храм осириса в александрии
Гробница царицы Клеопатры обнаружена археологами после долгих лет поисков
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Родилась Клеопатра в 69 году до нашей эры. Умерла она, предположительно, от укуса ядовитой змеи в 30 году нашей эры. Правила царица Египтом целых тридцать лет. Прошло две тысячи лет с того времени, а эта женщина всё ещё остаётся одной из самых чарующих и загадочных фигур в истории. Её жизнь вдохновила многих литераторов и кинематографистов на создание их произведений об этой великой египетской царице.
Клеопатра была блестяще образованной и очень умной женщиной. Также она была хорошим и расчётливым политиком. Царица Египта сумела крутить, как хотела такими величайшими мужчинами, как Юлий Цезарь и Марк Антоний.
Историки до сих пор теряются в догадках, какая из теорий о её смерти верна. Древнегреческий философ Плутарх считал, что Клеопатра умерла от укуса змеи. О могиле царицы известно только то, что по её просьбе их с любимым, Марком Антонием, похоронили вместе. Точное местонахождение этого места до наших дней оставалось загадкой.
Новое археологическое открытие может изменить подобное положение дела. Исследователи Доминиканской археологической миссии уже много лет проводят раскопки в храме Тапосирис Магна, где обнаружили множество древних ценнейших артефактов, относящихся к эпохе Клеопатры.
Доктор Кэтлин Мартинес предполагает, что именно здесь, в этом храме, погребены Антоний и Клеопатра. Тапосирис Магна — это святилище Исиды и Осириса. Воплощением этих богов и считала их с возлюбленным Антонием, Клеопатра. Находится храм всего в сорока пяти километрах от Александрии. По всем статьям, гробница с мумиями в храме вполне логично может принадлежать египетской царице и римскому полководцу.
Кроме всего прочего, опять же, Плутарх пишет о Тапосирис Магна в своих трудах, что это было великолепное святилище. Здесь проходили грандиозные мистерии в честь главных богов Египта. Римский историк Страбон писал, что в этом месте останавливался в своё время сам Александр Македонский. Храм этот, совершенно очевидно, был весьма значимым, святым местом в те времена. Это ещё один аргумент в пользу того, что именно здесь нашла своё последнее пристанище великая Клеопатра.
Город был построен более двух тысяч лет назад. Радиолокационные исследования местности позволили обнаружить целую сеть коридоров и тоннелей, а также три сооружения, которые могут быть мавзолеями. В области вокруг храма нашли двадцать семь гробниц и 10 мумий, что может добавить веса теории доктора Мартинес, поскольку дворянство стремилось быть захороненным рядом со своими правителями.
Команда археологов обнаружила одну непотревоженную гробницу, покрытую сусальным золотом. Именно её и считают местом последнего упокоения великой Клеопатры. Доктор Мартинес всегда придерживалась теории о том, что царица и её возлюбленный похоронены под храмом Исиды и Осириса. Учёные считают, что мавзолей пары находится именно здесь, в королевском районе Александрии.
В ходе исследования храма, Мартинес и её команда обнаружили статую, которая, по их мнению, представляла влюблённых в объятиях, алебастровую голову царицы и двадцать две монеты с изображением Клеопатры на них. Также, при раскопках, археологи нашли керамическую маску под святилищем Исиды, которая могла быть посмертной маской Марка Антония. В ближайшее время ожидается больше подробностей о нахождении могилы Клеопатры.
Много чрезвычайно интересных находок было сделано доминиканской экспедицией при раскопках храма. Одной из них является уникальная стела с иероглифической и демотической надписями. Эта стела принадлежит к эпохе правления Птолемея V. Как известно, именно в период его правления произошло издание указа, который был высечен на знаменитом Розеттском камне, ставшем, в свою очередь, ключом к разгадке тайны расшифровки египетских иероглифов. Сделал в своё время это величайшее открытие французский историк-египтолог Жан-Франсуа Шампольон.
Подробнее об истории жизни и правления этой удивительнейшей из женщин, царицы Клеопатры, прочтите в нашей статье как царица Клеопатра стала женой сразу двух своих братьев и другие незаурядные факты о правительнице Египта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Клеопатра
ПОСЛЕДНЯЯ ЦАРИЦА ЕГИПТА
ТРУДНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЛАСТИ
Как следствие, его преемники унаследовали огромный долг Риму. С самого начала Клеопатра поставила себя перед обязательством вернуть стабильность экономике страны. В 49 г. до н.э. она получила первое предложение от Помпея, воевавшего тогда с Юлием Цезарем. Помпеи отправил своего сына в Александрию, чтобы просить у Клеопатры войска, корабли и припасы.
Удовлетворяя просьбу римского генерала, царица вызвала недовольство многих. В 48 г. до н.э. она была отправлена в ссылку своим братом Птолемеем XIII, который, похоже, оспаривал свой суверенитет над Египтом.
ВЕЛИКАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
Их союз начал казаться угрожающим Октавиану, и он пустил в ход все средства, чтобы дискредитировать их, и исказил их олицетворение. В конце концов армии противоборствующих сторон сразились в Ацие 2 сентября 31 года до н.э. Это была последняя крупная морская битва древнего мира. Октавиан вышел из неё победителем, а оба влюблённых отступили в Александрию, чтобы организовать контрнаступление. В следующем году произошла битва между союзными силами римлян во главе с Октавианом и римским войском Египта Марка Антония. Тяжело раненный, последний предпочёл кончить жизнь самоубийством, чем сдаться. Перед смертью он попросил, чтобы его отвезли к Клеопатре, которая скрывалась неподалёку.
После самоубийства Марка Антония Клеопатра, оставив своё убежище, вступила в переговоры о сдаче, что позволило бы ей похоронить своего возлюбленного на египетской земле. Октавиан, намеревавшийся препроводить царицу в тюрьму в Рим, согласился на её просьбу.
В птолемееву эпоху город был важной торговой развязкой на границе с Ливией, а также крайним западным пунктом, в котором могли находиться на стоянке боевые корабли. Край славился своими винами; плодородие его земель и фруктовых садов подтверждено археологическими исследованиями. В озере водилось большое разнообразие рыб, и не меньшим было количество и разнообразие птиц. Во времена греко-римского владычества Тапосирис был известным местом жительства элиты.
Большая часть города простиралась на юг от Тэния Ридж, защищенная крепостной стеной, которая тянулась от берега Средиземного моря до озера Мареотид, с характерной урбанистической формой ортогонального прямоугольника.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К РАСКОПКАМ
Гробница царицы Клеопатры обнаружена археологами после долгих лет поисков
Последняя царица Древнего Египта Клеопатра навеки вписала свое имя в историю, и это неудивительно, ведь ее знают абсолютно все, даже те, кто далек от истории. Женщина была последней из династии Птолемеев. Вокруг ее личности много загадок и легенд. До сих пор никто не знает, где похоронена великая царица, и что стало ее причиной смерти.
Однако в скором времени данная загадка может быть разгадана. Относительно недавно исследователи во время раскопок, которые проходили в Египте, обнаружили гробницу, где, по их мнению, может покоиться великая историческая личность.
В 69 году до н. э. на свет появилась будущая правительница Древнего Египта Клеопатра. Согласно истории, причиной ее смерти послужил укус змеи. Произошло это печальное событие предположительно в 30 году н. э. Клеопатра правила страной около 30 лет. Несмотря на то, что с момента этого события прошло больше 2-х тысяч лет, имя царицы до сих пор пользуется большой популярностью, ведь вокруг ее личности столько неразгаданных загадок. Образ великой египетской царицы вдохновлял известных режиссеров на создание фильмов о ней, также многие литераторы старались в своих произведениях рассказать о легендарной Клеопатре.
Изображения легендарной царицы Клеопатры.
Ни для кого не секрет, что правительница была образованной и умной женщиной, помимо этого у нее были задатки хорошего политика. Правительница Древнего Египта могла властно и хитро управлять такими легендарными мужчинами в истории, как Марк Антоний и Юлий Цезарь.
Посмертный портрет царицы Клеопатры.
Многие исследователи до сих пор не могут понять, какой была настоящая причина смерти великой правительницы. Так, философ Древней Греции Плутарх говорил о том, что ее лишила жизни змея. Что касается захоронения царицы, известно только одно, что она при жизни просила похоронить ее рядом с возлюбленным Марком Антонием. До этого времени места их могил оставались загадкой.
Однако находка, которая была обнаружена недавно, может стать ответом на вопросы о захоронении Клеопатры. На протяжении многих лет в храме Тапосирис Магна археологи проводят раскопки. Именно в этом месте им удалось отыскать много интересных артефактов, которые имели отношение к великой царице Древнего Египта.
По мнению ученой Кэтлин Мартинес, в храме находятся могилы Марка Антония и Клеопатры. Доктор рассказала, что данный храм является святилищем Исиды и Осириса. Согласно всей информации, которая имеется на сегодняшний день, в храме имеются захоронения, которые могут принадлежать правительнице Древнего Египта и ее возлюбленному.
Южная сторона храма Осириса и Исиды в Тапосирис Магна.
Северная сторона храма Тапосирис Магна.
Плутарх, работая над своим рукописным творением, неоднократно упоминал об этом храме. Он писал про то, что это было прекрасное святилище, где в честь Богов устраивались масштабные мистерии. Историк из Рима Страбон упоминал о том, что здесь когда-то останавливался великий полководец Александр Македонский. Поэтому нельзя исключать, что Клеопатра может быть захоронена в этих местах.
Именно здесь, как считают археологи, нашла своё последнее пристанище царица Клеопатра.
Ученые провели исследование местности, которой больше двух тысяч лет, при помощи новейших технологий, что позволило им обнаружить множество потаенных тоннелей, а также сооружения, напоминающие мавзолей. Вокруг территории храма было обнаружено 10 мумий и 27 гробниц. Это является подтверждением теории доктора Кэтлин Мартинес, которая говорила о том, что в древние времена слуги хотели быть захоронены рядом со своим правителем.
Также главной находкой стала покрытая сусальным золотом гробница, которая была абсолютно как новая. Именно она, по мнению ученых, может принадлежать великой Клеопатре. Женщина, возглавляющая исследования, не сомневалась в том, что саркофаг принадлежит великой древнеегипетской царице.
Во время раскопок команда доктора Кэтлин Мартинес нашли статую, которая, по их мнению, символизировала двоих влюбленных. Голова Клеопатры из алебастра и 22 монеты, на которых также была изображена правительница Древнего Египта. Помимо этого археологи обнаружили посмертную маску, которая могла принадлежать Марку Антонию. Сейчас исследования продолжаются, и не исключено, что скоро всплывут новые подробности захоронения Клеопатры.
Статуя царицы Клеопатры.
Во время раскопок, которые проходили в храме и его окрестностях, ученые обнаружили множество ценных находок, среди которых стела эпохи Птолемея V, на которой имеются надписи.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Поиск по дневнику
—Постоянные читатели
—Статистика
СЕРАПИС
__ Как бог я таков, каким я тебе кажусь,
__ Звездные небеса — моя голова,
__ Мое туловище — море,
__ Земля — это мои ноги,
__ Мои уши — это воздух,
__ Лучи солнца, бриллиантовые стрелы — это мои глаза.
Σέραπις, Σάραπις, Σόραπις — грецизированная форма от др.-егип. Осарапис; бактрийск. Serapo. Версий происхождения культа этого божества довольно много. Самая распространённая из них гласит о том, что при Птолемее I Сотере была предпринята попытка создать образ синкретического божества — Сераписа, объединяющего в себе древних богов Осириса и священного быка — Аписа.
Многие ученые считают, что это было сделано для того, чтобы объединить египетскую и греческую религиозную традицию. Однако более вероятным кажется другое. В Египте в конце IV в до н.э. появилось множество греков и македонцев, приехавших со всех концов известной эллинам ойкумены, и введение культа Сераписа должно было стать способом их объединения. Но при этом, по своему происхождению, это божество должно было быть из египетского пантеона, так как в древности священную власть над определённой территорией мог иметь только тот бог, который имел местное происхождение. Именно поэтому корни культа Сераписа уходят в культ мемфисского Осараписа — священного мемфисского быка, который упоминается ещё в эпоху Нового царства, т.е. как минимум за 1000 лет до эллинистического периода. Не случайно его именем (Σεράπειον, Серапейон) было названо кладбище священных быков в Саккаре. То есть Серапис не столько новый бог египетского пантеона, сколько новый антропоморфный образ мемфисского Осириса-Аписа.
Согласно иероглифическим текстам на стелах и других объектах Серапеума в Саккаре, созданных задолго до греческого периода, Апис называется «жизнь Осириса, владыка небес, с двумя рогами на голове». И он, как говорят, «даёт вечную жизнь, силу и здоровье, ноздрям фараона».
В период XVIII династии встречается упоминание Сераписа как «великого бога Хентиаменти (дословно «глава Аменти»), владыка вечной жизни». Апис и Осирис были объединены священниками Мемфиса, где атрибуты Аписа ассоциировались с заупокойным ритуалом и, следовательно, Апис считался богом подземного царства. На памятнике 19 династии, Аписа именуют «обновленная жизнь Птаха», а в надписи 25-ой Династии он назван «второй Птах».
В том же тексте упоминается «храм Asar-Hapi (Osirapis)», и здесь так же ясно, что Апис был объединен с Осирисом. Объединить Аписа с Осирисом было несложно, т.к. одно из наиболее распространенных имен Осириса в то время — «Бык Запада».
Апис был, по сути, олицетворением души Осириса и воплощением самого Осириса. Появление нового Аписа символизировало новое проявление Осириса на земле.
«Большинство же жрецов говорят, будто Апис и Осирис — одно, поучая и наставляя нас, что надо считать Аписа воплощенным образом души Осириса». (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 29)
Нередко Серапис изображается стоящим на спине крокодила. В левой руке он держит линейку для отмера разлива Нила. Отличительной чертой иконографии Сераписа является модиус (μόδιος, хлебная мера, 1/6 медимна) или калаф (κάλαθος, корзина) — символ плодородия и изобилия, крепящийся на голове. Калаф обычно украшало изображение колосьев и ветвей олив.
Часто Серапис сопровождается Цербером (греч. Κέρβερος), трехглавой собакой Аида. Отождествление Аида и Осириса наделило Аида судейскими полномочиями, которые были переняты от Осириса, являвшегося судиёй на посмертном суде отошедших в мир иной, о чём свидетельствует, например, Эсхил в Орестее.
Увидишь там [в царстве Аида], что всякий, сотворивший зло,
Бога ли, гостя ли,
Или родителей
Тяжко обидевший,
Казнь примет, злодеянью соразмерную.
Великий воздатель и судья, Аид,
В недрах глубинных есть:
На письменах его
Каждый записан грех.
(Эсхил. Орестея. III. Эвмениды, 269)
Поэтому не удивительно отождествление Сераписа, как продолжение Осириса, с Аидом (или римским Плутоном). И Цербер, в этой связи, у ног Аида-Плутона выглядит абсолютно уместным. Иногда, вместо Цербера, находится его стилизация в виде любопытной эмблемы — животное о трех головах. Первая голова — голова льва — означает настоящее, вторая — голова волка — прошлое и третья — голова собаки — будущее. Чудовище о трех головах плотно обвивает тело змеи. Это позднейшее развитие образа Цербера, причём змея, обвивающая трёхглавое животное, видимо, развилась из хвоста Цербера, который (хвост) и представлял из себя шипящую змею.
Очевидно, модиус на голове Сераписа — это редуцированная корона пшент, отражающая царский титул правителя двух Египтов — Верхнего и Нижнего. Корона пшент является одним из древнейших символов верховной власти — это красная и белая короны, совмещенные в единое целое. Промежуточный процесс этой редукции, т.е. превращения короны в ведро, можно видеть на примере Гарпократа.
На голове Гапократа (греч. Ἁρποκράτης; егип. Ḥr-pȝ-ẖrd, Херу-па-херд, Гор-ребёнок) — чрезвычайно уменьшенная от необходимых пропорций корона Верхнего и Нижнего Египта. Подобная метаморфоза могла произойти в эллинистический период, когда греки пытались воспринять египетские каноны, но толи по недопониманию, толи преднамеренно, порой доводили свои попытки до откровенного абсурда.
Главными центрами почитания Сераписа в Египте были Александрия и Мемфис, в этих городах существовали многочисленные мастерские, в которых создавались терракотовые, бронзовые, каменные статуэтки Сераписа, медальоны, декоративные подвески, изображающие его сообразуясь со вкусом и выбором заказчика или покупателя. На кораблях и с караванами торговцев изображения Сераписа развозились по всему эллинистическому миру от Древнего Рима до берегов Инда. В Риме его культ был внесён в перечень государственных ещё в 312 году до н.э., но получил особенно широкое распространение в эпоху императоров из дома Флавиев (I в. н.э.). Считалось, что Серапис явился во сне центуриону Титу Флавию Веспасиану и предсказал ему, что со временем он воцарится в Риме. Нерон покровительствовал столичному храму Сераписа. Император Каракалла служил ему в качестве жреца. Разнообразна античная нумизматика с изображениями Сераписа. Когда в 130г. н.э. император Адриан и его супруга Сабина прибыли в Египет, в Александрии были отчеканены монеты на которых императорская пара изображена в облике Сераписа и Исиды. Встречается изображение этого египетского бога на монетах Коммода, а так же императоров из следующего правящего дома — Северов.
В Сераписе греки и египтяне получили общего бога, что немало приближало их к религиозному единству. Однако говорить о полной тождественности Осириса и Сераписа, в египетском понимании этих богов, говорить не приходится. Серапис не идентичен Осирису как богу, с которым каждый египтянин хотел идентифицироваться после смерти. Серапис никогда не изображался в виде спелёнутой мумии, что характерно для образа Осириса. Почти все описания статуй, данные ранними авторами, говорят об антропоморфном боге с греческой бородой и причёской, в греческом же хитоне. Серапис во многом синкретический персонаж, в котором соединились и переплелись черты как египетских, так и греческих богов (Зевс, Гелиос, Дионис, Аид, Асклепий), а позже и римских.
Как и Осирис, Серапис связан с землёй и регенеративной функцией, почитался как господин Нила, но, вместе с тем, его власть распространяется и на моря (он управляет штормами и спасает людей в опасности), что сближает его с Посейдоном. Довольно быстро Серапис стал почитаться как целитель всех видов болезней, что способствовало росту его популярности не только среди греко-египетской знати, но и среди простых людей.
В Александрии Серапис в греко-римский период соединился с Агатодемоном (греч. Ἀγᾰθός δαίμων, лат. Agathodaimon, добрый дух, гений), местным популярным богом в образе змеи.
Иногда Серапис изображался обвитый змеей. На статуе, по ходу движения змеи (годичное движение Солнца), изображены зодиакальные созвездия. Подобная иконография, вероятно, заимствована из митраистской традиции.
Некоторые авторы, включая Макробия, утверждали, что Серапис — это имя Солнца, потому что в его изображениях часто видно гало над головой. В своем «Гимне суверенному солнцу» Юлиан говорит о божестве следующим образом:
«Зевс, Аид, Гелиос — это все Серапис» (εἷς Ζεύς, εἷς Ἀίδης, εἷς Ἥλιος ἐστί Σάραπις).
Тацит, повествуя о происхождении статуи Сераписа в Александрии, свидетельствует о том же:
«Бога этого одни считают Эскулапом, так как он излечивает болезни, другие Озирисом — древнейшим божеством Египта; многие говорят, что раз он правит всем сущим, то это должен быть Юпитер; большинство же видит в нем отца Дита, поскольку многие признаки указывают на это прямо, а другие могут быть истолкованы в таком же смысле». (Тацит, История IV, 81-84)
Эти свидетельства подтверждаются также и Плутархом в трактате «Об Исиде и Осирисе»:
«Когда колосс был доставлен и осмотрен, Тимофей, переводчик Манефона Себенитского, пришел к выводу, что это — изображение Плутона, на основании изображения собаки Цербера и змеи при колоссе. И они уверили Птоломея в том, что колосс — это бог Сарапис. Статуя прибыла без этого имени, и только после прибытия в Александрию она стала называться Сараписом, что является
египетским именем Плутона. Лучше всего приравнивать Осириса к Дионису, а Сараписа к Осирису, поскольку последний стал называться так с тех пор, как изменил свою природу. Поэтому имя Сарапис относится ко всем трем, и оно относится также и к Осирису, как это известно посвященным».
(Плутарх, «Об Исиде и Осирисе»)
На основе близости солярных функций Зевса, Гелиоса и Аполлона в Синопе Понтийской возникает культ Зевса-Гелиоса-Сераписа, или Гелиосераписа. Об этом свидетельствуют посвящение: Θεώ Ἠλιοσαράπει, вотивная стела II-III вв. н.э. из Гюрнея с посвятительной надписью командира — эпарха Первой Фракийской когорты Катония Макера — Зевсу-Гелиосу-Серапису и могущественной Изиде, и богам, почитаемым вместе с ними в одном храме, за спасение (очевидно, во время войны), а также надпись I-II вв. н.э. гражданина городов Тия и Томи по имени Стратоник, сын Эвареста, посвященная Зевсу-Гелиосу-Серапису и Изиде.
Серапис, подобно Абраксасу (Ἀβρασάξ) и Аполлону (Ἀπόλλων), почитался как Теон Гептаграмматон (Θέων Ἑπταγράμματον), т.е. бог с именем из семи букв. В гимнах Серапису жрецы использовали семь звуков. Иногда Серапис изображался с рожком с семью клапанами (Ἑπτάτονον, «Семизвучный»).
Сераписа именовали следующими эпитетами: «Священный бык», «Солнце в Быке», «Душа Осириса», «Священная Змея», «Ушедший на покой Бык».
Ричард Найт в своей книге «Символический язык древнего искусства и мифологии» отмечает соотношение между Мистериями Сераписа и другими Мистериями древних народов:
«Латиняне говорят, что Целеста и Терра, универсальный ум и производящее тело, были великими богами Самофракийских Мистерий; то же и Серапис и Исида у поздних египтян; Тауте и Астарта у финикийцев; Сатурн и Опс у латинян».
Гностические Мистерии были знакомы с тайным значением Сераписа, и через гностиков этот бог стал тесно связан с ранним христианством. Император Адриан, путешествуя по Египту в 134 г. н.э., сообщает в письме Серванию, что христиане поклоняются Серапису и что епископы церкви совершают богослужения в храме Сераписа. Он даже говорит о том, что сам патриарх, будучи в Египте, был обязан молиться как Христу, так и Серапису. (Парсонс «Новый свет на старые пирамиды»). О том же свидетельствует и Г.Францев, ссылаясь на следующие слова римского императора Адриана в одном из его писем:
«Те, которые называют себя епископами Христа, поклоняются Серапису. Нет здесь такого начальника синагоги, самарянина или христианского епископа, который не был бы астрологом, гадателем или заклинателем».
Марциан Капелла в своем гимне Солнцу говорит:
«Солнце, обитающие на Ниле, поклоняются тебе как Серапису, и Мемфис боготворит как Осириса,
в священных ритуалах персы поклоняются тебе как Митре, во Фригии — как Атису, и Ливия — как Аммону, а в Вавилоне — как Адонису; таким образом, весь мир боготворит тебя под различными именами».
Серапис постепенно узурпировал положение, занятое до него другими египетскими и греческими богами. Его почитание было широко распространено во всех областях, прилегающих к Средиземному морю. Его власть продолжалась до IV века христианской эры, пока в 385г. Феодосий, истребитель языческой философии, не издал свой памятный эдикт «De Idolo Serapidis Diruendo». Когда христианские солдаты, во исполнение его приказа вошли в Серапеум в Александрии для уничтожения изображений Сераписа, в храм, стоявший многие века, так велико было их уважение к богу, что они долго не смели прикоснуться к нему из опасения, что земля разверзнется под ними и поглотит их. Наконец, преодолев страх, они разрушили статую, здание и подожгли библиотеку, находившуюся в храме.
Сократес, церковный историк пятого века, говорит, что после того, как ревностные христиане разрушили храм Сераписа в Александрии и рассеяли демонов, обитавших там под видом богов, в основании храма была найдена монограмма Христа.¹
_________________________________
[1] Хризма (или хрисмон) ☧ (Хи-Ро) — считается монограммой имени Христа, которая состоит из двух начальных букв имени Xριστός («помазанник»).
χρῖσμα, χρῖμα (-ατος) τό 1) мазь, масло Aesch.; 2) культ. помазание; ex. (χρῖσμα ἔχειν ἀπό τινος NT.)
Изначально эпитет «Христос» писался через букву η (Xρηστός), и имел значение «благой».
η (τὸ ἦτα) «эта», 7-я буква греч. алфавита, с середины II в. н.э. стала произноситься как [ί].
После того как η (ἦτα) стала произноситься как [ί], в написании имени Христа появляются «разночтения» (Χρηστός, Χριστός). Как показывает история, созвучие со словом «помазанник», в конечном счёте, взяло верх.
Что касается хризмы (хрисмон), то само слово χρῖσμα является искажением термина «хресмон» (χραισμών, χραίσμος), который использовался задолго до христиан. Изначально монограмма (Хи-Ро) служила в качестве амулета и несла в себе смысл слова χρηστός («хрестос») — «благоприятный, сулящий счастье».
χραισμέω 1) отвращать, отстранять; 2) приходить на помощь, помогать;
χραισμήϊον τό средство спасения Anth;
χρήσιμος 1) полезный, пригодный; 2) действительный, имеющий силу.
Культ быка, возник в эру Тельца, поэтому в те времена с ним ассоциировался не только Осирис, но и верховный бог солнца Ра, соответственно фараон также приравнивался к быку.
Выберем гипотетическую дату — конец апреля 1000г. до н.э. — и взглянем на небо:
Солнце оказалось в одной «компании» с Тельцом и Орионом (Сах).Телец — астральное воплощение Аписа (в Мемфисе) или Мневиса (в Гелиополе) Сах — астральное воплощение Осириса. Таким образом, «компанию» можно назвать Озорапис или Серапис, «синкретизм» которого обусловлен близким расположением созвездий Сах и Тельца.
Неординарность календарного события, связанного с вхождением Солнца в «компанию» Тельца и Ориона, отражена на зодиаке в храме Эсны. Под Тельцом изображён круг, образованный 15 звёздами, под кругом — два глаза Хора внутри овала. Правый глаз Хора — символ Солнца, левый — символ Луны. «Открытые» глаза Хора означают фазу полнолуния, наступившего на 15-й день от начала лунного месяца. Ниже изображены 7 звёзд, очевидно, символизирующие ярчайшие звёзды созвездия Ориона. Под ними — сам Осирис, лежащий на символе (иероглифе) неба. Это уникальное в своём роде изображение астрономического события, которому, без сомнения, придавалось особое значение. Ныне ему соответствует главный христианский праздник — Пасха.
«Соединение» Солнца с Орионом (Сах), равносильно его возрождению, поэтому праздник, очевидно, посвящался воскресшему Ра.
В последующую эру Овна праздник персонифицировал персонаж, объединяющий Осириса, Ра и созвездие Овна.
Слева от Ра-Осириса написано «Осирис радуется вместе с Ра», справа — ответная часть: «Ра радуется вместе с Осирисом». Женщины в сарафанах — неотступные спутницы Осириса, олицетворяющие два аспекта жены Осириса: домохозяйку (Нефтида, на голове которой изображен иероглиф «госпожа дома» — слева) и носительницу наследственного трона — Исида (справа, с иероглифом трона на голове).
В данном случае египтологи тоже приняли Ра-Осириса за синкретичного бога наподобие Сераписа, хотя в действительности ни Ра-Осирис, ни Серапис — это не боги, ибо в древнеегипетской теологии бог был один — бог солнца, а «ассоциации» с ним означают различные состояния и события в его «жизни». В качестве ещё одного примера персонификации солярного события можно привести Митру, имя которого (акроним) происходит от древнеегипетского ms-ȝḫt-rˁ (мес-ахет-ра), означающего рождение Ра на горизонте.
Событие, как легко догадаться, ныне происходит 24-25 декабря, когда солнце разворачивается к лету.
Ассоциация Сераписа с Тельцом — это дань древнему мемфисскому культу Аписа.
По сути, принципиальной разницы между Сераписом и Ра-Осирисом из гробницы Нефертари нет — оба персонифицируют одно и то же — «встречу» Ориона (Сах) и Солнца на небосводе, т.е. в Верхнем Египте. Разумеется, в столь знаменательное событие бог солнца должен выглядеть безупречно, имея два «полноценных» глаза, т.е. полнолуние — непременное условие «встречи». Одна из характерных особенностей иконографии Сераписа — сидящий по правую руку трехглавый Цербер.
Если обратиться к карте неба (см. выше), то в аналогичном взаимном расположении находятся Сах (Орион) и созвездие Большого Пса. Его самая яркая звезда — Сириус (егип. Spdt, Сопдет), которая ассоциировалась с женой Осириса, имевшей три аспекта: Нефтида (домохозяйка), Исида (носительница наследственного трона) и Хатхор (непорочная мать и кормилица). Очевидно, каждый аспект в соответствии с древнеегипетской традицией отражался отдельной головой, поэтому Цербер оказался трёхголовым. В мифологии он стал интерпретироваться как «Триединая богиня», а в изобразительном искусстве — в образе трёх граций. Если присмотреться, то это — групповое изображение трёх совершенно одинаковых женщин, что объясняется их происхождением.
Такая неожиданная метаморфоза трёхипостасной богини Исиды в трёхглавого адского пса стало возможным, из-за смешения египетских и греческих мифологем. Египтяне выделяли Сириус из созвездия Пса как самую яркую звезду, гелиакическими восходами олицетворяющую наступление нового года.
На стеле Изиды написано: «Я — мать Хора царя. Я — восходящая (звезда) в созвездии Пса». Греческие легенды связывали Сириус с собакой Ориона, которая вознеслась на небо вместе с хозяином после его гибели. Шумеры называли созвездие Большого Пса — «Собака Солнца». Pимляне называли Сириус — Canicula (Собачка).
Позднее Большой Пёс стал ассоциироваться с Гекатой и её инфернальным аспектом — Прозерпиной. Геката с тремя головами: кабана, барана и собаки, вероятно, ассоциировалась с тремя временами года, соответственно: зимой, весной и летом.
Кабан, убивающий Адониса и Атиса, традиционно связывался с зимним солнцестоянием. Песья голова Гекаты, вероятно, соотносится с самым жарким временем в году, когда гелиакическим образом восходит песья звезда Сириус.
Примечательно, что имя Прозерпина этимологизируется от древнеегипетского словосочетания pr-serapi (храм Сераписа).
Если судить по облику Ра-Осириса, то он в значительной мере соответствует Осирису. Солнечный диск лишь указывает, что Солнце соединилось с Сах. Это положение на языке древних египтян будет звучать как pw-Sȝḥ («пу-Cах»), т.е. «в позиции Сах». Отсюда, очевидно, этимологизируется и название нынешнего праздника – Пасха (Пейсах).
Аналогично Ра-Осирису, бородатый Серапис имеет облик Осириса в греко-римскую эпоху.
Это подтверждается именной бронзовой табличкой мумии. На ней написано «Серапис Анетэ» (усопший Анетэ), что соответствует традиции называть покойника Осирисом, т.е. гравёр, не видя между ними разницы, вместо «Осирис» написал «Серапис».