храм пантелеймона в новом афоне

Святого Пантелеймона

храм пантелеймона в новом афоне

Общая информация

История и современность

храм пантелеймона в новом афонеМонасты́рь свято́го Пантелеи́мона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик — один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).

Византийский период

Монастырь Святого Пантелеймона упоминается впервые в документе монастыря Ватопед 998 года, подписанном его игуменом Леонтием, подписавшимся по прошествии одиннадцати лет в другом документе как Леонтий Салоникийский. «Салоникийский» — это второе расхожее название монастыря, но в письменных источниках встречается также и третий вариант, звучащий как «Святого Пантелеймона Сфрендзиса Салоникийцев». Возможно, Сфрендзис был основателем монастыря или одним из игуменов.

С течением времени монастырь стал называться «монастырь русских» или «монастырь руссов». В последующие годы монастырь не упоминается в письменных источниках, что свидетельствует, вероятно, о его небольшой значимости в иерархии Афона. В 1262 году встречается подпись игумена обители, которую он поставил латинскими буквами: «Mefodie igoumenos ton Rouson». Вследствие монголо-татарского ига количество русских монахов сильно уменьшилось, и новый поток выходцев из России начался лишь в XV веке.

На протяжении всего XIV века монастырь пытался обрести свой национальный характер. Подписи его представителей встречаются как на греческом, так и на славянском языках. В одном из документов этого времени встречается подпись на греческом: «Симеон … духовник Русского». Тот факт, что духовником русского монастыря являлся-монах грек, говорит о том, что большинство монахов этой обители знали греческий язык. Начиная с третьей четверти XV века монастырь снова оживает, и сюда прибывает большое количество монахов из России, укрепляя за обителью статус русского монастыря.

Турецкое владычество

Несмотря на значительную поддержку, оказываемую правителями России, этот монастырь не избежал участи других обителей в период турецкого владычества и также переживал трудные времена. В 1582 году монастырь закрывается на некоторое время, а в 1661 году, вследствие своей бедности, освобождается от выплаты сборов. В 1693 году обитель закрывается вновь: «Здесь находится монастырь Русских, опустевший, и монастырь и земли его во владении Великой Лавры». храм пантелеймона в новом афонеВ 1725 году здесь проживали два русских и два болгарских монаха, а спустя двадцать лет — лишь несколько греков. Новый расцвет обители приходится на начало XIX века, когда заботу о ней взяла на себя семья правителей Валахии — Калимаки. Земли монастыря за пределами Афона располагались на полуострове Халкидики и в Салониках, но также в Санкт-Петербурге, Москве и в Одессе. Перепись 1808 года относит к монастырю Святого Пантелеймона 57 монахов, из которых 27 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь расположился на живописной территории юго-восточной стороны полуострова Афон. Монастырский комплекс состоит из всевозможных многоэтажных сооружений, впечатляющих воображение своим величием. Вплоть до первой мировой войны монастырь был облагодетельствован многочисленными пожертвованиями русского правительства.

Территория монастыря была расширена сначала на север и восток, а затем было запланировано дальнейшее расширение, которое не удалось завершить вследствие утраты поддержки из России. За территорией монастыря находятся и другие внушительные сооружения. В одном из них расположилась сегодня гостиница, которая до пожара 1968 года находилась в старом крыле обители.

Главный храм монастыря посвящен Святому Пантелеймону и был построен незадолго до греческого восстания. Он украшен восемью великолепными куполами. Стены храма расписаны изумительными фресками русской школы. Службы здесь ведутся поочередно на греческом и русском языках.

Трапезная находится в западной стороне монастыря, напротив входа в главный храм. Она была построена в 1892 году и настолько просторна, что может вместить до 1000 человек. Над ее входом находится колокольня с пирамидальной крышей, колоколом диаметром 2,71 м и весом 13 тонн, а также двумя меньшими по размеру колоколами. Помимо них, существуют еще 32 колокола различных размеров. Колокольный звон создает ощущение благостный гармонии. Для самого большого колокола требуются два звонаря. Опытный монах-звонарь может одновременно работать с 16 небольшими колоколами.

Перед входом в трапезную находится купель. Также во дворе обители расположилось отдельное здание библиотеки.

К монастырю относятся 35 часовен. Особо стоит отметить часовню Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Александра Невского (1852). Это своего рода второй главный храм, где все службы ведутся на русском языке. Во дворе, западнее библиотеки, расположилась часовня Святого Митрофана, которая использовалась как первый храм русских, которые прибыли в монастырь в 1840 году.

храм пантелеймона в новом афонеК обители относятся 2 кельи в Карьесе, одна из которых используется как представительство; три других кельи находятся в разных местах Святой Горы. По дороге в Карьес, там, где раньше находился монастырь Салоник, существовала келья Пальомонастро. Монастырь опустел в 1765 году и стал использоваться как келья. Позднее русские монахи построили здесь величественные здания и великолепный храм, которые, к сожалению, опустели. Согласно письменным источникам, старый главный храм был украшен удивительными фресками поздней македонской школы.

Также монастырю принадлежат Скит Успения Богородицы (Вогородица), поселение Новая Фиваида и Хромитисса.

Сокровище монастыря — библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных святынь, среди которых мощи святого Пантелеймона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.

Путеводитель по монастырю

храм пантелеймона в новом афонеГлавный вход монастыря, недавно украшенный фресками, находится в южном крыле. Главный вход ведёт на крупный двор, окруженный прибрежными крылами зданий, а также отреставрированным архондариком (гостиницей для паломников). Крытый проход ведёт к просторному вымощенному камнем двору.

Восточное крыло, старое здание гостиницы, части северо-восточного и юго-восточного крыла были разрушены крупным пожаром в 1968 году. На верхнем этаже северного крыла располагается часовня Покрова и Александра Невского. На нижних 3 этажах расположились кельи монахов. Недавно отреставрированное южное крыло включает в себя часовню Иоанна Предтечи, новую гостиницу, а также кельи монахов.

Главный храм монастыря посвящен святому Пантелеймону. Памятная надпись нартекса говорит о том, что строительство было начато в 1812 году и завершено в 1821 году. В ней же упоминается правитель Молдовлахии Каллимах (1809-1889), ктитор монастыря.

Главный храм монастыря по своему архитектурному типу следует традициям греческой и русской архитектуры. Храм украшают 8 куполов русского типа. Похожие купола встречаются и на часовнях. Богато украшенный иконостас также происходит из России. Нартекс и главный храм украшены фресками 1855 года, созданными при игумене Герасиме. Многие из них были впоследствии отреставрированы.

Согласно патриаршему указу 1875 года, службы в главном храме обители проводятся поочередно на русском и на греческом языках. Этот храм называют также греческим католиконом (главным храмом), в противоположность часовне Святого Митрофана Воронежского, которую, начиная с 1858 года, русские использовали как главный храм.

В монастыре насчитывается 36 часовен. Часовня Успения Богородицы представляет собой отдельно стоящее здание за главным храмом. Службы здесь проводятся на греческом языке. В часовне Святого Митрофана, западнее библиотеки, службы проводятся на русском. храм пантелеймона в новом афонеВ северном крыле расположились 9 часовен, среди которых: Вознесения Господня, Святого Сергия, Святого Дмитрия и Святого Александра Невского вместимостью до 2000 человек, а также часовня Покрова Пресвятой Богородицы 1888 года с богато украшенным позолоченным иконостасом и многими иконами с позолоченными серебряными окладами. Среди примечательных икон стоит отметить и мозаичную икону святого Александра Невского.

В южном крыле расположились 8 часовен, из которых только 3 сохранились после пожара: Святого Саввы, Святого Николая и Иоанна Предтечи. Другие часовни обители находятся за территорией монастыря.

Купель монастыря, находящаяся между главным храмом и трапезной, отличается тем, что не окружена монументальным сооружением с куполом. Эта купель, украшенная барельефами, стала подарком Иоасафовского братства монастырю в конце XIX века.

Трапезная располагается в западной части двора, напротив главного храма. Это отдельно стоящее прямоугольное здание, построенное в 1893 году и рассчитанное на 1000 человек. Над входом в трапезную находится колокольня, построенная в 1893 году. Это высокое, но крепкое здание, способное выдержать вес 32 колоколов, составляющий в совокупности более 20 тонн. Большой колокол над трапезной имеет диаметр 2.7 м, а его окружность составляет 8.7 м. Колокол посвящен памяти Андрея Дмитриевича Самгина и хранит имя своего создателя, Иоакима Воробьёва. На этом же этаже находятся еще три колокола, каждый из которых весит 3 тонны. На втором этаже расположились менее крупные колокола, связанные с часами колокольни.

Ризница монастыря занимает двухэтажное здание, пристроенное к северной стороне трапезной. Иконы хранятся в отдельном здании севернее главного храма, рядом с часовней Успения Богородицы. Среди других икон здесь хранится также икона Богородицы Иерусалимской.

Богатая библиотека монастыря также занимает отдельно стоящее двухэтажное здание во дворе. Здесь хранятся около 1300 кодексов, из которых 110 написаны на пергаменте. Стоит отметить, что 600 кодексов написано на славянском языке. Печатных книг в библиотеке около 30000.

храм пантелеймона в новом афонеВ монастыре есть два кладбищенских храма. Старый храм Святых Апостолов Петра и Павла был построен в 1820 году, одновременно с главным храмом обители. Он располагает украшенным фресками куполом и костницей в подвале. Новый храм был построен в 1896 году и представляет собой двухэтажное здание, включающее в себя два храма, костницу и 2 независимых кельи. По своему архитектурному стилю он напоминает русские церкви XIX века. Храм на втором этаже посвящен Святым Архангелам, а на первом — Святому Серафиму Саровскому и Святому Феодосию Черниговскому.

Старый причал монастыря располагался на небольшом расстоянии от обители, по направлению к порту Дафни. Он был разрушен ураганом в XIX веке. Новый причал представлял собой временное деревянное сооружение, сохранившееся в таком виде до 1998 года. Затем на этом месте было построено каменное сооружение.

Источник

«Виртуальная Абхазия»: Пантелеймоновский собор монастыря Кананита

Настенные росписи Пантелеймоновского собора монастыря Святого Апостола Симона Кананита в Новом Афоне – пример монументальной храмовой живописи, их отличают насыщенный колорит и виртуозность исполнения.

Виртуальное посещение Собора святого великомученика и целителя Пантелеймона — новая часть мультимедийного проекта Sputnik Абхазия, цикла панорам об Абхазии.

Пантелеймоновский Собор монастыря Святого Апостола Симона Кананита

Мужской монастырь Святого Апостола Симона Кананита в Новом Афоне был основан русскими монахами из монастыря Святого Пантелеймона греческого города Афон в 1875 году.

храм пантелеймона в новом афоне

Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительницы».

В центре архитектурного ансамбля высится Собор Святого великомученика и целителя Пантелеймона, вмещающий более трех тысяч человек.

Длина собора, построенного в ново-византийском стиле по проекту архитектора Никонова, — 53,3 метра, а ширина — 33,7, его венчают пять куполов, высота центрального из них — 40 метров.

храм пантелеймона в новом афоне

В центральном пределе находится изображение Божией матери, благословляющей всех молящихся в храме. На западной стене, над главным входом в собор, изображена сцена Страшного суда. Справа и слева по периметру собора расположены сюжеты, отражающие все основные православные праздники годового богослужебного круга.

храм пантелеймона в новом афоне

Центральный предел храма посвящен святому Пантелеймону, икона которого, располагается на главном аналое в центре собора. Остальные четыре предела освящены в честь святого князя Александра Невского, равноапостольной Марии Магдалины, святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца, которые являются покровителями семьи императора Александра III. Он посетил строящуюся обитель в 1888 году и заложил первый камень в основание Собора.

В ризнице Собора хранятся святыни обители: икона с мощами Святого Апостола Андрея Первозванного, крест – мощевик с частицами его ризы; икона с мощами святого великомученика и целителя Пантелеймона; частица мощей священномученика Клемента, Папы Римского; крест с частицами Животворящего Древа Господня.

Источник

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

Приблизительное время чтения: 5 мин.

С именем святого великомученика и целителя Пантелеимона связано одно уникальное место – русский монастырь, который находится вне России, на Святой Горе Афон. По своему духовному значению для верующих он является одним из главных не только на Афоне, но и среди всех православных монастырей мира.

Обитель во имя святого угодника Божия Пантелеимона была основана русскими монахами на Афоне примерно в X–XI веках. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1016 году. Изначально он был посвящен Успению Пресвятой Богородицы и располагался в лесу на восточной стороне Святой Горы. В это время монастырь называли или «Богородица» или Ксилургу (в переводе с греческого – «древоделя»), что было связано с основным занятием монахов – обработкой дерева.

С XIII по XV век монастырь святого Пантелеимона переживал определенный кризис. Во-первых, обитель постоянно разорялась крестоносцами и морскими пиратами, которые в то время терроризировали весь Афон. Во-вторых, теряются связи с Русью, так как в этот период она находится в зависимости от татаро-монгольской Орды и не имеет возможности поддерживать свою дальнюю обитель. Поэтому именно в этот период число русских монахов в монастыре уменьшается, и через некоторое время большинство насельников составляют уже сербы. Все это приводит к тому, что до 1489 года покровителями обители становятся сербские князья – Неманичи, Бранковичи и другие.

В XV веке произошли изменения в жизни всего Афона – после захвата турками Константинополя в 1453 году Святая Гора попала под власть Османской империи. Жизнь монастыря становится тяжелой – новые власти облагают монастырь большими налогами, конфисковывают земли. В это время он существует лишь за счет тех пожертвований, которые вносят православные князья Валахии и Молдавии, а также московские князья и священноначалие.

После того как Русь освобождается от власти татаро-монголов, улучшается и положение Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1507 году покровителем (ктитором) монастыря становится великий князь Московский Василий III, начинает увеличиваться число иноков, теперь уже русских по происхождению. Большое уважение к монастырю испытывал царь Иоанн IV Грозный, который называл его своей «первой богомолией».

В период Смутного времени помощь монастырю снова прекращается и восстанавливается только с воцарением в России царского рода Романовых. Однако, даже учитывая помощь из России, монастырь продолжал испытывать экономические трудности. Постройки монастыря ветшали, количество насельников уменьшалось. Монастырь был на грани полного разорения, тем более что турецкие власти продолжали притеснять обитель. Дело доходило даже до того, что за долги монастыря по налогам монахов сажали в тюрьму. Все это привело к тому, что в 1705 году решением Патриарха Константинопольского Гавриила III монастырь восстанавливается как русский и полностью передается России. Управлять жизнью монастыря поставляется архимандрит Варлаам. Однако, несмотря на этот шаг, а также на помощь со стороны Священного Синода России (ежегодные выплаты, пожертвования, подарки в виде дорогой утвари, богослужебных книг и т. д.) монастырь испытывает трудности вплоть до конца XVIII века.

Как ни пытались все заинтересованные стороны улучшить жизнь обители, ситуация кардинально не менялась. Все это способствовало тому, что в конце XVIII века монахи Нагорного Русика решают переселиться на новое место, а именно – в прибрежную келлию с храмом Вознесения Господня, которая принадлежала основному монастырю. Эта келлия располагалась недалеко от лодочной пристани. Здесь монастырь святого Пантелеимона возродился во второй раз и находится по настоящий день. По своему местоположению он получил наименование Прибрежный Русик.
Перемена места не решила проблем. Новая обитель также испытывала трудности, вплоть до того, что в ней практически не осталось насельников. Встал вопрос о том, чтобы исключить русский монастырь из числа святогорских обителей, а для уплаты долгов продать земли другим монастырям Афона.

В 1803 году Патриарх Константинопольский Каллиник V издает грамоту о восстановлении общежития в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Возродить жизнь в обители предстояло 85-летнему старцу иеромонаху Савве, который специально поехал в Стамбул с целью испросить для этого материальные средства. Ему удалось собрать только частные пожертвования, так как от Патриархии ему ничего не дали. Однако здесь оказал помощь Сам Господь. В этот момент по молитвам к святому Пантелеимону получил исцеление от тяжелого недуга великий драгоман Порты (дипломат с особым статусом. – прим. ред.), валахский князь Скарлат Каллимах. По данному им обету, после выздоровления он стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В эти годы, а именно – в 1814 году, при материальной поддержке Каллимаха на территории монастыря строится собор во имя святого Пантелеимона. В 1815 году собор был освящен.

Однако в середине XIX века, после кончины старца Саввы и казни турецкими властями Каллимаха, для монастыря вновь наступают тяжелые времена. В один из моментов, в период с 1821 по 1829 годы, монахи даже были вынуждены покинуть обитель и провести девять лет в скитаниях, так как из-за разгоревшейся Греческой революции против турецкого ига территорию монастыря заняли турецкие войска. Только в 1830 году в монастырь возвращаются русские иноки, хотя экономическое состояние обители было, как и прежде, бедственным.

Новый этап возрождения монастыря начинается только спустя десятилетие – с 1840 года, когда в него приходит русский инок Иоанникий (Соломенцев) с несколькими другими монахами. Приняв схиму с именем Иероним, он стал возрождать жизнь монастыря, за что впоследствии получил прозвание «духовного возобновителя». Благодаря деятельности отца Иеронима в монастыре начинается духовный и экономический подъем, строятся новые храмы (1846 –святителя Митрофания Воронежского, 1851 – Покрова Пресвятой Богородицы и т.д.). В целом за годы деятельности отца Иеронима в монастыре было построено и восстановлено около 60 храмов, 19 келлий и 8 подворий. К 1850 году в обители святого Пантелеимона находилось уже около 200 монахов, из них 30 были русскими.

К концу XIX века монастырь полностью избавился от долгов, стал сам оказывать материальную помощь братским монастырям и другим учреждениям на Афоне. Количество монахов в обители было более тысячи, из них русских – около 800. К 1910 году количество монахов увеличилось до 1900 человек. Обители принадлежало 60 храмов, различные земельные владения, в том числе и вне Афона (в черте города Салоники и т. д.). Правда, эти внеостровные владения были конфискованы у монастыря правительством Греции в 1924 году.

К началу XX века монастырь святого Пантелеимона имел собственные подворья в ряде городов России и не только – Москве, Санкт-Петербурге, Таганроге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Одессе, Сухуми, Стамбуле и Салониках. У всех этих подворий была своя участь. В частности, в России после революции 1917 года все они были закрыты. Однако сам монастырь святого Пантелеимона избежал этой участи, находясь вдалеке от России. Так Господь уберег обитель Своего угодника от безбожной власти.

На сегодняшний момент в монастыре, который остается одной из главных святынь Афона, хранится честнейшая глава святого Пантелеимона, а также его чудотворный образ.

Источник

2011 год

Про монашескую республику Афон, про её строгую жизнь, про её монастыри я знал давно. В 2000 году ушёл из жизни прекрасный человек священник отец Вячеслав. Он мне часто рассказывал о Святой Горе. Отцу Вячеславу посчастливилось посетить Афон дважды. С тех пор я теоретически тоже хотел попасть на Святую Гору, отодвигая событие на неопределённый срок.

Отец Вячеслав говорил, что мирянам тяжело получить разрешение на посещение Святой Горы. За паломника должны просить из храма или из монастыря. И вдруг я увидел в журнале рекламу фирмы, предлагавшей туры на Афон. Позвонил, поговорил, взял адрес и забыл.

Через пару месяцев встал вопрос об отправке жены и сына на море. Супруга рвалась в Грецию. Я заказал на работе справку о доходах для посольства, но обстоятельства изменились. Моё семейство выбрало безвизовый Тунис, а мне передали из бухгалтерии уже не нужную справку.

Я покрутил её в руках и вдруг, библейским голубем пришла мысль об Афоне. Позвонил в фирму, мне подтвердили, что могут отправить. Я предложил своему другу Виктору разделить со тяготы и благость паломничества. Виктор согласился.

Таким образом, жена готовилась к вылету в Монастир, а я собирался в монастырь.

Для посещения Святой Горы нужно получить специальное разрешение — диамонитирион. Из Москвы посылают анкету паломника в один из афонских монастырей, который отправляет прошение на получение диамонитирион в приграничный с Афоном городок Уранополис, где находится государственный офис.

Святая Гора представляет собой независимую часть греческого государства со столицей Кариес (Карея), где находится резиденция Управляющего Горы, который подчиняется Министерству Иностранных дел.

Ситуация с диамонитирионом была не ясна до самого последнего момента. Сотрудники агентства заверяли, что всё нормально, приглашение в Уранополисе мы получим, но письменных гарантий не давали.

А вдруг нет? Мы с Виктором решили, если подобное случится, будем 4 дня лежать на пляже. Именно столько времени запланировали на поездку.

Всем друзьям и знакомым я сообщил своё намерение отправиться на Афон. Грешники стали просить поставить за них свечку и помолиться. Некоторые рассказывали о грехах, в надежде, что я увижу афонских старцев, и прозорливые отцы через меня посоветуют, как решить ту или иную проблему.

храм пантелеймона в новом афоне

Войдя в раж, сообщил своей знакомой Маше об Афоне, дабы грешница поведала прошлое, на предмет — мужчины, романы…

С Машей интересно общаться. Сейчас она на пенсии, а до этого 25 лет отработала следователем прокуратуры (имя изменено, есть среди авторов сайта). Увы, прокачать тему не удалось. Бывшая следователь решила не открываться «этому святому человеку со всеми удобствами».

Впрочем, когда моя душа находящаяся в бренном теле, нагруженная грехами, летела в Грецию, лайнер очень тяжело взлетел, после нас жутко трясло. А что могло бы быть, если бы я взял с собой грехи Маши? Даже представлять не хочется.

Покупка билетов всегда лотерея. Кто будет соседом, пассажир не знает. В Салоники летом едут отдыхать на море, паломников мало, но они есть. В салоне лайнера можно было наблюдать сценку в чеховском стиле. Одетый во всё чёрное слуга Господа сидел рядом с девицей, шикарная грудь которой буквально вываливалась, привлекая к себе мужское внимание.

При походах в хвост самолёта я невольно разглядывал колоритную пару. Хотелось перехватить страстный взгляд священника на свою соседку. Нет — батюшка в греховных помыслах замечен не был.

Счастье Божье путешествовать без багажа, паспортный контроль, и ты сразу выходишь в город.

храм пантелеймона в новом афоне

У нас трансферт до Уранополиса. Занимаю в автобусе хорошее место, ставлю рюкзак. Виктор расположился чуть сзади. Наконец-то, вроде как еду на Афон. Обдумываю, получится или нет.

Мужчина я яркий, интересный, и, наверно, в тот момент на моём лбу было написано, что в кармане 870 евро.

— У вас тут свободно? Можно сесть с вами? — улыбается совершенство Божье, ухоженная блондинка.

Автобус покатил по греческим дорогам. Я намеревался тихо спокойно посидеть, вспоминая прожитую жизнь, но пришлось слушать женское щебетание. Блондинки подобны чайкам. Любоваться на чайку это одно, но если сия птица посчитала тебя своей добычей — берегись.

Понять что-либо об экономике Греции не удалось. Где-то что-то засеяно, где-то растут прекрасные оливковые рощи, а в иных местах царствует бурьян.

храм пантелеймона в новом афоне

Греческие дороги очень узкие и извилистые. Почти на каждом повороте стоит маленький храм размером 40/40 см. Такие церквушки обозначают место аварии и их продают вдоль дорог.

Халкидики называют трезубцем Посейдона. Если посмотреть на полуостров на карте, то его продолжением на юго-восток являются ещё три похожих друг на друга полуострова Кассандра, Ситония и Афон. Нам выходить последними.

храм пантелеймона в новом афоне

Вначале высаживают туристов на полуострове Кассандра. Здесь весело, много баров и ресторанов, качаются на волнах яхты и катера, расхаживают оголённые женщины.

Следующий полуостров Ситония кардинально отличается. Дорога взбирается вверх, посёлков мало, шуршат листвою девственные леса на высоких горных склонах. Ситония для тех, кто любит спокойный отдых.

За 2,5 часа я узнал о своей соседке почти всё. Девушка работает бухгалтером в Москве в маленькой фирме, взяла отпуск и прилетела в Грецию, так как «турки уже достали». Свободная женщина развелась с мужем 2 года назад и в одном из последних отелей ей выходить.

Бес искуситель кусает и соблазняет: «Диамонитириона у тебя нет! Не попадёшь на Афон! Семья в Тунисе, ты холост, выходи с Галей!»

Я оказался твёрд! Галя очень удивилась, узнав, что мы едем в монастырь. Девушка потратила за 2, 5 часа некий азартный запал, а ей попался дефективный. Пресвятая Троица, помоги пристроиться в личной жизни сей грешной женщине.

Уранополис — конечная остановка. Выходим, в зарезервированном отеле бросаем рюкзаки и отправляемся гулять.

храм пантелеймона в новом афоне

Здесь нас берёт в оборот бес, отвечающий за чревоугодие. Он отводит в ресторан, заказывает кальмары, осьминогов и вино.

храм пантелеймона в новом афоне

Бес уверяет, что в монастырях такое не подадут. Впрочем, искуситель оказывается слабым и, словно «настоящий полковник» из песни, убегает при появлении официанта со счётом в 40 евро.

Уранополис стоит на южной части полуострова Афон, почти там где Афон соприкасается с Халкидики.

храм пантелеймона в новом афоне

Первыми жителями полуострова были фракийцы и пелазги с острова Лимос, а позднее — переселенцы из Халкидики. По приказу царя Персии Ксеркса в 481 году до н. э. в этих местах персы прорыли канал, дабы избежать участи полководца Мардония, который в 493 г. до н. э., во время первого похода персов на Грецию, погиб вместе со своим флотом, огибая полуостров.

храм пантелеймона в новом афоне

Отметим, многие историки утверждают, что это миф, и персы волоком перетащили суда. В любом случае действие происходило где-то возле Уранополиса.

храм пантелеймона в новом афоне

На месте Уранополиса некогда располагался богатый город Сани. Во время Пелопоннесской войны он встал на сторону Афинян и был захвачен стратегом Врасидой. После Никийского мира город остался союзником и плательщиком подати Афинянам, вплоть до захвата и разрушения его Филиппом Македонским.

храм пантелеймона в новом афоне

Несколько лет спустя на его месте Александр Македонский основал город Уранополи, который достиг большого расцвета, о чём свидетельствуют монеты с надписью «урано поли». Дата разрушения города не известна.

храм пантелеймона в новом афоне

В наше время, когда народы вновь активно переселяются с бедного Юга на богатый Север, в Уранополисе множество людей говорит по-русски. Висят на русском объявления о продаже недвижимости, шустрят в барах и в магазинах русскоязычные девушки.

храм пантелеймона в новом афоне

Во многих лавках продаются иконы, где взгляды святых не столь строгие как в русской иконописи. Некоторые похожи на картины. Есть образа святой Матроны. Впрочем, это и не удивительно, покупатели — русские туристы.

храм пантелеймона в новом афоне

Греческий кризис где-то там, непонятно где, наверно, где нет моря, а оно в Греции везде. Солнце прячется за горизонт. Залив Сигитикос, отделяющий Афон от Ситонии, обдувает сушу морским ветерком, а это так приятно после жаркого дня.

храм пантелеймона в новом афоне

На набережной, в центре Уранополиса, возвышается смотровая башня, и ветерок в наступившей ночи, назло германским налогоплательщикам, колышет полосатый бело-голубой греческий флаг.

храм пантелеймона в новом афоне

Гуляя по городу, находим место, где выдают диамонитирион. Офис открывается в 7.30. Решаем для себя, что придём в 7.00 и займём очередь.

Если сложится, то нужно будет брать билеты не на паром, который отходит в 10.45, а на скоростной катер на 8.00.

Возвращаемся в отель. Городок уснул, ночь наполняется треском цикад, через залив проступают очертания Ситонии. Вдруг проскакивает вспышка, затем вторая, третья…

Ночь яростно барабанит по крыше каплями дождя, подсвечивая вспышками молний и ругаясь грозовыми раскатами.

храм пантелеймона в новом афоне

Виктор легко засыпает под тарарам. Я после выпитого чая уснуть не могу, на душе суета. Попадём ли мы на Афон? Пресвятая Богородица, мы рабы твои, нам по слову твоему!

Под утро дождь закончился. Я вышел на балкон. Бесов Илья пророк разогнал основательно. Воздух чист и свеж, нет ни мух, ни комаров. В божественной тишине приближается рассвет. Нет ни лая собак, ни переклички петухов. Японский кондиционер дышит благодатью морской залив.

Смотрю на Сигитикос и понимаю — наша поездка на Афон состоится.

Как говорится в предании, Апостолы распределяли жребий, куда каждый пойдёт проповедовать Евангелие. Богоматерь попросила позволить ей тоже принять участие. По жребию выпала земля Иберия. Когда Богоматерь готовилась к отправке, появился Архангел Гавриил со словами:

«Иесус Христос, родившийся от тебя, велит тебе не оставлять Иудейскую землю и Иерусалим. Место же тебе предназначается не Иберия, а полуостров Македонии — Афон…»

Как только Богоматерь прибыла на корабле на Афон, по всему полуострову начался гул от всех местных идолов. Этот звук, как крик взывал:

«Мужи, потомки Аполлона, идите в бухту Климента, встречайте Мать Великого Бога — Марию!»

Все побежали к бухте и с большим почтением приняли Богородицу, Иоанна Евангелиста и их свиту. Богородица, не зная греческого языка, обратилась к мужам, и все поняли Слово Божье:

«Сын мой, Бог мой, благослови место сие и жребий мой и излей милость на него, и храни невредимым его, до скончания века сего».

Потом благословив народ, сказала:

«Благодать Божия да пребудет на месте сём и на пребывающих здесь, с верой и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни и на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и о нём ходатаица перед Богом».

Это событие описано в книгах библиотеки Великой Лавры. С тех пор Святая Гора называется Обитель Богородицы.

Афон (Святая Гора) — самый восточный из трёх полуостровов Халкидики, лежащий в лазурных водах Эгейского моря, между Фермейским и Стримонским заливами. Протяжённость его около 60 км, ширина от 8 до 25 км.

В 676 г. император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам. Однако расцвет монашества начался здесь через 200 лет.

Во время своего царствования 867 г. Василий Македонянин подтвердил исключительное право монахов на обитание на Афоне. В 971 — 972 г. был составлен Первый Устав Святой Горы, который действует вплоть до наших дней. Одним из главных правил является запрет для женщин на посещение Афона и животных женского рода.

храм пантелеймона в новом афоне

В 10 веке Святая Гора начинает заселяться иноками, послушниками, и обрастать монастырями. В 11 веке, когда утвердился общежительный образ жизни, количество монастырей достигало 180. Однако в конце того же века, прослышав об Афоне, сюда начинают наведываться пираты.

храм пантелеймона в новом афоне

В 12 веке основание новых монастырей стало ограниченно, однако на полуостров стали активно прибывать не только греки, но и монахи из других стран: грузины, русские и сербы, которых объединила друг с другом общая православная вера. Далее Афон подвергался давлению латинян и уже не ослабевающему нашествию пиратов.

Количество монастырей уменьшилось до 25, из которых к настоящему времени сохранились 20.

В 15 веке, после многочисленных бедствий и разрушений Афон, переживает один из лучших периодов своей истории. Святогорцы продолжали бороться против церковной унии, отстаивая православие после падения Фессалоники (1430 г.) и Константинополя (1453 г.).

Затем, как и вся Греция, Афон попал под власть Османской империи. Монастыри выказали покорность султану Мураду Второму, тот дал им возможность спокойно жить. Прекратились и набеги корсаров.

храм пантелеймона в новом афоне

Была сохранена независимость Афона, который в султанских фирманах назван «страна, где денно и нощно благословляют имя Божие» и «убежище бедных и чужестранцев». В те годы, на Святую гору устремился большой поток сербов, греков и болгар, не желающих жить под властью турок.

Покровителями и благодетелями Святой Горы, находящейся под властью иноверцев, становятся правители придунайских стран Венгрии и Молдовлахии, русские цари, а также многие патриархи и просто благочестивые христиане.

Афонские монахи получают разрешение посещать время упомянутые страны, собирая деньги.

В наши дни тяжело разобраться в противоречивых данных о жизни Греции в составе Османской империи, но можно смело сказать, независимый Афон стал духовным центром Греческого народа, сосредоточением деятелей науки и искусства.

Упомянем такой факт. В монастыре Великой Лавры была открыта типография, благодаря чему на Афоне и в Греции получили хождение книги. Типография была уничтожена незадолго до начала национально-освободительной войны 1821 года.

Одиноко бредём по утреннему городу. Закрыты лавки, ещё не проснулись кафешки. В 7 часов мы единственные у офиса, где выдают разрешение на посещение Афона. Внутри уже кто-то есть. Сотрудники офиса на 15 минут раньше открывают двери, приглашают на собеседование и выдают заветный диамонитирион.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *