храм озириса и изиды
Прогулки по стопам Маяковского и загородное застолье в стиле XIX века: атмосферные идеи для поездки в Репино
На берегу Финского залива, в Курортном районе Петербурга, есть множество городков и поселков с финским колоритом. В Репино приятно погулять, полюбоваться архитектурой и местными пейзажами, потом выйти на пляж, чтобы побродить вдоль воды или искупаться в тёплую погоду, а завершить поездку атмосферным загородным застольем в стиле XIX века.
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Как добраться из Петербурга до Репино:
Найди свою любовь
Музей-усадьба Ильи Репина «Пенаты» 0+
Собственно, именно в честь этого художника поселок и получил название в 1948 году. Репин поселился сюда уже будучи известным, «Пенатами» он назвал свою усадьбу по имени мифологических хранителей домашнего очага. В гостях у него бывали Горький и Чуковский, Маяковский и Есенин, Куприн, Короленко и многие другие. Если доберетесь до Репино, обязательно осмотрите усадьбу не только снаружи, но и изнутри — вся обстановка здесь, как при хозяине, и в доме невероятно хорошо.
Башня Шехерезады
Ажурная деревянная беседка со смотровой площадкой расположена на Чугуевой горке — самой высокой точке репинской усадьбы. Выйти к ней можно по аллее Пушкина. Когда-то на горке рос вишневый сад, и с площадки открывался потрясающий вид на него. Сада уже нет, но красоты Пенат остались нетронутыми временем.
Дача Вырубовой (ресторан Наша Dacha)
В бывшей финской деревне Куоккала (так называлось Репино до 1948 года) имела дачу Анна Вырубова — фрейлина и близкая подруга императрицы Александры Федоровны. Здание дошло до нас в неизменном виде — это великолепный памятник деревянного модерна. Сейчас в усадьбе на берегу Финского залива работает ресторан Наша Dacha, в котором можно оценить щуку с картофелем из костра, суточные щи с грибами, а на десерт попробовать ревеневый пирог.
Беседка «Храм Озириса и Изиды»
Еще одно строение усадьбы Репина — «египетская» беседка. В оформлении беседки действительно использованы египетские мотивы, а храмом Озириса и Изиды ее назвал сам хозяин. Здесь по воскресеньям собирались гости, проводились лекции и выступления, а иногда просто домашние вечера в кругу близких друзей.
Каменная набережная
Набережная Финского залива рядом с Пенатами ограждена «стеной Батнера» — каменным сооружением, защищающим поселок от воды. По этой набережной обожал гулять Маяковский, а сейчас его примеру может последовать каждый — здесь действительно так красиво, что хочется сочинять стихи.
Ресторан «Шаляпин» в Репине 18+
После долгой прогулки самое время подкрепиться. И не просто поесть, а побывать на настоящем семейном обеде, который устраивали на загородных дачах вошли в конце XIX века. Ресторан «Шаляпин» приглашает гостей на дружеские застолья. Вас ждут запечённая дичь и копчёная стерлядь, заливное из осетра и домашние сырники, гурьевская каша и фруктовое суфле.
Ресторан Stroganoff Bar & Grill 18+
Заведение представляет собой петербургское поместье конца XIX—начала XX веков. Мебель из натурального дерева, картины и фотоснимки на стенах, старинные абажуры и занавески создают атмосферу дачного комфорта, которую дополняют аккуратно расставленные томики классиков литературы и философской мысли. Как нельзя кстати и замечательный вид на Финский залив.
«Мясорубка Angus»
Для любителей стритфуда в Репине работает ресторан сети «Мясорубка Angus». Все котлеты в бургерах и стейки делаются из охлажденного свежайшего мяса Black Angus, а булочки выпекаются на собственном производстве. Для тех, кто не может определиться, в меню есть сет из трёх мини-бургеров с разными начинками. Кроме бургеров в кафе можно оценить закуски и рамен.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵
Структурные парадигмы Древнего Египта. Мистерии
О ЦВЕТОВОМ САКРАЛЬНОМ КРУГЕ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
Одним из основных элементов изобразительно-магической культуры Египта нужно рассматривать систему цветовых предпочтений древних египтян. Цвета рассматривались ими как один из основных средств магического воздействия на природу и богов, как средство, позволяющее отразить основную сущность изображаемого (бога, вещи). В цветовой системе египетских магов были включены шесть основных цветов, который напрямую привязывались к сторонам света и к годовому\месячному\суточному циклу. С шестью основными цветами были связаны и шесть основных общеегипетских праздников (которые проходили в середине сезонов).
Таким образом из шести основных цветов и выстраивается древнеегипетский цветовой круг (белый\черный\зелёный\синий\красный\золотой), который совместим с сакральным годовым кругом ритуальных мистерий и суточных богослужений, с годовым сельскохозяйственным циклом, с годовым циклом трансформаций богов Ра и Озириса.
МИФЫ ОБ ИЗИДЕ И МИСТЕРИИ ИЗИДЫ
Ритуальные предметы культа Изиды – сист и ситула (чаша для молока). Символы Изиды: трон, белая корова, кровь Изиды, золото, звезда Сириус, созвездия: Большая Медведица, Дева, с ней связаны Рыбы.
Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах 7-ю скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов (первых царей Египта). Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.
При полном посвящении адепт проходит три ритуала:
посвящения в растения (Изиды), когда он обретает производящую силу, очищается для суда Маат и приобщается к сонму призванных и следующих за баркой Ра, когда он становится прорастающим из земли Озирисом (4 час Ночи, ноябрь-декабрь начало сезона всходов); посвящение в животные (Озириса-тотема), когда он воскрешает как живое существо, и, как обращенный в свое тотемное животное, как избранный, он участвует в великой битве Ра с Апопом и его сторонниками, когда обновляется его Ка, и одновременно в битве он очищается для возможного последующего преображения в бога ( к 8 часу Ночи, январь-февраль); и «ритуал Шкуры, мистерия Гора» (хеб-сед), при котором укрепляется его Ба, и, как отмеченный в битве самим Ра, он обретает бессмертие после смерти, становится равным богам (март-апрель, к 12 часу Ночи), когда его Ка и Ба возносится к богам.
Т.е. проходит три уровня посвящения: приобщение \воскрешение \вознесение.
Культ Изиды очень сложен и многоступенчат. Полное посвящение в её культ включает, как минимум, три уровня посвящения:
Первый день (новолуние) каждого лунного месяца посвящался Озирису. Каждый 15 день лунного месяца (середина периода полнолуния) посвящался Изиде\Озирису\Гору («Праздник 15-го дня»).
Мистерия в честь Изиды делилась на две части: Малые (в честь Изиды) и Большие (в честь Осириса) таинства.
Осенью справлялись таинства с оплакиванием убитого Озириса, плачи Изиды… Соитие с Озирисом и рождение Гора.
Жреческая каста в Египте была частью гос.служащих, исполняющих часть религиозных ритуалов вместо фараона. Верховный жрец отдельного божества (например, «Великий созерцанием (Ра)» назначался фараоном (жрецом всех богов). У него было 3-помощника «рабы божии», которые совершали ритуал, 3 чтеца, другие «чистые», певцы и музыканты…
Три основные касты жрецов какого-то из богов включали:(Верховного жреца \жрецы-предсказатели, жрецы-столисты-гардеробщики, одевавшие богов в одежды, жрецы-пактофоры – стражи культа \адепты ) – все в белых одеждах, наголо выбриты и с трещётками в руках. Все жрецы обязаны были как минимум 4 (утро, полдень, вечер, полночь) раза в день очищаться святой водой…
Воскурение мирры – для ритуального очищения святилищ, статуй богов, и др. Отверзание уст (оживление) – обкуривание, опрыскивание водой, смачивание губ статуй и жрецов святым напитком (молоко \мед \вино…)
Изиде причащались хлебом (зерном), Озирису – вином, Гору – хлебом и вином….
Общая структура празднеств в честь Изиды\Озириса\Гора была такой: (Ритуал-богослужение: гимн, жертвоприношения, молитвы \танцы и песнопения \пир).
Общая структура гимнов богам (Изиде \Озирису \Гору) включает (3 имени бога \призыв-просьба)… «Владычица Света, Владычица Жизни, Владычица зеленых растений, Приди к нам! ).
Структура суточного цикла богослужений
Рис. Структура Праздничной литургии и ритуалов посвящений различного уровня в культах (Изиды \Озириса \Гора) согласованная со структурой годовых (сезонных) празднеств и суточных храмовых ритуалов.
Во время испытаний, которые проходили посвящаемые в святая святых, для находящихся в предваряющем зале собраний уже ранее посвященных, демонстрировались священные предметы, которые символизировали фазу испытания, проходимую кандидатом и читались соответствующие тексты (гимны, мифы, молитвы), которые должны были помочь испытуемому… Это было одновременно и обращение к богам… Таким образом, ритуал посвящения актуализировался, как живая магия… Посвященные, находящиеся в другом зале издали, своими действиями, литургией как бы помогали испытуемому… Считалось, что нарушение литургического обряда создаст препятствия для испытуемого в соответствующий момент… Во многом это было повторением того, что описано в «Книге мертвых», где описывалось путешествие души умершего через Царство мертвых к «Острову камышей»… В этом путешествии ему помогают как проводники в Дуате, так и его родственники в мире живых, которые должны совершать определенные ритуалы в определенное время и в определенном месте…
Малые таинства (таинства Изиды):
В Малые таинства посвящались адепты культа (соответствующие христианским оглашенным). Мистерии Изиды приурочивались к началу разлива Нила, который шел по направлению с юго-юго-запада на север, к дельте Нила. Это основное сакральное направление в мистерии. Поэтому к нему и привязаны сроки (июль-август соответствуют указанному направлению на сакральном календаре) начала этих мистерий. Они отражают путь и поиск Изидой Озириса.
Малые мистерии состояли из: (подготовки; \наставлений верховного жреца о тайнах «Книги жрецов», содержащей магические слова; \обряда крещения; \десяти дней, проводимых в аскетической медитации в храме; \введения в святая святых храма (посвящаемый одет в льняное платье, которое со временем превратилось в шкуру-саван)).
Спуск в колодец с факелом и сопровождающим (в этом культе проводник – Анубис или душа Ка), испытание в лабиринте с тремя залами (огнем, водой, воздухом) как отражение поисков Изиды на суше, на море и в царстве мертвых Дуат с привратникоми и тремя стражами перед тремя вратами…
Поскольку эти таинства Изиды проходили в середине лета, то причащались только первым хлебом (первые колоски)…
Большие мистерии (таинства Озириса):
Нужно отметить, что земля в древнеегипетском было понятие мужского рода (а не женского, как например в русском языке). Дом отцов, дом раха отцов. Поэтому культ земли был культом мужскому богу. Озирису. (В Древней Греции это был культ женской богини, Деметры). Культ и таинства Озириса были близки к культу древнегреческого Диониса. В эти таинства посвящались жрецы (средних рангов) культа. Эти мистерии проходили поздней осенью на полнолуние (около 5-13 ноября, месяц Афира, месяц Скорпиона, перед праздником «Пир посвященных») и в зимний период года, когда в регионе Нила начинались появляться первые всходы зерновых и льна. Согласно мифу, именно в ноябре на пиру Сет обманом заключил Озириса в гроб и пустил его по морю) и на них причащались вином (первым вином, мустом)… Начало молчаливых поисков Изиды.
Второй праздник проходил в декабре, а третий День Озириса проходил в конце сезона Озириса (нач. января). Изида находит гроб Озириса, который оказался внутри разросшегося дуба. Это очень важный момент в мифе, так как он как раз подчеркивает растительную и плодородную силу Озириса: к этому времени в долине Нила начинают входить в силу злаки и растения, это период созревания плодов и растений. Внутри каждого из них заключен Озирис. Найдя Озириса, Изида временно его воскресает и зачинает от него Гора.
Отметим, что как и в культе Озриса, в греческом культе Диониса именно в зимний период проходили три основные праздника Диониса (декабрь, январь, февраль).
Далее прячет его от Сета и его приспешников в камышах. Однако в конце концов Сет его находит и разрубает на 14 (по числу дней в половине лунного цикла) или на 42 части (по числу номов в Египте).
Священный ритуал состоит из двадцати четырех эпизодов (по одному на каждый час суток). Ритуал начинается в первый час египетской Ночи (18 часов по нашему времени) и завершается в последний час следующего Дня (примерно 17 часов следующего дня).
В ритуале Озириса фиксируется момент встречи (в полночь) души человека Ка с ночной ипостасью Ра. Встреча души Ка фараона (верховного жреца) с дневной, высшей ипостасью Ра выделяется только в ритуале Гора (в полдень).
Драма развивается постепенно, заканчиваясь воскрешением бога. Каждый час брался отдельно, как содержащий в себе полноценное действо… В начале каждого часа страж входит вместе со своими сопровождающими и совершает обряд. В середине каждого часа он восклицает: «Восстань, Осирис, ты восторжествовал над своими врагами».
Мистерия Гора (посвящение в фараоны):
Эта завершающая часть Великих посвящений проводилась только для фараона (как верховного жреца) зимой (египетская зима попадала на сезон Жары) или ранней весной и включала: Рождение Гора. Очищение (молитва, пост, обучение). Ритуал первого кормления фараона священным молоком матери-богини… Вынос тела фараона перед народом …
Б. Борьба Гора (Ра, света\добра) с Сетом (Аппопом, тьмой\злом) – эта часть ритуала посвящения включает 3 (4) испытания Гора (миф о трех (четырёх) поединках Гора с Сетом):
1.Состязание гиппопотамов. Ныряние в Нил. Переплывание с зажженным факелом или грузом Нила.
2.Ритуальное испытание овладением тела (испытуемого Сет пытается изнасиловать. Он сопротивляется.).
3.Состязание на лодьях.
4.Состязание по борьбе (испытание силой)…
С. Воскресение Осириса. Ритуал оживления Озириса совершается Изидой, Нефтидой и фараоном-Гором над саркофагом Озириса.
Д.Возведение на трон:
1. Ритуал второго кормление молоком матери-богини…
2. Присвоение имён. Оглашение имен, 5-ти титулов…
3. Коронование, получение Короны Властителя от богов, передача 3-х регалий (крюк, хлыст, скипетр);
4. Объединение всех земель богами и передача их фараону;
5. Обход земель (стен храма) и вход в Святая святых к живой статуе бога.
6. Объятия с богом и возложение диадемы на голову фараона.
Мистерия разыгрывалась в храме ежегодно, на двадцать первый день второго месяца сезона зимы, 21 мехира, (в первой половине января). В мистерии участвуют инициируемый фараон, Изида, Тот, жрец-чтец,
Таким образом, чтобы стать фараоном-Гором нужно было пройти все три уровня посвящения: стать равной Изиде-врачевательнице, охранительнице трона, обладателем жизненной силы правящей династии; стать равным Озирису, Верховному судье и повелителю бессмертных теней – блюстителю традиции, установленному предками порядку; стать равным Гору, защитнику и повелителю всего живого…
Мистерия Гора покрывает весенне-летний период года (Сезон Жары). Если в начале Гор проходит испытания и получает право на наследство Озириса, то на конечном этапе этой мистерии Гор (фараон)сражается с Сетом, побеждает его и воскресает Озириса. Воскресший Озирис передает ему право на царствование. В годовом цикле это как раз соответствует началу разлива Нила (см. на Рис.). День обретения Египтом «Око Уаджет»
МИСТЕРИЯ АНУБИСА\ГОРА ( «Таинства Тота» )
Другой, более поздний и упрощенный вариант посвящения в фараоны легко восстанавливается из мифа «Анубис против Сета». В его основе лежало представление египтян, о том, что после Гора (сына Озириса и Изиды) Древним Египтом правил его сводный брат Анубис (сын Озириса и Нефтиды), которму после вознесения Гора на Небеса последний передал покровительство над миром живых. Многие цари Египта считали себя под покровительством Гора (мл), поэтому для них мог подходить именно такой обряд. Сам ритуал посвящения, вычленяемый из указанного мифа, включал три основных испытания: (расчленение Сета и возведение «Трона Озириса» \Испытание Черным псом Исдесом и облачение в шкуру пантеры \поединок с Крокодилом и воздвижение обелиска Изиды). Обряд посвящения завершался встречей с Великой энеадой богов и Ра-Атумом и вручением посвящаемому двух Око Уаджет (символ власти фараонва). После прохождения раньше двух основных ритуалов (посвящения Изиды и посвящения Озириса), дополнительного поста и очищения посвящемый проходил новые каждое испытания в отдельных пещерах (залах).
Как мы уже писали выше, после этого испытания посвящяемый встречается с Ра-Атумом и Великой энеидой богов, которые и вручают ему два Ока Уаджет, сиволы власти над Верхним и Нижним Египтом. Причастие первым медом, ячменным пивом и фигами. Торжественная процессия, пир богов и посвященного.
Структура храма (Дома) Озириса Нового царства: аллея сфинксов перед пилонами (входными вратами) храма, прямоугольный храм, разделенный на три части и обнесённый стеной включал: открытый колонный двор \затемненный колонный зал, гипостильный зал \темная, без окон молельня из комнаты божественной ладьи трех комнат для статуй Озириса, Изиды, Гора
Вход в храм и в молельню был с востока. Боги (статуи богов) были обращены ликом на восток, к входящим к ним, к жертвеннику.
Саркофаг для ритуала укладывался по направлению север\юг (головой к югу или к северу, лицом к западу).
Поиски Озириса, его умерщвление, происходило в западной части храма (осень\зима, разлив Нила, время предательства Сета), а оживление Озириса проходило в восточной части храма (весна\лето, конец сезона Урожая, время собирания частей тела озириса в сезон Жары).
В потустороннем мире «Ах» человека, его душам Ка и Ба угрожали (змеи, скорпионы, крокодилы, крысы, коршуны… ).
Ритуал обеспечивал соединение Ба (души) с Ка (двойником человека, его сущностью, находящейся в сердце человека) и его Ахом (духом, Ибисом) в самом теле после смерти (Сах, мумия – священные останки). Было ещё Шу – тень человека. Сердце – вместилище человеческого сознания, его символ – Скарабей, свидетель и защитник на Суде Анубиса. Его вкладывали вместо вырезанного сердца в мумию во время мумификаций.
Сириус – душа Ка Изиды, Орион – душа Ка Озириса. В Царстве мертвых, Дуат (рай, блаженное место, «поле камыша») располагался в восточной части небосвода… Боги также имели свои Ба и Ка. У верховного бога Ра было (7 Ба и 14 Ка)…
После прохождения каждого ритуала посвящения (Изиде, Озирису, Гору) испытуемый переоблачался, выходил в Чистое место, где встречался с соответствующими богами.
Кандидаты посвящались во время Праздничных богослужений, когда к обычным обрядам суточного литургического цикла в определенные моменты обряда добавлялись соответствующие ритуалы, посвященные определенным богам… Примерно так же происходит и на современных христианских богослужениях, когда посвящаются в сан только на торжественных, праздничных «двунадесятых» богослужениях, проходящих по полному чину. Отметим, что ритуал посвящения Изиде проходил, в основном, вечером (западный сектор в суточном литургическом круге; обряды, посвященные Изиде как раз совершались после обеда, ближе к вечеру) при открытом храме и при стечении народа в зале собрания. Это была наиболее открытая и понятная всем присутствующим часть риталов, которую в принципе, мог пройти каждый свободный египтятин: чиновник, воин, торговец, ремесленник.
Праздничный ритуал Озириса, наоборот, в основном, свершался после полуночи (ночной-утренний цикл суточных обрядов: не случайно, при ежедневном открытии храма ранним утром первым из богов оживлялся именно Озирис), в запечатанном храме и при отсутствии народа в зале собрания. В это время душа Ка возносилась на небо, очищалась небесными водами, освящалась, приобщалась к небесным богам, небесные воды низвергались на землю, душа Ка возвращалась вместе с ними… И всё это при отсутствии зрителей… Только к моменту оживления Озириса открывался храм и все становились свидетелями торжественного момента (около 9 часов утра) возвращения Озириса к людям и земным богам.
Праздничный ритуал Гора вообще начинался на рассвете и почти полностью совпадал с обычной утренней службой в храме при наличии зрителей, жрецов и верховного жреца- фараона… Отметим, что обряд Причастия, который тоже начинался утром, также во многом совпадал с ритуалом Гора. Так после посвящения Озириса причащаются богами (Изида, Нефтида, Гор). После испытания Изиды причащаются богами (Анубис, Тот, Гор)… Т.е. причащались теми богами, которые были свидетелями, помогали и участвовали в данном ритуале, были его соучастниками…
Очень интересна и трехчастная структура погребального ритуала у древних египтян: (Ночной выход погребальной процессии к некрополю с гимнами Ра и Озирису \ Утренний ритуал возрождения умершего, его победа над силами тьмы, бессилие врагов; установления власти умершего над стихиями \ Дневной ритуал превращения умершего в божество, приобщения его к солнечной ладье, познания разных таинств, возвращения в гробницу и загробного суда)… Во многом он повторяет структуру основных мистерий в культе (Изиды \Озириса \Гора)…
В погребальном ритуале душа умершего сначала предстаёт в Чертоге двух истин перед тремя судами: (Суд Ра ( Озириса) \Суд 42 Судей \Суд Привратника выходных Дверей). В Чертоге двух истин сердце умершего встречают (Боги и Анубис с весами \Судьи, Привратник и стражи врат \Пожиратель грешников)…
Структура 6-ти ступенчатого ритуала:
(Созерцание \очищение \изучение мифов и обрядов (драматич. постановка) \показ свящ. Предметов, вкушение освященной пищи, омовение \испытание – путешествие по царству Аида к елисейским полям (Иару) \обвязывание головы и коронование – возрождение Иакха и союз в богом)
Структура 9-ти ступенчатого ритуала посвящения в культе Озириса:
1) созерцания; 2) очищения; 3) воспроизведения мифа о боге; 4) лицезрения священных предметов; 5) «дегустации» священной еды; 6) омовения; 7) путешествия через Аментис (царство Запада) в Иалу (Иару) – рай Осириса; 8) возрождения Осириса; 9) соединения с Осирисом.
Или (из Апулея)
1) созерцание; 2) наставление; 3) очищение путем омовения; 4) посвящение в магическую формулу; 5) дальнейшую медитацию; 6) прохождение через инфернальные сферы; 7) прохождение через все элементы; 8) возрождение; 9) соединение с богами.
Структура сириусианского звёздного календаря.
Однажды бог Ра явился с востока на благословенную землю Египта … И с тех пор приходит он со своими людьми каждый День.
Событийный хронотоп путешествия Ра Триады активных богов
Приведём хронотоп событий, описанных в «Текстах пирамид».
Период ночного путешествия бога Ра разделён на 12 частей (соответствующих 12 часам Ночи: с 18 часов вечера до 6 часов утра).
Путешествие Ра и тени Ка (Ра, фараона, людей):
2. Бог Ра с командой на барке в Предверии Даута (Царства мертвых). Сюда, блуждая во Тьме, на свет священных, очищающих огней (огнедышащие кобры) вокруг барки, сходятся восставшие из гробов души Ка всех (знающих заклинания, Имена богов и Стражей) умерших и ещё не определившихся со своим положением в Царстве мертвых. Они, в ожидании грядущего Суда над ними и последующей судьбы, начинают следовать за баркой Ра. Встреча с первым одноглавым Стражем пустыни, Пожирателем душ не знающих заклинаний (чужаков).
3. Барка Ра в долине Озириса. Проводник Анубис с весами. Суд 42 присяжных. Отрицательная исповедь. Богиня справедливости Маат с весами. Рассечение душь осужденных. «Поле камыша» для чистых. Озирис и прошедшие испытание (также «Озирисы») приобщаются к свите слабеющего бога Ра и следуют за ним, исполняя различные приказания спутников Ра.
4. Барка Ра в стране Сокариса (предшественника Озириса – бывшего некогда царем Страны мертвых). Двуглавый страж. Испытание прошлым души Ка… Начало пересыхания небесного Нила. Души Ка умерших, прошедшие и это испытание, присоединяются к бурлакам барки Ра и начинают помогать умирающему богу Ра в его путешествии. Становятся членом его команды…
5. Тайная пещера Изиды в стране Сокариса. Излечение бога Ра врачевательницей Изидой-хранительницей. Наполнение Ра жизненной и деятельной силой… Изида присоединяется к команде Ра. Теперь на борту барки все члены божественной эннеады (девятки) богов. Собор богов.
6. Барку Ра множество душ Ка приволакивают по пересохшему руслу небесного Нила на Небо. Свершается собор всех богов и душ Ка. После приветствия всех богов душа Ка воскресает (как бирюзовый скарабей), обретая полную силу всех Ка эннеады богов. Все души бога Ра воссоединяются. Соединяются и все основные духовные сущности человека (Ка, Ба, Ах и пр.). Теперь все готовы к решающей битве.
7. Барка Ра возле острова Апопа (многоглавого – 3-х главого змия), который расположен в середине пересохшего небесного Нила (Срединный остров). Гор-старший владеющий Око Уаджет, (или Сет), или Изида (волшебством) усмиряют Апопа. Пленение бурлаками (душами Ка смертных людей) и армией Нейт змея Апопа… Расчленение Апопа. Высвобождение вод Небесного Нила.
8. Барка снова начинает плыть по Небесному Нилу. Собор богов и Озирис одевают Ра-скарабея в золотые одежды Хепри (утреннего Солнца, преображение Ра). Ра поощряет и освобождает от дальнейшей помощи ему души Ка умерших, помогавших в битве.
9. Обретший силу (соединение всех душ Ра) и форму бог Ра и Гор (Ка фараона) проплывая дальше на барке, раздают одежды (наделяют определенной формой соединенные духовные сущности) усопшим, приобщая их к бессмертным (достойным героям дают наделы в Дуате, на блаженном «Поле камыша». Это Поле, рай, находился как раз на востоке Дуата).
10. Ра и Гор в мире утонувших. Раздают одежды утонувшим, давая им форму…
11. Ра и Гор наказывают души Ка всех провинившихся в битве с Апопом и всех врагов Ра. Суд Гора.
Переходной период.
12. Конец Ночи и Тьмы. Бог Шу (ветер) выносит барку с Ра\Хепри (как Гор-золотое дитя) из живота Нут в Мир живых из восточных врат Мира мертвых.
Самое замечательное в этом хронотопе, что в нем можно четко выявить его событийную структуру. При большом числе участников в путешествии, активных героев немного: Тефнут (богиня влаги), Озирис (Анубис), Сокарис, Изида, Эннеада, Изида и Гор-сын, Озирис, Гор, Шу (воздух, ветер)… Это сокращает число реальных событий в сюжете. С другой стороны, сюжет связан с погружением в пределы Ночи (до Неба Ночи) и с возвращением оттуда, что указывает на определенную симметричность событий в начальной и в завершающей стадиях. В целом, перенося событийный хронотоп на сетку сакрального мифологического календаря с условными мифологическими месяцами, получим сюжет, сводищийся к следующей последовательности основных событий:
октябрь:
1.Погружение в мир Ночи и преображение для путешествия там \формирование команды Ра на барке и попутчиков (полнолуние).
2.Пробуждение душ Ка умерших. Первый суд Пожирателя душ (новолуние).
ноябрь:
3.Встреча со стражем Озириса, Суд Маат и Озириса (полнолуние).
4.Встреча барки Ра с Сокарисом и 2-х головым стражем.
декабрь:
5.Излечение Ра в пещере Изиды (новолуние).
6.Собор всех богов и попутчиков. Воскресение Ра, восстановление Ка всех умерших праведников (полнолуние, зимнее солнцестояние).
январь:
7.Битва с многоголовым Змеем у порогов Небесного Нила (на Срединном острове). Победа Ра над Апопом (полнолуние.
февраль:
8.Освобождение всех Ка, преображение Ра\Атума в Ра\Хепри Озирисом.
9.Преображение Ка умерших и утопленников.
март:
10.Наказание врагов и предателей Ра (полнолуние).
11.Возвращение Ра\Хепри на Землю (новолуние, весеннее равноденствие).
Если Ра в первой половине (в отличие от завершающей, активной стадии) ночного путешествия пассивен (болен, ослаблен) и с ним происходит только два события – переход в иномирье и излечение Изидой, то тень человека Ка наоборот, в первой части активна, а во второй, получив освобождение и одежды – пассивно. Если разделить эти линии, то для них остаются ровно по шесть основных событий.
Для Ра получаем цепочку из 8-ми событий:
(переход в Царство Тьмы и пересадка в барку \приезд в Дуат к Озирису \приезд к Изиде и излечение, обретение сил \сбор всех сторонников \битва с Апопом, победа Изиды \Озирис, преображение Ра и его сторонников \наказание противников Ра \возвращение на землю)…
Для Ка получается цепочка из 7-ми событий:
(прибытие в предверие Дуата и встреча с первым стражем \суд Озириса, второй страж \включение в команду Ра бурлаком \сбор всех сторонников, восстановление сил, подгтовка к битве \участие в битве \освобождение и преображение Ка, обретение формы \остров блаженных)…
Отметим, что по условному событийному времени появление героя в избушке Яги и встреча Ра с Изидой (Гестией\Деметрой) совпадают. Это дает твердое основание утверждать, образ какой богини подменила злая (добрая) колдунья Баба Яга в русских сказках.
Теперь посмотрим, наблюдается ли в «Текстах пирамид» такое явление, обнаруженное нами при анализе русских волшебных сказок в книге «Тайна очарованной царевны» (Кишинев, 2004 г.), как изменение функций, качеств и статуса героев в различных частях сюжета…
Уже выделены обобщенные понятия (Добро, Зло, Тьма, Свет), которые пока ещё персонифицированы, привязаны к конкретным образам, но эти существа – всемогущи. Однако живут и поступают, как люди или животные… С ними ещё можно заключить договор, их ещё можно обмануть… С ними ещё может бороться человек – герой… Эти обобщения пока ещё не отвлеченные, не абстрактны, но уже сведены в единую, логически непротиворечивую систему событий-действий, которая так или иначе совпадает с видимым, так или иначе пытается его объяснить…
Ритуал – это всегда действо. Поэтому событие в тексте – всегда какое-то действие, изменение, преобразование… Событийное мышление – это отражение ритуализации, сакрализации реальности, вычленения в нем значимых, отмеченных высшими силами (тотемом, богами) событий, их определенная система… Причем значимым сакрализованное событие становиться благодаря совместному действию как людей, так и этих высших сил. Это важный момент сакрализации деятельности…
Для выяснения наиболее благоприятных дней проведения ритуалов, использовался 3-х временной структурный календарь. Он формируется из совмещения трех календарей (суточного \месячного \годового), структурированных определенным образом. Вариант такого календаря приводится ниже на рисунке. Согласно этому варианту, максимально благоприятное время суток для восстановления сил бога Ра – это полночь. С другой стороны, именно на этот период годового календаря (сезон Урожая) выпадает максимальная жизненная сила растений – рост пшеницы и злаков, которые находятся под покровительством Озириса\Изиды. Но согласно приведенному календарю на этот сектор сакрального календаря попадает и время полнолуния, времени максимально возможной связи с иномирьем (полная Луна – рассматривалась, как дыра в Небе). Таким образом, наиболее благоприятные дни для целительства и восстановления сил – 22 час. и 2 час. полнолуний 6 и 7 месяцев (декабрь\январь)…
Совмещение суточного (черный), месячного (синий, выделен период новолуния)
и годового (красный, выделены 5 хтонических дней) календарей
Месяц в Древнем Египте состоял из 30 дней и был разделён на 3 декады. Первый день каждого месяца был посвящён Озирису, 15 день, полнолуние – Изиде-целительнице, охранительнице.
Согласно приведенному структурному календарю, рост диска луны начинается с середины условного августа (вечер, осень) достигает полнолуния в декабре (полночь, зима) и убывает к началу мая (лето, утро). Таким образом, середине лета (полдню) соответствует новолуние, а три декады месяца сопоставляются с тремя сезонами года и двумя суточными периодами. Если праздник рождения (обновления) солнца Ра отмечался в полночь середины зимы, то рождение бога Луны должны были отмечать в полдень летнего новолуния… Как видим, в лунном календаре убывание и исчезновение Луны совпадает с сезоном Жары (время Сета), а появление и рост Луны – привязаны к началу разлива Нила в структуре годового календаря. Полнолуние как раз попадает на период максимального роста урожая, наделения растений максимальной жизненной силой…
Год делился на три основных сезона по 4-ре месяца в каждом: (Половодье, Изида \Урожай, Озирис \ Жара, Гор (Сет)) плюс 5 хтонических дня в конце года (сезона Жары), которые были посвящены 5 основным богам (Озирису, Изиде, Гору, Сету, Нефтиде). Пунктиром указаны 70 дней плача Изиды (70 дней поисков тела Озириса, 70 дней не виден на горизонте Сириус, 70 дней изготовлялась мумия умершего) …
По магическим представлениям египтян, каждый день Вселенная вновь рождается преображенной (при содействии всех богов, Ка-людей и Ка-умерших). Циклы рождений продолжается 360 раз в году. Но в новом году не повторяются тождественно, т.к. есть ещё месячные изменения. На каждый день месяца свой годовой цикл. Возникает 30-ти годичный цикл, через который возможно повторение циклов. За 30 лет Луна успевает совершить 360 циклов (лунный год). Т.е. если отождествлять лунный месячный цикл с суточным, то по аналогии с обычным годом возникает представление о лунном годе в 360 «лунных суток». По аналогии с годовым циклом тут же возникает и представление о 5-ти «хтонических» лунных месяцах. Затем через полугодие начинается новый 30-летний цикл. Если фараон воцарился в определенный день месяца, то через 30 лет его цикл завершался и для повторения очередного цикла он должен повторить весь ритуал воцарения. Таким образом и возникает праздник хеб-сед. Это не для восстановления сил фараона, а новый цикл царствования…
Отметим, что согласно древнеегипетским мифам, первым фараоном был Анубис (приемный сын Изиды, одна из ипостасей Хора-сына, он выступает помощником и наследником приемного отца Озириса), которому после ряда битв с Сетом (битва на болотах, Сет – превращен в трон Озириса; битва в пустыне, Черный пес Исдес, сжигание остатков Сета, знак Анубиса на шкуре Сета; возвращение украденных Сетом двух Ок Уаджет, дарование людям винограда и постройка храма (Дома) для Изиды верховный бог Ра передал ему во владение захваченные у Сета два Ока Уаджет – символ власти над живым миром, символ власти фараона.
Разные источники называют разное число дней, в течение которых Исида собирала останки Осириса. Вместе поиски и мумификация продолжались 70 дней (сезон Нефтиды, время, в течение которого не виден Сириус).
Как видим, для египетской мифологии также характерно динамическое восприятие свойств богов, сезонные проявления их качеств. Тем самым добивались сокращения их числа, многофункциональность качеств героев (богов), их поэтапное, последовательное проявление в ежегодном космогоническом мегасюжете… Именно это характерно и для большинства героических и волшебных сказок в славянском и русском фольклоре.
Шу, сын Ра, бог солнечного воздушного пространства, разделяет Небо и Землю, бог ветра… Он низвергает копьём и пламенем врагов Ра. Прототип атлантов. Ему принадлежала дневная ладья Ра (манджет). Его ипостаси – бог войны Анху, бог Тот, Хонс… Как преемник Ра царствовал во вселенной после него.
«Я этот Великий Кот, который сражался при сикоморе в Гелиополе, в ночь битвы, тот, который сторожил виновных в день истребления врагов вседержателя.
«Что это? — Великий Кот, который сражался при сикоморе в Гелиополе, это сам Ра».8) [333]»…
Египтянин прожил долгую, счастливую жизнь, но вот Ба покинул его и он умер. Ба – жизненная сила человека.