храм николы тульского в казани
Епархия приступает к воссозданию церкви Николы Тульского и келий Богородицкой обители
Разработка проекта храма, который первым принял явленную чудотворную казанскую икону Божией Матери, станет дипломной работой КГАСУ.
(Казань, 20 ноября, «Татар-информ», Оксана Романова). Казанская епархия воссоздаст утраченную церковь Николы Тульского XVII века и корпуса монашеских келий на территории Богородицкого монастыря. Об этом ИА «Татар-информ» рассказал архитектор епархии, преподаватель КГАСУ Степан Новиков.
«По церкви Николы Тульского под моим руководством студент КГАСУ разрабатывает дипломный проект», — сообщил Новиков, сам когда-то с дипломной работой ставший обладателем Президентской стипендии за проект реставрации Духосошественского храма Казани.
На территории Богородицкого монастыря, напомним, ведется и уже вышло на финальную стадию восстановление собора Казанской иконы Божией Матери, взорванного большевиками в 1932 году. Уничтоженные в эти же годы церковь Николы Тульского, где первое время хранилась явленная святыня, церкви Рождества Христова, Сретения Господня, колокольня, а также сохранившиеся до наших дней здание церковно-приходской школы, корпус монашеских келий и ныне действующий Крестовоздвиженский храм входили до революции в комплекс обители. Позднейшая из перестроек церкви Николы Тульского как культового сооружения датирована XVII веком. С приходом советской власти ее до неузнаваемости «перекроили», объединив с корпусом монашеских келий в табачную фабрику. В здании церковно-приходской школы был надстроен третий этаж и поквартирно размещены жильцы.
По словам Степана Новикова, воссоздание комплекса монастыря после работ на соборе Казанской иконы Божией Матери уже в ближайшее время продолжат реставрационные работы в здании приходской школы собора. Постройка 1895 года является объектом культурного наследия местного (городского) значения и была возведена по проекту первого епархиального архитектора Федора Малиновского.
«В свое время на здание приходской школы уже был разработан проект архитектором Алексеем Никитиным. С ним мы эту работу и продолжим», — уточнил собеседник агентства.
Пожелал увидеть полностью восстановленным весь комплекс построек Казанского Богородицкого монастыря и Государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев во время последнего визита на стройплощадку собора Казанской иконы Божией Матери. По словам Валерия Косушкина, художника-реставратора I категории и бригадира мастеров Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва — прим. Т-и), выполняющего реставрацию росписей пещерного храма собора, осматривая 22 октября музей истории собора в его подземном храме, Минтимер Шаймиев остался доволен результатом и напутствовал, что здесь «посещаемость должна быть очень активной».
«Но сказал, что это уже республиканская проблема. » — процитировал Косушкин.
Подробный репортаж из собора Казанской иконы Божией Матери читайте на сайте «Событий».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Никола Тульский
В 1547—1552 годах Иван IV ходил воевать Казань трижды. Два первых похода оказались неудачны, но третий завершился успешным штурмом кремля и пленением казанского хана. Верующие утверждают, что победу обеспечил взятый Иваном Васильевичем в поход список с чудодейственной иконы Николы Тульского.
Этот дивный образ был обретен в Туле на заре XVI века. И потому отнюдь неслучайно первым православным храмом в мусульманской Казани стала церковь Святого Николая, иже зовется Тульским.
После взятия Казани храм во имя Николы Тульского появился и в Москве.
По преданию, ходивший по русской земле святитель Николай заметил, что именно в Туле его любят более всего, и стал этому городу защитой.
Образ святого нашел, копая огород в тульском Заречье, приезжий с Днепра казак по имени Ермолай. В память об этой находке и был возведен у городского кремля деревянный храм Николы Тульского, который особенно полюбился местному казачеству. Почитаемый горожанами святитель Николай помог не только взять Казань, но и отбить в том же 1552 году нападение на Тулу крымского хана Девлет-Гирея, объявившегося под городом вскоре после назначенного Иваном Грозным сбора войска в Коломне для третьего казанского похода.
Крымчаки, видимо, знали, что к Ивану Васильевичу отправился почти весь тульский гарнизон. Девлет-Гирей хотел быстро взять Тулу и двинуться дальше на Москву. Но сбыться этим планам помешали оставшаяся в Туле сотня воинов под командованием воеводы Григория Ивановича Темкина-Ростовского, сбежавшиеся в кремль горожане и, конечно, Никола Тульский. Завидев подходящего к крепости врага, горожане обошли кремлевские стены крестным ходом во главе с иконой Николы Тульского, моля святого о заступничестве.
Первое известие о появлении под Тулой семитысячного татарского отряда Иван IV получил в Коломне. Он сразу отправил на выручку городу довольно значительные силы. На следующий день очередной гонец доложил, что к Туле подошел сам крымский хан и что «наряд с ними многой и многие янычане Турского». Иван Васильевич в это время обедал. Услышав тревожную новость, он прервал пиршество и, не соверша стола, направился в церковь, а воеводам приказал строить войско для похода. После церковной службы отправились в путь.
Близ Каширы им повстречался третий гонец, который сообщил: Девлет-Гирей пришел с сыном, войско у них велико, в нем и крымчаки, и турки, и янычары. Утром того же дня враг ударил по кремлю из пушек огненными ядрами, начались пожары. Следом начался штурм. Служилых людей среди осажденных было мало, но «помощию всесилнаго Бога огнь в городе угасиша и толико с нечестивыми бишася, яко и от града отбиша». Следующим утром штурм возобновился при поддержке пушек.
В это время горожане увидели клубы пыли на дороге из Каширы — то подходили передовые отряды Ивана Грозного. Заметили идущую к Туле рать и враги, ослабили натиск, а затем и вовсе начали отступать. Тогда ободрившиеся горожане устроили вылазку: «И устремишася вси на безбожныя и изыдоша из града не токмо воеводы и воины и вси мужи и жены восприемше мужескую храбрость и младые дети и многих Татар под градом поби и… и наряд пушечной и ядра и стрелы и зелие многое, но разорение градное привезенное, взяша православнии». Подоспевшие воеводы пустились преследовать крымского хана. Догнав бегущего врага на реке Шиворони, русские отряды довершили разгром: «Царь побежал и телеги пометал и велблуды многие порезал, а иные многие живые пометал».
Колокольным звоном встретила Тула вступление в город Ивана Грозного с основным войском. Он долго молился перед образом Николы Тульского, а затем пожелал взять икону с собой на Казань. Горожане, однако, несмотря на весь страх перед Иваном Васильевичем, напрочь ему отказали, и пришлось царю удовлетвориться искусно исполненной копией.
Связанные с образом Николы Тульского чудеса на том не закончились.
В 1579 году близ его казанского храма случился пожар. Огонь уничтожил дом стрельца Данилы Онучина. На пепелище его дочь Матрона обрела икону Божией Матери, названную Казанской. В обретении ее участвовал и происходивший вроде бы из казаков священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген. Мы немного знаем о нем, но в Туле бытует версия: это тот самый Ермолай, что нашел икону Николы Тульского. Такую возможность допускал тульский духовный писатель, историк и археолог Николай Троицкий (1851−1920). Николаю Ивановичу мы обязаны и фотографией с оригинала иконы, который, увы, исчез из тульского храма в первые послереволюционные годы. Ее изображение отличается от традиционных изображений святителя Николая.
Размер и пропорции тульской иконы (120х50 см) свидетельствуют о том, что она была предназначена для иконостаса небольшого храма. На фотографии святитель Николай стоит в рост, облачен в крестчатую фелонь поверх епитрахили и широкий омофор с крупными четырехконечными крестами. В левой руке он держит на плате кодекс Евангелия, а правой благословляет перед грудью. По бокам его фигуры на уровне головы большие круглые медальоны со вписанными в них фигурами Христа и Богоматери, иллюстрирующие Никейское чудо: возвращение святителю Евангелия и омофора. Справа на полях заметна небольшая фигура в рост апостола Симона, вероятно, соименного заказчику иконы. Серебряный оклад с накладным венцом с клеймами 1780 года, датирующими их изготовление.
Судя по сохранившейся репродукции, первоначальная живопись была уже скрыта под поздними записями в результате поновления. Поэтому явно изменён абрис фигуры, особенно в её верхней части, видоизменён рисунок облачений, в результате чего укорочен подол фелони, и, кроме того, иконописец-поновитель не разобрался в сочетании епитрахили и омофора, в результате чего появился как бы двойной, свисающий спереди конец последнего. Убранство переплёта Евангелия отражает более поздние реалии по сравнению со временем написания самой иконы. Очень уменьшен в диаметре нимб вокруг головы св. Николая. Вместе с тем, перечисленные видоизменения – ни что иное, как почти неизбежные напластования, в конечном счёте не мешающие увидеть иконографическую основу изображения с её характерными признаками, о которых следует сказать подробнее. Речь идёт о сравнительно редко встречающемся варианте, притом более раннего происхождения, чем время появления тульской иконы.
В иконографической классификации изображений св. Николая Чудотворца на русском материале различают поясной, поясной с избранными святыми на фоне и полях, поясной в житии, ростовой чиновой, ростовой в житии, «Никола Зарайский с избранными святыми», «Никола Можайский с избранными святыми», «Никола Можайский в житии», оплечный, оплечный с Деисусом и избранными святыми, оплечный с избранными святыми, оплечный в житии, в составе Деисуса, в составе избранных святых, в предстоянии Богоматери, в явлениях и житийных сценах варианты. Как можно видеть, в этой сложной схеме, однако, нет места для изображений, аналогичных представленному на тульской иконе. И даже если дело в действительности обстоит несколько иначе, всё равно отсутствие соответственной рубрики показательно, как отражающее общий характер русской иконографии святителя.
Дело в том, что фронтальное изображение св. Николая Мирликийского в рост принадлежит к числу ранних и уже представлено в миниатюре константинопольских рукописей X – XI веков. Близкий к рассматриваемому иконографический извод, отличающийся разве только положением конца омофора, подложенного под кодекс Евангелия в левой руке, может быть указан в двух византийских резных стеатитовых иконах XI века, одна из которых (размером 9,3х6,3 см) находится в Кабинете медалей Национальной библиотеки в Париже, а другая (размером 10,8х6,9 см) врезана в более позднюю икону, находящуюся в монастыре св. Екатерины на Синае. На мозаической иконе XII века (размером 14,0х10,0 см), в ювелирной оправе, хранящейся в монастыре св. Иоанна Богослова на Патмосе, святитель изображён в рост, уже с Никейским чудом. Этот же образ представлен в стенописях (мозаике и фреске) второй четверти XI века в Софийском соборе в Киеве, а также в киевских бронзовых крестах-энколпионах начала XIII века. Позже он сохраняется преимущественно в произведениях мелкой пластики, скорее, как бы по инерции, воспроизводя более ранние иконописные оригиналы. И ещё можно видеть на иконах с фронтальными изображениями избранных святых, обычно наиболее почитаемых, что особенно характерно для новгородских и псковских произведений XV – XVI веков.
Нельзя сказать, что фронтальная фигура в рост характерна и для византийских икон последующего времени. Наиболее известны выполненная около 1300 года икона в Какопетрии на Кипре и житийная икона XV века в монастыре св. Екатерины на Синае. Своего рода исключением служит происходящая из Гуслицкого монастыря Московской области загадочная по своему характеру икона, относимая к числу московских произведений рубежа XIV – XV веков. Она отличается безупречным рисунком и тёмным колоритом, преобладанием линейного элемента. Изображение святителя соединено с фигурой Георгия Победоносца. Живопись всё же можно определить как византинизирующую, хотя при этом её связь с русским иконописанием не подлежит сомнению. Заслуживает внимания тенденция к сохранению древнего образа, подвергнутого здесь лишь незначительному изменению, что, в сущности, неизбежно.
С учётом сказанного нельзя не обратить внимания на следующее: в то время как наиболее популярным в русской иконописи XIV – XVI веков остаются образы полуфигурного, Зарайского и Можайского Николы, в украинской продолжает встречаться изображение св. Николая в рост, аналогичное теперь утраченной иконе. Об этом, в частности, позволяет судить житийная икона XV – XVI века, вывезенная в годы Первой мировой войны Д.М. Щербаковским из окрестностей Калуша в Галиции. Подобное изображение представлено и на иконе конца XVI века, находящейся в Национальном музее в Кракове. Живопись этого произведения фольклоризованная, что свидетельствует о связи с демократической средой. Ещё один пример XVI века даёт житийная икона из Яблонова близ Турки, очень графичная по своему характеру, скорее напоминающая книжную миниатюру. Западнее этот иконографический вариант не встречается. В Киеве же от этого времени иконы не сохранились, и судить об их иконографических особенностях поэтому трудно. Тем не менее, указанные памятники, по крайней мере, не исключают вероятность распространения данного образа в XV – XVI веках именно в этом регионе, и, следовательно, тульское предание о находке иконы казаком выглядит как весьма правдоподобное.
О происхождении тульской иконы как будто нельзя ничего сказать определённого. Вместе с тем невозможно оспорить тот факт, что икона заказана для определённого храма, причём состоятельным лицом, о чём свидетельствует помещение его патронального святого. Сохранение ранней иконографической традиции предполагает её знание и почитание, а также генетическую связь с историческими корнями, восходящими к домонгольскому периоду. Неизбежная адаптация древнего образа ещё не ведёт к отрицанию преемственности. Тульская икона вполне могла быть выполнена в конце XV либо начале XVI века, когда ещё не возобладали новые прозападные веяния. Несомненным представляется и существование более поздних списков, распространённых не только в Туле, но и на сопредельных территориях. Один из них, например, находится в Рязани. Другие ещё предстоит найти.
Поиски историко-художественного контекста показывают, что Никола Тульский является произведением определённой эпохи и, следовательно, в полной мере отражает её характер. Стоит вспомнить хотя бы о проводимой московским правительством систематической работе по выявлению и собиранию национального и общеправославного наследия. В это же самое время происходит распространение почитания образа Николы Можайского, приводящее к появлению целой серии деревянных полихромных изваяний элитарного художественного уровня. При этих условиях «обретённая неким казаком Днепровским» икона оказалась более чем кстати.
Остаётся лишь напомнить историю тульской реликвии, как она изложена Н.И. Троицким: «Эта-то известная и знаменитая из глубокой древности икона святителя Николая и составляет теперь драгоценнейшее достояние Тульского Успенского монастыря. Первоначально св. икона находилась в Тульской приходской церкви «св. Николы, что на площади», затем, по упразднению прихода, когда церковь эта перешла к монастырю и вошла в его ограду, икона принадлежала уже монастырю. Потом, когда в 1842 году Николаевская церковь была разобрана и на её месте построена Преображенская, знаменитая икона св. Николая находилась в северном приделе её, устроенном в честь св. Николая, где находится теперь». Последние слова, увы, нельзя сегодня повторить, поскольку икона исчезла, причём, кажется, в ближайшие послереволюционные годы.
Не менее важным остаётся и другое свидетельство того же историка: «Чтимая из глубокой древности не только в Туле, но и на отдалённом северо-востоке, Тульская икона святителя Николая остаётся и доселе главной святыней города. И как в древности её особенно чтили воины и преимущественно казаки, когда она находилась в древней приходской Николаевской церкви, так и теперь, когда она перенесена в Николаевский придел Преображенского храма, её также чтут все граждане города и особенно казаки». С пропажей иконы традиция почитания образа святителя Николая в Туле прервалась на несколько десятилетий, но не забылась.
Утрата этой святыни должна была чувствительно отразиться на религиозном самосознании, но впереди были ещё большие испытания. Сейчас пришло время хотя бы осмыслить реликвию и по возможности понять, какие исторические реалии стоят за смутными поэтическими преданиями, к счастью, своевременно зафиксированными в литературе. Иначе бы оказалось потерянным всё, что связано с таинственной обретённой иконой, ставшей святыней Тулы.
В новом тысячелетии ежегодно 5 июля в храме Николы-на-Ржавце, где находится список чудотворного образа, совершаются Божественная литургия и крестный ход. В них участвуют простые горожане, казаки и военные – далекие потомки тех, кто века назад с помощью Николы Тульского защищал родной город от врага.
Пуцко В.Г. Икона Николая Чудотворца — утраченная святыня Тулы/Василий Пуцко//Тульский краеведческий альманах.-2008.- С.122-126.
Образ иконы Николы Тульского
Образ иконы Николы Тульского является светочем для всех жителей края. Я сама просила у Николая Угодника в конце 90-х годов, после почти двухлетней безработицы, об устройстве на работу, молясь у этой иконы в храме Николы-на Ржавце. И очень скоро я её получила!
Я заинтересовалась историей этого списка чудотворной иконы, которая сама была утеряна, но потом вновь воссоздана по сохранившейся фотографии. Икона представлена в нетипичном изображении. В иконографической классификации изображений св. Николая Чудотворца на русском материале обычно различают поясной, поясной с избранными святыми на фоне и полях, поясной в житии. На иконе же, находяшейся в храме Николы-на Ржавце в Туле, очень редко встречающееся фронтальное изображение св. Николая Мирликийского в рост, что принадлежит к числу ранних и представлено в миниатюре константинопольских рукописей X – XI веков.
Сама история так распорядилась. Почитаемый горожанами святитель Николай помог отбить в 1552 году нападение на Тулу крымского хана Девлет-Гирея. Девлет-Гирей со своим 7-ми тысячным полчищем хотел быстро взять Тулу и двинуться дальше на Москву. Но сбыться этим планам помешали оставшаяся в Туле сотня воинов под командованием воеводы Григория Ивановича Темкина-Ростовского, сбежавшиеся в кремль горожане и, конечно, Никола Тульский. Завидев подходящего к крепости врага, горожане обошли кремлевские стены крестным ходом во главе с иконой Николы Тульского, моля святого о заступничестве. Это помогло городскому гарнизону продержаться целые сутки до прихода подкрепления. Окончательный разгром крымского хана произошел 7 июля под Дедилово.
История о чудесном заступничестве Святого Николая Тульского быстро стала известна во всей Руси. Колокольным звоном встретила Тула вступление в город Ивана Грозного с основным войском. Он долго молился перед образом Николы Тульского, а затем пожелал взять икону с собой на Казань. Горожане, однако, несмотря на весь страх перед Иваном Васильевичем, напрочь ему отказали, и пришлось царю удовлетвориться искусно исполненной копией.
Как свидетельствует история, в 1547—1552 годах Иван IV ходил воевать Казань трижды. Два первых похода оказались неудачны, и лишь третий завершился успешным штурмом кремля и пленением казанского хана. Верующие утверждают, что победу обеспечил взятый Иваном Васильевичем в поход список с чудодейственной иконы Николы Тульского.
Чудотворный образ Николы Тульского сначала хранился в храме Николы-на-Площади. В XVIII веке храм этот был приписан к Успенскому женскому монастырю. В середине XIX века церковь снесли, а на ее месте в 1842 году построили ныне действующую церковь Преображения Господня Успенского монастыря. Икона Николы Тульского находилась в Преображенском храме до 1920 года, пока существовал монастырь. После его закрытия икона была утрачена. Осталась только ее фотография, по которой и были написаны современные копии иконы.
Сегодня эта икона(её копия) Николы Тульского хранится в храме Николы-на-Ржавце. Еще два подобных лика есть в храме преподобного Сергия Радонежского и в Тульской духовной семинарии. Характерным является иконографический извод, подложенный под кодекс Евангелия в левой руке, что отмечается в византийских резных стеатитовых иконах XI века. После мрачных 30- годов сталинских репрессий и массового ухода от Веры, почитание образа Николы Тульского возобновлено в 2001 году.
Образ Николы «Тульского» обретен почти 500 лет назад и является главной святыней Тульской земли. Каждый год 5 июля в храме Николы-на-Ржавце совершается Божественная литургия, по окончании которой устраивается крестный ход до Успенского собора Тульского кремля и далее до села Дедилова. Святитель, отче Николае, моли Бога о нас!
КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Казанский Богородицкий монастырь. Вид на Крестовоздвиженский корпус. Фото ок. нач. 2000-х гг. |
Казанский Богородицкий мужской монастырь Казанской епархии
Расположен в нескольких минутах ходьбы от Кремля, к востоку от кремлёвской горы, на улице Большая Красная. В период максимального расширения Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и ныне не существующим переулком у Пятницкой церкви.
Становление обители
Казанский Богородицкий монастырь быстро сделался видным центром паломничества. Сюда непрерывным потоком шли люди, чтобы поклониться Пречистому образу Богородицы; в обитель непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани. Есть сведения, что до 70% доходов городу приносили крестные ходы и паломничество в монастырь.
Казанский Богородицкий монастырь. Гравюра Э. Турнерелли, нач. XIX в. |
В Синодальный период
В 1774 году во время восстания Пугачёва местные жители пытались укрыться от повстанцев в монастырском соборе, но отряд пугачёвцев занял монастырь. Разоряя обитель, бунтари не посмели посягнуть на чудотворную икону. Они выгнали из обители игуменью Евдокию и монахинь и, поставив одну пушку на паперти, а другую на монастырских воротах, открыл пальбу по Кремлю.
К концу XVIII века Казанский собор обветшал так, «что камни валились из стен и сводов и никакие укрепления не могли возвратить ему прежней прочности», и в 1796 году он был разобран. На закладке нового собора в классическом стиле по проекту столичного архитектора И. Е. Старова 30 мая 1798 года присутствовал император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1803 году находившаяся рядом Николо-Тульская церковь была обращена из приходской в монастырскую, территорию монастыря увеличили в два раза и оградили стеной. В 1807 году было закончено строительство нового Казанского монастырского собора, иконостас для которого был выполнен по проекту М. Емельянова. В 1808 году соборный храм был расписан и освящен.
В XIX-начале XX века монастырь формировался в основном из числа прихожан православных общин Казанской и Вятской епархий, крупнейшим сословием среди монашествующих были крестьяне. Во второй половине XIX века рост обители ускорился и к предреволюционной эпохе число насельниц превысило 400 человек.
Обитель продолжала пользоваться особым вниманием августейших лиц. 28 августа 1817 года монастырь посетил младший брат императора Николая I великий князь Михаил Павлович, а 18 августа 1836 при посещении Казани в монастыре побывал и сам император Николай I. 20 июля 1837 года обитель посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич, впоследствии бывший здесь как император в 1871 году, вместе с наследником престола Александром и великим князем Владимиром Александровичем.
Казанский Богородицкий монастырь. Фото ок. нач. XX в. |
29 июня 1904 году чтимый Казанский образ Божией Матери был украден из обители. Это событие потрясло всё страну, но, не смотря на следствие, волновавшие верующих вопросы о судьбе иконы остались нерешенными. Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. На месте похищенной святыни в соборе была установлена подаренная Константинопольским патриархом Иоакимом III икона Божией Матери Паммакристы («Всеблаженной»). В 1910-1913 годах в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы, по предложению и на средства преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, был выстроен подземный храм в память трехсотлетия царствования дома Романовых. Сама великая княгиня присутствовала и при закладке, и при освящении храма 20 июня 1913 года.
Закрытие в советский период
В 1931 году вышло решение СНК Татарской АССР о строительстве в Казани киностудии, для каковой цели была выбрана территория бывшего Богородицкого монастыря. Уже к концу 1933 года закончилась кладка главного павильона. Однако в 1934 году строительство киностудии было прекращено, а в 1942 году в полуразрушенных зданиях монастыря разместилась табачная фабрика.
За последующие десятилетия на бывшем монастырском участке были построены многочисленные новые здания, а сохранившиеся первоначальные постройки подверглись различным изменениям. Здание бывшей теплой Николо-Тульской церкви, занятое табачной фабрикой, полностью потеряло прежний вид. Сохранилось также здание сестринского корпуса, в котором располагались жилые помещения, а в Крестовоздвиженском соборе находились учебные помещения Казанского педагогического университета. Здание монастырской школы было надстроено третьим этажом. Сохранилась также одна башня монастырской ограды. При этом были построены новые здания: студенческое общежитие, детский сад, школа, жилые пятиэтажные дома на месте монастырского кладбища.
Софийский храм Казанского Богородицкого монастыря. Фото ок. нач. 2000-х гг. |
Возрождение
В 1993 году Софийская надвратная церковь бывшего монастыря была возвращена Казанской епархии, а в 1994 году была освящена и начала действовать. Первоначальное внутреннее убранство храма было очень скромным, все прежние фрески на стенах оказались полностью уничтоженными. В 2000-2001 годах на территории табачной фабрики, занимавшей бывшую Николо-Тульскую церковь, при содействии администрации города были проведены археологические раскопки, обнаружившие следы апсид старого и нового Казанских соборов, а также остатки прицерковного кладбища. В 2005 году из Крестовоздвиженского корпуса были выведены учебные помещения Казанского государственного педагогического университета. 21 июля того года обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II где Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, установленный в Крестовоздвиженской церкви. Богослужения в храме стали совершаться ежедневно.
27 декабря 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил новое открытие Казанского Богородицкого монастыря, теперь как мужского [1]. На начало 2000-х годов в возрождаемой обители шли реставрационные работы, планировалось восстановление Богородицкого собора.
Статистика
Святые ворота Казанского Богородицкого монастыря. Фото ок. нач. 2000-х гг. |
Храмы, архитектура
К началу XX века он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых была разрушена в советское время. Из обширного комплекса монастыря ныне сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью и Софийская надвратная церковь, а также двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса (построены в 1810-1843 годах), полукругом охватывающие место, где раньше стоял собор. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 годах.
Крестовоздвиженский храм и Южный корпус
Храм Николы Тульского
Софийский храм
Храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии расположен на южной стороне монастыря и служил надвратной церковью до тех пор, пока не была построена новая ограда, и храм не оказалась в глубине монастырской территории. Существует мнение, что ныне существующая Софийская церковь была построена в конце XVII-начале XVIII века, на что указывают её архаичные архитектурные формы и декор. Однако, надёжные сведения о Софийском храме имеются лишь с начала XIX века. С 1807 года шло строительство (или перестройка) Софийского храма, прерванное пожаром в сентябре 1815 года и завершенное лишь в 1825 году, на средства дворян Мусиных-Пушкиных. Автором проекта был, вероятно, Я. М. Шелковников. После десятилетий разорения в 1993 году Софийская церковь первой из построек бывшей обители была возвращена Казанской епархии, в 1994 году была вновь освящена и начала действовать.
Прочие корпуса обители
Двухэтажный корпус, выходящий фасадом на улицу Большая Красная по правую руку от ворот, был построен в 1803-1807 годах, вероятно, также по проекту Я. М. Шелковникова и перестроен в 1855 года. В здании в разные годы находились гостиница, больница и другие службы монастыря. В 2003 году корпус был возвращен Церкви.
Стены
Утраченные
Собор в честь Казанской иконы Божией Матери стал первым храмом обители, устроенным по указу царя Иоанна Грозного. Церковь была отстроена в камне в 1594-1595 годах, по распоряжению царя Федора Иоанновича. К концу XVIII века собор крайне обветшал и был разобран в 1796 году, после чего, в 1798-1807 годах, по указу императора Павла I и проекту столичного архитектора И. Е. Старова, был возведен новый собор. Он стал ядром нового плана обители, по которому монастырь отстраивался вплоть до 1880-х годов. Решение о взрыве собора было принято в 1931 году вскоре после чего он был уничтожен. На начало XXI века на месте собора находился двор и проходная табачной фабрики.