храм николая чудотворца в пскове

Храм свт. Николая со Усохи г. Пскова

храм николая чудотворца в пскове

храм николая чудотворца в пскове

храм николая чудотворца в пскове

храм николая чудотворца в пскове

Церковь строилась дважды. Первое здание было заложено в 1371 году: кончанский храм древнего Опоцкого конца возвели с двухпролётной звонницей. На месте, где была построена церковь, было высохшее болото, от того и название «со Усохи».

Церковь имеет свою легенду: Иван Грозный, в бытность свою во Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции из ушей колокола потекла кровь.

После неоднократных пожаров в XV веке церковь была разрушена. В 1536 году на ее месте был построен современный храм. Как говорится в летописи, «совершена бысть церковь святой Никола со Усохи» и «освящаю месяца декабря в 6 день».

Знаменитый исследователь псковской старины Юрий Спегальский пишет, что церковь подвергалась неоднократным переделкам в XVII-XIX вв. Он считает, что в конце XVII в. первоначальное восьмискатное покрытие основного объема храма и его придела было переделано на четырехскатное. Тогда же были перекрыты сводами боковые притворы, а с запада пристроено новое каменное крыльцо и переделаны окна.

В 1780 году разобрана двухпролётная звонница, и рядом с церковью построена колокольня у юго-восточной стороны; у южной апсиды была построена новая часовня, совершенно скрывшая древнюю; вновь подвергались переделке окна храма; сооружена глава с перехватом. В 1878-79 г.г. расширены ее окна, надстроен деревянный верх колокольни, подняты полы.

В 1941-44 г.г. здание горело и было сильно повреждено. Церковь Николы со Усохи находилась рядом с комендатурой, поэтому около нее немцы организовали гараж комендатуры.

Церковь реставрировали в середине 40-х годов, а в 1964—1966 году была воссоздана звонница на северной стене. Реставрации 1946-1974 годов (архитекторы Юрий Спегальский, Вера Лебедева, Борис Скобельцын) вернули храму древние формы одного из наиболее значительных памятников псковского храмового зодчества XVI века.

22 мая 2008 года впервые за 80 лет в храме прошла Божественная литургия.

Автор текста: Елена Никитина, ПЛН

храм николая чудотворца в пскове

Храм свт. Николая со Усохи г. Пскова запись закреплена

Расписание Богослужений в храме свт. Николая со Усохи на Седмицу 20-ю по Пятидесятнице

Если вы не можете посетить Богослужения в нашем храме, то можно ПОДАТЬ ПОМИНОВЕНИЯ о здравии или о упокоении, сорокоусты, заказать панихиду или молебен на нашем сайте, перейдя по ссылке https://soborpskov.ru/memorial (с пометкой в храм свт. Николая со Усохи)

храм николая чудотворца в пскове

Храм свт. Николая со Усохи г. Пскова запись закреплена
Митрополит Тихон (Шевкунов)

храм николая чудотворца в псковеИНТЕРВЬЮ С МИТРОПОЛИТОМ ТИХОНОМ (ШЕВКУНОВЫМ)

Большое интервью митрополита Псковского и Порховского Тихона изданию «Daily Storm».

храм николая чудотворца в пскове

Храм свт. Николая со Усохи г. Пскова запись закреплена
Сретенский Монастырь

храм николая чудотворца в пскове

Храм свт. Николая со Усохи г. Пскова запись закреплена

Расписание Богослужений в храме свт. Николая со Усохи на Седмицу 19-ю по Пятидесятнице

Если вы не можете посетить Богослужения в нашем храме, то можно ПОДАТЬ ПОМИНОВЕНИЯ о здравии или о упокоении, сорокоусты, заказать панихиду или молебен на нашем сайте, перейдя по ссылке https://soborpskov.ru/memorial (с пометкой в храм свт. Николая со Усохи)

храм николая чудотворца в пскове

Храм свт. Николая со Усохи г. Пскова запись закреплена
Старый Псков / Old Pskov

храм николая чудотворца в пскове

Храм свт. Николая со Усохи г. Пскова запись закреплена
Возрождение Псков

Освободить от двухметровой толщи земли фундаменты, стены храма в исторической части Пскова и отреставрировать. Объект #АНОВозрождениецерковьНиколысоУсохи

Источник

Храм Святителя Николая в Любятове (г.Псков)

храм николая чудотворца в пскове

храм николая чудотворца в пскове

храм николая чудотворца в пскове

храм николая чудотворца в пскове

Храм Святителя Николая в Любятове (г.Псков) запись закреплена

храм николая чудотворца в пскове

Храм Святителя Николая в Любятове (г.Псков) запись закреплена

храм николая чудотворца в пскове

Храм Святителя Николая в Любятове (г.Псков) запись закреплена

храм николая чудотворца в пскове

Храм Святителя Николая в Любятове (г.Псков) запись закреплена
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы священников, посещающих «красные зоны» больниц.
___
2 ноября 2021 года состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со священниками, которые посещают «красные зоны» больниц. В ходе встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы участников форума.

храм николая чудотворца в пскове

Храм Святителя Николая в Любятове (г.Псков) запись закреплена

Божественная Литургия храм николая чудотворца в пскове
храм николая чудотворца в псковеслужба в честь Иверской иконы Божией Матери храм николая чудотворца в пскове

Ра́дуйся, блага́я Врата́рнице, две́ри ра́йския ве́рным отверза́ющая храм николая чудотворца в пскове

храм николая чудотворца в пскове

Храм Святителя Николая в Любятове (г.Псков) запись закреплена

24 октября храм николая чудотворца в псковехрам николая чудотворца в пскове
Память святых отцов VII Вселенского Собора храм николая чудотворца в псковехрам николая чудотворца в псковехрам николая чудотворца в пскове

Вселе́нские Собо́ры – собрания православных епископов (священников и иных лиц) как представителей всей Православной Церкви (всей совокупности Поместных Церквей), созывавшиеся с целью решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания.
Показать полностью.

Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви.

Всего было семь Вселенских Соборов:

Никейский — 325 г.
Константинопольский — 381 г.
Ефесский — 431 г.
Халкидонский — 451 г.
Константинопольский 2‑й — 553 г.
Константинопольский 3‑й — 680 г.
Никейский 2‑й — 787 г.

На чём основана практика созыва Соборов?
Традиция обсуждать и разрешать важнейшие религиозные вопросы на принципах соборности была заложена в ранней Церкви апостолами (Деян.15:6). Тогда же был сформулирован главный принцип принятия соборных определений: «угодно Святому Духу и нам» (Деян.15:28).

Это значит, что соборные постановления формулировались и утверждались отцами не по правилу демократического большинства, а в строгом согласии со Священным Писанием и Преданием Церкви, по Промыслу Божию, при содействии Святого Духа.

По мере развития и распространения Церкви Соборы созывались в самых разных частях ойкумены. В подавляющем большинстве случаев поводами для Соборов служили более или менее частные вопросы, не требовавшие представительства всей Церкви и разрешавшиеся силами пастырей Поместных Церквей. Такие Соборы и назывались Поместными.

Вопросы же, подразумевавшие необходимость общецерковного обсуждения, исследовались при участии представителей всей Церкви. Созывавшиеся в этих обстоятельствах Соборы, представлявшие полноту Церкви, действовавшие в соответствии с Божьим законом и нормами церковного управления, закрепляли за собой статус Вселенских. Всего было семь таких Соборов.

Чем отличались между собой Вселенские Соборы?
На Вселенских Соборах присутствовали главы поместных Церквей или их официальные представители, а также епископат, представлявший свои епархии. Догматические и канонические решения Вселенских Соборов признаются обязательными для всей Церкви. Для усвоения Собором статуса «Вселенский» необходима рецепция, т. е. проверка временем, и принятие его постановлений всеми поместными Церквами. Случалось, что под жестким давлением императора или влиятельного епископа участники Соборов принимали решения, противоречащие евангельской истине и церковному Преданию, со временем такие Соборы Церковью отвергались.

1‑й Вселенский Собор состоялся при императоре Константине Великом, в 325 году, в Никее.

Он был посвящен разоблачению ереси Ария, александрийского священника, который учил, что Сын сотворен и что было время, когда Его не было; единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал.
Собор провозгласил догмат о том, что Сын — Бог, единосущный Отцу. На Соборе было принято 7 членов Символа веры и 20 канонических правил.

2‑й Вселенский Собор, созванный при императоре Феодосии Великом, имел место в Константинополе, в 381 г.

Поводом послужило распространение ереси епископа Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.
На этом Соборе Символ веры был скорректирован и дополнен, в том числе членом, содержащим Православное учение о Святом Духе. Отцами Собора составлено 7 канонических правил, одним из которых запрещено вносить какие-либо изменения в Символ веры.

3‑й Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году, в царствование императора Феодосия Малого.

Он был посвящён разоблачению ереси Константинопольского Патриарха Нестория, ложно учившего о Христе как о человеке, соединенном с Сыном Божьим благодатною связью. Фактически он утверждал, что во Христе — два Лица. Кроме того он называл Богородицу Христородицей, отрицая Её Богоматеринство.
Собор подтвердил, что Христос — Истинный Сын Божий, а Мария — Богородица, и принял 8‑мь канонических правил.

4‑й Вселенский Собор проходил при императоре Маркиане, в Халкидоне, в 451 году.

Отцы тогда собрались против еретиков: предстоятеля Александрийской Церкви, Диоскора, и архимандрита Евтихия, которые утверждали, что в результате воплощения Сына два естества, Божеское и человеческое, слились в Его Ипостаси в одно.
Собор вынес определение, что Христос — Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек, Одно Лицо, заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Помимо того было сформулировано 30 канонических правил.

5‑й Вселенский Собор состоялся в Константинополе, в 553 году, при императоре Юстиниане I. На нем было подтверждено учение Четвертого Вселенского Собора, осужден Оригенизм и некоторые сочинения Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Вместе с тем был осужден Феодор Мопсуестский, учитель Нестория.

6‑й Вселенский Собор был в городе Константинополе в 680 году, в правление императора Константина Погоната. Его задачей стояло опровержение ереси монофелитов, настаивавших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому времени эту ересь успели растиражировать несколько Восточных Патриархов и Римский папа Гонорий.
Собор подтвердил древнее учение Церкви о том, что Христос имеет в Себе две воли — как Бог и как Человек. При этом Его воля по человеческому естеству во всём согласна с Божественной.

Пято-Шестым Вселенским или Трулльским именуют Собор, проходивший в Константинополе через 11 лет. Он принял 102 канонических правила.

7‑й Вселенский Собор имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине. На нем была опровергнута иконоборческая ересь и утверждён догмат об иконопочитании. Отцы Собора составили 22 канонических правила.

Источник

Церковь Николы со Усохи (Псков)

храм николая чудотворца в пскове

Церковь Николы со Усохи — православный кончанский храм в Пскове, памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков; находится в Среднем городе. Престольные праздники: свт. Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей святого), 11 августа (рождество святого) и 19 декабря.

Содержание

История [ править ]

На месте, где теперь стоит Николаевская церковь, приходился прежде южный край обширного болота, покрывавшего нынешнюю Торговую площадь. Место это называлось «усохою» или «всосом». В 1371 году здесь была сооружена каменная церковь. Под 1536 годом летописей снова упоминает: «совершена бысть церковь святой Никола, на Усохи», из чего следует, что прежняя церковь была или уничтожена, или заново переделана. В 1865 году перестроен теплый придел святого Иоанна Богослова, в 1878-1879 г. церковь капитально ремонтирована, а в 1893 году возобновлен иконостас в Иоанно-Богословском приделе.

Колокольня переделана из древней. Судя по рисунку на иконе часовни Владычного Креста, прежде здесь была Псковская звонница. Плитяное кубическое основание осталось прежним; на нем поставлен, вероятно позже 1581 года, плитяной восьмигранник, остальная верхняя надстройка новейшего происхождения.

Церковь имеет свою легенду: Грозный царь, в бытность свою во Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь. Подобную легенду приурочивают ко многим церквам, например, то же самое рассказывают про один из колоколов Софийской Новгородской звонницы. Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.

В XVII веке храм оказался в сильно запущенном состоянии. Верхние части его были размыты водой и осыпались, своды поросли травой и кустами. Ремонт, сделанный в конце этого века, лишил здание его восьмискатного покрытия, а вместе с тем и его былой стройности, внес изменения в покрытия его придела и притворов. Были расширены окна, часовня сделана закрытой, деревянные перекрытия галереи заменили сводами, галереи отделили от притвора перегородками, к западному притвору пристроили приземистое крыльцо. Стройное и, несмотря на свои большие размеры, изящное здание стало после этого грузным, приземистым, барабаны глав его от переделки крыш укоротились, фасады здания опростились, приняли грубоватый характер.

К концу XVIII века церковь Николы еще более «заросла» землей. При очередной крупной перестройке, относившейся к 80-годам XVIII века, была сломана звонница и построена с юго-восточной стороны храма колокольня и новая часовня, совершенно скрывшая древнюю. После этого храм окончательно лишился былой пропорциональности, он как бы расползся по земле Новая форма главы и окраска в два цвета— белый и желтый — еще более изменили его облик. Продолжали искажать его и перестройки XIX века, в ходе которых были сломаны южный притвор, палатка и галерея, внесены многие мелкие изменения. Здание окрасили в обычный для того времени мертвый синевато-сероватый цвет. В XX веке храм потерял иконостас, в котором еще оставались древние иконы, и все внутреннее убранство, а во время Великой Отечественной войны он горел.

Начатая в 1946 году реставрация храма осталась неоконченной. Не восстановлен притвор, который был при южном входе в храм, кладовая палатка при нем, галереи с севера, юга и запада (хотя остатки их первоначальных частей все еще существуют).

Не восстановлены звонница и крылечко при часовне над погребальным склепом. У западного входа в храм все еще существует крыльцо, пристроенное в конце XVII века, не связывающееся с первоначальной композицией здания. Барабан храма по-прежнему искажен карнизом, надложенным в конце XVIII века, окна его расширены, завершен он главой, сделанной в конце XVIII века. Части здания, реставрированные в 1946 году, остались не обработанными обмазкой, которая соответствовала бы памятнику XVI века. Совсем без всякой обмазки остались возобновленные в 1946 году только в кладке узорные пояса на апсидах и на барабане придела, Внутри все поверхности стен и сводов остались покрытыми штукатуркой, сделанной в XIX веке, скрывшей, в частности, отверстия от голосников. Пол, в конце XIX века намного поднятый над уровнем старого, так и остался на этом уровне, деревянные брусчатые связи, вырезанные в XVIII—XIX веках, не восстановлены.

После революции 1917 года церковь Николы со Усохи была закрыта. Здание церкви сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Реставрации 1946-1974 годов (архитекторы Ю.П.Спегальский, В.А.Лебедева, Б.С.Скобельцын) вернули храму древние формы одного из наиболее значительных памятников псковского храмового зодчества XVI века. При реставрации церкви были разобраны поздняя колокольня и придел святого Иоанна Богослова.

Осматривая этот памятник снаружи, нужно мысленно освободить его низ от двухметровой толщи земли и увидеть здание с уровня почвы XVI века, в первоначальном состоянии, с колоколами на звоннице, с золочеными крестами на блестящих чешуйчатых зеленых главках, представить себе его стоящим посреди буя и небольшой улочки.

Современное состояние [ править ]

22 мая 2008 года впервые за 80 лет в храме прошла Божественная литургия. Службу и крестный ход возглавил митрополит Евсевий.

В настоящее время храм открыт ежедневно с восьми утра и до восьми вечера.

Источник

«Умилился душею и прииде в чювство»: Храм Николы Чудотворца в Любятово

храм николая чудотворца в пскове

Легендарное прошлое

Летописных свидетельств о постройке монастырского храма св. Николая Чудотворца не сохранилось. Известно, что Любятовский Николаевский монастырь существовал уже в XVI веке. Во время основания монастырь находился вне города и посада, в селе Любятово. Исследователь псковской архитектуры Владимир Седов отмечает, что храм, скорее всего, был построен в период между 1540 и 1560 годами и первоначально был пятиглавым.

Небольшой монастырь, находившийся всего в 6 верстах от Пскова, часто становился пристанищем для самых разных гостей. Царь Иоанн Грозный, остановившийся здесь на ночлег, был потрясен исполнением акафиста монахами, не только отказался от своих убийственных планов, но даже, по легенде, оставил в монастыре икону Спасителя.

В 1581 г. во время штурма г. Пскова войсками польского короля Стефана Батория, поляки расположились лагерем близ монастыря. Монахи вынесли к берегу Псковы, на северную сторону монастыря, икону Богоматерь-умиление Любятовская начала ХV в. (ныне она экспонируется в Государственной Третьяковской галерее). Увы, это не остановило захватчиков, икона была дважды прострелена, а монастырь — занят и осквернен. Но, как гласит легенда, «такого поругания своего пречистого лика не потерпела Матерь Божия, навела ужас и смятение на своих поругателей; находящийся здесь мост через Пскову обвалился, и польские воины в великом смятении отступили от сего храма». Немало бед претерпел монастырь и во время польско-шведской интервенции начала ХVII в.

В конце ХVII в. монастырь известен по ряду грамот царей (Алексея Михайловича, Федора Алексеевича). В это же время храм был расширен за счет строительства придела. Большую роль в этом сыграл знаменитый русский государственный деятель Афанасий Ордин-Нащокин, который был главным действующим лицом в реформах Алексея Михайловича. По его распоряжению был возведен первый деревянный придел храма в честь Филиппа митрополита Московского. Он простоял 100 лет, затем пришел в негодность и его заменили приделом в честь Божией матери.

Первое, известное нам, описание церкви и монастыря относится к 1764 году. Монастырь значился состоящим в Псковском уезде в Заклинской засаде в Полицкой губе, в верхе Псковы реки. Церковь описывается как «. казенное строение во имя святителя Николая чудотворца с притвором, в нем престол один». Церковь имела богатое внутреннее убранство, насыщенное произведениями древнерусского искусства. Иконостас был трехъярусным, резным золоченным. В нем «. царские двери и сень обложены серебром басменным золоченным. » В описании упоминается в церкви и «казенная палатка» (существующая и теперь), в которой в то время хранились разные предметы культа: панагии, серьги, цепи и другое. Остальные монастырские постройки были деревянными.

Во времена Екатерины II, в 1764 году, как малозначительный, монастырь был упразднен, церковь стала приходской, принадлежащей деревне. О монастырском прошлом в наши дни напоминает восстановленный силами благотворительной помощи и добровольных пожертвований прихожан нижнего храма святителя Николая придел прп. Никандра Псковского чудотворца со святым источником.

храм николая чудотворца в пскове

К концу XIX века храм был известен повсеместно в Пскове и его окрестностях благодаря чудотворному образу Владимирской Богоматери.

Любятовская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Младенец сидит на левой руке Богоматери, их лики соприкасаются. Икона относится к редкому изводу Умиления: правой рукой Христос касается подбородка Богородицы. К особенностям иконографии Любятовской иконы относится прямая посадка Младенца, свиток в левой согнутой в локте руке и обнаженную правую руку Христа. Любятовская икона Божией Матери датируется серединой XV века, в настоящее время она находится в собрании Третьяковской галереи в Москве. Празднование Любятовской иконы Божией Матери в этом году приходится на 1 июля. Богослужения состоятся в храме 29 июня в 17.30 и 30 июня в 9.30 на празднование Всех святых в Земле Российской просиявших, 30 июня в 18.00 и 1 июля в 9.00 на Любятовскую.

В брошюре «Погост Любятово Псковской губернии и уезда», изданной Паровой типографией Псковского губернского правления в 1913 году, тогдашний настоятель храма протоиерей Федор Загорский приводит примеры многочисленных чудес исцеления местных жителей от самых разных хворей. Кстати, этот священник, а по совместительству еще и ректор Духовной семинарии, в 1905 году возвел взамен пришедшего в негодность новый придел в честь этой иконы, который смог вместить, наконец, всех прихожан. Придя сюда, псковичи и сейчас могут увидеть иконостас начала прошлого века, созданный художниками Санкт-Петербургской духовной академии.

Грозные годы

храм николая чудотворца в пскове

В отличие от многих псковских церквей, после революции храм святителя Николая избежал закрытия, разделив с городом трагическую историю XX века. В 1928 году был расстрелян священник Федор Загорский.

храм николая чудотворца в пскове Настоятель храма священник Владимир Попов

В 1937-40 годы храм бездействовал, а в 1941 году протоиерей Михаил (о нем, к сожалению, отец Владимир Попов ничего не знает) сослужил здесь службу. Это было 22 июня 1941 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших.

Службы не прекращались ни во время войны, ни после. Старожилы вспоминали, что их служил протоиерей Илья. Священник неоднократно помогал партизанам, сообщая необходимые им сведения.

Время шло, страна постепенно оправлялась от войны, рядом с церковью святого Николы в Любятово построили два дома, в одном поселился священник.

С 1988 года в храме действует воскресная детская школа, с 1996 года поет хор Свято-Никольской Любятовской церкви, с 2003 — действует православная паломническая служба. В 2003 году возле Никольского храма силами прихода был построен небольшой мемориал в память о 200 замученных офицерах Русской армии.

Как добраться

ул. Любятовская, 2 (автобус №14, до остановки «Любятово»)

Тел.: (8112) 62-22-25, 62-39-96

Расписание богослужений

По субботам в 9:30 — Божественная литургия, в 17:30 — всенощное бдение.

По воскресеньям в 9:30 — Божественная литургия.

В дни двунадесятых и великих праздников:

В день праздника в 9:30 – Божественная литургия; Накануне вечером в 17:30 – всенощное бдение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *