее заменили на сосновый. Главный иконостас (1812 г.) был позолочен и состоял из четырех ярусов, был украшен резьбой в виде виноградных лоз, витых колонок и завершался распятием с Богородицей и Иоанном Богословом. В нижнем ярусе большие иконы были украшены серебряными ризами. Иконы на верхних ярусах были выполнены в византийском стиле.
В 1860 г. храм обновили: вновь вызолотили иконостас, устроили дубовые престолы, которые были освящены 14 августа и 21 августа. В 1872 г. храм снова обновлялся – были растесаны окна в нижнем ярусе.
18 марта 1891 г. священник Николай Ольминский, староста храма Николая Чудотворца, С. Кириллов, П. Козлов и другие патриотически настроенные жители Новой Ладоги ходатайствовали, чтобы в подклете собора был устроен придел в честь пророка Осии, Андрея Критского и Лазаря Четверодневного, праздники в честь которых отмечаются 17 октября, когда Александр III с семьей спасся при крушении поезда в 1888 г. Проект переустройства храма был разработан академиком архитектуры М.А. Щуруповым. У придела был отдельный вход, он освещался светом из трех окон, алтарь его располагался под верхним алтарем. К октябрю 1892 г. храм в основном был готов, но его освятили только 3 июня 1896 г. Скорее всего, в то же время над землей пробили еще один ярус, чтобы обеспечить проветривание подвала.
В соборе находились две чтимые иконы, которые были выполнены игуменами Медведского монастыря Феодосием и Леонидом в 1502-1503 гг. Святыней храма являлся образ Николая Чудотворца, который располагался на наружной восточной стене церкви в открытой нише, расположенной на высоте 8 м и обращенной к реке. В 1859 г. ювелир из Петербурга Верховцев сделал для образа Николая Чудотворца серебряную ризу с позолоченным венцом. Рядом с иконой горел бронзовый фонарь с лампадой. Ночью этот огонь был спасительным маяком для кораблей, которые шли по Волхову. В середине 1870-х гг. перед иконой было устроено крыльцо из плитняка, а также чугунный балкон и лестница, которые поддерживались колоннами. С большим профессионализмом выполнена изящная и в то же время прочная винтовая лестница на апсиде. Скорее всего, автор ее проекта – архитектор М.А. Щурупов.
Молитва перед иконой Николая Чудотворца была обязательной при выходе в плавание или на рыбный промысел. На чугунный столик рядом с иконой верующие ставили свои приношения, бросали в кружку мелкие монеты, которых за год набиралось до 250 рублей. В храмовые праздники на крыльце велись молебны. В ночь на праздник Николы весеннего богомольцы, пришедшие из деревень, простаивали до утра перед образом святителя. До сих пор уцелела лестница и сборная кружка, но главная святыня храма – образ Николая Чудотворца – бесследно исчез после того, как собор закрыли второй раз. Первый раз он был закрыт в 1938 г. Но в 1947 г. его возвратили верующим. Он действовал до 1961 г., тогда, во времена хрущевских гонений его снова закрыли. Внутреннее убранство храма, кроме фрагментов остова иконостаса, вывезли на самосвалах и уничтожили.
Сегодня храм – в полуаварийном состоянии. По инициативе прихода в 2001-2003 гг. белой жестью были покрыты часть кровли, основание барабана, купола и крыльцо Успенского придела.
Музей между землей и небом
Церковный музей в Новой Ладоге
От увядания провинциальный российский городок могут спасти инвестиции, новые предприятия и новые рабочие места. Наверно, неплохо позаботиться о хороших дорогах, больницах и школах… Всё это верно. Однако настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы в Новой Ладоге протоиерей Алексий Волков считает, что русскую глубинку может «вытянуть» интерес к истории и возрождение религиозной жизни. Именно для этого он помогает в создании при храме музея приходской жизни.
Россия, вытерпи варваров
Дорога, ведущая к храму Рождества Пресвятой Богородицы в Новой Ладоге — это проспект Карла Маркса, центральная улица города. На протяжении нескольких кварталов жилые дореволюционные дома чередуются с уже опустевшими, с зияющими пустыми глазницами окон, частью заколоченными досками. От одного дома остался только фасад, и на этом фасаде — мемориальная табличка штаба Ладожской военной флотилии. Наконец — два подряд заброшенных храма: церковь Спаса Нерукотворного Образа и церковь святых Климента Римского и Петра Александрийского. В храмы можно зайти, посмотреть. Кое-где на стенах хорошо сохранились фрески, отчего в полуразрушенном здании еще неуютнее. Кто-то написал красным на алтарной стене: «Россия, вытерпи варваров». Помимо этого пронзительного призыва других вандальных надписей нет, кроме одной на внешней стене, и ту в спешке закрасили наполовину. В Новой Ладоге слишком мало подростков, чтобы ожидать изобилия граффити.
Действующий собор Рождества Пресвятой Богородицы (с XVI века известный как собор Иоанна Богослова, новое имя прижилось после постройки придела двумя столетиями позже) — чуть дальше, за каменными воротами и петровских времен земляным валом. Эта церковь была построена в 1702 году как трапезная Николо-Медведского монастыря, всего лишь за два года до закрытия его Петром I. Сегодня территория упраздненной еще 300 лет назад обители — единственное не пустующее святое место в городе. Здесь у ворот гостей встречают крупные прикормленные коты. Поодаль от собора — пристройка для работников, где есть, в числе прочего, библиотека с раритетными книгами трехсотлетней давности. В Рождество-Богородицком храме и разместился музей приходской жизни — с согласия и при активной помощи настоятеля протоиерея Алексия Волкова. Инициатор открытия музея и экскурсовод, краевед Татьяна Чурова рассказывает:
— Я школьников на днях водила в собор святого Климента, посмотрели фрески, рассказала о поцелуе Иуды. Выяснилось, что они и вообще ничего не знают, включая распятие Христа. Рассказала им, что это такое, они говорят: «Зачем вы нас пугаете, нам же кошмары будут сниться».
На обочине туристического потока
Собор Рождества Пресвятой Богородицы закрывался в советское время совсем ненадолго: с 1935 по 1949 годы. Вроде бы, это должно было обеспечить неразрывность религиозной традиции в городе, но вышло иначе. Сложившаяся после войны при храме община состояла из людей недоверчивых, часто — переживших репрессии, закрытых, боящихся перемен. Сто последних лет собор жил отдельной от города и населяющих его людей жизнью. Ветшали стены, осыпалась штукатурка, росли мусорные свалки у церковных стен. Сюда приходили не жить церковной жизнью, а хоронить: кладбище при соборе до последних лет было в городе единственным. Это значит, что новые захоронения делались на месте старых могил. Исторические надгробия выкорчевывались, выбрасывались, забирались «для хозяйственных нужд».
Волна церковного возрождения и массового обращения в православие в 1980–1990-х годах обошла Новую Ладогу стороной. Когда в 2010 году отец Алексий Волков стал настоятелем собора Рождества Пресвятой Богородицы, вместо полнокровного прихода он обрел с десяток старушек, молящихся в разрушающемся храме, где иконы и фрески потемнели от копоти, а стены украшают лопнувшие батареи. Спустя несколько лет основные помещения храма отмыли, оштукатурили, защитили от обрушения, расписали. В соборе стало светло, и, говорят, на праздники сюда теперь стекаются десятки, а не единицы верующих. Туристы в бывший монастырь, правда, заходят нечасто, если и останавливаясь в городе, то проездом — в Старую Ладогу или из нее. И еще вопрос, станет ли тематический музей новой точкой интереса для тех, кто только что увидел город.
— Мы, честно сказать, делаем это не для туристов и не для рекламы. Главная задача — привлечь сюда самих горожан. Вот на чем я настаиваю: вы делаете музей не для храма, вы делаете его для себя. Любая русская община выстраиваетсявокруг храма, это справедливо даже для эмигрантов последней волны. Даже те, кто здесь никогда не был воцерковлен, там встраиваются в общину и приходят в храм. Это нормально и характерно вообще для любой нации, любой религии, — говорит отец Алексий.
Музей не местечкового уровня
Настоятель собора предложил приспособить для музейной экспозиции колокольню — как нередко делается в старых европейских городах. На нескольких ее «этажах» и разместили всё найденное при обследовании и реставрации двух соборов. Скрупулезность, с которой прихожане перебирали «хлам», скопившийся за годы разрухи, собирали и идентифицировали артефакты прошлого, выводит музей на вовсе не местечковый уровень. Здесь есть архиерейский посох XVIII века и его ровесница купель, есть осколки хрустальных подвесок для паникадила, подаренных храму местной купчихой, и чья-то набойка от сапога, и гвозди, и всякие прочие повседневные, непарадные вещи. Всё это вместе, внесенное в контекст и упорядоченное, превращает неопределенное, хаотическое прошлое данного места в наглядную историю, к которой так или иначе причастны все горожане.
Итак, чтобы попасть в музей, нужно отпереть специальную дверь и в сопровождении экскурсоводов подниматься по почти вертикальной деревянной лестнице — ступенька за ступенькой, очень осторожно, не забывая пригибать голову. Первая площадка — основная экспозиция. Круглое помещение времен Елизаветы с неоштукатуренными кирпичными стенами. Облачение и утварь, предметы — изъеденные ржавчиной или будто не тронутые временем, фотографии и репродукции: шведские и голландские карты местности с монастырем допетровских времен, выписки из метрической книги (из них выясняется, что крестным отцом некоторых горожан был полководец А. В. Суворов), фотоснимки прихожан эпохи Российской империи и крестных ходов застойных лет. Экспонаты не спрятаны под стекло и не отодвинуты за ограждение, — можно даже представить, что некоторые вещи всегда и стояли так, ну или собраны в одной комнате по случаю генеральной уборки. Отец Алексий вместе с краеведами комментирует для нас экспозицию и, кстати, поправляет их, атрибутируя один из огромных древних гвоздей как предназначавшийся для возведения храмового престола.
Вверх по лестнице
Поднимаемся еще выше. Кирпичные стены и высокий потолок лестницы придают ей сходство с пространством какой-нибудь ультрамодной галереи.На перилах и перегородках тут и там начинают попадаться старинные надписи и даже «доисторические» изображения. На самом деле, конечно, просто звонари и семинаристы, подобно современным подросткам, и 100 и 200 лет назад вырезали тут от скуки свои инициалы и рисунки.
В просветах между перегородками меж тем становится виден исполинский механизм. Ржавые шестеренки, вóроты, колесики и рычаги… Часовой механизм предположительно 1750 года выпуска находится в колокольне с момента создания. Колеса и шестерни крутятся и, наверно, часовая «начинка» может заработать вновь. Только многокилограммовые гири на тросах свесятся тогда на несколько метров вниз, до пола первой музейной комнаты. А вот циферблата давно нет — осыпался еще к началу прошлого века. Остались только крючья на выходящей к городу грани колокольни. В оконной нише лежат различные предполагаемые часовые детали и другие предметы — например, деталь сирены, которая, наверное, предупреждала город о тревоге в блокадные дни.
А на самом верху, конечно, колокола. Самого огромного из дореволюционных теперь нет, на площадке остался гигантский, выше человека, язык, который своим весом продавливает дощатый пол. Сам же колокол сбросили вниз большевики, для этого они специально разобрали часть смотровых проемов колокольни, следы варварства видны до сих пор. Теперь на башне много маленьких колоколов, только один из них достаточно старый, а два и вовсе когда-то были корабельными рындами — учитывая историю монастыря, их наличие здесь более чем уместно. До революции моряки и рыбаки, намереваясь выходить в Ладогу, собирались на молитву перед образом Николая Чудотворца, который находился на фасаде Никольского собора. Этот образ пропал, однако до наших дней сохранилось несколько икон мастерской Василия Пешехонова, посвященных местным преданиям о явлении святого Николая попавшим в шторм рыбакам. Старые иконы сегодня укреплены на тонкой временной алтарной перегородке Рождество-Богородицкого собора.
С колокольни видна вся округа. Здесь некогда стояла грозная крепость-форпост. Луковицы главок, одна из которых, быть может, осталась со времен Ивана Грозного, кажущийся отсюда маленьким Никольский собор, Волхов под нетронутым снегом, дома на другом берегу. В другую сторону — панорама Новой Ладоги: ближе к собору — столбики могил, дальше — и сейчас работающий судоремонтный завод. Выше этой точки обзора в городе нет. Вот как выходит:чтобы найти артефакт прошлого, надо наклоняться к земле и смотреть в грязь, а чтобы понять, что он действительно значит, надо поднять его повыше. Музей в колокольне, где искусство и быт прошлого собраны вместе и, как оправдание, возносятся к небу, с этой точки зрения очень символичен. Хочется верить, что следующим символом станут возрожденные часы на башне, вновь обратившиеся к городу, к его общине.
Храм вокруг прихода
Приехав в 2010 году служить в Новую Ладогу, отец Алексий первым делом изучил обстановку. В небольшом городе, если почитать прессу, форумы, настенные объявления, быстро можно понять, чем люди живут, что им нужно и кто готов проявить инициативу. Поэтому новый настоятель отправился к активистам — так и зародилось сотрудничество прихода и краеведов, вылившееся в создание музея. Но не только в него: благочиние сотрудничает с Домом детского творчества,Домом культуры, музыкальной школой, участвует в организации детских и взрослых творческих конкурсов. В городе нет ни книжного магазина, ни телеканала, поэтому отец Алексий мечтает еще о своей телестудии и библиотеке на территории собора. Когда эти планы осуществятся — кто знает. Ни власти, ни меценаты не раскошеливаются на побочные проекты, которых много. Шутим о том, что для кого-то из петербургских читателей 200 тысяч рублей, необходимых на городской телеканал, могут показаться несущественной суммой, так пусть пожертвует.
Нельзя, конечно, сказать, что собор Рождества Пресвятой Богородицы — единственный очаг культуры во всей Новой Ладоге, но и большой конкуренции у храма нет и пока не предвидится. Днем на центральных улицах людей немного. Пара собак напротив разрушенных храмов долго выжидает прохожих, которых можно облаять. За монастырской оградой суетятся школьники. Они изучают старый некрополь, составляя описание захоронений. Сегодня здесь только две девочки, обычно участников краеведческого кружка больше. Оказывается, от исследовательской деятельности такого рода девочек не оттянешь за уши. Быстро выпив чая, они томятся в ожидании, когда можно будет опять идти на мороз, разгребать снег и разглядывать полуистершиеся надписи. Татьяна Чурова говорит, что одна из её учениц нашла здесь могилу своей прабабки — большая удача, если учесть судьбу большинства дореволюционных надгробий на этом месте.
В Новой Ладоге многие, может быть, знают друг друга в лицо, но прошлое города почти никому неизвестно. Отец Алексий старается восполнить этот определяющий будущее пробел. Вот в экспозиции фотография Никольского собора сто лет назад. У стены — три молодых деревца. Два из них недавно повалил ураган, осталось одно, и отец Алексий точно указывает, какое — оно и до сих пор растет. На другой фотографии — приходские священники в послереволюционные годы. Многие будут репрессированы, а троих расстреляют в 1937 году. Их имена: Михаил Никитич Якимов, Николай Александрович Лавров, Сергий Александрович Воробьёв. Кто из них где на снимке — уже неизвестно.
— Исследовать историю местных репрессированных и расстрелянных — одна из основных задач музея сегодня. И, конечно, мы будем очень рады связаться с родственниками погибших, записать их воспоминания. Если они передадут личные вещи или снимки священнослужителей, мы с радостью примем их в экспозицию, — говорит экскурсовод и краевед Евгения Алексахина.
Миссию музея сформулировать просто: он помогает городу вновь обрести прошлое, а значит, увидеть и путь к будущему. Пока музей в колокольне собора не имеет планов выходить за рамки освещения приходской жизни, но приходская жизнь на самом деле неразрывно связана с жизнью всей Новой Ладоги.
— Когда мы создаем «православную инициативу», «православный клуб», «православную группу», мы сами себя загоняем в гетто. Не должно быть этих перегородок между общественным и православным. И потом, Господь говорит, когда ты сам о себе свидетельствуешь, твое свидетельство не истинно. Это другие должны засвидетельствовать, что ты православный, — говорит отец Алексий.
Градообразующий храм
Если город существует вокруг, например, завода, то по закрытии завода он, вероятнее всего, начнет умирать. Если же город стоит вокруг храма, он знает, что храм нельзя закрыть — по крайней мере, навечно. А если храм возрождается, то и город существует не зря.
Бывает, конечно, и так, что в городе возникают десятки храмов, которые работают «вхолостую», не привлекая, а лишь раздражая местных жителей. Настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы относится к этой практике явно скептически. Он говорит, что храм «не магазин шаговой доступности, который можно открыть на любом углу директивно. Для храма нужна община». Собор в Новой Ладоге, действительно, не «магазин услуг», а, пусть небольшой, но религиозный и культурный центр. Кто составляет общину? Есть те, кто приходит только на Пасху и Рождество, но есть и ученые, и педагоги, и дети, для которых храм стал частью их повседневного существования. Может быть, однажды их станет больше настолько, что они захотят построить еще один храм. Или еще один музей.
Храм николая чудотворца новая ладога
Церковь св. Климента и Петра
Николаевский проспект (пр. К. Маркса) 1 2
Задолго до основания Новой Ладоги, еще до XV века на левом берегу Волхова, на месте явления чудотворной иконы Николая Чудотворца был основан Николо-Медведский монастырь.
Храм был закрыт в 1938 году. С 1948 года он вновь действовал, но в 1961 году опять закрыт. Затем (видимо, в 70-х годах) началась реставрация этого ценного памятника архитектуры. Реставрация растянулась на безобразно долгий срок и не закончена до сих пор (2019 г.).
Очень долго храм стоял в лесах. Около 2014 г. их сняли, и то не полностью. К лету 2017 г. окончательно сняты леса там, где они еще оставались.
Юго-западный («южный») фасад:
| |
13 июня 2019 г. | 29 июля 2014 г. |
На этом фасаде хорошо видна история переделок собора. Сначала храм завершался трехлопастными закомарами (или восьмискатной крышей?), что очень характерно для новгородской архитектуры:
Позже, в XVII веке в нижней части фасада появились типичные для этого времени обрамления окон в «узорчатом стиле»:
Как видно на фотографии, позже крыльцо подверглось некоторой переделке: арки заложены, над входом сделана башенка. Но эти переделки не портили вид, крыльцо выглядело вполне уютно.
А вот как выглядит крыльцо в наше время:
Фотография обработана (убран провод, портивший вид).
Крыльцо подверглось реставрации. Устранены поздние переделки, раскрыты арки, сбита штукатурка (может быть, ее и в самом деле раньше не было). Вроде бы всё хорошо. Но. насколько же сухим, чужеродным стало это крыльцо с голыми кирпичными стенами!
Вот фотографии крыльца вблизи:
Конечно, и в таком виде крыльцо довольно интересное. Но с собором оно плохо согласуется. Чего-то не учли реставраторы. Так ли уж надо было что-то менять?
Вид изнутри крыльца и вид внутрь собора, снятый с верхней площадки через решетку в двери:
Как видим, и теперь, больше чем через 30 лет после начала реставрации здесь царит запустение. (Такую же картину можно наблюдать и в 2019 г.)
Довольно интересный иконостас. Я думаю, что он, скорее всего, относится к середине XIX века: именно для этого времени в известной мере характерно смешение мотивов русского национального искусства и готики. (Хотя с возможно и запоздание вплоть до конца века.)
Вид с севера («северо-запада»):
| | |
21 июля 2009 г. | 29 июля 2014 г. | 10 июля 2015 г. |
Очень интересно решение юго-восточного («восточного») фасада. Как уже сказано, монастырь был основан на месте явления иконы Николая Чудотворца. Эта чудотворная икона была установлена на фасаде собора, причем ее расположение было необычно: над апсидой, на самом верху. (В [ 4, с. 28 ] говорится о том, что икона установлена на высоте 8 сажен, т.е. 17 метров!)
Фотография С.М.Прокудина-Горского «Чудотворная икона Пр. Николая Чудотворца. Никольский собор», 1909 г. (к сожалению, сохранился только черно-белый отпечаток с одного из каналов цветной фотографии; см. [ а ] ):
На фотографии видны также последние ступени чугунной лестницы.
В советское время икона исчезла со своего места, а лестницы были запущены и к тому же оказались окружены густыми зарослями. Вот как это выглядело еще еще недавно (см. [ а ] ):
Но летом 2009 года система лестниц, наконец, восстановлена, заросли расчищены, а икона снова заняла свое место в нише в стене (только, это, надо думать, не та икона, что была раньше; и киота теперь нет). Вот как теперь выглядит юго-восточный фасад:
Фотография иконы Николая Чудотворца, сделанная с того же места и в том же направлении, что у Прокудина-Горского:
Виды от иконы Николая Чудотворца:
Кладбищенские ворота на берегу Волхова (теперь они не используются):
Вид в ворота на Никольский собор:
Вид от ворот на Волхов:
(Эта фотография помещена также на странице «Немятово».)
А вот маяки по отдельности, снятые издалека с увеличением:
( Эти фотографии помещены также на странице «Немятово»: левый маяк правый маяк )