храм около бутовского полигона иконы
История деревянного храма на Бутовском полигоне
«Сними обувь твою с ног твоих:
ибо место, на котором стоишь,
есть земля святая».
Бутовский полигон — место святое и историческое, здесь расположена одна из самых крупных и известных точек массовых расстрелов и захоронений жертв «большого террора». В страшные 30-е 40-е годы на Бутовском полигоне были убиты десятки тысяч людей, согласно приказу НКВД №00447 от 30 июля 1937 года, который положил начало массовым репрессиям, унёсшим жизни десятков миллионов наших соотечественников. Около тысячи человек, священники и миряне, пострадали на Бутовском полигоне за исповедование православной веры. Как сказал ныне покойный Святейший Патриарх Алексий II: « К 1937 году была поставлена задача искоренить веру, чтобы имя Божие больше не произносилось в Советском Союзе. Но Бог поругаем не бывает, и мы видели, как в тяжелейший период истории нашего Отечества исполнились слова Спасителя: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». (Мф.16,18).
Здесь, в Бутово, это наиболее ощутимо. Нигде по всей России нет такого количества святых, почивших в одном месте. В настоящее время в « Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века» включены имена 330 человек. Ранее проклятое место превращается в святое.
Собрав воедино рассказы настоятеля храма отца Кирилла Каледы и других очевидцев событий начала 90-х годов, хочется написать об истории деревянного храма, построенного на территории захоронений в память святых Новомучеников и Исповедников Российских.
История деревянного храма начинается с 1994 года, когда Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II передали список из 250 расстрелянных на Бутовском полигоне священнослужителей и мирян. По его благословению в глубине полигона водрузили большой Поклонный Крест работы архитектора и скульптора Дмитрия Михайловича Шаховского, сына расстрелянного в 1937 году в Бутово священника Михаила Шика, служившего вместе с Владимиром Амбарцумовым (дедом настоятеля современного храма в Бутово). Чтобы расчистить площадку для установки Креста, пришлось с помощью топора пробиваться сквозь непроходимые заросли кустарников и борщевика. В основание Креста—Голгофы вмонтирована белокаменная плита с высеченными на ней словами Святейшего Патриарха Алексия II: «На месте сем будет сооружён храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских, в память об иерархах, клириках, монашествующих и мирянах, за веру и правду жизнь свою положивших и мученическую кончину здесь приявших». Таким образом, первоначально идея создания храма принадлежит ныне покойному Московскому Патриарху. Эту идею поддержали многие родственники пострадавших на Бутовском полигоне.
После освящения Креста (8 мая 1994 года) в Бутово стало приезжать московское и подмосковное духовенство и совершать панихиды. Приехал сюда и протоиерей Глеб Каледа с супругой и детьми, чтобы помолиться об упокоении души убиенного в Бутово тестя и первого духовника, иерея Владимира Амбарцумова. По окончании панихиды к ним подошла пожилая женщина по имени Татьяна, потерявшая в годы гонений на Полигоне мужа, достала из сумки цветастый женский платок и сказала: «Это вам на храм». Не взять его было невозможно. Стало ясно, что на этом месте нужно строить храм. Сейчас этот платочек хранится в алтаре деревянного храма. Члены общины, возникшей и зарегистрированной осенью 1994 года, обратились к Патриарху с прошением благословить это начинание. Резолюция Его Святейшества была следующая: «Благословляется строительство храма на этой Русской Голгофе».
В 1995 году по московским храмам был сделан сбор средств на строительство приходского храма в Бутово.
Проектировать храм пригласили Дмитрия Михайловича Шаховского. Он вдохновился созданием деревянной церкви на месте гибели многих тысяч человек. В результате осенью 1995 года в Солигалическом лесхозе (Костромская область) по его проекту и чертежам был срублен деревянный храм. Крышу венчает крытая лемехом луковичная главка. Изначально небольшой храм был приспособлен для зимнего времени, хотя до сих пор отапливается дровами. Чтобы не повредить и не затронуть мест последнего упокоения тысяч пострадавших на этом святом месте, сруб установили не в центральной, а в западной части территории захоронения. С трёх сторон храм опоясывает П-образный погребальный ров. Деревянный храм легкий, и поэтому был достаточен неглубокий ленточный фундамент.
Внутреннее убранство храма имеет свои особенности. Конструкция иконостаса не характерна для традиционных иконостасов Руси: он как бы выдвинут внутрь храма за счёт небольшого выступа. Это сделано для того, чтобы увеличить размер алтаря для торжественных богослужений. Необычен и светло-зелёный тон иконостаса. Зелёный цвет употреблялся в школах Средней Руси: Тверской и Ростово-Суздальской. На столбах Царских Врат изображены творцы Литургии: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Ниже изображены первые русские святые мученики Федор Варяг и его сын Иоанн, пострадавшие в Киеве при князе Владимире (983год), до того времени, когда князь принял христианство, и в Киеве еще приносили человеческие жертвы. В самой нижней части столпов образы священномученика Лукиана Киево-Печерского (ок. 1243г.) и преподобномученика Лукиана Антиохийского (312г.).
С первых дней строительства храма осознавалось особое покровительство к этому деланию владыки Серафима (Чичагова) — митрополита Петроградского, расстрелянного на полигоне в Бутово 11 декабря 1937 года. К тому времени митрополит ещё не был канонизирован, но его святая помощь чувствовалась буквально во всём.
В храме благоговейно хранится память о жизни, подвигах исповедничества и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян, засвидетельствовавших во время гонений свою веру в Воскресение Христово.
«Они явили духовную силу в испытаниях недавнего прошлого. Терпя великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. По ночам этих невинных людей сбрасывали во рвы, но души их возносились вверх, на небо, где они молятся за нас».
Мы помним, что именно в зеленом облачении и среди зеленого убранства празднуется День Святой Троицы. Светло-зелёный тон иконостаса деревянного храма святых Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне, перекликаясь с вечностью Троического Союза, символизирует вечную жизнь, вечное цветение. Это цвет надежды. Надежды на то, что 1937-й год и страшные гонения на Православую церковь больше никогда не повторятся.
Прошло более 15 лет, рядом с Бутовскими погребальными рвами появился красавец –белоснежный Воскресенский собор, освященный в год восстановления канонического общения между двумя разделенными историко-политическими событиями ветвями Русской церкви – Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Но мы по-прежнему с трепетом и любовью приходим на богослужения в наш уютный деревянный храм, в котором возносятся молитвы к новомученикам Бутовским и всем святым, угодившим Богу. Наш деревянный храм всегда на посту, и как и в конце полного скорбей и радостей ХХ века служит делу сохранения памяти и прославления всех новых мучеников за Веру пострадавших.
Святые новомученики и исповедники Российские молите Бога о нас!
СЛОВО ПАСТЫРЯ
24 декабря 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы.
Дорогие Владыки, отцы и матушки игумении, братья и сестры!
Мы встречаемся в последние дни года, весьма непростого для каждого из нас, для Церкви, для нашей страны, для нашего народа, для всего человечества. Прежде, чем приступить к текущим вопросам, считаю важным исполнить печальный долг и вспомнить всех священнослужителей города Москвы и насельников ставропигиальных обителей, которые преставились в жизнь вечную со времени последнего епархиального собрания.
Это печальный и длинный список, который считаю необходимым огласить:
Храм новомучеников и исповедников российских в Бутово. Расписание служб, фото, адрес
Храм сегодня
Храм новомучеников и исповедников российских в Бутово располагается в зоне старого секретного объекта НКВД. В этом месте во время сталинских репрессий проводились массовые казни и захоронения.
Всего за год Большого террора на этом месте было расстреляно свыше 20 тыс. чел., из которых около тысячи служители и прихожане РЦП, принявшие кончину за веру и Христа. Многие из убиенных здесь причислены к лику святых.
Подвижников, пострадавших за Господа, свидетельствующих о нем и о его воскресении, принято называть словом «свидетель» или «мученик». Поэтому неудивительно, что храм получил освящение не только во имя новых мучеников и исповедников, но и в честь Воскресения Иисуса Христа и начал называться храмом Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских.
Полигон в свою очередь получил определение «Русская Голгофа», ибо во всех канонических подразделениях РПЦ более нет мест, равных по числу почивающих святых мощей. Ныне это место известно всему миру. Сюда наведываются паломники, как из России, так и из других стран.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Первый храм был сооружен в стиле древних русских церквей из дерева и носил временный характер. Его архитектором стал Дмитрий Шаховский, сын убитого на полигоне иерея М. Шика. Новый храм выполнен в стиле шатрового зодчества. Автором его проекта стал Михаил Юрьевич Кеслер.
Оригинальность архитектурных решений заключается в редкости пятишатровых храмов, как таковых. Кроме того, строение покоится на фундаменте особой конструкции, благодаря которой храм выглядит воздвигнутым на холме. Снаружи обитель представлена в бело-золотистом цвете с фигурными столбцами, аркатурными фризами, вытянутыми тонкими окнами и арочными проемами.
К нижней церкви (крипте) ведет изящная лестница. На колоколах представлены образы святых. Также во владениях храма, но в другом помещении, располагается Музей в память о пострадавших, который носит наименование Центр «Бутово».
Роспись собора была сделана группой художников в области монументальной живописи под управлением К. В. Охотина. Главный сюжет настенной живописи в нижней церкви – Несение креста (путь страданий Иисуса), в верхней – Воскресение Христа.
История строительства
В начале 90-х годов группа энтузиастов, состоящая в основном из родственников погибших в Бутово, под руководством М. Б. Миндлина и с помощью различных государственных служб решила увековечить память пострадавших при ежовщине. Деятельность группа начала с архивно-следственных дел казненных на Бутовском полигоне, собирая информацию для намеченной «Книги памяти».
Со следующего года полигон начали посещать родственники погибших. В этот период на его территории устанавливается мемориальная плита.
Далее в 1994 г. в середине урочища, у могильников, установили и освятили 1-й Поклонный крест, сделанный из дерева специально по плану зодчего Д. М. Шаховского. Им же был разработан проект, по которому в 1996 г. (уже после передачи зоны захоронений Московской Патриархии РПЦ) был возведен и освящен небольшой однопрестольный храм из дерева.
После его создания был заложен каменный храм по архитектурному плану М. Ю. Кеслера. Работы были окончены в начале 2007 г. Тогда же Святейшим патриархом Алексием II, совместно с Первоиерархом РПЦЗ Лавром был проведен обряд освящения новой церкви.
Внутреннее убранство
Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских в Бутово поделен на два этажа.
Нижний
Посвящен страданиям тех, кто умер здесь мученической смертью. В нижней церкви располагается реликварий с остатками предметов (одежды, обуви и прочего), найденных при раскопках погребений. В ее притворе также висят предсмертные фотографии погибших в Бутове.
Преобладающая сюжетная линия росписей в нижней части храмового комплекса представлена на потолке. Это путь страданий Иисуса. На стенах представлена Бутовская Минея из 51 образа новомучеников. Здесь показаны Бутовские святые согласно дням их гибели и памяти. Размещаются эти иконы в четком порядке по часовой стрелке вокруг храма.
Приделы нижнего храма
Всего создано 3 придела, каждый из которых имеет свое значение:
Верхний
Посвящен он восхвалению подвига Бутовских пострадавших.
Основной сюжет всей росписи здесь посвящен Воскресению Христову. Значительная доля сюжетов одной из частей церкви (левого придела) посвящена жизни святого Тихона. В другой преобладают изображения мучеников, как древних, так и новых. Имеются здесь картины убийства царской семьи, убиение владык Владимира и Вениамина.
В божьем доме присутствуют и изображения Бутовских святых. Представлены они 51 фреской в рост (1 святой от 1 дня казни). На арках располагаются архиереи страны из разных мест служения. Так, например, если служение проходило на юге государства, то размещаются они в южной части обители.
Это говорит о том, что в каждом уголке страны были свидетельствовавшие о воскрешении Спасителя ценой своей жизни. Перед алтарем в главном пределе размещаются 2 иконы: новомучеников и исповедников Церкви Русской, а вторая – тех, что погибли за веру в Бутове.
Приделы верхнего храма
Они несут основную смысловую нагрузку, заложенную во внутреннее содержание храма:
Святыни и мощи храма
Храм новомучеников и исповедников хранит множество особо почитаемых в России уникальных священных реликвий, мощей и икон. Главной его святыней является сама территория Бутовского захоронения.
Среди святынь выделяют:
Останки святых (мощи) в любом храме являются источником благодати и дают верующим ощущение присутствия почивших праведников, к коим они обращаются в молитве.
В храмовых иконах Бутовского собора новых мучеников и исповедников РПЦ имеются частички мощей:
Частицы мощей св. новомучеников и исповедников российских располагаются в специальном раке, установленном в правом приделе верхнего храма.
Среди них мощи:
В храме имеются уникальные иконы.
К наиболее чтимым относят образы:
Духовенство, наставники
Представители духовенства храма:
Приход и хор храма
Приход храма является община. Прихожанами называют людей, приходящих в храм на богослужение. Церковные службы проводятся священнослужителями, а вот верующие принимают в них участие молитвой и пением.
В Божественной литургии принимает участие церковный хор. Руководителем мужского хора является псаломщик храма Андрей Марков.
Прихожане любят посещать службы с пением этого хора, называя его спокойным, внятным и благоговейным.
Социальная работа, повседневная жизнь
Храм новомучеников и исповедников российских в Бутово не просто ведет службы Годового круга богослужений. Общиной церкви проводится историко-розыскная работа по уточнению списка Бутовских жертв и увековечиванию их памяти. Также ведутся работы по благоустройству территории одноименного памятника истории.
Кроме того, здесь организуется помощь различным категориям особо нуждающихся граждан.
Воскресная школа
Главным направлением деятельности РПЦ является обучение основам православия. Для духовного и нравственного воспитания, а также для религиозного обучения в Бутовском храме действует 117 воскресная школа, аттестованная по этому разряду в 2015 г. В качестве духовного наставника школы выступает настоятель храма Кирилл Каледа.
Педагогический состав школы состоит из 12 преподавателей и 4 руководителей кружков. Директором является Артамонов Вячеслав Борисович. Обучение бесплатное. Кружки, обед и учебные пособия оплачиваются.
В школе 5 классов:
Все обучаются в одно время, у каждой возрастной группы имеется свой класс (комната). Основные уроки проводятся по воскресениям, после Божественной Литургии и трапезы. Между занятиями проводится чаепитие.
Расписание занятий:
Группы | Уроки | Время | Преподаватели |
Подготовительная | Православные традиции в русской культуре | 12.05-12.40 | Ольга Дмитриевна (куратор группы), Нина Сергеевна |
2Пение | 12.45-13.10 | Светлана Олеговна | |
Танцы | 13.10-13.45 | Нина Сергеевна | |
Начальная школа | Ветхий Завет | 12.00-12.30 | Надежда Андреевна (куратор) |
Рисование | 12.30-13.00 | Анна Юрьевна | |
Пение | 13.15-13.45 | Светлана Олеговна | |
Средние классы | Евангельская История | 12.00-12.45 | Дмитрий Николаевич (куратор) |
Рукоделие | 13.00-13.45 | Александра Юрьевна | |
Старшие классы | Беседы о христианской жизни | 12.00-12.45 | Вячеслав Борисович (куратор группы) |
Духовные смыслы русской поэзии | 13.00-13.45 | Александр Иванович | |
Взрослые | Изучение Священного Писания | 12.00-13.00 | Священник Артемий Диакон Дмитрий |
Воскресные беседы | с 13.15 | Священник Иоанн |
Учебные занятия ведутся с 1 сентября по конец мая согласно установленному расписанию.
Каждую субботу работают кружки:
Помимо основных уроков, проводятся занятия для будущих мам и дошкольников.
Престольные праздники
Поскольку в храме насчитывается 8 престолов, то и престольных праздников больше, чем в иных приходах:
Расписание служб, режим работы
Храм работает без выходных с 10 до 17 часов по московскому времени. Вход свободный.
Утренняя служба проводится в 8 часов, в воскресенье – в 9 часов. Всенощная проходит в 17.00 перед праздниками и воскресеньем.
В храме помимо основных церковных служб (утреня и вечерня, часы и литургия) совершаются требы (таинства, молебны, отпевание, крещение и другие).
Интересные факты про храм, что в окрестностях
Порядок застройки и использования земель в районе храма и захоронений взят на контроль лично Президентом России В.В. Путиным.
Кроме этого, есть много интересных фактов о храмовой истории и его окрестностях:
Информация для паломников
Для многочисленных паломников организованы плановые экскурсии.
В них входит:
Программа разработана для всех категорий экскурсантов (паломнических групп, школьников и прочих) и занимает около 2-х часов. Экскурсии возможны только по предварительному согласованию (не позднее, чем за неделю до предполагаемой даты).
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Храм новомучеников и исповедников российских в Бутово располагается по адресу: РФ, Московская обл., Ленинский округ, поселок Бутово, ул. Юбилейная, дом 2.
Добраться сюда из Москвы можно:
Даже спустя более 80 лет после трагедии на Бутовском полигоне не прекращаются работы по сохранению в истории имен жертв геноцида. Общиной храма ведется работа по привлечению волонтеров в деятельность по прославлению подвига новомучеников и исповедников российских. Всю необходимую информацию можно найти на официальном сайте.
Видео о храме
Видео-обзор храма новомучеников и исповедников российских в Бутово:
Полигон русской святости
|
Добраться до русской Голгофы очень просто: Москва, метро «Бульвар Дмитрия Донского», автобус №18, до конца. На повороте синий указатель: «Памятник истории – Бутовский полигон». Две бабушки в автобусе крестятся на указатель: это первое свидетельство истинного, сердечного почитания подвига русских новомучеников, которое я наблюдаю.
Автобус останавливается возле нового белокаменного храма и огромного Поклонного креста, сделанного в Соловецкой кресторезной мастерской. Сам полигон – чуть поодаль. Поверх бетонного забора по-прежнему колючая проволока, но ворота настежь. Маленький бревенчатый храм, звонница. Березы – их корни пробираются среди человеческих костей. Фотовитрина: сотни лиц. Мужчины и женщины, старики и юноши, художники и ученые, священники и крестьяне, архиереи и приходские старосты. Ниже – таблица: количество расстрелов на полигоне по месяцам. В декабре почему-то пик: план закрывали.
В расстрельном списке полигона – 20 тысяч 761 человек. Но это далеко не полный список, это только за 37–38 годы. Есть все основания полагать, что расстреливать на этом полигоне начали в 35-м, но тогда еще не в таких масштабах, потому и ямы копали вручную. А в 37-м пустили экскаваторы. На сей день на территории бывшего полигона НКВД в Бутово обнаружено 13 хаотично расположенных рвов. Первый из них вскрыли еще в середине 90-х, после официальной передачи этой территории Церкви. Общину бутовского храма благословил на эти скорбные труды Святейший Патриарх Алексий. Ров длиной более ста метров был заполнен костями – до половины; значит, когда это были не скелеты, а тела, он был заполнен до краев. Кроме костей, были остатки одежды и обуви. Поверх всего этого лежали вывернутые наизнанку резиновые перчатки – вы догадываетесь, как они туда попали?
Протоиерей Кирилл Каледа – настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне. Где-то здесь, в этих рвах – кости его деда, священномученика Владимира Амбарцумова. Расстрелянный священник Владимир Амбарцумов – кровный отец его матери, Лидии Амбарцумовой-Каледы (в конце жизни – инокини Георгии), и духовный отец его отца, протоиерея Глеба Каледы. Такое вот родство, кровное и вместе духовное.
Протоиерей Кирилл Каледа родился 7 июля 1958 г. в г. Москве, в верующей православной семье. Отец, профессор протоиерей Глеб Каледа, доктор геолого-минералогических наук, в 1972 г. был тайно рукоположен в священники, в 1990 г. вышел на открытое служение, был настоятелем храма в Бутырской тюрьме. Мать, Лидия Владимировна Каледа, – дочь священномученика Владимира Амбарцумова, расстрелянного в Бутове 5 ноября 1937 г.
В 1975-80 гг. обучался на геологическом факультете МГУ, по окончании которого до середины 1990-х гг. работал научным сотрудником в Геологическом институте Российской Академии наук. Кандидат геолого-минералогических наук, автор целого ряда научных работ.
В 1994 г. избран председателем приходского совета общины, трудами которой построен храм во имя святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове. В 1996 г. рукоположен во диаконы, а в 1998 г. – во иереи и назначен настоятелем храма на Бутовском полигоне. Принимает активное участие в благоустройстве и сохранении памятника истории «Бутовский полигон», автор ряда статей по истории полигона. Член Постоянной Межведомственной комиссии Правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, член редакционного совета книги-памяти «Бутовский полигон».
В 2000 г. награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, в 2007 г. – орденом благоверного князя Даниила III степени. В 2008 г. возведен в сан протоиерея.
Женат, имеет двух детей.
– Я благодарен Богу и моим родителям, – говорит отец Кирилл, – за то, что мы, их дети, с детства жили в атмосфере, создаваемой исповедниками. Родители никогда не скрывали от нас, что наш дедушка был священником и пострадал за веру. Мы не знали обстоятельств его смерти и в конце наших детских молитв всегда добавляли: «Господи, помоги нам узнать, где и как умер дедушка Володя». Память о нем в нашем доме была священна. К нам часто приходили друзья дедушки, какие-то другие люди, прошедшие через тюрьмы и лагеря. И мы росли в этой обстановке. Только теперь, когда это время безвозвратно ушло, и люди ушли тоже, я понимаю, какое счастье даровал нам Господь: к нам в дом приходили, и мы сами ходили в гости к людям, которые, несомненно, были святыми, хотя никогда не будут прославлены. От них исходил свет. Этот свет они стяжали, пройдя страшные испытания. Благодаря этим людям я заранее знал, что даже если я когда-то упаду – всякий человек ведь может упасть – меня не выбросит из Церкви, потому что ее духовная жизнь всегда будет для меня совершенно объективной реальностью, очевидностью. Я видел этот подвиг исповедания веры, совершаемый простыми, обычными людьми.
Долгие годы мы все думали, что дед умер где-то в лагере. Так нам сообщили, и даже документ выдали ложный. Мы надеялись найти свидетелей, тех, кто видел его там. Но время шло, потенциальных свидетелей становилось все меньше и меньше. Мы уже теряли надежду. Но в конце концов наши молитвы сбылись.
– Как же это произошло?
– Через Варвару Васильевну Черную – внучку расстрелянного в Бутово митрополита Серафима (Чичагова), впоследствии монахиню Серафиму – списки расстрелянных в Бутово (см. нашу справку. – Авт.) передали митрополиту Коломенскому и Крутицкому Ювеналию, а он вручил их Святейшему Патриарху Алексию. Тот сразу выразил желание помолиться на этом месте и принял решение – со временем выстроить на Бутовском полигоне храм-часовню. Но сначала здесь был установлен Поклонный крест. Приехав на освящение этого креста, я встретился с Антониной Владимировной Комаровской, отец которой, граф, художник Владимир Алексеевич Комаровский, был расстрелян по одному делу с моим дедом. Антонина Владимировна уже знала, что ее отец проходит по Бутовскому списку. Немного позже мы нашли там и деда.
Установление факта массовых расстрелов на полигоне НКВД в Бутово – результат объединенных усилий сотрудников госбезопасности, которым в начале 1990-х гг. была поручена работа по реабилитации жертв политических репрессий, и общественности. Группой, которую возглавлял начальник подразделения Центрального архива МБ РФ подполковник Олег Мозохин, были найдены документы, свидетельствующие о массовых захоронениях в Москве. Параллельно материалы о братских могилах в Бутово стал публиковать журналист Александр Мильчаков, сын репрессированного в 1930-х гг. первого секретаря ЦК ВЛКСМ. Свой вклад в обретение бутовских расстрельных списков внесло общество «Мемориал» и члены группы, возглавляемой Михаилом Миндлиным – когда-то железным большевиком, «двадцатитысячником», а затем колымским зэком. Тогда же выяснилось, что среди бутовских жертв очень много священников, монашествующих, архиереев Русской Православной Церкви, а также мирян, осужденных, по сути, за твердое стояние в вере. Члены группы Миндлина – люди, в большинстве своем далекие от Православной Церкви, – понимали, как важно обратить ее внимание на бутовские списки. Список, в котором значилось 250 имен, был передан Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В мае 1994 г. по благословению Святейшего Патриарха на полигоне был установлен Поклонный крест с надписью: «На месте сем будет сооружен храм в честь новомучеников и исповедников Российских. за веру и правду жизнь свою здесь положивших и мученическую кончину здесь принявших».
Осенью 1994 г. была зарегистрирована община храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских; она состояла в основном из людей, находившихся в родстве с казненными. Председателем приходского совета стал внук расстрелянного в Бутове священника Владимира Амбарцумова Кирилл Каледа. В том же году территория захоронений была передана Церкви.
На момент передачи территория Бутовского полигона выглядела совсем не так, как сейчас: она плотно заросла кустарником и бурьяном, прямо на рвах стояли сараи местных жителей. Община привела территорию в порядок и нашла средства на строительство храма.
В алтаре бревенчатого храма хранится странная, на первый взгляд, реликвия: обычный женский платок, дешевый, цветастый, и не 30-х годов, а гораздо более позднего производства. Этот платок – лепта бутовской вдовы. Вот что рассказал об этой лепте отец Кирилл:
– Когда мы с моими родителями второй раз приехали на полигон, к Поклонному кресту, и служили здесь панихиду, к нам подошла старая женщина, у которой здесь, в Бутове, был расстрелян муж. Она сохранила память о нем и сделала символическую могилу на кладбище города Видное, где жила. Когда она узнала, что муж погиб именно здесь, она решила приехать сюда и взять горсть земли, чтобы положить эту землю на могилу. Сколько ей было лет, если в 37-м она была уже замужем. Автобусы на полигон тогда не ходили, от платформы Бутово больше полутора километров, но она дошла. Звали ее Татьяна, мужа – Владимир, фамилии не знаю. Очень неожиданно она достала из сумки платок – пестрый такой, что-то рыжее, черное, зеленое – и протянула мне со словами: «Это вам в храм». Но какое применение этому платку мы могли найти в храме? Это было совершенно непонятно. Я хотел было уже отказаться, но, увидев лицо этой женщины, понял, что платок у нее нужно взять.
(В храмах ведь почти всегда лежат платки – для женщин, у которых платка с собой не оказывается, чтоб они могли соблюсти традицию и войти в храм с покрытой головой. Отдавая платок «в храм», престарелая женщина имела в виду, скорее всего, именно такое, более чем скромное его применение. – Авт.)
– А вечером того же дня, – продолжает отец Кирилл, – пришло четкое осознание: храм надо строить немедленно, потому что такие, как эта вдова, долго ждать не могут. К тому времени выяснилось, что у многих московских священников – у отца Димитрия Смирнова, у отца Андрея Лоргуса – здесь захоронены родственники. Мы собрали подписи и пошли к архиепископу Истринскому, викарию Московской епархии Арсению.
Вот так здесь, в Бутово, все начиналось, так закладывался первый маленький деревянный храм.
Новый каменный храм – двухэтажный. В притворе его нижней части, нижнего храма, своего рода крипты, вас встретят страшные снимки – вскрытые бутовские рвы, о которых говорилось выше – и витрины, где под стеклом – остатки одежды и обуви казненных. Когда же вы войдете в храм, вас будто обступят сами мученики – 51 икона по кругу. И это не просто круг, это своего рода бутовская минея – образы расположены по месяцам и дням расстрелов, начиная с января. На групповых иконах (а таких большинство) святые собраны по тому же принципу, их объединяет дата мученической кончины. А всего их на сей день 329 – бутовских мучеников, прославленных уже Церковью.
Настоятель объясняет, что нижний храм посвящен страданию, а верхний, центральный престол которого освящен в честь Воскресения Христова, – победе над смертью. Можно сказать и так: нижний храм – Страстная Седмица, а верхний – Пасха.
Люди, приезжающие сюда, в Бутово, не раз узнавали на снимках лица своих родных.
– На последний Архиерейский Собор приезжал епископ Монреальский Гавриил со своей сестрой монахиней Елисаветой, она долгое время была настоятельницей женского монастыря в Гефсимании. Я показывал им храм, рассказывал о нем, и вдруг матушка Елисавета показала на один из снимков: «А ведь это дедушка. «. Она узнала своего двоюродного деда, которого ранее видела только на фотографиях, о котором знала только то, что он погиб где-то в России в годы репрессий.
Чин закладки нового каменного храма был совершен в мае 2004 года Святейшим Патриархом Алексием и, что весьма примечательно, предстоятелем Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Лавром. Воссоединения Церквей на тот момент еще не произошло, евхаристическое общение не было восстановлено. Делегация Зарубежной Церкви как раз накануне посетила Россию, это был первый визит и одна из первых совместных молитв на Русской земле.
Архитектурная идея храма принадлежит архитектору Андрею Тутунову, у которого оба деда погибли в годы репрессий. Проект разработан архитектором Михаилом Кеслером, сотрудником проектной организации «Арххрам», возглавляемой Андреем Оболенским, дед которого, граф Владимир Оболенский, был расстрелян на Бутовском полигоне.
Центральный престол нижнего храма освящен в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», правый придел – во имя священномученика митрополита Серафима (Чичагова), левый – во имя святителя Иоанна Шанхайского.
Центральный престол верхнего храма освящен в честь Воскресения Христова, правый придел – во имя новомучеников и исповедников Российских, левый – во имя святителя Тихона, Патриарха Московского.
У каждого из моих саратовских друзей и знакомых – я имею в виду, конечно, верующих, воцерковленных людей – свои паломнические планы. Кто-то мечтает посетить Святую Землю, кто-то собирается в Дивеево, в Печоры, в Киев. Но вот сюда почему-то – никто. Хотя все про Бутовский полигон слышали и все что-то про это читали, т.е. с темой знакомы. Что и заставляет, может быть, подсознательно отмахиваться: «Там опять про это. Знаю я уже про это, читал».
Впрочем, я и сама побывала здесь впервые. Но уезжала с убеждением: каждый русский православный человек непременно должен здесь побывать. Не для того, чтобы больше узнать, а для того, чтобы увидеть и почувствовать. И по-настоящему осознать, что и почему происходило в России совсем недавно.
Почему мы не спешим почитать святых кровавого века, почему не ищем у них помощи? Внук одного из них, священник Кирилл Каледа, убежден: потому, что мы не осознаем собственной ситуации. Нас не гонят к расстрельным рвам, но вопрос исповедания веры стоит сегодня перед нами ничуть не менее серьезно, чем перед мучениками тех лет:
– Мы пытаемся себя обмануть, сделать вид, что с нами все в порядке. А наши новомученики удивительно ясно видели ситуацию. На вопрос: «Ваше отношение к советской власти?» – многие из них отвечали: «Считаю, что советская власть послана нашему народу за грехи». Какие же это грехи? Богоотступничество, братоубийство, грабеж. Но разве у нас сегодня нет первого, второго и третьего? Разве мы живем в справедливом обществе? Разве мы не вымираем и нас не грозятся вытеснить с нашей территории иные народы – народы, которые кажутся нам дикими в сравнении с нами, «цивилизованными», но которые на самом деле нравственнее нас уже хотя бы потому, что не убивают своих детей? Среди наших новомучениц есть такая Наталья Козлова – я часто ее вспоминаю. Простая крестьянка, мать пятерых детей, муж был убит за то, что не хотел вступать в колхоз. Она была старостой храма. Священника арестовали – она к архиерею: давайте нам другого батюшку. Другого тоже куда-то выслали – Наталья опять к архиерею: в храме служба должна идти! Ей говорили: замолчи или окажешься там, где муж. Она не замолчала и оказалась здесь, на полигоне. Простая русская баба. Святая. Мы сегодня способны защищать свои святыни, свои нравственные и духовные устои так же, как она?
Священномученик Владимир Московский (Амбарцумов) родился в 1892 г. в Саратове, в лютеранской семье. Учился в Германии, там примкнул к студенческому христианскому движению. Вернувшись, возглавил аналогичное движение в России; с этим был связан первый арест. В 1925 г. под влиянием протоиерея Валентина Свенцицкого принял Православие. В 1927 г. священноисповедником Виктором (Островидовым) рукоположен во диаконы, а затем во иереи. Служил в московских храмах. Рано овдовел, воспитывал двоих детей.
В 1937 г. был арестован. На допросах проявил твердость и верность Церкви. На вопрос: «Ваше отношение к советской власти?» – ответил: «По своим убеждениям заявляю, что советская власть есть явление временное, как всякая власть». Расстрелян на Бутовском полигоне. На Архиерейском Соборе 2000 г. прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских. Память 5 ноября по н.с.