храм николая чудотворца в твери сайт
Храм святителя Николая Мирликийского (Тверь)
Мiръ Россия Тверская область Тверь Храм святителя Николая Мирликийского (Тверь)
Храм святителя Николая Мирликийского в городе Тверь — уникальный памятник русской архитектуры, ориентированный на московское зодчество 17 века. Архитектурный стиль Никольской церкви поправу называли «дивным узорочьем». Возведен храм был в 1902-1909 годах в рабочем поселке при Морозовской мануфактуре.
Содержание
История и описание [ править ]
Никольская церковь на Красной слободе расположена на берегу реки Волги и неподалёку от реки Тьмаки, на юго-западной стороне Затьмачья. Название «Красная слобода» происходит от слова «красивая», «прекрасная». Это была уютная слободка Морозовских промышленников, которая возникла в Твери на рубеже 19-20 веков.
На слободе жили семьи рабочих Морозовских заводов, их называли Тверские мануфактурщики. Благодаря именно этим людям и возник Свято-Никольский храмовый комплекс. Для детей Морозовской слободы решено было построить церковь святителя Николы с церковно-приходской школой по проекту епархиального архитектора А. П. Фёдорова.
Закладка первого камня состоялась в 1902 году. После праздничного богослужения в Тверском Христорождественском монастыре архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) прибыл на Красную слободу с многочисленным народом и освятил место для строительства Свято-Никольского комплекса.
В связи с тем, что подрастающему поколению промышленников необходима была церковно-приходская школа, то строительство началось именно с неё. И уже в 1904 году Краснослободская церковно-приходская школа приняла своих первых воспитанников. Из-за волнений 1905 года финансирование, которое поступало с Морозовской мануфактуры, прекратилось. Но даже Морозовские пролетарии понимали, что начатое дело необходимо закончить. И усилиями Морозовских рабочих церковь была достроена, но по упрощённому проекту В. К. Терского: вместо запланированного пятиглавая возвели четырёхскатную, шатровую кровлю с одной главкой, увенчанную крестом. Кроме церкви была построена и звонница с открытым ярусом, которая галереями-папертями соединялась с церковью и школой.
Общая композиция храмового комплекса сильно вытянута по оси восток — запад. К классическому четверику церкви примыкает полукруглая вытянутая алтарная абсида — это центральный алтарь, посвящённый в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца. С юга и севера симметрично примыкают прямоугольные пределы с трёхгранными абсидами алтарей: северного — в честь Федоровской иконы Богородицы и южного — в честь Архистратига Божия Михаила. С запада к четверику храма примыкает равновеликий притвор, который через галерею-паперть соединяется со звонницей и церковно-приходской школой. Стены приделов и алтарных апсид украшены арочными окнами в рамочных наличниках с килевидными очельями. Боковые фасады приделов и апсид завершены аттиковым ярусом с рядом килевидных кокошников. На фасадах четверика расположено по два арочных окна и киот между ними. Окна обрамлены колончатыми наличниками с килевидными очельями. Углы четверика выложены фигурными колонами.
Из описания церкви видно, что Свято-Никольский храмовый комплекс — это уникальный памятник русской архитектуры, ориентированный на московское зодчество 17 века. Архитектурный стиль Никольской церкви поправу называли «дивным узорочьем».
Освящение Свято-Никольского храмового комплекса совершил архиепископ Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий) в 1909году в сослуженинии духовенства и в присутствии многочисленных мирян. Это было великое событие для жителей города Твери, но особенно большая радость о постройке переполняла сердца преподавателей и воспитанников Свято-Никольской Краснослободской церковно-приходской школы. Ведь они уже пять лет ожидали этого события.
Замечательно то, что учителями детей Морозовских рабочих были священники, назначенные для службы в Никольскую церковь.
Дивную гармонию образования и церковного воспитания нарушили в 1917 году. Священники еще служили в храме Николая Чудотворца до 1937 года, но Краснослободскую школу сразу же после «декрета Ленина» закрыли. Это было роковое предвестие. 1937 год стал для Никольской церкви «голгофским годом». Священника Всеволода Соболева не расстреляли комиссары только лишь из-за того, что рабочие заступились за своего любимого законоучителя. Священник Василий Владимирский, несмотря на страдания его многочисленного семейства, был сослан и мученически погиб в Средней Азии. Никольскую церковь закрыли и начали разрушать. Палачи-ленинцы сбросили Кресты, разбили колокола, взорвали звонницу, обезглавили церковь. Но так как советской власти требовались помещения, Никольскую церковь не разрушили до основания. После 1937 года здание разрушенной Церкви было передано в военное ведомство. В последнее время Свято-Никольский храмовый комплекс находился на балансе РОСТО (ДОСААФ). В церкви разместили парашютный класс, автошколу и клуб служебного собаководства.
Современное состояние [ править ]
С твердым намерением возродить Никольский храм церковная община молится и совершает все службы.
Первая литургия во вновь открывшемся храме была совершена на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 2003 года. С тех пор службы в храме совершаются регулярно по субботам, воскресным дням и в двунадесятые, великие праздники. Каждый четверг поется акафист Николаю Чудотворцу, а в воскресный вечер — акафист Архистратигу Божию Михаилу и Феодоровской Иконе Божией Матери. После воскресной литургии совершается водосвятный молебен.
Кроме богослужебной деятельности Свято-Никольский приход занимается и благотворительной деятельностью: так по воскресным дням и четвергам прихожанам раздаются хлебобулочные изделия, в престольные праздники устраивается трапеза для всех прихожан. При приходе работает часовня Матроны Московской во второй Детской Больнице, где по понедельникам совершается молебен святой Матроне.
Никольские священники подражая своим предшественникам занимаются преподавательской деятельностью: ими окормляется ДС в честь святого князя Михаила Тверского, а в Тверском лицее, СШ №1 дети занимаются по направлениям «ОДК» и «Основы мировых религий».
При Никольском приходе действуют две библиотеки и две Воскресные школы в Никольской и Арсеньевской церквях. С 2008 года в Никольской церкви действует Клуб религиозно-патриотического воспитания «ПЕРЕСВЕТ», в котором трудятся два преподавателя военно-патриотических дисциплин и один преподаватель ОПК (основ православной культуры).
Ремонтно-восстановительные работы по возрождению Свято-Никольского комплекса продолжаются, а вновь построенная звонница уже призывает на богослужение жителей Пролетарского района. Вновь воссоздана шатровая четырёхскатная кровля, увенчанная серебристым куполом с крестом, иконостасы, киоты.
Святыни [ править ]
Основной святыней Никольского прихода является икона с частицей мощей Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца она находится в арке между центральным и южным (Архангельским) пределами.
В центральном Алтаре Никольского храма находится ковчег с частицей мощей преподобного Иосифа Волоцкого Чудотворца, который выносится для поклонения при молебном пении каждый четвёртый четверг месяца в 11.00. В это же время совершается молебен всем святым.
Возле Федоровского предела церкви находятся две иконы Собора святых Киево-Печерских с частицами мощей: преподобного Моисея Угрина, преподобного Ильи Муромского, преподобного Нестора Летописца, преподобного Агапита Врача, священномученика Владимира (Богоявленского), преподобного Сергия Послушливого, преподобного Алипия Иконописца, преподобного Лаврентия, преподобного Григория, преподобного Паисия, преподобного Силуана, преподобного Лонгина, преподобного Зинона, преподобного Агафона, преподобного Ахилы диакона, преподобного Вениамина, преподобного Иоанна, преподобного Иллариона, преподобного Пимена, преподобного Арсения Трудолюбивого.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 170001, город Тверь, улица 4-ой Красной слободы, дом 26
Паломнику [ править ]
Вечернее Богослужение — в 17.00 по пятницам. В субботу Литургия — в 8.00
Всенощное бдение — по субботам в 17.00. Воскресная Литургия начинается в 9:00
Таинство Исповеди — за 30 минут до Литургии.
Молебен святителю Арсению Тверскому — по средам в 11:00.
Акафист святителю Николаю — по четвергам в 11.00
Фото [ править ]
Иконостас церкви Николая Чудотворца в Красной Слободе
Иконостас церкви Николая Чудотворца в Красной Слободе
Иконостас правого придела Михаила Архангела
Иконостас левого придела иконы Божией Матери Феодоровская
Храм николая чудотворца в твери сайт
В связи с тем, что подрастающему поколению промышленников необходима была церковно-приходская школа, то строительство началось именно с неё. И уже в 1904 году Краснослободская церковно-приходская школа приняла своих первых воспитанников. Из-за волнений 1905 года финансирование, которое поступало с Морозовской мануфактуры, прекратилось. Но даже Морозовские пролетарии понимал, что начатое дело необходимо закончить. И усилиями Морозовских рабочих церковь была достроена, но по упрощённому проекту В.К. Терского: вместо запланированного пятиглавая возвели четырёхскатную, шатровую кровлю с одной главкой, увенчанную крестом. Кроме церкви была построена и звонница с открытым ярусом, которая галереями-папертями соединялась с церковью и школой.
Общая композиция храмового комплекса сильно вытянута по оси восток – запад. К классическому четверику церкви примыкает полукруглая вытянутая алтарная абсида – это центральный алтарь, посвящённый в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца. С юга и севера симметрично примыкают прямоугольные пределы с трёхгранными абсидами алтарей: северного в честь Федоровской иконы Богородицы и южного в честь Архистратига Божия Михаила. С запада к четверику храма примыкает равновеликий притвор, который через галерею-паперть соединяется со звонницей и церковно-приходской школой.
Стены пределов и алтарных абсид украшены арочными окнами в рамочных наличниках с килевидными очельями. Боковые фасады пределов и абсид завершены аттиковым ярусом с рядом килевидных кокошников. На фасадах четверика расположено по два арочных окна и киот между ними. Окна обрамлены колончатыми наличниками с килевидными очельями. Углы четверика выложены фигурными колонами.
Освящение Свято-Никольского храмового комплекса совершил архиепископ Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий) в 1909году в сослуженинии духовенства и в присутствии многочисленных мирян. Это было великое событие для жителей города Твери, но особенно большая радость о постройке переполняла сердца преподавателей и воспитанников Свято-Никольской Краснослободской церковно-приходской школы. Ведь они уже пять лет ожидали этого события.
Замечательно то, что учителями детей Морозовских рабочих были священники, назначенные для службы в Никольскую церковь. Нам известны имена некоторых из них.
От родственников отца Всеволода нам удалось узнать, что батюшка был, любим рабочим людом Красной слободы (Морозовских пролетариев), и арест его в 1923 году был невозможен. Представьте себе: священник служит, воспитывает в церковно-приходской школе детей рабочих, а его под канвой? Видно это был нонсенс и для красноармейцев! Всё же унизительных обысков и подселения наблюдателя не удалось избежать даже горячо любимому народом батюшке.
О его судьбе в годы власти безбожников ничего не известно.
Особенно важно упомянуть о главном сокровище нашего храма. О нашем Никольском исповеднике священнике Василии Владимирском. Весьма скудные сведения сохранились о нем в архивах.
Рассказывая о наших Никольских батюшках мы невольно коснулись эпохи воинствующего красного террора, из-за которого страдали множество людей, а так же был изуродован наш Свято-Никольский храмовый комплекс.
Наше время можно определить как время возрождения и воссоздания утраченного традиционного культурного наследия. С твердым намерением возродить Никольский храм наша церковная община совершала и совершает все службы, молилась и молится за наших благодетелей. Считаю своим долгом поблагодарить всех наших прихожан за посильные вклады в возрождение храма Николая угодника. Многая лета и крепкого здравия желаем ктиторам и меценатам нашей церкви и многим людям, которые помогали возрождать наш святой храм.
Несомненно, Богослужение- это основная деятельность нашей Церкви. Первая литургия во вьновьоткрывшемся храме была совершена на праздник Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 2003 года. С тех пор службы в нашем храме совершаются регулярно по субботам, воскресным дням и в двунадесятые, великие праздники. Каждый четверг в нашей церкви совершается Акафист Николаю Чудотворцу, а в воскресный вечер Акафист Архистратигу Божию Михаилу и Феодоровской Иконе Божией Матери. После воскресной литургии совершается водосвятный молебен.
Никольские священники подражая своим предшественникам занимаются преподавательской деятельностью: окормляется ДС в честь св. бл. кн. Михаила Тверского, а в Тверском лицее, СШ №1 дети занимаются по направлениям «ОДК» и «Основы мировых религий».
При Никольском приходе действуют две библиотеки и две Воскресные школы в Никольской и Арсеньевской церквях. С 2008 года в Никольской церкви действует Клуб религиозно-патриотического воспитания «ПЕРЕСВЕТ», в котором трудятся два преподавателя военно-патриотических дисциплин и один преподаватель ОПК (основ православной культуры).
Дай Бог, чтобы рука человека любой идеологии никогда больше не поднялась на разрушение Божественной красоты Дома Божия.
Настоятель Никольской Церкви
иерей Сергий Дроба
Храм во имя святителя Николая Чудотворца
Храм построен и освящен в 1872 году. В ночь на 6 января 1883 года в церкви случился пожар, после которого прихожане решили возвести каменный храм.
Показать полностью. В 1893 году был освящен главный алтарь нового Николаевского храма, а в 1895 году последовало освящение двух его приделов: левый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел во имя Святого пророка Божия Илии.
Величественную церковь построили с использованием элементов древнерусского зодчества, в 1899 году она была обнесена красивой каменной оградой, сохранившейся до наших дней. Также сохранилось богатое убранство храма: часть настенных росписей, старинные иконы, необычайно красивый резной иконостас. Паникадило, украсившее купол церкви, еще до революции из Нижнего Новгорода привез купец Карпов, он завещал, чтобы в церкви венчали и отпевали под этим паникадилом.
В годы советской власти Николаевский храм никогда не закрывался и не был разорен, сохранив особую духовную благодать, присущую старинным церквям. Когда в 30-е годы местные власти предприняли первую серьезную попытку закрыть храм, колокола звонили как при пожаре. За церковной оградой собралось много людей. Они не позволили представителям властей подойти к церкви. Те угрожали, стреляли в воздух, обещали на днях открыть в храме столовую. Но люди были готовы стоять насмерть. С каждым днем усиливалась антирелигиозная пропаганда, проводились митинги и собрания, но верующие оказались непоколебимы в убежденности отстоять свой храм. Во время одной из стычек, после окончательного решения о закрытии храма, представители местных властей потребовали ключи от церкви, начали грозить батюшке расстрелом. Но на защиту священника встали прихожане, вперед вышла староста церкви Анна Федоровна Гамалеева: «Лучше стреляйте в меня, ключи от церкви не отдам!» Вскоре Анна Федоровна поехала к председателю ЦИК СССР М.И.Калинину – добиваться отмены решения о закрытии храма. В это время обязанности старосты храма приняла на себя монахиня Анания. Несмотря на угрозы, сестра Анания сохраняла ключи от храма и не позволяла безбожникам надругаться над церквью и ее святынями. Женщине грозили физической расправой, но случилось чудо: из Москвы пришла резолюция о сохранении службы в храме. Колокола все же пришлось снять. Необычайно жалобно и надрывно звенели они, сбрасываемые на землю. Десятки людей, встав на колени, молились и плакали.
Советской властью были репрессированы служащие в храме: священник Морозов Иван Петрович, арестован 02.08.1929 года, приговорён к трём годам ссылки, и священник Черных Игнатий Алексеевич арестован 16.11.1937 года, приговорён к 10 годам лагерей. Дальнейшая судьба их неизвестна.
По некоторым данным, в самом конце 30-х – начале 40-х годов службы в храме не велись. Рассказывают, что председатель местного колхоза, который в детстве был сиротой и воспитывался в семье богобоязненной женщины, оказался памятливым и совестливым человеком, и, несмотря на новые порядки, под страхом сурового наказания запретил растаскивать и грабить церковное имущество. С этих же времен сохранилось местное предание о лампадке, которая сама собой горела в храме никем не поддерживаемая, как бы сохраняя связь времен. Сохранился также рассказ о неведомом старичке, который в самые суровые времена по ночам останавливал грабителей, покушавшихся на церковные святыни: говорят сам любимый народный святой Николай Чудотворец становился на пути разбойников, защищая храм.
С уходом безбожной власти жизнь храма, как и всей Русской Православной Церкви, оживилась: в 1993 году вновь открылась Церковно-приходская воскресная школа, в тоже время заменена основная часть кровли, в 1997 г. воссоздана старая система отопления, в 2000-2001гг. закончен ремонт кровли (куполов и маковок), ремонтные работы продолжаются и по сей день.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена
Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена
10 ноября – День памяти (преставление) святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709).
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином.
Показать полностью. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.
В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября/10 ноября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
21 сентября/4 октября 1752 года, при разобpании опустившегося помоста в церкви Зачатия Богоматери, обретены были нетленными его святые мощи в согнившем гробе, равно как и святительская его одежда, и от них, как от благодатного источника, начали истекать исцеления одержимых различными болезнями: слепые прозревали, немые говорили, расслабленные двигались, и бесы изгонялись молитвами, совершавшимися при святых мощах. Внимая этим ясным указаниям Божественного промысла, Святейший Синод, по свидетельствовании святых мощей и бывших чудес, причислил святителя Димитрия к лику новоявленных чудотворцев Российских 22 апреля 1757 года. Преемнику его по кафедре Ростовской, митрополиту Арсению, поручено было составить жизнеописание святого, а службу ему написал Амвросий, епископ Переяславский, впоследствии архиепископ первопрестольной столицы, где мученически окончил дни свои. В следующем году благочестивая императрица Елизавета по усердию к святителю устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма: такая царственная почесть была опять воздана Угоднику Божию.
Совершаются и до сих пор благодатные исцеления при мощах святителя, над которыми, уже в наше время, 40 лет неусыпно бодрствовал другой подвижник, гробовой старец иеромонах Амфилохий, оставивший по себе благую память и возлегший как бы на страже у порога церковного того храма, где покоятся мощи святителя (там же в преддверии почивает и его благочестивый племянник архимандрит Иннокентий, долго бывший настоятелем Яковлевской обители). Прославим Господа по неизреченной Своей милости, проявившего столько благочестия уже во дни наши, в смиренном городе Ростове, и прославившего там многими чудесами нового великого светильника Российской земли, который является скорым помощником для призывающих его святое имя. Молитвами этого великого Православия ревнителя и искоренителя расколов, целебника Российского и цевницы духовной уцеломудряющей всех своими писаниями, да сподобимся и мы быть написанными в книге жизни Агнца Божия вместе со всеми от века ему угодившими, к лику коих причислен и святитель Ростовский Димитрий.
С 10 ноября 1991 года честны́е мощи святителя Димитрия пребывают в Яковлевском храме, справа от царских врат.
Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю, Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче, списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́, цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую, и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую, всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую, ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия, той бо все́м вся написа́, я́же к наставле́нию, да всех приобря́щет, я́коже Па́вел Христу́, и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.
О святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Человеколю́бцу Бо́гу о раба́х Бо́жиих (имена). Умоли́ Его́ благосе́рдие, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни: изба́ви нас от возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных; пода́ждь нам твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кой беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и покланя́емаго в трех ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.