храм олега брянского осташево
Олега Брянского храм, усыпальница князя императорской крови Олега Константиновича
Официальный приходской сайт
Новости
День памяти святого благоверного князя Олега Брянского
Поделиться:
Литургия 14 августа в храме Свв. блгв. князей Олега Брянского, Игоря Черниговского и преп. Серафима Саровского
14 августа в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста в храме села Осташёво была отслужена Божественная Литургия и водосвятный молебен под руководством священника Максима Лушникова.
Поделиться:
Водосвятный молебен в храме Свв. блгв. князей Олега Брянского, Игоря Черниговского и преп.Серафима Саровского
Поделиться:
Романовские чтения 2021 года
Поделиться:
Романовские чтения 2021г
14 августа 2021 года
РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
«…Светильник правды и добра донесть…» (К.Р.)
— 9.00 Часы. Литургия
в храме святого благоверного
князя Олега Брянского
(Парк усадьбы Осташёво)
— 12.00 Торжественное награждение победителей и участников
X Международного творческого конкурса
«Патриот Отечества»
(МКУК «Осташёвский КДЦ»,
с. Осташёво, ул. Советская, д.1/3)
Поделиться:
Панихида 24 августа 2019 года
Материалы из соцсетей о 24.08.2019
В храме-усыпальнице преподобного Олега Брянского в Осташеве прошло богослужение об упокоении приснопамятных представителей семьи великого князя Константина Константиновича Романова.
В мероприятиях приняли участие почётные гости — Анна Витальевна Громова — председатель Наблюдательного совета фонда содействию возрождения традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», руководитель международного центра «Благотворительность в истории», сопредседатель Совета по систематизации национального туристского проекта «Императорский маршрут»; Павел Эдуардович Куликовский — праправнук императора Александра III, правнук великой княгини Ольги Александровны Романовой; Марина Андреевна Юденич — советник Губернатора по развитию гражданского общества и правам человека; модератором выступила Запорина Марина Владимировна, краевед, почетный гражданин Волоколамского района, в заседании круглого стола также приняли участие Илья Александрович Кузьменков — главный редактор радио «Вера», заслуженный учитель РФ Татьяна Ивановна Бабурова, Клим Анатольевич Лаврентьев — заместитель Председателя Союза кинематографистов России, народный артист России и другие профессионалы из сферы кинематографа. На встрече мы детально обсудили фильм. Кинематографисты и историки дали свою оценку, высказался каждый.
Говорили и о шагах по увековечению памяти Романовых на Волоколамской земле. А по итогам нашего заседания составили резолюцию, теперь, приобретая новые интересные и полезные знакомства, мы будем вместе работать над сохранением истории, увековечении великих имён, историко-просветительской работой среди жителей.
Начало положено — село «Осташево» уже сегодня входит в национальный туристический проект «Императорский маршрут», который реализуется под эгидой Министерства культуры РФ совместно с Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности. А целью проекта как раз является возрождение основ историко-культурной и духовно-составляющей России. Считаю, что это наша общая задача — знать нашу историю и не забывать Ее великих имен.
Поделиться:
Панихида 24 августа 2019 г.
24 августа 2019 года в 12:00 в храме-усыпальнице, дополнительно к расписанию богослужений, состоится панихида.
Поделиться:
Романовские чтения 2019 года
В ОСТАШЁВО ПРОШЛИ XXVII РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Обсуждали перспективы развития усадьбы, ключевым звеном которых может стать включение Осташёво в Императорский маршрут.
«Сама усадьба, несмотря на то, что многие объекты были утрачены, — это кладезь исторических поводов, событий, памятных знаков из жизни нашего государства и его видных деятелей. Она имеет уникальное прошлое, связанное с императорской семьей и имеет полное право стать в будущем жемчужиной «Императорского маршрута», — добавил Дмитрий Радченко. По его мнению, сегодня усадьба обладает огромным потенциалом как культурно — просветительский объект, имеющий глубокие исторические корни, а превращение его в патриотический и культурно – просветительский объект позволяет позиционировать Осташёво как интересное место для туристического посещений.
Какие направления развития территории могут быть реализованы на территории усадьбы Осташёво:
История и духовно – нравственное образование через создание музея, выставок и исторических экспозиций, проведение лекций, реализацию краеведческих проектов,
Видов туризма, которые можно реализовывать на базе усадьбы, множество: исторический, природный, паломнический, архитектурный, даже прогулки на лодке по воде, учитывая созданное здесь в советские годы Рузское водохранилище. Очевидно, что главным туристическим проектом здесь может стать «Императорский маршрут». Здесь совпадут две задачи: усадьба, благодаря маршруту, получит шанс на возрождение, а сам маршрут — уникальное и важное в судьбе Романовых место.
Усадьба может стать важной площадкой для воспитания молодежи. Возрождение кадетских классов, молодежные слёты и форумы, летние лагеря (в свое время курсанты Московского училища офицеров Генерального штаба проходили летнюю практику),
Создание социальных площадок и общественных пространств: выставки, фестивали, балы и концерты соответствующей усадебной тематики, исторические реконструкции XIX века,
Применение территории усадьбы для развития сельского хозяйства, следуя опыту живших здесь князей императорской крови Игоря и Олега Романовых. В помещениях, например, сохранившегося конного двора можно представить натуральные продукты фермерских хозяйств Волоколамского района, здесь можно проводить сельскохозяйственные выставки и форумы.
Национальный туристический проект «Императорский маршрут» реализуется под эгидой Министерства культуры Российской Федерации совместно с Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско – Сергиевское просветительское общество». Председатель Наблюдательного Совета Фонда — Анна Витальевна Громова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель Международного центра по изучению Гражданского общества.
Цель проекта — возрождение основ историко-культурной и духовной составляющей России, ее достижений в период правления Династии Романовых. Маршрут рассказывает о том, как жила и хранила высокие традиции благочестия семья последнего Императора, о членах Императорской семьи. Проект объединил несколько регионов: Санкт-Петербург, Москву, Московскую область, Пермский край, Свердловскую, Тюменскую, Омскую, Томскую, Псковскую и Кировскую области.
Олега Брянского храм, усыпальница князя императорской крови Олега Константиновича
Официальный приходской сайт
Историческая справка
На основании паспорта научного учета и материалов государственной историко-культурной экспертизы церковь-усыпальница Романовых исторически входит в состав усадьбы «Осташево». Созданный по проекту М.М.Перетятковича и С.М.Дешевова, храм строился как усыпальница сына владельца усадьбы Великого Князя Константина Константиновича Романова князя императорской крови Олега Константиновича Романова, погибшего в Первую Мировую войну 12 октября 1914 года и временно погребенного в усадебном парке 16 октября 1914 года. Церковь поставлена к юго-западу от жилого ансамбля усадьбы в парке на холме, именуемым «Васюткина горка», обсаженном липами, тополями и лиственницами. По восточному и западному склонам холма к входам храма поднимались лестницы. Здание было сложено из кирпича на валунном фундаменте, снаружи и изнутри оштукатурено. В плане близкий к квадрату, четырехстолпный одноглавый храм с западным крыльцом на столбах и двухпролетной звонницей у юго-восточного угла. Под всем зданием общирный подвал с балочным перекрытием Окна в здании двух типов: в нижнем ярусе большие прямоугольные, в верхнем ярусе и барабане — узкие, щелевидные.Гробницу Олега Константиновича было решено разместить в юго-восточном углу храма, т. е. справа от входа. Ее предполагали сделать из песчаника, по углам установить бронзовых «древних» орлов, а на северной стене — бронзовую доску с надписью.На фасадах церкви и колокольни решили разместить несколько икон. На восточном фасаде храма — икону Покрова Богородицы, на северном — образ покровителя Москвы, Св. Георгия Победоносца на белом коне, поражающего дракона, с предстоящей царицей Александрой, Небесной покровительницей супруги царствующего императора. На восточной стороне звонницы устроители хотели поместить икону Свт. Николая Можайского, местночтимого святого. На северной стороне колокольни было запланировано высечь силуэт трехглавого храма и разместить икону Св. Великом. Натальи в память об умершей в младенчестве дочери Константина Константиновича. На рундуке была высечена ниша для иконы «Спас Мокрая Борода с склоненными херувимами», а над столбами рундука планировалось разместить майоликовые изразцы. Так, по задумке устроителей, храм должен быть наполнен христианской символикой, связанной с Небесными покровителями семьи Великого князя Константина Константиновича.
Задумка устроителей храма была создать не просто усыпальницу, а храм-памятник воинской славы и жертвы Отечеству возникла почти сразу после начала проектирования. В церкви планировалось установить витрину для хранения окровавленной одежды князя Олега.
Торжественная закладка храма происходила уже без Великого князя Константина Константиновича, который 6 июня 1915 года умер от приступа стенокардии в Павловске.
В этот же день, 6 июня 1915 года, в 9 часов утра в Осташево был отслужен молебен отцом Иоанном Малининым и заложен первый камень в юго-восточном углу храма-усыпальницы. На молебне присутствовали помимо служащих в Осташеве и крестьяне, последовавшие затем на могилу покойного князя Олега Константиновича, где была отслужена панихида. Спустя два дня после описываемых событий, 8 июня 1915 года, великий князь Константин Константинович был похоронен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора.
Теперь все «расходы по постройке храма-усыпальницы за последовавшей кончиною Великого Князя Константина Константиновича уплачивались в равных частях из трёх сумм: Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Маврикиевны и Их Высочеств князей Константина и Игоря Константиновичей…». Спустя месяц после смерти Великого Князя «бетонный фундамент храма был закончен и выровнен».
Ко дню торжества закладки храма, то есть к 5 июля 1915 года, в восточной стене храма «был заложен цоколь из булыжного камня средней крупности,… чем преследовался примитивный вид его в связи с древним стилем, а также возведена кирпичом вся алтарная часть на высоту более ½ сажени. В середину полукружия вложен камень, предназначенный для закладки мощей. В этот же день была установлена закладная доска, с именами жертвователей и устроителей усыпальницы: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, сей Храм-усыпальница благовернаго Государя Воина Князя Олега Константиновича за Веру, Царя, и Отечество живот свой положившаго в 29-й день сентября 1914 года основася в честь и память Св. Благовернаго Князя Игоря Черниговского и Св. Преподобного Серафима Саровского Чудотворца, при Державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича при святительстве же Высокопреосвященнейшаго Макария Митрополита Московскаго и Коломенскаго Святороицкия Сергиевской Лавры Священноархимандрита, Преосвященнейшаго Дмитрия Епископа Можайскаго, Преосвященнейшаго Модеста, Епископа Верейскаго и Протоиерея Иоанна Малинина Спасскаго села Осташева церкви, и положены суть мощи Святителя Ермогена Патриарха Московскаго и Всея Руси Чудотворца в лето от сотворения мира 7423, от Рождества же по плоти Бога Слова 1915 Иулия в пятый день. Трудами и иждевением: Блаженныя памяти Благовернаго Государя и Великаго Князя Константина Константиновича, Государыни Великия Княгини Елизаветы Маврикиевны, Благовернаго Государя и Великаго Князя Дмитрия Константиновича, Благоверной Государыни Королевы Эллинов Ольги Константиновны, Благовернаго Государя Князя Иоанна Константиновича, супруги его Благоверной Государыни Княгини Елены Петровны, Благовернаго Государя Князя Всеволода Иоанновича, Гавриила, Константина, Игоря и Георгия Константиновичей, Благоверной Государыни Княгини Татьяны Константиновны и Княжны Веры Константиновны и рабов Божиих Блаженныя памяти Князя Константина, Князя Теймураза и Княжны Наталии Багратион-Мухранских при участии князя Алексея Ширинскаго-Шихматова, Князя Михаила Путятина, Воспитателя князя Олега, Генерал-Майора Николая Ермолинскаго, Академика-Архитектора Мариана Перетятковича, Инженера Сергея Смирнова, Архитектора Семена Дешевова, управляющего имением Борисом Геринг, его помощнике Егоре Быкове и десятнике Семене Смирнове».
Богослужение совершал епископ Модест Верейский в присутствии Их Высочеств князей Игоря и Георгия Константиновичей, почётных гостей и многочисленной толпы крестьян и рабочих.
В газете «Столичная Молва» от 6 июля 1915 года была опубликована заметка « Храм над могилой князя Олега Константиновича»:
«ОСТАШЕВО. VII. 5. (ПТА). В имении в Бозе почившего Великого Князя Константина Константиновича в Осташеве, Можайского уезда, Московской губернии, в присутствии Их Высочеств Князей Игоря и Георгия Константиновичей, преосвященным Модестом, епископом Верейским, в сослужении протодиакона Розова, духовенства церкви Павловского дворца и местным духовенством была торжественно совершена закладка храма над могилой Его Высочества Князя Олега Константиновича.
Храм строится вблизи дворца, по проекту академика архитектуры М. М. Перетятковича и инженера С. И. Смирнова в древне-псковском стиле во имя св. Благоверных Князя Олега Брянского, Великого Князя Игоря Черниговского и преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Торжество привлекло множество молящихся из среды окрестного населения, всегда горячо любившего покойного молодого князя, который жизнь свою положил за родину. После закладки храма была отлужена панихида по герое князе-воине и молебен о ниспослании побед доблестным российским и союзным войскам.»
Летом 1916 года храм-усыпальница в Осташеве был практически закончен, внутри храма вырыты котлованы для бетонных ячеек десяти гробниц, главка окрашена в синий цвет, крыша — в зеленый, а крест — в серебристо-серый. Также авторы хотели вставить стекла желтого тона. На заводе «Товарищества П. И. Оловянишников сыновья» были заказаны 6 колоколов, размером от 22 футов до 16 пудов. К марту следующего года планировали установку иконостаса, а перенести тело в семейную усыпальницу предполагали летом 1917 года.
К сожалению, далеко не всё задуманное устроителями храма в усадьбе Осташево было осуществлено. В марте 1917 года к С. Смирнову (руководителю строительством) пришло письмо с просьбой прекратить строительство церкви из-за того что перестали поступать от князей средства на строительство.
После революции были случаи надругательства над могилой, поэтому местные жители в 1920 году перенесли гроб с телом на старое кладбище у храма Св. Александра Невского на противоположной стороне реки Рузы. В 1930-е годы церковь Св. Ал. Невского была разрушена, кладбище заброшено, а вскоре на месте погоста были построены частные дома. Сейчас не представляется возможным найти место захоронения князя Олега, т. к. участок старого кладбища недоступен для осмотра и уже нет в живых людей, помнящих точное местонахождение могилы.
В 1950-е годы церковь была оборудована под завод по переработке молока. Со временем, в результате отсутствия ухода и ремонта, кровля обветшала и обрушилась. Окна и двери были выбиты и уничтожены.
После передачи храма Православной религиозной организации «Преображенский храм» села Спас под руководством настоятеля Преображенского храма протоиерея Игоря Бондарева храм был отреставрирован, оштукатурен и окрашен. В настоящее время в храме совершаются богослужения.
Осташёво. Церковь Олега Брянского.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1790-х годах по заказу князя А.В. Урусова на берегу реки Руза была создана усадьба Осташёво. С 1813 года усадьба принадлежала Н.Н. Муравьёву, участнику Отечественной войны 1812 года. В усадьбе происходили тайные встречи декабристов, в которых участвовал сын Н.Н. Муравьёва Александр Муравьёв. В 1903-1917 годах усадьбой владел великий князь Константин Константинович (К.Р.) и его наследник.
В 1915 году на берегу Рузы в западной части парка была построена церковь-усыпальница. Церковь так и не получила посвящения. Она была создана по проекту М.М. Перетятковича и С.М. Дешевова и представляла из себя кубический четырехстолпный одноглавый храм крестово-купольного типа с пониженной апсидой. Церковь сооружалась по образцу древних псковско-новгородских церквей. Вход расположен с западной стороны, около юго-восточного угла была построена двухпролётная звонница. Вдоль стен были размещены саркофаги, в кладку стен были вмурованы надгробные доски.
Храм заложен 05.07.1915 года, окончено строительство в ноябре 1916 года. Храм-усыпальница построен над могилой Его Высочества князя Олега Константиновича, скончавшегося 29.09.1914 года от ранения, полученного на поле боя в Великою войну. По желанию, неоднократно выраженному усопшим, и с Величайшего соизволения императора Николая II, похоронен князь в Осташёве в имении отца 03.10.2014 года.
Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Осташево (Старое Долголядье). Так называемое «Старое село», где находится прежнее кладбище с каменной часовней на месте церкви, в старину называлось «село Успенское – Долгие Ляды тож».
На пустоши Долгих Лядах печатником Ф. Ф. Лихачевым построена каменная церковь Благовещения Пресвятой Деве Марии, и образовалось село Благовещенское, а невдалеке построена была, неизвестно когда, церковь Успенская, и появилось село Успенское – Долгие Ляды.
В 1636 г. пустоши Тепнева, Бражникова и Фомкина, деревни Осташева и Чередьева (Чередова) были куплены Лихачевым и впоследствии находились во владении вместе с селом Успенским у князя И. А. Голицына, от него перешли в 1729 г. к его сыну Федору. В 1756 г. село Долгие Ляды достались его сыну Петру Федоровичу. Последний в 1765 г. свою часть имения продал графине Екатерине Алексеевне Салтыковой, после смерти которой село Долгие Ляды с деревнями в 1773 г. досталось графу А. В. Салтыкову.
В это время Успенская церковь оказалась очень ветхою. Граф Салтыков, проживавший большею частью в сельце Петровском-Чередове, желал построить вместо ветхой церкви в сельце Долгих Лядах в своем сельце Петровском каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Алексия, митрополита Московского. Причт соглашался из села Долголядья переселиться в сельцо Петровское, если граф перенесет их постройки на свой счет и вместо отмежеванной ему земли отведет в удобном месте 33 дес. неподалеку от селения или будет давать достаточную денежную и хлебную ругу. Граф отвел в 1774 г. земли 36 дес. Храмозданная грамота дана 16 января 1776 г. преосвящ. Антонием, епископом Переславским.
В 1777 г. сельцо Петровское и село Долголядье с состоявшими в этом приходе деревнями купил князь А. В. Урусов. Он стал украшать новопостроенную в Петровском каменную церковь, а между тем в 1778 г. деревянная церковь в Долголядье, за ветхостью, запечатана, и прихожане остались совсем без службы. Князь Урусов просил распечатать деревянную церковь и обещал в Долголядье, по освящении каменной в сельце Петровском церкви, сделать новую деревянную во имя Успения Пресвятой Богородицы на другом, вдали от жилых строений месте, причт же из Долголядья в Петровское просил не переселять и прихожан оставить в приходе села Долголядья по-прежнему, а каменную в Петровском церковь дозволить ему содержать на руге с особым причтом. Велено ему было приводить по окончании каменную, а в обращении ее в ружную отказано.
В 1779 г. князь Урусов писал, что в его сельце Петровском-Чередове вновь каменная церковь построена, ее он желает освятить не во имя Успения Пресвятой Богородицы, а св. Александра Невского, при ней иметь особый причт на руге, а в селе Долгих Лядах, вместо ветхой, построить вновь деревянную во имя Успения Пресвятой Богородицы. Св. Синод разрешил освятить церковь во имя Александра Невского, построить деревянную теплую церковь Успения Пресвятой Богородицы, обе церкви велел считать в одном приходе и причту быть одному.
Храмозданная грамота на построение новой деревянной церкви в селе Долголядье дана была 13 мая 1781 г., а к 8 июня старая уже была разобрана. Новопостроенная каменная в Петровском-Чередове церковь Александра Невского освящена 20 июля 1781 г. преосвящ. Феофилактом Переславским и Дмитровским.
В 1783 г. князь Урусов просил об освящении новой деревянной церкви Успения Божией Матери в селе Долголядье, только опять выражал желание иметь особый причт при церкви в Петровском, но в последнем ему еще раз отказано. Деревянная же церковь в Долголядье освящена 12 июля 1786 г. архимандритом Иосифова Волоколамского монастыря Нектарием.
Князь А. В. Урусов умер в Нижнем Новгороде в 1812 г., и имение после него досталось его пасынку, полковнику Н. Н. Муравьеву. При нем в 1822 г. каменная церковь, которая до того времени была домовою и в которой служба совершалась только летом в большие праздники, обращена в приходскую, а в деревянной стали служить только в храмовый праздник.
В 1822 г. духовенство из села Успенское-Долгие Ляды было переселено к настоящей церкви и помещено в том самом каменном доме, где и теперь живет, а помещик жил в другом, выстроенном еще при князе Урусове, большом каменном доме на левом берегу Рузы. Муравьев церковную землю взял в свое пользование, а причту назначил хлебную ругу в достаточном количестве, которую он и получал до 1862 г. Крестьян, живших в селе Успенском, Муравьев переселил ближе к настоящей церкви и назвал деревню, где они поселились, Жулино.
Когда деревянная Успенская церковь совсем обветшала, Муравьев, с разрешения епархиального начальства, употребил ее на обжигание кирпича для постройки ограды около каменной церкви, а в трапезе ее устроил придел Успения Божией Матери в память о старой церкви. На престоле Успенского придела хранится антиминс из старой церкви, освященный в 1774 г. преосвящ. Антонием, епископом Переславским и Дмитровским.
В иконостасе этого придела помещены иконы из старой Успенской церкви в медных высеребренных ризах: Спасителя с предстоящими преп. Сергием и Варлаамом Хутынским, Успения Божией Матери, св. Николая чудотворца и пророка Илии. В 1861 г. владелец имения действительный статский советник Николай Павлович Шипов возобновил церковь Спаса Нерукотворенного Образа на собственные средства.
В настоящей церкви четырехъярусный иконостас весь сделан вновь, иконы в нем, исключая нижнего яруса, все новые, работы лучших московских художников; придел Успенский также возобновлен, кроме икон нижнего яруса иконостаса; устроен с северной стороны придел во имя св. Филиппа, митрополита Московского. В трапезе иконы поставлены новые, возобновлена и улучшена ризница, сделаны три голландских печи. Снаружи весь храм оштукатурен, глава на главном храме и колокольня покрыты белой жестью, а крыша на трапезе – железом. Шиповым же приобретен большой колокол в 105 пуд.
Умер Шипов в 1887 г. и погребен под церковью в фамильном склепе. При Шипове хлебная руга, получаемая причтом, заменена денежною в количестве 400 руб. в год. По смерти Шипова, имение приобретено флигель-адъютантом Артемием Артемиевичем Непокойчицким, а с 1890 г. оно перешло к потомственному почетному гражданину А. Г. Кузнецову.
Из икон в храме замечательны по письму, стоящие в нижнем ярусе иконостаса главного храма: Спаса Нерукотворенного Образа, Божией Матери, князя Александра Невского и Дионисия Ареопагита, богоотец Иоакима и Анны и преп. Сергия, Тайной Вечери над царскими вратами – в массивных серебряных вызолоченных ризах; по древности замечательна Федоровская икона Богоматери, пожертвованная Шиповым. Из богослужебных книг замечательно Евангелие, печатанное в Москве в 1645 г. при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Филарете, пожертвованное думным дьяконом Федором Лихачевым и его родною сестрою Маврою.
Церковной земли 70 дес. Причт состоит из священника и псаломщика, получают % 10 руб. 65 коп. в год. С 1884 г. существует приходское попечительство.
«Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви)» Н. А. Скворцов. Москва, Печатня А. И. Снегиревой, 1911 г.