храм пантократора в константинополе

Самостоятельно по Стамбулу. От монастыря Пантократора и акведука Валента до мечетей Фатиха и Михримах Султан

7-ой отчет о самостоятельном и большом путешествии по ТУРЦИИ.

На этом сайте я уже выставил краткий обзорный отчет о Стамбуле, который можно прочитать здесь — »Самостоятельно по Турции. Часть 1. Семь дней на великолепный Стамбул».

В предыдущем отчете я рассказал, как начал осматривать Стамбул на 4-й день, о чем можно прочитать здесь — »Самостоятельно по Стамбулу. От мечети Шехзаде до грандиозной мечети Сулеймание».

31-июля (вторник) — 4-й день путешествия по Турции.

Осмотрев громадную мечеть Сулеймание — на фото, мы продолжили наш маршрут по Стамбулу.

храм пантократора в константинополе

храм пантократора в константинополе

Идя по узким улочкам этого района, можно было увидеть много колоритных зданий,

храм пантократора в константинополе

и несколько старинных мечетей, которые в свое время турки переделали из византийских церквей. Это можно даже понять по византийской кладке.

храм пантократора в константинополе

храм пантократора в константинополе

храм пантократора в константинополе

Пройдя всего 300–400 метров на восток от мечети Сулеймание, оказываемся на проспекте Ататюрка, на котором возвышается величественный Акведук Валента — мы к нему еще вернемся, а пока по этому проспекту выходим к монастырю Пантократора.

храм пантократора в константинополе

храм пантократора в константинополе

Поднявшись по петляющейся кривой улочке на холм — увидим второй по величине (после собора Святой Софии), памятник Византийского зодчества, сохранившийся от Константинополя — это монастырь Пантократора (Господа Вседержателя) — на фото.

храм пантократора в константинополе

Строительство его начала императрица Ирина Комнина в 1118 году и в 1136 году строительство основных храмов в этом монастывре было завершено.

храм пантократора в константинополе

После захвата Константинополя в 1204 году крестоносцами, избранный ими король Латинской империи — Болдуин, устроил здесь свой дворец. После изгнания латинян в 1264 году — монастырь вернулся православной церкви до завоевания турками Константинополя в 1463 году, которые сразу превратили монастырь в мечеть Зайрек.

храм пантократора в константинополе

К концу 20 века древние здания пришли в такой упадок, что ЮНЕСКО занесло их в список Всемирного наследия, которым грозит уничтожение.

После этого турки приступили к вялотекущей реставрации на пожертвования частных лиц. Поэтому и внутрь комплекса сейчас попасть нельзя. Но и посмотрев только внешний вид монастыря — вы сможете оценит византийское искусство

храм пантократора в константинополе

Кроме того от стен монастыря — открывается открыточный вид на исторический центр Стамбула, в частности на мечеть Сулемание и Золотой Рог- на фото

храм пантократора в константинополе

храм пантократора в константинополе

После Монастыря возращаемся сквозь переулки к Акведуку Валента

храм пантократора в константинополе

храм пантократора в константинополе

Акведук Валента — это старейшее сооружение Константинополя, который был возведен в 368–375 годах, при императоре Валенте, которые вскоре будет убит в битве при Андринополе готами в 378 году, что ознаменует закат Римской империи.

храм пантократора в константинополе

По верху акведука были проложены свинцовые трубы, по которым поступала вода — до самого императорского дворца. Его длина составляла 1 километр, но он был лишь малой частью огромной водопроводной системы города длиной в 550 километров. Акведук функционаровал до середины 19 века. Высота Акведука в некоторых местах достигает 26 метров.

храм пантократора в константинополе

Сразу за Акведуком начинается небольшой парк с памятником султану Мехмеду Завоевателю (Фатиху), который и завоевал Константинополь.

храм пантократора в константинополе

Здесь мы оказываемся в самом центре района Фатих, который и назван в честь этого султана.

храм пантократора в константинополе

Здесь же на небольшой площади находится еще один древний памятник Константинополя — Колонна Маркиана — на фото

храм пантократора в константинополе

Это Римская триумфальная колонна, была воздвигнута в середине 5 века, в честь византийского императора Маркиана, который отвел от Византии угрозу нападения гуннов во главе с Аттилой

храм пантократора в константинополе

Далее идя вдоль широкого проспекта увидете с справой стороны вход в огромную мечеть Фатиха — на фото

храм пантократора в константинополе

Мечеть Фатих, или мечеть Завоевателя — это первая большая султанская мечеть построенная османами в Стамбуле.

храм пантократора в константинополе

Место для ее строительства султан Мехмед выбрал на вершине четвертого городского холма, на котором в византийские времена стояла церковь святых Апостолов, служившая местом погребения почти всех византийских императоров (с 4 по 11 век), в ней были погребены императоры — Константин Великий, Феодосий Великий, Маркиан и Юстиниан, но их могилы были разграблены еще крестоносцами в 1204 году.

До нашего времени от этой церкви не осталось ничего, кроме упоминаний в хрониках, да несколько колонн, которые использовались при строительстве внутреннего дворика мечети.

храм пантократора в константинополе

Сооружение мечети и грандиозного благотворительного комплекса продолжалось почти 8 лет (с 1463 — 1470 год)

Источник

храм пантократора в константинополе

храм пантократора в константинополе

Тот, кто мало знаком с историей Стамбула и ни разу не бывал в этом городе, может подумать, что из религиозных святынь там одни мечети. Такое мнение ошибочно. Хотя мусульманство прочно укрепилось в Турции, богатое христианское прошлое византийского Константинополя там напоминает о себе десятками, а то и сотнями церквей.

Приехав в Стамбул, можно посмотреть больше чем на 170 храмов, среди которых и церковь монастыря Пантократора. О ней речь пойдет ниже. Некоторые из этих памятников архитектуры находятся в прекрасном состоянии, там проходят богослужения, а другие срочно требуют внимательного отношения и денег на реставрацию. Хорошо, что всегда находятся добродетели, готовые помочь в таком благородном деле.

Монастырь Пантократора в Стамбуле — немного истории

храм пантократора в константинополеМонастырь Пантократора или мечеть Зейрек (тур. Molla Zeyrek Camii) появился в Константинополе во времена правления Иоанна II Комнина. Обитель строилась благодаря стараниям его жены Ирины, урожденной венгерской принцессы, которая в 1118 году пожелала облегчить участие «бедных, больных и страждущих душ». Строительство завершили уже после ее смерти. Таким образом, в источниках говорится о том, что монастырский комплекс появился между 1118 и 1137 годами.

Позже северная и южная церкви были соединены императорской капеллой, которая использовалась в качестве усыпальницы для династий Комнинов и Палеологов. В 1149 году там разместили икону Св. Димитрия из Фессалоники. В обители также находилась икона Пресвятой Богородицы. Известно, что уже в XII веке при монастыре жило около семи сотен монахов.

После османского завоевания церковь Пантократора стала мечетью. Ее назвали именем ученого Молла Зейрека. Катастрофически заброшенные в течение многих веков, останки монастыря в настоящее время постепенно реставрируются.

Монастырь Христа Пантократора — описание

храм пантократора в константинополеСохранившаяся до сегодняшнего дня церковь с куполами – напоминание о ранее существовавшем византийском монастырском комплексе, который также включал в себя библиотеку, больницу, детский дом, дом для сумасшедших, бани и часовню. Церковь Панкратора является второй по величине византийской святыней Стамбула и уступает только лишь Святой Софии, но основная часть существовавших там украшений и реликвий бесследно утеряна. А там в свое время были очень ценные вещи. Такие, как, например, камень, на который клали тело распятого Христа.

Если присмотреться, то в очертаниях руин храма можно разглядеть довольно оригинальное архитектурное решение. Это, по сути, три церкви под множеством куполов, соединенные между собой воедино. Фронтоны здания имеют изогнутую форму, что хорошо сочетается со сводами ниш. Несмотря на восстановительные работы, церковь Пантократора по сравнению с другими известными религиозными святынями Стамбула находится в плачевном состоянии.

Если вам удастся договориться с хранителем мечети Зейрек (а именно так называют это здание местные жители), сможете побывать в подвале его комнатушки. Там остались некоторые фрагменты росписей, которые были сделаны во времена процветания монастыря. Экскурсоводы в один голос утверждают, что впечатления от посещения этой древней святыни будут куда лучше, если отдыхающие посетят рядом расположенное кафе и смотровую площадку.

Где находится мечеть Зейрек и как до нее добраться

Останки монастыря находятся по адресу: Zeyrek Mh., İbadethane Arkası Sokak 2-14, Istanbul. Площадь Зейрек расположена в районе Фатих, рядом с районом Ункапаны.

Источник

Храм пантократора в константинополе

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

Источник: Седов Вл. В. Умножение сходных величин. Монастырь Пантократора в Константинополе. В журн.: Проект-классика. IX-MMIII. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: http://www.projectclassica.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2011 г.

Умножение сходных величин.
Монастырь Пантократора в Константинополе

храм пантократора в константинополе

В интерьере южной церкви монастыря Пантократора в Константинополе собраны все качества абсолютной архитектуры Византии: центричность, спокойствие, величественность и таинственность. Этот набор не менялся, хотя менялись детали

Как бы путешественник ни подходил к монастырю Пантократора (сейчас он называется Зейрек Джами) – от проложенного не столь давно бульвара Ататюрка вверх к полуразрушенным террасам или через запутанную сеть улочек одного из беднейших кварталов Стамбула вниз – первое ощущение всегда будет шокирующим: вместо ожидаемого византийского шедевра внезапно вырастает предстающая слишком вблизи и в невыгодном ракурсе махина, с трудом раскладываемая на составные части. Это только на самый первый взгляд, а простое вглядывание и более подробный обход показывают, что перед зрителем удивительная композиция из трех храмов, ориентированных и решенных примерно одинаково и объединенных общим нартексом. Эта композиция сложилась последовательно, но с первого взгляда это незаметно, и глаз кружится в повторениях, не в силах выделить ни центра композиции, ни ее периферии, ни главных и второстепенных акцентов. Три схожих храма – то ли сгущение построек одного типа, то ли разложение некогда большого объема на много маленьких.

храм пантократора в константинополе

Восточный фасад монастыря. Храмы выстроены в разное время, но собраны в композицию из схожих объемов, нанизанных на ось. В принципе такая композиция бесконечна и может составить город, но в реальности это – предел.

Мужской монастырь Пантократора, Христа Вседержителя, возник в начале XII века как усыпальница рода Комнинов. Основала его Ирина, жена второго императора из этого рода, Иоанна II Комнина (1118–1143). Здесь была похоронена сама Ирина (1126), затем ее муж, а потом и их сын, император Мануил Комнин (1143– 1180), построивший для своей великолепной и поистине легендарной гробницы особое помещение, храм–героон («могилу героя»), посвященный Михаилу Архангелу. Этот храм-усыпальница расположен между двух других, из которых южный посвящен Пантократору, а северный – Богородице. Еще раньше в одном из храмов была похоронена Берта (1158), жена Мануила. И много позже, в XIV–XV веках, в монастырских храмах погребались императоры и члены другой царской фамилии – Палеологов.

храм пантократора в константинополе

План монастыря Пантократора. Справа – южный храм императора Иоанна Комнина, слева – более поздний и почти такой же северный храм. В центре – храм-усыпальница императора Мануила Комнина

Основную проблему, и на настоящий момент решенную только вчерне, представляет взаимная хронология монастырских церквей. Вначале, по всей видимости, был построен южный храм Пантократора, одноглавый, трехабсидный, с четырьмя опорами. Он был сооружен до смерти Иоанна II, то есть до 1143 года, а вернее – до 1136 года, когда он уже упоминается в монастырском уставе – Типиконе. Это самый большой из трех монастырских храмов (он больше всех известных византийских храмов этого типа и этого времени), самый монументальный и самый богато развитый: с запада к нему примыкает обширный нартекс (притвор) и не менее крупный внешний притвор (экзонартекс).

храм пантократора в константинополе

Западный фасад монастырского комплекса. Это нартекс, притвор, общий для северного храма (виден слева) и усыпальницы Мануила (прясло справа и барабан за ним). Композиция фасада строится по тому же принципу, что и весь комплекс: однотипные детали множатся и составляются в ряды. В данном случае это ряды арок и арочных закомар

Северный храм поменьше, он тоже одноглавый, трехабсидный и с четырьмя опорами, был сооружен позднее, но произошло ли это еще при Иоанне II или уже при Мануиле – неизвестно. Этот храм Богородицы, куда каждую пятницу переносили для торжественной службы икону Одигитрии из императорского дворца, был, кажется, поставлен так, что между ним и храмом Пантократора оставалось свободное пространство, а нартексы этих церквей при этом были соединены торцами. Странное объединение двух схожих храмов в П-образный комплекс, не правда ли?

И, наконец, при императоре Мануиле, готовившем место своего погребения и свозившем к нему драгоценные реликвии – икону Димитрия Солунского из Салоник и каменную доску, на которой было положено тело Спасителя после смерти, – между двумя храмами втиснута продолговатая церковь Михаила Архангела, принадлежащая к сокращенному типу (с пристенными столбами, а не со свободными опорами), но усложненная тем, что помимо овального купола над основным пространством она имеет пониженный и круглый купол над вимой, над увеличенным богослужебным пространством перед абсидой.

храм пантократора в константинополе

Наслоение куполов южного храма

Можно предположить и другую последовательность: сначала южный храм Пантократора, потом усыпальница императора Мануила, а позже всех – северный храм Богородицы. Эту хронологическую цепочку может подтвердить то, что южный рукав креста северной церкви уже не мог быть освещен с юга, и для поступления света в эту часть храма в своде рукава с восточной стороны была сделана распалубка со световым окном. Если эта распалубка была сделана тогда, когда среднего храма Михаила Архангела еще не было, и свет мог поступать через окно в южном торце южного рукава креста, то зачем? А если весь храм строился уже после средней церкви, то забота об освещении затененной храмом- соседом южной части становится вполне понятной.

храм пантократора в константинополе

Южный храм с юго-востока. Внешне это довольно суровая архитектура, которая до сих пор заставляет гадать: было ли все это чем-то украшено или было таким же грубым?

Но какой бы ни была последовательность сооружения храмов, ясно, что все три церкви были сооружены по заказу правящей династии Комнинов в относительно короткий промежуток времени, с 1118 по 1180 год, причем сооружены были в одном стиле, мастерами одного, столичного круга.

Эта композиция с храмами, нанизанными на поперечную ось и обращенными абсидами (и, естественно, западными дверьми) в одну сторону, стала для Византии и стран Византийского мира основой для построения монастыря: ее мы находим и в самом Константинополе в эпоху Палеологов (монастырь Константина Липса), и на Кипре, и в Ярославле (собор Спасского монастыря с Входоиерусалимской церковью), и в Новгороде (Отня пустынь), и в Пскове (двойной храм Покрова и Рождества от Пролома). Характер- но, что храмов в этих композициях никогда не бывает три: византийский столичный образец остался непревзойденным, его, видимо, и не старались превзойти (только в новгородском Аркаже монастыре когда-то стояло в ряд три разновременных храма, объединенных по оси север–юг, но храмы здесь не соприкасались стенами, а стояли отдельно, что отдаляет этот монастырь от типа Пантократора).

храм пантократора в константинополе

Композиция монастыря завораживает постоянным повторением сходных форм: абсид, арок и куполов. Восточный фасад, где кажется, что храм Мануила «просел» между двух башнеобразных структур

Причина именно такого объединения схожих по типу, композиции и размерам храмов, какое мы видим в константинопольском монастыре Пантократора, не очень ясна. С одной стороны, увеличение числа храмов происходило последователь- но и почти спонтанно, а затем композиция сложилась в церковный город, земное подобие Небесного Иерусалима. Храм- город, каким была София Константинопольская в VI веке при Юстиниане, превратился во времена Комнинов в город храмов. Отсюда, от такого понимания композиции и красоты – прямой путь к монастырским ансамблям, которые всегда дают собрание храмов и всегда являются сколком с Небесного Града.

храм пантократора в константинополе

Вид на абсиды усыпальницы Мануила

Но такое объяснение, в сущности, только символическое, а не архитектурное, не композиционное (никто не знает, как выглядел Небесный Иерусалим, мы только думаем, что несколько храмов напоминали его византийцам), наверняка появилось только после создания самого комплекса обители Пантократора. Оно не выводится из культуры эпохи Комнинов и одновременной ей архитектуры, а принадлежит всей православной и, видимо, всей христианской цивилизации. Визуализация и материализация Небесного Иерусалима, кроме того, достоверно рождает образы, скорее крепостные, городские – с башнями вокруг башни, что показывают многочисленные фрески и такие известные сооружения, созданные в связи с идеей Горнего Иерусалима, как романская церковь в датском Калунборге (появилась в результате крестовых походов, после 1170 г.) и собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) в Москве (1555–1561). Композиция же монастыря Пантократора выросла, на наш взгляд, из иных идей, а вернее, даже не идей, а архитектурных веяний эпохи. Дело в том, что византийская архитектура в самом своем начале, при императоре Юстиниане, достигла своего предела: в константинопольской Софии создано такое гигантское пространство, такая цельность, такая монументальность, какой все последующие девять веков византийской истории создать не могли и не пытались. Из-за того вреда, который нанесло архитектуре Византии создание Софии в самом начале периода, а не хотя бы в середине, в результате долгих исканий, из-за этой «преждевременной» зрелости византийское зодчество должно было развивать другие пути. Если требовалось создать храм большой и монументальный (хотя бы в четверть или в треть размера Софии), то перед византийскими зодчими было два пути: повторение уже известных формул эпохи Юстиниана или умножение форм. Самый яркий пример повторения юстиниановских форм – собор Сан-Марко в Венеции, созданный в XI веке византийскими и, видимо, константинопольскими, столичными мастерами. Здесь просто воспроизвели константинопольскую церковь Апостолов, созданную при Юстиниане. Примером другого подхода может служить созданная примерно одновременно с Сан-Марко киевская София. В этом храме, который должен был стать главным в киевской метрополии и который возводили византийские (но не обязательно столичные) мастера, увеличение размеров достигнуто благодаря увеличению числа составляющих: в храме не три нефа, а пять, не один купол и не пять, а тринадцать, не одна обходящая галерея, а две. Многократно умноженные пространственные ячейки киевской Софии создают ячеистое пространство, раскладывающееся на множество подобных участков, но и почти сливающееся в единую массу. В этом «почти» – тот порог, который при создании комплекса зданий или единого сооружения византийская архитектура перейти не могла: в любом случае зритель увидит не сплавленную массу или объединенное одной идеей и одной формой пространство, а набор схожих ячеек, куполов или даже, как в монастыре Пантократора, храмов.

храм пантократора в константинополе

Вид с юго-востока на северный храм. Под барабаном видно дополнительное окно, освещающее южный рукав креста, закрытый усыпальницей

Кажется, что подобный подход к композиции, это сначала сложение, а потом и умножение уже известных величин, к тому же небольших и не слишком отличающихся друг от друга, характерно для стадии усталости культуры, а следовательно, для немного усталой архитектуры, которая не дерзает, а решает известные задачи с однажды найденным решением. По словам византийского философа Феодора Метохита, жившего в конце XIII века, «все уже сказано и ничего не осталось потомкам». Это ощущение повторения приводило к сознательной перемене вектора творчества: с создания новых формул на все более и более изощренные решения старых задач. Творчество сосредоточивалось в области пропорций и изысканности пространства, тогда как композиционное мастерство ограничивалось суммированием и умножением. С композиционной точки зрения можно проводить параллели между монастырем Пантократора и «Аудиториумом» Ренцо Пьяно: и в том и в другом случае мы имеем дело с немного усталой культурой, озабоченной внешними эффектами и репрезентацией себя, но вовсе не пекущейся о новизне и остроте. Отдельные здания равной выразительности и сходных размеров группируются в комплекс без акцентированного центра и с настойчивым «закруглением» взгляда и с постоянным возвращением в исходную точку.

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

Источник

Храм пантократора в константинополе

Очень жалко его, ужасно. Вокруг всё застроено какими-то домами, а то и вовсе непонятными разваливающимися сооружениями.

Когда мы к нему подошли и стали обходить, то уже думали, что нигде не сможем нормально взглянуть на него. Из-за узости прилегающих улиц, деревьев и домов мало что можно было разглядеть.

Построен Иоанном II Комниным (1118-1143), освящен в октябре 1136 г. Участие в строительстве принимала первая жена императора Ирина; работами руководил архитектор по имени Никифор.

Имп. Иоанн Комнин был похоронен в Пантократоре. При жизни он хотел перенести в монастырь из Фессалоник мощи мч. Димитрия, но жители воспротивились. Его сын имп. Мануил сумел лишь перенести из Фессалоник богатый покров с могилы мученика и его икону; переносом святынь руководил игумен Пантократора Иосиф; это было в октябре 1149 г.

В Пантократоре были также мощи мчч. Флора и Лавра и еще некоторых святых.

В 1158 г. в монастыре была похоронена жена имп. Мануила Ирина, а затем и он сам 24 сентября 1180 г.; его гробница из черного мрамора находилась в левой части храма Св. Михаила.

Во время латинской оккупации в Пантократоре был центр квартала венецианцев; они перенесли туда икону Богоматери Одигитрии, изъятую из Св. Софии в 1206 г. Неизвестно, жили ли там в то время православные монахи или их заменили латинскими.

Когда Константинополь был освобожден от латинян, 15 августа 1261 г. Михаил VIII Палеолог взял из Пантократора икону Богоматери и велел нести ее во главе торжественной процессии.

Монастырь продолжал свою жизнь; известно, что игумен Пантократора Феодосий стоял во главе посольства, которое в 1265 г. доставило монгольскому хану отданную ему в жены Марию, дочь Михаила Палеолога.

Во время возмущения против союза с Римом в начале царствования Андроника II Палеолога в монастыре под надзором были заключены Георгий Метохит и Константин Мелитениот.

В 1317 г. в Пантократоре была похоронена вторая жена Андроника имп. Ирина.

В 1425 г. в Пантократоре был похоронен Мануил Палеолог. Его сын Андроник, деспот Фессалоник и Македонии, продав свои права венецианцем, постриглся в Пантократоре с именем Акакий и умер там в марте 1426 г.

Около 1420 г. игуменом монастыря стал Макарий Макрис, который участвовал в посольстве, посланном имп. Иоанном VIII Палеологом к папе Мартину по вопросу соединения церквей; посольство возвратилось в 1430 г., Макарий умер в январе 1432 г.

В декабре 1939 г. умерла Мария Трапезундская, третья жена имп. Иоанна VIII, и была похоронена в Пантократоре. Там же был похоронен в 1440 г. Мануил Палеолог.

Игумен Пантократора Геронтий, принявший участие в Ферраро-Флорентийском соборе и подписавший против воли унию, к 1452 г. был уже открытым противником ее, хотя в декабре того же года участвовал в провозглашении унии в Святой Софии.

После вторжения турок монастырь перестал существовать, и в конце 15 в. его храмы были приспособлены под мечети.

Богослужение. Утреня служилась в 5-м часу ночи по воскресеньям и праздникам, а по будням начиналась около полуночи. Игумен должен был следить, чтобы монахи достаточно питались и спали, чтобы быть способными к богослужению и пению.

Никакая женщина не могла войти в монастырь, а желавшие участвовать в какой-либо погребальной службе должны были входить через специальные двери в храм Богоматери, а не монастырскими вратами.

В монастыре питались 2 раза в день: после литургии и после вечерни. На Пасху монахам раздавали по два хитона, по хлопковой рубашке и по две пары обуви; каждые два года они получали новую мантию и что-то вроде жилета. При раздаче они были обязаны сдать старую одежду.

Игумен избирался так: прежний игумен еще при жизни составлял список из трех лиц, которых он считал способными к управлению, и клал в архив; после его смерти список оглашали перед монахами, и они должны были выбрать одного большинством голосов. Избранный поставлялся на игуменство кем-то из епископов, после того как получал от патриарха грамоту, подтверждавшую его избрание.

Монахи должны были исповедаться игумену и еще одному помогавшему ему в этом священнику.

Монастырь был полностью независим от каких бы то ни было церковных или гражданских властей и зависел только от императора (вот этот пункт мне особенно понравился 🙂

Монастырь владел большой собственностью: 6 малых монастырей на азиатском побережье, земли во Фракии, Македонии и Пелопоннесе, на Эгейских островах и в Малой Азии.

В монастыре была библиотека, но о ней известно мало. Сохранились несколько рукописей из нее; монахи обители занимались перепиской.

От монастырских зданий не осталось ничего уже к 1540 г., но по рассказам русских паломников, здания были величественны; монастырь был окружен каменной стеной и рвом с водой, там было много колонн и скульптурных изображений. Монастырь был богато украшен прекрасными мозаиками. Там была также цистерна для воды.

Южный храм монастыря, в честь Спасителя, из трех храмов один только служит сейчас мечетью. У него крестообразный неф, увенчанный высоким куполом; на востоке три апсиды. Размер нефа 23 на 15.5 м.

Апсида и (справа) купол центрального храма:

Северный храм, в честь Богоматери, построен в форме креста, с тремя апсидами, размеры нефа 20 на 14 м. В нем были иконы Христа, Предтечи и Богородицы. На фото он справа:

Турки сделали в храмах некоторые перестройки, но не очень существенные, так что общий архитектурный ансамбль остается прежним.

Ни один из константинопольских храмов, которые я видела (кроме Св. Софии, тут, конечно, особый разговор, это не храм, а небо), не произвел на меня с т.з. архитектуры такого потрясающего впечатления, как Пантократор. Я в него влюбилась с первого взгляда. Он чрезвычайно высокий, очень узкий и как бы весь уходящий в небо; что-то неописуемое, просто дух захватывает. До сих пор стоит перед глазами, как впечатанный; войдя туда и взглянув вверх, я застыла с раскрытым ртом, и если бы не торопивший нас турок, могла бы там стоять не знаю, сколько. По мозаикам, сохранившимся в монастыре Хора (о котором тоже со временем расскажу 🙂 можно отчасти себе представить, как это выглядело, когда там была отделка и мозаики на золоте. Но он и сейчас совершенно какой-то невероятный.
Вот вид с террасы ресторана. Тут можно сидеть бесконечно и смотреть, как над куполами плывут облака. Надеюсь, я еще попаду туда. Очень скучаю. Очень.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *