храм николая чудотворца в стародубе

Стародуб. Церковь Николая Чудотворца.

Старо-Николаевская церковь

Карта и ближайшие объекты

храм николая чудотворца в стародубе

Статьи

Первые упоминания о храме во имя Святителя Николая в городе Стародубе относятся к 1617 году. В 1677 году храм сильно пострадал от пожара, вследствие чего в 1692 году был заново отстроен. Но в 1744 году снова сгорел. В 1802-1803 годах вместо сгоревшего деревянного храма был построен каменный, который был освящен во имя Святителя Николая. После большевистского переворота 1917 года храм был закрыт. Здание использовалось под склад. С 1987 года в храме возобновились Богослужения.

Сведения взяты из статьи «Действующие храмы Брянской епархии» опубликованной в «Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова» (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.)

Расположена на холме недалеко от центра города, замыкает перспективу ведущей из Заречья ул. Фрунзе. С 17 в. здесь известна деревянная церковь, которая неоднократно горела. Последний из деревянных храмов был сооружен в 1691 г. на средства стародубского полковника М.А. Миклашевского «с товарищи». Вместо нее построена в 1802-03 гг. нынешняя, кирпичная и оштукатуренная. Один из интереснейших в области памятников архитектуры зрелого классицизма с подчеркнуто монументальными и строгими формами, принадлежащий к типу бесстолпных купольных храмов с симметричным трехчастным построением. В объемной композиции доминирует основной массивный куб с четырехколонными портиками тосканского ордена по бокам, увенчанный крупным восьмериком с пологим куполом и цилиндрическим световым барабаном с главкой. По продольной оси к кубу примыкают более узкие прямоугольные алтарь и трапезная с таким же портиком, над ними поставлены аналогичной формы, но глухие барабаны с главками. Предельно» лаконичный декор фасадов здания состоит из тяг на уровне окон обоих ярусов, завершающего нижний ярус антаблемента и простого карниза у восьмерика. Над входами внутри портиков, а также вверху боковых стен трапезной и алтаря размещены крупные полуциркульные окна. Грани восьмерика с выступами по сторонам света прорезают большие арочные окна без обрамлений. Узкие полукруглые в плане ниши расположены по сторонам боковых входов; плоские арочные ниши украшают барабаны боковых глав. В интерьере развитое вверх основное помещение храма восьмигранной формы перекрыто сомкнутым восьмигранным сводом со световым фонарем; сомкнутые своды имеют также открытые в храм алтарь и трапезная. Простая штукатурная отделка стен помещении соответствует строгости внешней архитектуры.

С 1987 г. в храме возобновлено Богослужение. В настоящее время Свято-Никольский храм числится в числе памятников архитектуры как объект культурно-исторического наследия.

Источник

Храм святителя Николая (Стародуб)

Мiръ Россия Брянская область Храм святителя Николая (Стародуб)

храм николая чудотворца в стародубе

Храм святителя Николая в городе Стародуб построен в XIX веке на месте деревянного храма XVII века. В настоящее время храм находится в числе памятников архитектуры, как объект культурно-исторического наследия.

Содержание

История [ править ]

Церковь во имя святителя Николая впервые упоминается в летописях в начале XVII века, но, видимо ещё до смутного времени. Храм был деревянный и за время своего существования неоднократно горел – в 1677 году и в 1690 году. Храм простоял почти сто лет. В XVIII веке храм горел еще дважды, в 1786 году после пожара в храме обрушился купол. В 1802 году храм был построен, в 1803 году освящён вновь. После того, как в 1823 году Н.А.Ширай построил в Стародубе новую церковь во имя святителя Николая, прежний храм стали называть Старо–Никольским. До 1919 года храм находился в ведении Черниговской Епархии Русской Православной Церкви. После того как в 1919 году Стародуб отошел к Гомельской губернии РСФСР, сведений об управляющей Епархии нет. С 1926 года и до 1929 года храм был в ведении Брянской Епархии русской Православной Церкви. Был закрыт в 1929 году в период массового закрытия храмов, здание использовалось под склад. Согласно сообщению Стародубского горсовета от 1 апреля 1929 года о двух закрытых храмах в городе, – один из них «церковь «Старый собор» как пришедшая в негодность, каковая подлежит разбору на снос».

С 1987 года в храме были возобновлены богослужения.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: 243240, Россия, Брянская область, г.Стародуб, ул.Евсеевская, д.23

Паломнику [ править ]

Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням.

Каждый четверг служится молебен святителю Николаю.

Источник

В Стародуб проще всего попасть на машине, но если её нет, приходится пользоваться общественным транспортом. Что будет завтра, неизвестно, на данный момент удобней всего добираться автобусом. Он отправляется утром с автовокзала в Саларьево. Дорога занимает чуть более 7 часов.

храм николая чудотворца в стародубе

После визита в Почеп мне захотелось посетить другие места Брянской области, ранее входившие в Северщину. Компанию составили друзья — Марина и Михаил, с которыми приходилось бывать в дальних странах.

храм николая чудотворца в стародубе

По плану нам предстояло ночевать в Стародубе, следующий день осмотреть Краеведческий музей, и двигаться в Погар и Юдиново. Заночевать в Трубчевске. Утром посетить местный музей, отправиться в Севск, заехать в Локоть и завершить маршрут в Брянске.

Если перемещаться автобусом, уйдёт много времени, и посему я договорился на два дня с таксистом. Владимир оказался человеком разносторонним. Благодаря ему, мы увидели много интересного, за что отдельное спасибо!

Впрочем, не будем забегать вперёд, начнём по порядку.

Точный возраст Стародуба неизвестен. Первый раз город упоминается в «Поучении» Владимира Мономаха в 1080 год. От этой даты принято отсчитывать рождение города.

храм николая чудотворца в стародубе

Краеведы с подобным не согласны. Они полагают, что на момент первого упоминания в летописи Стародуб уже был хорошо организованной крепостью, выросшей из постоялого двора, заложенного Вещим Олегом.

Увы, дивидендов в копилку города от обеих версий не прибавилось. Стародуб, с населением 18156 человек, шестой город Брянской области. По России, из 1115 городов, он занимает 705 позицию.

храм николая чудотворца в стародубе

В начале августа страна только-только начала выходить из карантина. Кафешки и рестораны не работали. Дабы поужинать, пришлось отправиться в Пятёрочку. Сетевых магазинов в городе много. Ассортимент Москве не уступает, были бы деньги…

храм николая чудотворца в стародубе

Гостиница Заря, которую я забронировал, оказалось бывшим общежитием, где до сих пор живут люди. Большинство номеров занимали ребята из Ставрополья.

Раньше каждый колхоз имел свои комбайны и комбайнёров, теперь подобное не выгодно. Дабы убрать урожай, приглашают бригады. Те приезжают со своей техникой и выполняют задачу.

Шумные комбайнёры проснулись на рассвете, и разбудили нас. Желая не тратить световой день, мы с Мариной с утра пораньше отправились изучать город.

Сказать, что Стародуб интересен в архитектурном плане, это значит — покривить душой. Во время войны город сильно пострадал, после чего советское время наложило стандартный отпечаток. В любом случае, Стародуб город облагороженный. Бараков мы не видели.

храм николая чудотворца в стародубе

Как отмечают про Стародуб в справочниках — нетронутая древняя планировочная структура, редкий пример дорегулярного градостроительства.

храм николая чудотворца в стародубе

В центре зеленеет Парк 40 лет Победы.

храм николая чудотворца в стародубе

Здесь три мемориала: в честь десантников, во славу пограничников, а также землякам погибшим в локальных конфликтах при защите интересов Родины.

храм николая чудотворца в стародубе

С парком соседствует центральная площадь, где несгибаемый дедушка Ленин, как и прежде, указывает дорогу.

храм николая чудотворца в стародубе

По утверждению краеведов, в прежние времена на Советской площади возвышался дуб-великан, давший название городу.

«Лес плотной стеной окружал город, и в центре базарного торга… стоял громадный дуб, под сенью которого могли разместиться пятнадцать подвод. Много веков стоял тот дуб и, наконец, в 1840 году усох…», — писал профессор А. И. Рубец в своей небольшой книге «Стародубская старина».

По легенде, горожане решили-таки спилить дуб, дабы расширить пространство. За дело взялись несколько мужиков. Но как только пилы вонзились в древо, разверзлись небеса. Молния ударила в дерево и оно загорелось.

Мужики увидели в подобном дурное предвестие и разбежались. Дуб полыхал несколько дней, не оставив после себя ни единой веточки.

храм николая чудотворца в стародубе

Так это или нет, определить не берусь. В любом случае, мощный, наполовину засохший дуб — символ города.

храм николая чудотворца в стародубе

Исторический герб был создан на основе герба 1620 года, пожалованного городу польским королём Сигизмундом III. Высочайше утверждён 4 (15) июня 1782 года императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Новгородско-Северского наместничества.

Официально использовался до ноября 1917 года. 10 августа 2006 года решением Стародубского городского Совета народных депутатов был восстановлен в качестве официального символа.

храм николая чудотворца в стародубе

Из достопримечательностей нельзя не отметить Сквер им. 348 дивизии.

храм николая чудотворца в стародубе

Немцы захватили Стародуб в ходе Смоленского сражения 18 августа 1941 г. Оккупация продлилась чуть больше двух лет.

Город освобождён бойцами 348 стрелковой дивизии генерал-майора И. П. Григорьевского, а также 250-ой стрелковой дивизией полковника И. В. Мохина, в ходе Брянской наступательной операции 22 сентября 1943 г.

храм николая чудотворца в стародубе

За стеной Памяти проглядывает часовня, справа монумент землякам — Героям Советского Союза.

храм николая чудотворца в стародубе

Если двигаться по тенистой дорожке дальше, выйдешь к Ангелу.

храм николая чудотворца в стародубе

Колонна с Посланником Божьим появилась относительно недавно, и завоевала симпатии горожан. По словам местных жителей, возле устремлённого вверх Ангела назначаются встречи.

храм николая чудотворца в стародубе

Очень жаль, что такого Хранителя раньше не было. Он уберёг бы город от многих несчастий.

В 1152 году Юрием Долгоруким и переселенцами из Стародуба был основан ещё один город — Стародуб-на-Клязьме, впоследствии ставший центром Стародубского княжества, располагавшегося на территории современной Владимирской области.

В XIII веке во время Батыева нашествия город оказался уничтожен монголо-татарами. В последующем литовцы сумели дать Орде отпор, в результате чего значительная часть западно-русских земель вошла в состав ВКЛ. С середины XIV века Стародуб — один из центров в Великом Княжестве Литовском.

Дмитрий Донской, за год до Куликовской битвы, выступил походом на Литву. Задолго до этого князь стародубский и трубчевский Дмитрий Ольгердович, в начавшейся междоусобице, перешёл на сторону Москвы, призвав покровителей на помощь.

В результате войны Стародуб от московских ратников серьёзно пострадал. Дмитрий Ольгердович родную вотчину потерял. Город остался за младшим братом, подчинявшимся Литве.

Стародуб вернулся в Московию в 1503 году, после победы Ивана III над литовцами в битве на Ведроше.

Будучи пограничной крепостью на юго-западной окраине Русского государства, Стародуб не раз подвергался нападениям польско-литовских сил.

Летом 1535 года во время Стародубской войны польско-литовское войско под командованием гетманов Радзивилла и Тарновского. Сделав подкоп, они впервые применили мины, взорвав часть стены.

На месте пробоины разгорелась битва. Гарнизон отбил две атаки, но третья оказалась решающей. Литовцы ворвались в крепость, разорили город, перебили 13 тысяч жителей, сожгли крепостные стены.

В том же году город со всеми укреплениями был заново отстроен. Укрепления состояли из валов, рвов и деревянных рубленых стен с проездными башнями.

Абсолютно непонятно, кем на самом деле был Лжедмитрий Второй? Выдавая себя за спасшегося предшественника, в мае 1607 г. Лжедмитрий II впервые заявил о себе в Стародубе. Именно здесь начала формироваться его армия и боярская дума. Из Стародуба мятежники отправились в поход на Тулу. Новому государю присягнули остальные города Северщины, первым из которых стал Почеп.

В 1616 году поляки вновь овладели Стародубом, и по Деулинскому перемирию сохранили его за собой. В 1620 году король Сигизмунд III даровал жителям вольности по Магдебургскому праву. Польша использовала его укрепления для защиты своих земель от Московского государства.

Прообраз будущей Украины — это окраина Московии. Самостийной на ту пору она не была и занимала довольно скромные размеры, включая Чернигов, Киев и Северщину.

А в 1654 году, после восстания Б.Хмельницкого, Украина объединилась с Россией. В 1646 году весь край был отнесён к Гетманщине. Стародуб стал одним из десяти центров казачества Левобережья, главным городом одноимённого полка. В свою очередь, полки делились на сотни, которые находились в городках и местечках.

Во второй половине XVII века в городах Левобережной Украины сложилось «двоевластие» — власть казачества и власть мещан. Плюс, набирала силу власть Московского правительства. Подобное заложило целый ряд политических и социальных проблем.

Опасаясь притеснений, высоких налогов и гражданских повинностей, многие стародубцы записались в казаки, в том числе отдельные евреи.

Самым старым зданием города считается каменный собор Рождества Христова — трехкамерный купольный бесстолпный храм в стиле украинского барокко. Его часто называют Старым, а также Казацким.

Собор построен в 1617 году, возможно, на месте существовавшего храма периода Киевской Руси. Внутри была найдена плита с надписью 1405 года. В 1677 и 1744 годах собор горел и оба раза восстанавливался.

Источник

Храмы Стародуба

храм николая чудотворца в стародубе

Очень часто в краеведческую литературу попадает та или иная историческая неточность, которая затем до того укореняется в сознании читателей, что считается истиной. Именно такая ситуация обстоит и с храмами нашего города, а точнее с их количеством. На вопрос, сколько существовало в Стародубе церквей, даются ответы и 16, и 22 и т.д. Все они далеки от действительности. Давайте же мы снимем эту проблему.

храм николая чудотворца в стародубе

Итак, начнем с ныне существующих храмов города. Собор Рождества Христова. О точной дате сооружения этого храма со всей определенностью сказать невозможно. По страховым документам 1910 года его относят к XIII веку. Некоторые исследователи, опираясь на некую справку, утверждают, что в его фундаменте сохранилась закладная табличка 1405 года. Информация, конечно же, спорная, но со всей уверенностью можно сказать, храм уже существовал в начале XVII века, правда в деревянном виде. Затем, после пожара 1677 года на месте сгоревшего был построен нынешний храм в каменном виде в стиле украинского барокко. И по сей день собор Рождества Христова украшает нашу базарную площадь.

Храм святого Николая (Староникольский), располагается на улице Евсеевской. Считается, что в деревянном виде храм существовал уже в 1617 году. Церковь неоднократно горела, а в 1691 году она была реконструирована на средства стародубского полковника М.Миклашевского. А в 1803 году была вновь отстроена в камне в классическом стиле. В таком виде она сохранилась и до настоящего времени.

Богоявленская церковь на улице Фрунзе выполнена в стиле украинского барокко. Ее строительства было начато в 1770 году, а закончено в 1789. Если не считать реконструкции колокольни после урагана 1963 года, то этот храм дошел до нас в неизменном виде.

В документах 1617 года упоминаются существовавшие на территории Стародуба Пятницкая, Фроловская, Воскресенская, Пречистенская и Екатерининская церкви. Местоположение их выяснить не удалось. Только о Екатерининской известно, что она в каменном виде была возобновлена в 1863 году.

Величественный собор Нового Николая, сохранившийся только на фотографиях, уже существовал к 1682 году. Находился он на месте нынешнего мясного павильона на рынке. В 1823 году на пожертвования Н.А.Ширая он был перестроен, но уже в камне.

Покровская церковь располагалась в начале современной улицы Крестьянской. Она была построена в деревянном виде в 1688 году, а перестроена в 1852 году на пожертвования дворянина З.Кибальчича.

Георгиевская церковь Стародуба была известна с 1690 года. Трудно сказать, где она находилась, но вероятно, недалеко от Свято-Никольской, т.к. известно, что на ее месте был построен Георгиевский придел церкви святого Николая.

Несуществующая ныне церковь Положения Ризы Богоматери была уже упомянута в 1664 году и располагалась в заречной части города. Существует предположение, что именно на ее месте и была построена Богоявленская церковь.

Храм Михаила Архангела находился за мостом по улице Ленина при повороте на Березовку. Трудно сказать, когда он был построен, но известно, что в 1690 году храм уже существовал. К его реконструкции приложил руку все тот же Михаил Миклашевский. В 1835 году храм перестаивался, тогда же при нем был образовании придел в честь иконы Казанской Богоматери.

При пересечении современных улиц Фурманова и Парижской Коммуны находился храм Успения Богородицы. В деревянном виде его существование уже отмечалось в 1698 году. В 1896 году к храму была пристроена деревянная колокольня.

Спасо-Преображенская церковь находилась на пересечении современных улиц Первомайской и Малеча. Она была построена на средства полковника Миклашевского в 1698 году, а уже в каменном виде перестроена в 1781.На месте теперешнего здания ЦДТ на улице Ленина в 1667 году была построена церковь Рождества Богородицы. Затем она была перестроена в камне, правда, когда это произошло, установить не удалось.

Примерно напротив нее, через дорогу, располагалась церковь Сошествия Святого духа, которая была известна с 1708 года. Новый храм был построен в 1735 году уже в каменном виде.Храм Великомученицы Варвары, находившийся на углу улиц Красноармейская и Московская упоминается в документах XVIII века.

Церковь Афанасия и Кирилла была построена на месте пересечения улиц Ленина и Садовой по левой стороне в направлении к мосту. Время ее постройки не известно, есть только данные, что она была возобновлена в деревянном виде в 1835 году.

На Гудовке (начало ул.Краснооктябрьской) существовал храм Рождества Иоанна Предтечи. Время его постройки не выяснено, но уже в 1705 году храм существовал. В 1720 году его перестроили в каменном виде на средства гетмана И.Скоропадского.

На пересечении улиц Урицкого и Пролетарской находился храм святого Симеона. Впервые он упоминается в купчей 1701 года. В 1822 (по другим данным в 1827) году на месте сгоревшей деревянной церкви была простроена каменная.Немного ниже, примерно в районе современной улицы Пушкина, в 1775 году был построен храм Иоанна Богослова. В 1864 году к нему был построен придел и колокольня. А в 1873 году он был закрыт как бесприходный.

На улице Свердлова, недалеко от Сбербанка, находилась упоминавшаяся уже в 1715 году церковь Вознесения Христова. В 1800 году на месте обветшавшей старой церкви была построена новая каменная с приделами в похвалу Богоматери и Афанасии и Кирилла. Особо известна эта церковь была тем, сто в ее ограде был похоронен А.И.Рубец.Недалеко от бывшего душевого павильона, в районе пер.Чкалова располагалась деревянная церковь Захария и Елизаветы. Время ее постройки неизвестно, но в 1873 году она была закрыта как бесприходная. Сохранился текст закладной таблички этой церкви.

В восточном конце улицы Краснооктябрьской существовала церковь святого Харлампия, известная с конца XVIII века. На кладбищах, давшие им названия, существовали церкви пророка Илии, отмечавшаяся на плане города уже в 1783 году, и Крестовоздвиженская, в деревянном виде известная с 1869 года. На современном Красном кладбище находилась Петропавловская церковь уже существовавшая в 1693 году и перестроенная в 1891.

Ранее на Стародубских кладбищах существовали церкви Всех Святых, известная с XVIII века (юго-восточное кладбище) и святой Анны (известна с 1910 года, кладбище неизвестно). На кладбище по дороге на Остроглядов (возможно Митяевском) находилась церковь Бориса и Глеба, отмечавшаяся уже с XVIII века.

Таким образам внимательный читатель насчитает 31 церковь, когда-то находившихся на территории Стародуба.

Бабодей Василий Дмитриевич.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *