храм под бором усекновение главы
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором приписан к Патриаршему подворью в Черниговском переулке Москвы, как и храм св. Черниговских мучеников. В 2010 г. церкви, как и другие здания подворья перешли в ведение Аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия. Настоятелем в настоящий момент является ректор образовательной организации.
Богослужения храма Иоанна Предтечи под Бором
Литургии по субботам и в особо чтимые праздничные дни (в соответствии с церковным календарем) начинаются в 08:00, в воскресные дни — в 08:00 и 10:00. Вечерние службы и всенощные бдения накануне праздников совершаются в 18:00.
История
Об Ивановском монастыре, «что под бором», впервые упоминается в летописных документах 1415 г. в связи с появлением на свет будущего великого князя Московского и Владимирского, а позже и Всея Руси, Василия II. Приставка в названии говорит, видимо, о том, что Заречье в XV в. славилось густыми лесами.
Сама обитель в 1530-е гг. была переведена на вершину одного из холмов (ныне — Ивановская горка), в пределы восточной части Белого города, а каменная монастырская церковь, возведенная в 1514 г. вместо деревянного храма Алевизом Фрязиным (Алевиз Новый) по велению отца Ивана Грозного — Василия III, превратилась в приходскую.
Важным событием в истории церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи стала торжественная встреча у ее стен мощей святых Черниговских мучеников — князя Михаила и боярина Феодора — Иваном Грозным и всем честным народом в 1578 г. Их доставили из освобожденного от поляков Чернигова крестным ходом. В память об этом событии напротив Иоанно-Предтеченского храма была возведена церковь в честь Черниговских чудотворцев — сначала из дерева, а в 1675 г. — из камня.
Иоанно-Предтеченский храм под Бором серьезно пострадал во времена Смуты в начале XVII в., однако оригинальный «алевизовский» подклет и некоторые фрагментарные участки стен сохранились до наших дней. Церковь была восстановлена в 1650-х и обновлена в 1675 г. Возведение новой трапезной с двумя приделами и отдельно стоящей колокольни началось на средства купцов Замятиных уже в следующем веке. Процесс затянулся на несколько десятилетий, поэтому в архитектурном облике комплекса прослеживаются разные стили. В конце XIX — начале XX вв. в храме осуществлялись объемные реставрационные работы, были обновлены иконостас и росписи. В проекте восстановления принимал участие архитектор Ф. Шехтель.
После октябрьских событий 1917-го храм Иоанна Предтечи под Бором, как и многие другие церкви, был закрыт. Окончательного разрушения удалось избежать, однако церковь была обезглавлена, а ее помещения отдали под нужды Управления продовольственными товарами. В ходе подготовки к летней Олимпиаде-80 здания подворья привели в порядок, стены покрасили, восстановили купол, крест и забор. В храмовом помещении разместился выставочный зал с экспозицией «Художественного стекла», на втором ярусе колокольни расположилась художественная мастерская.
В 1990-х началась борьба за возвращение храмов Черниговского подворья прихожанам. Службы в Иоанно-Предтеченской церкви стали проводиться с 1997 г. Первая архиерейская Литургия состоялась 11 сентября 2010 г.
Новый этап реставрации комплекса стартовал в 2012 г. Обновленный храм освящен в ноябре 2015 г.
Святыни церкви Иоанна Предтечи под Бором
В храме находится частица мощей Николая Миркилийского, переданная в дар храму в 2008 г., и рака с мощами других святых. В иконостасе присутствует образ Иоанна Крестителя, перед которым находится неугасающая лампада.
Казанская икона Пресвятой Богородицы XVII в. появилась в храме около 20 лет назад. В 2016-м, после начала регулярных богослужений, она начала мироточить. В дальнейшем чудесное явление повторялось не раз. По словам настоятеля, в разное время в стенах церкви мироточили и другие иконы.
В 2015 г. новоосвященному храму была передана точная копия чудотворного образа Феодоровской иконы Богоматери. Оригиналом благословляли на царствование первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.
Главный престол освящен во имя Усекновения главы пророка, проповедника и крестителя Иисуса Христа — Иоанна Предтечи. Его обезглавили по распоряжению Ирода Антипы, откликнувшегося на просьбу падчерицы Саломеи, которая затем преподнесла голову Иоанна на блюде своей матери Иродиаде. Последняя ненавидела Крестителя за обличение ее брака с Иродом, отнявшим жену у своего брата и женившимся на ней вопреки соблюдаемым обычаям. Памятная дата 11 сентября отмечена в церковном календаре, она же является престольным праздником.
Другие два престола освящены в честь Николая Угодника, а также святых-бессребреников, братьев Космы и Дамиана Асийских.
Архитектура и внутреннее убранство
Храмовый комплекс включает несколько строений:
Храм представляет собой четырехгранное в плане, однокупольное каменное строение с возвышающимися по центру фасадов полуглавиями. Над куполом установлен высокий световой фонарь, увенчанный луковичной главкой и золоченым крестом. С восточной стороны здания выступает полукруглая апсида, перекрытая конхой, с западной — находится притвор.
Большие окна были прорублены в процессе перестройки церкви в середине XVIII ст. Часть архитектурного декора, к примеру оригинальное обрамление южного входного портала, сохранилась в оригинале, остальное восстанавливалось по уцелевшим фрагментам.
От подлинного внутреннего убранства храма практически ничего не осталось, лишь крохотный фрагмент фрески, который в ходе последних реставрационных работ законсервировали «для потомков». Нынешняя богатая роспись стен и сводов выполнена в византийском стиле. В ее основе лежат сцены из жития Иоанна Крестителя.
Трапезная вплотную примыкает к церкви и южным фасадом выходит на «красную линию» Черниговского пер. Несмотря на близкое соседство, объекты смотрятся как самостоятельные единицы. Сводчатое здание украшено пилястрами, вокруг оконных проемов выделены наличники, визуально поддерживаемые консолями-завитками и венчающиеся фронтонами. Наружный вход в трапезную расположен со стороны западного торца.
Между трапезной и колокольней установлен решетчатый забор с каменным цоколем и массивными столбами. Он был восстановлен в ходе реставрационных работ 1984 года в пропорциях, близких к оригиналу, но без прерывающего его церковного крыльца. Ограда является объединяющим звеном комплекса.
2–3 этажный церковный домик находится через дорогу от трапезной. Его внешний вид не соответствует одноэтажному подлиннику 1798 года, предназначавшемуся под богадельню. Здание «выросло» уже в XIX в., тогда же были изменены фасады.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором: колокольня
Трехъярусное сооружение расположено на пересечении переулка Черниговского с улицей Пятницкой. Оно построено в классическом стиле, в оформлении использованы композиции архитектурных ордеров. Капители колонн и пилястр первого яруса украшены дорическими элементами, второго — ионическими, а третьего — коринфскими.
В нижнем четверике со стороны Пятницкой улицы находится вход во внутренний двор храмового комплекса, а на внешнем фасаде, выходящем на Черниговский переулок, расположена современная роспись по мотивам Усекновения главы Иоанна Крестителя.
На парапете первого яруса установлены воспроизведенные в процессе реставрации массивные вазоны. В верхнем четверике, увенчанном восьмигранным куполом с люкарнами, декоративным фонарем и главкой, переходящей в шпиль с крестом, размещена звонница.
Как добраться
До остановки «Улица Балчуг» следуют автобусы № м5. При составлении собственного маршрута передвижения рекомендуется воспользоваться удобным интернет-ресурсом.
Ближайшие станции метро — «Новокузнецкая» (линия 2) и «Третьяковская» (линии 6, 8) находятся в 300–500 м от церкви.
Заказать такси в Москве можно с помощью мобильных приложений Яндекс.Такси, Рутакси, Maxim, Gett, Gradtaxi, Такси Престиж, Такси Москвы и пр.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором: видео
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (Москва)
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором — архитектурный комплекс в районе Замоскворечье города Москвы. Расположен в Черниговском переулке и состоит из церкви XVII века, соединённой с ней трапезной последней трети XVIII века и колокольни конца XVIII века, стоящей на углу Черниговского переулка и улицы Пятницкой.
Храм вместе с церковью Михаила и Фёдора Черниговских под Бором входит в состав Патриаршего подворья храмов под Бором.
Содержание
История [ править ]
Архитектурный комплекс расположен на месте древнего Ивановского, «что под Бором», монастыря, впервые упомянутого в летописи при рассказе об обстоятельствах рождения великого князя Василия II в 1415 году. В 1514 году «по особому благоволению» Василия III вместо деревянного монастырского храма была возведена первая каменная церковь Усекновения главы Иоанна Крестителя, строил её Алевиз Новый.
Ивановский монастырь был традиционным местом молитв о благополучных родах великой княгини. И в 1530 году, в год рождения Ивана Грозного, при содействии великого князя и бояр Глинских, монастырь был перенесен ближе к государеву двору на холм, названный по имени древнего монастыря, Ивановскую горку. А каменная церковь бывшего Ивановского монастыря стала приходской.
Вероятно, в смутное время каменный храм был значительно повреждён. Во всяком случае, в некоторых документах середины XVII века он упоминается как деревянный. Последний мог появиться при восстановлении каменного здания, рядом с которым, по традиции тех времён, могли поставить небольшую рубленную церковь для временного размещения престола.
От постройки XVI века сохранился белокаменный подклет, а в апсиде попадаются фрагменты кладки из маломерного «алевизовского» кирпича. По одной из версий, основной объём храма датируется 1658 годом. Другая дата, 1675 год, вероятно, связана с очередной перестройкой или обновлением церкви, совпавшей по времени со строительством расположенной по соседству каменной церкви Черниговских чудотворцев. Стилистическая общность этих храмов и приёмы в обработке деталей позволяют предполагать, что над ними работала одна и та же артель каменщиков.
В XVII веке храм представлял собой бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом четверик с современным ему северным приделом. Крыльцо располагалось у южной стороны храма. С запада, на одной оси с основным объёмом, находились трапезная и колокольня. В 1757 — 1760 годах колокольня и трапезная, обветшавшие «от великого звона», были сломаны и на средства купца Ф. Ф. Замятина были возведены новые сооружения. На старом подклете бывшей трапезной была поставлена расширенная трапезная с двумя приделами, Никольским и Космодамианским. Основание разобранной колокольни вошло в объём притвора, завершённого в 1770-е годы. С восточной стороны от храма (а не с западной, как обычно), на углу Черниговского переулка и улицы Пятницкой, одновременно с трапезной начали строительство новой колокольни. В это же время значительно изменил свой облик и четверик основного объёма: лишившись придела он получил оформление в стиле барокко середины XVIII века.
Эти работы продолжались несколько десятилетий. Так, колокольню продолжали строить еще в 1781 г. Известно, что ограда комплекса по переулку отстраивалась также после пожара 1787 года. А в 1798 году с западной стороны от церкви появился одноэтажный каменный церковный дом «с регулярною фасадою». За несколько десятилетий реконструкции всего комплекса стиль барокко был вытеснен классицизмом, что сказалось на архитектуре его отдельных частей. В 1896—1904 годах при участии архитектора Ф. О. Шехтеля были реставрированы стенные росписи и иконостас.
Описание [ править ]
Сложившийся разновременный архитектурный комплекс, занимающий угловое владение в начале Черниговского переулка, состоит из церкви с трапезной (дом 4/2 строение 8), отдельно стоящей колокольни (дом 4/2 строение 1), значительно перестроенного церковного дома (дом 4/2 строение 5) и ограды.
Основной объём церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором в целом сохранил черты постройки XVII века. При перестройке 1758 года были прорублены большие окна, верх церкви приобрёл снаружи форму купола с «полуглавиями» в центре фасадов, над куполом поднялся восьмигранный световой барабан, образуя подобие второго яруса. От декора XVII века сохранился венчающий карниз и оформление южного портала, ранее скрытого крыльцом. Само крыльцо, за исключением нижней части в виде полой сводчатой камеры, не дошло до наших дней. Остальная часть декора XVII века была восстановлена по сохранившимся фрагментам. Во внутреннем оформлении на сводах и стенах четверика различимы фрагменты орнаментальной росписи конца XVII века, а также скрытая побелкой живопись конца XIX в.
Остальные части комплекса, возведенные в XVIII—XIX веках, строились со значительным преобладанием градостроительного аспекта и сыграли решающую роль в оформлении Черниговского переулка и улицы Пятницкой.
Вдоль красной линии переулка расположен южный фасад четырёхстолпной сводчатой трапезной, соединённой с основным зданием церкви, но воспринимаемой как самостоятельный объём. Учащенный ритм пилястр, раскреповка цоколя и карниза, большие окна в наличниках с «ушками» и выступающими треугольными фронтонами, ложные окна цокольного этажа, соответствующие верхнему ряду окон — всё это придает фасадам трапезной чрезвычайную нарядность и пластическую насыщенность. С запада от здания церкви вместо колокольни во всю ширину торца расположен притвор (нынешний построен около 1880 г.), выделенный на боковых фасадах более широким членением.
С запада от притвора прежде стояли церковные ворота, а от восточного угла трапезной до колокольни шла высокая ограда, включавшая стенку церковного крыльца. Более позднее повторение этой ограды было восстановлено при реставрации всего комплекса в 1984 году. Восстановленная ограда выдержана в пропорциях первоначальной, определяемых ритмом фасадов трапезной, и служит объединяющим элементом всего комплекса.
Наиболее значительной частью ансамбля является колокольня, в архитектуре которой зрелый классицизм сочетается с приёмами середины XVIII в. Богатая пластика трех четвериков колокольни связана с её ролью организующей вертикали в начале Пятницкой улицы. Арочный проём в нижнем ярусе колокольни служит входом на церковный двор, кладка из большемерных кирпичей в подклете, вероятно, является остатками Святых ворот церковной ограды XVII века.
В композиции объёмов и декоре колокольни использованы приёмы ордерной архитектуры: при построении нижнего, второго и третьего ярусов использованы, соответственно, пропорции дорического, ионического и коринфского ордеров.
Нижний четверик отличается массивностью, подчеркнутой большими парными угловыми колоннами и мощью сильно крепованных карниза и парапета. Второй ярус решён в более сдержанных формах. Арочное обрамление его окон повторяет абрис арок нижнего яруса, а над колоннами первого яруса расположены пары пилястр, служащие опорой для фронтонов. Арочный четверик звона поставлен на высокий парапет второго яруса. Для него характерен декор, напоминающий барокко XVIII века: легкая раскреповка углов, гранённый купол с люкарнами и завершение в виде ажурного восьмигранника с фигурной главкой и шпилем. Архитектурному стилю середины XVIII обязаны своим существование и вазы на парапете нижнего яруса, восстановленные при реставрации. Однако их форма, равно как и лепной декор — раннеклассические. Это позволяет полагать, что оформление фасадов было выполнено в конце XVIII века.
Церковный домик, скромный по размерам и оформлению, был построен в 1798 году. Сначала он был одноэтажным и строился как богадельня. Позже домик использовался как церковно-приходская школа. В XIX веке был надстроен второй этаж и изменены фасады. Ряд церковных владений возводил в конце XIX — начале XX веков архитектор М. Ф. Бугровский.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 113035, Москва, ул. Пятницкая., 4/2, стр. 9 (м. «Новокузнецкая»)
Расписание богослужений
Духовенство
Черниговское подворье
В начале XVII века Заречье стали заселять посадские люди и ремесленники. Деревянные дома строились не по определенному плану, а спонтанно. Во время Смуты район неоднократно уничтожался набегами интервентов, но весьма скоро восстанавливался.
В 1514 г. по благоволению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый), архитектор Архангельского собора Московского Кремля, воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм освятили 29 августа 1515 года. А сам Ивановский монастырь «под Бором» упразднили, и храмы Черниговского переулка стали приходскими. Точные сведения о причинах упразднения или перенесения обители пока не найдены.
В 1578 г. у стен церкви Иоанна Предтечи народ с царем и митрополитом торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Федора. В память об этой встрече был возведен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. Новый храм приписали к Иоанновской церкви под Бором. А в 1675 г. на средства купчихи Иулиании Ивановны Малютиной на его месте выстроили каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся до наших дней.
Во время Смуты 1612 года храм Иоанна Предтечи был разрушен, но в 1658 году вновь выстроен в камне. От Алевизова здания сохранились лишь белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете храма.
В 1757 г. было начато строительство трапезной, где разместился новый придел святых чудотворцев и бессеребреников Косьмы и Дамиана Ассийских. Освящение состоялось 17 августа 1759 г. В 1772 г. принял свой окончательный вид купол на главной церкви. Одновременно с трапезной начали возводить и новую, отдельно стоящую колокольню на углу Черниговского переулка и Пятницкой улицы. Ее строительство завершили в 1781 году.
В 1896 – 1904 гг. при участии Ф.О. Шехтеля было произведено обновление храма, в частности, росписей и иконостаса.
Храмы Черниговского переулка не избежали печальной участи многих храмов и монастырей после революции. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был закрыт в 1917 году, храм Черниговских чудотворцев – вскоре после него. С 1924 г. в здании храма Черниговских мучеников находился молитвенный дом баптистов, а в 1934-1977 гг. склад. Милостью Божией храмам удалось избежать полной ликвидации.
В 1969 г. М.Л. Богоявленский, один из крупнейших специалистов по истории московских храмов, так описывал состояние храма святых Михаила и Федора Черниговских: «Церковь в настоящее время обезглавлена, штукатурка местами отвалилась, колокольня покрашена, позолоты нет. Внутри помещается «Управление продовольственными товарами. Райторготдел Советского района»».
Сейчас храмы Черниговского переулка являются Патриаршим подворьем, в них завершена реставрация.
В июне 2010 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом комплекс зданий подворья был передан Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия. Настоятелем Иоанновского храма назначен ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.
1 ноября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.
К 3 октября 2017 года, престольному празднику храма свв. Михаила и Феодора Черниговских, были завершены масштабные работы по реставрации и росписи. 11 марта 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок, № 2/4)
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором
(Черниговский переулок, № 2/4)
Напротив доходного дома И.Ф. Нейштадта находятся сразу две старинные церкви – Святых Великомучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи, которые связаны друг с другом не только месторасположением. Последняя освящена в честь праздника Усекновения честной главы святого Иоанна Предтечи. Согласно Евангелию, царь Иудейский Ирод имел преступную связь с женой своего брата Иродиадой. Иоанн Креститель обличил тирана и высказал ему горький укор. Под влиянием Иродиады Ирод заключил Иоанна в темницу. Далее Евангелие повествует: «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу»[50].
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором
День Усекновения главы Иоанна Предтечи почитался еще учениками Иоанна Крестителя. На Руси в день его памяти поминали всех православных воинов, «за веру, Отечество и народ живот свой положивших и силою креста победивших смерть». Иванов день назывался «Иван Постный», потому что на него соблюдался строгий пост. В народе даже бытовала пословица: «Не соблюдешь Иван-пост – прищемят в аду хвост».
Добавление «под Бором» свидетельствует о том, что раньше вокруг монастыря и даже на холме, где была сооружена древняя московская крепость, шумел сосновый бор. Аналогичные добавления часто встречаются в топонимике московских церквей: храм Илии Пророка, что под Сосенками, собор Спаса Преображения на Бору и т. д. Интересно, что по указу царя Алексея Михайловича в 1658 году Боровицкая башня Кремля была переименована в Предтеченскую в честь расположенной рядом церкви Рождества Иоанна Предтечи под Бором. Но старое название башни сохранилось и дошло до наших дней.
Вот что говорится в Симеоновской летописи: «В лето 6923 (1415), в великое говение, Марта десятый родися великому князю Василью Дмитриевичу сын Василий. Сице же бяше о рожении его: егда прииде день тои, в онже родитися ему, начать мать его велми изнемогати, яко и к смерти приближитеся еи, князю же в сем велице в скорби сущу; бе же в то время некий старец свят в манастыри святого Иоанна Предтечи под бором за рекою Москвою, знаем же бе и великим князем, к немуже и посла, да помолится о княгини его, он же отвеща к сланному к нему рек: «шед рцы великому князю, да молится Богу и пречистеи Матери Его и великому мученику Логину сотнику, понеже тои дань бысть помощник от Бога всему роду нашему о всех ихже требуете благых, а о княгини своеи не скорби, здрава будет и родить тебе сына в вечер сеи, наследника тебе», еже и бысть»[51].
Благодаря этому летописному рассказу мы знаем, что в Черниговском переулке уже в начале XV века существовал Ивановский монастырь, что под Бором. С тех пор в этом монастыре стали молиться о благополучной беременности и родах и просить Бога благословить супругов мирным, благодатным рождением чад. Хоть монастырь и был за рекой – за чертой города, но находился всегда под особым покровительством московских князей. На то было две причины: расположение монастыря на пересечении ведущих торговых дорог и чудо, случившееся при рождении Василия II. До конца XIV века в Замоскворечье не было монастырей, поэтому появление Ивановского монастыря почти у самой дороги, ведущей в Орду, в самой небезопасной части города, довольно удивительно.
В 1514 году обветшавшая деревянная монастырская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была перестроена в камне «по особому благоволению» князя Василия III известным итальянским зодчим Алевизом Фрязином Новым (Альвизо Ламберти да Монтаньяно). Вероятнее всего, это был первый каменный храм в Замоскворечье. В 1530 году у Василия III родился долгожданный наследник – будущий царь Иван Грозный. Князь решает перенести столь почитаемый монастырь ближе к Кремлю и государеву двору – на Солянку, на холм, получивший впоследствии название Ивановская горка. Иоанно-Предтеченский монастырь в Ивановском переулке существует и поныне. По другой версии, монастырь был перенесен по распоряжению князей Глинских и супруги Василия III Елены Глинской. Третьи источники приписывают это деяние самому Ивану Грозному, который праздновал свое тезоименитство в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Словом, в XVI веке Ивановский монастырь, что под Бором был упразднен, а церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи стала приходской. В 1578 году царь Иван IV, митрополит Московский Антоний, бояре и весь честной народ встречали у церкви святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора, перенесенные из Чернигова крестным ходом. В память об этом на противоположной стороне переулка был построен деревянный храм, освященный во имя черниговских чудотворцев. Возле него мы еще остановимся.
Во время Смуты и борьбы русских воинов с польскими интервентами храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был основательно поврежден. В некоторых документах того времени церковь упоминается как деревянная. Возможно, после изгнания поляков возле разрушенного храма поставили временную деревянную церквушку. До наших дней от церкви XVI века сохранились лишь белокаменный подклет и фрагменты кладки в апсиде. Существующий теперь храм построен в 1658 году. В XVII веке он был устроен в виде продолговатого «корабля»: четверика, соединенного с расположенными с ним на одной оси трапезной и колокольней. В 1675 году артель каменщиков, которая занималась строительством каменного храма Черниговских чудотворцев, провела небольшую переделку Иоанно-Предтеченской церкви.
В 1722 году освятили северный придел Святого Николая Чудотворца. В 1757 году были сломаны обветшавшие колокольня и трапезная. На их месте, на средства купцов Федора Федоровича и Косьмы Максимовича Замятниных, возвели новую, несколько удлиненную трапезную с двумя приделами – Никольским и Космодамианским (освященным по просьбе одного из жертвователей). Одновременно началось строительство колокольни, расположившейся на углу с Пятницкой улицей – к востоку, а не к западу от церкви, как это делалось обычно. Четверик храма лишился Никольского придела и получил типичное барочное оформление XVIII века. В 1772 году появился новый купол на главной церкви и были прорублены большие окна, а в 1780-х годах была полностью достроена колокольня и возведена ограда вокруг храма. В конце XVIII века торцом к Черниговскому переулку была выстроена одноэтажная каменная богадельня.
В XIX веке построили притвор и паперть с характерным крыльцом. В 1896 – 1904 годах под руководством прославленного архитектора Ф.О. Шехтеля были произведены оформительские работы и обновление храма. В церкви появились роспись и мраморный иконостас. После революции 1917 года церковь была закрыта и со временем пришла в запустение. М.Л. Богоявленский – крупный специалист по истории московских храмов – так описывает вид церкви Иоанна Предтечи в одном из своих альбомов в 1969 году: «Церковь в настоящее время обезглавлена, штукатурка местами отвалилась, колокольня покрашена, позолоты нет. Внутри помещается «Управление продовольственными товарами. Райторготдел Советского района»[52].
В конце 1970-х годов в связи с предстоящими Олимпийскими играми 1980 года была произведена реставрация, в результате которой восстановили главу, крест и фасады церкви и часть колокольни. Не обошлось и без невосполнимых потерь: стены храма оштукатурили и побелили. С 1990 года в храме Иоанна Предтечи помещался демонстрационно-выставочный зал ГИС «Художественное стекло» Министерства промышленности стройматериалов СССР. Только в 1997 году в церкви возобновились богослужения.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с трапезной, колокольней и церковным домом составляют комплекс с элементами разных архитектурных стилей. Сам храм имеет архаичные черты XVII века. Он украшен наличниками и броским фризом из поребрика и бегунца. Во время реконструкции церкви по уцелевшим фрагментам был восстановлен декор того времени. От XVII века уцелели венчающий карниз и оформление южного портала. Купол, над которым поднимается восьмигранный световой барабан, и все завершение храма от фриза появились в конце XVIII века. Каменный церковный дом (богадельня) находится как раз на том месте, где Черниговский переулок «сгибается в колене». В XIX веке он был надстроен вторым этажом, но в целом сохранил планировку конца XVIII века.
Вытянутая вдоль красной линии Черниговского переулка трапезная воспринимается как отдельное здание из-за множества нетипичных для церкви окон и колокольни не на традиционном месте. Фасад трапезной украшен рядом пилястр и оконными наличниками с «ушками» и маленькими фронтонами, типичными для московского барокко. Особую нарядность ей придают ложные и настоящие окна цокольного этажа. Ограда от трапезной до колокольни, восстановленная в 1980-х годах в соответствии со старинной планировкой, отличается любопытными круглыми нишами, стилизованными под барочное оформление трапезной. Внутри церкви Иоанна Предтечи также видно сочетание разных эпох: фрагменты орнаментальной росписи XVII века и живопись XIX века, к сожалению скрытая под побелкой.
Ничего страшного не произойдет, если мы дойдем прямо до Пятницкой улицы и полюбуемся на колокольню церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи – самую знаменательную часть архитектурного ансамбля. Ее не случайно выдвинули так далеко. На Пятницкой улице самые высокие здания всегда выходили на красную линию. Чтобы высокая колокольня не отступала в глубь квартала, архитекторы были вынуждены нарушить одно из правил церковного строительства. Колокольня состоит из трех уменьшающихся кверху четвериков. Она выполнена в стиле зрелого классицизма: в нижнем ярусе применен дорический ордер, в среднем – ионический, в верхнем – коринфский. Нижний четверик, утяжеленный угловыми спаренными колоннами, как будто держит на себе всю пластичную конструкцию колокольни. Средний ярус украшен пилястрами, фронтонами и окнами с архивольтами, повторяющими арочные проемы нижнего четверика. Верхний барочный ярус звона увенчан граненым куполом с завершением в виде восьмигранника с главкой и шпилем. Таким образом, колокольня сочетает в себе и классицистические и барочные черты. Например, вазы, украшающие парапет первого яруса, стилизованы под раннюю классику, а бледно-зеленый цвет колокольни связывает ее архитектуру со стилем середины XVIII века.
Сейчас оба храма Черниговского переулка принадлежат Патриаршему подворью. В июне 2010 года Святейшим Патриархом Кириллом они переданы для размещения Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Ректор – митрополит Волоколамский Илларион – одновременно является председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, доктором философии Оксфордского университета, доктором богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, почетным доктором Российского государственного социального университета и почетным профессором Русской христианской гуманитарной академии.
8 июня 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в дар церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором была передана частица мощей святителя Николая Мирликийского. Силами подворья был изготовлен специальный ковчег, в котором мощи и будут постоянно храниться. Справа от Царских врат в иконостасе храма Иоанна Предтечи находится икона покровителя храма, святого Иоанна Крестителя, перед которой горит неугасимая лампада. Икона выполнена в манере старого византийского письма греческими монахами. В настоящее время регулярных богослужений в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи не ведется, и попасть в храм можно только на праздничные службы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Чудо второе. Дьяковский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
Чудо второе. Дьяковский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи На краю села Дьяково возвышается мощный пятиглавый богатырь – символ нового государства, царства Московского. Оказывается, что это не один, а пять столопо-образных храмов, тесно прижавшихся друг к другу и
Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев (Черниговский переулок, № 3)
Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев (Черниговский переулок, № 3) Князь Михаил Черниговский – сын Всеволода Ольговича Чермного – с юности был благочестивым и смиренным. Он страдал тяжелой болезнью (случи же ся ему
Гимназия В.Д. Косицына, городская усадьба XVII – XVIII веков (Черниговский переулок, № 9/13)
Гимназия В.Д. Косицына, городская усадьба XVII – XVIII веков (Черниговский переулок, № 9/13) На обратном пути к Большой Ордынке завернем во двор одного примечательного здания, которое невозможно пропустить, находясь в Черниговском переулке. В 1920-х годах краеведы общества
ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО (Климентовский переулок, № 7/26)
ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО (Климентовский переулок, № 7/26) Усадьба Долговых располагалась на углу Большой Ордынки и Климентовского переулка, в который выходили южные корпуса. Переулок получил свое название в честь храма Священномученика Климента.
Церковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9)
Церковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9) Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван