храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

Свято-Пантелеимоновский храм

Официальный приходской сайт

Икона дня

Православный календарь

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).

Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).

Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).

Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.

Облако меток

Статьи сайта «Фома»

Расписание Богослужений

Богослужения: литургия совершается каждую субботу, воскресенье, в двунадесятые и великие праздники, в дни особо почитаемых икон Божией Матери.

Расписание богослужений на Сентябрь 2021:

04.09 Суббота
16-00 Всенощное Бдение. Исповедь.

05.09 Воскресенье

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.

7-30 Божественная Литургия. Молебен о сохранении творения Божия. Панихида.

11.09 Суббота

Усекновение главы Пророка, Предтечи Крестителя Господня Иоанна.

12.09 Воскресенье

Свтт. Александра(340), Иоанна(595) и Павла Нового(784), патриархов Константинопольских. Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского(1724)

7-30 Божественная Литургия. Молебен.

18.09 Суббота
16-00 Всенощное бдение. Исповедь.

19.09 Воскресенье

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах).

Перенесение мощей блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии,в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев(1992)

7-30 Божественная Литургия. Молебен. Панихида.

16-00 Всенощное Бдение. Исповедь.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

7-30 Божественная Литургия. Молебен.

16-00 Всенощное Бдение. Исповедь.

Неделя 14-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением.Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

16-00 Всенощное Бдение. Исповедь

Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Источник

Сретенский храм г.Дмитров

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

Сретенский храм построен в 1814 году в пямять победы России над Наполеоном. Главный престол храма посвящен празднику Сретения Господня. Второй придел освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. Третий придел храма освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. При храме действуют воскресная школа, библейско-богословские курсы, богослужебный кружок, детский хор, народный хор, молодëжный спортивный клуб «Юный витязь».

Настоятель храма протоиерей Димитрий Скидаленко
Тел.: +7 (916) 913-61-77

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

Сретенский храм г.Дмитров запись закреплена

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

Сретенский храм г.Дмитров запись закреплена

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

Сретенский храм г.Дмитров запись закреплена

ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

К Богородице обращаются намного чаще, чем к другим святым, поэтому Ей посвящено так много храмов, поэтому написано столько Ее икон. Каждая икона – это случай реальной помощи, которую получили люди, обращаясь с молитвой к Божьей Матери. Каждый воздвигнутый в Ее честь храм – это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу Ее любви, которой с избытком хватает для каждого человека.

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

Всем крепкого здоровья, благополучия и счастья. Пусть Покров Богоматери будет над всеми вами!

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

Сретенский храм г.Дмитров запись закреплена

Прошло совсем немного времени со дня нашего паломничества по святым местам, связанным с именем Преподобного Сергия Радонежского. И вот мы снова в пути. На это раз нас ждет Ростов Великий, родина Преподобного Сергия.
Показать полностью.

Время в дороге проходит необычайно быстро. Только отъехали от нашего храма – и вот уже Переславль-Залесский. За окном автобуса – золотая осень. Мелькают деревни, села, храмы… Мы словно попали в прошлое. Старинные здания разных архитектурных стилей и эпох, крестьянские дома, украшенные резьбой наличников, и леса, леса… Настоящее Залесье! А какие вкусные пироги пекут в Переславле! Позади остается Плещеево озеро, родина Российского флота – а мы продолжаем свой путь.

Вот и Ростов-батюшка! Такой знакомый и родной. Словно мы жили здесь всегда. Вдали озеро Неро, такое огромное, похожее на море, а над ним – низкое северное небо.

У врат монастыря Рождества Богородицы нас радушно встречает игумения Афанасия. Монастырь основан в 1390 году свт. Феодором, епископом Ростовским. За свою историю чего только не претерпела эта обитель! Стоим и глазам не верим: из руин поднимается величавое творение рук человеческих. Матушка Афанасия так и говорит:
— Здесь ничего не делается без помощи Богородицы. Человеку поднять обитель невозможно.

Далее наш путь лежит в центр Ростова, в Ростовский кремль. Величие и красота! Успенский собор кремля высотою в 28-этажный дом, с звонницей и серебристыми куполами – словно из волшебной сказки. Внутри главного собора – фрески в стиле ростовских мастеров, яркие, колоритные.

А улицы Ростова – картинки из старинных книжек. Двухэтажные купеческие и дворянские особнячки, украшенные лепниной, колоннами, маленькими балкончиками – готовые декорации к фильмам о русской истории.

Прошлись мы и по берегу озера Неро, взбирались на валы, любовались окрестностями этого уникального города, одного из оплотов Православия в России. На иконе середины XIX века «Ростовский чудотворцы», которая выполнена в стиле Ростовской финифти, изображены девять святых мужей, чьи имена связаны с этим удивительным местом.

Самым, пожалуй, известным из них считается свт. Димитрий Ростовский. Мы и приехали в Ростов в день памяти святого. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь поразил нас не только своей богатейшей историей и необыкновенной красотой, но и многими чудотворениями, происходящими на этом святом месте. В 1913 году обитель посетила царская семья. Николай II и наследник престола Цесаревич Алексей долго молились у кувуклии, символизирующей Гроб Господень в Иерусалиме. Что было открыто им? Бог весть…

А мы подходим к мощам свт. Димитрия Ростовского. Человек разносторонних знаний, автор житий святых, прекрасный писатель, пастырь и молитвенник, он был известен по всей Руси. Облюбовав Ростов, он прибыл сюда однажды и остался навсегда.

Нам тоже не хочется прощаться с Ростовом Великим… За один день не обойдешь пять монастырей и церквей без счета! Хочется вернуться сюда еще, порадоваться, помолиться, подышать воздухом русской старины… Все Ростовские святые молите Бога о нас.

Источник

ХРАМ вмч.ПАНТЕЛЕИМОНА

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

ХРАМ вмч.ПАНТЕЛЕИМОНА запись закреплена

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

ХРАМ вмч.ПАНТЕЛЕИМОНА запись закреплена

ЛИТУРГИЯ
Фильм протоиерея Сергия Баранова

Источник: youtoube-канал «Лети высоко. Студия прот. Сергия Баранова».

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

ХРАМ вмч.ПАНТЕЛЕИМОНА запись закреплена

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Даты празднования:
21 июля (обрéтение) и 4 ноября (в честь избавления Москвы от поляков в 1612 году).

Обрéтение иконы произошло в 1579 году после пожара, который уничтожил половину Казани. Богородица во сне явилась десятилетней девочке и указала место на пепелище, где была икона. Об этом чуде известно из повести святого Патриарха Гермогена, который лично участвовал в обрéтении (тогда еще в качестве простого священника).

До наших дней «явленная», то есть та, которая явилась на пожарище в XVI веке, икона не сохранилась. В 1904 году ее украли из Казанского женского монастыря. Преступников нашли, а вот святыню — нет. Скорее всего, ее сожгли, заметая следы: ворам нужна была не сама икона, а драгоценный оклад.

Существует более двадцати почитаемых списков Казанской иконы Божией Матери (некоторые не сохранились). Самый известный — московский. Его в 1611 году передали в занятую поляками Москву, где он стала символом освобождения от иностранных захватчиков.

Перед этим образом молилось ополчение Минина и Пожарского, когда им предстоял решающий бой за освобождение города. Пережив Смутное время, чудотворный список не пережил безбожный период. После революции 1917 года икону вместе с окладом украли из Казанского собора московского Кремля.

Икона относится к XVIII веку и украшена драгоценным окладом. Список назвали по последнему месту нахождения — это покои Папы Римского Иоанна Павла II. Казанская икона попала на Запад после революции 1917 года и находилась в частной коллекции. Икону выкупила католическая организация и выставила ее для временного поклонения в Португалии. В 1993 году ее передали в распоряжение Папы Римского Иоанна Павла II.

В 2004 году икону торжественно передали Святейшему Патриарху Алексию II, а тот, в свою очередь, передал ее в Казань.

Сейчас она находится в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря — в том самом месте, где до 1904 года находилась древняя «явленная» икона Казанской Божией Матери.

КАК ИЗОБРАЖАЮТСЯ ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА И ХРИСТОС НА КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ

Богородица традиционно изображается в пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Три звезды на мафории — на голове и плечах — по одному из толкований обозначают приснодевство Богородицы: до Рождества, в Рождестве и по Рождестве. Крещатый нимб вокруг головы Младенца Христа символизирует Его будущие крестные страдания.

Контрактура — сокращенное написание священных слов с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло.

Слева от Богородицы: Казанская (икона) Богородицы.

Над нимбом Богородицы: ΜΡ ΘΥ — Матерь Божия.

Над нимбом Христа: IС ХС — Иисус Христос.

Внутри нимба Христа: ΟΩΝ — Сущий — одно из Имен Бога.

Казанский образ относится к типу богородичных икон «Одигитрия» — «Путеводительница»

Характерные черты этого иконографического типа:

Взгляды Богородицы и Христа обращены на молящегося. Они выражают полноту общения двух личностей — Бога и Его творения, человека.

Голова Богоматери слегка наклонена ко Христу. В этом жесте выражается не только любовь и материнская нежность Девы Марии, но и преклонение Ее перед Сыном как Спасителем Мира.

Христос благословляет молящихся.

На иконах этого типа Богородица указывает рукой на Христа: отсюда и название — Путеводительница, Указывающая Путь (спасения). Но Казанская — сокращенный, оплечный образ, и рук Богородицы мы здесь не видим.

ТРОПАРЬ Божией Матери пред иконой Ее Казанской:

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе/ умиленною душею и сокрушенным сердцем,/ пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих на Тя/ избавления всех зол./ Всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Автор: БАГЛАЙ Кирилл

Дореволюционная фотография киота и оклада «явленной» чудотворной Казанской иконы

Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 1612 год. Филипп Москвитин, 2009

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

ХРАМ вмч.ПАНТЕЛЕИМОНА запись закреплена

1 ноября 2021 года, в дни школьных каникул, настоятель храма великомученика Пантелеимона иерей Леонид Салтыков совершил водосвятный молебен в школе №9. За богослужением были вознесены молитвы о всех учащих и учащихся, а также об избавлении от коронавирусной инфекции.

По окончании молебна батюшка обратился с кратким словом к присутствующим, пожелал всем здоровья и сил, а также новых свершений в учебном процессе, после чего окропил здание школы святой водой.

Мельков Виталий, помощник настоятеля храма великомученика Пантелеимона.

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

ХРАМ вмч.ПАНТЕЛЕИМОНА запись закреплена

ЛЮБОВЬ ВЫШЕ ВСЕХ КАНОНОВ И УСТАВОВ
Архимандрит Габриэл (Ургебадзе)

Мцхета — древняя столица Грузии и ее духовный центр. Недаром в древних грузинских источниках город называли «вторым Иерусалимом». На месте, где проповедовала святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, много веков находится красивейшая церковь Самтавро. Сейчас здесь действует небольшой женский ставропигиальный монастырь святой Нины.
Показать полностью.

Монастырь Самтавро хранит множество святынь, среди которых есть одна современная. Это могила архимандрита Гавриила (Ургебадзе) (1929-1995). 20 декабря 2012 года Синод Грузинской Церкви причислил архимандрита Габриэла (Ургебадзе) к лику святых. Память старца Гавриила Церковь празднует 2 ноября (по новому стилю).

Его поучения, дар прозорливости и исцеления от болезней еще при жизни его привлекали христиан и просвещали неверующих. Сейчас же возле его могилы, над которой горит неугасимая лампада, постоянно находятся люди, просящие его молитвенной помощи.

ЮРОДИВЫЙ С ДЕТСТВА

Еще в детстве Васико Ургебадзе уверовал во Христа и проповедовал Евангелие. Тогда же он начал юродствовать — ребенком он часто садился в мусор, говоря: «Ты мусор, не будь о себе большого мнения».

Даже служа в армии, он продолжал поститься и ходить в храм (он служил в Батуми, где действовала церковь святителя Николая). После армии его объявили психически больным. В дальнейшем это спасло ему жизнь.

Своими руками Васико построил храм во дворе своего дома в Тбилиси. Несколько раз его разрушали власти, но каждый раз он его отстраивал заново.

«РАССТРЕЛЯТЬ БЕЗ СУДА И СЛЕДСТВИЯ»

Монашеский постриг он принял в 1955 году. А в 1965 на первомайской демонстрации совершил беспрецедентный поступок — публично сжег портрет Ленина.

Ужаснувшемуся народу пояснил:

Монаха Гавриила избила толпа. Полуживым его доставили в изолятор КГБ. В Москве узнали о преступлении и потребовали расстрелять мятежника без суда и следствия. Пытками его заставляли признать, что он совершил поджог по заданию Церкви, но монах был тверд, и на допросе называл Ленина «зверем» и «приспешником сатаны».

В конечном итоге, приговор отменили (возможно, потому, что о деле отца Гавриила много писали в иностранной прессе). Монаху Гавриилу был поставлен диагноз: «психопатическая личность, предрасположенная к психозным шизофреноподобным провалам». Психиатры объявили, что он постоянно находится в галлюцинациях.

После этого отец Гавриил начал явно юродствовать: изображать пьяного, проповедовать на улице…

«ЗДЕСЬ БУДУТ СЛУЖБЫ БОГУ»

В 1971 году он был назначен настоятелем в Самтавро, но почти двадцать лет он скитался и служил в разрушенных или заброшенных во время коммунистического режима храмах.

-Мы дождемся, что эти церкви и монастыри будут восстановлены, и здесь вновь будет проводиться служба Божья, — говорил он.

В последние годы жизни он жил в башне монастыря Самтавро и тяжело болел водянкой. Умер 2 ноября 1995 года.

Говорят, чада отца Гавриила так любили его, что не могли заставить себя засыпать гроб. Комья земли кидали вокруг могилы, и на глазах у хоронивших земля как бы обняла гроб, смыкаясь над ним…

ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ГАВРИИЛА

Выше всех канонов и уставов — любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека — отвратителен перед Богом. Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра. В последние времена людей спасёт любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.

В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина.

Ты не осуждай, судия – сам Бог. Тот, кто осуждает, как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху вниз. Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил их повода, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого, и погибнуть.

Сначала лечит Бог, а потом врач, но кто не благодарит врача, не благодарит Бога. Труженик достоин награды. Ум и руки врача творят богоугодные дела.

Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное – это стремление к Богу. Но сможет ли кто-нибудь достичь совершенства? Однако стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина – мирское.

Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу — всё в воле Божией. Много было таких случаев.

21 ДЕКАБРЯ, 2012.
МАРИЯ СЕНЬЧУКОВА, ЮЛИЯ МАКОВЕЙЧУК

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

ХРАМ вмч.ПАНТЕЛЕИМОНА запись закреплена
Дубненско-Талдомское благочиние

храм пантелеймона дмитров расписание богослужений

ХРАМ вмч.ПАНТЕЛЕИМОНА запись закреплена

О ЧАСТОМ ПРИЧАЩЕНИИ
И ПОДГОТОВКЕ К ТАИНСТВУ.
Протоиерей Владимир Воробьев

Господь Иисус Христос, перед тем как пострадать, установил Таинство евхаристии, в котором хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя. Часто ли нужно причащаться Святых Тайн? Как не потерять благоговение, причащаясь часто? Отвечает протоиерей Владимир Воробьев, настоятель Храма свт.Николая в Кузнецах, ректор ПСТГУ
Показать полностью.

— В чем состоит учение Церкви о причастии?

— Учение Церкви о Евхаристии начинается с момента, описанного в Евангелии от Иоанна, где Господь говорит своим ученикам: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). Вполне это учение раскрывается в момент установления таинства Евхаристии на Тайной Вечери. С самого начала христианам было ясно, что Евхаристия есть таинство, которое созидает Церковь. Об этом сказано в том определении, которое дает апостол Павел – «Церковь есть Тело Христово» (1 Кор. 12-12), то таинственное Тело, богочеловеческий организм, в котором люди соединяются со Христом. Это Тело живет, растет и плодоносит именно благодаря таинству Евхаристии, в которой каждый из членов Церкви, вкушая часть Тела Христова, соединяется единому целому Телу и телесно, и душевно, и духовно.

Из этого понятия о таинстве становится совершенно очевидным, что причащаться Святых Христовых Тайн необходимо часто. Из Апостольских правил, следует, что тот, кто не причащался Святых Христовых Тайн более трех недель без уважительной причины, считался отпадшим от Церкви.

Древние христиане причащались каждый День Господень, (т.е. — каждое воскресение), а в четвертом веке святитель Василий Великий пишет: «Мы (имея в виду себя и свою монашескую общину) причащаемся четыре раза в неделю». О частом причащении пишут очень многие Святые отцы. Сама Евхаристия содержит в себе евангельские слова: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»(Мф. 26, 26-28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Этот призыв Господа причащаться Святых Христовых тайн Тела и Крови Христовых живет в сердце каждого христианина и властно зовет его к этому величайшему таинству! Святой Максим Исповедник говорит, что никакое таинство не бывает совершенно без причастия. Поэтому Евхаристию называют «таинством таинств», веруя, что в ней укоренена вся таинственная благодатная жизнь Церкви. Евхаристия созидает Церковь именно как Евхаристическую общину. Те моменты истории, в которые евхаристическая жизнь в Церкви начинает ослабевать, становятся очень тяжелыми для судеб христианства в этом мире.

Конечно, в жизни Церкви были моменты, когда причащаться приходилось очень редко. Например, первые монахи, уходившие в египетскую пустыню, часто причащаться не могли, тем более, что они не имели священного сана и не могли сами совершать литургию. Но это особый случай, и в таком невероятно трудном подвиге благодать Божия восполняла этот недостаток их жизни. В дальнейшем монастыри растут, появляются большие общежительные монастыри, в них появляются «освященные» монахи – иеромонахи, и начинает совершаться Евхаристия.

ПОТЕРЯ ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН РЕВОЛЮЦИИ И ГОНЕНИЙ НА ЦЕРКОВЬ

Совершение Евхаристии постоянно, даже ежедневно, давно стало нормой для христианских народов. И, конечно, тем более странно видеть, что Евхаристия совершается, а причастников нет! Это полный нонсенс. Возглашается: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», — а никто не хочет принимать Тело Христово и никто не хочет причаститься Крови Христовой. Правила Святых Апостолов квалифицируют это как оскорбление Бога.

Если нет возможности совершить литургию, это другое дело, но если литургия совершается, то не причащаться — более чем странно.

Тем не менее, в дореволюционной России утвердилась традиция причащаться раз в год. К сожалению, большая часть русского народа принимала это ненормальное положение, как норму. И есть мнение (с которым трудно не согласиться), что именно такая потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений, пришедших на Церковь.

Когда народ отступил от Церкви, охладел в вере, отступил от любви ко Христу, смог жить без таинства, которое соединяет со Христом, его постигли беды, несчастья, скорби, смертные страдания, присущие жизни без Бога в мире, который «во зле лежит», князем которого является дьявол. Только тогда люди снова стали молиться от всего сердца, стали каяться и причащаться. В период гонений уже не было вопроса, как часто нужно причащаться – все старались причащаться как можно чаще. Потому что страшно было! Когда перестали пускать в храмы, когда храмы отнимали, взрывали, закрывали, христиане стали совершать литургию по домам тайно, подобно первым христианам, и старались обязательно причаститься.

СЕГОДНЯ ЧАСТОЕ ПРИЧАСТИЕ СТАЛО НОРМОЙ

Сейчас, когда наступила свобода, многие постарались вернуться к евхаристической жизни в Церкви, и частое причастие стало нормой. Много причастников приходит в храмы в Пасхальную ночь, в первый день Пасхи, на Рождество, в другие праздники, в которые раньше не причащали, приводят множество детей, что было вообще запрещено при советской власти.

Конечно, при этом могут появляться некоторые неправильности, которые снова порождают сомнения в норме частого причащения, что представляется нелогичным. Разумнее и естественнее было бы проанализировать причины неправильностей. Когда человеку приходится слышать требование: «Если ты хочешь часто причащаться, то перед этим ты должен каждый раз подробно исповедоваться, говеть, т.е. неделю ходить в храм каждый день, неделю поститься, читать акафисты и каноны, а если не выполнишь, – нельзя». Такое механическое перенесение норм и правил, которые сложились в тот период, когда люди причащались редко, на тех, кто сегодня хочет причащаться часто, приводит к противоречию. Потому что, если часто причащаться и перед этим поститься неделю, то тогда придется все время поститься, если всю неделю ходить в храм каждый день, то, когда же работать, когда же исполнять другие обязанности? Это – «бремена неудобоносимые». И такими требованиями вопрос искусственно загоняется в тупик.

На самом деле, у христиан, которые причащались в древности часто, нормы жизни были другими, и подготовка к причастию, и аскеза были другими. Если сегодня эту подготовку привести в соответствие с возможностями человека, то большая часть проблем снимется.

КАК ЧАСТО ПРИЧАЩАТЬСЯ И СОХРАНИТЬ СТРАХ БОЖИЙ

Остается самая главная проблема: сохранит ли часто причащающийся человек страх Божий? То есть, не будет ли он привыкать к этому таинству, воспринимать его как нечто обычное? Если такое привыкание наступит и душа человека будет расслабляться, не будет трепетать перед престолом Божиим, радоваться и желать этого момента, как бывает с теми, кто не причащался очень долго, то вот тогда встает вопрос о правильности для такого человека частого причащения. Что бы так не получилось, нужно подумать над тем, каким образом воспитывается благоговение в душе христианина? Как подготовить человека к предстоящей христианской жизни, не только по названию, а по сердцу?

Если человек живет в христианском подвиге каждый день, старается молиться Богу, никого не обижать, не говорить дурных слов, быть воздержанным, чистым, простосердечным, не лукавить, не обманывать, соблюдать среду и пятницу, посты и праздничные дни, то тогда подготовка может быть более короткой, и причащаться он будет с еще большим благоговением и трепетом. Если же он хочет соединить по видимости христианскую жизнь с греховной мирской жизнью, то есть, в храме быть христианином, а вне храма забывать о своем христианстве, то он неизбежно потеряет благоговение. Все это превратится в какой-то театр и потеряет всякий смысл, будет производить впечатление лицемерия, обмана, деградации христианской жизни.

— Отец Владимир, отец Всеволод Шпиллер первым ввел частое причастие в церковную практику Русской Церкви после Второй Мировой войны. Как это происходило?

— Да, одним из первых священников в России, кто стал причащать людей на Пасху и на Рождество, был отец Всеволод, который был уверен, что причащаться часто необходимо. Но условия были такими, что массовое причащение на Пасху было невозможно просто физически. Тогда народу было так много, что во время пасхальной службы на солее оставалось лишь маленькое пятнышко у Царских врат, чтобы священник или диакон мог выйти покадить и сказать ектенью. Шевельнуться было нельзя. Поэтому ни поисповедовать, ни причастится, ни подойти к причастию было невозможно.

В обычное время отец Всеволод причащал свою духовную общину часто и регулярно. Но на Пасху он не справлялся, и массового причастия не было. Он причащал очень немногих своих духовных чад, с кем мог поговорить, поисповедовать заранее, объяснить что-то. Их он причащал, и, видя, как причащаются эти люди, весь храм начинал двигаться в этом направлении, желание причащаться на Пасху стало появляться в народе. И понемножку-понемножку лед тронулся. Когда появилась такая возможность, то стали причащать всех.

Когда отец Всеволод скончался, то народ из нашего храма «отхлынул», осталось не так много людей, и уже новому настоятелю было легче решить эту проблему, а он очень хотел последовать отцу Всеволоду в том, чтобы всех причащать на Пасху.

— Отец Владимир, в ваших лекциях по Литургическому преданию вы говорите, что вы когда-то начали читать молитву анафоры вслух, а потом перестали это делать. Расскажите, как это происходило?

— Это было очень просто: у меня голос слабый, и я пытался читать молитву анафоры, но чувствовал, что народ меня не слышит, не реагирует. Так что я изо всех сил кричу, стараюсь, а толку никакого нет.

Приснопоминаемый Патриарх Алексий II тоже имел больной голос, ему сделали микрофончик, и он читал молитву анафоры на весь храм. Патриарх Кирилл имеет очень сильный голос, и читает эту молитву вслух без микрофона. У меня теперь тоже есть такой микрофон, и я тоже читаю эту молитву вслух.

Народ не всегда воспринимает громкое чтение этих молитв. Восприятие зависит от подготовленности. Если община — зрелая, есть настоящая евхаристическая жизнь, то это чтение очень естественно возникает и легко воспринимается. Если храм большой и «проходной» (в больших соборах, где постоянно появляются новые люди и неизвестно, кто когда исповедовался, причащался), это трудно сделать.

Чтение евхаристических молитв вслух естественно возникает в ситуации живой и полноценной духовной общины. В такой общине ее члены активно участвуют в богослужении: поют, читают, обеспечивают все необходимое для жизни храма и хотят вместе молиться, понимать, что происходит в алтаре, быть действительно единым организмом. В этом случае не возникает проблем с якобы непонятным славянским языком: все понимают, все прочитали необходимые книги, усвоили необходимые сведения. Вместе со своей общиной легко молиться и служить, и странно было бы не читать самые главные молитвы вслух всех.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *