храм николы надеина в ярославле
Церковь Николы Надеина (Ярославль)
Церковь Нико́лы Наде́ина — первый каменный храм на городском посаде в Ярославле. Расположена во внутридворовой территории на берегу Волги. Старейший из сохранившихся каменных памятников архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.
Содержание
История [ править ]
Церковь Николы Надеина занимает совершенно особое место в истории ярославского искусства. Это первый каменный храм на городском посаде. По преданию, церковь была заложена на крутом берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца.
Предшествующие каменные постройки Ярославля были немногочисленны и строились на средства князей или властей Спасского монастыря. Заказчик Надеинского храма — купец Надея Светешников — не только заложил церковь, но и дал начало новой традиции. Жители города, сначала богатые купеческие династии, а затем и ремесленные слободы, строили великолепные каменные храмы, соревнуясь, чья приходская церковь будет больше, богаче, красивее.
В названии церкви Николы Надеина вошло второе, мирское имя государева гостя Епифания Светешникова — Надея (Надежда). Он был одним из самых богатых людей Русского царства.
Описание [ править ]
Архитектурное оформление [ править ]
Церковь Николы Надеина — одна из первых культовых построек Русского государства, появившихся после прекращения Смуты. Памятник этот во многом переходный — и строители, и художники его обращаются к набору художественных средств предшествующего XVI столетия, однако именно здесь определены те пути, по которым пойдет развитие искусства Ярославля в XVII веке.
Несколько тяжеловесный объём главного храма поднят на высокий подклет. Первоначально храм был увенчан пятью главами, с широко поставленными боковыми главами на тонких шейках барабанов. Массивный четверик, башнеобразный Благовещенский придел, галереи с крыльцом и невысокая колокольня, поставленная над северо-западным крыльцом галереи, создавали единый компактный ансамбль. Стоящий ныне с юга небольшой бесстолпный придел Александра Свирского, был выстроен в 1690-е годы, то есть через 70 лет после возведения храма.
Храмовая роспись [ править ]
Интерьеры Надеинской церкви Николы были расписаны в 1640—1641 годах артелью из 20 мастеров под руководством опытнейшего костромского изографа Любима Агеева. На южной стороне храма указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе». Эта работа стала первым и единственным стенописным ансамблем Ярославля первой половины XVII века. Работы были завершены в довольно сжатые сроки в течение 3 месяцев: с 5 июля по 5 октября, причём все объёмы церкви — главный храм, Благовещенский придел и галереи — расписывались одновременно.
В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палехских иконописцев. В настоящее время фрески XVII века находятся под сплошной записью XIX века, однако, запись довольно точно следует первоначальному рисунку. В январе 2007 года были предприняты работы по частичной расчистке первоначальных фресок.
Иконостас [ править ]
Одним из главных украшений храма является великолепный золочёный барочный иконостас, заменивший собой древний тябловый в 1751 году. Мощные брусья первого иконостаса, расписанные травным орнаментом по серебру, частично сохранились и просматриваются за третьим ярусом существующего ныне иконостаса. Алтарная преграда середины XVIII века масштабна по замыслу и весьма необычна для ярославских храмов по форме и украшению. Она была выполнена по рисунку и при участии основателя первого русского общедоступного театра Фёдора Григорьевича Волкова, бывшего прихожанином церкви Николы Надеина. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок. Иконы, представленные в иконостасе, в основном написаны в XVII веке, но есть несколько и более ранних икон XVI века.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25
ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ НАДЕИНА
в Ярославле
Находится в Народном переулке ( бывш. Губернаторский), 2а. Первый каменный приходский храм в Ярославле.
В XVI на этом месте стояла деревянная церковь Благовещения. По преданию, при постройке каменного Благовещенского храма в 1620 была обретена икона Николая Чудотворца, которую прибило к берегу Волги как раз у места постройки новой церкви. Образ Николы был перенесен в еще не разобранную деревянную Благовещенскую церковь, где от него последовали чудеса. Поэтому горожане решили строящуюся каменную церковь освятить во имя Николая Чудотворца.
Декоративное убранство храма лишено роскоши, пластично и выразительно. Детали убранства — аркатурный пояс, арочки и ширинки — органично слиты со стенами. Архитектурный язык церкви перекликается с современными ей сооружениями Спасского монастыря — Входоиерусалимским храмом и перестроенными тогда Святыми воротами. Храм имеет свободную асимметричную композицию, к центральному объему примыкают, кроме галерей, колокольня, крыльцо, приделы. На колокольне находилось 7 колоколов, «немецкого литья», а также « тоже немецкой работы очень хорошие ходовые часы с боем».
В 1830-х храм был перестроен, в частности, были удалены четыре боковые главы « для облегчения сводов церковных».
С 5 июля 1640 по 15 октября 1641 стены и своды были расписаны артелью из 20 городовых мастеров, присланных Иконописной палатой Московского кремля. В состав артели входили костромич Любим Агеев сын Елепенков, нижегородец Иван Лазарев сын Муравей, ярославец Степан Ефимьев сын Дьяконов, москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев, Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор и Борис Тимофеевы, а также ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайла Сидоров, Данила и Федор Ульяновы и костромичи Илья Данилов, Василий, Прокопий и Дмитрий Ильины дети Запокровские, Иван и Иван Ивановы дети Поповы и Матвей Дементьев сын Бородин. В 1695 в связи с закладкой галереи стенное письмо на паперти « к старому вновь было приписано».
В 1873 и 1882 росписи поновлялись клеевой техникой ярославским иконописцем Н. Кузьминым. в 1930 раскрыл стенопись камеры под колокольней церкви, в 1956 произвела расчистки фрагментов росписи паперти.
Иконографическая система надеинской росписи отличается исключительным разнообразием тематики, насчитывая в своем составе около 450 сюжетных клейм. В куполе изображен Вседержитель, в барабане 8 праотцев и 12 пророков, на парусах евангелисты. На подпружных арках апостолы из числа семидесяти. На парусах разобранных ныне западных барабанов изображения святителей в круглых медальонах, на парусах восточных — преподобных. На северном своде храма композиции « Проповедь нового индикта» и «Неверие Фомы», на южном своде — «Нагорная проповедь» и «Проповедь Иоанна Крестителя». На западном своде помещена иллюстрация к псалму Давидову « София созда себе дом» или т.н. «София Ярославская», послужившая прототипом для повторений в более поздних ярославских фресках. На западных столпах, разбитых на три яруса, помещены монументальные фигуры русских князей в парчовых шубах и круглых шапках, отороченных соболем. Среди них Димитрий Угличский, Василий и Константин Ярославские, а также Федор Черный с сыновьями Давидом и Константином. В верхней части столпов в медальонах представлены святые патроны царствующей династии Романовых: Михаил Малеин, Алексий человек Божий и мученица Евдокия. На восточных столпах за иконостасом изображены вселенские святители.
Стены церкви разбиты на пять ярусов. Три из них шириной по 1,8 — 2 м сюжетные, четвертый — орнаментальный фриз ( на северной и южной стенах) и храмовая летопись, написанная вязью ( на западной стене), пятый — традиционный подзор, ныне записанный орнаментом в виде перил-балясин. В трех ярусах стен, за исключением западных люнетов, занятых двунадесятыми праздниками, в 68 сценах развертывается подробный рассказ о житии св. Николая и совершенных им чудесах: о том, как он дает приданое дочерям бедняка; утишает бурю на море и спасает купеческие корабли от потопления; избавляет трех невинных воевод от казни; помогает золотом обнищавшему монастырю; возвращает несчастному отцу сына из турецкого плена; дарует прозрение сербскому царевичу, ослепленному жестоким отчимом; возвращает ковер бедняку, продавшему его, чтобы отметить праздник в честь Николая Чудотворца В цикл повествования введены исторические персонажи, например, сербский царевич Стефан, и некоторые сцены из русского быта и русской истории ( «Чудо о младенце, утонувшем в Днепре», «Чудо об иконе в городе Ругодиве»). Четко ограниченные прямоугольными рамками, фрагменты надеинской росписи напоминают клейма икон.
В росписи паперти преобладают ветхозаветные сюжеты. В своде ( начиная с западного колена) написаны « Сотворение Адама и Евы», «Всемирный потоп», сцены из «Истории Троицы», а также из жизни библейских патриархов Исаака, Иакова, Иосифа и Моисея. В тимпанах западной паперти изображены композиции « Праведная молитва Ноя» и «Страшный суд», над западным порталом — «Деисус», по сторонам от входа — ангелы, Иоанн Предтеча и Никола Можайский. В тимпанах южной паперти помещены сцены из книги пророка Ионы. На внешней стороне паперти, между окнами и на оконных откосах помещены погрудные изображения ветхозаветных пророков и «История Богоматери Иверской». В своде западного крыльца расположена композиция « Падение Иерихона», в небольшом притворе при входе в крыльцо — сцены « Даниил во рву львином» и «Архангел Михаил в образе воеводы», в которой предводитель небесного воинства поражает трезубцем Сатану. Эта группа изображений аллегорически представляет победу русских войск над неприятелем и воцарение в России новой династии Романовых.
Первоначальный тябловый иконостас церкви не сохранился. Величественный барочный трехъярусный резной позолоченный иконостас, как гласит предание, выполнен в 1751 по эскизу прихожанина храма первого русского актера Ф.Г. Волкова на средства, пожертвованные его отчимом купцом Полушкиным и другими прихожанами. Царские врата иконостаса представляют из себя резное изображение тайной вечери. Над их створками летящие ангелы поддерживают балдахин в виде театрального занавеса.
В алтаре висит деревянная резная напрестольная сень 1636, отличающаяся легким, изящным силуэтом, точно найденными пропорциями, тонкой резьбой.
В 1930 церковь закрыта и передана в ведение музея.
Теплый храм в честь Рождества Иоанна Предтечи с приделом во имя Макария Унженского с южной стороны алтаря был построен в XVII на средства купца Никифора Петровича Холщевникова. Он был также двухэтажным. В 1836 главы над церковью и приделом были сняты и заменены полусферическим куполом, а вход в церковь перестроен в классическом стиле и украшен колоннами.
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Храм на берегу Волги. «Государев гость». Актёр, создатель иконостаса на помин души
«Душа есть — Храм, она — не постоялый двор, в который вхож любой случайно приходящий…»
Ярославль — город церквей и храмов. В 1983 году оказавшись в Ярославле, я впервые в жизни увидела такое большое количество куполов с крестами, возвышающихся над сердцем древней Руси. Родившись в маленьком провинциальном городке под названием Сызрань, в советсткое время, мне как человеку, совершенно незнакомому с религией и никогда не ходившему в советское время в церковь, были неведомы чувства, которые могут охватить тебя при посещения храма, высшего духовного места на Земле.
Всё приходит с годами. Я помнила и знала лишь одно, мои родителя меня крестили в православном храме. То бишь Ирина Песцова — крещеная, у меня была крёстная и крёстный. Они заботились обо мне все время пока были живы. Мы, поколение, родившиеся в 60-х годах, не знали веры в Бога. Я не исповедуюсь перед Вами. Но хочу сказать, именно в Ярославле моя душа почувствовала и поняла всю ту высшую ступень познания веры в Христа. Главной причиной оказался Храм, который и поныне находится рядом с Волжской набережной в Ярославле. В Храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас, и Спаситель ясными очами смотрит в душу каждому из нас. И под взглядом ощущаем, всю греховность трепетной души, не случайно видно повторяем: Господи, помилуй и спаси».
В Ярославле, свернув за ограду губернаторского сада в Народный переулок, на противоположной стороне можно увидеть два дома с колоннадами на торцах.
Между ними во дворе — Церковь Николы Надеина.
Заложили храм в 1620 году, а закончили строительство в 1622 году. Эта церковь — Первый каменный храм на Ярославском посаде. До ее строительства в городке выделять средства на возведение каменных построек могли только государственная казна и крупные монастыри.
Храм Николы Надеина
Церковь Николы-Надеина, построенная в 20-ые годы XVII века, стала первым каменным посадским храмом Ярославля. В предыдущем XVI столетии город был практически деревянным; из дерева строились крепостные укрепления, церкви, дома, торговые дворы. Исключение составляли лишь городовой Успенский собор в Кремле и мощный ансамбль каменных построек Спасского монастыря, то есть сооружения, поставленные на княжеские или монастырские средства.
XVII век, ставший «золотым» для культуры Ярославля, кардинально изменил ситуацию. За неполных 80 лет (с 1622 года по 1700 год) было построено около 50 каменных храмов. В ходе этого грандиозного строительства сложилась местная школа храмового зодчества – явление, оставившее заметный след в русской культовой архитектуре. В подавляющем большинстве они возводились на деньги ярославских посадских людей, сначала богатых купеческих фамилий, затем – городских сообществ.
Ярославль уже с середины XVI и до конца XVII века находился в чрезвычайно выгодной экономической ситуации. Здесь пересекаются важнейшие торговые пути русского государства: по Волге через Астрахань и Казань шла торговля с восточными странами (в том числе и с Ираном), через Северное море и единственный морской порт Московской Руси Архангельск – со странами Западной Европы, через Соль-Вычегодскую и Устюг лежал путь к богатствам Сибири. Ярославль, оказавшийся активно включенным как во внутреннюю, так и во внешнюю торговлю, бурно растет и строится: по количеству посадских дворов он уступает только столице. Ярославское купечество, накапливая деньги, начинает вкладывать их в строительство каменных приходских храмов.
Материалы для раздела подготовила Елена Федорычева,
научный сотрудник отдела древнерусских памятников.
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Copyright © Авторы текстов
Copyright © 2015 Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25
О проекте
Этот сайт посвящён реставрации уникального живописного ансамбля первой половины XVII века – фрескам Благовещенского придела церкви Николы Надеина в Ярославле. Первые пробные восстановительные работы были проведены здесь в 1930-х и затем возобновились в 2000-х. К настоящему времени значительная часть монументальных композиций расчищена от поздних записей и поновлена. Работа реставраторов продолжается и сегодня. Однако фрески до сих пор не введены в научный оборот. Материал, размещённый на этом сайте, поможет монументальным росписям Благовещенского придела занять своё место в ряду живописных памятников XVII века. Он представляет безусловный интерес как для специалистов, так и для самого широкого круга любителей истории и искусства.
Необходимость и потребность реставрации фресок церкви Николы Надеина назрела давно. Не только в силу их физической сохранности и наличия плотных записей, но и потому, что всем хотелось увидеть хронологически первую, подлинно ярославскую монументальную живопись I половины XVII века, т.е. начало и основу всего искусства, прославившего Ярославль. Так сложилась история, что фрески Никольского храма — не только первый, но и единственный точно датированный образец живописи I половины XVII века в Ярославле, поэтому специалисты понимали, что они могут стать точкой отсчета и образцом для атрибуции многочисленных русских живописных памятников, не сохранивших храмовых летописей, их датирующих.
Локальная реставрация монументальной живописи храма предпринималась в его истории дважды. Во 2-й половине 1930-х годов выдающийся русский и советский реставратор Павел Иванович Юкин раскрыл фрески т.н. «каморы» – помещения между колокольней и галереей Благовещенского придела. И в 1956 году (после возобновления Ярославской специальной научно-реставрационной производственной мастерской) бригада реставраторов под руководством Веры Григорьевны Брюсовой удалила поверхностные загрязнения и произвела укрепление росписей. Кроме того, буквально на двух-трех композициях в центральном храме и на галерее была открыта авторская живопись, и на этом процесс реставрации на долгое время остановился.
Много лет Ярославский музей-заповедник, в состав которого входит храм, писал заявки на реставрацию монументальной живописи церкви Николы Надеина в разные инстанции и лишь несколько лет назад небольшие средства были выделены. Такие небольшие, что о полной реставрации живописи всего храма не могло идти и речи. Перед специалистами встал вечный русский вопрос – что делать? Можно было вновь, как в 1950-е годы, ограничиться обеспыливанием или укреплением, или провести дезинфекцию, или раскрыть еще несколько композиций центрального храма. Но понимание значения этой живописи для истории русского искусства с 1950-х годов изменилось. Поэтому реставраторы и музейные специалисты решили остановиться на небольшом объеме и провести там полный цикл работ. В результате был выбран Благовещенский придел с галереей. Думается, что и уважение к храмоздателю тоже сыграло в этом решении не последнюю роль: Благовещенский придел служил Надее Светешникову домовым храмом, строил и расписывал он его для себя, поэтому было особенно интересно посмотреть на живопись, которую он выбрал. Подходил объект и по более прозаическим причинам: единственная бригада ярославских реставраторов была более свободна в холодное время года, а маленький придел можно отопить до необходимой температуры и зимой (напомним, что церковь Николы Надеина является летним, т.е. неотапливаемым храмом).
Copyright © Авторы текстов
Copyright © 2015 Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25