храм нила сорского ферапонтово
У преподобного Нила Сорского
20 мая Русской Православной Церковью празднуется память святого
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Вологодская земля славится своими святыми, но преподобный Нил Сорский в истории русского монашества стоит особняком. Осенью прошлого года мы с фотографом-документалистом Алексеем Мякишевым отправились в село Пустынь, что под Кирилловым. В этом селе находится Нило-Сорская пустынь, в которой с 1961-го размещается психо-неврологический интернат.
Фото Алексея Мякишева
Огромную помощь в поездке нам оказал протоиерей Алексий Мокиевский. Священник Горицкого монастыря, он также духовно окормляет пациентов интерната. Отец Алексий давно занимается изучением жития преподобного Нила Сорского и написал на тему святого много статей.
Фото Екатерины Соловьевой
Фото Екатерины Соловьевой
Вот отрывок из материала о. Алексия о судьбе мощей преподобного:
«Мыслитель, писатель, творец, оставивший драгоценное учение о нравственном совершенствовании, при жизни удостоенный и вниманием, и почитанием людей, Нил оставался все тем же смиренным иноком. Труды свои он подписывал на греческом – «грешный Нил и неразумный». Нестяжательность его выразилась как нигде в его знаменитом завещании. В этом автографе преподобного, написанном на смертном одре, он смиряет себя, отказывая себе даже в праве на достойное погребение. В этом выразилось его нестяжание даже посмертного почитания. В этих последних словах, как в некоем зерцале отразилась вся суть прожитого им пути ко Христу».
Фото Екатерины Соловьевой
«К сему и еще аз недостойный Нил, моих присных господий и братий, иже суть моего нрава, молю: по скончании моем повергните тело мое в пустыни, да изъядят е зверие и птицы, понеже согрешило есть Богу много, и недостойно есть погребения. Аще ли сице не сотворите, то ископавше ров на месте, идеже живем, со всяким бесчестием погребите мя. Бойтеся же слова, еже Великий Арсений завеща учеником своим, глаголя: на суде стану с вами, аще кому дадите тело мое. Тщание бо и мне было то, елико по силе моей, да не сподоблен буду чести и славы века сего ни которыя, якоже в житии сем, тако и по смерти моей. Молю же всех, да помолятся о души моей грешней, и прощения прошу от всех, и от мене прощение да будет: Бог да прости всех нас».
Фото Екатерины Соловьевой
Но любящие ученики все-таки погребли преподобного с подобающей честью. Братия обрядила покойного в ризу. Власяницу сняли. Впоследствии многие находили в ней исцеление, надевая при молении ко преподобному. Сохранили и четки из простой тесьмы самой грубой работы двух аршин длинной. Погребли на монастырском кладбище напротив алтаря храма, в холме, который насыпал сам Нил, нося в коробах землю, засыпая болото. Поставили крест, «камень положиша и на нем написаша лето, месяц и день преставления его такожде и образ подобия его написаша, каков бе преподобный».
В последующие годы и столетия попытки прославить мощи святого продолжались: сначала Иван Грозный хотел поставить в честь Нила каменную церковь, но не осуществил задуманное. В 1840-1842-годах начали было возводить каменный храм, но его своды обрушились, чуть не раздавив трех рабочих. Братия не услышала призыва преподобного и храм Тихвинской иконы Божией матери над могилой был воздвигнут. Вот что пишет о. Алексий Мокиевский:
«Внутри храма могила преподобного Нила была отмечена богатой ракой с красивейшей резной сенью. Настоятель пустыни иеромонах Никон (Прихудайлов) извлек из фундаментного раскопа вблизи предполагаемой могилы преподобного благоухающие косточки и положил их в своей келье. Из этого не сделали сенсации, даже не уведомили Консисторию, но частицы мощей преподобного стали расходиться как реликвии по храмам. Так икона Нила Сорского с мощами появилась в церкви Грузинской Божией Матери Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии. Но приехавшая в монастырь следственная комиссия Новгородской духовной консистории постановила похоронить их, что и было сделано».
Фото Алексея Мякишева
Фото Алексея Мякишева
Отец Алексий пишет:
Фото Екатерины Соловьевой
В Рапорте на имя Управляющего Вологодской епархией Высокопреосвященнейшего Максимилиана игумен Дамаскин (Орловский) подвел итог долгому и кропотливому исследованию: « Экспертиза убедительно показала, что могила преподобного Нила Сорского была разрушена еще при строительстве храма, а воля преподобного основателя пустыни, зафиксированная в тексте его завещания, была исполнена при строительстве храма руками строителей, скрывших его мощи среди останков братии».
Фото Екатерины Соловьевой
Однако ставить точку в этом месте рано, считает отец Алексий:
«В устном предании от того же игумена Дамаскина мы узнаем, что в одном из фрагментов скелета, возраст которого восходит к рубежу XV-XVI столетий, в химическом составе костной ткани обнаружено некоторое содержание никеля. Как известно, в нашей округе этот металл не содержится ни в почве, ни в воде. Зато его много на Афоне! Это может служить косвенным подтверждением принадлежности одного из скелетов останкам преподобного Нила, который долгое время жил на Святой горе».
Преподобный завещал не почитать его мощи. Но память о народном святом жива. В Кириллове появилась улица Нила Сорского, а в Ферапонтово 5 мая 2008 года освящен храм в честь святого, в канун 500-летия преставления прп. Нила Сорского. В Горицком монастыре хранится икона преподобного современного письма.
Фото Екатерины Соловьевой
Фото Екатерины Соловьевой
Фото Екатерины Соловьевой
Подготовила Екатерина Соловьева.
Фото: Екатерина Соловьева, Алексей Мякишев.
Как корабль назовёшь или Возвращение блудного сына. Часть пятая
Dum spiro, spero. Dum spero, amo. Dum amo, vivo.
Если Вас так ужасает мой пессимизм — представляю себе, как бы Вас ужаснул мой оптимизм.
Ответ на реплику друзей «из группы поддержки» Бывший» 14 окт 2017 21:36
Vlad_Rus писал(а): Спасибо за отчет. Интересная вышла поездка….с юмором! Кое-где от души поржал (проснулось что-то лошадиное!), кое-где решил тоже со временем побывать.
И после неизбежной реплики Насти, нашего кЭпа очень дальнего плавания (4,7 м), «Себя не пропиаришь, так разве ж кто додумается!» — был составлен почти коллективный ответ ©
Привет Влад! Ещё и до экватора не дошли в отчете… Здесь очень много обалденных мест и даже почти музеев…
О которых и не все местные жители знают. Что это просто изюминки-конфетки-тортики (по содержанию).
И не только в Рыбинске, где храм (никогда не закрывавшийся и не разграбленный) с удивительными стенными росписями сохранившими колорит и выполненные в традициях русской художественной иконописи.
А и в ЧиркОво, где в храме уникальные иконы предположительно 14-15-16 веков (которые нельзя снимать, увы)…
Но только не Ферапонтово — с ОЧЕНЬ беспонтовым музеем фресок. Туфта-туфтовая для развода на нехилые бабки лохов. Которые с умным видом ДИЛЕТАНТОВ щёлкают языком и продолжают шёлкать клювом.
Из Устья и местных дождливых болотомесов (с направлениями) — мы уезжали с лёгкой грустинкой и воспоминаниями про великолепного местного котофея-скалолаза. Для тех, кто не смотрел предыдущую часть с удовольствием прикрепляю снимок во второй раз. Он (котофей) чем-то напоминает нашего Беляша. Когда тот возвращается со своих неудачных мартовских «похождений» и нечеловеческим голосом требует у нас с баУшкой «мя-са»
Попутно заглянули в село Архангельское, благо, что это по пути и много времени не понадобилось.
Там два храма. Один новодельный и по определению «никакой». В стиле «вали кулём — потом разберём». Обычная церковная лавка по продаже свечек, индульгенций и обещаний (за ваши бабосики) вечного загробного царства. Никаких стриптиз-контролей с переодеваниями. Потому как местные прихожане не очень «жалуют» своим посещением это «не пойми что». Это даже видно по хиленькой и едва заметной тропинке к богоугодному заведению.
Свято-духовская церковь как-то никого из наших соверешенно «не впечатлила» и не вдохновила. Вологодская область, Сокольский район, село Архангельское. Широта: 59.544199 (59° 32′ 39.116» N) Долгота: 39.954937 (39° 57′ 17.773» E)
Зато от созерцания второй громадины (по размерам) — есть на что «варежку раззявить». Колоссальное сооружение в стиле Тотьменского барокко. Мы весной-2017 там (в Тотьме) уже снимали что-то подобное и величественное.
Михайло-Архангельский храм был построен в 1770 году. Расписан почти сто лет спустя в 1862-м местным уроженецем, художником Платоном Семеновичем Тюриным. В 1932 году церковь закрыли. В 1988 году церковь начали восстанавливать. Между прочим, ещё во времена СССР.
Так там не хиленькая тропинка к храму, а хорошо утрамбованная дорога вокруг него. Видно, что этот очаг архитектуры посещается значительно чаще, чем новодел. В разы. Для Насти он был в новинку, а мы с Антоном уже снимали его несколько раз и в разное время года.
И зимой его старческие морщины и вопиющая «облезлость» очень контрастируют на фоне белого снега. Вологодская область, Сокольский район, село Архангельское, Село Архангельское Широта: 59.547642 (59° 32′ 51.511» N) Долгота: 39.953799 (39° 57′ 13.676» E)
С Вологды навигатор нас повел (ох, уж этот навител) по старо-кириловской дороге в сторону Кубенского.
Интересовали храмы-заброшенки, руинированные инвалиды из нашего забвения и полного наплевательства государства на культуру. Мрак и стиральная доска — это про дорогу слишком мягко сказано. Теперь я понимаю, почему в России так много матерных словесов в лексике и ещё больше ненормативных слов. Колдобина на колдобине и сплошная веселуха, но имеющая статус «государевой». А ведь по этой дороге даже цари путешествовали, начиная с Ивана Грозного. И очень похоже, что с тех пор её так и не грейдеровали. Но за то удалось кое-как доковылять до очень старой церкви. Лет на триста моложе островного монастыря на Кубенском озере. Храм Святого Василия на Едке 59.385863, 39.743392
Разница в «показаниях» приводимых координат вполне закономерна. Официальные координаты немножко отличаются от навителовских. Но так как там ни черта больше нет, то промахнуться не удастся. Громадину сногоярусной олокольни видно за несколько вёрст. Не промахнётесь — даже если у вас до поездки банкет с банальной пьянкой был многодневным.
Памятник архитектуры конца XVI века, предположительно годы строительства 1580-й, руинирована.
Восстанавливают волонтеры-энтузиасты из Рязани, Вологды, Москвы и молодые гастарбайтеры из Ср. Азии в мусульманских тюбетейках.
Судьба храма не просто трагическая, а мученическая. Церковь, стоявшая на дороге, ведущей на Север, стала перевалочным пунктом, через который заключенных гнали на Соловки. По воспоминаниям местных жителей в тридцатые годы рядом с храмом расстреливали «врагов народа». Адрес, Вологодский район, п/о Марино, возле остатки такого же руинированного село Кулемесово. Тел.: 8-981-443-85-86, 8-910-642-74-53. Телефоны приводятся не случайно. Меня об этом попросил один из волонтёров обязательно их указать в отчете. Что бы сердобольные граждане позвонили и «подкинули бабла ХОТЬ немного». И добавил, смачно сплюнув в сторону. — А то попы приезжают кавалькадами мерседесов, в окружении «синих ведёрок», а нам кормить гастов нечем…» ©
Это ссылочка на соплежуйную шнягу манагеров-попрошаек http://cultinfo.ru/infoproject/recovery/index.php?id=37
Кэп у нас очень «продвинутая» в разных девайсах и технологиях.
Даже удалось узнать, что это Васильевская церковь, а первое упоминание о храме относится аж к 1585 году.
Якобы именно этим годом датировано его изображение на иконе, повествующей о чуде с Иосифом Заоникиевским (Вологодским).
Но потом интернет как-то внезапно и чудесно «кончился». От слова «совсем».
Так что до Ферапонтово мы ехали почти молча и уже по новой дороге.
Она идет параллельно царской, минуя село Кубенское.
Поэтому очередные заплывы в дождь по Кубенскому озеру проплывали мимо окон.
Карточек дороги с бугорками и разметкой нет, звыняйте, снимать совсем «не комильфо».
Но помню, что было мокро от дождя.
И асфальт блестел как у кота… глаза бесстыжие… в марте.
На хорошей дороге экипаж зря время не терял.
А сало с луком не тот продукт, что бы «щёлкать варежкой» — матрос с кэпом славно повеселились с обжигающим кипятком… из термоса.
Они как только в машину садятся, так сразу:
-Мож, чайку, а?
Я уже даже и подначивать их начал — целый день чаи гоняют.
С салом.
А у меня ж диета.
И трех разовое питание — понедельник среда и пятница…
После сала мальца вздремнули, такое бывает.
От недопития и переедания.
Теперь о Ферапонтово. О котором почти все мечтают, некоторые уже были и даже вам советую побывать.
Если будете проездом в этих краях. http://autotravel.ru/town.php/232
Наше почти «фсё» в области штукатурно-малярных работ в сумрачном свете великих учеников древнего штукатура-малярА Дионисия с сыновьями.
Пока второй драйвер к кэпом глазели и слушали лекции о штукатурах-малярах. Кажись штука на двоих, рублями и по пятихатке «с носа» за съёмки, которых они не делали — ибо снимать ЭЛЕМЕНТАРНО НЕЧЕГО. И обследовали монастырь изнутри и снаружи — мне удалось обследовать ближние и дальние… э-э-э… помойки и окраины.
Должен заложить Вам, что очень внушительные и даже весьма интересные.
В некотором плане и при хорошей погоде.
Например, куракинская керамика.
Частное владение и музей Нины Мишинцевой.
Интригующе и достойно, особенно ценники на свистульки и прочие горшки с черепками.
По цене древне-китайского фарфора и авторского чешского хрусталя.
А может это мне так показалось, но я не крестился. В отличие от правоСЛАВНУТЫХ братанов с сИстерами. И не бормотал заклинания. Типа «тю, холера… и свят-свят… изыди сатана… и избавь меня от лукавого»…
Предлагаю на Ваш суд и вкус карточки, из числа увиденного и снятого. Деревянный храм Нила Сорского. Координаты 59.960478, 38.563120
Отрыв башки и косоглазие одновременно. При том на оба глаза сразу.
Один купол мальца наклонился, крестик на луковке уже повелО, луковку уже плющить начало, но держится ещё бодрячком. Некоторые брёвна явно «повело» куда-то в сторону, часть уже прилично подгнивают. От «неусыпной заботы» и недостаточной обработки во время строительства и подготовке брёвен.
Но зато понтов немерено. Якобы образец. Не хухры-мухры — исторического северного деревянного зодчества.
Шоб я так жил! Вот! Как говорят… у них в Одессе!
Если это принимать за образец? Тогда меня можете смело считать космонавтом! Ибо доводилось видать НАСТОЯЩИЕ образцы (в Карелии и Мурманской обл). Которые на пару-тройку сотен! лет постарше. Но выглядят значительно веселее.
Новодел.
Слегка почерневший.
Строительство велось своими силами с 1995 до 2008 год.
Стилизация деревянного зодчества XVII в.
Руководил архитектор Дмитрий Николаевич Щепетков из кафедры храмового зодчество московского МАРХИ.
На строительстве работали друзья, друзья друзей и те же дармовые работники из числа волонтеров.
Помогали местные и мастера из Северодвинска — Юрий Осипов и Илья Алешин.
Но якобы наружные работы и монтаж были закончены ещё в 1999 году.
Так рассказала дочка Юрия Осипова — Серафима, познакомились мы с ней в керамической лавке.
Освящен 5 мая 2008 года. Является архиерейским подворьем Ферапонтово монастыря.
Закрыт на замОк, никаких следов жизнедеятельности не обнаружено, внутри не был.
Телефонов не нашел, владение частное, десяток учредителей со списком званий, регалий и бесчисленных благодарочек от правительства и разных фондов. Которые немало «бабла закачали».
Полагаю, что через пару-тройку лет будет уже генеральная реконструкция… Адрес: Ферапонтово, ул. Заозерица, 4
А теперь про самое «вкусное» в беспонтовом Ферапонтове, ради чего хотя бы раз в жизни стОит заезжать в эту болотомесную глухомань.
http://autotravel.ru/otklik.php/9036Церковь Ильи Пророка (Цыпинский погост).
Деревянная многоярусная и многоэтажная церковь (1756 год). Не торопитесь меня упрекать, что снова предлагаю посетить церковь, да ещё и на погосте. Настойчиво рекомендую рассматривать это место как удивительный музей.
Жаль, что был дождь и музей фунциклирует только с 1 мая по 30 сент и на зимних школьных каникулах. Но и снаружи всё смотрится очень красиво.
Хотя со слов военизированного! сторожа! с берданкой! (благодаря которому мне «краем глаза» удалось осмотреть и внутрянку) храм был разобран, заменены все брёвна и собраны обратно.
Даже если и так, то внутренняя начинка этого великолепного «тортика с вишенкой», с лихвой может покрыть новодельность отреставрированного храма.
Если удастся попасть во внутрь…
Впрочем судить Вам, не настаиваю.
Вот, пожалуй, для пятой части рассказа и достаточно. За сим откланяюсь, до встречи в 6 части. Где так же будут различные селфи, на различном фоне, с различными пЭрсонажами, и различными историческими героями…
Впереди у нас ещё немало вкусняшек, встреч с интересными людьми, необычными музеями, неизведанными красотами, утопленницами, монастырями и храмами.
Бывший» 16 окт 2017 20:49 Для большего представления о золотой дождливой осени на Вологодчине.
И её многочисленных автобанах, хайвеях, дорогах и направлениях — несколько блоков снимков от нашего дружного «колективного разума» в районе Национального парка «Русский Север».
Немножко плагиата из паутины.
Здесь представляет интерес восхождение на гору Маура.
На въезде в село Горицы, слева от шоссе, вы увидите обширный паркинг.
Здесь следует оставить машину и двинуться по обустроенной пешеходной (экологической) тропе.
Гора расположена в лесу, на пути оборудованы скамейки для отдыха.
Обращают на себя внимание огромные муравейники.
На вершине горы — рубленая часовенка во имя св. Кирилла и Ферапонта. На этом месте Кириллу Белозерскому было явление Пресвятой Богородицы.
Которая указала ему место для устройства обители.
Если подняться на колокольню, увидите волшебное зрелище: всё Сиверское озеро и Кирилло-Белозерский монастырь лежат как на ладони.
Рядом с часовней — камень св. Кирилла с отпечатком, напоминающим оттиск человеческой ноги.
Говорят, это след ангела.
Рекомендуется разуться и приложиться к отпечатку, загадав при этом желание.
http://autotravel.ru/otklik.php/1215
От себя добавлю. Наверное, след пьющего ангела или просто не слегка выпиМши, а прилично наклюкавшегося клюковки.
Потому, как на трезвую голову и не опохмелившись — в эти места можно поехать только с очень большого бодуна.
Допускаю, что место и красивое и замечательное. Если хорошая погода.
Но не после дождя и не в пасмурную погоду.
Панорамы можно снимать на 270 градусов с разных мест.
Паломники к нам приезжают со всей России
Игумен Иоасаф (Вишняков)
В октябре 2018 года в Вологодской епархии был возрожден Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь. Легендарная обитель в ожерелье Русской Фиваиды, из которой в разные эпохи вышли несколько светильников Церкви Русской, снова стала местом монашеской молитвы. Параллельно на монастырской территории продолжает функционировать музейное учреждение, ежегодно принимающее тысячи туристов со всего света. И это неудивительно, ведь их привлекает единственный дошедший до нас полный комплекс фресок знаменитого мастера средневековой Руси Дионисия. В первый престольный праздник обители корреспондент «Журнала Московской Патриархии» (№ 9, 2019) беседует с ее настоятелем игуменом Иоасафом (Вишняковым).
В тесноте, да не в обиде
— Ваше Преподобие, открытию монастыря предшествовало несколько лет богослужебной жизни в статусе архиерейского подворья. Расскажите в какой мере за это время удалось подготовить обитель к полноценному функционированию. Все ли вопросы удалось решить?
— Главное, чего удалось нам добиться, — совершение регулярных богослужений и фиксация договорных взаимоотношений с музеем-заповедником на уровне двусторонних документов. Хотел бы напомнить, что община верующих в Ферапонтове возникла ровно 30 лет назад. Тогда же, в 1989 году, был зарегистрирован Богоявленский приход, которому для богослужений в 1990 году передали надвратную церковь монастырского ансамбля с двумя приделами (Богоявленским и Ферапонтовским). Архиерейское подворье здесь по указу митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия открылось 8 августа 2014 года. В его штате состояли три человека: кроме меня, еще один иеромонах и иеродиакон. Зимой мы совершали регулярные богослужения (по воскресеньям и праздничным дням Литургии, по субботам панихиды, ежедневно молебны) в надвратной церкви, а на лето музей-заповедник выделял нам Мартиниановскую церковь, примыкающую к соборному храму с юга. Как правило, последнее в годичном кругу богослужение, которое мы там совершаем, выпадает на наш престольный праздник Рождества Богородицы. Впрочем, раз на раз не приходится: это зависит от погоды. Возведенный как холодный, Мартиниановский храм сейчас оборудован отопительной системой (электрической, как и весь монастырский ансамбль). Но на полноценный зимний обогрев она не рассчитана, и с приближением заморозков по технологическим условиям эксплуатации ее отключают. Температурно-влажностный режим комплекса центральных монастырских храмов предусматривает, что в соборе должно быть обязательно теплее, чем в смежных помещениях и примыкающих пристроенных зданиях.
Поэтому фактически свыше полугода — с сентября и, как правило, до Пасхи — мы вынуждены служить в маленькой надвратной церкви. Всех желающих помолиться она не вмещает. Но что делать!
— Село Ферапонтово на первый взгляд не назовешь густонаселенным. Велик ли приход у монастыря? Из кого он в основном состоит?
— В селе постоянно зарегистрировано около трех сотен человек. В основном это пенсионеры. Есть профессиональные гончары, частные предприниматели, музейные сотрудники. Летом население значительно возрастает за счет дачников, причем «на каникулы» приезжают даже мурманчане. Наверное, можно сказать, что два самых теплых месяца — июль и август — по жертвам прихожан в монастырскую кружку позволяют нам прожить до следующего лета: буквально «день год кормит».
Зимой местных жителей преклонного возраста, наоборот, зачастую забирают в свои городские квартиры дети и внуки. В общем, в праздничный день на Литургии в холодное время года бывает до 25 человек, в теплое — до сотни.
— Это с учетом паломников?
— Да. Паломники, наверное, не составляют статистически заметной доли молящихся, во всяком случае в сравнении с общим числом верующих и причастников на Литургиях за год. Но гостей в наших храмах можно увидеть очень часто. Приезжают или на день, или только на Литургию со всей России. Чаще всего, конечно, из обеих столиц, областного центра Вологды и ближайшего промышленного центра — Череповца. Запомнилась семья паломников из подмосковного Домодедова. Как рассказал ее глава, он вдруг во сне увидел преподобного Ферапонта. Собрал домочадцев, приехал сюда. Они исповедались, причастились, с каждым из них я подробно побеседовал. Семья оказалась невоцерковленной, и мне показалось, что эта поездка для них не была напрасной.
Зачем и кому нужен приходской храм
— Каким образом вам видится развитие паломнической службы вашего монастыря с учетом его колоссальной известности и важнейшей роли в истории Церкви?
— Это одно из основных моих попечений. Главная проблема, которая пока сковывает развитие в этом направлении, — отсутствие в Ферапонтове места, где паломники могли бы остановиться на ночлег. Единственная гостиница недавно закрылась и сейчас по решению местных властей переоборудуется под администрацию и сельский клуб. Правда, в этом году обещают достроить и сдать новую гостиницу. Думаю, недостатка в желающих воспользоваться ею не будет, ведь группы ездят уже сейчас. Кстати, музей-заповедник разрешил нам проводить экскурсионное обслуживание организованных коллективов паломников по монастырской территории и по надвратной церкви.
— Подобные прецеденты были?
— Да, несколько раз мы успешно опробовали эту практику.
— Сколько насельников в вашем монастыре?
— Совсем немного. Сюда со мной прибыли всего трое послушников. У нас уже состоялся первый постриг, так что теперь это монахи. Сейчас они дипломники Вологодской духовной семинарии, сдают выпускные экзамены. Скромный размер братии объясняется по сути единственной причиной: нам негде жить. Как видите, мы беседуем с вами в обычном сельском доме. Это что-то вроде скита: тут у нас келья, рядом приходской храм.
— А как появилась эта деревянная церковь? Когда ее сложили, для чего она монастырю?
— Освящена она во имя преподобного Нила Сорского, появилась несколько лет назад в ответ на нужды прихожан. Как игумен монастыря я же выполняю обязанности и ее настоятеля. Службы здесь в основном бывают ежемесячно. Кроме того, мы совершаем тут полный круг богослужений Великого поста. Но в первую очередь этот храм нужен для треб, в основном для отпеваний — ведь музейная администрация не разрешает заносить гроб с телом усопшего в надвратную церковь. В деревянном приходском храме также очень удобно совершать венчания, чем мы и пользуемся!
Первый молебен за век в соборе
— За первый после возрождения монашеской жизни год удалось хоть как-то продвинуться в урегулировании имущественно-земельных вопросов с администрацией музея-заповедника?
— Впервые фактически за столетие состоялось официальное богослужение под сводами соборного храма: по согласованию с музейной администрацией мы совершили здесь молебен. Да, пускай без свечей, без каждения, без освящения воды и в присутствии всего 20 человек на весь храм — больше нельзя. И все же это победа! Теперь нам будет проще предъявлять свои аргументы касательно возможности совершения Божественной литургии в этих древних стенах. Ведь параметры воздействия на роспись в убранстве храма — в нашей ситуации на уникальные фрески Дионисия — целиком регулируются режимом эксплуатации, который можно разработать в том числе и на случай совершения Литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Приведу пример с нашей надвратной церковью. Она стояла закопченная. Поставили увлажнитель воздуха, закупили хороший фильтр для системы кондиционирования и вентиляции. Да, это обошлось нам в колоссальную для нынешнего монастырского бюджета сумму 130 тыс. руб. Но теперь церковь чистая! Разве это не довод?
Что касается помещений для братии, тут тоже есть подвижки. Нам передали трехэтажное здание Казенной палаты возле Святых врат — для технических, как сказано в протоколе, целей. Фактически это означает, что там можно оборудовать, к примеру, канцелярию, но вот братские кельи — нет.
— А на самом деле?
— К сожалению, в нынешнем виде это здание для жилья неприспособлено. Музей держал в нем библиотечные фонды, но ни водопровода, ни канализации там нет. При условии его переоборудования это был бы выход: общие площади позволяют, к примеру, разместить на одном этаже трапезную, на другом кельи. Но пока это, к сожалению, из области фантазий.
— Какие ближайшие цели вы ставите перед собой как игумен монастыря с учетом непростой ситуации, в какой пока находится обитель?
— Во-первых, вся братия должна жить на исторической монастырской территории. Во-вторых, Церковь должна иметь возможность совершать богослужения во всех храмах монастырского ансамбля — разумеется, без ущерба фрескам, возможно, без зажженных свечей. Когда в прошлом году монастырь с первосвятительским визитом посещал Святейший Патриарх Кирилл, благословляя меня, он на прощание сказал: «Ничего не бойся!» Этими словами первосвятительского напутствия я в своей повседневной деятельности и руководствуюсь. Да, сегодня-завтра мы насущные задачи, возможно, не решим. Но это не повод о них забывать!
Игумен Иоасаф (Вишняков)
Беседовал Дмитрий Анохин
Игумен Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря Иоасаф (Андрей Павлович Вишняков) родился 12 августа 1979 г. в подмосковном городе Жуковском. По окончании средней общеобразовательной школы поступил в братию Спасо-Прилуцкого монастыря (г. Вологда). После окончания Вологодского духовного училища прошел срочную службу в армии. Принял монашеский постриг 16 апреля 2002 г. Рукоположен во диаконы 14 августа 2002 г., во пресвитеры — 12 июля 2008 г. Свыше 10 лет нес послушание эконома Спасо-Прилуцкого монастыря, затем был настоятелем архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь» (Вологодская епархия). В 2015 г. окончил Костромскую духовную семинарию. 8 июня 2014 г. назначен настоятелем архиерейского подворья «Ферапонтов монастырь», 19 октября 2018 г. возведен в сан игумена Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря. С 20 марта 2018 г. — благочинный монастырей Вологодской епархии.
Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь основан в 1398 г. в 20 км от Кириллова меж двух озер (Бородаевское и Паское) прп. Ферапонтом Белоезерским (†1426). В 1427-1435 гг. обитель возглавлял ученик святого первоначальника прп. Мартиниан (†1483), над ракой которого в XVII в. возведена посвященная ему каменная церковь. Из стен Ферапонтовой обители на рубеже XV-XVI вв. вышли видные иерархи Русской Церкви, активно участвовавшие в важнейших внутриполитических процессах, — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В ссылке здесь пребывали Патриарх Никон, митрополит Спиридон-Савва. Пострижеником монастыря был прп. Кассиан Грек.
Формирование архитектурного ансамбля обители началось с постройки в 1490 г. ростовскими мастерами соборного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы — первой каменной церкви Белозерья. В XVI в. здесь возникают монументальные теплая Благовещенская церковь с трапезной, Казенная палата, служебные постройки. После разорения обители в 1614 г. польско-литовскими отрядами начинается новый период строительства: в середине XVII столетия появляются надвратная церковь, Мартиниановский храм и колокольня.
В 1798 г. по указу Синода монастырь упраздняется, церкви становятся приходскими. В 1903 г. возобновлен как женский. В дни «красного террора» на горе Золотухе под Кирилловым казнено семеро связанных с монастырем представителей духовенства и мирян, канонизированных в 2000 г. как новомученики и исповедники, в том числе епископ Варсонофий (Лебедев), игумения Серафима (Сулимова), священник Иоанн Иванов. В 1924 г. советская власть окончательно закрыла монастырь. С 1975 г. на его территории начинается формирование музея (в настоящее время — Музей фресок Дионисия — филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника).