храм огня в баку
Храм Атешгях
«Черный город» Акунина — это Баку, город нефти, тайн, секретов и опасностей. В полной мере проникнуться настроением этой книги и попытаться представить себе жизнь азербайджанской столицы и ее окрестностей начала 20 века можно лишь в Сураханах. Поселок, расположенный всего в 30 км к северо-востоку от столицы, ведет свою «нефтяную» историю с середины 19 столетия.
1850 г. — точка отсчета новой истории поселка, когда Сурахан коснулся нефтяной бум и сюда стали съезжаться нефтяники со всей Империи. Здесь все «крутилось» вокруг нефти, даже дети были «больны» нефтяным делом, а каждое новое месторождение встречалось восторженными криками и завистливыми взглядами. И уже в 1857 по инициативе предпринимателя Василия Кокорева здесь построили первый в мире нефтеперегонный завод (на котором, к слову, работал консультантом сам Дмитрий Менделеев).
Но прогуляться по запыленным улочкам Сурахан, в окрестностях которого тут и там торчат нефтяные вышки, — лишь часть экзотической экскурсии. Основная цель туристов здесь, конечно, это зороастрийский храм огнепоклонников Атешгях. Построенный на месте выхода из-под земли горючего газа (местные называют его «вечным огнем»), храм столетиями привлекал паломников со всех концов света своим негасимым пламенем: проходят года и века, мир меняется, а храм все так же стоит на своем месте, освещая страждущим путь к Богу.
В разное время это святилище почиталось и зороастрийцами, и индуистами, и сикхами. Однако, конечно, большая часть служителей Атешгяха принадлежала к индуистской вере. Форма храма — «чахар-таг», представляет собой сооружение, состоящее из четырех арок, обращенных к четырем сторонам света. Период создания Атешгяха относится к 2-3 вв. н. э., периоду господства в Азербайджане зороастрийцев.
По мере принятия населением ислама, храмы огня стали пустовать и ветшать, эта же участь постигла бы и Атешгях. Спас положение Великий шелковый путь, проходивший через территорию Азербайджана. Именно по нему в храм огнепоклонников стали стекаться паломники из Персии, Индии и других восточных стран. В ноябре 1858 Аташгях посетил Александр Дюма-отец, упомянувший в своих мемуарах служителей храма как «парсов» (персов), «гебров» и «маджи» (то есть маги).
В середине 19 столетия для храма огня произошла настоящая катастрофа — пласты земли сдвинулись, закрыв выход естественного газа в этом месте. Паломники восприняли это как знак — наказание богов: Атешгях опустел, в 1880 последний индус, одиноко оставшийся в стенах храма, покинул его и отправился в Индию. Лишь в 1975 г. после реставрационных работ Атешгях вновь был открыт для посещения, став музейным комплексом, который был взят под охрану Юнеско.
Координаты
Адрес: Апшеронский полуостров, Сураханский район, село Сураханы.
Часы работы: 9:00-18:00.
Как добраться: из Баку на автобусе № 84 на Сураханы до конечной остановки, далее перейти ж/д пути и через 300 м находится нужный зороастрийский храм.
Корни данного памятника уходят глубоко в историю, во времена зороастризма. Зороастризм является одной из древнейших религий на Земле. Он зародился на территории Южного Азербайджана и существовал в странах, расположенных около озера Урмия. Храм огнепоклонников в Сураханы был заложен ориентировочно во II-III в.в. н.э.
Зороастризм господствовал в Азербайджане до VII века н.э., когда в стране начал распространяться ислам. По мере принятия местным населением ислама, люди постепенно перестали посещать храмы огня, которые вследствие этого стали приходить в упадок. Та же участь постигла и храм «Атешгях». Однако Великий шелковый путь, проходивший через территорию Азербайджана, и торговые отношения в средние века со многими странами Востока вновь связали зороастрийцев уже после смены многих поколений со святилищем в Сураханы.
Освещение келий указывает на то, что в прошлом в них горел выходивший из-под земли естественный огонь. Позади храма видна труба бывшего завода Кокарева, первого в России завода по производству керосина. История этого завода примечательна тем, что на нем работал известный русский химик Дмитрий Менделеев. Менделеев трижды побывал в Азербайджане, и за время работы на заводе посещал храм и был потрясен увиденным. В последующем он поделился своими впечатлениями в письме к своей супруге, написанном 12 сентября 1863 года.
Стены кельи обычно белились известью или окрашивались в белый цвет, считавшийся символом чистоты. Пол уплотнялся глиной, хорошо предохранявшей от нежелательного выхода газа.
Храм Атешгях в Баку
Храм Атешгях в переводе с азербайджанского обозначает «Дом огня», «Место огня». Святилище было возведено в районе выхода природного газа на поверхность. В разные промежутки времени храм огня был центром паломников индуистской религии. За весь период существования Атешгях посещали представители религиозных общин — зороастрийцы, индуисты, сикхи.
Расположение
Храм огнепоклонников находится на Апшеронском полуострове, с востока окружен Каспийским морем. Атешгях расположен недалеко от Баку, в близлежащем поселке Сураханы. Название населенного пункта переводится как «Горячий дом». В районе селения Сураханы были открыты месторождения природного газа и нефти. Здесь с середины XIX века началась активная добыча этих полезных ископаемых.
Сураханы считается туристическим местом Азербайджана. Ежегодно в поселок приезжают отдыхающие, дабы посетить храм огнепоклонников Атешгях и пройтись по окрестностям селения, посмотреть вблизи на нефтегазовые вышки.
История Атешгяха — храма огнепоклонников
Самое первое упоминание о территории с неугасающими огнями недалеко от современного Баку датируется в V веке нашей эры. Также отследить описание местности с «вечными» огнями можно у средневековых авторов VII–X века.
Поселок Сураханы был некогда местом пребывания огнепоклонников-зороастрийцев. Самое первое святилище огня зороастрийцев было построено в начале нашей эры. После разрушения храма с «вечным» огнем это место понемногу начало приходить в упадок до того момента, пока сюда не прибыли паломники индуисты и сикхи.
Святилище с неугасающим огнем получила «новую» жизнь благодаря развитию экономических и политических отношений. Через Азербайджан проходил Шелковый путь, что привело в поселок Сураханы новых огнепоклонников.
Возобновление паломничества огнепоклонников в Сураханах началось в начале XV века нашей эры. Нынешний храм Атешгях был возведен индуистами и сикхами в период с XVII по XVIII века.
Самое первое здания храма огня датируется 1713 годом, а самым поздним считается алтарь 1810 года строительства. На протяжении всего XVIII века в пределах территории Атешгяха возводились разные постройки: кельи, молельные помещения, караван-сараи. В XIX веке храм окончательно был достроен. Начиная с начала XIX века территорию Атешгяха стали посещать научные деятели, путешественники и туристы.
В 1855 году на территории поселка Сураханы открывается завод по добычи газа и нефти, что послужило причиной дальнейшего угасания огня в Атешгях. В 1902 году огни святилища погасли. После этого храм огня был забыт почти на 75 лет.
Атешгях открыли для туристов после реставрации в 1975 году. Храм стал музеем под открытым небом. В 1998 году святилище представлено в ЮНЕСКО для причисления к объектам Всемирного наследия. В это же время архитектурный комплекс получил статус Государственного исторического заповедника.
После реставрации в 2007 году Атешгях вновь начали посещать туристы и паломники. Ежегодно в музей приезжают около 15 тысяч путешественников из разных уголков мира. До сих пор на территории храма проводятся религиозные службы зороастрийцами.
Архитектура храма огня Атешгях
Внешний вид храма не имеет ничего общего с архитектурой индуистских святилищ. Атешгях выполнен в виде «чахар-таг», основным архитектурным элементом которого являются четыре арки, обращенные к разным сторонам света. Вокруг алтаря территория комплекса имеет форму шестиугольника. Границей памятника архитектуры служит высокая стена, в которой находится вход.
Над входом на территорию храма Атешгях расположена традиционная в тех местах гостевая комната. На каменных стенах жилищ огнепоклонников остались вырезанные посвятительные надписи. Больше всего индуистских, но есть несколько сикхских и одна, сохранившаяся до наших дней, зороастрийская.
Недалеко от территории храма расположена яма с камнями, которая ранее служила местом, где сжигали тела умерших огнепоклонников. Некогда в Атешгяхе жили отшельники, которые верили в силу огня и реинкарнацию человеческой души.
На стене возле входа в святилище находится большая, сделанная из металла, плита. На ней изображен орел с двумя головами и древнерусская надпись. В покоях храма установлены манекены, наглядно демонстрирующие быт огнепоклонников того времени. В кельях на размещены артефакты из археологических раскопок.
Экскурсии по территории храма
На сегодняшний день Атешгях, помимо того что является историческим заповедником и музеем под открытым небом, еще и адаптирован под посещение туристами. Возле самого храма построены кафе, магазины с сувенирами, парковка. На месте можно заказать услуги гида, который проведет экскурсионную программу. Стоимость услуг гида около 5 AZN.
Территория храма Атешгях открыта к посещению туристов ежедневно с 10:00 утра до 18:00 вечера. Стоимость входа — 4 AZN за человека.
Атешгях на панорамах Google maps
Как добраться до Атешгяха
Добраться до Атешгяха можно на автобусе № 184, который отправляется со станции «Улдуз». Выходить нужно на конечной остановке «Железнодорожная станция Сураханы». Стоимость проезда 0,35 AZN. От центра Баку до поселка Сураханы можно добраться за 40 минут на автобусе. От конечной остановки до музея нужно будет пройти пешком 10 минут.
Доехать до святилища Атешгяха можно и на такси. Местные таксопарки Баку: Express Taxi Baku, OK TAXI, Bakutaxi24. Относительно недавно в Баку появился Uber.
Видео храма Атешгях в Баку
Зороастрийский храм огнепоклонников Атешгях и башня в Рамане.
Наконец-то я нашел в Азербайджане место силы, довольно экзотического вида. Итак, представляю вашему вниманию зороастрийский храм огнепоклонников или храм вечного огня “Атешгях”, основанный индусской общиной, относящейся к касте сикхов. Правда на данный момент место наполовину потеряло свое предназначение, почему так произошло я расскажу ниже. А после храма мы посетим полузабытую башню в поселке Рамана (Ramana), откуда открывается отличный вид на “нефтяные поля”.
Храм Атешгях находится в 30 км от Баку в селении Сураханы, куда легко можно добраться на автобусе №84 (проезд 0,3 манат) до конечной остановки. Далее переходим железнодорожные пути, еще метров 300 вперед и мы на месте. Слева видим современное длинное здание, в котором идут ремонтные работы – это музей, а справа, обнесенной глухой зубчатой стеной строение, где перед входом расположилась касса. Ну да, сюда бесплатно не пройти, так как вход один, а забор слишком высок. В принципе, билет стоит недорого, всего 2 маната (80 руб.), и место стоит того, чтобы там побывать.
Рюкзаки охране мы не доверили, поэтому сначала на осмотр отправилась Мила, а потом я.
История храма вечного огня Атешгях.
Сураханская область всегда славилась “неугасаемым огнем”, который выходил прямо из-под земли в различных местах. По сути это были естественные выходы природного газа, которым издавна придавалось мистическое значение. Именно здесь в начале нашей эры было расположено святилище зороастрийцев-огнепоклонников. Кстати, Атешгях в переводе означает “дом огня”.
После принятия ислама, храм разрушили, и многие “огнепоклонники” разбрелись по миру, однако в начале 16в на Апшерон с торговыми караванами стали прибывать индусы, которые возобновили паломничество в Сураханы, а позднее выстроили здесь новый храмовый комплекс со своим “блэк-джеком и….” молельнями, конечно. Здесь до сих пор сохранились таблички разных времен на древнем индийском с примесью санскрита.
Когда заходишь на территорию храма, сразу же заметен священный алтарь, в центре которого раньше был колодец с вечно бьющим “пламенным фонтаном”. Сейчас это больше напоминает места-памятники с вечным огнем.
В 19 в после движений земной коры, многие выходы естественного газа прекратились, и паломники разъехались по миру, приняв этот факт, как наказание богов. Современный храм отреставрировали и теперь сюда водят только туристов, правда огонь уже искусственный. Это первая из причин, почему место частично потеряло свою силу.
Встреча с необычным йогом-огнепоклонником и исчезнувшая деталь алтаря.
Пятиугольный комплекс имеет открытый двор, где по периметру расположены некогда бывшие кельи огнепоклонников. Внутри каждой можно увидеть манекены людей и сцены из их жизни. Не спрашивайте меня, почему они таки черные, сам до сих пор гадаю.
Отшельники, поклонялись священному огню, всячески истязая свое тело и очищая душу. Некоторые из них лежали нагишом на негашеной извести до тех пор, пока не омертвеет какая-либо часть тела (наверное, отсюда такой цвет обугленной кожи :)). Другие вешали на себя тяжелые цепи от 25 кг и более.
Отшельники нигде не работали, а жили на пожертвования от купцов.
Пока я переходил из одной комнаты в другую, мое внимание не мог не привлечь странного вида парень. Для типичного наблюдателя он бы представлял из себя обычного больного человека с элементами “даунизма”. Но, когда я увидел, что он сидит и медитирует, я понял, что это всего лишь визуальная оболочка.
Так получилось, что он и его сопровождающая женщина обходили комнаты практически вместе со мной. От них же я услышал, что сильные энергетические места в Азербайджане есть еще в горах близ городов Исмайлы и Губа. На всякий случай я занес эти точки себе в план на посещение в будущем. А потом я услышал интересный разговор их с охранником. Парень очень плохо говорил и женщина для него была как переводчик. Она подошла к охраннику и от имени йога спросила, куда делся трезубец. Охранник посмотрел на обоих, как на дураков.
— Я не понимаю, о чем вы, – сообщил охранник.
— Здесь на алтаре, на его вершине, раньше располагался трезубец, его сейчас нет, – пояснила женщина.
— Ничего не знаю ни о каком трезубце, – развел руками мужчина.
— Без него нет связи с “верхним миром”, его нужно вернуть, тогда место снова заработает, найдите его пожалуйста, – перевела мысль йога женщина.
Охранник в растерянности только плечами пожал. Пара поняла, что от него толку мало и завершив круг они вышли с территории храма. Для обычных смертных весь диалог может показаться бредом сумасшедшего или больного человека. Но, после осмотра храма, мы заглянули в рядом находящийся музей, где на одном из камней я нашел любопытную картину (первая слева). Как думаете, на что похоже?
Я понимаю, что при желании можно и трусы через голову одеть, но уже дома я порылся специально в интернете и случайно наткнулся на старую фотографию алтаря, вот она. Видите, что сверху? Может это подделка, спорить не буду, однако, факт.
Кроме этой странной парочки мы видели еще двух женщин, которых Атешгях тоже интересовал больше не как туристическое, а как мистическое место. За ними наблюдала Мила, когда пришла ее очередь стеречь рюкзаки. Женщины совершили три обхода вокруг пламени в центре алтаря против часовой стрелки и загадывали желание. Чуть позже мы тоже решили последовать их примеру, проверим сбудется или нет :).
Я побродив кругами ощутил, что тут можно настроится на отголоски прошлой энергетики и прочувствовать ту силу, но место уже очень «затоптано» туристами и реставрация не привела не к чему хорошему.
Когда мы тоже нагулялись по храмовому комплексу, подъехал автобус с туристами, точнее с индусами. Было очень необычно видеть индусов в Азербайджане.
Находки в музее храма Атешгях.
Как я уже говорил выше, мы еще и в музей заглянули.
Чего-то особенного кроме трезубца на камне, мы не увидели. Хотя вру, между экспонатами для красоты выставили большие стенды с изображениями крепостей, которые можно найти в окрестностях Баку. Нас заинтересовал стенд с самым эффектным изображением четырехугольной башни недалеко от Сурахана в поселке Рамана. Здесь же у служащих мы уточнили, как туда добраться и сразу же отправились в путь.
Четырехугольная башня в поселке Рамана (Раманы).
До поворота на поселок Рамана мы доехали без проблем, башня была видна уже отсюда. На улице стояла невыносимая жара, и даже этот километр было трудно тащиться пешком. Но, это же поселок, мало того, это Азербайджан, господа. Так что на середине пути мы уже сидели в очередной машине. Пусть 500 метров, но с ветерком :).
Ага, вот она, Рамановская башня! Знаете, на фото она действительно выглядит эффектнее, чем в живую. Кованые решетчатые ворота вообще были заперты на замок, кажется, водитель что-то там говорил о ключе, который можно взять у местных жителей ближайших частных домов. Лень, однако!
Я обошел вокруг строения и, когда зашел за фасад, я так и обомлел от того, что увидел. По идее такие фотографии запрещено делать, но разве можно устоять, когда что-то запрещают?
Вы правильно понимаете, это нефтяные озера или, как говорят в народе, “издержки производства”. Теперь понимаете, почему запрещено фотографировать?
Кажется, что я практически все вопросы азербайджанские рассмотрел, кроме самого главного. Ведь эта страна действительно имеет собственные месторождения нефти, причем расположены они в самых неудобных для выкачивания местах, а именно посреди старых деревень и городов.
Я абсолютно не вру, когда говорю, что нефтяные вышки стоят прямо посреди дворов населенных пунктов, между которыми под ногами путаются целые “клубки” труб. Запах же стоит такой, будто меня засунули в бочку с машинным маслом. Только жителей жаль, им от добычи “черного золота” точно не сладко.
Ладно, пусть это будет на совести азербайджанской власти, а мы вернемся к нашей четырехугольной башне. Высотой башня 15 метров, и построена в 16 веке. Мы решили отдохнуть в тени немного, раздумывая, куда двинуть дальше, как вдруг, подняв столб дорожной пыли в нашу сторону завернули несколько крутых внедорожников, которые частенько используются в ралли.
Вот уж кого-кого, а русскую экспедицию в этой глуши мы точно не ожидали увидеть. Оказывается, у ребят просто тип путешествия такой: они делятся на несколько групп на машинах, ранним утром получают индивидуальный внедорожный маршрут по интернету, и едут по заданным точкам. Причем, все машины с разных городов России. Чисто из любопытства я поинтересовался, нет ли тут Кировских ребят. Надо же, были, правда в другой команде.
Мы для них тоже оказались в диковинку, кто-то из пар нас даже сфотографировал на память :). А когда мы заявили, что путешествуем без колес, с палаткой и тратим в месяц по 100$ на человека, то в ответ услышали, что они в сутки только на бензин столько тратят.
Дальше ребята собирались в храм Атешгях, откуда мы только что прибыли, нам было не по пути, поэтому мы решили отправиться в сторону Гобустана, где находятся уникальные грязевые вулканы, коих во всем мире можно найти всего в двух странах, в одной из которых мы сейчас и находились. Так что не переключайтесь, ибо продолжение всегда следует… 🙂
Мультипоисковики Aviasales и Skyscanner ищут билеты по всем авиакомпаниям. Оптимально искать на одно и то же направление у обоих, а покупать там, где дешевле. Узнайте также о секретах поиска дешевых авиабилетов.
Это возможно! С поисковиком турпутевок level.travel. Горячие предложения по всем туроператорам, легкий поиск и покупка.
Roomguru — поиск лучших цен на отели во всех главных системах бронирования. Максимальная экономия на жилье. Смотрите также советы — как найти недорогое жилье.
Cherehapa — сравнение и выбор лучших условий страхования своего путешествия. Полисы по действующим тарифам крупнейших страховых компаний и даже дешевле!
Храм огня в баку
Вечный огонь зороастризма
Храм Огня Аташгях
Атешгях (азерб. Atəşgah) — храм огнепоклонников в Азербайджане, на Апшеронском полуострове, в 30 км от центра Баку, на окраине селения Амираджаны в Сураханском районе, в разное время почитавшийся зороастрийцами, индуистами и сикхами. Современные постройки комплекса храма датируются XVII веком. Пятиугольный комплекс имеет открытый двор с храмом-алтарём в центре, который был местом паломничества огнепоклонников. «Атешгях» означает «Дом огня», «Место огня», поскольку территория храма известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается).
Ранняя история поклонения огню. Семиямное капище Багавана
Наиболее ранее упоминание о зороастрийском поклонении огню в Закавказье относится к эпохе Сасанидов, которые основывали здесь храмы огня. Из надписи мобедан мобеда Картира (III в.) на «Каабе Зороастра» следует, что он учреждал священные огни в Закавказье и назначал жрецов служить им: «и вплоть до страны… Албании и Баласакана вплоть до Албанских ворот… тех магов и огней, что были в тех странах, я упорядочил, я не допускал совершать обиды и грабежи, и то, что было у них отнято, я также возвратил; и я привёл их в свою страну, и я веру маздаяснийскую и хороших магов сделал превосходными и почитаемыми».
У Моисея Хоренского при описании провинции Пайтакаран в области Багаван на берегу Каспия отмечен топоним «Еотнпоракиан багинк» (древнеарм. «Семиямное капище») и упоминается об учреждении шахом Ардаширом I (227—241 гг.) храмов огня в Багаване. Гевонд (VIII в.) упоминает этот же город, где горели неугасимые огни, как Атши-Багуан. Некоторые исследователи полагают, что Атши — это искажённое «Аташ» («огонь»), а Аташи-Багуан — «место священных огней», под которым подразумевался нынешний Баку. В грузинской летописи «Картлис Цховреба» Баку именовался Багаваном вплоть до XIII века.
О семи почитаемых огненных ямах в апшеронском с. Сураханы упоминал немецкий путешественник Кемпфер, посетивший его почти тысячу лет спустя, в 1683 г. Истахри в 930 г. в «Книге путей и стран» пишет, что недалеко от Баку есть селения, жители которых зороастрийцы. Эту же информацию повторяет и арабский географ Абульфеда.
На рисунке Григория Гагарина
Примерно с XV—XVI в. расширяются дипломатические и торговые отношения Ширвана с Индией. На средства купцов из Северной Индии — торговцев тканями и пряностями, и, по-видимому, приверженцев шиваизма и сикхской секты моннас, место почитания огня у с. Сураханы было восстановлено и использовалось в качестве индуистского и сикхского святилища. В XVII веке источники отмечают паломников индусов, прибывших в Баку на поклонение огню. Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним относится центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году.
Индуисткая (сверху) и персидская (зороастрийская, снизу) надписи из Атешгяха
В течение XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма — даванагари и гумруки. В начале XIX века храм уже имел тот вид, в котором он дошёл до нас. Выстроенный в местных архитектурных традициях, Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. Это пятиугольное в плане сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре внутреннего двора возвышается четырёхугольная ротонда главного храма-алтаря. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната — «балахане».
Близ храма-святилища находится четырёхугольная яма, теперь совершенно заваленная камнями, где прежде сжигали тела мертвых индусов на священном огне. Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашёной извести — до омертвления отдельных частей тела. Они не трудились, жили за счёт пожертвований индийских купцов. Отшельники верили, что душа человека после смерти перерождается и возвращается вновь на Землю. А в каком обличье — знатного человека или какого-нибудь животного — зависит от кармы — суммы добрых и злых дел.
Кроме этого, есть ряд сведений о том, что помимо индуистов и сикхов в храме присутствовали и зороастрийцы (парсы и гебры). Шарден в 60-х гг. XVII в. сообщает о персах-гебрах, почитавших вечно горящий огонь, находившийся в двух днях пути от Шемахи, то есть на Апшеронском полуострове.
Э. Кемпфер, посетивший Сураханы в 1683 г., писал, что среди людей, поклонявшихся огню, двое являются потомками персов, переселившихся в Индию, то есть причисляет их к парсам.
Французский иезуит Виллот, живший в Азербайджане с 1689 г., сообщает, что Атешгях почитается индусами и гебрами, потомками древних персов.
Немецкий путешественник Лерх, посетивший храм в 1733 г., писал, что тут присутствуют «12 гебров или древних персидских обожателей огня».
Дж. Ганвэй посетил Баку в 1747 г. и оставил несколько записей об Атешгяхе. Людей, почитавших огонь в Аташгяхе он именует «индийцами», «персами» и «гебрами». С. Гмелин, посетивший Аташгях в 1770 г., писал, что в Атешгяхе присутствуют индийцы и потомки древних гебров».
Несмотря на то, что храм преимущественно использовался как индуистский, его архитектура отличается от архитектуры индуистских храмов: сам храм представляет собою «чахар-таг» — сооружение, состоящее из четырёх полукруглых арок, обращённых к четырём сторонам света.
Традиция возведения храмов огня в форме чахар-тага относится к сасанидскому стилю строительства храмов огня, который был распространён на западе империи. Храмы огня такого типа находились в Ани (ныне вилайет Карс в Турции), Ниасаре (в провинции Исфахан в Иране) и других областях.
Над входами некоторых из келий размещены каменные таблички с краткими посвятительными надписями. До настоящего времени сохранилось 14 индуистских, 2 сикхских и одна персидская (зороастрийская) надпись.
Джексон, посетивший храм в начале XX века, отмечает всего 18 надписей. Самая ранняя из этих надписей датирована Самват 1770 (1713 г.).
14 из этих надписей помещены в «Атласе к путешествию Б. А. Дорна по Кавказу и южному побережью Каспийского моря» (СПб., 1895, разд. III, 7 лл. Ср. также: Б. А. Дорн. Отчет об ученом путешествии по Кавказу и южному берегу Каспийского моря. Труды ВОАО, VIII, отд. оттиск, 1861, стр. 36.). В 1950 г. Дж. М. Унвала опубликовал фотографии 16 из этих надписей с переводом 2 надписей, исполненных алфавитом гурмукхи и с предлагаемым им частичным чтением некоторых надписей, исполненных алфавитом деванагари, и одной персидской надписи. Перевода надписей деванагари Дж. М. Унвала не дает, ссылаясь на то, что ни он, ни ряд известных санскритологов не могли их полностью дешифровать.
В конце некоторых надписей имеются датировки, позволяющие установить, что они изготовлялись в XVIII-XIX вв. Некоторые индуистские надписи сильно повреждены, что затрудняет их расшифровку.
Индуистские надписи составлены на хиндустани и диалекте марвари и исполнены алфавитом деванагри и разновидностью алфавита махаджани, гласные в котором обычно не обозначаются, что сильно затрудняет чтение.
Почти во всех индуистских надписях имеется вступительная формула на санскрите: Šri Ganešāya namah «Поклонение почитаемому [богу мудрости] Ганеше». В некоторых надписях также встречаются стихотворения (шлока) и отдельные фразы на испорченном санскрите.
Наибольшее внимание привлекает надпись шрифтом Нагари со свастикой, размещённая на центральном алтаре
Индуистская надпись на центральном алтаре в храме огня Атешгях
Оригинал
Транслитерация
Перевод:
1. Ом, поклонение почитаемому Ганеше
2-3-4. Благополучие! В эру почитаемого царя Викрамадитьи для
почитаемого огня портал построен. Странствующий аскет Канчангир отшельник
5. Махадевы Котешвары, Рамадаты житель.
6. Восьмой день тёмной половины асоджа 1866 года.
Комментарии:
Ганеша – бог мудрости. Эра Викрамадитьи исчисляется с 58 г. до н. э. Датировка в конце надписи (строка 6) даётся по этой эре. Махадева – эпитет Шивы. Упоминание этого имени в надписи указывает на то, что ее автор (Канчангир) – шиваит. Асоджа – седьмой месяц индийского календаря. Соответствует концу сентября и началу октября григорианского календаря. 1866 г. эры Викрамадиться соответствует 1810 г. н. э. В отношении языка надписи следует отметить, что только вступительная фраза: Sri Ganesaya namah является санскритской в полном смысле этого слова, т. е. состоит из санскритских слов и построена с соблюдением правил санскритской грамматики. Остальной текст надписи составлен на хиндустани.
Обе надписи выполнены на пенджаби письмом гурмуки, состоят из семи строк. Строки отделены друг от друга горизонтальными линиями. Надписи содержат вступительные формулы из Джапуджи-сахиб, ежедневных молитв сикхов.
Первая сикхская надпись над входом в одну из келий в храме огня Атешгях
Надпись 1
Оригинал
Первая сикхская надпись над входом в одну из келий в храме огня Атешгях
Транслитерация:
l. Om. Satināma karatāpurukhu nirabhā
2. ii niravaira [a-] Kalamurati ajuni
3. saibham gurap [r] asadi || Vahuguruji sahai
4. baba [Та] gadasa Bamgevale ka chela Mela
5. rama jisaka chela [karatarama] udasi ||
6. [Sa]va [laji] dharatna [ki] jaga banāi gayi
7. dha » guru » vara « buja»
Перевод:
Ом. Да будет Гуру милостив (имя) которого истина, который человекосоздатель без страха, без ненависти, без смертной формы, без происхождения (и) саморожден.
Да будет милостив Гуру помощью!
Был баба (Та) гадаса, житель Бамга, учеником которого был Меларама,
учеником которого был (Каратарама) Удаси.
(Это) священное место (называемое) Джаваладжи было построено…
Перевод:
Ом. Да будет Гуру милостив, имя (которого) истина, (который) человекосоздатель, без страха, без ненависти,
без смертной формы, без происхождения (и) саморожден.
О Нанака! Подумай о (этой) вечно бесконечной реальности (которая) истинна (и) всегда останется истинной!
Да будет милосердный Гуру милостив!
(Был) бава Джадусаха (суха), учеником которого (был) бава Бамкесаха,
учеником которого… расаха построил это священное место.
Комментарии:
Бамга — известный город в районе Джалунджара в Пенджабе. Имена лиц, упомянутых в надписях, не оканчиваются на сингх. как обычно имена сикхов. Это указывает на то, что эти лица не были сикхами в строгом смысле, а были моннас (то есть «бритые») — лицами, придерживающимися веры сикхов, но не соблюдающими внешних ритуалов, предписанных сикхизмом.
В первой надписи упомянута Дживаладжи — индуистская богиня, не почитаемая сикхами. Соображение, что Нам-Дхарис свободен исповедовать одновременно индусскую религию наряду с сикхской, возможно, дальше объяснит эту аномалию.
Надпись написана в стихотворной форме и состоит из четырёх строк:
Зороастрийская надпись в храме огня Атешгях
Оригинал:
آتشی صف کشیده همچون دک
جیی بِوانی رسیده تا بادک
سال نو نُزل مبارک باد گفت
خانۀ شد رو سنامد (؟) سنة ۱۱۵٨
Транслитерация:
ātaši saf kešide hamčon dak
jeyi bavāni reside tā bādak
sāl-e nav-e nozl mobārak bād goft
xāne šod ru *sombole sane-ye hazār-o-sad-o-panjāh-o-haštom
Перевод:
Огонь горит как сплошной ряд
Исфахан(ец) из Бавана пришёл до Бадака
«Да будет благословен наступающий Новый Год», — сказал он.
Дом был поставлен в (месяце) Сомболе в год 1158-й.
Комментарии:
В первой строке автор говорит о ряде или кольце огней, горящих в кельях вокруг храма.
Во второй строчке автор говорит, что он родом из Исфахана и Бавана и достиг города Бадак. «Джей» — арабизированная форма от «Гай» — одного из ранних названий г. Исфахана.
Баван — небольшая деревня к югу от Исфахана. В Исфахане и его пригородах с начала XVII в. существовала зороастрийская община. При шахе Султан Хусейне (1694—1722 гг.) почти все зороастрийцы Исфахана были насильственно обращены в ислам, спаслись лишь немногие. До сих пор в районе Йезда есть семьи, ведущие свое происхождение от таких беглецов. Слово «Бадак» использовано как уменьшительное название г. Баку для сохранения рифмы стиха. (Название Баку в источниках XVI—XVIII вв. в. писалось как Бадку, Бад-е кубе).
В третьей строчке говорится о наступающем Новом Годе, в конце стиха упоминается Сомболе — созвездие Колоса (Девы), приходящееся на 22 августа — 22 сентября. В написании названия месяца мастер по ошибке переставил l и h в конце слова. В последней строке надписи местным резчиком по камню указан год — 1158-й, что соответствует 1745 г. н. э. и совпадает с датировкой соседней индуистской надписи, где указана дата Самват 1802, что тоже соответствует 1745 г. н. э. Зороастрийцы Ирана использовали свой календарь, празднуя Новый Год (Новруз) в день весеннего равноденствия. Но в XI в. календарная система зороастрийцев пришла в упадок из-за того, что они перестали проводить високосные интеркаляции. Таким образом, Новруз по их календарю стал смещаться относительно своей изначальной даты и к 1745 г. день Новруза приходился на 22 сентября, то есть в период месяца Колоса. Данный календарь называется «кадми» и использовался зороастрийцами Ирана вплоть до XX века, когда они вновь восстановили традицию празднования Новруза в день весеннего равноденствия.
В XIX в., после окончания русско-персидский войн и вхождения Закавказья в состав Российской империи, сураханский Аташгях стал известен в России и довольно часто посещался русскими и европейскими путешественниками.
В 1820 г. храм посетил Гамба, французский консул. По словам Гамбы здесь жили частью индусы, частью персидские гебры, последователи Зороастра.
В 1840 г. караимский учёный Авраам Фиркович посетил г. Дербенд, где участвовал в религиозном споре с зороастрийцем из Баку, о чём написал в своей работе «Авней-Цикарон». И хотя русский комендант представил его оппонента как брамина, из самого спора следует, что Фиркович дискутировал с зороастрийцем. Фиркович спросил его: «Почему вы поклоняетесь огню? Разве это не такое же творение, как и всё прочее сотворённое?» Зороастриец из Баку ответил, что они не поклоняются огню как таковому, а почитают Творца (Q’rt’), символом которого является огонь. Термин, используемый для обозначения Творца, записанный Фирковичем как Q’rt’ есть пехлевийское Kerdar, то есть «Созидатель». Характерно, что сам спор шёл на тюркском языке, то есть бакинский зороастриец владел азербайджанским языком.
Вид караван-сарая на неугасаемых огнях. Рисунок из книги И. Березина «Путешествие по Дагестану и Закавказью»
В ноябре 1858 г. Аташгях посетил французский писатель Александр Дюма-отец, который в своих воспоминаниях называл служителей храма «парсами», «гебрами» и «маджи» (то есть магами).
Англичанин Асшер посетил Аташгях 19 сентября 1863 г. Он называет его «Аташ Джа» и говорит, что в храме присутствуют паломники из Индии и Персии Немецкий барон Макс Тильман посетил этот храм в октябре 1872 г. В своих воспоминаниях он писал: «Община парсов Бомбея направила сюда своего священника, который; по прошествии нескольких лет будет сменён. Его присутствие необходимо, поскольку сюда прибывают паломники с окраин Персии (Йезд, Керман) и из Индии и остаются в этом священном месте в течение нескольких месяцев или лет».
На рисунке Жана Пьера Моне. Опубликовано в «Le Tour du Monde» (Париж, 1860)
В 1876 г. Аташгях посетил английский путешественник Джеймс Брюс. Он отмечал, что панчаят парсов Бомбея обеспечивает постоянное присутствие в храме своего смотрителя. Эрнест Орсоль, посетивший храм уже после Брюса, отмечает, что после того как в 1864 г. парсийский священнослужитель умер, панчаят парсов Бомбея через несколько лет направил сюда другого священнослужителя, но паломники, приходившие сюда из Индии и Ирана, уже забыли это святилище, и к 1880 г. там уже никого не было. О’Донован посетил храм в 1879 г. и упоминает о «религиозном богослужении гебров».
Церемония гебров в Атешгяхе. Рисунок Жана Пьера Моне. Опубликовано в «Le Tour du Monde» (Париж, 1860)
В 1898 г. в журнале «Men and Women of India» была опубликована статья под названием «Древний зороастрийский храм в Баку», где автор называет Аташгях «парсийским храмом» и отмечает, что последний зороастрийский представитель был направлен туда около 30 лет назад (то есть в 1860-х гг.). В 1905 г. Дж. Генри в своей книге также указывает, что 25 лет назад (то есть примерно в 1880 г.) в Сураханы умер последний парсийский священнослужитель. В 1855 г. с разработкой нефтегазовых промыслов недалеко от храма был построен завод, и естественные огни Аташгяха стали постепенно ослабевать. В 1887 г. храм с уже сильно ослабевшими огнями посетил император Александр III. Окончательно огни храма угасли 6 января 1902 года. Исследователь М.С. Саяпин писал, что в начале XX в. какой-то старик из апшеронского села Говсан, расположенного в 11 км от Сураханы, говорил ему, что ещё на его памяти (то есть во второй половине XIX века) вокруг него жили старики, поклонявшиеся огню, хотя их дети уже были мусульманами.
Храм огня на азербайджанской почтовой марке 1919 года
В 1925 г. по приглашению «Общества обследования и изучения Азербайджана» в Баку прибыл парсийский профессор Дж. Дж. Моди, где встретился с тогдашним руководителем республики — Самед-Ага Агамалы оглы Алиевым. Во время встречи Моди отметил, что парсийская традиция всегда помнила Азербайджан как страну вечных огней и своё прибытие в Баку он рассматривает как паломничество к морю Воурукаш и храмам вечного огня. Он также сообщил, что в парсийских рукописях упоминаются «храмы огня на западном берегу Хазарского моря». Моди совершил богослужение на берегу Каспия, посетил Девичью башню, которую он считал древним Аташкаде (храмом огня), о чём позже писал в своих воспоминаниях Парсийский учёный посетил полностью заброшенный к тому времени Аташгях, но из-за наличия большого количества атрибутов индуистской религии (надписи над входами в кельи, тришул на крыше чахартага) он не усмотрел в его архитектуре («чахар-таги») черт храмов огня Сасанидского периода и ошибочно причислил Аташгях к индуистским храмам.
После 1925 г. храм огня Атешгях 50 лет был в забвении. В 1975 году, после проведённых реставрационных работ, Атешгях был открыт для посещения. В 2007 году храм был вновь отреставрирован.
Атешгях часто посещается парсийскими и иранскими зороастрийцами, которые проводят здесь религиозные службы.
Зороастрийское богослужение в Атешгяхе во главе с мобедом Курошем Никнамом (Иран)
Иные храмы огня, именуемые «Атешгях»
Ещё одним древнейшим атешгяхом Азербайджана считается атешгях, находящийся на западе села Хыналыг. Существует природное место выхода газа в 4—5 км к западу от села Хыналыг.
Кроме этого храм с подобным названием располагался в Иране в городе Исфахан. В настоящее время он также музеефицирован и является одной из достопримечательностей города.
Жюль Верн устами Клодиуса Бомбарнака, героя одноименной повести, так описал Атешгях:
Мне хотелось посетить знаменитое святилище Атеш-Гах, но оно находится в двадцати двух верстах от города, и я бы не успел обернуться. Там горит вечный огонь, уже сотни лет поддерживаемый парсийскими священниками, выходцами из Индии, которые не едят животной пищи. В других странах этих убежденных вегетарианцев считали бы просто любителями овощей.
Язычество славян. Тарх Перунович
Вечный огонь