храм николая чудотворца в третьяковской галерее

Храм николая чудотворца в третьяковской галерее

Тысячи паломников ежемесячно приходят в Толмачевскую церковь поклониться этому чудотворному образу.

Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в начале XVII века. Первое письменное упоминание датируется 1625 годом. Церковь была восстановлена после пожаров 1812 года, постоянно действовала вплоть до советских времен и ;была закрыта в 1929 году. До 90-х годов помещения перестроенной церкви занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения в храме Святителя Николая в Толмачах возобновились только в 1993 году.

Храм исторически представлен четвериком XVII века с центральным алтарем сошествия Святого Духа на апостолов и колокольней с трапезной XIX века, включающей два придела – Покровский и Никольский.

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.

Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».

В интерьере храма представлено более 150 единиц хранения из собрания Третьяковской галереи.
В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери. Ее пребывание в храме Свт. Николая в Толмачах позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника. Также здесь находятся особо почитаемые святыни: иконы Божией Матери «Иверская» и «Утоли моя печали», Дмитровский крест и мощевик. Для сохранности религиозно-исторических ценностей в помещении храма установлены системы кондиционирования, поддерживающие определенную температуру и влажность.

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он открыт как зал Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству, и нередко возвращаются снова, но уж не как в храм искусства, но как в храм Божий.

Однако приход – это не стены храма и его святыни, это, в первую очередь, община верующих, ведомая клириками храма и его настоятелем протоиереем Николаем Соколовым.

Храм пользуется особым покровительством своих бывших служителей и прихожан, причисленных ныне к лику святых. Среди них известны и почитаются: прп. Алексий Зосимовский, прослуживший в храме еще в сане диакона 28 лет, причисленный к лику святых Архиерейским Собором в августе 2000 года; свщмч. Илия Четверухин, последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году, канонизированный решением Священного Синода в 2002 году; мч. Николай Рейн, бывший прихожанин храма.

В храме Святителя Николая в Толмачах вы можете приступить к таинствам Крещения, Венчания, Елеосвящения, Исповеди, Причащения. Помолиться на молебне или панихиде за своих близких. Побеседовать со священником на духовные темы.

Во время совершения богослужений, войти в храм-музей можно через первую слева от колокольни дверь, в здании Третьяковской галереи. Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено обязательно оставлять в гардеробе верхнюю одежду.

храм николая чудотворца в третьяковской галереехрам николая чудотворца в третьяковской галереехрам николая чудотворца в третьяковской галереехрам николая чудотворца в третьяковской галерее

Богослужения совершаются:

9 00 Часы и Божественная литургия

16 00 Всенощное бдение

9 00 Часы и Божественная литургия
накануне

17 00 Всенощное бдение

Среда10 00 Молебен с Акафистом перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери
Пятница17 00 Утреня
Суббота
Воскресенье9 00 Часы и Божественная литургия
В дни Двунадесятых праздников
В дни памятей великих святых и чудотворных икон:8 30 Утреня и Божественная литургия

Библиотека открыта:

по воскресным дням – после Божественной Литургии до 14 00

по субботним дням – с 15 30 до 17 00

Источник

Храм николая чудотворца в третьяковской галерее

Прп. Илариона Великого. Прпп. Феофила и Иакова Омучских.

Празднование Казанской иконе Божией Матери. Семи отроков иже во Ефесе.

Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Прав. Иакова Боровичского.

Димитриевская родительская суббота.

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Маркиана и Мартирия. Глас 3

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница. Прп. Иова, игумена Почаевского.

Прп.Авраамия Ростовского, архимандрита.

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского. Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иусты и Артемы.

Мч. Епимаха. Прпп. Спиридона и Никодима Печерских. Прп. Мавры.

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Космы и Дамиана Асийских. Глас 4.

Прп. Иоаникия Великого. Прп.Меркурия Печерского. Блж. Симона.

Прп. Варлаама Хутынского. Свт. Германа, архиеп. Казанского.

33 мчч. в Мелитине. Прп. Зосимы Ворбозомского. Прп. Кирилла Новоезерского.

Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила. Глас 5.

Вмч. Мины. Мч. Виктора и мц. Стефаниды. Блж.Максима.

Свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского. Мц. Манефы.

Апостола Филиппа. Правоверного царя Иустиниана и царицы Феодоры.

Заговение на Рождественский пост

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6.

Мчч.и испп. Гурия, Самона и Авива. Прп. Паисия Величковского.

Настоятель протоиерей Николай Соколов

Источник

Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

храм николая чудотворца в третьяковской галерее

Храм святителя Николая в Толмачах — храм-музей в Замоскворечье, домовая церковь при Третьяковской галерее, постоянное местонахождение иконы Владимирской Богоматери, и временное (на праздник Святой Троицы) — «Троицы» Андрея Рублёва.

Содержание

История [ править ]

1625: Первое упоминание о деревянной «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах» обнаружено в Приходской книге Патриаршего приказа.

1697: возведен каменный храм, его автор — «гость» Лонгин Добрынин, прихожанин церкви Воскресения в Кадашах. Главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную.

храм николая чудотворца в третьяковской галерее

С 1697 по 1770 гг. церковь в деловых бумагах и книгах именовалась «Сошественскою», а затем стала опять прописываться «Николаевской».

1770: в трапезной сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И. М. Демидова

1834: перестроена трапезная по проекту архитектора Ф. М. Шестакова по прошению прихожан и «согласно с мыслию Митрополита Филарета», и возведена новая колокольня.

1856: обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы в том числе Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями.

1993: богослужения возобновлены

8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

1997: завершена реконструкция (заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись).

Современное состояние [ править ]

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.

Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».

Описание [ править ]

Храм исторически представлен четвериком XVII века с центральным алтарем сошествия Святого Духа на апостолов и колокольней с трапезной XIX века, включающей два придела – Покровский и Никольский.

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

храм николая чудотворца в третьяковской галерее

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: г.Москва, Малый Толмачевский переулок, дом.9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от здания храма)

Паломнику [ править ]

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он открыт как зал Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству, и нередко возвращаются снова, но уж не как в храм искусства, но как в храм Божий.

Во время совершения богослужений, войти в храм-музей можно через первую слева от колокольни дверь, в здании Третьяковской галереи. Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено обязательно оставлять в гардеробе верхнюю одежду.

Храм открыт для посетителей галереи ежедневно, кроме понедельника, с 12 00 до 16 00. Вход через центральный подъезд Третьяковской галереи.

В субботние и воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Начало Божественной литургии в 9.00, накануне Всенощного бдения в 17.00.

В пятницу в 17.00 акафист – Владимирской иконе Богородицы (кроме дней Великого Поста и попразднства Двунадесятых Праздников), в среду в 10.00 молебен попеременно Владимирской иконе Богородицы и Иверской иконе Богородицы.

В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8.00

Источник

Храм николая чудотворца в третьяковской галерее

храм николая чудотворца в третьяковской галерееПротоиерей Николай Соколов (настоятель)

Хиротонии: Николай Владимирович Соколов был хиротонисан 07 апреля 1982 года партриархом Пименом в сан диакона. 08 сентября 1988 года еп. Феофан (Галинский) Берлинский совершил иерейскую хиротонию.

Образование: Московская Государственная Консерватория (1975г.), Московская Духовная Академия (1980г.) кандидат богословия, доцент.

Награды: набедренник, камилавка, наперсный крест, сан протоиерея, палица, крест с украшениями, митра. Орден Благоверного князя Даниила Московского II и III степени, орден кн.Владимира II степени, орден преп.Серафима III степени, орден Дружбы, орден свт.Николая III степени (от дома Романовых).

Является настоятелем патриарших подворий в Афинеево – храм Святителя Николая и Плесково – храм преподобного Сергия Радонежского, а также храмов Покрова Пресвятой Богородицы в Плесково, Всех святых в п. Раздоры, Архангела Михаила на ПТК «Радость моя», храма св. великомученика Димитрия Солунского в д. Сосенки, Калужской области, часовни (бывшего храма) св. великомученика Димитрия Солунского в международном детском фонде (г. Москва).

храм николая чудотворца в третьяковской галерее

Иерей Андрей Зуевский

Хиротонии: Андрей Евгеньевич Зуевский был хиротонисан 21 ноября 2002 в сан диакона. 15 января 2004 года рукоположен в сан иерея.

Образование: Московский Авиационный Институт им. С. Орждоникидзе по специальности инженер-технолог по самолетостроению (1991г.), Московская Духовная Семинария (2001г.), Московская Духовная Академия (2005г.).

13 июня 2007 года присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему: «Экзегеза Нового Завета в творениях Дидима Слепца». В настоящее время, помимо служения, проводит катехизаторские беседы на православном телеканале «Радость моя» и занимается переводами творений Святых Отцов с древнегреческого языка.

храм николая чудотворца в третьяковской галерее

Диакон Алексей Ряховский

Хиротонии: Алексей Владимирович Ряховский был хиротонисан 17 октября 2004 года еп. Александром (Агриковым) в сан диакона.

Образование: Славянский Деловой Институт (2005г.), Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет (2006г.).

К празднику Святой Пасхи 2012 г. награжден правом ношения двойного ораря.

Источник

Храм николая чудотворца в третьяковской галерее

Иногда небольшие события становятся началом большой истории. Так, в Патриарших приходных книгах от 8 октября 1625 года сохранилась запись, что иерей Климент церкви Великого Чудотворца Николы, что за Москвой-рекой, заплатил годовой налог сполна. Именно так начинается история «Лучшего места на земле», как называл старец Алексий Зосимовский Толмачевский храм. Вероятно, это упоминание было не о новопостроенном, а о существовавшем гораздо раньше храме, так как к нему (на этом месте) в то время примыкало большое старое кладбище.

Тогда это был деревянный храмик небольших размеров с трапезной – приделом в честь Предтечи Господня. Но недолог век у деревянного храма. За обычай стало на Руси обновлять в камне любимые святыни. Ни одна эпоха не знает такой обширной храмоздательской деятельности, как XVII век. За это время было построено и перестроено столько храмов, сколько не было возведено за всю предшествующую историю христианства на Руси. Только в окрестностях Толмачей за сорок с небольшим лет было выстроено более 15 храмов. Существовал обычай каждому ремесленному или приказному поселению строить свой храм. Бондарей в Кадашах окормлял свой храм – Воскресенский, стрельцов пыжевского приказа – Святителя Николая в Пыжах. Этот строительный бум не обошел стороной и Толмачи. В 1697 году купцы Лонгин и Кондратий Добрынины, сын и отец, возводят кирпичный Сошествинский храм с теплой однопридельной трапезной в честь Святителя и Чудотворца Николая. С этого года до 1770-го храм во всех источниках именуется Сошественским. И хотя престол в честь Иоанна Крестителя был упразднен, в четверике храма по сей день можно увидеть развернутую композицию на тему Крещения Господня, напоминающую о престольном празднике этого храма. Привилегированное положение в обществе и большое состояние Добрыниных позволяли купцам заниматься обширной благотворительностью. Всего лишь двумя годами ранее ими был выстроен великолепный храм Воскресения в Кадашах, отстоящий чуть более ста метров от Никольского прихода. В 1770 году, по ходатайству прихожанки храма Екатерины Лазаревны Демидовой, устроен еще один придел. Он был задуман, чтобы прославить чтимый образ Богоматери «Утоли моя печали», хотя его освящение совершено в память Покрова Богоматери.

храм николая чудотворца в третьяковской галерее Икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Это связано с тем, что в те годы действовало консисторское распоряжение, запрещающее освящать престолы в честь икон Богоматери. Освященный Покровский придел и выглядел как придел. Внутри храма невысоким, но великолепным иконостасом было отгорожено небольшое пространство для алтаря. Подобная асимметрия была общей характерной чертой для зодчества XVII – XVIII веков. Эпоха просвещения обоготворила античную древность, привнесла рационализм, не свойственный душе русского человека. Не осталось в стороне и традиционное зодчество. В 1782 году дивное позакомарное завершение перекрыли более простой и удобной в техническом обслуживании четырехскатной металлической крышей. Так бывает всегда – безмолвные камни вещают о духе времени. Идеи этого времени великих просветителей не замедлили принести свои плоды. Великая Французская революция показала истинное лицо гуманизма в Европе. Нашествие двунадесяти языков в 1812 году принесло в Россию такой свет, от которого еще долго слепило глаза нашему соотечественнику. Одеждами со Св. Престола, покрывали лошадей, духовенство, раздетое и истерзанное, гоняли по зимним московским улицам, монастыри были превращены в дома терпимости. Беда не обошла и Толмачевский приход. На храмовой паперти был убит французами церковный староста.

храм николая чудотворца в третьяковской галерее А. Адам «Наполеон в Москве. 1812 год.»

Но несмотря на то, что окружавшие храм богадельня, дома причетников и прихожан истребил московский пожар, сам Никола чудом избежал огненного испытания. Все ценности храма и его ризница были предусмотрительно спрятаны настоятелем под каменным полом. Но все же храм был осквернен французами, а антиминс центрального алтаря бесследно исчез. Пять месяцев храм простоял без богослужения, и только 12 февраля 1813 года был освящен Никольский придел, а в июле – Покровский. К концу года в Толмачах было заселено девять домов. Почти одновременно были построены дом для причта и богадельня. Медленно обстраивались выгоревшие Толмачи, и потому епархиальными властями было решено приписать их к храму Святителя Григория Неокесарийского на Полянке. И только 5 февраля 1814 года, после рассмотрения прошения благочинным, храму была возвращена самостоятельность. Выяснилось, что придел Николая Чудотворца освящен и священнослужение производится. Дворов выстроенных – 12, жителей обоего пола – 286, а прочие дома готовятся к постройке, в отличие от Григорьевской церкви на Полянке, в которой также производится священнослужение, но при 20 дворах и 273 прихожанах. И хотя храм после вторжения французов уцелел, московский пожар и общая перепланировка улиц, видимо, сказались на его дальнейшей судьбе. К 1832 году колокольня покосилась, а трапезная дала значительные трещины. По благословению святителя Филарета, митрополита Московского, на иждивение прихожан 11 июня 1833 года заложена, а 25 ноября 1834 года освящена новая трехъярусная колокольня и теплая трапезная с двумя симметричными приделами. Проект и наблюдение за работами были осуществлены Федором Михайловичем Шестаковым. На второй ярус колокольни отлит новый праздничный колокол весом 4472 килограмма. Остальные колокола оставлены прежними. Внутренняя отделка была выполнена из искусственного мрамора, но к 1845 году большая его часть была утрачена, и потому отделку заменили росписью, над которой работала артель живописцев под управлением Малахова. За приличие и благолепие всех восстановительных работ отвечал настоятель храма Николай Иаковлевич Розанов. Известный своими духовными дарованиями, он в 1849 году был назначен духовником священнослужителей Замоскворецкого сорока. В эти годы происходят некоторые изменения в составе прихода.

В 1851 году в Лаврушинский переулок переезжает семья Третьяковых, а в начале 60-х усадьбу Демидовых покупает графиня Мария Федоровна Сологуб, урожденная Самарина. Переехавшие сюда Третьяковы оказали большую поддержку обновляемому храму. На средства Третьякова, московского купца Максима Булочкина и братьев Медынцевых с 1854 по 1858 год перестраивается центральный алтарь. В это же время выполнен новый пятиярусный золоченый иконостас (с прежними иконами), а бригадой Степанова расписан четверик и алтарь в честь Сошествия Духа Святаго. Композиция этих росписей сохранилась до наших дней.

храм николая чудотворца в третьяковской галерее Портрет Павла Михайловича Третьякова. (Иван Крамской)

Павел Михайлович Третьяков, ставший прихожанином храма, не был старостой, как предполагают наши современники, но его авторитет выделял владельца галереи из общины. В воспоминаниях о нем старец Алексий Зосимовский писал: «Как дорожили сограждане Иова участием его в народных совещаниях (Иов. 29: 7–25 ), так и здесь. Прибытие Павла Михайловича в приходское собрание каждый считал имеющим большое значение». Его слова ждали и высоко ценили. Неукоснительно посещая праздничные богослужения, он очень огорчался, если кто-то из сотрудников его частной галереи отсутствовал на божественной литургии.

Интересна история обитателей усадьбы Демидовых, которая также была очень тесно связана с Толмачевском приходом. В начале 60-х годов она переходит в руки Марии Федоровны Сологуб. Ее дом становится известным в Москве литературным салоном. В свое время в усадьбе бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. Но истинную славу ей принесло общество славянофилов. Переехавший в это же время в Москву родной брат Марии Федоровны, Юрий Федорович Самарин, проживает в основном в ее имении, в Толмачевском приходе. Он и его сподвижники много способствовали развитию христианской философии, основанной на глубокой укорененности в предании Церкви. Толмачи также были вовлечены в этот процесс возрождения человеческого духа. В 1860 году настоятель Толмачевского храма отец Василий Нечаев вместе со священниками Алексием Ключаревым (впоследствии архиепископ Харьковский Амвросий) и Василием Лебедевым основал журнал «Душеполезное чтение», а с 1866 года остался единоличным его редактором-издателем.

храм николая чудотворца в третьяковской галерее Журнал «Душеполезное чтение»

В этом занятии ему немало помогал диакон Федор Соловьев, в будущем прославленный старец схииеромонах Алексий Зосимовский. Рано овдовевший отец Федор все свои духовные силы направил на христианское просвещение. В 1870 году он издает книгу, посвященную своему родному приходу. В ней он рассказывает историю храма с первого о нем упоминания до последних десятилетий XIX века. Сам отец Василий, рано овдовев, принял монашество с именем Виссарион и в 1889 году был рукоположен в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. В 1891 году он был переведен на Костромскую кафедру. Скончался владыка Виссарион в 1905 году.

храм николая чудотворца в третьяковской галерее Епископ Виссарион Нечаев

храм николая чудотворца в третьяковской галерее Схииеромонах Алексий Зосимовский (диакон Федор Соловьев)

В конце столетия усадьба Демидовых, с которой так тесно связана жизнь Толмачей, была выкуплена городской администрацией. С 1882 по 1917 году здесь находилась 6-я мужская московская гимназия. В ней учились артист Н.П. Хмелев, кинорежиссер В.И. Пудовкин, писатель И.С. Шмелев, педагог С.Т. Шацкий и известный апологет христианского образа жизни епископ Васильсурский Варнава (Беляев), в советские времена принявший на себя подвиг юродства.

храм николая чудотворца в третьяковской галерее Вид на храм в 1882г.

Новый XX век стал поистине переломным для судеб многих людей и храмов. 6 апреля 1922 года в храме было изъято 157 килограммов золотых и серебряных изделий. Церковь была закрыта в 1929 году. Об этом сохранился подлинный рассказ свидетеля разорения, сына последнего настоятеля храма Н.И. Четверухина:

храм николая чудотворца в третьяковской галерее Последний настоятель храма отец Илья (Четвертухин) 1929г.

«Однажды, когда папа вернулся из храма от литургии, в дверь постучали. Вошедший сказал, что он просит папу открыть храм и достать опись имущества, так как пришла комиссия принимать храм. Папа перекрестился, послал меня за ключами, взял большие конторские книги, где были записаны иконы, облачения, утварь, книги и лампады, принадлежавшие храму, и пошел на паперть. На ступенях, ведущих к храму, стояли незнакомые люди, вошедшие вместе с нами в отпертые матушкой Любовью двери. Не все из них сняли кепки. Мы, войдя, перекрестились. Церковь еще хранила тепло утренней молитвы. Где-то горела непотушенная лампада, пахло ладаном, маслом, воском, и в солнечных лучах клубился голубоватый воздух. …Но люди у входа стряхнули с себя минутное оцепенение, зашевелились, заговорили, что-то сказал папа, отдал им книги, а сам отпер дверцы шкафов и ящиков, открыл вход в ризницу и врата алтаря и началось движение. Вошедшие разбрелись по всему помещению, глядя на иконы, паникадила, подсвечники, что-то считая и отмечая в книгах. Папа то посылал меня в дом отнести его собственные богослужебные книги, находившиеся в церкви, то принести из дома церковные иконы, которые постоянно подновлял папа. Царские врата, раскрытые настежь, превратились в обыкновенные двери, и за ними виделся опустевший престол, и к нему прикасались, что-то ставили на него и, облокотившись, писали чужие неблагоговейные люди. …Наконец формальности закончились, и папа, матушка Любовь и я стали лишними. На пороге я остановился. Пришлось сделать усилие, чтобы не перекреститься. Было очевидно, но в меня не вмещалось, что я все это вижу в последний, последний на земле раз. Что завтра ничего этого не будет. Пока еще стояло на своем месте Распятие, привычно глядели глаза святых на иконах, но вместо ладана уже тянуло откуда-то табаком, постукивал молоток, скрипело отдираемое дерево, и кто-то бесцеремонно окликал другого через все помещение, насвистывал и притоптывал». («Воспоминание о закрытии храма»)

храм николая чудотворца в третьяковской галерее Постановление о закрытии храма храм николая чудотворца в третьяковской галерее Храм, переделанный под хранилище

Храм вплоть до 1990-х годов занимали службы Третьяковской галереи. Внутри все переделали и разгородили на несколько этажей. Николаевская в Толмачах церковь ушла в небытие, а история этого милого места в Замоскворечье была написана новыми именами. В 1930-е годы в переулке появляется новое здание – писательский дом, выстроенный по проекту архитектора И.И. Николаева. Трудно даже перечислить всех его известных жильцов. Тут жили А. Барто, И. Бехер, И. Ильф, Е. Петров, Э. Казакевич, А. Макаренко, Н. Погодин, Б. Пастернак, М. Пришвин, К. Паустовский, К. Федин и многие, многие другие. Писательский дом – один из самых молодых в древнем переулке, а один из самых старых находится в его дворе – большие каменные палаты. Наиболее древняя их часть находится с юго-западной стороны – одноэтажные палаты, датируемые второй половиной XVII века, возможно, они принадлежали еще думному дьяку при царе Алексее Михайловиче, Семену Степановичу Титову. Сегодня обновленный храм окружает инженерный корпус Третьяковской галереи. В нем находятся системы кондиционирования, поддерживающие температуру и влажность не только в помещениях галереи, но также и в помещении храма. Усадьба Демидовых – теперь Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, дом священника занят магазином «Мебель для дома», приходской дом принадлежит коммерческим структурам, а дом просфорни, находящийся в непосредственной близости от храма, реконструирован одним из московских банков.

Материал подготовил иерей Алексей Лымарев

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *