храм николы в студенцах история
МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В СТУДЕНЦАХ
Московский Никольский храм в Студенцах, 1881 г. |
Московский Никольский храм в Студенцах, единоверческий приход Московской епархии
Приход храма святителя Николы в Студенцах известен с XVI века.
Современное здание двухпрестольного храма было построено в 1672 году. Архитектор неизвестен.
В 1771 году была выстроена великолепная колокольня.
В начале XX века многие годы членом церковноприходского совета храма состоял мученик Василий Сергеевич Иванов.
В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а в 1930 году храм был закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство. Колокольня была взорвана, здание сильно переделано.
В 1965 году произошла очередная попытка сноса храма для освобождения места под строительство жилого дома, снос остановился благодаря протесту общественности.
Московский Никольский храм в Студенцах |
В 1994 году бывшее здание храма было передано московской единоверческой общине.
6 октября 1996 года храм был освящен по древнему (дораскольному) чину митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым).
С 1994 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Все богослужения и требы совершаются по старому обряду.
Храм Николы на Студенце
Сегодня храм Николы на Студенце принадлежит единоверческой общине Покровского благочиния Русской Православной Церкви. Впрочем, единоверцы стали владельцами храма сравнительно недавно – в 1994 г. До революции же храм принадлежал обычным православным.
История этого храма началась еще до церковного раскола. О происхождении названия «Студенец» существуют разные версии: от колодца со студеной водой до пути к Белому (в просторечии — Студеному) морю. Трудно точно сказать, когда здесь появилась деревянная церковь, возможно, еще в ХV – XVI вв. Первое упоминание в документах относится к 1672 г. В 1699 г. здесь началось каменное строительство, завершенное к 1702 г. (впрочем, другие источники указывают на более ранние сроки).
Отличительной особенностью этого храма является то, что престолы его были изначально ориентированы не на восток, как принято в православном зодчестве, а на север. В целом строение не слишком отступает от традиций посадского московского строительства: двухсветный четверик с сомкнутым сводом, округлая трехчастная аспида и трапезная с северным приделом, уподобляющим ее столпу. Завершался храм двумя рядами кокошников и пятью главами на закрытых барабанах, украшенных аркатурой. Декоративная отделка храма была выполнена в стиле барокко. Источники 1718 года свидетельствуют, что главный престол в то время был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, с помощью которой были изгнаны из Москвы польские интервенты в Смутное время.
Придел во имя св. Николая Чудотворца был практически самостоятельной церковью в основном объеме храма и имел собственную главу и апсиду. В 1756 г. трапезную расширили на юг и освятили как придел Трех Святителей. Чуть позже, в 1771 г. с запада к церкви пристроили ажурную трехъярусную колокольню, которая стояла обособленно и не была надвратной, хотя и имела проходную арку в нижнем ярусе.
В 1812 г. храм Николы на Студенце несколько пострадал в пожаре, но уже в 1813-м был заново освящен. Капитальный ремонт храма был осуществлен позже – в 1872 г. Именно тогда были уничтожены порталы и наличники, стены оштукатурены, а первоначальные главы изменены в связи с устройством четырехскатной кровли.
В 1931 г. богоборцы закрыли храм и взорвали такую красивую колокольню. Разрушение здания церкви продолжалось до 1937 г., но так и не было завершено, поскольку в нем разместили фабричное общежитие, устроив внутри второй этаж. Новая попытка уничтожить храм была предпринята в 1965-м в связи с необходимостью освободить площадку под строительство многоэтажки. Но времена были уже не те: общественность встала грудью на защиту памятника архитектуры и потребовала его реставрации, которая вяло проводилась в 1966 – 1969 годах.
1992 г. ознаменовался передачей храма верующим. И тут Московский Патриархат, можно сказать, произвел обмен с Московской единоверческой общиной, которая могла претендовать на храмы Троице-Введенского прихода у Салтыкова моста (сейчас там обычный православный приход), передав ей церковь, которую в 1996 г. заново освятили во имя святителя Николы. Сегодня эта община, возглавляемая священноигуменом Петром (Васильевым), активно сотрудничает с руководством РПЦ. Единоверческий приход довольно велик и разнообразен по своему составу. Среди его прихожан имеются доктора наук и даже академики.
Обложка диска
с песнопениями хора
Никольского храма
Основной костяк прихода составляют выходцы из различных старообрядческих согласий, но есть и пришедшие из официального православия и новокрещенные.
Богослужения в храме проводятся по дораскольному чину, без сокращений, так что, праздничные службы затягиваются порой на всю ночь: с 8 вечера – до 8 утра (как в некоторых монастырях на Афоне). Вечером в субботу богослужение начинается в 15 часов. На службах местный хор поет древними знаменными распевами, позволяющими ощутить красоту и глубину каждого песнопения.
Таганский. Церковь Николая Чудотворца на Студенце.
Никола в Студенцах
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Святителя Николая Чудотворца на Студенце построена в центре Семёновской слободы в 1672-1673 гг. (по другим источникам 1699-1702) на месте храма XVI в. Перестроена в 1712 г. (арх. О. Стаpцев).
Несимметричная композиция здания, состоящая из двухсветного пятиглавого четверика собственно храма (главный престол иконы Казанской Богоматери) с трёхчастной апсидой и трапезной (с 1756 г. престол Трёх Святителей) с северным Никольским приделом, соответствует традициям посадского строительства Москвы XVII в., однако имеет типичный для стиля барокко декор. Никольский придел трактован как самостоятельная церковь с одноглавым двухсветным четвериком основного объёма, скруглённой апсидой и трапезной. С западной стороны первоначально располагалась колокольня (1771), которую в середине XIX в. сменила паперть с открытой аркадой. Паперть декорирована в простенках между проёмами (ныне заложены) тонкими парными пилястрами с профилированными белокаменными базами и капителями.
Во второй половине XIX в. южный фасад храма был спрятан за массивным закрытым крыльцом. Храм, оформленный на углах лопатками, завершён двумя рядами кокошников. Барабаны пятиглавия украшены аркатурой. Венчающие карнизы дополнены поясами мелких нишек, «сухариков», поребрика и «пилы». Различная трактовка килевидных и треугольных наверший оконных наличников на фасадах четверика вносит в систему фасадного декора некоторое разнообразие. Отдельно стоявшая 3-ярусная надвратная колокольня 1777 г. постройки была взорвана в начале 1930-х гг. Сохранилась ограда с коваными решетками (1820-е гг.). При храме действовали приходское попечительство о бедных и церковно-приходская школа.
Храм был закрыт в 1920-е гг. Он подвергся разрушению и переделке. Здесь размещалось фабричное общежитие. В 1965 г. собирались уничтожить церковь, однако этого удалось избежать благодаря многочисленным протестам общественности. В 1966-1969 гг. была проведена реставрация.
Церковь возвращена верующим в 1992 г. Вновь освящена в 1996 г. как центр Московской единоверческой общины.
Известна с XVI века как деревянная. Постройка каменной церкви с трапезной велась с 1672 года. Первоначально главный престол был, по-видимому, Никольским. К 1702 году расширяют трапезную, пристроив северный придел. Тогда главный престол переосвятили в честь Казанской иконы Божьей Матери, а придел в трапезной как Никольский.
В окончательном виде храм имел четверик с сомкнутым сводом. Трапезная после пристройки придела приняла вид одностолпной палаты. Храм завершали два ряда кокошников с пятью главами на закрытых барабанах, предположительно, с аркатурно-колончатым декором, типичным для московской архитектуры конца XVII века. В 1756 году в южной части трапезной разместили Трехсвятительский придел, с чем, вероятно, связано появление существующего западного притвора. К концу XVIII века храм уже имел красивую, отдельно стоявшую трехъярусную колокольню. Ее возвели на границе церковного участка с соседними домами, а не по красной линии улицы, и она не являлась надвратной, хотя в нижнем ярусе имела проходную арку. Вход на церковную территорию был через ворота с переулка. Ограда с решетками XVIII века сохранялась до 1930-х годов.
В 1812 году церковь была разграблена неприятелем и горела, но в 1813 году, наскоро отремонтировав, ее вновь освятили. Серьезный ремонт здания производился в 1872 году, когда в нем устраивали отопление и поставили новые иконостасы. В результате многочисленных ремонтов и обновлений стены оштукатурили, срубили выступающие части наличников и уничтожили порталы (сохранился только западный, ведущий из притвора в трапезную). К концу XIX века в связи с устройством четырехскатной кровли изменили верх четверика, тогда же исчезли первоначальные главы.
После закрытия церкви Николы на Студенце в 1930-х годах она лишилась своей колокольни и была искажена переделками. В 1937 году уже начали ломать сам храм, но потом в нем устроили двухэтажное обще житие фабрики Кардолента. Второй этап сноса храма пришелся на 1965 год, когда на этом месте хотели построить новый дом. Тогда сбросили крышу и разрушили часть алтаря. При этом были обнаружены фрагменты древней кладки и декора храма. Но снос был остановлен, здание обследовали и приняли решение отреставрировать его как памятник архитектуры XVII века. Реставрация прошла в 1966-1969 годах, когда восстановили ряды кокошников и главы с крестами по аналогам московской архитектуры второй половины XVII века.
Храм святителя Николая в Студенцах возвратили Русской Православной Церкви в 1992 году.
Памятник архитектуры 1672-73 гг., освящен в 1996 году архиерейским чином. Богослужения с 1994 года. Пение наонное. Алтарь расписан. Имеется новый многоярусный иконостас. Храм нуждается в дальнейшей реставрации и благоустройстве. К молитве допускаются только единоверцы и старообрядцы.
Храм святителя Николы Чудотворца в Студенцах. Москва
Конфессия: | Единоверие |
Адрес: | г. Москва, ул. Таганская, д. 20А |
Год постройки: | 1699—1702 |
Настоятель: | игумен Петр (Васильев) |
Телефон: | +7 (495) 912-52-43 |
Памятник архитектуры 1672-73 гг., освящен в 1996 году архиерейским чином. Богослужения с 1994 года. Пение наонное. Алтарь расписан. Имеется новый многоярусный иконостас. Храм нуждается в дальнейшей реставрации и благоустройстве. К молитве допускаются только единоверцы и старообрядцы.
Приход храма святителя Николы в Студенцах известен с XVI века.
Современное здание двухпрестольного храма было построено в 1672 году. Архитектор неизвестен.
В 1771 году была выстроена великолепная колокольня.
В начале XX века многие годы членом церковноприходского совета храма состоял мученик Василий Сергеевич Иванов.
В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а в 1930 году храм был закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство. Колокольня была взорвана, здание сильно переделано.
В 1965 году произошла очередная попытка сноса храма для освобождения места под строительство жилого дома, снос остановился благодаря протесту общественности.
В 1994 году бывшее здание храма было передано московской единоверческой общине.
6 октября 1996 года храм был освящен по древнему (дораскольному) чину митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым).
С 1994 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Все богослужения и требы совершаются по старому обряду.
Храмы и общины
Этот проект — наше совместное достояние. Если вы увидели неточность в описаниях или другие наши ошибки, укажите нам на них. Этим вы поможете общему благому делу и внесёте свой вклад в развитие раздела. Электропочта для связи: admin@ruvera.ru
Важно! Данный раздел пополняется информацией и фотографиями из открытых источников, включая народный каталог православной архитектуры sobory.ru, поэтому мы не претендуем на исключительное право авторства, а лишь собираем и систематизируем интересную информацию.
Авторский состав
Программирование и верстка: Юрий Кохов, Дмитрий Шаповаленко, Сергей Смолярчук, Алексей Жиленков
Орфография и наполнение:
Андрей Нестерович
Ирина Косырева
Особая благодарность: Всем, кто откликнулся на наш призыв и прислал информацию о своей общине. Спаси Христос! Без вас этот раздел был бы пуст.
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Храм Святителя Николая на Студенце
Храм святителя Николая на Студенце (Казанской иконы Божией Матери) — православный единоверческий храм, принадлежащий к Покровскому благочинию Русский Православной церкви. Находится по адресу Таганская улица, дом 20а.
Содержание
История
Название «на Студенце» предположительно произошло по шедшей мимо храма дороги к Белому морю, которое в простонародье называлось «студенец». Точно даты основания храма неизвестно, но в документальных источниках за 1672 год она числится деревянной. Постройку каменного храма начали в 1699 году, а окончание строительства датируется 1702 годом, однако некоторые источники ставят эти даты под сомнение. В 1718 году впервые упоминается главный престол во имя Казанской иконы Божией Матери.
Храм закрыт в начале 30-х годов ХХ века, колокольня взорвана, здание сильно переделано. Снос храма продолжился до 1937 года, но так и не закончился, в здании создали второй этаж и разместили в нем общежитие фабрики «Кардолента». В 1965 году произошла очередная попытка сноса храма для освобождения места под строительство жилого дома, снос остановился благодаря протесту общественности. После обследования остатков здания в 1966 году, его решили отреставрировать, работы начались в том же году и продолжились до 1969 года, хотя здание простояло в строительных лесах до 1983 года. Возвращен верующим в 1992 году, первое богослужение прошло в 1994 году, а регулярно они стали проводятся с 1996 года. Службы совершаются по дораскольному старому обряду.