храм николая чудотворца в костроме

Кострома. Церковь Николая Чудотворца в Никольской слободе.

Николаевская церковь за Волгой

Карта и ближайшие объекты

храм николая чудотворца в костроме

Статьи

Святителя Николая, что за рекою Волгою.

Каменная, с каменною колокольнею, построена 1771 года. Престолы в честь: Святителя Николая, св. Космы и Дамиана и великомученицы Екатерины. Причта состоит: священник, дьячек и пономарь. Земля принадлежит церкви 35 десятин, 2,367 кв. саж., в том числе под лесом 8 десят. План и межевая книга на землю при церкви имеются. Прихожан муж. пола 119, жен. 146, в числе коих 2 раскольницы, дворов 30.

Николаевская церковь за Волгой каменная, с такою же в связи с церковью колокольнею, построена в 1773 г. тщанием прихожан. Обнесена каменной оградой с железными решетками; кладбище при церкви, внутри церк. ограды, без особой церкви.

Престолов 3: в настоящей теплой во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийскаго; в придельной теплой же правый в честь св. безсребренников Космы и Дамиана (1 июля), левый в честь св. вмч. Екатерины.

Постоянныя средства церкви – капитал – 1665 руб. От Костромы церковь находится в 1 версте.

Ближайшие церкви: Спасская за Волгою, в 200 саж., с. Селищ в полуверсте и с. Городище в 1 версте.

Причт: священник и псаломщик; жалованья от казны не получает. Общий причтовой капитал – 6985 руб. Кроме того, причт получает до 800 руб. аренды за землю, отдаваемую под постройку домов. Кружечнаго дохода получается на долю священника 750 р., а на долю псаломщика 250 р. Для священника дом церковный, построенный на средства купца Ивана Я. Аристова, для псаломщика дома нет, и квартирных он не получает. Церковной земли во владении причта находится: усадебной 2083 кв. саж., лесного кустарника 5 дес. 1278 кв. саж.; пахотной 10 дес. 2022 кв. саж.; под церковью и кладбищем 846 кв. саж.; и неудобной (под дорогами) 17 дес. 1783 кв. саж. План и межевая книга на означенную землю имеется.

Прихожан: муж. пола 285 и жен. 314 = 599. По характеру занятий приход торговый, фабричный, отчасти кустарный и железнодорожный служащий. Приход состоит из одной Никольской слободы с прилегающей к ней станцией «Кострома» Яросл. ж.д. В городе Костроме живет лишь несколько семейств. Препятствий в сообщении с церковью нет.

Школа в приходе 1 церковно-приходская, находится близ сей церкви и на церковной земле, в собственном школьном здании.

Никольская слобода впервые упоминается в 1560 г. как «слободка Юрия Васильевича Глинского». В конце ХVI в. в ней были две деревянные церкви (Никольская и Козьмодемьянская) и 54 двора. С 1614 г. непродолжительное время слобода принадлежала Оверкиевым, а также немцу А. фон Менгдену. В 1649 г. здесь насчитывалось 42 двора, в которых проживало 94 человека, а также находился патриарший двор. В 1735-1736 г.г. количество дворов почти не изменилось (44). Спасская слобода, называвшаяся в старину «слобода Голяда» до 1595 г. была «за литвином за Остафем за Зарубою».

Источник

Кострома. Церковь Рождества Христова (Николы Мокрого) на Дебре (утраченная).

Никола Мокрый

Карта и ближайшие объекты

храм николая чудотворца в костроме

Статьи

Церковь, построенная в честь Рождества Христова («Никола Мокрый») на Дебре, впервые упоминается в писцовой книге 1628 г. Храм был построен во имя святителя Николая Чудотворца на берегу реки Волги, возле пристаней. Выбор такого места объясняется почитанием этого святого как покровителя путешествующих по водам. Каменная церковь с такою же колокольней была построена в 1734 г. на средства прихожан. Она привлекала внимание прихожан своими вмурованными в стену изразцами. В храме было три престола: в честь Рождества Христова, во имя святителя Николая Чудотворца и Феодосия Черниговского, еще один престол находился в колокольне во имя преподобного Сергия Радонежского. Церковь была закрыта в начале 1930 гг. и вскоре разрушена.

Рождества Иисуса Христа, что на Дебре. Каменная, с каменною колокольнею, построена в 1734 году. Престолы: в славу Рождества Иисуса Христа, и в честь: Божией Матери, празднования Ея Иконы всех скорбящих Радость, святителя Николая, и преподобнаго Серия, Радонежскаго чудотворца. Причта: священник, диакон и пономарь. Земли при церкви 979 кв. саж. План и межевая книга на землю имеются. Прихожан муж. пола 132, жен. 149, дворов 33. В пользу причта получаются проценты с капитала 450 рублей.

Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863. С. 14.

Ближайшие церкви: Вознесенская, Борисоглебская, Всехсвятская.

Причт: священник и псаломщик; жалованья от казны не получает. Причтовой капитал в билетах разнаго наименования 7895 р. (%% 316 р. в год); арендныя статьи: церковный дом и ¼ торговой лавки, отдаваемые в аренду, с которых получается до 170 р. в год. Кружечнаго дохода получается на долю священника до 490 р., на долю псаломщика до 170 р. в год. Для членов причта имеются два церковные дома. Дома ремонтируются на счет арендной платы, получаемой церковию с церк. дома, отдающагося в постой. Церк. земли значится 979 квадр. саж.; на этой земле устроены церковь и церковные дома. План на церковную землю и межевая книга имеются. Прихожан значится муж. п. 125 д., жен. п. 175 д. Занятия прихожан: торговля, ремесла, канцелярская служба и т.п. Прихожане живут в разных частях города.

Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. С. 16-17.

Наружныя стены украшены изразцовыми изображениями единорогов и птиц. Иконостас резной – виноградные ветви и гроздья, иконы его в 7 ярусов, XVII века. Настенная живопись столповая, но переписана вновь масляными красками.

Источник

Храм святителя Николая Чудотворца на Дебре

Церковь во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца возводится в Костроме по адресу улица Лесная, 15, на месте разрушенного в первой половине XX в. Христорождественского храма на Дебре.
Показать полностью.

Впервые деревянная церковь Николая Чудотворца упоминается в письменных источниках от 1628 года. Летописи говорят о церкви «Николы чудотворца мокрой, на Костроме на посаде на Дебре».

Это был традиционный для того времени храмовый комплекс из теплого зимнего храма во имя Николая Чудотворца и неотапливаемого летнего храма Рождества Христова, с двумя приделами во имя преподобных Авраамия Ростовского и Сергия Радонежского.
«У сей церкви», говорит старинная опись, «двор попов, двор дьяконов, в приходе же шестьдесят три двора.»

Посад на Дебре возник в Костроме не позднее середины XIII века. Тогда этот уголок города представлял собой густо заросший кустарником волжский берег. Отсюда и древние названия улиц: Лесная, Нижняя и Верхняя Дебря.

Эти неблагоприятные условия отрицательно влияли на церковные строения. С течением времени Никольский храм был перестроен в каменный, а Христорождественский утеплен.

В феврале 1736 года велено было «построенныя вновь каменныя церкви, настоящую холодную во имя Рождества Христова с приделом Сергия Радонежскаго чудотворца, да при той же настоящей церкви для зимняго времени теплую каменную ж церковь во имя Николая чудотворца освятить.»
Известно, что храм был богато украшен изразцами, вмонтированными в стены.

Новая жизнь храма берет отсчет 10 декабря 2014 года. Именно тогда епископом Костромским и Галичским Ферапонтом был освящен закладной камень на месте будущего строительства. Стоит отметить, что молебен по случаю закладки храма посетили и представители городской и областной администрации.

Источник

На храме Николая Чудотворца в Костроме установили золочёные купола

Восстановление храма, что на улице Нижняя Дебря, вышло на финишную прямую.

Как сообщают в Костромской митрополии, работы по изготовлению куполов и нанесению позолоты выполнила реставрационная мастерская из Ярославля. За знаменательным событием установки маковок наблюдал митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, а также будущий настоятель храма – иерей Николай Попов. Первые упоминания о деревянной церкви Николая Чудотворца относятся к 1628 году. Век спустя ее перестроили и сделали каменной, а в 1930 году разрушили.

Возрождать храм стали 6 лет назад. Сейчас он практически готов. Осталось лишь установить кресты на куполах и освятить саму церковь. Это событие должно произойти 22 мая, в день Перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в итальянском городе Бари. Чин освещения совершит митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт.

храм николая чудотворца в костроме

храм николая чудотворца в костроме

Другие новости

храм николая чудотворца в костроме

Главный редактор — Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК «Кострома» — Катилова Лариса Львовна.
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК).

Источник

Храм во имя святителя Николая Чудотворца

храм николая чудотворца в костроме

храм николая чудотворца в костроме

храм николая чудотворца в костроме

храм николая чудотворца в костроме

храм николая чудотворца в костроме

Храм построен и освящен в 1872 году. В ночь на 6 января 1883 года в церкви случился пожар, после которого прихожане решили возвести каменный храм.
Показать полностью. В 1893 году был освящен главный алтарь нового Николаевского храма, а в 1895 году последовало освящение двух его приделов: левый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел во имя Святого пророка Божия Илии.

Величественную церковь построили с использованием элементов древнерусского зодчества, в 1899 году она была обнесена красивой каменной оградой, сохранившейся до наших дней. Также сохранилось богатое убранство храма: часть настенных росписей, старинные иконы, необычайно красивый резной иконостас. Паникадило, украсившее купол церкви, еще до революции из Нижнего Новгорода привез купец Карпов, он завещал, чтобы в церкви венчали и отпевали под этим паникадилом.

В годы советской власти Николаевский храм никогда не закрывался и не был разорен, сохранив особую духовную благодать, присущую старинным церквям. Когда в 30-е годы местные власти предприняли первую серьезную попытку закрыть храм, колокола звонили как при пожаре. За церковной оградой собралось много людей. Они не позволили представителям властей подойти к церкви. Те угрожали, стреляли в воздух, обещали на днях открыть в храме столовую. Но люди были готовы стоять насмерть. С каждым днем усиливалась антирелигиозная пропаганда, проводились митинги и собрания, но верующие оказались непоколебимы в убежденности отстоять свой храм. Во время одной из стычек, после окончательного решения о закрытии храма, представители местных властей потребовали ключи от церкви, начали грозить батюшке расстрелом. Но на защиту священника встали прихожане, вперед вышла староста церкви Анна Федоровна Гамалеева: «Лучше стреляйте в меня, ключи от церкви не отдам!» Вскоре Анна Федоровна поехала к председателю ЦИК СССР М.И.Калинину – добиваться отмены решения о закрытии храма. В это время обязанности старосты храма приняла на себя монахиня Анания. Несмотря на угрозы, сестра Анания сохраняла ключи от храма и не позволяла безбожникам надругаться над церквью и ее святынями. Женщине грозили физической расправой, но случилось чудо: из Москвы пришла резолюция о сохранении службы в храме. Колокола все же пришлось снять. Необычайно жалобно и надрывно звенели они, сбрасываемые на землю. Десятки людей, встав на колени, молились и плакали.

Советской властью были репрессированы служащие в храме: священник Морозов Иван Петрович, арестован 02.08.1929 года, приговорён к трём годам ссылки, и священник Черных Игнатий Алексеевич арестован 16.11.1937 года, приговорён к 10 годам лагерей. Дальнейшая судьба их неизвестна.

По некоторым данным, в самом конце 30-х – начале 40-х годов службы в храме не велись. Рассказывают, что председатель местного колхоза, который в детстве был сиротой и воспитывался в семье богобоязненной женщины, оказался памятливым и совестливым человеком, и, несмотря на новые порядки, под страхом сурового наказания запретил растаскивать и грабить церковное имущество. С этих же времен сохранилось местное предание о лампадке, которая сама собой горела в храме никем не поддерживаемая, как бы сохраняя связь времен. Сохранился также рассказ о неведомом старичке, который в самые суровые времена по ночам останавливал грабителей, покушавшихся на церковные святыни: говорят сам любимый народный святой Николай Чудотворец становился на пути разбойников, защищая храм.

С уходом безбожной власти жизнь храма, как и всей Русской Православной Церкви, оживилась: в 1993 году вновь открылась Церковно-приходская воскресная школа, в тоже время заменена основная часть кровли, в 1997 г. воссоздана старая система отопления, в 2000-2001гг. закончен ремонт кровли (куполов и маковок), ремонтные работы продолжаются и по сей день.

храм николая чудотворца в костроме

Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена

храм николая чудотворца в костроме

Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена

10 ноября – День памяти (преставление) святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709).

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином.
Показать полностью. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.

В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября/10 ноября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

21 сентября/4 октября 1752 года, при разобpании опустившегося помоста в церкви Зачатия Богоматери, обретены были нетленными его святые мощи в согнившем гробе, равно как и святительская его одежда, и от них, как от благодатного источника, начали истекать исцеления одержимых различными болезнями: слепые прозревали, немые говорили, расслабленные двигались, и бесы изгонялись молитвами, совершавшимися при святых мощах. Внимая этим ясным указаниям Божественного промысла, Святейший Синод, по свидетельствовании святых мощей и бывших чудес, причислил святителя Димитрия к лику новоявленных чудотворцев Российских 22 апреля 1757 года. Преемнику его по кафедре Ростовской, митрополиту Арсению, поручено было составить жизнеописание святого, а службу ему написал Амвросий, епископ Переяславский, впоследствии архиепископ первопрестольной столицы, где мученически окончил дни свои. В следующем году благочестивая императрица Елизавета по усердию к святителю устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма: такая царственная почесть была опять воздана Угоднику Божию.

Совершаются и до сих пор благодатные исцеления при мощах святителя, над которыми, уже в наше время, 40 лет неусыпно бодрствовал другой подвижник, гробовой старец иеромонах Амфилохий, оставивший по себе благую память и возлегший как бы на страже у порога церковного того храма, где покоятся мощи святителя (там же в преддверии почивает и его благочестивый племянник архимандрит Иннокентий, долго бывший настоятелем Яковлевской обители). Прославим Господа по неизреченной Своей милости, проявившего столько благочестия уже во дни наши, в смиренном городе Ростове, и прославившего там многими чудесами нового великого светильника Российской земли, который является скорым помощником для призывающих его святое имя. Молитвами этого великого Православия ревнителя и искоренителя расколов, целебника Российского и цевницы духовной уцеломудряющей всех своими писаниями, да сподобимся и мы быть написанными в книге жизни Агнца Божия вместе со всеми от века ему угодившими, к лику коих причислен и святитель Ростовский Димитрий.

С 10 ноября 1991 года честны́е мощи святителя Димитрия пребывают в Яковлевском храме, справа от царских врат.

Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю, Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче, списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́, цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую, и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую, всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую, ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия, той бо все́м вся написа́, я́же к наставле́нию, да всех приобря́щет, я́коже Па́вел Христу́, и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

О святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Человеколю́бцу Бо́гу о раба́х Бо́жиих (имена). Умоли́ Его́ благосе́рдие, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни: изба́ви нас от возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных; пода́ждь нам твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кой беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и покланя́емаго в трех ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *