храм николая чудотворца в вологде
Храм святителя Николая на Глинках
Мы рады приветствовать Вас в официальной группе Архиерейского подворья храма святителя Николая на Глинках города Вологды!
В храме два Престола, в верхнем храме — в честь Всех святых, в нижнем — в честь Святителя Николая Чудотворца.
Молитвами святителя Николая пусть Господь спасет и помилует всех нас!
Храм святителя Николая на Глинках запись закреплена
Храм святителя Николая на Глинках запись закреплена
Святые мученики Терентий и Неонилла и чада их: Сарвил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникия претерпели мученическую кончину от гонителей христианства в царствование Декия (249–251). Ревностно исповедовали они Христа и порицали идолопоклонство. За это язычники подвергли всю христианскую семью страшным мучениям и пыткам, но не добились их отречения от истинной веры. Святые мученики были обезглавлены.
Храм святителя Николая на Глинках запись закреплена
Храм святителя Николая на Глинках запись закреплена
Храм святителя Николая на Глинках запись закреплена
Юноша Нестор был учеником святого Димитрия Солунского, приходивший в тюрьму слушать его наставления. По случаю императорского прибытия в Солуни происходили гладиаторские игры. Некий германец Лий, любимый силач императора, одолевал всех и сбрасывал с помоста на острые копья. Нестор, видя, как Лий убивал христиан, решился вступить в борьбу с ним и пошел к Димитрию в темницу просить его молитвы и благословения. Святый осенил его крестным знамением и сказал: «Лия победишь и сам постраждешь за Христа!» Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил его с помоста на копья. Взбешенный император, узнав, что Нестор – христианин и ученик святого Димитрия, повелел немедленно казнить святого, который был тотчас обезглавлен.
Храм святителя Николая на Глинках запись закреплена
Родители, тайные христиане, крестили Димитрия и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.
Показать полностью. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий – христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу. По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.
Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324–337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ. Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Храм святителя Николая во Владычной слободе
Храм святителя Николая во Владычной слободе запись закреплена
Храм святителя Николая во Владычной слободе запись закреплена
Храм святителя Николая во Владычной слободе запись закреплена
Храм святителя Николая во Владычной слободе запись закреплена
4 ноября наша страна праздновала День народного единства. Праздник необычный, церковно-государственный!
Этот день, связанный с самыми лучшими традициями русского народа: взаимовыручкой, волей к победе и стремлением к порядку – промыслительно выпадает на весьма значимый церковный праздник – День Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Показать полностью.
Он призван воскресить в уме русского человека события 400-летней давности, которыми окончилось Смутное время, был установлен в 2004 году. Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом отвоевали Китай-город, тем самым освободив Москву от польских интервентов. Всё это совершилось не без помощи Божией Матери, Казанскую икону которой ратники Второго ополчения с молитвой несли перед собой.
Позже, в 1649 году царь Алексей Михайлович указом объявил День Казанской иконы Божией Матери государственным праздником, а его сын Пётр Великий присвоил Минину и Пожарскому титул «Спасителей Отечества».
День народного единства – это повод для всех граждан России осознать и почувствовать себя единым народом и выразить в народных шествиях и крестных ходах свою причастность к истории и культуре нашего Отечества.
Храм святителя Николая во Владычной слободе запись закреплена
Неонилла Миронова-Казакова
Храм святителя Николая во Владычной слободе запись закреплена
Храм святителя Николая во Владычной слободе запись закреплена
Протоиерей-Андрей Исаев
Иерей Георгий Максимов
Четыре типичных ошибки при исповеди, которых стоит избегать
Я хотел бы предостеречь о некоторых ошибках, которые нередко совершают православные христиане во время исповеди.
Показать полностью.
Хотелось бы от этого предостеречь. Само стремление оправдаться на исповеди может маскироваться под что-то невинное, например, просто под желание все в точности объяснить священнику, «чтобы батюшка понял все обстоятельства» и так далее. А в результате это приводит к повторению греха Адама и Евы. Когда Господь после грехопадения спросил, что они сделали, давая тем самым им возможность принести покаяние, они вместо покаяния начали сваливать свою вину на кого угодно, кроме себя. И мы знаем, чем все это закончилось.
Иногда, хотя и гораздо реже, христиане впадают в другую крайность и начинают преувеличивать свои грехи. Например, человек кается в прелюбодеяния, хотя на самом деле прелюбодеяния он не совершил, а просто посмотрел с вожделением на другую женщину. Помня слова Евангелия о том, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5:28), такой человек, однако, не говорит: «я прелюбодействовал в сердце своем», а просто: «прелюбодействовал», тем самым вводя в заблуждение священника как свидетеля покаяния. Некоторые исповедуют пришедший хульный помысел как уже состоявшееся отречение от Бога, и так далее.
Это тоже ошибка. Во время исповеди не следует ни преуменьшать ни преувеличивать свои прегрешения, а просто называть все как есть, максимально честно.
Способом сокрытия грехов на исповеди являются и такие по-видимому смиренные, но общие фразы как «всем грешна, батюшка» или «я великий грешник», если при этом человек не называет конкретно того, в чем он грешен. Разумеется, недопустимо сознательное утаивание какого-либо греха на исповеди. Об этом священник читает в том же тексте из требника перед исповедью: «Аще же что скрыеши, сугуб грех имаши», то есть, если утаишь что-либо, то не только не получишь пользы от исповеди, но совершишь еще больший грех.
Подчеркну, что речь идет именно о сознательно скрываемых грехах, а не о том, что человек просто забыл сказать во время исповеди. Изводить себя тем, что нечто забыл произнести, не стоит – это тоже искушение, через которое бесы пытаются смутить христианина и отвратить его от Причастия. Вспомненные после исповеди грехи нужно просто назвать во время следующей исповеди.
Еще хочу сказать относительно блудных грехов. Святые отцы говорили, что не следует исповедовать их в подробностях, достаточно просто называть сам грех. Так, например, преподобный Макарий Оптинский пишет: «на вопрос твой об исповеди скажу: святые отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы воспоминанием подробностей не осквернять чувств, а сказать просто вид греха, а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя». То же советует и преподобный Никон Оптинский: «Не следует говорить подробности лишние, которые не объясняют сути дела, а только живописно рисуют их. Такую живопись картин греха, не чуждую услаждения воспоминанием греха, особенно в блудных делах, отцы не советуют дозволять себе, чтобы сердце, еще любящее грех, не умедлило и не усладилось грехом».
Разные хульные помыслы, которые приходят в голову, тоже не нужно в подробностях пересказывать, потому что таким образом мы даём им жить и распространяем их, хотя бы и в рамках исповеди. Не нужно давать им жизнь! Когда приходят хульные помыслы, нужно их просто игнорировать либо отсекать молитвой. Если получилось, то сразу, если не получилось сразу, то впоследствии, и на исповеди сказать просто, что были хульные помыслы или блудные помыслы, без подробностей. Чтобы не давать этим помыслам жизни ни в нашей голове все то время, пока мы несём их на исповедь, ни в самом таинстве исповеди. Как мусор мы выбрасываем, не рассматривая его подробно, точно так же и в этом случае нужно просто называть, не вдаваясь в детали.
Церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе
Церковь Николая Чудотворца в Вологде, недалеко от Красного моста, является одним из старейших храмов в городе, а своим необычным названием обязана району нахождения, который до середины XVII века находился во владении архиерейского дома. Сама же каменная церковь построена в 1669 году.
В свое время храм не относился к числу первых каменных строений в Вологде, но за счет того, что многие церковные объекты до нашего времени не сохранились, по возрасту церковь Николая Чудотворца находится на почетном третьем месте в городе.
Приход церкви был одним из наиболее больших в городе. Если в 1781 году в него входило 72 двора (третий результат), то уже 1892 году количество прихожан составило 847 человек, что позволило выйти на второе место. Основной стилистикой объекта выбрано барокко, при этом отказ от традиционной росписи нивелируется обилием лепнины, покрывающей не только своды и арки, но и основные столбы. Ранее в церкви имелся оригинальный иконостас, сочетающий в себе резьбу по дереву с живописью и скульптурными композициями.
В начале 1930 года храм был закрыт, его колокола сняты, а позднее избавилась советская власть и от куполообразной крыши. Первое время, пустующее строение использовалось для размещения раскулаченных крестьян с юга и центральных районов России. Позднее на территории начала функционировать игрушечная фабрика.
С начала 1990 годов начался общественный сбор средств на восстановление церкви. В процессе реставрации удалось не только восстановить купол здания, но и преобразить внутренние помещения, где появилась новая кирпичная кладка.
В сентябре 1998 года в церковь в торжественной обстановке были перенесены мощи Святителя Антония, короткое время в конце XVI века занимавшего должность епископа Вологодского.
Храм Николая Чудотворца (Вологда)
Храм Свято́го Никола́я Чудотво́рца во Влады́чной слободе́ — один из старейших сохранившихся храмов города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году. Владычная слобода — район в Заречье, получила название по принадлежности до 1649 года вологодскому Архиерейскому дому (владыке).
Содержание
История [ править ]
Первоначально храм Святителя Николая во Владычной слободе был деревянный. О нем известно уже со второй половины XVI века. В ряде документов XVII века указывается, что приход принадлежал Вологодскому архиерейскому дому.
Владычная слобода перестала существовать с середины XVII века, когда правительство под давлением дворянства и посадского населения запретило духовенству приобретать новые земли. Владычная слобода стала принадлежать посаду.
Эта церковь принадлежит к старейшим по времени построения церквям города Вологды. В окладной книге преосвященнейшего Гавриила, Архиепископа Вологодского и Белоезерского, относящейся к 1691 году упоминается храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети. По некоторым замечаниям автора книги можно судить, что возведение его относится в 1669 году.
Приход начал возрождаться в 1993 году. Во время реставрации церкви Николая Чудотворца были установлены новые купола, появилась новая кирпичная кладка внутри помещения.
Современное состояние [ править ]
Описание [ править ]
Храм выделяется среди созданных в то же время в Вологде аналогов большими размерами, пятью световыми барабанами и двустолпным строением. В остальных чертах (высокий подклет, внешний декор, двухапсидность, перестроенная в XVIII веке колокольня) церковь Николая во Владычной слободе — типичный для Вологды посадский храм второй половины XVII века.
Г. К. Лукомский так описывал храм: «Церковь св. Николая во Владычной слободе представляет собою очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво по композиции поставленными, куполами. Хороши формы блестящих, упругих, луковичных глав, барабаны убраны, как и в Иоанновской церкви в Дюдиковой пустыни, арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными по середине гирьками». В деталях обработки фасадов куба заметно стремление к декоративизму, выраженное особенно ярко в больших закомарах, отделенных от стен карнизом. Здесь ещё в начале XX века находились живописные клейма с изображением двунадесятых праздников. Стенной живописью были также украшены всходы в верхний храм. Примыкающая к церкви с западной стороны трапезная связывает храм с изящной ярусной колокольней, выстроенной в середине XVIII века. Её стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших, поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени. Самый тяжёлый колокол на колокольне весом 2 тонны отлил в 1782 году в Москве мастер Асан Струговщиков.
Интересна алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид — приём, встречающийся в ряде вологодских храмов (церкви Константина и Елены, тёплая Димитрия Прилуцкого (Успения Божией Матери)).
Интерьер Никольского храма был выполнен в стиле барокко. Стенную роспись заменяла богатая орнаментальная лепка, покрывавшая своды, арки и столбы. В церкви имелся иконостас в стиле Людовика XVI, сочетавший в себе живопись, скульптуру и деревянную резьбу.
Деятельность прихода [ править ]
Воскресная школа для детей: занятия в 11-30 по субботам и воскресеньям в здании воскресной школы.
Семейный туристический клуб «Ковчег».
Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе
Построенный в конце XVII в, храм Николая Чудотворца действует в наши дни. Постройка является одной из старейших в Вологде из действующих в наши дни, моложе только Софийского собора и церкви Димитрия Прилуцкого. Здание храма Николая Чудотворца расположено во Владычной Слободе, которая находится по левому берегу реки Вологды.
История
Здание было восьмым во Владычной Слободе, однако другие церкви не сохранились до наших дней. Строительство завершилось в 1669 г, название церкви святого Николая появилось благодаря принадлежности к Архиерейскому дому. История храма насчитывает несколько знаменательных этапов:
С 1994 г здание было передано во владение православной церкви.
Архитектура
Церковь Николая отличается большим размером по сравнению с другими постройками из камня того же периода. Архитектура здания типична для Вологды XVII века:
Интерьер храма во Владычной Слободе двустолпный. На этажах в центральной части выделяются 2 мощных столба. Эти столбы поддерживают сложную систему внутренних перекрытий. Двустолпная система выстраивания церковных интерьеров чрезвычайна редка для русской архитектуры данного периода, из-за чего храм в Вологде ценится еще выше. В 1793 г интерьер здания также был оформлен пышной барочной отделкой. Вместо росписи, в храм добавили лепнину орнаментного типа. Лепка покрывает стены, своды, арки храма и сохранилась до наших дней. Дополнительное интерьерное украшение – иконостас с элементами живописи, резьбу и скульптуры из дерева.
К церкви Николая прилегает изящная колокольня, достроенная только в XVIII в. Колокольня имеет ярусное строение, заменившее шатровую архитектуру и широко распространенное в Вологде того периода.
На данный момент храм продолжают реставрировать и достраивать.
Святыни
В храме хранятся святыни:
Расписание богослужений
В церкви во Владычной Слободе регулярно проводятся богослужения:
Престольные праздники храма:
Церковь также ведет социальную деятельность:
Богослужения в церкви ведутся на старославянском языке.
Как добраться до храма Николая Чудотворца во Владычной Слободе
Храм расположен по адресу: Россия, Вологодская обл., г Вологда, ул. Гоголя, 108.
Добраться до Владычной Слободы можно несколькими способами:
Контактные данные
Храм ведет активную жизнь в интернете. На официальном сайте и в социальной сети можно узнать подробности о ближайших службах и праздниках.