храм николая чудотворца в лужском районе ленинградской области
Церковь Николая Чудотворца в деревне Рель. Ужас человеческого равнодушия
Продолжаем наше путешествие вокруг озера Самро. Начало нашей поездки: Часть 1, Часть 2, Часть3. Следующая наша остановка – деревня, с красивым названием Рель (Лужский район, Ленинградская область) и её главная достопримечательность – церковь Николая Чудотворца.
Депрессивная деревня Рель
Что интересно, название деревни произошло от крика журавлей, в большом количестве обитающих в этих краях. В отличие от романтического названия, деревня Рель встречает нас заброшенными 2-х этажные строениями из силикатного кирпича, которые навевают грусть и уныние. В глаза бросается глубокая депрессивность населённого пункта.
Когда-то здесь жили и работали люди, сейчас же в пустых оконных проёмах гуляет только ветер…
Безжизненный храм в деревне Рель
Обязательное к посещению место в нашей «церковной» поездке – умирающая Никольская церковь.
Церковь св. Николая Чудотворца, была построена в 1887 году при участии архитекторов И.Б. Слупского и А.Д. Фиалковского. Место, для строительства храма, было выбрано не случайно. Ещё с 1627 года известно, что на этом месте находилась деревянная церковь Николая Чудотворца, в последствие сгоревшая при пожаре в 1725 году. Но, уже в 1726 году церковь была заново отстроена, однако, в 1865 году, и эта церковь погибла в огне… А в 1870 году, на этом намоленном месте, было заложено строительство нового каменного храма.
Обходим вокруг церкви. Сильнейшее впечатление производят чудом удерживающиеся на куполах храма металлические кресты.
В советское время церковь была разграблена и заброшена. В 1989-1990 годах люди спохватились, и даже была предпринята попытка восстановительных работ, однако из-за нехватки финансирования все работы были прекращены. Несколько лет назад ещё оставались строительные леса вокруг колокольни Никольской церкви, но видимо местное население растащило их для своих нужд. Подходим к паперти. Как показалось на первый взгляд – дверь в храм заперта.
Однако стоило тронуть дверь, как она открылась.
Грязная надпись над входом в храм.
Проходим в помещение колокольни. Иконы на дверях и стенах, столик со свечами, ведро со святой водой. В этом храме вера ещё живёт!
На стенах видна художественная роспись…
Эмоциональный шок от увиденного
Открываем двери в храм, и на какое-то время столбенеем от открывшегося зрелища.
Это было неожиданно и сильно! Ощущение, что это всё не наяву, что это всё декорации к какому-то фильму о войне… На переднем плане – свеча, как символ несгибаемой веры!
Разграбленный и обесчестенный храм в деревне Рель
Придя в себя, осторожно шагаем дальше. Внутри много вырытых ям – это работа мародёров и чёрных копателей… Люди без совести и морали…
Поднимаем взгляд вверх – через разрушенный купол видно небо.
Приходит понимание, что Никольская церковь в Рели обречена и её уже не спасти.
Алтарная часть храма.
Кто-то из верующих поставил на алтарь тяжёлый крест, когда-то украшавший купол храма.
Величественные арочные своды и обрушенный купол правого придела храма.
Постапокалиптический пейзаж. Под обрушенным куполом, под лучами солнца, вовсю растет трава.
Предостережение для желающих увидеть церковь своими глазами. Храм находится в аварийном состоянии. Полное обрушение здания может произойти в любой момент! Будьте предельно осторожны и осмотрительны!
Двери в левый придел церкви. Все бревенчатые лаги и половые доски храма давным – давно разобраны и распилены местными аборигенами на дрова.
В углу притаилась печь отопления.
Чудом сохранившаяся керамическая плитка в верхней части печи.
Виды разрушающегося храма производят сильнейшее впечатление. Представляешь, как в течение 17 лет всем миром строился этот храм, когда всё население округи ежемесячно вносило деньги на строительство и оказывало посильную помощь…
… а потом тысячи людей долгие годы общались здесь с Богом.
Ещё один шурф чёрных археологов. Да, над храмом в Рели знатно поиздевались… Безусловно, для тех кто копал – это обычная «заброшка».
Интересный факт – церковь св. Николая Чудотворца в Рели была местом паломничества больных проказой со всего Северо-Запада. Было поверие, что именно здесь можно излечиться от этого недуга.
Под грузом впечатлений идём к выходу.
Половая доска на входе в храм сточена сотнями ног.
В поездках по Ленинградской области мы видели немало разрушенных храмов, но почему-то именно здесь мы испытали сильнейшую эмоциональную встряску и ощутили весь ужас человеческого равнодушия к несчастной церкви в деревне Рель.
Луга (Городок). Церковь Николая Чудотворца (каменная).
Никольская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Никольская церковь на Вревском кладбище. Построена в 1910 году архитектор В. Бобров. Была взорвана в 1932 г., сейчас пребывает в руинах.
«В 1908 году архитектором-строителем В.Н. Бобровым был разработан проект новой, на этот раз, каменной церкви на Вревском кладбище. Виктор Никандрович Бобров (1864-1935) был разносторонним зодчим, со своим глубоко индивидуальным художественным почерком. До этого он уже выполнил много построек для Петербурга и губернии, среди них церковь Пюхтицкого Успенского монастыря на Васильевском острове. В советское время В. Бобров работал в институте «Ленпроект». Он автор обелиска декабристам на острове Декабристов.
Каменная Никольская церковь на Вревском кладбище проектировалась и строилась как храм-усыпальница. Она была построена на средства Александры Ивановны Третьяковой, вдовы лужского 2-й гильдии купца и благотворителя А.Н. Третьякова. Стоимость храма составила 60 000 рублей. В 1910-м году А.И. Третьякова жертвует выстроенную на ее средства церковь городу. Об этом пожертвовании Епархиальное управление доложило императору Николаю II и в Священный Синод, который предложил наградить Третьякову «золотой медалью на Андреевской ленте для ношения на шее».
Проект новой Никольской церкви на Вревском кладбище был утвержден Строительным отделением Санкт-Петербургского губернского правления в том же 1908 году. В июле следующего года В.Н. Бобров сообщает: «Строящаяся церковь на городском кладбище в городе Луга вчерне закончена».При строительстве проект был несколько изменен: «Основной объем расширен в стороне на 1 сажень». Подробное описание церкви сохранилось в акте Комиссии по ее освидетельствованию от 19 октября 1909 года. «Церковь каменная, двухэтажная (имеет) форму креста в плане, так что вся верхняя ее часть опирается на подпружные арки». Снаружи декоративная наружность храма достигалась контрастом белых отштукатуренных поверхностей и узорочья деталей из красного кирпича. В подвальном этаже была устроена усыпальница Третьяковых.
Освящение церкви состоялось 27 мая 1912 года. Каменную вревскую церковь закрыли в 1917 году. Через семь лет храм был передан строительным организациям для разборки на кирпич, но кладка оказалась слишком прочной. Даже военное лихолетье не смогло превратить храм в бесформенные развалины. Былая красота прослеживается и в сохранившихся руинах. В настоящее время группа энтузиастов принимает меры по их благоустройству. Восстановить порушенный Вревский храм обязывают его архитектурная выразительность,историческая значимость места его нахождения, связанного с основанием города Луги».
Александр Носков, «Храмы Лужского района Ленинградской области» http://www.proza.ru/2009/08/16/834
Церковь на Вревском мысу появилась задолго до основания города. Традиционно считается, что ее построили в 1709 г. Она была деревянной, причина ее строительства на этом месте неизвестна, предполагают, что здесь могло находиться, известное по писцовым книгам сельцо Луское, предшествующее современному городу.
Деревянный храм располагался на оконечности мыса в наиболее старой части кладбища. Он был обновлен в 1833 г. и на следующий год вновь освящен во имя св. Николая Чудотворца. После строительства новой каменной церкви, старую деревянную было решено перенести на Лысую гору, где предполагалось построить здание церковно-учительской семинарии. Храм и семинария были заложены 26 мая 1913 г. епископом Вениамином. Строительство было остановлено из-за начавшейся мировой войны и больше не возобновилось.
Носков А.В. Луга. Архитектурно-краеведческий очерк. – СПб.: ИПЦ «Площадь искусств», 2013. С.185-189
Луга – церковь во имя Св. Николая Чудотворца на Вревском кладбище: деревянная, известна с кон. XVI в., возобновлена в 1709 (?), 1832–1833 гг., разобрана в начале 1930-х гг.; каменная, 1908–1909 гг., арх. В.Н. Бобров, закрыта в 1927 г., взорвана в 1934 г., сохранилась в руинированном состоянии.
Вревское кладбище прилегает к юго-восточной границе города, размещаясь на мысу при слиянии рек Луги и Вревки. Для местной истории это поистине знаковое место. Именно оно с топографической точностью упомянуто в известном указе Екатерины II от 3 (14) августа 1777 г., в пункте, касающемся учреждения нового уездного города Луга «близ урочища, где река Вревка в реку Лугу впадает». Об урочище здесь сказано неслучайно. На Руси при выборе места под новый город всегда учитывались сведения о местных примечательностях, в том числе и об урочищах, то есть местах, где когда-то были поселение, либо монастырь или церковь. Возможно, что Вревское урочище относилось именно к таким почитаемым местам. На Вревском мысу могло находиться известное по писцовым книгам XVI в. сельцо Лусское, относившееся к Дремяцкому погосту, которое может считаться предшественником современной Луги.
В 1993 г. в Новгороде мизерным тиражом впервые в русском переводе изданы записки шведа Эрика Пальмквиста: «Заметки о России, сделанные во время последнего королевского посольства к царю Московскому в 1674 г.». В «Заметках» описан и торговый путь по р. Луге, шедший вверх по течению через шведские и русские владения. Последние начинались деревней Бежаны, далее суда проходили Красные Горы, Жельцы, Слапи, Естомичи, Онежицы, Торошковичи и т. д., чтобы волоком следовать к р. Мшаге, затем до р. Шелони, по которой плыли в озеро Ильмень к Новгороду. Примечательно, что, описывая место слияния рек Вревки и Луги, Пальмквист говорит о нахождении здесь какого-то «каменного монастыря». Пальмквист мог не разобраться в собранных им сведениях. «Каменным монастырем» здесь мог быть назван Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, водный путь к которому шел из р. Луги по рекам Вревке и Ропотке. Что же касается монастыря на Вревском мысу, то он мог находиться здесь с конца XVI в. Петербургским историком А. А. Селиным обнаружено упоминание о нем, датированное 1610 г., как о «Никольском монастыре со Вревки». Следущая запись о «Вревской пустыни», то есть монастыре, относится к 1660 г. Примечательно, что уже в эту пору Вревку именовали Мревкой, может быть, по здешнему кладбищу.
Лужским краеведом В. Ковалевым со ссылкой на А.А. Селина приводятся цитаты из поземельных переписей 1717–1718 гг., где сообщается, что церковь на выставке Мревки Петровского погоста упомянута в переписях 1678 и 1708 гг. «Церковь деревена во имя Николая Чудотворца, построена оная церковь из давних лет». Выставкой называлась местность со своей церковью, выстроенной из-за удаленности приходского храма. Следовательно, к 1678 г. монастыря на Вревке уже не было. Вместо него на Вревском мысу уже стояла деревянная Никольская церковь, опровергая справедливость ее датирования 1709 г.
Церковь находилась на оконечности мыса в наиболее старой части кладбища. Старожилы свидетельствовали, что еще в 1960-е гг. в этой части кладбища виднелись надгробья, относившиеся к первой половине XVIII в. Проникновенно написал о вревском погосте лужский старожил и замечательный художник Н. А. Павлючук: «С древних времен здесь, у слияния речек Вревки и Луги, проживали люди. Трудились, обрабатывали землю, надо полагать, занимались рыбной ловлей, бортничеством, строили избы и храмы и, отжив положенное время, упокаивались на этом погосте. Так что не грех и предположить, что та деревянная церквушка Николы была не первой на этом месте».
Далее Н. А. Павлючук сообщает, что в начале 1950-х гг. он видел на кладбищенском мысу чугунный крест с надписью 1722 г., могилу священника Екатерининского собора о. Симеона и его жены, 1794 г. «А у самой береговой крутизны на вертикально усеченной плите черного мрамора была надпись: „Члену «Народной воли» Н. Чернобаеву. 1927 г.“». В старой части кладбища по соседству с ямой на месте деревянной Никольской церкви находится площадка с захоронениями близких родственников последнего лужского городского головы Александра Степановича Камарзина: его жены по первому браку Елены Григорьевны Камарзиной, их сына Александра и невестки – Марии Гавриловны Камарзиной. О ней следует сказать, что, работая телеграфисткой на псковском железнодорожном вокзале, именно она передала в Петроград сообщение об отречении от престола императора Николая II. На площадке Камарзиных покоятся также брат А. С. Камарзина Иван с супругой Агриппиной Дементьевной.
Пока не завершилось строительство лужской Екатерининской церкви, приходским храмом для первопоселенцев Луги стала церковь на Вревке. В 1833–1834 гг. ее почти полностью обновили и заново освятили с сохранением своего наименования. Ее внешний облик передают изображения на почтовых открытках начала XX в. Церковь состояла из прямоугольного в плане основного объема с пятигранной алтарной частью. Завершал храм высокий восьмерика купольной кровлей и изящной главкой на тонком невысоком барабане. Наиболее выразительно церковь выглядела с другого берега р. Луги, со стороны местности, известной как «Некрасовская дача», названной так по фамилии священника Виссариона Некрасова.
В 1908 г. архитектором-строителем В.Н. Бобровым разработан проект новой, на этот раз каменной церкви на Вревском кладбище. Виктор Никандрович Бобров (1864–1935) – разносторонний зодчий со своим глубоко индивидуальным художественным почерком. До этого он уже выполнил много построек для Петербурга и губернии, среди них церковь Пюхтицкого Успенского монастыря на Васильевском острове. В советское время В. Бобров работал в институте «Лен-проект». Он – автор обелиска декабристам на острове Декабристов.
Проект каменной Никольской церкви на Вревском кладбище утвержден Строительным отделением Санкт-Петербургского губернского правления в том же 1908 г. В июле следующего года В. Н. Бобров сообщает: «Строящаяся церковь на городском кладбище в городе Луга вчерне закончена». При строительстве проект несколько изменили: «Основной объем расширен в стороне на 1 сажень». Каменная Никольская церковь на Вревском кладбище возводилась как храм-усыпальница. Ее строительство велось на средства Александры Ивановны Третьяковой, вдовы лужского 2-й гильдии купца и благотворителя А. Н. Третьякова. Подробное описание церкви сохранилось в акте Комиссии по ее освидетельствованию от 19 октября 1909 г.: «Церковь каменная, двухэтажная [имеет] форму креста в плане, так что вся верхняя ее часть опирается на подпружные арки». Наружная декоративность храма достигалась контрастом белых отштукатуренных поверхностей и узорочья деталей из красного кирпича. В подвальном этаже была устроена усыпальница Третьяковых.
В 1910 г. А.И. Третьякова жертвует церковь городу. Об этом Епархиальное управление доложило императору Николаю II и в Священный синод, который предложил наградить Третьякову «золотой медалью на Андреевской ленте для ношения на шее».
Освящение церкви состоялось 27 мая 1912 г. По освящении каменного храма старую деревянную церковь решили перенести в Заречную часть Луги на Лысую гору, где предполагалось построить здание для церковно-учительской семинарии. Храм и семинарию заложил 26 мая 1913 г. епископ Вениамин, будущий митрополитом Петроградский, казненный в 1922 г. и причисленный к лику новомучеников.
Строительство храма и семинарии остановили из-за начавшейся Первой мировой войны, и больше оно не возобновлялось. Планировалось сооружение храма и на новом Городском кладбище за железной дорогой (по пути на полигон), где действовала часовня.
Каменную вревскую церковь закрыли в 1917 г. Через 17 лет храм передали строительным организациям для разборки на кирпич. Его взорвали, но кладка оказалась слишком прочной. Даже военное лихолетье не смогло превратить храм в бесформенные развалины. Его былая красота прослеживается и в существующих руинах. Небольшой группе энтузиастов удается не допускать их окончательного уничтожения.
Восстановить порушенный вревский храм обязывают историческая значимость места его расположения, связанного с предысторией и основанием города Луги.
Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.
Храм николая чудотворца в лужском районе ленинградской области
Рель (деревня)
[править | править вики-текст]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Рель.
Деревня
Рель
Страна
Россия
Субъект Федерации
Ленинградская область
Муниципальный район
Лужский
Сельское поселение
Осьминское
Координаты
58°57′36″ с. ш. 28°55′42″ в. д. (G) (O) (Я)Координаты: 58°57′36″ с. ш. 28°55′42″ в. д. (G) (O) (Я)
Показать географическую карту
Первое упоминание
в 1498 году
Прежние названия
Рел, Релде, Рли
Население 336[1] человек (2010)
Часовой пояс
UTC+3
Телефонный код
+7 81372
Почтовый индекс
188297
Автомобильный код
47
Код ОКАТО
41 233 860 001
Код ОКТМО
41 633 448 291
Рель (деревня) (Россия) Green pog.svgРель Red pog.svgМосква
Рель (деревня) (Ленинградская область) Orange pog.svgСанкт-Петербург Blue pog.svgЛуга Green pog.svgРель
Рель (деревня) (Лужский район) Blue pog.svgЛуга Green pog.svgРель
План деревни Рель. 1926 г.
Рель — деревня в Осьминском сельском поселении Лужского района Ленинградской области.
Содержание [скрыть]
1 Название
2 История
3 География
4 Демография
5 Достопримечательности
6 Примечания
Название[править | править вики-текст]
Название деревни происходит от крика журавлей, живущих в соседних болотах[2].
История[править | править вики-текст]
Впервые упоминается в писцовых книгах Шелонской пятины 1498 года, как село Рель в Бельском погосте Новгородского уезда[3].
В 1725 году деревянная Никольская церковь сгорела, но была возобновлена через год[4].
Как село Релде оно обозначено на карте Санкт-Петербургской губернии 1792 года А. М. Вильбрехта[5].
Погост Рель, состоящий из 33 крестьянских дворов, упоминается на карте Санкт-Петербургской губернии Ф. Ф. Шуберта 1834 года[6].
РЛИ — село принадлежит её величеству, число жителей по ревизии: 119 м. п., 118 ж. п.
В оном: церковь деревянная во имя Святителя Николая Чудотворца[7] (1838 год)
Как село Рель оно отмечено на карте профессора С. С. Куторги 1852 года[8].
РЕЛЬ — деревня Главного управления Гдовского её величества имения, по просёлочной дороге, число дворов — 38, число душ — 126 м. п.[9] (1856 год)
РЕЛЬ — село удельное при озере безымянном, число дворов — 37, число жителей: 123 м. п., 138 ж. п.
РЕЛЬ — погост при озере безымянном, число дворов — 3, число жителей: 9 м. п., 21 ж. п.; Часовня православная[10]. (1862 год)
Деревня Рель на карте 1863 г.
Согласно карте из «Исторического атласа Санкт-Петербургской Губернии» 1863 года это был погост Рель[11].
В 1865 году деревянная Никольская церковь сгорела вновь[4].
Сборник Центрального статистического комитета описывал Рель так:
РЕЛ (РЕЛЬ) — деревня бывшая владельческая, дворов — 50, жителей — 315; церковь православная, 2 часовни, 2 лавки, постоялый двор. (1885 год)[12]
В 1886 году была возведена каменная Никольская церковь[4]. В том же году на сельском кладбище была освящена новая деревянная Покровская церковь[2].
В 1900 году, согласно «Памятной книжке Санкт-Петербургской губернии», земля в имении Рели площадью 98 десятин принадлежала крестьянке Татьяне Александровне Васильевой[13].
В XIX — начале XX века, деревня административно относилась к Осьминской волости 2-го земского участка 1-го стана Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии.
По данным «Памятной книжки Санкт-Петербургской губернии» за 1905 год, деревня Рель образовывала Рельское сельское общество[14].
С 1917 по 1919 год деревня Рель входила в состав Осьминской волости Гдовского уезда.
С 1920 года, в составе Рельского сельсовета Осьминской волости Кингисеппского уезда.
Согласно топографической карте 1926 года деревня насчитывала 70 крестьянских дворов, в центре деревни находилась церковь, на околице — школа.
С 1927 года, в составе Осьминского района.
В 1928 году население деревни Рель составляло 312 человек[15].
По данным 1933 года село Рель являлась административным центром Рельского сельсовета Осьминского района, в который входили 7 населённых пунктов, деревни: Большая Серебрянка, Ликша, Малая Серебрянка, Никольские Полоски, Рель, Соколок, Ставотино, общей численностью населения 1486 человек[16].
По данным 1936 года деревня Рель являлась административным центром Рельского сельсовета, состоявшего из 6 населённых пунктов, 292 хозяйства и 6 колхозов[17].
В 1939 году церковь была закрыта[4].
C 1 августа 1941 года по 31 января 1944 года деревня находилась в оккупации.
С 1961 года, в составе Рельского сельсовета Сланцевского района.
С 1963 года, в составе Лужского района.
В 1965 году население деревни Рель составляло 182 человека[15].
По данным 1966 и 1973 годов деревня Рель являлась административным центром Рельского сельсовета Лужского района[18][19].
По данным 1990 года деревня Рель являлась административным центром Рельского сельсовета, в который входили 29 населённых пунктов, общей численностью населения 1005 человек. В самой деревне Рель проживали 409 человек[20].
В 1997 году в деревне Рель Рельской волости проживали 385 человек[21].
В 2007 году в деревне Рель Осьминского СП проживали 380 человек[22].
География[править | править вики-текст]
Деревня расположена в северо-западной части района на автодороге Сланцы — Осьмино.
Расстояние до административного центра поселения — 12 км[22].
Расстояние до районного центра — 96 км[20].
Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Молосковицы — 80 км[18].
Деревня находится к юго-западу от Залустежского озера.
Демография[править | править вики-текст]
Численность населения
1838 1862 1885 1928 1965 1990 1997
217 291
315
312
182
409
385
2007[23] 2010[1] 380
336
Достопримечательности[править | править вики-текст]
Каменная церковь во имя Святого Николая Чудотворца постройки 1869—1886 годов, архитектор И. Б. Слупский[4].
Примечания[править | править вики-текст]
↑ Показывать компактно
↑ Перейти к: 1 2 Всероссийская перепись населения 2010 года. Ленинградская область. Проверено 10 августа 2014. Архивировано из первоисточника 10 августа 2014.
↑ Перейти к: 1 2 Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии.
↑ Андрияшев А. М. Материалы по исторической географии Новгородской земли. Шелонская пятина по писцовым книгам 1498—1576 гг. I. Списки селений. Типография Г. Лисснера и Д., 1912, стр. 125
↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 Носков А. В., Набокина О. В // Храмы Лужского района Ленинградской области
↑ «Карта окружности Петербурга» А. М. Вильбрехта. 1792 г.
↑ Топографическая карта Санкт-Петербургской губернии. 5-и верстка. Шуберт. 1834 г.
↑ Описание Санкт-Петербургской губернии по уездам и станам. — СПб.: Губернская Типография, 1838. — С. 40. — 144 с.
↑ Геогностическая карта Санкт-Петербургской губернии проф. С. С. Куторги, 1852 г.
↑ Гдовский уезд // Алфавитный список селений по уездам и станам С.-Петербургской губернии / Н. Елагин. — СПб.: Типография Губернского Правления, 1856. — С. 56. — 152 с.
↑ «Списки населённых мест Российской Империи, составленные и издаваемые центральным статистическим комитетом министерства внутренних дел» XXXVII Санкт-Петербургская губерния. По состоянию на 1862 год. СПб. изд. 1864 г. стр. 50
↑ «Исторический атлас Санкт-Петербургской Губернии». 1863 г.
↑ «Волости и важнейшие селения европейской России. Выпуск VII. Губернии приозерной группы», СПб. 1885, стр. 82
↑ Памятная книжка С.Петербургской губернии на 1900 год, ч. 2, Справочные сведения, стр. 77
↑ «Памятная книжка Санкт-Петербургской губернии. 1905 г.», стр. 93
↑ Перейти к: 1 2 Спр
В 1627 – 28 гг. была известна деревянная церковь св. Николая чудотв., находившаяся в селе Рель, в Никольской пятине, Сомерской волости, Старорусского уезда Новгородской епархии, но в местных документах о ней не упоминается. Зато есть указ от 28 ноября 1726 г. преосв. Феофана, архиепископа Великого Новгорода и Великих Лук, с разрешением «попу села Рели церкви Николая Чудотворца Федору Мартинову – освятить построенную в том селе, на прежнем церковном погорелом месте, церковь Николая Чудотворца». Церковь эта сгорела 29 мая 1725 г..
Церковь была холодная и была освящена попом села Осьмин Алексеем Сидоровым по новоисправленному требнику. В 1861 г. она исправлена и в ней поставлен новый иконостас, стоивший 1450 руб. серебр. В 1865 г. 23 апреля церковь сгорела, по одним – от свечи на жертвеннике, оставленной не загашенною, по другим – от того, что на священнике Иоанне Заозерском, служившем после обедни панихиду, загорелась подкладка ризы. Документы, иконы, иконостас и утварь были перенесены во вновь устроенную кладбищенскую церковь Покрова.
В 1870 г. заложена каменная церковь во имя св. Николая, на 800 человек.
Итак, здесь две церкви: Покровская и Никольская. Покровская церковь деревянная, на кладбище, в полуверсте от села, построена прихожанами, под распоряжением Осьминского волостного правления, без плана, а только по образцу сгоревшей церкви. В 1879 г. к ней пристроена колокольня из материала, оставшегося после обрушения каменного храма. Церковь освящена 10 ноября 1865 г. благочинным села Осьмин, священником Александром Троицким. Антиминс ее освящен митрополитом Исидором 2 июня 1861 г. Длина церкви с алтарем 9 саж., ширина 4 саж.
Никольская церковь, заложенная в 1870 г. на месте сгоревшей в 1865 г., на площади села, отстроена вчерне. Она строится по плану архитектора Слупского; на построение ее вчерне назначено по смете 29 912 руб. 86 коп. Прихожане, начав постройку, обязались доставлять материал. Плиту привозили из Нарвы, за 70 верст и из дер. Смолеговиц за 50 верст; известь из Никольщины за 80 верст; железо – от станции Молосковиц, за 55 верст и проч. Цоколь для фундамента и гранитных колонн приносили на себе, с поля, без помощи лошадей. Для привлечения камней в 200 пуд, собиралось человек до 70. Кроме того, они обязались в 1865 г. доставить к 1869 г. по 3 руб. с ревизской души; потом с 1873 по 1878 гг. вносилось по 1 руб. с души.
Членами строительной комиссии, кроме причта, состоят: церковный староста дер. Соколка крестьянин Тарасий Федоров; дер. Переволоки крестьянин Александр Петров; дер. Залустежья – Петр Никифоров и дер. Релки – Иван Сидоров. Десятником при стройке сперва был крестьянин Тверской губернии Старицкого уезда Михаил Захаров, а в 1875 г его заменил церковный староста. Кирпичную работу за 10 руб. с тысячи взял крестьянин с. Рели Иван Ильин.
В 1878 г. на колоннах появились вертикальные трещины, и хотя архитектор Слупский в протоколе от 22 окт. 1878 г. признал их не опасными, 28 октября в 3 часа ночи большой купол провалился. Инженер-архитектор Фиалковский, осмотрев работу, заявил, что следует снять и малые купола, а стены оставить по прежнему. Строительное отделение, объяснив падение купола недостатком надзора, требовало составление новых подробных чертежей. Убыток, произведенный падением купола простирался до 12 000 руб. сер.
В 1883 г. Слупский составил новые чертежи и планы и на окончание дела считал необходимою сумму в 31 578 руб. 76 коп. … Гранитную и каменную кладку взялся сделать за 9500 руб. кроншт. мещанин Лука Филиппович Тузов