храм памятник в брюсселе
Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
В Брюсселе, в храме-памятнике праведного Иова
Из книги «Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря в 2008 г.
. и память (их) в род и род.
Пс 101, 13
Для архиепископа Иоанна главным грехом деятелей Февральской революции было нарушение присяги верности царю, а тех, кто возглавил Октябрьский переворот 1917 года, — убийство помазанника Божьего. По его мнению, это были не просто «политические» события, а беззаконие, которое нужно было искупить. Он просил всех русских, независимо от их политических взглядов, участвовать в заупокойных службах по царской семье. Среди эмигрантов насчитывалось немало бывших солдат Белой армии, которая, если вспомнить, была не монархическим движением, а фронтом всех сил, сражавшихся против большевизма. Приведем отрывок из письма владыки Иоанна, посвященный вождям Белой армии, в очередной раз свидетельствующий о той деликатности, с которой владыка относился к тем, кто не разделял его взглядов. Это и есть качество истинного пастыря, который борется с грехом, но при этом желает, чтобы и грешники вошли в ограду Отца. Владыка писал:
«Вы ставите вопрос о поминовении вождей белых армий гражданской войны, а также о статьях в печати, чернящих их.
Конечно, молиться за них не только можно, но и должно как в домашних, так и в церковных молитвах. Они были православными и остались таковыми до конца жизни; грех имеют все, и за тех, кто больше грешит, нужно еще больше молиться. Также никак нельзя одобрить статей в печати, направленных против них. Они дороги многим своим соратникам, и дороги за свои положительные качества. Такие статьи затрагивают чувства многих и оскорбляют их, создавая вредный раздор среди русских людей. Но самим, однако, надо ясно себе отдавать отчет не только в похвальных сторонах их деятельности, но и отрицательных, чтобы знать причины наших бедствий, чтобы самим не подражать им; если мы тоже виновны в том, искренне стараться исправить то, что возможно. Никак нельзя оправдывать зло, а тем более его облагораживать. Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом. горькое почитают сладким, и сладкое — горьким (Ис 5, 20).
Естественно, грех заключался не только в нарушении присяги, но и в убийстве помазанника Божьего, о чем владыка говорит так:
«После смерти Саула, павшего на свой меч во время битвы с Филистимлянами, один Амаликитянин побежал известить о том царя Давида, гонимого в то время Саулом.
Предполагая, что Давид будет весьма рад принесенной вести, он решил выдать себя за убийцу Саула, чтобы тем еще больше увеличить ожидаемую награду.
Так был казнен иноплеменник, выдавший себя за убийцу Саула. Он подвергся жестокой казни, хотя Саул сделал много зла, за которое отступился от него Господь, и он являлся гонителем невинного Давида.
Из слов Давида видно, что он сомневался в правдивости рассказа Амаликитянина и не был уверен, что тот именно является убийцей Саула, однако он предал его смерти, считая достойным смерти даже одно название себя цареубийцей и похвальбу сим поступком.
Во сколько же раз тяжелее и греховнее убийство православного помазанника Божия, во сколько раз большая кара должна лежать на убийцах царя Николая II и его семьи?!
В противоположность Саулу, отступившему от Бога и за то оставленному Им, царь Николай II является образцом благочестия и полной преданности воле Божией.
Восприняв не ветхозаветное возлияние елея на главу, а благодатную “Печать дара Духа Святого” в Таинстве миропомазания, император Николай II был до конца жизни верен своему высокому званию и сознавал свою ответственность перед Богом. […]
В своих записках, посвященных царской семье, владыка доказывал, что император и его сродники обрели в Царствии Небесном венцы за свой подвиг. Бесспорно, эти записи оказали влияние на процесс канонизации царской семьи — как в рассеянии, так и в самой России.
В Брюсселе (Бельгия) есть Русская православная церковь, посвященная «памяти царя-мученика Николая II, его августейшей семьи с ним убиенной, и всем жертвам погибшим во время смуты».
17 июля Православная Церковь чтит память святых царственных страстотерпцев. В этот день в 1918-м году была убита Царская семья.
Храм стал памятником жертвам революции 1917-го года, гражданской войны и всем убитым за веру во время советской власти, а после прославления РПЦЗ новомучеников в 1981 году – памятником во славу святых.
Храм-памятник был воздвигнут во имя святого и праведного Иова Многострадального. Именно в день памяти этого святого родился царь Николай II (6 /19 мая). Судьбы святых во многом схожи. Многострадальный Иов, смиренно претерпел самые тяжелые испытания. Царственный мученик Николай II с семьёй был обречен на страшные испытания и принял мученическую кончину.
Первым настоятелем храма был святитель Иоанн (Максимович).
«Ночь в годовщину расстрела царской семьи архиепископ Иоанн проводил в Брюсселе, сопереживая произошедшему много лет назад всеми силами своей души; он говорил об этой ночи словами пророка Иова: Ночь та, — да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года (Иов 3, 6).
Как и в Шанхае, где он призывал русских, независимо от их взглядов, чтить этот покаянный день, в Брюсселе он собирал на молитву русских из разных церковных юрисдикций. Графиня Апраксина вспоминает, что архиепископ молился всю ночь в храме-памятнике, который на ночь не закрывался. Владыка читал Псалтирь и служил панихиды. Она говорит, что это были «незабываемые моменты».
(Из книги «Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья», издательство Сретенского монастыря, 2008 г).
Царь Николай II ценил древнее русское зодчество, наверное именно поэтому профессор Н.Окунев, предложил взять за образец придел храма Спаса Преображения в селе Острова под Москвой, который был построен в начале XVI столетия.
Постройкой храма занимался русский архитектор Николай Исцеленнов на средства, которые собрали 15 тысяч православных эмигрантов во всем мире.
Храм этот. является символическим надгробным памятником царской семье и всех с нею и за нее пострадавших. Таким он останется, пока, по милости Божьей, не будет от лица всего русского народа воздвигнут величественный храм над грозной екатеринбургской шахтой». (Иоанн (Максимович). Кровь его на нас // Савва Эдмонтонский, еп. Летопись С. 117.)
В 1950 году 1 октября храм был освящён. Тогда же останки Царской семьи, запечатанные в свинцовом цилиндре, были замурованы в храме.
На внутренних стенах храма установлены памятные доски с именами жертв богоборческой власти. Во время постройки храма, все желающие могли увековечить на памятных досках имена своих погибших близких.
Убранство храма-памятника по сей день скромно, стены оставлены нерасписанными. Благодаря этому внимание концентрируется на иконостасе, киотах и мемориальных досках.
Вход в храм украшает мозаичная икона Федоровской Божией Матери. Имя Федоровской иконы связано с избранием на царство царя Михаила Федоровича в 1613 году. Как известно, в Царском Селе был храм Федоровской Божией Матери.
Над алтарем, на своде, изображен образ Божией Матери Нерушимая Стена. В алтаре храма находятся памятные доски с именами 122 архиереев-мучеников.
Как уже упоминалось, во время строительства храма в одной из стен были замурованы реликвии, обнаруженные в Ганиной Яме, где сжигались тела Царственных страстотерпцев.
В храме находятся многочисленные святыни: частицы Животворящего Креста Господня; мощи святых апостольских времен и более поздних святых, мощи русских святых; большой крест с частицами святых мощей, который носил на кольчуге святоц благоверный князь Александр Невский во время Ледового побоища; его малый нательный крест со святыми мощами.
Из числа реликвий Царской семьи, в храме хранятся вещи, переданные великой княгиней Ксенией Александровной: Библия, подаренная императрицей наследнику цесаревичу; крест с найденными в екатеринбургской шахте нательными иконками и крестиками; икона св. Иоанна Крестителя из Ипатьевского дома; погон Государя и его полушубок-шинель.
Анна Горпинченко, “УНИАН-Религии”.
В статье использованы сведения, размещенные на сайте храма святого Иова Многострадального в Брюсселе и информация из открытых источников.
Храм памятник в брюсселе
Долгие века Бельгия не обладала государственностью и обрела ее только в результате революции 1830 года, отделившись от Голландии, с которой находилась в личной унии.
В Брюсселе в 1816–1830 русская вел кн. Анна Павловна, супруга наследника голландского престола, имела в своей резиденции православную церковь св. Александра Невского, которую окормляли священники, приезжавшие из Гааги. После отделения Бельгии она была закрыта, и часть вещей из нее перенесена в Гаагу.
Вновь русскую церковь в Брюсселе «на собственный счет» устроил в наемном доме на ул. Бродероде, 41 российский посланник генерал-адъютант кн. Николай Алексеевич Орлов. Эта временная церковь была освящена 1 апреля 1862, в Вербное воскресенье, парижским прот. Иосифом Васильевым во имя свт. Николая Чудотворца и в течение десяти лет содержалась на личные средства князя. Служить приезжал русский священник из Амстердама, а с 1863 настоятелем стал переведенный из Парижа прот. Николай Данилович Белозеров. Поскольку князь хотел выстроить отдельный храм, то в 1870 был объявлен всероссийский сбор пожертвований, но Орлова в том же году назначили в Вену и дело остановилось.
В декабре 1875 церковь приписали к российской миссии, и со следующего года она разместилась на ул. Шевалье, 29, в доме, который для нее был приобретен в 1887 году. Вмещала эта домовая церковь 40–50 человек, т. е. почти всю русскую колонию, которая состояла из дипломатов, студентов и стажеров на бельгийских предприятиях. Еще столько же приходило других православных, так как других православных храмов в Брюсселе не было. В церкви стоял одноярусный золоченый иконостас, стены были расписаны «в византийском стиле». Алтарная часть размещалась в позднейшей (1896) пристройке, увенчанной куполом.
В 1905 настоятелем церкви был назначен прот. Александр Константинович Смирнопуло из русских греков, филолог, окончивший в 1882 Петербургский университет. Женатый на англичанке, он долго и с успехом служил при русской церкви в Константинополе, занимаясь миссионерством среди инославных и переводами богословской литературы с греческого и французского. Новый настоятель отмечал: «Кроме членов миссий, российской и румынской, приход состоит из 5–6 дворянских семей, из нескольких русских дам, коих мужья бельгийцы, и из учащейся в Брюсселе молодежи, а также из 20 иностранцев».
Когда в Первую мировую войну немцы заняли Брюссель, прот. Александр продолжал служить в церкви, которая действовала и после эвакуации российской миссии. С его смертью в начале 1922 настоятелем был назначен эмигрант — недавно рукоположенный о. Петр Извольский, бывший обер-прокурор Синода.
В 1922 российская миссия закрылась, и церковный дом община взяла в аренду. В 1926 из-за раскола в РПЦЗ этот дом остался у сторонников митрополита Евлогия (Георгиевского), который подчинялся Вселенскому Патриарху. Перед Второй мировой войной приход окормлял архиепископ Александр (Немоловский), арестованный в 1940 немцами за выступление против Гитлера.
Община, сохранившая верность РПЦЗ, наняла отдельные помещение для своей Воскресенской церкви, которая после нескольких переездов до сих пор действует в трехэтажном особняке на ул. Драпье, 45, недалеко от королевского дворца. В 1936 этот приход был официально зарегистрирован. В нем стоит иконостас из замка Ремплин. Ныне здесь служит иером. Стефан (Веертс), православный голландец.
Идею выстроить храм-памятник «в память Царя-Мученика Николая II и всех богоборческой властью в смуте убиенных» предложил один из членов Воскресенской общины — Н. М. Котляревский, секретарь умершего в 1928 в Брюсселе генерала П. Н. Врангеля. Эту идею поддержал глава РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). В 1929 был создан комитет по сооружению храма под покровительством вел. кн. Ксении Александровны и в русском рассеянии начался сбор средств. Два года спустя при комитете образовалась художественно-техническая комиссия, в которую вошли: искусствовед П. П. Муратов, архитектор Н. П. Краснов, проф. Н. Л. Окунев, художник И. Я. Билибин.
Во многих странах были организованы отделы комитета и назначены его представители. Особенно усердно потрудился в Югославии С. Н. Палеолог, собравший 100 тыс. динаров. Всего на строительство русские люди пожертвовали 1,2 млн бельгийских франков. В декабре 1932 Окунев в качестве образца для задуманного здания предложил взять придельный храм Преображенской церкви, выстроенный в начале XVI века в с. Острове под Москвой и хорошо воплотивший русскую национальную идею.
В начале 1934 был одобрен соответствующий проект опытного архитектора Н. И. Исцеленова, который ранее работал в Петербурге. Закладку однопрестольного храма совершили 2 февраля 1936 митрополит Анастасий, Первоиерарх РПЦЗ, и сербский митрополит Досифей, в присутствии чудотворной Курско-Коренной иконы Божией Матери. Династию Романовых представлял кн. Гавриил Константинович. Митрополит Досифей в своем слове напомнил: «Своими страданиями вы состраждете Государю, вы становитесь участниками жертвенных подвига и любви Царя-Мученика». Одновременно с возведением храма созидался и другой памятник — составлялся синодик с именами жертв богоборческой власти.
После перерыва, вызванного Второй мировой войной, строительные работы были продолжены под руководством А. Б. Богдасарова. Они завершились 1 октября 1950 освящением здания. В нем участвовали митрополит Анастасий, епископы Нафанаил и Леонтий вместе с многочисленным духовенством. На торжестве вновь присутствовал кн. Гавриил Константинович. Одновременно с храмом, вмещающим 400 человек, был возведен прилегающий к нему церковный дом, в 1973 расширенный пристройкой трапезной.
На освящении митрополит Анастасий сказал: «Кто мог предвидеть, что в этой чужой, хотя и гостеприимной для нас стране… вознесется этот величественный дом Божий, на престоле коего будет непрестанно возноситься бескровная жертва за наших русских страстотерпцев и, прежде всего, за Царя-Мученика, которого Господь испытал более других и обрел его достойным Себе». После освящения заботу о храме взял на себя кружок свв. Марфы и Марии, позднее преобразованный в сестричество.
Четверик белого компактного храма (его высота — 24 м) завершен выступающим карнизом, ярусами закомар и куполом, который покрыт медью, окрашенной в зеленый цвет. Стены расчленены лопатками, в пряслах пробиты узкие окна-бойницы, боковые фасады отмечены большим полуциркульным окном, главный фасад — окном-розеткой. К перспективному порталу ведут гранитные ступени. Комплекс окружен железной оградой и высокими березами.
Все стилизованные иконы в трехъярусном иконостасе, исполненном по эскизу Н. И. Исцеленова, написали иконописцы-эмигранты: кжн. Е. С. Львова, Исцеленов и другие. У правого клироса висит киот «Воскресение Христово» с изображением небесных покровителей Царской семьи, у левого — Всех русских святых, оба — работы покойного архим. Киприана (Пыжова) из Джорданвильского Свято-Троицкого монастыря в США. Над киотами размещены четыре мраморные доски: на двух начертаны имена убиенных членов Царской семьи, на других — молитва об «умученных и убиенных большевистской богоборческой властью». Плащаницу вышила член Комитета Н. П. Солдатенкова.
В алтаре укреплены также памятные доски с именами 122 умерщвленных этой властью архиереев. В стену вмурованы реликвии, обнаруженные в Ганиной Яме, на месте уничтожения тел Царственных мучеников, в том числе палец Николая II. Вел. кн. Ксения Александровна подарила храму икону Иоанна Крестителя, которая была в Ипатьевском доме (она висит над царскими вратами), библию Императрицы, погон и шинель Государя, стул, на котором он сидел в 1916 на фронте. Среди памятных досок многие сооружены воинскими объединениями и отдельными лицами. На полках вдоль стен размещены иконы, пожертвованные русскими людьми в память об умученных; на хорах находятся знамена Императорской и Белой армии. Церковь воистину — памятник русской скорби…
В алтарной конхе Исцеленов написал образ Божией Матери «Нерушимая Стена», снаружи над входом, в тимпане, барон Н. Б. Мейендорф исполнил в 1968 мозаику, которая изображает Феодоровскую Божию Матерь, покровительницу династии Романовых. Росписей в храме нет — стены остались белыми. Интерьер освещает большое паникадило-хорос, сделанное по рисунку Исцеленова.
В 1971 на шатровой звоннице, находящейся на церковном доме, были повешены семь колоколов, отлитые в Лувене и настроенные Н. В. Соколовым, старым звонарем с Волги. Самый большой колокол весом в одну тонну назван «Царевичем», другой — «Пересветом».
Первым настоятелем ставропигиального храма-памятника был назначен архиепископ Иоанн (Максимович), позднее канонизированный РПЦЗ — он служил до 1964 года. В 2001–2004 настоятелем являлся архиепископ Женевский и Западноевропейский Амвросий (Кантакузен). Его временно заменил епископ Штутгартский Агапит. В 1964–1987 постоянные богослужения вел прот. Димитрий Хвостов, которого сменил его племянник — о. Николай Семенов. С 2002 он из-за раскола служит в своей квартире, а службы в храме-памятнике ведет о. Евгений Сапронов.
В августе 1977 загорелся прохудившийся купол храма, на его восстановление ушло несколько месяцев. Ремонтом занимался Исцеленов, и к Пасхе следующего года над куполом вновь воссиял золоченый крест. 15 августа 1981 храм-памятник был ограблен: воры унесли дарохранительницу, напрестольное Евангелие и 45 икон, но затем часть украденного была возвращена из антикварного магазина.
В церкви поет хороший хор, при ней издается бюллетень «Голос нашей церкви», действует приходская школа для детей и сестричество. Русская колония в Брюсселе довольно многочисленна и в последние годы быстро и постоянно растет за счет приезжих из бывшего СССР.
Кроме вышеупомянутых двух православных храмов в наши дни в Брюсселе действует на ул. Демо, 47 также небольшая церковь свв. Пантелеимона и Николая Чудотворца, находящаяся в юрисдикции архипиескопии русских приходов Вселенской Патриархии. Московская Патриархия при своем Троицком подворье на ул. Шевалье имеет Никольскую церковь и хлопочет о постройке собора, так как при Совете Европы есть ее представитель в архиерейском сане.
После прославления РПЦЗ в 1981 Царственных мучеников храм-памятник, находящийся в районе Уккле на юге города, из монумента жертвам революции стал лампадой Русского Зарубежья этим святым. Каждый русский, приезжая в Брюссель, стремится побывать и помолиться в этой замечательной церкви.
Адрес: 8, rue du Manoir, B-1180 Bruxelles.
* РГИА. Ф. 796. Оп. 142. Д. 910; Оп. 151 Д 1428; Ф. 797. Оп. 83 (2 отд. 3 ст.). Д. 24а. Л. 27; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 53. Д. 33; Оп. 55. Д. 29.
Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 366, 391–392.
Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 43.
Соллогуб А. А. Русская православная церковь за границей. Т. 2. Нью-Йорк, 1968. Стб. 1154–1178.
Храм-памятник св. Иова Многострадального в Брюсселе. Брюссель, 1994.
Церковные ведомости. 1956. № 5–6. С. 16.
Вестник Западноевропейской епархии (Брюссель – Женева). 1974. № 2. С. 21–25; 1979. № 14. С. 42–43; 1981. № 17. С. 40.
Вестник храма-памятника. 1997, январь. С. 2–5; февраль. С. 2–4; май. С. 1–3; сентябрь. С. 2–3.
Левошко С. С. Архитектурное наследие русского зарубежья: храмы-памятники Николаю II // Трибуна русской мысли. 2003. № 2. С. 152-159.
Левошко С. С. Русское архитектурное зарубежье первой трети ХХ века: храмы-памятники Николаю II в Шанхае (арх. А. И, Ярон) и Брюсселе (арх. Н. И, Исцеленнов) // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 2. М., 2004. С. 253-256.
Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.
Храм памятник в брюсселе
Долгие века Бельгия не обладала государственностью и обрела ее только в результате революции 1830 года, отделившись от Голландии, с которой находилась в личной унии.
В Брюсселе в 1816–1830 русская вел кн. Анна Павловна, супруга наследника голландского престола, имела в своей резиденции православную церковь св. Александра Невского, которую окормляли священники, приезжавшие из Гааги. После отделения Бельгии она была закрыта, и часть вещей из нее перенесена в Гаагу.
Вновь русскую церковь в Брюсселе «на собственный счет» устроил в наемном доме на ул. Бродероде, 41 российский посланник генерал-адъютант кн. Николай Алексеевич Орлов. Эта временная церковь была освящена 1 апреля 1862, в Вербное воскресенье, парижским прот. Иосифом Васильевым во имя свт. Николая Чудотворца и в течение десяти лет содержалась на личные средства князя. Служить приезжал русский священник из Амстердама, а с 1863 настоятелем стал переведенный из Парижа прот. Николай Данилович Белозеров. Поскольку князь хотел выстроить отдельный храм, то в 1870 был объявлен всероссийский сбор пожертвований, но Орлова в том же году назначили в Вену и дело остановилось.
В декабре 1875 церковь приписали к российской миссии, и со следующего года она разместилась на ул. Шевалье, 29, в доме, который для нее был приобретен в 1887 году. Вмещала эта домовая церковь 40–50 человек, т. е. почти всю русскую колонию, которая состояла из дипломатов, студентов и стажеров на бельгийских предприятиях. Еще столько же приходило других православных, так как других православных храмов в Брюсселе не было. В церкви стоял одноярусный золоченый иконостас, стены были расписаны «в византийском стиле». Алтарная часть размещалась в позднейшей (1896) пристройке, увенчанной куполом.
В 1905 настоятелем церкви был назначен прот. Александр Константинович Смирнопуло из русских греков, филолог, окончивший в 1882 Петербургский университет. Женатый на англичанке, он долго и с успехом служил при русской церкви в Константинополе, занимаясь миссионерством среди инославных и переводами богословской литературы с греческого и французского. Новый настоятель отмечал: «Кроме членов миссий, российской и румынской, приход состоит из 5–6 дворянских семей, из нескольких русских дам, коих мужья бельгийцы, и из учащейся в Брюсселе молодежи, а также из 20 иностранцев».
Когда в Первую мировую войну немцы заняли Брюссель, прот. Александр продолжал служить в церкви, которая действовала и после эвакуации российской миссии. С его смертью в начале 1922 настоятелем был назначен эмигрант — недавно рукоположенный о. Петр Извольский, бывший обер-прокурор Синода.
В 1922 российская миссия закрылась, и церковный дом община взяла в аренду. В 1926 из-за раскола в РПЦЗ этот дом остался у сторонников митрополита Евлогия (Георгиевского), который подчинялся Вселенскому Патриарху. Перед Второй мировой войной приход окормлял архиепископ Александр (Немоловский), арестованный в 1940 немцами за выступление против Гитлера.
Община, сохранившая верность РПЦЗ, наняла отдельные помещение для своей Воскресенской церкви, которая после нескольких переездов до сих пор действует в трехэтажном особняке на ул. Драпье, 45, недалеко от королевского дворца. В 1936 этот приход был официально зарегистрирован. В нем стоит иконостас из замка Ремплин. Ныне здесь служит иером. Стефан (Веертс), православный голландец.
Идею выстроить храм-памятник «в память Царя-Мученика Николая II и всех богоборческой властью в смуте убиенных» предложил один из членов Воскресенской общины — Н. М. Котляревский, секретарь умершего в 1928 в Брюсселе генерала П. Н. Врангеля. Эту идею поддержал глава РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). В 1929 был создан комитет по сооружению храма под покровительством вел. кн. Ксении Александровны и в русском рассеянии начался сбор средств. Два года спустя при комитете образовалась художественно-техническая комиссия, в которую вошли: искусствовед П. П. Муратов, архитектор Н. П. Краснов, проф. Н. Л. Окунев, художник И. Я. Билибин.
Во многих странах были организованы отделы комитета и назначены его представители. Особенно усердно потрудился в Югославии С. Н. Палеолог, собравший 100 тыс. динаров. Всего на строительство русские люди пожертвовали 1,2 млн бельгийских франков. В декабре 1932 Окунев в качестве образца для задуманного здания предложил взять придельный храм Преображенской церкви, выстроенный в начале XVI века в с. Острове под Москвой и хорошо воплотивший русскую национальную идею.
В начале 1934 был одобрен соответствующий проект опытного архитектора Н. И. Исцеленова, который ранее работал в Петербурге. Закладку однопрестольного храма совершили 2 февраля 1936 митрополит Анастасий, Первоиерарх РПЦЗ, и сербский митрополит Досифей, в присутствии чудотворной Курско-Коренной иконы Божией Матери. Династию Романовых представлял кн. Гавриил Константинович. Митрополит Досифей в своем слове напомнил: «Своими страданиями вы состраждете Государю, вы становитесь участниками жертвенных подвига и любви Царя-Мученика». Одновременно с возведением храма созидался и другой памятник — составлялся синодик с именами жертв богоборческой власти.
После перерыва, вызванного Второй мировой войной, строительные работы были продолжены под руководством А. Б. Богдасарова. Они завершились 1 октября 1950 освящением здания. В нем участвовали митрополит Анастасий, епископы Нафанаил и Леонтий вместе с многочисленным духовенством. На торжестве вновь присутствовал кн. Гавриил Константинович. Одновременно с храмом, вмещающим 400 человек, был возведен прилегающий к нему церковный дом, в 1973 расширенный пристройкой трапезной.
На освящении митрополит Анастасий сказал: «Кто мог предвидеть, что в этой чужой, хотя и гостеприимной для нас стране… вознесется этот величественный дом Божий, на престоле коего будет непрестанно возноситься бескровная жертва за наших русских страстотерпцев и, прежде всего, за Царя-Мученика, которого Господь испытал более других и обрел его достойным Себе». После освящения заботу о храме взял на себя кружок свв. Марфы и Марии, позднее преобразованный в сестричество.
Четверик белого компактного храма (его высота — 24 м) завершен выступающим карнизом, ярусами закомар и куполом, который покрыт медью, окрашенной в зеленый цвет. Стены расчленены лопатками, в пряслах пробиты узкие окна-бойницы, боковые фасады отмечены большим полуциркульным окном, главный фасад — окном-розеткой. К перспективному порталу ведут гранитные ступени. Комплекс окружен железной оградой и высокими березами.
Все стилизованные иконы в трехъярусном иконостасе, исполненном по эскизу Н. И. Исцеленова, написали иконописцы-эмигранты: кжн. Е. С. Львова, Исцеленов и другие. У правого клироса висит киот «Воскресение Христово» с изображением небесных покровителей Царской семьи, у левого — Всех русских святых, оба — работы покойного архим. Киприана (Пыжова) из Джорданвильского Свято-Троицкого монастыря в США. Над киотами размещены четыре мраморные доски: на двух начертаны имена убиенных членов Царской семьи, на других — молитва об «умученных и убиенных большевистской богоборческой властью». Плащаницу вышила член Комитета Н. П. Солдатенкова.
В алтаре укреплены также памятные доски с именами 122 умерщвленных этой властью архиереев. В стену вмурованы реликвии, обнаруженные в Ганиной Яме, на месте уничтожения тел Царственных мучеников, в том числе палец Николая II. Вел. кн. Ксения Александровна подарила храму икону Иоанна Крестителя, которая была в Ипатьевском доме (она висит над царскими вратами), библию Императрицы, погон и шинель Государя, стул, на котором он сидел в 1916 на фронте. Среди памятных досок многие сооружены воинскими объединениями и отдельными лицами. На полках вдоль стен размещены иконы, пожертвованные русскими людьми в память об умученных; на хорах находятся знамена Императорской и Белой армии. Церковь воистину — памятник русской скорби…
В алтарной конхе Исцеленов написал образ Божией Матери «Нерушимая Стена», снаружи над входом, в тимпане, барон Н. Б. Мейендорф исполнил в 1968 мозаику, которая изображает Феодоровскую Божию Матерь, покровительницу династии Романовых. Росписей в храме нет — стены остались белыми. Интерьер освещает большое паникадило-хорос, сделанное по рисунку Исцеленова.
В 1971 на шатровой звоннице, находящейся на церковном доме, были повешены семь колоколов, отлитые в Лувене и настроенные Н. В. Соколовым, старым звонарем с Волги. Самый большой колокол весом в одну тонну назван «Царевичем», другой — «Пересветом».
Первым настоятелем ставропигиального храма-памятника был назначен архиепископ Иоанн (Максимович), позднее канонизированный РПЦЗ — он служил до 1964 года. В 2001–2004 настоятелем являлся архиепископ Женевский и Западноевропейский Амвросий (Кантакузен). Его временно заменил епископ Штутгартский Агапит. В 1964–1987 постоянные богослужения вел прот. Димитрий Хвостов, которого сменил его племянник — о. Николай Семенов. С 2002 он из-за раскола служит в своей квартире, а службы в храме-памятнике ведет о. Евгений Сапронов.
В августе 1977 загорелся прохудившийся купол храма, на его восстановление ушло несколько месяцев. Ремонтом занимался Исцеленов, и к Пасхе следующего года над куполом вновь воссиял золоченый крест. 15 августа 1981 храм-памятник был ограблен: воры унесли дарохранительницу, напрестольное Евангелие и 45 икон, но затем часть украденного была возвращена из антикварного магазина.
В церкви поет хороший хор, при ней издается бюллетень «Голос нашей церкви», действует приходская школа для детей и сестричество. Русская колония в Брюсселе довольно многочисленна и в последние годы быстро и постоянно растет за счет приезжих из бывшего СССР.
Кроме вышеупомянутых двух православных храмов в наши дни в Брюсселе действует на ул. Демо, 47 также небольшая церковь свв. Пантелеимона и Николая Чудотворца, находящаяся в юрисдикции архипиескопии русских приходов Вселенской Патриархии. Московская Патриархия при своем Троицком подворье на ул. Шевалье имеет Никольскую церковь и хлопочет о постройке собора, так как при Совете Европы есть ее представитель в архиерейском сане.
После прославления РПЦЗ в 1981 Царственных мучеников храм-памятник, находящийся в районе Уккле на юге города, из монумента жертвам революции стал лампадой Русского Зарубежья этим святым. Каждый русский, приезжая в Брюссель, стремится побывать и помолиться в этой замечательной церкви.
Адрес: 8, rue du Manoir, B-1180 Bruxelles.
* РГИА. Ф. 796. Оп. 142. Д. 910; Оп. 151 Д 1428; Ф. 797. Оп. 83 (2 отд. 3 ст.). Д. 24а. Л. 27; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 53. Д. 33; Оп. 55. Д. 29.
Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 366, 391–392.
Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 43.
Соллогуб А. А. Русская православная церковь за границей. Т. 2. Нью-Йорк, 1968. Стб. 1154–1178.
Храм-памятник св. Иова Многострадального в Брюсселе. Брюссель, 1994.
Церковные ведомости. 1956. № 5–6. С. 16.
Вестник Западноевропейской епархии (Брюссель – Женева). 1974. № 2. С. 21–25; 1979. № 14. С. 42–43; 1981. № 17. С. 40.
Вестник храма-памятника. 1997, январь. С. 2–5; февраль. С. 2–4; май. С. 1–3; сентябрь. С. 2–3.
Левошко С. С. Архитектурное наследие русского зарубежья: храмы-памятники Николаю II // Трибуна русской мысли. 2003. № 2. С. 152-159.
Левошко С. С. Русское архитектурное зарубежье первой трети ХХ века: храмы-памятники Николаю II в Шанхае (арх. А. И, Ярон) и Брюсселе (арх. Н. И, Исцеленнов) // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 2. М., 2004. С. 253-256.
Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.