храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя (Казань)

Мiръ Россия Республика Татарстан Казань Храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя (Казань)

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Содержание

История [ править ]

Основание храма напрямую связано с царем Иоанном Васильевичем, именуемым еще современниками Грозным. Через два дня после покорения Казани – 4 октября 1552 г. по старому стилю (теперь это 13 октября, в XIV в. поправка была в 9 дней), царь Иван торжественно въехал в поверженный город. Повсюду лежали павшие воины, которых царь приказал похоронить с подобающими почестями, что и выполнил игумен Иоаким, прибывший с царем. В этот же день на месте братской могилы, названной «русским кладбищем», царь повелел основать монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы, монахам которого предписал вечно молиться за убиенных. Монастырь стоял на возвышенном правом берегу реки Казанки (где сейчас храм-памятник) и, к несчастью, начал подмываться весенними разливами.

Особо высокое половодье 1559 г. сильно разрушило монастырские постройки, которые были деревянными. Пострадал и храм. По просьбе игумена Иоакима царь Иоанн IV повелел перенести монастырь на новое место – на версту ниже по течению Казанки, на высокую гору, называемую Змеиной-Зилантовой, где была первая ставка, стояло его знамя с Образом Нерукотворным и походная церковь. С царской грамотой 1560 г. пришли и деньги – 300 рублей от царя и 100 рублей от царицы Анастасии. Она же прислала целый иконостас в соборную церковь.

На высоком холме, образовавшемся при захоронении, уже в XVI веке была поставлена часовня, а поминальные службы служились в Зилантовом монастыре. Существует Синодик с именами всех павших, коих поименно упоминали на панихидах. Эта книга не раз перепечатывалась, и раньше можно было прочесть имена всех героев. В Синодике перечислено более восьмисот имен дворян из разных городов Российского государства, но, очевидно, общее число погребенных составляет несколько тысяч.

Памятник был торжественно заложен 29 июня 1813 года. Самую сложную проблему составляла финансовая сторона вопроса. Как выяснилось впоследствии, выполнение проекта Алферова потребовало расходов в 100315 рублей. Это были огромные деньги не только для небогатого Зилантова монастыря, но и для Казанской епархии. (Хорошая каменная церковь в эти годы обходилась не больше чем в 10000 рублей). Монахи Зилантова монастыря в течение всего времени строительства ездили для сбора средств в Санкт-Петербург, Москву, в губернские города, на Нижегородскую ярмарку. Однако средства собирались медленно, и строительство затянулось до 1823 года. К лету 1823 года строительство памятника и обустройство внутри храма были завершены. Он был освящен 30 августа 1823 года казанским архиепископом Амвросием. Храм был освящен во имя Нерукотворного образа Спасителя – изображения, бывшего на знамени царя Иоанна IV. Однако вскоре стали обнаруживаться недочеты в проекте и расчетах и памятник стал быстро ветшать.

После смерти архимандрита Амвросия казанский губернатор обратился в Городскую Думу с просьбой принять храм на свое иждивение, т. к. он приходит в упадок, лишившись должного ухода, что и было сделано. В 1830 году храм был закрыт и начались работы по реконструкции памятника. Выбрали попечителей, купцов А.Ф. Крупеникова и П.И. Котелова. На выделенные Думой деньги памятник подвергся полной реставрации. Проект выполнил архитектор Пятницкий (строитель Казанского Императорского университета). За два года работы закончили. 2 октября 1832 г. храм-памятник был освящен вновь архиепископом Филаретом. К торжеству император Николай I прислал дар – серебряные богослужебные сосуды.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Административно храм-памятник подчинялся Зилантову монастырю только 30 лет со дня основания. Но ему трудно было заботиться о столь масштабном сооружении. Храм был передан в военное ведомство. По праздникам, кроме крестного хода, устраивался и военный парад, где всегда присутствовал губернатор, архиерей и все уважаемые казанцы. День 2 октября простой народ считал великим праздником и называл его «именины Казанские».В 1830 году Казанское купеческое собрание (орган сословного самоуправления) взяло памятник на свое содержание. С этого времени появляется должность смотрителя памятника, жившего в построенном рядом деревянном доме – смотрители обязательно назначались из отставных офицеров, имевших ранения и боевые награды. Городская дума по представительству купеческого собрания стала назначать попечителя памятника – это был, как правило, состоятельный купец, несший добровольно основные расходы по содержанию памятника. После Городской реформы 1870 года памятник перешел в ведение Казанской городской управы и о нем заботились уже не купцы, а общегородские органы самоуправления, но должности попечителя и смотрителя существовали до 1917 года. Настоятель монастыря, известный ученый-философ архимандрит Гавриил Воскресенский, опубликовал самое обстоятельное описание памятника. Именно он сопровождал императора Николая I, посетившего памятник 19 августа 1836 г. и наследника престола Александра Николаевича, будущего императора Александра II, Царя-Освободителя.

Службы в храме прекратились в сентябре 1918 года. Обошла его и вакханалия 1924 г.. Когда ВЦИК издал указ «О увековечивании Ленина», казанские руководители – с согласия местных «историков» – решили использовать храм для этой цели, назвав его «Памятник содружества народов». Для этого на месте креста должен был быть установлен шпиль в виде минарета, со смотровой площадкой наверху, и все увенчано соломоновой звездой. У подножья «минарета» на куполе храма – жмущие друг другу руки мужики – естественно, русский и татарин. Надпись «содружество народов» хотели сделать на месте старой: «В память победы над татарами, 1552 г.» (которой, кстати, давно уже нет, как нет и лепных атрибутов – георгиевских крестов, знаков Дома Романовых и т. д.). Господь уберег памятник от святотатства.

В советское время власти проявляли некоторую заботу о внешнем облике памятника, ставшего одним из архитектурных символов Казани. В 1924 году его переименовали в «памятник во имя содружества народов». Был объявлен конкурс на его реконструкцию, но ни один из трех представленных проектов не удовлетворил комиссию горсовета. В 1930 году под руководством архитектора А.Г.Бикчентаева памятник «реконструировали»: был снят крест, сбиты и заштукатурены надписи, из интерьеров исчезло все, что напоминало о церкви. С тех пор радикальных изменений в судьбе памятника не было.

В декабре 2001 г., по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (ныне – митрополита), был создан приход Нерукотворенного Образа Спасителя, который возглавляет иерей о. Феодор Ситкин. Приход регулярно проводил богослужения у храма и добивался его возвращения в лоно Русской Православной Церкви.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 8 от 17.01.2001 «О передаче памятника архитектуры республиканского значения – памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, в коммунальную собственность города Казани» Министерство Культуры передало храм Департаменту текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства администрации г. Казани по акту № 688 от 23.04.2001 г..

В ответах на письма прихода власти сообщают, что «рассмотрение вопроса о передаче храма-памятника церкви возможно только после проведения реставрационных работ».При этом, несмотря на финансирование реставрации храма согласно Федеральной программе по подготовке к празднованию 1000-летия Казани (Приложение N 2.5 к постановлению Главы администрации г.Казани от 25 июня 2001 г. N 1316), проект реставрации и сроки реставрационных работ до сих пор не утверждены и не определены. Получается очень просто – и сами ничего не делают, и приходу храм не передают. Приход считает своей заслугой то, что храм-памятник сохранен, ибо были все предпосылки разделить судьбу «старой Казани», снесенной по программе ликвидации ветхого жилья.

4 марта 2005 г. храм был передан Казанской Епархии Русской Православной Церкви, после окончания ремонтных работ предполагается его совместное использование Казанской епархией и администрацией города Казани.

В 2011 году передан в качестве подворья Свято-Введенскому (Кизическому) монастырю г. Казани.

Современное состояние [ править ]

В январе 2001 года Кабинет министров Республики Татарстан принял постановление № 8 «О передаче Памятника архитектуры республиканского (Республики Татарстан) значения — Памятника воинам, павшим при взятии г. Казани в 1552 году, в коммунальную собственность г. Казани». Министерство культуры РТ передало храм Департаменту текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства администрации города Казани по акту № 688 от 23 апреля 2001 года, однако в январе 2005 года постановление было отменен, так как памятник внесён в реестр памятников монументальной архитектуры федерального значения.

В 2001 году памятник стал объектом федеральной целевой программы «Сохранение и развитие исторического центра г. Казани». Был разработан проект реставрации памятника, но он не был реализован.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

В 2001 году был создан приход храма-памятника, который, в качестве настоятеля, возглавил иерей Феодор (Ф. А. Ситкин).

В октябре 2002 года в храме-памятнике была проведена панихида по погибшим 450 лет назад воинам.

В 2004 году островок, на котором стоит памятник, был соединен мостиком и насыпью с Кировской дамбой и стал доступен для посещений.

В марте 2005 года храм передан Русской Православной Церкви. Началась работа по восстановлению здания, ремонту и реставрации.

По словам смотрителя храма, при первых попытках разобрать завалы в подземной усыпальнице, были обнаружены мощи воинов в огромном количестве — их вымыло водами водохранилища из-под кургана. Под завалами были раскопаны лестницы, ведущие наверх. Впоследствии, внутри усыпальницы был создан бетонный саркофаг, в который поместили все найденные мощи. Перепад уровня воды в Куйбышевском водохранилище (от 51,1 м до 54,7 м) приводит к периодическому затоплению мощей в склепе, и основания памятника, смыванию грунта с откосов холма и обнажению останков братской могилы.

23 января 2006 года Управляющий Казанской епархии архиепископ Анастасий издал распоряжение № 1 об открытии «в склепе под храмом-памятником (остров на реке Казанке)» церкви-усыпальницы в честь преподобного Илии Муромца (по образу усыпальницы Киево-Печерской лавры, где покоятся мощи этого былинного богатыря-монаха).

В 2011 году он был передан в качестве подворья Свято-Введенскому (Кизическому) монастырю города Казани. Настоятелем храма-памятника, вместо иерея Феодора (Ситкина), назначен игумен Свято-Введенского (Кизического) мужского монастыря города Казани Мефодий (Зайцев).

Распоряжением № 142-р от 30 апреля 2014 года Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) в Республике Татарстан храм-памятник был передан Казанской епархии РПЦ в безвозмездное пользование.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кировская дамба, д. 2.

Проезд: до ост.»Речной техникум» на трамвае №1, 5. Троллейбусы: 4, 10 Автобусы: 2, 5, 10, 45, 48, 49, 53, 57, 64, 72, 79, 82, 96. На автомобиле из центра города по Кировской дамбе. В средней части дамбы справа есть парковчный карман, из которого есть пеший спуск к воде. Храм-памятник находится в акватории реки Казанка напротив этого кармана.

Паломнику [ править ]

Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни.

Источник

Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Памятник русским воинам, погибшим при взятии Казани в 1552 году, также известный как Храм-памятник Спаса Нерукотворного Образа Спасителя, а в народе получивший популярность как Храм Ильи Муромца — возможно, одна из самых необычных и интересных достопримечательностей Казани. Располагается он на маленьком острове на реке Казанке. Впечатляющий внешний вид, необыкновенное местоположение и долгая драматичная история, окутанная тайнами и легендами, — храм-памятник привлекает год от года все больше туристов.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

История

Датой основания Памятника русским воинам считается 4 октября 1552 года. Именно в этот день Иван Грозный приказал устроить на берегу реки Казанки братскую могилу, на расстоянии версты от Казанского Кремля, для погибших. Это случилось на следующий день после взятия города. Для проведения заупокойных служб, на холме возвели монастырь Успения Пресвятой Богородицы.

Однако место для строительства нового монастыря было выбрано не совсем удачно. Каждую весну, когда разливалась река, деревянные постройки монастыря сильно затапливало. По этой причине, в 1560 году монастырь было решено перенести ниже по течению реки Казанки, на высокое место, называемое Змеиной или Зилантовой горой (монастырь расположен там и сегодня — это Зилантов Свято-Успенский монастырь). Поминальные службы стали проходить в Зилантовом монастыре, на месте же братской могилы была установлена часовня.

Только в 1811 году, по инициативе архимандрита Зилантова монастыря Амвросия, был снова поднят вопрос об обустройстве могилы воинов и установке над ней памятника.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Строительство памятника продолжалось с 1813 по 1823 гг. Торжественное освящение храма состоялось 30 августа (12 сентября) 1823 года во имя Нерукотворного образа Спасителя, изображенного на знамени царя Ивана Грозного.

На протяжении XIX века памятник несколько раз закрывался на реконструкции, так как из-за наводнений, очень сильных в некоторые годы, фундамент разрушался и требовал постоянного ремонта.

ХХ век

С приходом советской власти в 1918 году, богослужения прекратились, а в последующие годы сам храм, как и многие церковные строения в стране, был разорен и разграблен.

Реставрация памятника состоялась в 1958 году. Руководителем работ был назначен советский архитектор А. Г. Бикчентаев. В результате восстановительных действий были закрашены церковные росписи, снят крест, то есть из оформления здания полностью исчезли атрибуты, связанные с церковной тематикой.

Видео о Храме Спаса Нерукотворного Образа в Казани:

Современная история

Долгое время храм пребывал в упадке. С началом перестройки памятник, подобно другим храмам, не открыл свои двери, а много последующих лет также простоял в запустении.

Церковные службы были официально восстановлены в 2001 году, однако, общее состояние памятника было удручающим. В то же время был разработан первый проект реконструкции храма, который осуществлен не был.

В 2004 году остров, на котором стоит памятник, соединили мостом с Кировской дамбой, а в 2005 году начались работы по ремонту объекта. Храм-памятник был передан Русской Православной Церкви. Тогда были разобраны завалы подземелий храма, под храмом обнаружены останки погибших. Впоследствии, для размещения найденных мощей, внутри усыпальницы был создан бетонный саркофаг.

Через год в цокольном этаже храма была открыта церковь-усыпальница в честь преподобного Илии Муромца (по образу усыпальницы Киево-Печерской лавры, где покоятся мощи былинного богатыря).

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Архитектура

Храм-памятник погибшим воинам выполнен в виде усеченной двадцатиметровой пирамиды. Входы в здание расположены с четырех сторон, они оформлены греческими портиками с колоннами. Наверх ведут широкие лестницы. По углам пирамиды располагаются окна: внутри в этих помещениях были кельи, где жили послушники и монахи.

На фризе, обрамляющем портал, ранее был виден памятный текст «В память победе над Татарами 1552», а при входе в церковь были изображены царь Иван Грозный и император Александр I, но, к сожалению, эти изображения не сохранились до наших дней.

Спуститься в подземелье храма можно по спиральному ходу, по этому сводчатому коридору можно обойти все здание. По обеим его сторонам в стенах расположены гробницы. Многоярусные подземелья здания до сих пор полностью не исследованы.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Мифы и факты

Историю и строительство необычного и труднодоступного храма всегда сопровождали легенды и мифы. Так, самый распространенный касается существования подземного хода, соединяющего нижний этаж храма с Казанским Кремлем. Те, кто не верит в то, что такой длинный тоннель возможно проложить под столь бурной рекой, опираются на технические факты и характеристики, представленные учеными и археологами. Однако те, кто придерживаются иной точки зрения, приводят в воспоминания слова священнослужителя, сопровождавшего царя Николая I в. этот тоннель. Этот исторической спор крайне интересен, но, к сожалению, сейчас узнать правду невозможно, поскольку после строительства Куйбышевского водохранилища все подпольные помещения, нижние ярусы и, возможно, существовавший подземный ход были затоплены.

Как добраться

Храм-памятник русским войнам, погибшим в 1552 году расположен в центре Казани, его хорошо видно из окон поездов, следующих со стороны Москвы, примерно за 5 минут до прибытия, с левой стороны по ходу движения. Памятник стоит практически на воде, в акватории реки Казанки.

При хорошей погоде можно совершить пешую прогулку от стен Казанского Кремля до мемориала. Весь путь займет чуть более получаса:

На общественном транспорте: трамвае, троллейбусе или автобусе нужно доехать до остановки «Речной техникум», далее пешком идти по Кировской дамбе. Ближайшая станция метро — «Кремлевская», расположена на расстоянии около 3 км от достопримечательности, поэтому от метро можно будет доехать на автобусе № 63 или 72. Выйти на той же остановке — «Речной техникум».

Маршрут от остановки «Речной техникум» (улица Несмелова) до храма-памятника:

На автомобиле: необходимо ехать по Кировской дамбе в сторону Кировского района от центра. Напротив памятника есть парковочный карман, где можно оставить машину. Далее пешком нужно будет пройти несколько метров.

Кроме того, в Казани легко воспользоваться такси: местными службами или вызвать автомобиль через популярные приложения Яндекс. Такси, Максим, Gett или Uber.

Источник

Храм-памятник в честь Спаса Нерукотворного

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Храм-памятник в честь Спаса Нерукотворного запись закреплена

Особенно хочется отметить группу поломников из Москвы по благословению от храма святого благоверного князя Андрея Боголюбского по воле Господа приехавших поддержать наше мероприятие.

После окончания официальной части мероприятия московские поломники провели крестный ход вокруг Храма-памятника с молитвенным стоянием, приложением к православным кресту и иконе. К крестному ходу присоединились и некоторые участники экскурсии.

Мероприятие закончилось небольшим субботником. Все вместе и участники экскурсии, и поломники, и патриоты, и краеведы, и любители старины, и все кто пожелал, все убирали и приводили в порядок площадку вокруг знаменательного объекта культуры федерального значения.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Храм-памятник в честь Спаса Нерукотворного запись закреплена
ЕДИНОВЕРИЕ В КАЗАНИ

ФИЛЬМ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА (АЛФЕЕВА) «СТАРЫЙ ОБРЯД: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуФильм митрополита Илариона (Алфеева) «Старый обряд: история и современность»: https://hilarion.ru/video/staryy-obryad-istoriya-i-so..

Что такое старый обряд? Какие события вызвали разлом церковно-бытовых устоев и разрушили единство русского народа? Какие губительные последствия вызвал раскол Церкви? И почему сегодня древнерусский чин вызывает особый интерес у православных?

Митрополит Иларион расскажет о малоизвестных фактах, которые тесно связывают историю православия «нового» и «старого» обряда.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуВИДЕО — Фильм митрополита Илариона (Алфеева) «Старый обряд: история и современность»: https://vk.com/public177065003?z=video-177065003_4562..

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Храм-памятник в честь Спаса Нерукотворного запись закреплена
ИКФ «НАСЛЕДИЕ»

В МУЗЕЕ-ЗАПОВЕДНИКЕ «ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК» ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА: «ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ. ОБРАЗЫ СВЯТЫХ ВОИНОВ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ»

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году25 сентября у нас открылась выставка: «Воинство небесное и земное. Образы святых воинов в истории и культуре». Она посвящена 800-летию Александра Невского.
Показать полностью.

Мы попросили Елену Ивановну провести экскурсию и записали её для нас с вами.

Поскольку на выставке представлены более 100 экспонатов – мы разделили экскурсию на 4 части.

Сегодня представляем вашему вниманию первую часть: «Небесное воинство. Святые воины римские и византийские».

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуВИДЕО — Онлайн-экскурсия: «Воинство небесное и земное. Образы святых воинов в истории и культуре». Часть1.: https://vk.com/public175609289?z=video-175609289_4562..

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуОбраз Александра Невского:

Выставка «Воинство небесное и земное. Феномены образов святых воинов в истории и культуре», работающая в настоящее время в выставочном зале Музея истории Свияжска была открыта к 800-летию великого полководца и государственного деятеля, святого благоверного князя Александра Невского (1220/1221 – 1263).

Александр Невский – одна из самых знаменитых и неоднозначных фигур в истории и культурной памяти России. Его почитание простирается от эпохи Древней Руси до наших дней, но взгляды современных исследователей на его личность и события, с ним связанные, разные, порой прямо противоположные. Исторически сложилось устойчивое представление о том, что Александр сыграл исключительную роль в русской истории в трагический период начала монголо-татарского завоевания, а также смог защитить северо-западные границы Руси в знаменитых битвах на Неве и Чудском озере. В нём видели родоначальника линии московских государей.

В традиционной древнерусской иконографии святой благоверный князь Александр Невский (был канонизирован в 1547 г.) изображался как монах, так как перед кончиной он принял постриг.

При Петре I, после основания Санкт-Петербурга и Александро-Невской лавры, переноса мощей князя из Владимира в северную столицу, идейное восприятие его образа меняется. Указом Святейшего Синода 1724 г. предписывается изображать Александра Невского на иконах не в монашеских одеждах, а исключительно как правителя, со знаками власти. Подобные иконы XIX века из собраний Национального музея РТ и Музея русской иконы им. М.Ю.Абрамова можно увидеть на выставке.

«Житие Александра Невского», первое литературное произведение о нем, было создано предположительно в конце XIII в. современником князя. А первую светскую его биографию в 1732 г. написал историк Г.Ф. Миллер.

В советское время, в 1930-е гг. образ Невского вновь был востребован, когда переосмысливалась идеология патриотизма. Александр Невский был «введен» в избранный круг выдающихся личностей отечественной истории, которые должны были символизировать героическое прошлое страны, борьбу против захватчиков и вдохновить на новые свершения и подвиги. В 1938 г. вышел фильм «Александр Невский» режиссера Сергея Эйзенштейна, с актером Николаем Черкасовым в главной роли. Фильм был отмечен Сталинской премией, принят народом и сегодня относится к классике советского кинематографа. С начала Великой Отечественной войны фильм вернули в прокат для поддержания боевого духа граждан, и он имел еще более оглушительный успех.

На выставке можно видеть издания 1930-х-1940-х гг., посвященные Александру Невскому, из фондов Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ: https://vk.com/club104625425.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуВторой выпуск онлайн-экскурсии по выставке: «Воинство небесное и земное. Образы святых воинов в истории и культуре» приурочен сегодняшнему празднику — Дню народного единства.

Тема выставки соединяет неоднозначные, нередко противоречивые аспекты. С христианской точки зрения каждый христианин – воин Христов, сражающийся за веру и за спасение своей души. Но вместе с тем существует и вполне земная история – войны ведутся издревле и по сей день, а в средние века, когда сложилось почитание святых воинов, военная культура являлась доминирующей в обществе, наряду с религиозной. В православном сонме святых среди чинов святости – апостолов, святителей, мучеников, преподобных и др. – нет выделенного чина «святые воины». Тем не менее понятие «святые воины» существовало и в византийской, и в русской Церкви. Традиция почитания святых воинов пришла на Русь из Византии и заняла особое место в религиозном и историческом сознании общества. Святым воинам посвящали храмы, в их честь создавали монастыри, их именами называли города.

Часть 2: «Русские воины». Ведёт экскурсию Елена Ивановна Карташева-заместитель директора по научно-исследовательской работе музея-заповедника «Остров-град Свияжск».

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуВИДЕО — «Воинство небесное и земное. Образы святых воинов в истории и культуре». Часть 2.: https://vk.com/public175609289?z=video-175609289_4562..

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуВыставка продлится до 12 декабря 2021 года.
Вход на выставку по билету в Музей истории Свияжска.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуИсточник материала — Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»: https://www.ostrovgrad.org/ ; https://www.ostrovgrad.org/?lightbox=dataItem-kraoa5032 ; https://vk.com/ostrov_sviyazhsk?w=wall-7181580_4491 ; https://vk.com/ostrov_sviyazhsk?w=wall-7181580_4546 ; https://vk.com/ostrov_sviyazhsk?w=wall-7181580_4551

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Храм-памятник в честь Спаса Нерукотворного запись закреплена
Общество ЦАРЬГРАД

Огромное количество наиболее работоспособных и предприимчивых людей позже будут названы «кулаками» и подвергнутся полному разорению, репрессиям.

Последствия тех трагических событий мы ощущаем до сих пор.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Храм-памятник в честь Спаса Нерукотворного запись закреплена
Набат утраченного

104 года назад произошел октябрьский переворот. День, который изменил всё. Который положил начало вымарыванию и вытаптыванию русской истории, переименованию городов, сносу памятников добрым русским людям, массовому разрушению церквей и культурного наследия. Положил начало бессудным казням по всей стране, красному террору, концлагерям, репрессиям, уничтожению деревни и крестьянства (раскулачивание), массовому искусственному голоду. Положил начало реализации чудовищного утопического эксперимента, результатом которого была эмиграция лучших людей страны (Сикорский, Рахманинов и тд), а в конечном итоге дефицит, нищета, чудовищный облик советских городов и разделение русского народа усилиями большевиков на три части и три государства. Социальные же пособия, которыми так часто хвастаются коммунисты, сыграли и обратную роль: люди разучились работать и стали полностью надеяться на государство.

Мы не забудем и не простим. Нашим улицам и городам должны быть возвращены их исторические названия, воссозданы памятники и храмы. А советский режим, за перечисленные злодеяния, должен быть официально осуждён.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году

Храм-памятник в честь Спаса Нерукотворного запись закреплена
ЕДИНОВЕРИЕ В КАЗАНИ

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 году24 ОКТЯБРЯ (06 НОЯБРЯ) — ДИМИТРЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ И ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИЯН

В богослужебном Уставе установлены особые дни поминовения усопших. Один из них — Димитревская родительская суббота. Накануне, в пятницу, в старообрядческих храмах после Вечерни совершается Панихида: чтение 17 кафизмы с пением ее избранных псалмов и заупокойный канон.
Показать полностью. На Панихиде возглашаются также заупокойные ектении, на которых читаются записки «за упокой». Почему установлена в Русской Церкви Димитревская родительская суббота, о значении поминовения усопших христиан, о «памяти смертной» — читайте в статье.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуДни поминовения усопших имеют особое место в христианской церковной традиции. В это время наиболее глубоко чувствуется неразрывная связь между двумя мирами — нашей земной жизнью и жизнью будущего века, которая неизбежно встретит каждого из нас.

Суббота — день покоя. В день субботний Сам Господь изволил, нашего ради спасения, пребывать во гробе. Потому этот день и определен для сугубой молитвы за упокой правоверных наших собратьев, когда мы с верой и надеждой просим у Господа вселить их души «в места светла, места прохладна, места покойна».

В народе поминальные дни называются «родительскими», ведь в первую очередь поминают на молитве своих почивших родителей и сродников по плоти. Слово «родительский» имеет также более широкое значение и относится ко всем усопшим отцам и праотцам, то есть ко всем христианам, преставившимся в православной вере и благочестии.

Вечно живая душа испытывает потребность в постоянной молитве, но по разлучении от тела в ином мире уже не может сама за себя ни помолиться, ни умилостивить Господа добрыми делами. Поэтому Святая Церковь, как чадолюбивая мать, установила особые поминальные службы, когда совместные молитвы приносят душам усопших великую пользу и утешение — как грешным, так и праведным, ибо нет человека без греха.

Жизнь за гранью этого мира — непостижимая загадка для ума человеческого, но из святоотеческих поучений и свидетельств можем частично узнавать мы о сокровенных духовных тайнах высшего, бессмертного бытия. Те же свидетельства много говорят нам и о силе церковной молитвы:

Аще и на воздух иже во благочестии скончавыйся положен бысть, не отрицайся милостыни и свещи, Христа Бога призывая, на гробе запалити, приятна бо та Богу и многа приносяще воздаяние. Аще убо грешен умерый будет, да разрешиши прегрешения. Аще праведен, да мздам прилог будет (Святитель Афанасий Великий, Синоксарь на Мясопустную субботу).

Много бо верным душам пособие, еже за них даяти маломощным, и еже за душа их попове и диакони молятся, и службы часто творят. Заповедано бо от святых апостол о преставльшихся в вере, во святей службе поминаемым быти, много убо умершим польза (Поучение святителя Иоанна Златоустаго в субботу пентикостную, перед Троицей).

В году известны две великие Вселенские поминальные субботы: Мясопустная, которая была установлена за две недели перед началом Великого поста, и «Троицкая» родительская суббота, предшествующая празднику Пятидесятницы. Это дни особого поминовения, когда мы молимся за всех «иже от века преставившихся в правоверии и благочестии православных христиан». На самый Великий пост приходятся еще четыре поминальные родительские субботы. Сугубые заупокойные службы этого периода установлены, чтобы частично возместить собой отсутствие проскомидии среди прочих дней недели, так как в Великий пост торжественные литургийные богослужения положено совершать только в субботние и воскресные дни.

Димитревская родительская суббота, далеко отстоящая по времени от прочих общепринятых поминальных дней, имеет также свой отличительный смысл и особую историю происхождения. Этот день поминовения усопших всегда приходится на субботу, предшествующую памяти великомученика Димитрия Солунского — 26 октября (08 ноября), и был установлен благоверным князем Димитрием Донским ради того, чтобы почтить память русских воинов, убиенных в 1380-ом году на Куликовом поле.

По церковному преданию, возвратившись в стольный град после героической и знаменательной победы — первой сокрушительной победы русских воинов над монгольским полчищем, князь Димитрий повелел по всем церквям служить заупокойные панихиды и поминать поименно погибших на поле брани православных ратников. С особым усердием совершали службы в Троице-Сергиевой лавре, откуда преподобный Сергий послал в помощь князю Димитрию двух своих иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. По обычаю того времени сражение начиналось борьбой двух богатырей-поединщиков. От монгольского стана выступил грозный воин Чулебей, считавшийся до той поры непобедимым, а с русской стороны — Сергиев инок, Александр Пересвет. Народное предание, пришедшее к нам через многие поколения, гласит, что оба единоборца столкнулись между собой на копьях, что было силы, и оба в ту же минуту пали замертво.

Победа на Куликовом поле явилась особым решающим и переломным моментом в истории Отчества, стала первым реальным шагом к освобождению русского народа от золотоордынского монгольского ига. В ней мы видим и особый Божий промысел в покровительстве над Русской землей, потому что одними человеческими силами невозможно было бы одолеть многочисленное полчище хана Мамая. Православным воинам помогал Сам Господь и Пречистая Богородица, на праздник Рожества Которой как раз и пришлось исключительное по своей значимости для Руси сражение. Из церковной истории можно узнать о благодарственных молитвенных приношениях, которые воздавали люди в честь этого великого и славного события.

На том месте, откуда русское войско выступало на битву с монголами, был заложен храм в честь всех святых — небесных покровителей русских ратников, павших на поле битвы. Так был построен один из самых древних московских храмов — церковь Всех святых. Деревянный храм XIV века был перестроен на рубеже XVI-XVII вв.

Храмы строились не только в память о погибших. В благодарность за то, что Господь сохранил жизнь героя Куликовской битвы Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, его мать княгиня Марья основала в 1386 году в Москве монастырь во имя Рожества Пресвятой Богородицы и сама приняла в нем постриг с именем Марфа. Есть разные сведения о местонахождении монастыря. По одной версии, он был основан в Кремле, назывался монастырем «на рву» и простоял там до 1484 года. По другой — первоначально располагался на нынешнем месте: на левом берегу Неглинной, недалеко от Трубной площади.

У Бога все живы». Среди православных христиан широко распространено мнение, что защитники родной земли, положившие живот свой «за веру и отечество», причтутся к святым мученикам. Ведь высшая заповедь христианской любви, по словам Самого Господа, «полагать душу свою за други своя (Иоан., 15, 13).

Не велят нам святые отцы долго скорбеть и сетовать от разлуки с любимыми своими друзьями и сродниками, но веровать в общее Воскресение и помнить, что все в этой жизни временно. Тем более, что христиане имеют большую отраду, поминая близких в усердных молитвах, творить милостыню и приношения в их память. А если у кого в роду есть святые праведники и угодники Божии, то, конечно, можно рассчитывать на их помощь и ходатайство перед Господом.

Аще быхом зде безсмертни были, то поистине плакали быхом по умерших. Аще ли же вси преходим от жития сего, да кождо нас о себе плачем, и покаемся о своих согрешениях. Не видите ли, како умерших провождаем с песньми и пении, и с фимиамом, и со свещами по них идем, образующе, яко от темного избывше жития, к свету истинному отидоша. И на восток погребаем, прознаменающе мертвым восстание. Темже не скорбите, братие, по умерших, яко невернии, не имущие надежды Воскресения. Да не можем вернии неверным подражати. Мы же Христа послушаем и веруем, яко приидет час, егда мертвии воскреснут, и глас Сына Божия услышат, и услышавше оживут, и небо и земля обновится (Книга «Златоуст», поучение в субботу Мясопустную).

Поминальные дни также, несомненно, имеют великую пользу и для самих благочестивых молитвенников. Поминая усопших своих сродников, одновременно задумываемся мы и о своей собственной недолговечности и о тленной суете всего видимого мира.

Некоторые люди, светского типа мышления, считают мрачным и неприличным в обществе говорить о смертной кончине, утверждают, что такие мысли надо отгонять скорее прочь. Получается парадокс: атеисты, которые утверждают, что после земной жизни ничего уже не будет — ни муки, ни блаженства, только пустота, — панически боятся и самых разговоров об исходе из этого мира. А христиане, которые верят в вечное воздаяние, хотя и страшатся возможного наказания за грехи, но имеют также и надежду на милосердие и прощение Божие, поэтому не боятся разговора о неизбежном, о временной земной жизни и о вечной загробной.

Святые отцы — христианские подвижники, жили упованием и надеждой, презирая суету всего видимого мира. «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь», — так говорят нам богомудрые их поучения. Память смертная — как узда для греха, в ней лежит твердый залог для каждой добродетели. Посему, как приносим мы утешение усопшим, поминая их в своих молитвах, так и сами получаем в это время ни с чем несравнимое назидание, когда стоим у печального, надгробного холмика и размышляем о словах Господних:

Земля еси и в землю пойдеши (Быт., 3, 19).

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуБогослужение:

Тропарь заупоко́йный, глас 8:

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй/ и полезная всем подаваяй,/ Едине Содетелю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х,/ на Тя бо упование возложиша, // Творца и Зиждителя и Бо́га на́шего́.

Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние, // но жизнь безконе́чная.

Богородичен, глас тот же:

..тебе́ и Сте́ну и Приста́нище и́мамы,/ и Моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, // его́же родила́ еси́, Богоро́дице Безневе́стная, ве́рных спас́ение.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имярек), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуПоучение о памяти смертной:

«Крайне нужно и очень полезно для души всегда помнить о смертной кончине. Ничто так не помогает нам, как это. И ничто не приносит нам такого блага, как чтение книг о кончине людской. Ибо отсекает от нас все страсти душевные и телесные, усердно побуждает к добродетелям и возводит к совершенству. Если бы всегда держали в уме и не забывали смертный час, никогда бы не грешили.

Когда забываем о смерти, приятна бывает нам жизнь нынешнего века, привязываемся к ней, пребываем в лени и беспечности, впадаем во все злые и греховные страсти и удаляемся от Бога. Но по пустякам волнуемся в суете нынешнего века. Не заботимся о грядущем блаженстве. Не думаем: разве не нагими рождаемся в этот мир? Не нагими разве и покидаем его, умирая? Не нагими ли и на Страшный Суд восстанем? Только в дела, которые творили здесь, и помышления облечены будем, как в ризу. Либо в злые, либо в добрые. Те прегрешения, которые совершаем ныне, внутри тела, как в зеркале видны будут всем людям. И мучить станут душу и тело. И чем больше плоть сотворила грехов, тем сильнейшую муку испытает. А души и тела совершивших добро засверкают от их добрых дел, как солнце. И чем больше человек принуждает себя, тем большего блаженства сподобится в Царстве Небесном.

Словно во сне живем на этом свете, и следует всегда помнить нам грядущую жизнь безконечную. Царство Небесное, неизреченные радость и блаженство. Тогда исчезнут уныние, лень и усталость, и разные суетные прихоти и мирские вожделения нынешнего века, непотребные и обманчивые. Из них душа наша, словно из мертвых, восстанет по благодати Христовой, ныне и присно, и во веки веком. Аминь» (Цветник священноинока Дорофея).

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуАвтор: инокиня Людмила (Солошенко).

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуПища скоромная.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуПриходные и исходные поклоны поясные.

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуИсточник материала — сайт Русская вера: https://ruvera.ru/articles/dmitrievskaya_roditelskaya.. и официальный календарь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат): http://calendar.rop.ru/

храм памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годуПримечание: по мере появления нового материала в открытых источниках медиа-пространства, при необходимости, информация по теме этой статьи может дополняться, с содержанием, которых можно будет познакомиться в нижеуказанныххрам памятник воинам павшим при взятии казани в 1552 годукомментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *