храм новомучеников на сретенке
Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре
Строительство нового собора стало насущной потребностью Сретенского монастыря. Сюда на богослужения со всех концов Москвы съезжаются тысячи прихожан, и часто, когда храм уже переполнен, множество людей в любую погоду вынуждены всю службу молиться под открытым небом.
Новый собор построен, конечно же, не только для того, чтобы увеличить пространство для богослужений. Он освящается в годовщину трагических революционных событий, происшедших в нашей стране столетие назад. Собор призван прославить память православных христиан – мучеников, исповедников ХХ века, известных нам и неведомых, но известных Богу и прославленных у Него в Царствии Небесном. Это наши соотечественники, нашедшие в себе силы подвигом духовного служения правде Христовой, Его истине противостать разрушительной смуте, сохранить и передать Православие поколениям, призванным сохранять и возрождать Россию.
Несмотря на трагизм сравнительно недавних еще исторических событий, храм не выглядит мрачным. Напротив, все в нем – и архитектура, и убранство – несет радость Воскресения Христова, свет торжества подвига новомучеников, победы Церкви Божией над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью.
Решение о строительстве собора было принято на заседании Попечительского совета 3 марта 2011 года. В декабре 2012 года был проведен открытый конкурс на проект нового храма. Среди требований к проектам значилось «отображение традиционной для русской церковной архитектуры идеи Дома Божия, а также подвига и торжества духовной победы новомучеников».
Перед началом строительства храма были произведены тщательные археологические раскопки. Строительство собора и реконструкция территории монастыря начались в начале 2014 году и заняли 866 рабочих дней.
Высота храма – 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии. Для обеспечения микроклимата оборудована система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.
Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм – в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Роспись необычайной красоты завораживает взгляд входящего. В центральном куполе – Господь Вседержитель, вокруг – сонм святых, среди которых не только новомученики, но и другие любимые в России святые.
Нижний храм нового собора не случайно посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий – купель для крещения, украшенная уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов. Здесь, вокруг купели, будут проходить занятия по основам православной веры для готовящихся ко крещению. Лекции о христианской жизни в Сретенском монастыре уже давно пользуются популярностью среди студентов светских вузов и столичной молодежи. В актовом зале Сретенской семинарии, расположенной в монастыре, еженедельно собирается до 350 слушателей. Каждую лекцию просматривает через интернет около 35 тысяч человек.
На двух этажах в нижней, стилобатной части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.
25 мая 2017 года, во время великого освящения, святые мощи священномученика Илариона – духовного покровителя Сретенского монастыря и его настоятеля в двадцатые, послереволюционные годы – будут перенесены из древнего собора, в котором они находятся с 1999 года, в новый храм – в ковчег, установленный на камнях, привезенных с Соловецких островов, где с 1924 по 1929 год провел в заключении священномученик Иларион.
Особо интересна громадная фреска апсиды над алтарем верхнего храма. Изображение Тайной Вечери не совсем традиционно: помимо двенадцати апостолов здесь присутствуют образы святых новомучеников ХХ века. Это словно Тайная Вечеря, совершаемая в Царствии Небесном. Возвышающийся всего на четыре метра резной каменный иконостас не загораживает апсиду и дает возможность рассмотреть в деталях эту великолепную алтарную роспись.
Площадь перед собором устроена как храм под открытым небом. Патриаршее крыльцо может служить алтарем. Предусмотрены все возможности для проведения богослужений в теплое время года так, чтобы в нем могли участвовать и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.
Семь золотых куполов нового храма, украшенных аркатурным поясом, хорошо видны с разных точек Москвы. Новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, по мнению известных художников и архитекторов Москвы, стал одной из доминант старой части столицы, продолжающих древние традиции и соединяющих прошлое и настоящее нашего Отечества.
Новый храм Сретенского монастыря: BIM-технологии, скрытые инженерные сети и 3D-мэппинг
Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской построили на территории Сретенского монастыря в центре Москвы. Его спроектировали при помощи технологии информационного моделирования зданий – BIM. Корреспондент портала Стройкомплекса узнал, зачем в храме «умная» система управления, подогрев пола, точки WI-FI, «колонки-невидимки» и что такое 3D-мэппинг икон.
Сретенскому монастырю более 600 лет. Это место, куда стремятся попасть люди из разных уголков России. На богослужения съезжаются тысячи прихожан. Старая церковь, особенно во время православных праздников, была переполнена, люди вынуждены были стоять службу под открытым небом и в снег, и в дождь.
Поэтому рядом, на ул. Большая Лубянка, вл. 17, было решено построить новый просторный храм. Он посвящен увековечению на территории монастыря памяти погибших за христианскую веру в годы гонений на Церковь. Этот храм – памятник победы Иисуса Христа и Его святых учеников – Исповедников и Новомучеников.
Решение о строительстве было принято в 2011 году, а в декабре 2012-го провели открытый конкурс на проект храма. Работы велись три года и три месяца. Собор уже открыт и может принять более 2 тысяч прихожан.
Храм поражает своей красотой и величием. Центральный купол весит 25 тонн. Его при сильнейшем ветре поднимали на высоту 50 метров специальным краном весом 500 тонн.
Собор украшают золотые купола, нанесение позолоты проводилось по гальванической технологии. Ее особенность в том, что позолоту не просто наносят на обрабатываемую поверхность, а молекулы вещества проникают в поверхностный слой обрабатываемой детали.
Храм облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля и Москвы.
В здании пять этажей, в том числе подземный. Здесь расположены основной и малый залы для проведения служб, притвор, кафоликон (средняя часть храма), солея, алтарь, хоры, представительские помещения.
Подземное пространство занимают духовно-просветительский центр, помещения обслуживания риз, хранения церковной утвари и другие. Здание оборудовано четырьмя лифтами.
В храме есть уникальная купель, состоящая из трех частей. Две из них – сухие, а центральная часть заполняется водой, где и проводится крещение. За год здесь окрестили более 160 человек. Купель сделана из бетона, на ней изображены композиции петербургского художника-мозаичиста Игоря Лаврененко.
Специально для храма написано 47 икон, большая часть из них выполнена в русско-византийских традициях. Еще до нанесения штукатурки было решено воспользоваться 3D-мэппингом (от англ. mapping – отражение, проецирование). Это направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект с учетом его геометрии и местоположения в пространстве.
Специалисты создали компьютерный макет иконографии стен и купола. Ночью при помощи проекторов образы святых «высветили» в храме, чтобы сделать оригиналы максимально точными. Только после ЗD-мэппинга за работу взялись художники.
Инженерные коммуникации – это гордость строителей и проектировщиков. Они разрабатывались при помощи BIM-технологии (Building Information Modeling, информационное моделирование здания).
Если коротко: храм сначала вырос в специальной компьютерной программе – 3D-проекции. Это не просто объемная картинка для проведения конструктивных расчетов, а единая модель, с которой работали специалисты всех профилей, от архитектора до сметчика. В ней хранилась вся информация об объекте.
Храмы обители
Освящен в 1679 году
Освящен в 2017 году
Монастырь
Богослужение
Гостям
Проекты
Журнал
При перепечатке ссылка на monastery.ru обязательна
Реквизиты доп счета: Московский Патриархат Сретенский ставропигиальный мужской монастырь 107031, Москва, ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 1 Для переписки: 107031, Москва, а/я 87Тел. (495) 623-3444
Полное наименование: Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ИНН 7702141968 КПП 770201001 ОКПО 17668920 Юридический адрес: Москва, Большая Лубянка, 19 стр.1 Почтовый адрес: 107031 Москва, а/я № 87 Телефон: 623-34-44, 621-41-47 факс: 621-45-29, 621-41-47 E-mail: mera@pravoslavie.ru
Для перечислений: Плательщик /получатель: Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» Расчетный счет: 40703810226800000034 в ФИЛИАЛ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» БАНКА ВТБ (ПАО) БИК 044525411, к/с 30101810145250000411
Оформление договоров: Наместник монастыря: Митрополит Тихон (Шевкунов Г. А.) на основании Устава. И.О.Наместника монастыря: Иеромонах Иоанн (Лудищев Д.В.) на основании Доверенности № 77/865-н/77-2018-7-320 от 28.05.2018г.
Главный бухгалтер: Иеромонах Ириней (Пиковский И. В.)
О новом храме Сретенского монастыря
Дорогие прихожане Сретенского монастыря!
3 октября 2012 года был объявлен, а 10 декабря 2012 года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке.
Сретенский монастырь. Всенощное бдение. Фото: А.Камальдинов / Православие.Ru |
Испрашивая у Святейшего Патриарха Кирилла благословение на проектирование и строительство храма, братия Сретенского монастыря просила назвать его собором Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке и приурочить его освящение к февралю 2017 года.
В целях и задачах конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту.
«Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских». Это стало важнейшей задачей для проектантов.
Мы ожидали творческого решения, которое смогло бы выразить идею небесного торжества Новомучеников, нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью. Построенный к столетию начала трагических событий минувшего века, этот собор должен быть именно Храмом-Памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников – Исповедников и Новомучеников.
Сретенский монастырь. Великий пост. Фото: К.Новотарский / Патриархия.Ru |
В задании конкурса были и непременные технические моменты.
Храм должен быть вместительным: в идеале – на две тысячи человек.
Еще одно требование – предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре, при особом стечении народа.
Из-за особой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть и возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма.
Также по причине крайне малой территории Сретенского монастыря (а он действительно самый маленький и при этом самый населенный мужской монастырь в Москве – здесь живут 42 монаха и послушника и 200 учащихся Сретенской духовной семинарии), мы попросили проектантов предусмотреть максимальное количество дополнительных помещений: для ризниц, мастерских, иных технических служб, а также для Сретенской воскресной школы, образовательного и катехизического центра для взрослых и монастырского издательства, здание которого будет снесено.
Наконец, необходимы подземные помещения для автомобилей монастырских служб.
Все эти хозяйственные задачи следовало решить без ущерба для образа храма.
В конкурсном задании также говорилось, что архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), но может содержать и элементы современных форм и конструкций.
Выставка проектов. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru |
На конкурс были представлено 48 проектов. Многие из них заслуживают самого серьезного внимания со стороны всех, кто интересуется церковной архитектурой. Часть работ по-настоящему талантливы, в лучшем смысле слова традиционны. От лица Святейшего Патриарха мною, как наместником монастыря, были разосланы благодарственные письма всем, кто принимал участие в этом творческом состязании. А три победителя награждены в соответствии с условиями конкурса.
В жюри конкурса, кроме двух представителей Сретенского монастыря, входили известные московские архитекторы и искусствоведы.
Ниже мы публикуем все представленные проекты: читатели смогут сами соотнести творческие и технические задачи, сформулированные условиями конкурса, с предложенными нам творческими решениями.
Выставка проектов. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru |
После просмотра и обсуждений жюри отобрало три проекта, и среди них, – проект-победитель, представленный мастерской Д. Смирнова. Решение жюри вскоре было утверждено Настоятелем нашего монастыря, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Что же выделило эту работу на фоне всех остальных?
Основной задачей конкурса было создание образа Храма-памятника, Храма-торжества победы Христа и Его учеников-Новомучеников, и вот с ней-то, по мнению жюри, авторы проекта-победителя справились лучше других.
Представленный образ храма – необычайно светлый и величественный. То, что авторы поставили храм на постаменте-стилобате, зрительно подчеркивает идею памятника.
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места ( Откр.20:11). Художники воплотили этот замысел вынесением на внешнюю стену храма иконописных изображений Спасителя на престоле в окружении Новомучеников. Почему-то, кстати говоря, именно это вызвало самую жесткую критику, вплоть до упреков в модернизме, хотя именно такое решение мы можем видеть на фасаде главного собора Псково-Печерского монастыря, и в данном случае эта художественная параллель представляется для нас значимой, поскольку у московской Сретенской обители с Псково-Печерским монастырем особые духовные взаимоотношения.
Успенский собор Псково-Печерского монастыря |
Светлый, эсхатологический образ храма, говорящий о торжестве и победе Христа и Его Церкви в Царствии Небесном – вот та наша мысль и ожидание, которые уловили и воплотили авторы проекта.
Вместе с внутренними балконами храм будет вмещать две тысячи молящихся, что соответствует техническому заданию. И вместе с тем собор спроектирован так, что, становясь в один ряд с уличными домами, он не выходит на линию Рождественского бульвара (в отличие от большинства представленных проектов), – что, при высокой плотности застройки, все же дает возможность смотреть на него со значительного расстояния.
Вид с Рождественского бульвара. ИП Смирнов Дмитрий Михайлович. Победитель конкурса |
К сожалению, не во всех проектах предусматривалась возможность совершения богослужений под открытым небом. Давая это задание, мы ожидали, что для такого служения будет предназначен некий балкон или небольшая площадка, но авторы проекта-победителя предложили намного лучший вариант.
На время особо многолюдного богослужения галерея на стилобате становится алтарем, – здесь устанавливается переносной Престол, – а прихожане располагаются в монастырском дворе.
Решение, по-моему, очень простое, изящное, удачное и при этом практичное. А иконы Спасителя и Новомучеников по внутреннему фасаду храма будут напоминать об иконостасе, создавая правильный образ богослужения.
По галерее стилобата удобно проводить крестные ходы, не выходя на Рождественский бульвар и не препятствуя городскому движению (что было бы неизбежно, если принять проект непосредственного примыкания стен храма к городской улице).
Вид со стороны Сретенского монастыря. ИП Смирнов Дмитрий Михайлович. Победитель конкурса |
Наконец, в просторном стилобате, который служит художественно-архитектурном постаментом Храма-Памятника, мы сможем несравненно лучше, чем в предлагаемых другими проектами трехэтажных пристройках, разместить и просветительский центр с залом для лекций, и воскресную школу с классами, и многочисленные технические службы, издательство и даже несколько лекционных аудиторий для нашей семинарии.
Каков будет материал внешней и внутренней отделки храма, какова техника изображений, какие конкретно будут на фасадах лестниц сюжеты барельефов, посвященных Новомученикам, мы пока не знаем. Все это – в процессе самой серьезной работы и обсуждений.
Что касается еще одной важнейшей составляющей проекта – необходимости создания архитектурной концепции нового храма в увязке с существующими в монастыре строениями, – то здесь я предоставляю слово профессионалам, высказавшимся на эту тему.
Академик В.Д. Шмыков, архитектор-реставратор, начальник архитектурной проектной мастерской ФГУП «Институт «Спецпроектреставрация», действительный член Академии архитектурного наследия: «Созданный авторами архитектурно-художественный образ содержит идею духовного торжества Новомучеников во имя Христа и Православной Церкви, отвечает высокой духовности русского православного народа и поддерживает высокий статус монастыря. При этом хорошо вписывается в существующую градостроительную ситуацию и сложившуюся окружающую историческую застройку».
Профессор МАРХИ Тимур Башкаев: «В целом это впечатляющая работа, точно отражающая запросы и самоощущение современной Церкви, но требующая внимательной проверки градостроительных и объемно-планировочных решений комплекса при сохранении яркого авторского стиля фасадных решений».
Обращаюсь к нашим прихожанам с просьбой о молитвах, чтобы Господь благословил это начинание и позволил завершить строительство и благоустройство храма в срок, – к февралю 2017 года.
Ниже мы представляем фотографии всех проектов, участвовавших в конкурсе.
Мещанский. Сретенский монастырь. Собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Крови.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
3 октября 2012 года был объявлен, а 10 декабря 2012 года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке. Необходимость нового, вместительного храма в монастыре назрела давно: нередко множество прихожан не помещаются в единственном уцелевшем соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери и вынуждены слушать трансляцию богослужения, стоя на улице. Испрашивая у Святейшего Патриарха Кирилла благословение на проектирование и строительство храма, братия Сретенского монастыря просила назвать его собором Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке, и приурочить его освящение к февралю 2017 года.
В целях и задачах конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту. «Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских». Это стало важнейшей задачей для проектантов. Построенный к столетию начала трагических событий минувшего века, этот собор должен быть именно Храмом-Памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников – Исповедников и Новомучеников.
В задании конкурса были и непременные технические моменты. Храм должен быть вместительным: в идеале – на две тысячи человек. Предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре, при особом стечении народа. Из-за особой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть и возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма
Также по причине крайне малой территории Сретенского монастыря (он действительно самый маленький и при этом самый населенный мужской монастырь в Москве – здесь живут 42 монаха и послушника и 200 учащихся Сретенской духовной семинарии), попросили проектантов предусмотреть максимальное количество дополнительных помещений: для ризниц, мастерских, иных технических служб, а также для Сретенской воскресной школы, образовательного и катехизического центра для взрослых и монастырского издательства, здание которого будет снесено. Необходимы подземные помещения для автомобилей монастырских служб. Все эти хозяйственные задачи следовало решить без ущерба для образа храма.
В конкурсном задании также говорилось, что архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), но может содержать и элементы современных форм и конструкций. На конкурс были представлено 48 проектов. В жюри конкурса, кроме двух представителей Сретенского монастыря, входили известные московские архитекторы и искусствоведы. После просмотра и обсуждений жюри отобрало три проекта, и среди них – проект-победитель, представленный мастерской Д. Смирнова. Решение жюри вскоре было утверждено настоятелем монастыря, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Вместе с внутренними балконами храм будет вмещать две тысячи молящихся, что соответствует техническому заданию. И вместе с тем собор спроектирован так, что становясь в один ряд с уличными домами, он не выходит на линию Рождественского бульвара (в отличие от большинства представленных проектов), что при высокой плотности застройки все же дает возможность смотреть на него со значительного расстояния.
На время особо многолюдного богослужения галерея на стилобате становится алтарем, – здесь устанавливается переносной Престол, – а прихожане располагаются в монастырском дворе. По галерее стилобата удобно проводить крестные ходы, не выходя на Рождественский бульвар и не препятствуя городскому движению (что было бы неизбежно, если принять проект непосредственного примыкания стен храма к городской улице).
Наконец, в просторном стилобате, который служит художественно-архитектурном постаментом Храма-Памятника, можно несравненно лучше, чем в предлагаемых другими проектами трехэтажных пристройках, разместить и просветительский центр с залом для лекций, и воскресную школу с классами, и многочисленные технические службы, издательство и даже несколько лекционных аудиторий для семинарии.
25 мая 2017 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершено великое освящение нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в древнем московском Сретенском монастыре. Новый собор на территории Сретенского мужского монастыря возводился на протяжении более трех лет на пожертвования. Его построили к 100-летней годовщине революционных событий 1917 года. Закладной камень на месте строительства 28 декабря 2013 года освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Высота храма — 61 метр, а общая площадь фресок составляет более 6 тысяч квадратных метров. На двух этажах в стилобатной части разместятся просветительский и молодежный центры.
Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на территории Сретенского мужского монастыря олицетворяет собой и память тех, кто пострадал за веру в период богоборчества, кто погиб в ходе репрессий; и вместе с тем он олицетворяет примирение.
Этот храм – новый, и его строительство на территории Сретенского монастыря было насущной необходимостью. Несмотря на то, что в округе практически нет жилых домов, на воскресные службы и в праздники к нам всегда приезжает так много верующих, что они просто не вмещаются в древний Владимирский собор. Многим приходилось оставаться на улице, поэтому нашему монастырю нужен был храм, который мог бы вместить всех желающих.
Идейным вдохновителем и руководителем строительства нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской стал наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Он рассказывал об идее построить новый храм так: «Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место, на котором стоит монастырь, – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан: иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей».
На возведение храма владыка Тихон пожертвовал все средства от продажи своей знаменитой книги “Несвятые святые” и другие рассказы», общий тираж которой уже превысил 2,5 миллионов экземпляров. Строительству храма помогали также ряд российских компаний, к ним присоединились взносы и пожертвования прихожан. Новый храм был построен отнюдь не за «заоблачную», а скорее «скромную» по сегодняшним строительным размахам цену. Это удалось только потому, что Сретенский монастырь и его наместник сами были на этой стройке «прорабами» и внимательно контролировали все средства.
Предшествовали строительству, как и положено, визуально-ландшафтный анализ, историко-культурное и археологическое исследования. Строительство храма и реконструкция территории монастыря начались в 2014 г. и заняли 866 рабочих дней. Это были рекордно короткие сроки. Для того чтобы ускорить темпы работ, храм начали расписывать внутри еще в процессе строительства.
Главный архитектор проекта Дмитрий Смирнов делился: «Мы открыли для храмового зодчества массу современных технологий – с камнем, чугунным литьем…» Для обеспечения микроклимата оборудовали систему вентиляции и кондиционирования воздуха; управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.
Высота храма – 61 м, и он имеет несколько этажей. В притворе находятся два бесшумных лифта для пожилых людей, имеется отдельный лифт для инвалидов-колясочников. У входа – небольшая шатровая колокольня с одним колоколом. Основным отделочным материалом был выбран белый владимирский известняк, из которого издавна возводили белокаменные соборы на Руси, в первую очередь во Владимире и Суздале. Нам хотелось использовать именно этот камень, чтобы продолжить традиции русского зодчества. Хотя в архитектуре храма есть элементы и русского, и византийского стиля. Храм поражает своим великолепием, светом, легкостью и объемом: он специально был создан таким светлым и радостным, чтобы показать торжество победы новомучеников над смертью.
Верхний храм возведен в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а нижний посвящен святому Иоанну Предтече и Двенадцати апостолам. Храм с самого начала задумывался как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. На лестницах помещены изображения пророчеств – уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них – например, знаменитое пророчество святого пророка Даниила (см.: Дан. 9: 24–27) – сбылись буквально с точностью до конкретных дней.
Слева от алтаря расположена кафедра. В древних храмах именно с кафедры читалось Евангелие и Апостол. Сейчас в русских храмах кафедры практически не встретишь. А вот в византийских, греческих храмах они встречаются достаточно часто. Великолепный гранитный пол выложил православный итальянский мастер, а в алтаре подобный пол выкладывали русские мастера. Специально для храма было написано 47 икон, большая часть которых – в русско-византийских традициях. Общая площадь фресок храма – более 6 тысяч кв. метров. Росписи были выполнены командой из 30 художников-монументалистов под руководством Михаила Леонтьева и Дарьи Шабалиной.
Храм посвящен исповедникам и новомученикам Церкви Русской, поэтому на фреске Распятия Христова вместе с Пресвятой Богородицей, святой равноапостольной Марией Магдалиной и другими женами-мироносицами стоят великая княгиня Елисавета Феодоровна, новомученица Татиана Гримблит и преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина). С правой стороны у креста изображены апостол Иоанн Богослов, мученик Лонгин Сотник, праведный Никодим и вместе с ними священномученик Иларион (Троицкий), священномученик Философ Орнатский со своими сыновьями священномучениками Борисом и Николаем, расстрелянными за веру в 1918 г.
В куполе храма мы видим святых разных стран и эпох, которые вместе с нами предстоят Богу и участвуют в наших молитвах. Среди множества святых – святые Царственные страстотерпцы, а рядом с ними изображен недавно прославленный в лике святых их личный врач страстотерпец Евгений Сергеевич Боткин. На фресках изображены и те новомученики, потомки которых до сих пор живут и помнят о подвиге своих родных. Например, на центральной фреске изображены два священноисповедника и мученика из семьи Правдолюбовых. Их внуки и правнуки приезжали на освящение собора и узнали своих дедушек.
В новом храме может поместиться до 2000 человек. Но это еще не все. Паперть храма тоже может использоваться для богослужений. На ней устанавливают Престол и жертвенник. Священники служат на паперти, а люди стоят вокруг, и тогда вся площадь превращается в огромный летний храм под открытым небом, где могут поместиться и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.
После освящения храма Патриарх Кирилл вместе с духовенством прошли крестным ходом в древний монастырский собор в честь Владимирской иконы Божией Матери и перенесли оттуда в новый храм мощи священномученика Илариона (Троицкого; 1886-1929) – небесного покровителя монастыря и его настоятеля в 1920-е г.г. Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где священномученик Иларион находился в заключении с 1924 по 1929 г.г. Эти камни – фрагменты ступенек церкви, по которым при жизни ходил владыка, в той церкви на Соловках он совершал службы. С ним по этим ступенькам поднимались и многие другие умученные за веру подвижники.
Золотые купола нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской хорошо видны с разных точек Москвы. Он стал украшением старой части столицы.
Настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов (РПЦЗ) сказал о нашем новом храме: «Я переживаю это как чудо Божие. Такой храм построить на таком ограниченном пространстве – это удивительно. Храм стоит буквально на косточках, на крови тех, кто пострадал за веру, – и он посвящен Воскресению Христову, победе Христа над смертью, над адом. И его посвящение новомученикам и исповедникам, которые глубоко верили в этот центральный догмат нашей Церкви, имеет огромный смысл. Я рассматриваю его возведение как некий покаянный акт. Он стоит прямо напротив бывшего КГБ и будет постоянно напоминать людям звоном колоколов, совершаемой здесь молитвой о том, чего надо избегать. Молитвы святых новомучеников и исповедников Российских нас – Русскую Зарубежную Церковь и Московский Патриархат – объединили».
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) объяснял: «Храм во имя Новомучеников, построенный на Лубянке, означает не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти. Разумеется, он стал и памятником всем, кто нашел в себе духовные силы противостоять богоборчеству и смуте, в которую обрушилась наша страна сто лет назад. Поэтому храм такой светлый и победительный». Алексей Иванович Сидоров, патролог, доктор церковной истории, профессор, делился: «На том месте, где в грязи и крови издевались над мучениками, вдруг возник храм, где их поминают и молятся им. Без помощи Божией было бы невозможно построить такой храм за три года. Зачем искать какие-то чудеса? Приходи в Сретенский монастырь – и вот оно, чудо!»
Источник: сайт Сретенского монастыря, http://monastery.ru/monastyr/khramy-obiteli/pridel-v-chest-voskreseniya-khristova-i-novomuchenikov-i-ispovednikov-tserkvi-russkoi/
Храм освящен великим архиерейским чином 25.05.2017 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Строительство нового собора стало насущной потребностью Сретенского монастыря. Сюда на богослужения со всех концов Москвы съезжаются тысячи прихожан, и часто, когда храм уже переполнен, множество людей в любую погоду вынуждены всю службу молиться под открытым небом.
Новый собор построен, конечно же, не только для того, чтобы увеличить пространство для богослужений. Он освящается в годовщину трагических революционных событий, происшедших в нашей стране столетие назад. Собор призван прославить память православных христиан – мучеников, исповедников ХХ в., известных нам и неведомых, но известных Богу и прославленных у Него в Царствии Небесном. Это наши соотечественники, нашедшие в себе силы подвигом духовного служения правде Христовой, Его истине противостать разрушительной смуте, сохранить и передать Православие поколениям, призванным сохранять и возрождать Россию. Несмотря на трагизм сравнительно недавних еще исторических событий, храм не выглядит мрачным. Напротив, все в нем – и архитектура, и убранство – несет радость Воскресения Христова, свет торжества подвига новомучеников, победы Церкви Божией над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью.
Решение о строительстве собора было принято на заседании Попечительского совета 3 марта 2011 г. В декабре 2012 г. был проведен открытый конкурс на проект нового храма. Среди требований к проектам значилось «отображение традиционной для русской церковной архитектуры идеи Дома Божия, а также подвига и торжества духовной победы новомучеников».
Перед началом строительства храма были произведены тщательные археологические раскопки. Строительство собора и реконструкция территории монастыря начались в начале 2014 г. и заняли 866 рабочих дней. Высота храма – 61 м. В его строительстве применены самые современные технологии. Для обеспечения микроклимата оборудована система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.
В то же время храм очень традиционен. В его внешнем архитектурном убранстве присутствует русский стиль, во внутреннем убранстве – элементы византийского искусства. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного же камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы. Для выполнения такой резьбы потребовалось изготовить 29 000 деталей общим объемом 910 м3. Храм украшен резьбой не только снаружи, но и внутри. Для внутренней отделки использовано 4500 деталей камня объемом 230 м3.
Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм – в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Роспись необычайной красоты завораживает взгляд входящего. В центральном куполе – Господь Вседержитель, вокруг – сонм святых, среди которых не только новомученики, но и другие любимые в России святые. Нижний храм нового собора не случайно посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий – купель для крещения, украшенная уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов. Здесь, вокруг купели, будут проходить занятия по основам православной веры для готовящихся ко крещению. Лекции о христианской жизни в Сретенском монастыре уже давно пользуются популярностью среди студентов светских вузов и столичной молодежи. В актовом зале Сретенской семинарии, расположенной в монастыре, еженедельно собирается до 350 слушателей. Каждую лекцию просматривает через интернет около 35 тысяч человек. На двух этажах в нижней, стилобатной части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.
25 мая 2017 г., во время великого освящения, святые мощи священномученика Илариона – духовного покровителя Сретенского монастыря и его настоятеля в двадцатые, послереволюционные годы – перенесены из древнего собора, в котором они находятся с 1999 г., в новый храм – в ковчег, установленный на камнях, привезенных с Соловецких островов, где с 1924 по 1929 г. провел в заключении священномученик Иларион.
Особо интересна громадная фреска апсиды над алтарем верхнего храма. Изображение Тайной Вечери не совсем традиционно: помимо двенадцати апостолов здесь присутствуют образы святых новомучеников ХХ в. Это словно Тайная Вечеря, совершаемая в Царствии Небесном. Возвышающийся всего на четыре метра резной каменный иконостас не загораживает апсиду и дает возможность рассмотреть в деталях эту великолепную алтарную роспись. Общая площадь фресок собора составляет 6530 м2. Специально для нового храма написано 47 икон, большая часть из которых – в русско-византийских традициях. Мозаичные иконы и мозаичный баптистерий выполнены в редкой стилистике ломоносовской мозаики из тянутой смальты.
Площадь перед собором устроена как храм под открытым небом. Патриаршее крыльцо может служить алтарем. Предусмотрены все возможности для проведения богослужений в теплое время года так, чтобы в нем могли участвовать и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.
Семь золотых куполов нового храма, украшенных аркатурным поясом, хорошо видны с разных точек Москвы. Новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, по мнению известных художников и архитекторов Москвы, стал одной из доминант старой части столицы, продолжающих древние традиции и соединяющих прошлое и настоящее нашего Отечества.