храм петра и февронии в старом петергофе фото
Дача К. Н. Калмыкова
Петергоф, пер. Ломоносова, 8
Дача К. Н. Калмыкова (главный дом с флигелем, садом и территорией)
включена в » Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» как объект регионального значения, хотя и от флигеля, и от сада не осталось и следа, а само здание находится в плачевном состоянии.
В 2009 г. в прессе появилось сообщение: » Дача Калмыкова будет отреставрирована для Музея истории Петергофа. Администрация Петродворцового района получила от КГИОП проект задания на научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы по сохранению объекта культурного наследия «Дача К.Н.Калмыкова» в Старом Петергофе. Здесь, по адресу ул. Ломоносова 8/20, будет размещён музей истории города, работа по созданию которого ведётся с 2006 г.
Инициатор создания музея, общество «Возрождение Петергофа», за 2 года организовало ряд культурно-просветительных мероприятий с целью привлечения населения к сбору экспонатов для городского музея. К настоящему времени в фонд будущего музея уже поступило 1100 предметов, 369 из которых поставлены на учёт и включены в состав будущей экспозиции».
Однако уже в 2010 г. Губернатор СПб Валентина Матвиенко направила в Министерство культуры обращение, в котором просила исключить из списка региональных памятников архитектуры 11 зданий, в т. ч. и дачу Калмыкова.
( http://karpovka.net/2010/09/01/17211/ ).
Храм святых благоверных князя Петра и княгини Февронии
«Благодаря инициативе жителей 23 квартала, распоряжением КУГИ СПб здание бывшей дачи Калмыкова в октябре 2011 года было передано Русской Православной Церкви.
1909. План Петергофа.
2021. Фрагмент схемы РГИС.
(добавил V_Malyj)
Южный и восточный фасады.
Южный и западный фасады.
Памятник архитектуры регионального значения
а по мне так застройщик этого убогого совкового сарая позади дачи покруче всякой церкви
На петергофской даче Калмыкова могут открыть православный детсад
Заброшенная дача Калмыкова в Петергофе в ближайшее время не будет восстановлена. У РПЦ, в пользовании которой находится здание, нет денег. В будущем тут будет воскресная школа и детский сад.
Дача Калмыкова стоит на Университетском проспекте у Троицкого ручья. Официальный адрес: переулок Ломоносова, 8. Дача — объект культурного наследия регионального значения. Она была построена в начале XX века. В середине 2000-х годов, как предполагалось, заброшенное здание-памятник должен был отремонтировать инвестор — ООО «Ключ». Эта компания позади дачи построила многоэтажный жилой дом.
Однако в дело вмешалась Русская православная церковь, которая попросила передать постройку себе; передача состоялась прошлым летом. За прошедшее время на даче Калмыкова никаких работ по ремонту не проводилось.
Как рассказали «Карповке» в Санкт-Петербургской епархии, это здание было приписано церкви Святой Живоначальной Троицы, стоящей на Петергофском кладбище. Настоятель церкви протоиерей Иоанн Мизонов, служивший прежде в царскосельском Софийском соборе, сегодня посетовал в комментарии нашему изданию, что никакого ремонта в ближайшем будущем не предвидится.
«Была инициативная группа, которая просила передать это здание Церкви. С документами и обращениями они все сделали, а в материальном плане нет», — пояснил отец Иоанн. По его словам, у епархии были планы по созданию здесь семейного духовно-просветительского центра: здесь хотели разместить православный детский сад и воскресную школу, а также домовую церковь во имя благоверных Петра и Февронии с крестом на башне. Однако денег на это пока нет.
По словам Иоанна Мизонова, в противоаварийных работах «нет необходимости» — разве только для устранения двух дыр в кровле.
Сейчас на втором этаже дачи Калмыкова устроена молельная комната. О каких-либо сроках по приспособлению остального пространства пока говорить невозможно, отметил наш собеседник.
судя по плакату на здании, заместо дачи мы получим церковь
«Главное не в стенах, а в молитве…»
Начались богослужения в храме свв.Петра и Февронии Муромских в Петергофе
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы была совершена первая Божественная литургия во вновь создаваемом храме свв. блгвв. князей Петра и Февронии Муромских в Петергофе.
После богослужения настоятель архимандрит Нектарий (Головкин) обратился к богомольцам:
— Для нас сегодняшний праздник знаменателен еще и тем, что мы совершаем в этих стенах первую Божественную литургию. Может быть, здесь никогда и не совершалась молитва. А теперь, когда отреставрируем здание, освятим его, будет полноценный храм. Всего месяц назад, когда указом митрополита Варсонофия я был сюда назначен, здесь были руины, буквально ногу некуда было поставить… Начались первые работы, и сегодня мы уже служим, молимся. Скоро покрасим полы, сделаем стены и в помещении станет более благопристойно. Добавятся иконы и с Божией помощью будут совершаться Таинства Божии.
…Говоря о сегодняшнем празднике Покрова Пресвятой Богородицы, необходимо отметить, что он совершается только на Руси. Речь идет о середине 10 века. В этот день святому блаженному Андрею, Христа ради юродивому (он был славянином, когда-то похищенным и проданным в рабство в Константинополь), и его ученику, Епифанию, было дивное видение.
В четыре часа ночи во время всенощной во Влахернском храме блаженный Андрей увидел, как Божия Матерь шествовала по возд у ху в окружении Пророка Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, других апостолов и святых Ангелов. Она шла от западных врат на восток… Потом, преклонив колена, молилась о всех присутствующих и о всех православных христианах. Андрей с Епифанием были потрясены явленным чудом, которое было разверсто пред их очами. Божия Матерь сняла Покров со своей головы и распростёрла его не только над молящимися в храме, но и над всеми людьми, кто чествует Ее и почитает Ее Сына как Спасителя мира. И Она ходатайствовала пред Сыном в Своей молитве. Всем, кто к Ней с верою прибегает, Она помогает. Знаем бесчисленное множество чудотворных икон Богоматери, и у нас в России таковых сотни, они хранятся и почитаются.
Все мы, притекающие к Ней с верою и молитвою, понимаем, что мы хранимы в объятиях Той, Кто Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим…
Мы сегодня с вами впервые приобщились Святых Христовых Таин в этом храме. Поздравляю вас и с вашим личным праздником.
Ещё раз поздравляю всех вас, братья и сестры, с Праздником и желаю многая и благая лета!
Накануне, вечером в субботу 13 октября, в восстанавливаемом храме был совершен молебен с чтением акафиста Иисусу Сладчайшему. Поздравляя прихожан с открытием храма, архимандрит Нектарий отметил, что несмотря на то, что храм еще не восстановлен в благолепии и красоте, его ремонт только начинается, главное не в стенах, а в возможности совершения молитвы ко Господу.
В своем обращении, опубликованном в соцсети, архимандрит Нектарий (Головкин) написал:
Обращаемся ко всем желающим с просьбой о помощи в восстановлении Храма и организации Приходской жизни.
Реквизиты Прихода:
ИНН 7842127579; р/с № 40703810655040000979 в Северо-Западном банке ПАО«Сбербанк»; ИНН 7707083893;
к/с 30101810500000000653; БИК 044030653, ОГРН 1027700132195; КПП 783502001, ОКПО 09171401
Электронная почта: 5991800@mail.ru
Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Князь Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Княгиня Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со княгиней Февронией. Супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. На Московском соборе 1547 они были причислены к лику святых.
Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
Петергоф. Церковь Петра и Февронии при бывшем Доме призрения престарелых и увечных в память Николая I.
Дача К. Н. Калмыкова
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Здание Дома презрения престарелых и увечных в память Императора Николая I с церковью было построено в 1875г. в Егерской слободе тщанием членов Совета Богаделенных заведений по проекту петербургского арх. Николая Леонтьевича Бенуа. 8 Июля 1897г. состоялась закладка колокольни, проект которой был разработан арх. Александром Ивановичем Семёновым, а в 1905г. церковь была перестроена из односветной в двухсветную.
Храм был закрыт 25 Июля 1922г., само же здание к тому времени отошло под т.н. Дом инвалидов труда. В настоящее время в частично перестроенном изнутри здании размещается Дом-интернат для умственно-отсталых детей №2.
Старую фотографию наружного вида здания (аналогичную современному ракурсу) можно найти в книге М.И. «Путеводитель по Петергофу», СПб, 1909, с.201.
ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4365, 1919г. Новое Bремя, газета, 1897, 12 Iюля, с.2. Сурков С.А. Судьбы храмов, духовенства и мiрян Петергофа в годы испытаний, СПб, 2005, сс.31-33
В Старом Петергофе до революции существовал православный храм во имя святых Петра и Февронии. Построен он был в 1875 году по проекту Николая Леонтьевича Бенуа, при Доме призрения престарелых и увечных в память Императора Николая I. Адрес: Старый Петергоф, ул. Петергофская, 12/14. Позже, 8 июля 1897 года состоялась закладка колокольни по проекту архитектора Александра Ивановича Семенова.
Церковь была закрыта 25 июля 1922 года. Всё здание вместе с Домом Призрения было приспособлено под Дом инвалидов труда. В настоящее время в частично перестроенном изнутри здании размещается Дом-интернат для умственно-отсталых детей № 2. Вернуть историческое здание храма Православной Церкви не представляется возможным и потому решено было передать другое помещение (в куда более худшем состоянии).
В 2006 году членов общества «Возрождение Петергофа» осенила идея сделать в ней Музей истории Петергофа, но дальше идей дело не пошло. Разговоры длились до 2009 года. Но никакой музей там так и не возник. Ещё в 2004 году инвестор ООО «Ключ», который строил десятиэтажный жилой дом позади дачи, был обязан «за счет собственных средств осуществить работы по восстановлению здания дачи К.Н. Калмыкова» по согласованию с комитетом по охране памятников. Но инвестор благополучно избежал оного, хотя жилой дом уже давно построен, сдан и заселён.
Благодаря инициативе жителей 23 квартала, распоряжением КУГИ СПб здание бывшей дачи Калмыкова в октябре 2011 года было передано Русской Православной Церкви. Созданной приходской общиной руководил протоиерей Иоанн Мизонов. В 2012 году здесь планировалось создать семейный духовно-просветительский центр: православный детский сад и воскресную школу, а также домовую церковь во имя благоверных Петра и Февронии с крестом на башне. На втором этаже дачи Калмыкова устроена молельная комната.
Контакты:
Эл. почта: 5991800@mail.ru;
тел.+7 9119130113
Священник-Александр Дьяченко
ДЕТЯМ О ПРАВОСЛАВИИ
70 лет Виктору Сухорукову
10 ноября (1951)
Виктор Сухоруков – популярный актер театра и кино. Имеет звание Народного артиста РФ, обладатель «Ники», «Белого слона», «Золотого орла», «Золотого грифона». https://викторсухоруков.рф/
Показать полностью.
Учился Виктор хорошо, особенно ему давались гуманитарные предметы. Любимым уроком была литература, его сочинения считались лучшими в классе, учителя ставили его в пример другим ученикам. Еще в школьные годы Сухоруков написал сценарий под названием «Судьба, или Такова жизнь», по которому можно было запросто снимать приключенческую ленту. После пребывания в пионерском лагере, он сочинил рассказ о своем отдыхе. Парень интересовался не только литературой, он пробовал рисовать, танцевать, заниматься спортом.
Самой большой мечтой его была актерская жизнь. Мама отговаривала его,но но стоял на своем.
В 12 лет он потихоньку от родителей съездил в столицу, чтобы участвовать в кастинге на студии «Мосфильм». Но там его ждала неудача, которая не сломила его веру в свои силы.
После окончания школы в 1970-м, парень снова уехал в Москву, на этот раз он решил попробовать свои силы в Школе-студии МХАТ. Но ему не удалось справиться со вступительными экзаменами, да и члены приемной комиссии сказали, что у него не подходящая внешность для актера, поэтому лучше забыть о своей мечте и поступать в другое учебное заведение. В это время Виктору пришла повестка, и он ушел в армию. После демобилизации Виктор начал свою трудовую биографию в качестве электрика на заводе.
В 1974-м он повторяет попытку поступить в театральный вуз. Теперь он штурмует ГИТИС. На суд строгой приемной комиссии он представил отрывок из своего любимого «Василия Теркина». Педагоги сочли его выступление гениальным, кто-то из них так и произнес: «Он либо сумасшедший, либо гений!». Это была настоящая победа. Виктор попал в мастерскую к Всеволоду Остальскому.
После получения диплома вуза в 1978-м, Сухоруков отправляется в Северную столицу, потому что на тот момент уже имел приглашение от режиссера Театра комедии им.Акимова Петра Фоменко. Он служил в этом театре на протяжении 4 лет, был задействован в 6 спектаклях.
Его задействовали в самых разных постановках, Виктору давали то роль проныры-лакея, то спившегося доктора или романтика-мечтателя.
Зрители смогли увидеть артиста в спектакле «Старший сын», где ему досталась роль Сарафанова. В 2011 г. в Театре им.Моссовета Сухоруков получил роль в пьесе «Встречайте, мы уходим», в постановке «Р.Р.Р» он перевоплотился в сыщика, в спектакле «Римская комедия» стал императором.
Долгие годы дружбы с кинематографом у артиста не получалось. Его звали исключительно на роли в эпизодах, его имя даже не писали в титрах картин. Так продолжалось до 1989-го, пока актер не побывал на съемочной площадке картины «Бакенбарды», где сыграл главного героя. Благодаря этой ленте его наконец-то заметили режиссеры, и артист получил свой пропуск в мир кинематографа.
Виктор достаточно открытый человек, но только до тех пор, пока это не касается личной жизни. Он уверен, что это только его дело и не должно волновать общественность. Актер не женат, у него нет детей. Главное в этой жизни быть честным с собой и окружающими.
Личное время артиста уходит на воспитание родного племянника.
В 2016 г. на главной улице Орехово-Зуево появился памятник Сухорукову от благодарных земляков. Кроме этого артисту присвоили звание Почетного гражданина города.
ВЫСТРАДАННЫЕ ИСТИНЫ ВИКТОРА СУХОРУКОВА (+ВИДЕО)
https://pravoslavie.ru/128042.html
ПУТЬ К ОСТРОВАМ АКТЕРА ВИКТОРА СУХОРУКОВА (+ВИДЕО)
https://pravoslavie.ru/128003.html
Виктор Сухоруков пишет и стихи
***
И ясный день, и тихое дыханье,
И неба синь стремится сквозь ресницы.
Полёт шмеля, мотора громыханье,
Бесхозным хором оркеструют птицы.
Ромашка, как большая карусель,
Душистый клевер, что коралл могучий.
Пустыми мыслями измучен,
Распят, лежу я на планете всей.
Мое Преображение. Три жизни Виктора Сухорукова
https://prichod.ru/orthodoxy-everywhere/25741/
† ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИК
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает – Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой.
Показать полностью.
На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой.
Мудрые мысли | Православие
Сила молитвы не в многословии, а в искренности молитвенного вздоха.
Преподобный Нектарий Оптинский
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота — суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Если день памяти святого приходится тоже на субботу, родительской все равно считается предыдущая. В 2021 году Димитриевская родительская суббота 6 ноября.
Показать полностью.
Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков, традиция менялась. В новгородской летописи XV века мы читаем о Димитриевской родительской субботы уже как о дне поминовения всех умерших.
***
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы [1] (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших»[2][3].
Юрий Рубан
канд. ист. наук, канд. богословия
Источник https://azbyka.ru/days/p-dimitrievskaja-roditelskaja-..
*****
Заупокойное Апостольское чтение
1Фес.4:13-17. – Зачало 270
[О воскресении мертвых]
Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усопших (или: об усыпающих), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведёт [вместе] с Ним.
Это ведь мы говорим вам словом Господним, что мы, живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты (букв. будем схвачены) в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.
*****
Заупокойное Евангельское чтение
Ин.5:24-30. – Зачало 16
[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям]: «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Моё слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит, но он перешел от смерти в жизнь.
Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мёртвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.
Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос[*]).
Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня [Отца]».
[1] Хочу напомнить, что в XIV веке 8-е сентября по юлианскому календарю соответствовало 16-му сентября по григорианскому (хотя сам этот календарь был введён позднее). Это и есть исторически безусловная дата Куликовской битвы. Поэтому попытки отмечать это событие в настоящее время 21 сентября, совмещая с праздником Рождества Богородицы, основаны на элементарной хронологической безграмотности. (Рождество Богородицы приходится на 21 сентября по григорианскому календарю только в XX—XXI столетиях; в XXII веке сместится на 22 сентября и т. д.)
[2] Ради исторической справедливости следует сделать уточнение. Эта суббота – наш национальный поминальный день, основанный на предании. Поэтому Димитриевской субботы нет ни греческом, ни даже в Русском официальном Церковном уставе (Типиконе). Непосредственное участие в его установлении Димитрия Донского тоже подвергается обоснованному сомнению. Как пишет известный автор многократно переиздававшегося руководства по богослужебному уставу, «Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, возвратясь в Москву 21 сентября (29 сентября по григорианскому календарю. – Ю. Р.), повелел по всем церквам её отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду (Русская летопись по Никоновскому списку, изд. Имп. Академии наук, т. IV, с. 124). В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем », то есть пред днём своего тезоименитства. «Естественно думать, что после кончины его назначена суббота пред Димитриевым днём для поминовения усопших» (Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995, с. 506, прим. 1)
[3] При определении даты Димитриевской субботы в конкретном году надо учитывать следующие календарно-богослужебные поправки (во избежание путаницы, далее все даты – по новому стилю). Если память Димитрия Солунского (8 ноября) приходится на воскресенье, то мы получаем самую позднюю Димитриевскую субботу – 7 ноября. Если же память Димитрия Солунского приходится на субботу, то эта суббота не может быть родительской – и панихида переносится на предшествующую субботу (1 ноября). Но если с субботой перед памятью св. Димитрия совпадает праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), то Димитриевская суббота совершается ещё одной неделей ранее. Исходя из этих правил, можно легко определить, что самая ранняя Димитриевская суббота может быть 28 октября.
[*] Хорошо знакомое нам греческое слово крисис переводится как «разделение», «суждение», «суд», «приговор», «спор», «выбор», «окончание», «переломный момент», «кризис». Вопреки однозначно отрицательному мещанскому значению («ох, когда же закончится этот очередной проклятый кризис и наступит желанная стабильность»!), разумный христианин всегда пребывает в состоянии крисиса – то есть в состоянии духовного трезвения и суда над своими мыслями, желаниями и поступками. Так он готовится к тому, чтобы последний и окончательный Страшный Суд (= Страшный Кризис!) Божий не стал для него неожиданным и «страшным» в прямом смысле этого слова.