храм параскевы пятницы в северном бутово официальный сайт
Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове
Русская Православная Церковь • Московский Патриархат • Московская епархия • Юго-западное викариатство • Параскево-Пятницкое благочиние
о храме
История храма святой великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове (Сев. Бутово, Москва)
В ХVI в. в с. Киово — Качалово был поставлен деревянный храм во имя «великомученицы Парасковеи, нареченныя Пятницы», уничтоженный во время польско — литовского нашествия. В 1692г. на месте деревянного началось строительство каменного храма с пристройкой – приделом Рождества Пресвятой Богородицы.
Освящение нового храма состоялось в 1694 г. К началу ХХ в. храм обветшал, и в 1901г. был утвержден план его реконструкции (арх. И.Благовещенский). Храм значительно расширили, надстроили на один ярус колокольню. Освящение его состоялось в 1904г. В конце 1930-х гг. храм был закрыт, иконы, богослужебные сосуды, книги, облачения были вывезены и утрачены. Здание стали использовать в производственных целях. В середине 80-х здание пришло в полную негодность.
В 1990г. храм был возвращен Церкви, с осени этого же года в полуразрушенном храме начались первые богослужения. В 1998г. здание было восстановлено. Освящение состоялось на престольный праздник 10 ноября 1998г. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Главный престол освящен в честь святой великомученицы Параскевы,
Придел – в честь Рождества Пресвятой Богородицы,
Приставной престол освящен в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского.
Храм великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове, главный престол
придел Рождества пресвятой Богородицы
Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове
Русская Православная Церковь • Московский Патриархат • Московская епархия • Юго-западное викариатство • Параскево-Пятницкое благочиние
святыни
Несмотря на злой ветер гонений, вынесший из храма все иконы и утварь, прекративший и саму молитву и святое возношение на Престоле, да и здание церковное едва не разрушивший «до основанья, чтоб затем…», церковная жизнь в Бутове милостью Божией возродилась.
Видимым знаком особого благоволения и милости Божией для прихожан храма вмц. Параскевы Пятницы стало пребывание в храме чтимых образов Божией Матери и святых, а также святых мощей угодников Божиих. И свидетельством их чудесной помощи, небесного покровительства и заступления являются многочисленные приношения, оставляемые благодарными верующими в окладах икон.
Начать следует с чтимых образов Пресвятой Богородицы, два из которых находятся в иконостасах храмовых приделов. В приделе Рождества Пресвятой Богородицы в местном ряду иконостаса находится ее икона «Скоропослушница» (день празднования 22 ноября по новому стилю), а в приделе вмц. Параскевы — «Споручница грешных» 20 марта и 11 июня). У левой стены в том же приделе в большом киоте стоит икона Божией Матери «Знамение». Это храмовый образ из разрушенной ныне Знаменской церкви усадьбы «Знаменское-Садки», с которой храм Параскевы Пятницы долгое время составлял один приход.
В приделе Рождества Пресвятой Богородицы находятся два Ее образа — икона Божией Матери «Державная» в клиросном киоте и большой киот с иконой Рождества Богородицы. Вместо клейм, обычно изображаемых на одной доске с главной иконой, и описывающих события, связанные с Рождеством Богородицы и Ее жизнью — Ее зачатие праведной Анною, введение во храм, воспитание во святая святых, Благовещение, Успение и другие — в храмовом образе используются отдельные иконы, выполненные в одном стиле с храмовой иконой праздника, представляющей, таким образом, маленький иконостас. Очевидно, что по мысли храмоздателей это должно подчеркнуть особую торжественность и величие изображаемого события.
В том же приделе на солее стоят аналои с иконами Пресвятой Богородицы «Целительница», «Нечаянная радость» и «Неупиваемая чаша». У панихидного столика находится икона Божией Матери «Виленская-Остробрамская», перед которой молятся о даровании Покровительства Божьего, защите семьи от внешнего вмешательства, счастье и взаимной любви супругов, об избавлении от всякого рода проблем и семейных неприятностей, а также о блаженном упокоении усопших родственников, погибших внезапной, трагической кончиной.
Два придела храма соединены между собой арочными сводами, опирающимися на столпы — колонны, из которых две являются еще и вентиляционными шахтами и акустическими резонаторами. За то время, когда здесь была фабрика, эти колонны-шахты были засыпаны различным строительным мусором — землей, битым кирпичом, керамзитом, что повлекло за собой нарушение режима влажности и заражение плесневым грибком. С последствиями этого приход вынужден бороться и сегодня.
Одна из этих колонн находится в алтаре, тыльной стороной выходя на клирос. В центральном клиросном киоте находится и храмовый образ святой Параскевы. Как и икона Божией Матери «Знамение» из Знаменской церкви, этот образ был спасен верующими от поругания и сохранялся все время гонений, пока не сподобил Господь быть восстановлену храму святой великомученицы. Тогда икона святой храма была возвращена на прежнее место.
Акафисты Великомученице Параскеве Пятнице совершаются в нашем храме по четвергам в 17:00 еженедельно, за исключением дней, когда по расписанию стоит иное вечернее Богослужение.
Средний столп храма окружен киотами с иконами Божией Матери — Владимирской (со стороны Пятницкого придела) и Казанской (придел Рождества Богородицы) и, на западной стороне — святителя Николая, чей образ также является чтимым в нашем храме.
А с Казанской иконой Божией Матери связана одна трагическая история, произошедшая ныне уже далеким субботним вечером 30 октября 1999-го года.
Что тут скажешь? Храм пришлось освящать по новой (после таких происшествий он является оскверненным), до сих пор многие не хотят вспоминать те дни… Икону решили не реставрировать, чтобы «…явно было видно нам и всем людям, что стреляя в себя самих, мы попадаем в Спасителя».
Как сказал ныне уже покойный архимандрит Гавриил (Зеленкин), «Господь и Матерь Божия явили милость свою к нам, грешным, не дали совершиться худшему, взяв пулю, которая могла и срикошетить в других, на Себя».
Чтимыми являются и образы, расположенные в киотах на западном столпе церкви — великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона и преподобного Серафима Саровского, напротив которого расположен киот с иконой святых просветителей славянских — равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Вообще в храме находится много икон русских святых. Помимо уже упоминавшегося образа преподобного Серафима, есть и образ преподобного Сергия в клиросном киоте, находящийся в Пятницком приделе, и предстоящие у иконы Божией Матери «Знамение» образы равноапостольных великого князя Владимира, просветителя Руси святым Крещением, и великой княгини Ольги.
А в приделе Рождества Богородицы западный киот с иконами, находящийся у входа в храм, целиком посвящен русским святым. Центральная икона — это образ всех святых, в земле Российской просиявших. Вокруг него расположены иконы блаженной Матроны Московской, преподобного Феодосия Тотемского, святителя Иннокентия Московского, апостола Сибири и Америки с частицами их мощей, образы царственных страстотерпцев (царя-мученика Николая II и его семьи) и собора Новомучеников и Исповедников Российских.
Для храма, расположенного в таком месте, как Бутово, тесно связанное не просто с древней историей Руси, но со всей Российской историей, такое количество икон русских святых не только естественно, но и необходимо. Необходимо в том числе и для благодатной помощи в удержании той связи с нашими святыми предками, создавшими нашу Россию и утвердившим ее своей святой жизнью и своими святыми молитвами.
И в подтверждение того факта, что «во Христе несть ни еллина, ни иудея, ни варвара» (Кол. 3, 11), в храме есть большое число прихожан грузин, армян, других кавказских народов, как сохранивших, так и принявших Православие. Неудивительно потому, что и среди храмовых икон святых есть большой образ равноапостольной Нины, просветительницы Кавказа, с частицей ее легендарного креста. А в храмовом мощевике (реликварии) хранятся мощи многих великих кавказских святых — Шио Мгвимского (являющегося для народов Кавказа тем же, кем для нас является преподобный Сергий Радонежский), святых Мцхетских мучеников.
Есть в храме и другие мощи святых. Из наиболее чтимых можно рассказать о Святых Митрофане Воронежском, Игнатии (Брянчанинове), святителях Московских Филарете (Дроздове) и патриархе Тихоне.
В храмовом реликварии хранятся мощи и таких святых, как преподобный Максим Грек, благоверные князья Петр и Феврония, мощи святых Муромских князей, преподобных Киево-Печерских.
Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове
Русская Православная Церковь • Московский Патриархат • Московская епархия • Юго-западное викариатство • Параскево-Пятницкое благочиние
История храма
Место, на котором стоит наш храм, было освящено почти пятьсот лет назад. Тогда же поставили здесь, в центре села Киово-Качалово Московского уезда Чермного стана, первую деревянную церковь во имя «великомученицы Парасковеи, нареченныя Пятницы». Она просуществовала до начала XVII века и была уничтожена во время польско-литовского нашествия. В 1694 году на этом же месте воздвигли и освятили каменный храм, а через некоторое время добавили к основному зданию пристройку – придел Рождества Богородицы.
Первый каменный храм прослужил более двухсот лет, сильно за это время обветшал и его решили обновить. В 1901 г. был утвержден проект архитектора Московской епархии И. Благовещенского по реконструкции здания и началось строительство. Храм значительно расширили, надстроили на один ярус колокольню, и настолько изменили весь его архитектурный облик, что он казался построенным заново.
Освящение второго каменного храма состоялось в 1904 году. При нем находилась еще и деревянная сторожка, построенная в 1906 году, а также кладбище.
Многоскорбная судьба России отразилась и на нашем храме. В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Иконы, богослужебные сосуды, книги, церковные облачения – все исчезло. Здание храма стали использовать в производственных целях, безжалостно разрушая его. А когда в середине 80-ых годов оно пришло в полную негодность, его бросили на произвол судьбы. Когда-то красавец храм, теперь являл собой весьма печальное зрелище: без крыши, без пола; с полуразрушенными проемами от окон, без тепла, воды, электричества. В таком состоянии здание было возвращено Русской Православной Церкви. С осени 1990 года в холодном полутемном храме с бумажными иконами настоятель храма, протоиерей Анатолий начал совершать первые богослужения.
Наш храм восстанавливался только на пожертвования прихожан и благотворителей. Каждый помогал, чем мог. Люди не жалели своего времени, сил; в храм несли буквально все – иконы, украшения, вазочки для цветов, ковры, книги. Так общими усилиями возвели стены, колокольню, восстановили сначала один придел, затем второй.
На престольный праздник 10 ноября 1998 года вновь отстроенный храм был освящен. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил праздничное богослужение. Стечение народа было очень велико. Святейший Патриарх сказал прихожанам глубоко душевное слово, выразив всем благодарность за восстановленную святыню, обратив внимание на большое количество детей, присутствующих на службе, как залог будущего нашего храма.
Не случайно буквально с самого начала богослужений при храме была создана воскресная школа. Ее возглавила Нелли Георгиевна Лосева, бессменный директор школы по настоящее время. Преодолевая огромные трудности в поисках помещения, его обустройства, организации всего учебного процесса в воскресной школе, отдыха и быта детей, Нелли Георгиевна смогла создать в довольно короткий срок одну из лучших воскресных школ в нашем округе.
В 2000 г. настоятель нашего храма протоиерей Анатолий был назначен благочинным Юго-Западного округа. Так совершилось восстановление и начался новый путь храма вмц. Параскевы, будущее которого во многом зависит от нас с вами.
Статья в «Вестнике Юго-Западного викариатства» №8, 2013
Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове
Русская Православная Церковь • Московский Патриархат • Московская епархия • Юго-западное викариатство • Параскево-Пятницкое благочиние
#наш_храм_открыт_3.1
Дорогие братья и сёстры!
В настоящее время храм великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове открыт для посещения прихожанами в штатном режиме.
В соответствии с правилами Мэра города Москвы С.С. Собянина и во исполнение Циркулярного письма от 30 октября 2020 года порядок функционирования нашего храма следующий:
• Храм открыт ежедневно с 8 до 19 часов утра;
• Вход в храм осуществляется строго в масках и соблюдением социальной дистанции;
• Собираясь на богослужение, лучше заблаговременно подать записки через наш сайт (раздел ЗАПИСКИ ОНЛАЙН);
• На время введенных ограничений осуществляется чин общей исповеди во время каждой Литургии;
• Создана информационная группа в WhatsApp, в которой выкладывается актуальная информация о деятельности храма, а также ответы на часто задаваемые вопросы. Для вступления в группу присылайте сообщение «Пятница» на номер — +7 (909) 935-03-34;
• Создан аккаунт в инстаграм hram_paraskeva_msk.
Несмотря на сложные времена требуется продолжать работы по сохранению здания храма и храмовых построек. Вы можете поддержать наш храм, перечислив пожертвование на карту Сбербанка казначея 2202 2009 7416 5456 (получатель Марина Борисовна Ж.). При перечислении средств просим указать в назначении платежа:
Пожертвование для храма Параскевы Пятницы.
Читать далее →
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА СВ. ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
ЛЕКЦИИ В ХРАМЕ
В субботу 13 ноября в 15.30 в храме св. вмц. Параскевы Пятницы состоится лекция на тему:
«ХРИСТИАНЕ ПЕРВЫХ ВЕКОВ.
ФАКЕЛЫ В САДАХ НЕРОНА».
Приглашаем всех желающих изучать историю Христианства, нравственный подвиг его подвижников, духовное наследие святых.
Все изображения взяты из открытых источников.
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА СВ. ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
«ВЕЛИКИЕ ДАТЫ ИСТОРИИ РОССИИ.
ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ»
«История – это фонарь в будущее,
который светит нам из прошлого»
В.О.Ключевский
4 ноября 1612 года Москва была освобождена народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского от польских интервентов. Долгие и страшные годы Смутного времени, грозившие Руси потерей суверенитета и национальной независимости, были окончены.
22 октября (1 ноября по н.ст.) 1612 года ополчением под предводительством Минина и Пожарского был приступом взят Китай-город.
Ополченцы вошли в него, неся Казанскую икону Божией Матери. Начались переговоры о сдаче Кремля.
25 октября (4 ноября по н.ст.) польский гарнизон Кремля сдался, и Москва была полностью освобождена от поляков.
Избавление Москвы от польских захватчиков, русские люди сочли чудом Казанской иконы Божией Матери, которая почиталась, как покровительница ополчения.
Казанская икона Божией Матери
Уже в 1613 году царь Михаил Федорович Романов приказал установить второе празднование в честь Казанской иконы Божией Матери и отмечать его 22 октября, в день вступления народного ополчения в Китай-город.
Царь Михаил Романов
Праздник этот при царе Михаиле Романове и патриархе Филарете отмечали особенно торжественно. Казанскую икону Богородицы стали почитать, как святыню новой царской династии Романовых, пришедшей к власти на Руси после страшных лет Смутного времени.
С 2005 года в России день 4 ноября стал праздноваться как День народного единства.
Литература:
— Петрушко В.И. История Русской Церкви. Первый патриарший период. М. ПСТГУ. 2020. С.112-113.
Все изображения взяты из открытых источников.
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
«Читайте Святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это единственный свет вашей жизни»
(Преп. Никон Оптинский).
Приглашаем всех желающих изучать Евангелие и строить свою жизнь в соответствии с ним.
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Мф. 7:7-8).
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
КАК ЖИТЬ СЕГОДНЯ?
«Прошу жалеть и любить друг друга, помогать взаимно в материальной и духовной нужде. Где мир и любовь – там Бог, там радость и спасение. А вражда и зависть от дьявола. Спасайтесь».
Из завещания игумена Никона (Воробьева)
Игумен Никон (Воробьев)
Миссионерский отдел храма вмц. Параскевы Пятницы продолжает публикацию серии очерков на тему «Как жить сегодня?».
В октябре мы предлагаем вашему вниманию отрывки из писем подвижника Православия XX века игумена Никона (Воробьева).
«Не бойтесь будущего. С нами Бог сегодня, завтра и во веки. Бойтесь только оскорбить Его каким-нибудь грехом. Если по немощи впадем во что-либо неладное – покаемся, и Господь простит нас. Не нужно только сознательно выбирать зло, оправдывать себя, роптать на Бога.
Не бойтесь ничего. Дерзайте, возложите на Господа все ваши скорби, недоумения, опасения, обиды. Он хочет и знает, как освободить Вас от них, когда это будет полезно вам.
Не верьте себе и людям. Верьте Слову Божию, Евангелию. Жизнью, опытом изучайте Евангелие. Жизнь во Христе даст вам такую полноту, такое разумение всего, радость духовную, твердость, — что жизнь мирских людей покажется ничтожной, неинтересной, бедной, жалкой, суетной, преисполненной мелких дрязг, неприятностей, а часто и великих скорбей.
Да хранит вас Господь и благословит!» [1].
Литература:
1. Игумен Никон (Воробьев). Духовный Азбуковник. Путь ко спасению – покаяние. Издательство «Новое Небо». М 2017. Стр.71
Все изображения взяты из открытых источников
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСТВА»
«ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ»
14 октября Русская Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это чудесное явление Божией Матери произошло в 910 году во Влахернской церкви Константинополя, где хранилась риза Пречистой Девы Марии.
Во время Всенощного бдения блаженный Андрей увидел в храме идущую по воздуху Богородицу, в сопровождении Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова, ангелов и святых. Пресвятая Дева долго со слезами молилась за христиан, а потом сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. При этом чудесном событии покров Божией Матери сиял, как огненная стихия.
Описанные чудесные события имели место быть, согласно общепринятым датировкам, скорее всего, в 910 году при императоре Византии Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами, и Константинополю угрожала опасность.
Покров Пресвятой Богородицы…
Что он значит для нас с вами – христиан, живущих в ХХI веке?
Мы совершим большую ошибку, если в день этого праздника будем только вспоминать те события, произошедшие в Константинополе во Влахернской церкви. Ведь Священная история обладает удивительным свойством – она имеет свое продолжение во времени. И те события: молитвы Пречистой Девы о христианах, защита их под Своим Покровом – все это действительно произошло тогда в 910 году в далекой Византии, но все это происходит и сейчас с нами в современном нам мире.
Именно сейчас Пресвятая Богородица молится о нас, именно сейчас защищает и берет под Свой Покров каждого верующего и стремящегося ко Христу человека.
И именно сейчас мы хотим поговорить об одном качестве, которого нам всем так не хватает. Мы хотим поговорить о БЛАГОДАРНОСТИ.
Наша с вами жизнь зачастую погружена в суету. Мы суетимся, ропщем, мы постоянно чем-то или кем-то недовольны. Мы разучились благодарить людей за их доброе отношение к нам, мы забываем благодарить Бога, за все, что Он делает для нас.
Поэтому в этот праздник Покрова Пресвятой Богородицы, давайте вспомним о благодарности и начнем учиться благодарить окружающих нас людей, за все, даже за самые незначительные вещи: улыбку, открытую дверь при входе в метро, доброе слово…
Давайте начнем учиться благодарить Христа, за сам факт нашего бытия и открытую для всех возможность СПАСЕНИЯ.
Давайте начнем искренно благодарить Пресвятую Богородицу за тот Покров, который Она распростерла над нами.
Вот, что писал благодарности подвижник XX века игумен Никон (Воробьев):
Игумен Никон (Воробьев)
«Еще советую: благодари Господа за все в жизни; ибо, и доброе, и тяжелое, радость и скорбь посылает Господь для нашей пользы, для спасения.
Положите себе за правило ежедневно три раза в день поблагодарить Господа за всю Его любовь и промышление о всем роде человеческом и лично о вас» [1].
Литература:
1. Игумен Никон (Воробьев). О началах жизни. М. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. 2014. С. 64.
Все изображения взяты из открытых источников.
Подготовка церковных специалистов единого профиля в сфере приходского просвещения
Школа православного миссионера
Дорогие братья и сёстры!
Продолжается набор студентов в Школу православного миссионера при Синодальном Миссионерском отделе на 2021-2022 учебный год.
Школа православного миссионера ждёт всех желающих изучать Священное Писание и догматику, религиоведение и апологетику, литургику и историю православной миссии, подготовить себя к практике на приходах и в миссионерских станах, принимать деятельное участие в миссионерских проектах.
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА
«В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ СВЕРШЕНИЙ»
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19-20).
6 октября Русская Православная Церковь отмечает
ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА.
Миссионерское служение – это прямое продолжение слов Христа о необходимости идти к людям и учить их Евангельским истинам. Это прямое продолжение апостольского служения.
Что дает силы людям, забыв во многом о себе, о своем комфорте, о престижной работе, о свободном времени и отдыхе, часто подвергая cвою жизнь опасности, посвятить себя служению людям и Христу?
Посвятить свою жизнь людям, часто не желающим слышать и слушать?
Людям, часто только на смертном одре, вспоминающим, что наша жизнь не ограничивается такими привычными житейскими радостями и проблемами…
Людям, жестоким, неблагодарным, но таким обездоленным, ибо жизнь их лишена главного – радости быть с Христом.
Силы эти дает Сам Христос:
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и проносили плод…» (Ин. 15:16).
Отмечая День Православного Миссионера, мы хотим рассказать вам о российских миссионерах, начав свой рассказ с самых истоков Православной веры на Руси.
АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ
Апостол Андрей Первозванный
Историю духовного просвещения Руси естественно начинать со святого апостола Андрея Первозванного. Согласно «Повести временных лет», апостол поднялся вверх по Днепру до места, где потом будет стоять Киев, и водрузил Крест на Киевских холмах:
«И случилось так, что он пришел и остановился под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много Церквей».
Также вполне достоверным фактом можно считать проповедь апостола Андрея Первозванного в Северном Причерноморье. В Феодосии сохранилось место, где по преданию проповедовал апостол Андрей. Сейчас на этом месте находится православный храм.
Феодосия. Храм Иверской иконы Божией Матери. Место, где по преданию, проповедовал апостол Андрей Первозванный
СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА
Святая равноапостольная княгиня Ольга
С именем этой удивительной женщины связано дальнейшее распространение Христианства на Руси. Сейчас сложно сказать, что именно подтолкнуло княгиню, воспитанную в жестокости языческих традиций и ценностей, к принятию Христианства. Может быть, ужасы язычества заставили ее пересмотреть свои жизненные ориентиры. А ведь Ольга до приятия Христианства жила и действовала по правилам языческого миропонимания. Достаточно вспомнить страшную казнь, которой она подвергла древлян за жуткую кончину своего мужа, князя Игоря в 944 году.
Но, так или иначе, после сложной духовной борьбы, княгиня Ольга около 957 года в Константинополе принимает Христианство и, вернувшись на Русь, святая княгиня сама обходит русские земли, проповедуя Евангелие, сокрушает языческие идолы, ставит Кресты.
СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
Святой равноапостольный князь Владимир
Именно при князе Владимире в 988 году произошло величайшее событие, навсегда определившее духовный и исторический путь нашего народа – Крещение Руси.
Сам святой князь до своего Крещения прошел тяжелейший путь в поисках Истины, путь Духовного преображения от дикого язычника до святого проповедника Евангелия. Согласно житию великого князя, после своего Крещения, он сам много ездил по стране с христианской проповедью, призывая людей к принятию Христианства.
СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ БОРИС И ГЛЕБ
Святые мученики Борис и Глеб
Братья – мученики Борис и Глеб первыми из русских людей были причислены к лику святых Их канонизация состоялась в Константинополе в 1072 году.
Это означало, что Русь приняла Христианство не формально, но глубоко и искренно всем сердцем.
Преподобный Кукша – монах Киево-Печерской Лавры. Б ыл послан для проповеди Евангелия к славянским племенам вятичей и радимичей, которые жили в бассейне реки Оки и долго упорствовали принятию Христианства. Только в середине XII они смогли уверовать во Христа.
Преп. Кукша проповедовал среди этих языческих племен, крестил, совершил много чудес. Но был схвачен язычниками и после долгих мучений вместе со своим учеником Никоном был обезглавлен.
СВ. АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ
Св. Авраамий Смоленский
В регионе вокруг Смоленска жили племена кривичей. Преподобный Нестор – летописец сообщает, что они еще в конце XI века не знали Христианства и жили по языческим законам. Во второй половине XII века их просвещение и волна Крещений была связана с Евангельской проповедью св. Авраамия Смоленского.
СВТ. ЛЕОНТИЙ, ЕПИСКОП РОСТОВСКИЙ
Свт. Леонтий епископ Ростовский
Еще позже приняли Христианство племена, жившие на севере и северо-востоке Руси, в том числе финно-угорские. Среди них очень большое влияние имели волхвы, которые возглавили движение против распространения Христианства в этом регионе. Именно там проповедовал, не смотря на опасность и трудности, епископ Ростовский Леонтий. Но жизнь и этого подвижника Православия закончилась трагически – около 1072 года во время народных волнений он был убит. Его приемник, монах Киево-Печерского монастыря епископ Исайя, продолжил миссионерскую деятельность в Ростово-Суздальской земле.
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ЕГО УЧЕНИКИ
Преп. Сергий Радонежский
Истинное духовное возрождение после ужасов и нравственного одичания русского народа вследствие татаро-монгольского ига, после трагедий междоусобных войн русских князей, связано с именем великого российского святого преподобного Сергия Радонежского.
Именно Вера во Христа, именно Русская Православная Церковь стала той цементирующей силой, которая не дала распасться Русскому государству, сохранила русский народ, как единый сильный и самобытный этнос во времена татаро-монгольского завоевания.
Преподобный Сергий Радонежский и его святые ученики покрыли север Руси словно «духовной сетью», основывая монастыри, проповедуя Христа, просвещая народ, воспитывая новые поколения святых и подвижников Православия.
Вот только некоторые монастыри, основанные в те нелегкие времена: Симонов монастырь – за Москвой рекой, Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове, Богородице-Рождественский Бобренев монастырь и Богоявленский Голутвин монастырь в Коломне, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, недалеко от Дмитрова были основаны: Успенский Дубенский монастырь на Стромыни и Успенский Дубенский монастырь на Острову, Борисоглебский монастырь рядом с Ростовом Великим.
Вологодский край просвещали ученики преподобного Сергия – Павел и Сильвестр Обнорские, Сергий Нуромский, Стефан Махрищский. Со своими учениками Григорием и Касьяном он организовал Авнежский Троице-Сергиев Монастырь.
Духовным наставником большой группы северный монастырей стал ученик и друг преподобного Сергия Радонежского – Кирилл Белозерский.
Св. Кирилл Белозерский
Он основал монастырь на берегу Белого озера, на месте, которое указала ему Богородица. Ученики св. Кирилла Белозерского в свою очередь тоже основывали монастыри. Сам же Белозерский монастырь стал духовным центром севера Руси.
СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ
Свт. Стефан Пермский
Великим просветителем Пермского края стал свт. Стефан Пермский, посвятивший всю свою жизнь проповеди Евангелия среди языческих племен народа зырян. Претерпев страх, угрозы, голод и холод, муки одиночества, святитель нес Евангельские истины людям. Он создает азбуку зырянского языка, переводит на их язык тексты Священного Писания, строит школы, в которых учит детей и взрослых, воздвигает храмы, в которых красота Христианского Богослужения открывает Истину Веры народу зырян. Святитель обучает их многим ремеслам, предварительно освоив их сам, лечит от болезней, воспитывает помощников среди местного населения. Вся его жизнь была манифестом Любви к Богу, а значит и к людям.
Второй наш очерк будет посвящен Миссионерскому Служению в России со времен царя Ивана Грозного до наших дней.
Литература:
— В.И. Петрушко. История Русской Церкви. М. Издательство ПСТГУ.2016. С. 12-13;
— А.Б. Ефимов. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М. Издательство ПСТГУ. 2007. С.48-50, 55-56, 62-66;
— Ю.Г. Малков. Русь Святая. Очерк по истории Православия в России. М. Правило Веры. 2002. С.22-23.
Все изображения взяты из открытых источников.
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
В ВОСКРЕСЕНЬЕ 10 ОКТЯБРЯ В 19.00 в ХРАМЕ ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ СОСТОЯТСЯ ОЧЕРЕДНЫЕ
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ ИЗУЧАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ И СТРОИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С НИМ.
ТЕМА:
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ 7:6
«НЕ ДАВАЙТЕ СВЯТЫНИ ПСАМ И НЕ БРОСАЙТЕ ЖЕМЧУГА ВАШЕГО ПЕРЕД СВИНЬЯМИ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ ПОПРАЛИ ЕГО НОГАМИ СВОИМИ И, ОБРАТИВШИСЬ, НЕ РАСТЕРЗАЛИ ВАС».
Все изображения взяты из открытых источников.
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК №44
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
27 сентября Русская Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Согласно преданию, этот праздник установлен в честь событий, имевших место при правлении епископа Иерусалима Макария, в память обретения императрицей Еленой – матерью императора Константина Великого – в 326 году Креста Господня.
Как повествует предание, императрица Елена прибыла в Палестину и, в результате раскопок, была найдена пещера Гроба Господня, а неподалеку от нее были обнаружены три креста.
Перед епископом Макарием и императрицей встала задача: как определить, который из трех крестов является Крестом, на котором был распят Христос?
И только после чудесного исцеления больной женщины, на которую поочередно возлагали кресты, был определен Крест Господень. По другому преданию, от соприкосновения с Крестом Господа, воскрес умерший, которого несли по улице для погребения.
Но, так или иначе, Крест, на котором распяли Иисуса Христа, был найден.
В этот день – 27 сентября – мы вспоминаем еще одно событие, связанное с Крестом Господним – возвращение Креста из Персии после 14-летнего пленения обратно в Иерусалим.
В VII веке персидский царь Хосров II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и в том числе, увез Крест Иисуса Христа. Крест пробыл в Персии 14 лет, но был возвращен в Иерусалим при императоре Византии Ираклии.
КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ
СЛАВА, ГОСПОДИ, КРЕСТУ ТВОЕМУ ЧЕСТНОМУ!
Литература:
1. Игумен Никон (воробьев). О началах жизни. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. М. 2014. С.345;
Все изображения взяты из открытых источников.