храм параскевы пятницы в рязанской области
История храма великомученицы Параскевы Пятницы, село Толпино Ряжского уезда
Толпино
Толпино: прошлое и настоящее
Фрагмент южного фасада Пятницкого храма с белокаменным резным 5-тифигурным Деисусом над входом
видео с панорамными видами Толпино и Семиона с высоты птичьего полета.
Автор-Соколовский Андрей
На карте Рязанской области можно найти много мест с богатой историей, и жители даже самого маленького села с охотой расскажут вам, как жили их предки. Но есть места особенные, на которых происходили исторические события, или места, связанные с судьбами великих людей.
Одно из таких мест — Толпинское городище. Оно расположено на реке Проне, между сёлами Незнаново и Семион. Древнерусский город Толпино не попал на страницы летописей. Первое упоминание о нём мы находим в княжеской грамоте 1303 г. В ней указывается «толпинская дорога», представитель княжеской власти — «толпинский волостель».
Единственные археологические раскопки на этом месте проводились в 1990 году. Работы велись не на самом городище, а за его валами. Эта территория в научной литературе значится как «селище IV». Здесь в ХII-ХIII вв. жили люди. Во время раскопок были обнаружены остатки деревянных домов. Просматривается даже уличная планировка. В большом количестве найдена древнерусская керамика, обломки стеклянных браслетов и предметы быта.
Экспонаты Кораблинского краеведческого музея красноречиво говорят об этом. И вдруг жизнь прерывается. 1237 год — хан Батый пошёл войной на Русь. Пала Старая Рязань.
Карта Толпино 1850г.
Но прежде на пути движения захватчиков мужественно встали и героически погибли жители городов-крепостей, среди которых было и Толпино. Вероятно, в это же время был разрушен монастырь преподобного Симеона Столпника. В народе и в наше время одно из мест на берегу реки Прони так и называется — Лавра.
Жизнь после разорения продолжалась, хотя и не в таких масштабах. С уверенностью можно говорить о новом расцвете Толпино во время правления великого рязанского князя Олега Ивановича (1350-1402 гг.). Крепостные стены на валах ощетинились дубовым частоколом. Заново была отстроена Пятницкая церковь. Для её возведения использовали белые тёсаные известняковые камни.
По мере укрепления Русского государства его границы всё дальше отодвигались на юг. Толпино потеряло своё военно-стратегическое значение, но в течение последующих веков оно по-прежнему являлось административным, торговым и религиозным центром.
Илл. 2. План Толпино, выполненный сыном отца Павла Красильникова Леонидом в 1928 г.
План с.Толпино Бориса Павловича Красильникова
Маловероятно, что там селились крестьяне и стояли их избы. Известно, что в 1850 г. в Толпине были дома только священнослужителей. Можно говорить и о том, что вокруг церкви размещалось древнее кладбище, существовавшее долгие годы.
В XVII веке, в период Смутного времени, Толпино вновь заявило о себе как о крепости. В Кораблинском краеведческом музее хранится найденное там ядро от пушки. Подробностей мы опять не знаем, но знаем точно, что в этот период Пятницкая церковь была разрушена. Восстановили её спустя несколько десятилетий Ляпуновы, предок которых — Прокопий —ходил в 1611 г. освобождать Москву.
Для Толпина XX век оказался трагическим. В 1935 г. взорвали церковь,
Блок с изображением крестов — внешний вид
17. Св. Иоанн Предтеча из Деисуса
кирпичи от которой пошли на строительство скотного двора. В развалинах скотного двора № 1 в селе Семион и с ейчас мы можем увидеть те самые белые известняковые камни, из которых некогда были возведены стены Пятницкой церкви.
В 60-х годах разровняли трактором кладбище.
Однако появляются люди, действия которых просто не укладываются в голове. В августе 2008 г. около родника кем-то был спилен крест. Вновь сколоченный, он стоит и сейчас. Несколько раз грязью замазывали на источнике икону Параскевы Пятницы, отчего краски её поблекли. Родник забивали камнями, срывали кружку для пожертвований. Тем же летом был сломан крест, поставленный на въезде в с. Семион. Якобы тракторист, проезжая, случайно зацепил его. Когда устанавливали новый крест, деревянный обрубок решили не убирать. Он так и стоит у края дороги, напоминая нам о людском безумии.
Сергей Пасынков, краевед
Газета «Панорама города», №36 (693) 2010 г.
Происхождение названий населенных пунктов… Хохлов А. М. ГАРО Ф. Р – 5039, Оп. 1, Д. 231. Л. 6, 7, 9, 11,12; Д. 230, Л. 9, 10, 11, 16
«…Граница удельного Пронского княжества проходила на юге по берегу р. Проня, отделяя его от Дикого поля, где кочевали и откуда делали набеги враги наших предков – половцы… Пронские князья заботились об укреплении своих южных границ, подвергающихся частым опустошительным набегам новых врагов. С этой целью они соорудили городище-крепость Толпино, находящееся на южной границе Пронского княжества. Можно лишь предположить, что пока было еще свежо в памяти народа местонахождение исчезнувшего города-крепости Нериньска и удобства его в оборонном значении, здесь и было заново сооружено городище-крепость Толпино…
Самый престарелый колхозник бывшего колхоза «Серп и молот» из д. Лужки Матвей Филиппович Зайцев, рождения 1876 года, рассказывал 16 января 1960 года: «Говорил мне прадед мой, что в Толпине коренного населения не было, помимо служилых людей, да причта церковного. Лишь во время нападения врагов люди толпами сбегались в него из окружающих селищ. А бои в Толпине были большие. Весь народ, находящийся в нем, принимал участие. В дремучих лесах вокруг крепости заготовляли дубовые круглые кряжи, складывали в крепости у валов и во время боя, когда враги лезли на них, их скатывали вниз и губили много нападающих…»…
Зотов Филимон Павлович из д. Лужки, рождения 1883 года, рассказывал 10 декабря 1961 года: «…Церковь в крепости древняя, ей 700 лет, а может быть и больше. Строили ее, – говорил мой дед, – богатыри… Рассказывали нам предки, будто у церкви в Толпине была настоящая колокольня. Ее почему-то хотели перевезти. Нагрузили на баржи и, то ли от перегрузки, то ли по другой какой причине, они затонули в р. Проне на большой глубине».
Слышанное о Толпине рассказывал 25 декабря 1961 года Зайцев Федот Емельянович, рождения 1897 года, уроженец д. Лужки: « Был я еще молодым, старики из нашей семьи рассказывали мне, что толпинской церкви более 300 лет. Само здание в старину было выше. Теперь оно ушло в землю много своим основанием. Позже пришлось, после этой осадки, перестилать и выше поднимать полы в ней. До наших дней в народе живет предание, будто толпинскую церковь строили богатыри и перебрасывались молотками с богатырями, строящими Никитинскую церковь».
Добро пожаловать!
Несколько веков назад крестьянин с. Салауры, что в Шиловском районе Рязанской области, проходя по лесу, увидел необыкновенный свет. Подойдя, ближе он разглядел в столпе чудесного света большую икону необыкновенной красоты. Это был образ святой великомученицы Параскевы – Пятницы.
Крестьянин сообщил о чудесной находке односельчанам, и они на этом месте соорудили часовню и установили в ней чудесный образ.
В годы советской власти часовня была сожжена и чудотворная икона Великомученицы Параскевы – Пятницы утрачена, но остался родник, святой источник Божьей благодати.
Своим мученическим подвигом Параскева свидетельствовала о Кресте Господнем, на котором Христос за нас принес себя в жертву. Даже само ее имя – Параскева, стало живым напоминанием о пятнице – дне искупительных страданий Спасителя. И по ныне Великая Святая покровительствует семейному очагу и добрым отношениям в семье, браку и торговле; разрешает от бесчадия; исцеляет от многих недугов, болезней, критических состояний, в случаях дьявольского наваждения, разрешает необъяснимым образом возникающие проблемы и греховные узы, уводит от верующего человека наговоры, порчу, посылает благодатную помощь возлюбленным чадам Христовым.
В настоящее время на Святом источнике вновь выстроена часовня с купелью, написана и освещена храмовая икона Святой Великомученицы
Параскевы – Пятницы с частицей ее мощей.
В селе Занино – Починки, что в 2-х километрах от святого источника ведется строительство Православного Храма, главный престол которого будет освящен в честь Святой Великомученицы Параскевы – Пятницы.
Приглашаем, всех принять участие в строительстве храма Божьего. Всемогущий Господь видит каждую лепту, опущенную в сокровищницу храма, и воздаст каждому по делам его в день судный.
Реквизиты Троицкой церкви с. Занино-Починки Шиловского района Рязанской области.
БИК 046126614 ИНН 6225003996 КПП 622501001 КС 30101810500000000614
Рязанский банк СБ РФ г. Рязани Шиловское ОСБ №2629
р.п. Шилово наш счёт:40703810953220100130
391544 Рязанская обл., Шиловский район с. Занино-Починки
Настоятель прихода священник Александр Данченко
Храм параскевы пятницы в рязанской области
Храм в честь мученицы Параскевы Пятницы с. Панино
Контактная информация:
Адрес: с. Панино, Спасского р-на
Телефон: 8-49135-3-63-18, 8-49135-3-63-22
Настоятель: иерей Михаил Хлыстов
Справка:
В качестве деревни Панины Пруды упоминаются в исторических документах XVII века. После упразднения церкви в с. Агломазово в 1770 г. здесь была построена церковь в честь великомученицы Параскевы, которую перенесли, предположительно, из Агломазова. В 1790 г. при церкви был устроен придел в честь святителя Николая Чудотворца, а 16 марта 1794 г. иерей Стефан Иоаннов просил об освящении новопостроенного придела.
Однако церковь со временем пришла ветхость, и ее заменили в 1851 году новой деревянной церковью с тем же храмонаименованием и Никольским приделом.
Каменная церковь с колокольней в селе Панины Пруды Спасского уезда была построена 1903 году на средства священно и церковнослужителей, прихожан и разных благотворителей.
Престолов в ней было два: главный – во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, другой – во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.
Церкви принадлежала деревянная сторожка, в которой размещалась церковно-приходская школа. На ее содержание средства выделялись от общества.
В 1914 году в ней обучалось 176 мальчиков и 96 девочек. Заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе с 1911 года был священник Пятницкой церкви Иван Григорьевич Троицкий.
15 июля 1940 г. церковь была закрыта под школу, но использовалось под нужды колхоза.
Храм параскевы пятницы в рязанской области
10 ноября Православная Церковь чтит память великомученицы Параскевы Римской, более известной как Пятница. На Руси в ее честь всегда строилось много храмов и часовен. Есть такая церковь и на Рязанской земле — в селе Панино Спасского района. Существует она там более 200 лет.
Глядя на храм, кажется, что он стоит здесь уже не одну сотню лет, и годы церковных гонений обошли его стороной. Но это отнюдь не так.
Первое упоминание о церкви в Панино относиться к концу XVIII века, но тогда храм в честь великомученицы Параскевы Пятницы был деревянным. Несколько раз он перестраивался, а каменная церковь была построена лишь в 1903 году на средства прихожан, священнослужителей и благотворителей. В это время при храме уже существовала церковно-приходская школа — упоминание о ней есть в архивных документах. Согласно данным, к моменту революции в этой школе обучалось около 300 детей.
К сожалению, печальная участь закрытия и разорения во времена советской власти не миновала панинскую церковь. Как и большинство церковных зданий в советской России, в 30-е годы храм великомученицы Параскевы Пятницы был подвергнут разграблению и превращен в склад, а в июле 1940 г. церковь была закрыта под школу, но использовалось под нужды колхоза.
По преданию, при закрытии храма женщина – председатель сельсовета, взяв скульптуру святителя Николая и часть священнического облачения, прошла по храму, пританцовывая и говоря: «Вот из этой одежды будет красивый сарафан». Через неделю вместе с другими семью женщинами она поехала в Спасск и погибла в аварии.
В это же время были утрачены многие иконы и церковные принадлежности. Как вспоминают прихожане, когда в 1992 году церковь вернули верующим, она находилась в очень плачевном состоянии — что неудивительно, ведь помещение использовалось для хранения химических удобрений, которые не только уничтожили все росписи, но и разрушительно сказались на состоянии стен и пола. Но благодаря стараниям первого настоятеля храма ныне покойного архимандрита Поликарпа (Гришина) церковь Параскевы Пятницы не только вернула себе былое величие — она буквально преобразилась. Поначалу во время службы через разрушенную крышу на пол стекала дождевая вода. Не было отопления, и бабушки во время службы откалывали с пола лед. Но совместными усилиями настоятеля, жителей села и, конечно, благотворителей храм восстановили.
Со временем стали возвращаться в храм и утерянные святыни. Сейчас здесь находятся почитаемые образы Божией Матери «Скоропослушница» и «Взыскание погибших», скульптурный образ святителя Николая Чудотворца — в честь этого святого в храме освящен предел.
Кроме того, многие прихожане приходят поклониться иконе святой великомученицы Параскевы Пятницы, с которой связана чудесная история. Когда-то этот образ был написана для одной семьи и был семейной реликвией.
В годы советской власти в дом ворвались красноармейцы и стреляли в мать, но попали в икону, которую она прижала к груди. Женщина осталась жива.
В нынешнее время благочестивые родственники этой семьи передали икону в храм как свидетеля чуда и напоминание о тех страшных годах.
Есть у храма и свой заступник и молитвенник перед Богом. Это последний настоятель церкви в честь вмц.Параскевы священник Петр Крестов. После закрытия храма он был арестован и погиб в заключении. Сейчас отец Петр прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Рязанских как священномученик. Перед его иконой приходят помолиться многие жители Панино.
К сожалению, сейчас постоянных прихожан в храме вмц.Параскевы Пятницы немного. В основном это пожилые жители села, но и их из-за преклонного возраста становится все меньше.
Но рядом с храмом действует обычная – муниципальная – школа, и многие из ребят на праздники приходят в церковь. Хочется надеяться, что в будущем эти дети станут сознательными прихожанами панинской церкви, и именно с ними будет связана дальнейшая история храма, в которой уже не будет гонений и разрушений, а только мир, покой и служение Господу.
Светлана Исаева, по материалам газеты «Панорама города»
Толпинское городище (Нериньск)
Между сёлами Незнаново и Семион в Кораблинском районе Рязанской области у поворота речки Прони высится крутой берег. Это Толпинское городище — люди поселились здесь более тысячи лет назад.
Толпинское городище (Нериньск)
Между сёлами Незнаново и Семион в Кораблинском районе Рязанской области у поворота речки Прони высится крутой берег. Это Толпинское городище — люди поселились здесь более тысячи лет назад.
Медный крест-складень, действительно, был найден на берегу Прони у Толпинской церкви. Об этом имеются записи в Рязанской архивной комиссии конца XIX века.
Филимон Павлович Зотов из деревни Лужки 1883 года рождения, рассказывал, что церковь в крепости древняя, ей семьсот лет, а может быть и больше. «Строили её, — говорил мой дед, — богатыри… Рассказывали нам предки, будто у церкви в Толпино была настоящая колокольня. Её почему-то хотели перевезти. Нагрузили на баржи и то ли от перегрузки, то ли по другой какой причине, они затонули в Проне на большой глубине». Федот Емельянович Зайцев 1897 года рождения уроженец деревни Лужки говорил, что когда был ещё молодым, старики из его семьи рассказывали, что толпинской церкви более трёх сотен лет. «Само здание в старину было выше. Теперь оно ушло в землю много своим основанием. Позже пришлось, после этой осадки, перестилать и выше поднимать полы в ней. До наших дней в народе живет предание, будто толпинскую церковь строили богатыри и перебрасывались молотками с богатырями, строящими Никитинскую церковь, — рассказал Зайцев.
Сказать, что жизнь на Толпинском городище исчезла вовсе, будет неправильно. Валы захватил душистый ковёр из хатьмы, зовущейся в народе мальвой, и нивяника, в простонародье — большой ромашки.
В центре древнего городка высится избушка-часовня недавней постройки. Гости и местные на городище частенько захаживают ещё и потому, что рядом в основании склона долины Прони выбивается источник.
Его территория обустроена — имеет удобный подъезд, оборудована купальней и утопает в цветах, заботливо высаженных вдоль ступеней каменного спуска. Источник, как и разрушенный храм в Толпино, носит имя Параскевы Пятницы, известной тем, что в юности она дала обет безбрачия и посвятила себя православной вере, за что и была казнена язычниками. Люди верят, что святая мученица охраняет семейное счастье и способна исцелить от душевных и телесных недугов. Мест, связанных с именем святой великомученицы Параскевы Пятницы на Рязанской земле немало, и одно из таких — источник у села Толпино. Приезжают к нему за водой даже москвичи, хоть путь и не из близких. От Рязани по Ряжскому шоссе нужно проехать 76 километров до села Незнаново, в селе будет поворот на Семион — указатель покажет 7 километров. На полпути и покажется Толпинское городище, а вслед за ним и грунтовка на родник. Ну а если описания окажется недостаточно, воспользуйтесь координатами 54,036 с.ш., 40,131 в.д.