храм параскевы пятницы в омске
История храма
Параскева Шкроева была представительницей семьи сибирских купцов. Шкроевым принадлежал дом на Любинском проспекте (совр. ул. Ленина, 17). Николаю Васильевичу Шкроеву в 1909 году принадлежал участок земли на углу Надеждинской улицы и Сенной площади. Фамилия «Шкроева» встречается в делах Духовной консистории неоднократно. Например, в 1900 году каинская купчиха Александра Ивановна Шкроева пожертвовала 250 рублей на постройку церкви в пос. Покровском Омской станицы и уезда, вместо сгоревшей.
На средства П. П. Шкроевой в городе были построены школа и богадельня с церковью во имя святого Стефана Савваита, приписанной к Параскевиевской, а также причтовый дом для священника Параскевиевской церкви.
Умерла Параскева Памфильевна в начале января 1907 года. Весь причт Пророко-Ильинской церкви служил панихиду и всенощное бдение, затем отпевал ее. Похоронили Параскеву в ограде возведенного на ее средства храма.
Неслучайно то, что улица, шедшая от Параскевиевской (в народе называемой Шкроевской) церкви к Всехсвятскому храму на Казачьем кладбище, называлась Шкроевской, так как Шкроевы много сделали для Омска. Так, Всехсвятская кладбищенская церковь в 1896 году была расширена и построена колокольня на средства омского купца Г. В. Шкроева. А Параскева Памфильевна посвятила последние годы жизни благотворительной деятельности.
В основу проекта Параскевиевской церкви были положены чертежи из альбома «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях» образцовых проектов 1899 года. Своими архитектурными формами, соотношением объемов она напоминает «Проект каменной церкви вместимостью до 500 человек № 24». В данном проекте к призматическому объему храма с высокой крышей, завершенной пятиглавием, с востока примыкает пятигранный алтарь, покрытый конхой, с жертвенником и дьяконником по обеим сторонам от него; с запада – трапезная и притвор с двухъярусной колокольней, завершаемой шатром с луковичной главкой. Храмовая часть имеет два яруса окон с лучковыми перемычками посередине северного и южного фасадов арочные входы с крыльцами перед ними. Широкий фризовый пояс.Трапезная имеет по два окна на каждом фасаде, притвор – по одному. Первый ярус восьмигранной колокольни невысокий, с узкими окнами с севера, юга и запада.Ярус звона прорезан большими арочными проемами. Отметим особенность данного листа в альбоме, хранящемся в Государственном архиве Омской области. В его верхнем левом углу запись с подсчетом площади, а жертвенник и дьяконник на плане зачеркнуты, что дает еще один повод предположить, что данный чертеж взят за основу при создании проекта Шкроевской церкви, так как эти помещения как бы перенесены к притвору храма и использовались как сторожка.
Первоначальный облик храма отличался от более позднего. Храмовая часть имела арочные проемы входов посередине фасадов, по обеим сторонам по одному большому арочному окну, над входом второй ярус света на два небольших арочных окна. Фризовый пояс имитировал ряд полуциркульных кокошников. Невысокую крышу венчала большая луковичная глава на двухъярусном восьмигранном барабане, увенчанная православным крестом, по углам крыши главы поменьше на идентичных шеях. Колокольня состояла из яруса звона. Вокруг храма – ограда на каменном основании и столбах из кованого металла.
Храм был освящен в 1901 году. Но вскоре он перестал вмещать всех прихожан, так как их было 836 мужчин и 953 женщины. Поэтому с 1907 года был начат сбор пожертвований на расширение храма. В журналах Духовной консистории имеется запись: «1907 год августа 3 дня. По Указу Его Императорского Величества, Омская Духовная консистория слушали: дело о расширении Омской Параскевиевской церкви. Из дела видно: причт вышеозначенной церкви, представляя при рапорте, от 14 июля с.г. за № 76, проект расширения церкви, копию с него и смету к проекту на сумму 4700 руб., доносит, что приходское собрание постановило расширить храмхозяйственным образом, как более дешевым, и избрало строительную комиссию. Для расширения храма из строительного материала придется купить только одной извести, так как кирпич и кровельное железо пожертвованы, а песок и воду прихожане обязались доставлять сами, а также и земляные работы они же обязались сделать бесплатно. Наличных денег на означенный предмет у церковноприходского попечительства в настоящее время имеется 1250 руб. 86 коп. и на это же дело пожертвовано 4000 кирпича разными лицами; прихожанами же заготовлено 200 возов песку. Расширение храма будет заключаться в том, чтобы сделать к храму боковые пристройки. Проект плана на расширение означенного храма утвержден Строительным отделением Акмолинского областного правления 28 июля 1907 года…». Члены Духовной консистории разрешили расширение храма, а епископ Гавриил утвердил это решение.
«Проект расширения градо-Омской Параскевиевской церкви» является основным источником изучения архитектурного облика этого храма. Проект состоит из выкопировки с генерального плана г. Омска с показанием места нахождения Параскевиевской церкви, плана, западного и северного фасадов, продольного разреза всего храма и придела, примыкающего к храму, и поперечного разреза. В левом верхнем углу надпись: «Утверждаю: июля 28 дня 1907 г. Акмолинский Губернатор Тайный Советник (Подпись), в правом верхнем углу: Настоящий проект рассмотрен в Строительной части Акмолинского областного правления в техническом отношении найден составленным правильно. Гор. Омск. Июля 27 дня 1907 г. Областной инженер (Подпись). Областной архитектор Шухман. Левый нижний угол: «Чертил П. Иванов». Авторский угол: «Проектировал… Инженер-поручик (Подпись)». Первая буква автографа «С», вторая, возможно, «Н» позволяют предположить авторство военного инженера С. Николаса. По данному проекту предполагается частично разобрать северную и южную стены храмовой части церкви, сделав большой проем с коробовой перемычкой и пристроить прямоугольные приделы, прорезанные прямоугольными окнами с наличниками в виде фронтончиков на пилястрах; арочными входами с высокими крыльцами и декоративным обрамлением в «русском стиле» на западном фасаде. Вертикальное членение здания подчеркивалось угловыми лопатками, горизонтальное – подоконным, надоконным и фризовым поясами. Здание отапливалось пятью круглыми печами. Разрезы отражают конструкцию здания, стропильная система деревянная, перекрытие потолка плоское. Центральный барабан глухой. Оригинально колористическое решение храма – стены окрашены в бледно-розовый цвет, а кровля и шатер колокольни ярко-голубые. Вероятно, пристройки приделов были осуществлены в строительный сезон лета 1907 года.
В 1911 году рассматривался вопрос о новой перестройке храма. В документе говорится: «1911 года февраля 24 дня. По указу Его Императорского Величества, рапорт благочинного священника Михаила Орлова от 13 февраля с.г. за № 355, при коим представляя утвержденный строительным отделением при Акмолинском областном правлении проект на перестройку Параскевиевской церкви, а именно поднятие купола, смету инженера Попова на 2879 руб. и вторую смету подрядчиков братьев Кузнецовых на 2500 руб. доносит, что денег попечительством на означенную перестройку по 29 января с.г. собрано 1031 руб. Справка: утвержденный план на перестройку Параскевиевской церкви 21 февраля с.г. выдан священнику Алексию Ливанову. Приказали: согласно ходатайству церковно-приходского попечительства при Омской Параскевиевской церкви, разрешить перестройку означенной церкви, а именно, поднятие купола, по утвержденному плану, на средства попечительства, с непременным условием, чтобы ремонт был окончен без замедления…»
Окончательный облик церкви был сформирован инженером А. В. Поповым и подрядчиками братьями Кузнецовыми – известными омскими строителями. Снимок Параскевиевской церкви 1911 года, хранящийся в фотофонде Омского государственного историко-краеведческого музея дает прекрасное представление об облике здания после перестройки. Храм венчает большой восьмерик с арочными окнами на каждой грани, завершающийся куполом в форме приплюснутой луковицы с шаром и крестом над ним.
Население прихода в начале 1910-х годов состояло из 1788 православных, также в районе прихода было 54 баптиста, 31 молоканин, 22 католика, 19 лютеран, 18 мусульман и 39 евреев. Население прихода состояло из военных, статских, купцов, мещан и крестьян. В течение года в приходе бывало до 354 крещений, до 42 браков и до 335 погребений. Церковно-приходское попечительство было открыто 9 декабря 1906 года. А церковно-приходской школе присвоили наименование «шкроевская», так как она была построена на средства храмоздательницы. В школе обучалось до 70 мальчиков. Священник жил в деревянном доме, построенном П. П. Шкроевой.
В 1912 году причт Параскевиевской церкви состоял из священника Алексея Ливанова и псаломщика Александра Михайлова. О. Алексей был членом Омского уездного отделения епархиального училищного совета и заведующим Параскевиевской смешанной школы. 18 мая 1912 г. священника Алексея Ливанова перевели на 3-е священническое место к Никольской казачьей церкви. 1 июня протоиерей Николай Зеленцов был назначен на место священника Параскевиевской церкви, но 25 июля его перевели на место настоятеля Петропавловского Вознесенского собора. Настоятель Тюкалинской Троицкой церкви священник Николай Савкин был переведен к Омской Параскевиевской церкви 26 июля 1912 года и служил в ней до своей смерти в 1930 году.
Приход Параскевиевской церкви принял участие в событиях февраля 1918 г., связанных с протестом после введения декрета об отделении церкви от государства. Крестный ход у храма был разогнан выстрелами красноармейцев. Настоятель храма о. Николай Савкин был арестован и заключен в тюрьму вместе со священномучеником епископом Сильвестром. К празднику Святой Пасхи 1919 года приходской совет провел сбор на подарки воинам Белой Армии на 12000 рублей, а так же продукты.
Официальные статистические данные Оргинструкторского отдела Омского областного исполнительного комитета Советов депутатов трудящихся содержат информацию о числе прихожан в омских храмах за 1926, 1927, 1928 годы. Параскевиевская церковь принадлежала к Тихоновскому течению в православии, число прихожан за указанные годы было: 189; 101; 106 человек. Данная информация имела гриф «Секретно», но вызывает сомнения точность данных. 3 февраля 1930 г. из храма изъяли библиотеку, состоявшую из 464 книг, подшивок журналов и газет: «Русская земля», «Степной край». Настоятелем тогда был протоиерей Петр Кузнецов. В «Списке религиозных культов по гор. Омску и району» за 1936, 1937, 1938 годы в Параскевиевской церкви числится соответственно: 320 и 376 прихожан. Увеличение числа верующих связано с закрытием и сносом Ильинской церкви, приход которой в 1928 году был 228 человек. Священником в церкви с 1933 г. был о. Александр Михайлович Михайлов. Уроженец села Ульбинское Томской губернии, служитель культа с 1908 г., он был арестован 29 ноября 1936 г. и приговорен судом в марте 1937 г. по ст. 58-10 ч.2, 11 УК РСФСР на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Реабилитировали его 17 сентября 1964 г. постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР.
В 1938-м году в другом «Списке» в церкви указано 125 прихожан, отметим, что в графе «служитель культа» стоит – «нет». Таким образом, мы видим, что приход все-таки существует
3 февраля 1939 года Куйбышевский райсовет г. Омска принял постановление о закрытии церкви и передаче ее здания «на культурные цели», документ был подписан Председателем Куйбышевского райсовета Сайкиным, ответ. секретарем Куртовым. 27 февраля 1939 года Президиум Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД принял постановление № 78 «…молитвенное здание церкви в г. Омске закрыть и передать его в распоряжение Куйбышевского райсовета для использования на культурные цели…». Подписи Председателя Омского областного исполнительного комитета Кузнецова и и. о. секретаря облисполкома Берестнева.
В деле об открытии церквей в период 1943–1947 годов намного больше отказов, чем разрешений. В 1944 году верующие Куйбышевского района Омска обратились с просьбой об открытии Параскевиевской церкви, по-видимому, горисполком с ответом не торопился. Верующие в марте подали заявление об ускорении рассмотрения их просьбы. Только 28 апреля горсовет вынес заключение о нецелесообразности открытия церкви, а облисполком 3 мая 1944 года утвердил отказ решением под № 446. С 1943 года в здании храма размещалась учебная мастерская общества слепых. Купола и колокольню снесли.
Позднее в здании разместили клуб и библиотеку общества слепых. Решением Омского облисполкома N 139 от 23 мая 1989 г. здание было признано памятником архитектуры. В 1990 году здание храма было передано Омско-Тарской епархии для размещения в нем Миротворческого центра.
За последние 30 лет изменилась градостроительная ситуация в районе храма: с юго-западной стороны от церкви построено большое двухэтажное здание, закрывшее обзор с данной стороны.
Храм восстановлен по проекту Омской архитектурно-реставрационной мастерской в соответствии с современными реставрационными принципами – на последний период существования – с большим световым барабаном и луковичной главой. Сейчас это приходская церковь.
Храм святой великомученицы Параскевы города Омска
Телефон: (3812) 56-62-10
Освящение вновь построенной церкви состоялось 30 сентября (13 ноября по новому стилю) 1901 г. Первоначальный облик храма отличался от более позднего. Он был пятиглавым. Но вскоре церковь перестала вмещать всех прихожан, поэтому в 1907 г. с согласия Епархиального начальства храм был значительно расширен. С северной и южной стороны к нему было пристроено два придела. После этого церковь могла вместить в себя до 200 человек молящихся. В 1911 г. храм был перестроен. Вместо глав на нём появился купол. А 1913 г. приход церкви св. вмц. Параскевы насчитывал 1788 человек. В сословном отношении эти люди подразделялись на военных, статских лиц, мещан и крестьян. Две последние категории в приходе, были особенно многочисленны. Ежегодно, число крещений совершаемых в храме доходило тогда до 354, венчаний насчитывалось до 42, а отпеваний было до 335.Согласно штатному расписанию церкви были определены священник и псаломщик. Сумма пожертвования от прихожан ежегодно составляла около 2000 рублей. Устроительница храма, Параскева Панфиловна Шкроева была купчихой второй гильдии. Она родилась в 1845 г. и торговала в нашем городе мануфактурой и галантерей. Все состояние купчихи Шкроевой в начале ХХ в. оценивалось в 100 тыс. руб., из них 90 тыс. было вложено в товар. Умерла Параскева Панфиловна в декабре 1906 года. Была отпета в Пророко-Ильинской церкви и похоронена на Казачьем кладбище. При сносе данного некрополя по одним сведениям её захоронение, по другим – только памятник, были перенесены в ограду построенной на её средства в 1901 г. церкви по имя святой мученицы Параскевы. При жизни П. П. Шкроева продолжила благотворительную деятельность своего покойного мужа Г. В. Шкроева, много жертвовавшего на сибирские храмы. Так, например, именно на его средства в 1896 г. была расширена церковь во имя Всех Святых на Казачьем кладбище г. Омска к ней пристроена колокольня. На средства П. П. Шкроевой в городе были так же построены церковно-приходская школа и богадельня с церковью во имя святого Стефана Савваита, приписанной к церкви св. вмц. Параскевы. Все эти постройки находились на Шкроевской улице названной её фамилией (сегодня эта часть улицы Куйбышева). За свою благотворительную деятельность Параскева Панфиловна ещё при жизни была награждена золотой медалью “За усердие”.
Тихая и боголепная жизни храма закончилась с приходом и установлением советской богоборческой власти. Так, за участие в Крестном ходе в феврале 1918 г. был арестован настоятель Шкроевской церкви священник Николай Савкин, который Омским губревтрибуналом 9 апреля 1918 г. за контрреволюционную деятельность был приговорен к штрафу в размере 3 тысяч рублей и к содержанию под стражей. В 1937 г., когда по всей стране прокатилась волна репрессий, община верующих распалась, и богослужения в храме не проводились. Пользуясь сложившейся ситуацией, в начале 1939 г. Куйбышевский райсовет вывешивает на дверях церкви объявление, которое в ультимативной форме гласило следующее: “…если не поступит никаких претензий в 15-дневный срок в Куйбышевский райсовет на оформление группы верующих и заключение договора с райсоветом на право использования верующими здания церкви…, по истечении установленного срока молитвенное здание будет закрыто. Председатель райсовета Сайкин. Ответственный секретарь Куртов”. Наивно было ожидать, что после гонений и проведенных арестов верующие вдруг откликнутся. Молчание было воспринято властями, как окончательная победа над общиной верующих. На своём президиуме Куйбышевский райсовет 3 февраля 1939 г. выносит постановление: “… здание церкви закрыть и передать на культурные цели…”. Через четыре дня это постановление отсылается на утверждение в облисполком, который своим постановлением № 78 от 27 февраля 1939 г. утверждает решение Куйбышевского райсовета и передает ему в распоряжение здание Параскеевской церкви.
После потепления во время Великой Отечественной войны, в государственно-церковных отношениях, верующие омичи, уже в 1944 г. просили Горисполком дать разрешение на открытие церкви, но получили отказ. В то время в обезглавленном и поруганном здании храма находилась учебная мастерская Общества слепых, а позднее здесь были открыты для незрячих и слабовидящих горожан клуб и библиотека, которые и просуществовали вплоть до передачи храма верующим.
Храм великомученицы Параскевы Пятницы (Омск)
Мiръ Россия Омская область Омск Храм великомученицы Параскевы Пятницы (Омск)
Содержание
История [ править ]
Параскева Шкроева была представительницей семьи сибирских купцов. Шкроевым принадлежал дом на Любинском проспекте (совр. ул. Ленина, 17). Николаю Васильевичу Шкроеву в 1909 году принадлежал участок земли на углу Надеждинской улицы и Сенной площади. Фамилия «Шкроева» встречается в делах Духовной консистории неоднократно. Например, в 1900 году каинская купчиха Александра Ивановна Шкроева пожертвовала 250 рублей на постройку церкви в пос. Покровском Омской станицы и уезда, вместо сгоревшей.
На средства П. П. Шкроевой в городе были построены школа и богадельня с церковью во имя святого Стефана Савваита, приписанной к Параскевиевской, а также причтовый дом для священника Параскевиевской церкви.
Умерла Параскева Памфильевна в начале января 1907 года. Весь причт Пророко-Ильинской церкви служил панихиду и всенощное бдение, затем отпевал ее. Похоронили Параскеву в ограде возведенного на ее средства храма.
Неслучайно то, что улица, шедшая от Параскевиевской (в народе называемой Шкроевской) церкви к Всехсвятскому храму на Казачьем кладбище, называлась Шкроевской, так как Шкроевы много сделали для Омска. Так, Всехсвятская кладбищенская церковь в 1896 году была расширена и построена колокольня на средства омского купца Г. В. Шкроева. А Параскева Памфильевна посвятила последние годы жизни благотворительной деятельности.
В основу проекта Параскевиевской церкви были положены чертежи из альбома «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях» образцовых проектов 1899 года. Своими архитектурными формами, соотношением объемов она напоминает «Проект каменной церкви вместимостью до 500 человек № 24». В данном проекте к призматическому объему храма с высокой крышей, завершенной пятиглавием, с востока примыкает пятигранный алтарь, покрытый конхой, с жертвенником и дьяконником по обеим сторонам от него; с запада – трапезная и притвор с двухъярусной колокольней, завершаемой шатром с луковичной главкой. Храмовая часть имеет два яруса окон с лучковыми перемычками посередине северного и южного фасадов арочные входы с крыльцами перед ними. Широкий фризовый пояс.Трапезная имеет по два окна на каждом фасаде, притвор – по одному. Первый ярус восьмигранной колокольни невысокий, с узкими окнами с севера, юга и запада.Ярус звона прорезан большими арочными проемами. Отметим особенность данного листа в альбоме, хранящемся в Государственном архиве Омской области. В его верхнем левом углу запись с подсчетом площади, а жертвенник и дьяконник на плане зачеркнуты, что дает еще один повод предположить, что данный чертеж взят за основу при создании проекта Шкроевской церкви, так как эти помещения как бы перенесены к притвору храма и использовались как сторожка.
Первоначальный облик храма отличался от более позднего. Храмовая часть имела арочные проемы входов посередине фасадов, по обеим сторонам по одному большому арочному окну, над входом второй ярус света на два небольших арочных окна. Фризовый пояс имитировал ряд полуциркульных кокошников. Невысокую крышу венчала большая луковичная глава на двухъярусном восьмигранном барабане, увенчанная православным крестом, по углам крыши главы поменьше на идентичных шеях. Колокольня состояла из яруса звона. Вокруг храма – ограда на каменном основании и столбах из кованого металла.
Храм был освящен в 1901 году. Но вскоре он перестал вмещать всех прихожан, так как их было 836 мужчин и 953 женщины. Поэтому с 1907 года был начат сбор пожертвований на расширение храма. В журналах Духовной консистории имеется запись: «1907 год августа 3 дня. По Указу Его Императорского Величества, Омская Духовная консистория слушали: дело о расширении Омской Параскевиевской церкви. Из дела видно: причт вышеозначенной церкви, представляя при рапорте, от 14 июля с.г. за № 76, проект расширения церкви, копию с него и смету к проекту на сумму 4700 руб., доносит, что приходское собрание постановило расширить храмхозяйственным образом, как более дешевым, и избрало строительную комиссию. Для расширения храма из строительного материала придется купить только одной извести, так как кирпич и кровельное железо пожертвованы, а песок и воду прихожане обязались доставлять сами, а также и земляные работы они же обязались сделать бесплатно. Наличных денег на означенный предмет у церковноприходского попечительства в настоящее время имеется 1250 руб. 86 коп. и на это же дело пожертвовано 4000 кирпича разными лицами; прихожанами же заготовлено 200 возов песку. Расширение храма будет заключаться в том, чтобы сделать к храму боковые пристройки. Проект плана на расширение означенного храма утвержден Строительным отделением Акмолинского областного правления 28 июля 1907 года…». Члены Духовной консистории разрешили расширение храма, а епископ Гавриил утвердил это решение.
Современное состояние [ править ]
При храме осуществляется социальное служение.
Социальная работа прихода в настоящее время ведется в нескольких направлениях:
— в холодное время года кормление, а в течении всего года помощь нуждающимся, бездомным и малоимущим;
— сбор и распределение бывшей в употреблении одежды;
— работа с детьми, оставленных без попечения родителей;
— духовное окормление людей, находящихся на лечении в психиатрической больнице.
Телефон социального отдела: +7 908 800 46 74
Храм великомученицы Параскевы Пятницы г.Омск
Настоятель: иерей Вячеслав Галаган
Почта: galagan.hram-paraskeva@yandex.ru
Телефон: +7 (3812) 56 62 10,
Сот.храма:+79136771344
Почтовый адрес: 644070, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 1
Храм великомученицы Параскевы Пятницы г.Омск запись закреплена
Храм великомученицы Параскевы Пятницы г.Омск запись закреплена
Храм великомученицы Параскевы Пятницы г.Омск запись закреплена
†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ. РЕЦЕПТЫ †
За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От ее мощей происходили исцеления болящих.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. В древних русских месяцесловах и святцах имя великомученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Простой русский народ называл великомученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси и небольшие придорожные часовни. До начала XX века иконы святой Параскевы Пятницы были почти в каждом русском доме. На иконах святая великомученица Параскева Пятница изображается с крестом и свитком, на котором начертан текст Символа веры.
Святую Параскеву почитали как покровительницу полей и скота. В день ее памяти было принято приносить в церковь для освящения плоды, которые хранились потом как святыня до следующего года. В честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обычно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи.
Русская Православная Церковь почитает четырнадцать святых с именем Параскева. Начиная от святой мученицы Параскевы Римской (память 8 августа н/ст.), а также Параскевы, сестры святой мученицы Фотинии Самарянки из Картагена, пострадавшей в I веке со всей своей семьей во время правления Нерона (память 2 апреля н/ст), и заканчивая преподобноновомученицей Параскевой Макаровой (память 7 марта н/ст), пострадавшей в 1938 году на Бутовском полигоне.
Святая великомученица Параскева Пятница считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия. К ней также молитвенно обращаются при супружеском бесплодии, с молитвой о достойных женихах и о семейном счастье.
МОЛИТВА святой мученице Параскеве Пятнице
О, мужественнейшая дево! О, крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешнецех, ускори на помощь нам, ибо зело немощни есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовавши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь великомученицы Параскевы Пятницы, глас 4
Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приимши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Перевод: Премудрая и всеми прославляемая Христова мученица Параскева, мужскую силу получив, а женскую слабость отвергнув, диавола победила и мучителя посрамила, взывая и говоря: «Придите и рассеките тело мое мечом и сожгите огнем, ибо я, радуясь, иду ко Христу, Жениху моему». По ее молитвам, Христос Бог наш, спаси души наши.
Кондак великомученицы Параскевы Пятницы, глас 3
Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу, Ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонския козни. Сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево многострадальная.
Перевод: Всесвятое и непорочное мучение принеся, как драгоценное приданое, бессмертному Жениху Христу, Ангельское собрание возрадовала ты и победила демонские козни. Потому с верой тебя почитаем, мученица Параскева многострадальная.
Храм великомученицы Параскевы Пятницы г.Омск запись закреплена
†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ. РЕЦЕПТЫ †
ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ (Лк. 11, 1–10)
1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Показать полностью.
3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
В Господней молитве, которую мы слышим в сегодняшнем чтении, содержится сама суть Евангелия. Разберем каждую строчку этой молитвы подробно.
Произнося слова Отче наш, то есть называя Бога нашим Отцом, мы осознаем себя Его детьми, а также братьями и сестрами по отношению друг к другу и, следовательно, молимся не только от себя и за себя, но и от всего человечества.
Говоря Сущий на Небесах, мы отрешаемся от всего земного и возносимся умом и сердцем в мир горний.
Слова да святится имя Твое означают: да будет имя Твое свято для всех людей, да прославляют все люди и словами, и делами своими имя Божие.
Словами да приидет Царствие Твое мы молим о том, чтобы Господь воцарился в душах всех людей и после этой временной земной жизни сподобил бы нас жизни вечной и блаженной, в общении с Ним.
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе, то есть пусть все совершается по всеблагой и премудрой воле Божией, а мы, люди, так же охотно исполняем волю Божию на земле, как исполняют ее ангелы на небе.
Словами хлеб наш насущный подавай нам на каждый день мы говорим о том, что нуждаемся только в насущном, то есть ежедневном, необходимом для поддержания нашего существования, а значит, живем постоянным упованием на Бога.
Слова и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему с особой силой внушают нам необходимость прощать нашим ближним все обиды, поскольку, не прощая другим, мы сами не смеем просить Бога о прощении наших долгов перед Ним.
Произнося слова и не введи нас в искушение, мы просим Бога оградить нас от падения, если испытание наших нравственных сил неизбежно и необходимо; говоря же но избавь нас от лукавого, просим оградить от всякого зла и от виновника его, диавола.
Молитва оканчивается словом Аминь, обозначающим «так, действительно, истинно, да будет» и являющимся выражением уверенности в исполнении просимого, так как все в этом мире принадлежит Богу: вечное царство, бесконечное могущество и слава.
Побуждая иметь твердую веру, Спаситель рассказывает притчу о настойчивом друге.
Святитель Василий Великий замечает, что Господь «… берет пример с человека, обращающегося к человеку, чтобы научился ты никогда не терять надежды, чтобы, когда будешь просить и не получишь, не переставал просить, пока не получишь, если только, как сказано прежде: просишь того, что Богу угодно; и чтобы не говорил: «я грешник, потому и не услышан»… Наконец, хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, и непрестанно делая добро».
Если настойчивость понуждает упрямого и не желающего что-либо делать человека дать просящему все необходимое, то тем более Господь наш Иисус Христос, будучи бесконечно милостив к нам, по любви Своей и беспредельному милосердию Своему услышит нашу молитву. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11, 9–10).
Блаженный Иероним Стридонский указывает: «Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим не так, как должно. Итак, будем толкать в дверь Христову, чтобы, когда мы войдем, нам открылись скрытые в тайне сокровища во Христе Иисусе, в Котором всякое познание».
Таков образ всякой истинной молитвы: предстояние со страхом, трепетом, любовью и мужеством перед нашим Спасителем. Испросим же, дорогие братья и сестры, милости у Господа нашего Иисуса Христа, поверяя Ему сокровенные прошения нашего сердца и припадая к величествию Его со смирением и глубокой верой в Его благость. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Храм великомученицы Параскевы Пятницы г.Омск запись закреплена
†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ. РЕЦЕПТЫ †
9 НОЯБРЯ — ПАМЯТЬ СВЯТОГО МУЧЕНИКА НЕСТОРА СОЛУНСКОГО.
Житие святого мученика Нестора Солунского достаточно древнее и пересекается с житием святого великомученика Димитрия Солунского, память которого совершалась вчера, 8 ноября. Юноша Нестор был учеником святого Димитрия Солунского, приходившим в тюрьму слушать его наставления.
Показать полностью.
Святой Димитрий благословил его и предсказал:
– Лия ты победишь и будешь мучим за Христа.
Приняв благословение, святой Нестор тотчас пошел к месту состязания, снял на виду у всех верхние одежды и громко возгласил:
– Я хочу бороться с Лием!
Видя такую смелость юноши, царь изумился и, сожалея о его красоте и молодости, сказал ему:
– Разве ты не видел, сколько победил Лий более храбрых и сильных, чем ты? А ты, невысокий ростом и юный годами, осмеливаешься идти против того, равного которому нет под солнцем.
Нестор ответил на это:
– Если я мал и немощен, то велика и непобедима сила Христа моего, на Коего я надеюсь и во имя Коего я хочу побороться с этим исполином.
Услышав Христово имя и поняв, что Нестор – христианин, царь разгневался и велел ему немедленно идти на помост, думая, что с Нестором случится то же, что и с прочими. Святой Нестор осторожно поднялся на место борьбы, Лий же, шутя и смеясь, стал наступать на святого. Видя приближение Лия, Нестор оградил себя крестным знамением и громким голосом воскликнул: «Боже Димитрия, помоги мне!» Затем он схватился с супостатом и начал бороться.
Бог, укрепивший некогда Давида в борьбе с Голиафом, укрепил и раба Своего Нестора против Лия на посрамление нечестивому царю, а верным своим на радость. И действительно, малый ростом Нестор оказался в своей храбрости сильнее великого Лия. Схватив его, он сбросил великана с высокого помоста на острые копья. Упав на них как крепкий дуб, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и таким образом погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила, и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом. Весь народ солунский, в особенности христиане, видя сию неожиданную и славную победу, воскликнули громким голосом: «Велик Бог Димитрия!»
Царь, встав со стыдом, пошел в свои палаты, скорбя и горюя о своем любимце Лие. Он сильно разгневался на святого Нестора и повелел схватить его. Узнав же, что и Димитрий повинен в смерти Лия, так как он укрепил Нестора на подвиг, предсказав ему победу, царь повелел казнить обоих. Святой Димитрий был исколот копьями, а святой Нестор усечен мечем. А ныне оба они приняли от Спасителя нашего Иисуса Христа венцы победы в Царствии Небесном, которого и мы да сподобимся молитвами святых страстотерпцев.
Перевод: Благочестия непобедимого воина и истины единомышленника и защитника, все достойно прославим Нестора великого сегодня и к нему воззовем: «Моли Христа Бога обо всех нас».
Перевод: Мученик Твой, Господи, Нестор подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.
Перевод: В мученичестве своем бессмертную славу наследовал ты сейчас, как воин превосходный Владыки ты был, по молитвам мученика Димитрия, с ним же, Нестор мудрый, не переставай молиться обо всех нас.
Храм великомученицы Параскевы Пятницы г.Омск запись закреплена
†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ. РЕЦЕПТЫ †
Именно в этой летописи впервые рассказывается о том, как на земли будущей Руси пришел святой апостол Андрей: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра … и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород…».
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». Под именем «Нестор Летописей Печерский» русский святой входит в список святых и Римско-Католической церкви.
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского, о чем с 1638 г. указывают карты (в 1703 г. его мощи были ошибочно подписаны словами «Нестор затворник»). В 1826 г. над святыней установлена медная вызолоченная доска с именем угодника Божия, присланная Обществом истории и древностей Российских. По результатам обследования мощей преп. Нестора в 80-х гг. XX в. судмедэксперт С. Никитин изготовил бюст с предполагаемым обликом святого Летописца. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.
Тропарь преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах, глас 4
Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя написано на небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя.
Перевод: Великих князей русских деяния и преподобных отцов Печерских жития и чудеса описавший, свое же имя, Богомудрый Нестор, ради многих твоих добродетелей удостоившийся вписать на Небесах, моли и нам быть записанными в Книге Жизни.
Кондак преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах, глас 2
Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик и истинный жития того подражатель, первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси, яже с прочиими святолепно пренес, наследил еси с темиже Царство Небесное, еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.
Перевод: Как ученик Богоносного Феодосия и истинный подражатель его жизни, ты удостоился быть первым очевидцем его почитаемых мощей, которые вместе с другими достойно их святости перенес, ты наследовал вместе с ними Царство Небесное, получить которое и нам, почитающим тебя, Господу молись.
МОЛИТВА преподобному Нестору Летописцу
О, преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче!Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных, бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити страну нашу, тебе присную, и соотчичи твоя от всяких зол и скорбей. Утверди сердца наша в православней вере, отечество свое научи любити и в братолюбии крепце пребывати. Настави нас на стези спасения, да молитвами твоими, заступниче наш, внидем в вечное Царство славы, восхваляюще Господа и прославляюще твое заступление во веки веков. Аминь.