храм покрова на нерли год постройки

Церковь Покрова на Нерли

История церкви

Полтора километра до ближайшего городка-крепости Боголюбова. Идут паломники пешком через заливные луга и по бездорожью, чтобы увидеть стены, которые помнят еще татаро-монгольское иго. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот — дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе.

Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек — Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних вод. Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Так что даже в самый полноводный разлив подвалы не затапливает. Это и позволило церкви простоять восемь веков.

«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне», — пишет один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Воронин. «Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».

Храм на Нерли — первый в России освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Незадолго до строительства церкви священниками и самим князем был принят этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской. Главный храм Владимира тоже посвящен Богоматери — в отличие от Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка и других княжеских столиц.

Фрески, украшавшие стены храма Покрова на Нерли изображали царя Давида на троне. У его ног — львы и грифоны, а вокруг парят голуби. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу.

В ХVIII веке церковь едва устояла под натиском времени. Крыша почти осыпалась, купол чуть не обвалился, повреждены оказались и резные барельефы. К 1784 году храм пришел в столь плачевное состояние, что настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, а камень пустить на новую колокольню. Уцелело белокаменное чудо по мирским причинам: рабочие затребовали столь высокую цену, что храм решили оставить и даже отреставрировали.

В середине ХХ века вокруг церкви вели археологические раскопки. Ученые обнаружили остатки древнего фундамента. По предположениям, это часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон. Уцелели и фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц.

Наследие ЮНЕСКО

Церковь Покрова на Нерли — шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот самый поэтичный. Белая церковь, окруженная зеленью лугов, устремленная строгим куполом к синему небу… Поэма, запечатленная в камне.

Источник

Покрова на Нерли – духовные ворота Владимиро-Суздальской земли

Покрова на Нерли. «Белая лебедь» древнерусского зодчества. Жемчужина Владимиро-Суздальской земли. Церковь, которую называют одним из самых красивых храмов России. И с этим трудно не согласиться. Миниатюрная белоснежная постройка, легко парящая над бескрайним заливным лугом, притягивает людей со всего мира. Но ее видимая хрупкость – иллюзия. Это крепкое и надежное здание из прочного белого камня. И причины постройки храма имели весьма конкретный практический и идеологический смысл. Но об этом позже.

А пока насладимся прекрасным видом. Сверху – прозрачная синь небесных просторов, у подножья – мерцающие отблески водной глади, снизу – примерно пять метров прочного камня, вокруг – спокойное и неторопливое течение времени. А сама церковь – это портал, ворота истории, которые позволят нам сегодня перенестись более чем на 800 лет назад, чтобы раскрыть смысл появления этой уникальной постройки на владимирской земле. А ведь это чудо сотворил человек! Безусловно, не без помощи Божией…

храм покрова на нерли год постройки

Зачем князю Андрею Боголюбскому понадобилось строить в чистом поле храм, кто и в каких традициях его возводил, что означает белокаменная резьба на фасаде церкви и как выглядят граффити, нацарапанные на стенах, расскажет и покажет народный гид Алексей Валентинович в очередном выпуске программы «Точка на карте».

Врата торговые и идеологические

Для постройки храма в честь Богородицы князь Андрей Боголюбский выбрал место на заливном лугу, примерно в полутора километрах от своей резиденции. Именно здесь Нерль впадала в Клязьму (сейчас место впадения сместилось южнее, «оставив» рядом с храмом старицу). Устье Нерли находилось на важнейшем торговом пути (Нерль — Клязьма — Ока — Волга). Именно реки в то время являлись логистическими артериями, которые приносили в княжескую казну живой доход от транзитной торговли.

Это факт вполне оправдывает строительство весьма дорогостоящего храма в столь необычном месте. Фактически он стал торговыми воротами Владимиро-Суздальской земли. Отсюда суда брали курс на резиденцию князя. Таким образом, Покрова на Нерли становилась своеобразной визитной карточкой, первой постройкой, которая встречала прибывающих купцов и путешественников. Более того, есть мнение, что здание церкви, которая по всем признакам напоминает небольшую крепость, было таможенным пунктом. Он и осуществлял функции надзора над торговлей.

Существует еще одна версия: храм был построен по велению князя Андрея якобы «за один сезон» в знак памяти о его сыне Изяславе Андреевиче, который погиб в юном возрасте в походе против Волжской Булгарии в 1165 году. Указанный факт упоминается в тексте «Жития князя Андрея Боголюбского» (1702 год), однако это не отрицает и утилитарной версии, связанной с торговлей. Также в «Житии…» сказано, что вместе с церковью был основан и Усть-Нерлинский монастырь.

храм покрова на нерли год постройки

Большой разброс существует и при определении точного года строительства церкви: называются даты от 1158 до 1165 года и даже позже. До сих пор в научном мире не достигнуто единства в этом вопросе. Вероятно, это связано с тем, что летописи дают крайне скудные сведения о возведении церкви. Более того, там она даже не имеет точного названия. «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица», — информирует, к примеру, Новгородская первая летопись. Очевидно, что одна из этих построек и есть Покрова на Нерли.

Курс на европейскую цивилизацию

Андрей Боголюбский был сильным и независимым политическим деятелем. Он задумал создать на владимирской земле государство, не просто равное Киеву, но превосходящее Киев. И это желание отразилось в том, кем именно и как была построена церковь на заливном лугу.

В середине XII века для возведения храма был приглашен итальянский архитектор, который воплотил в своем создании все лучшие достижения европейской цивилизации того времени. А князь Андрей этим выбором недвусмысленно показал свой политический курс.

Однако архитектура храма совмещает в себе две традиции: романскую (римскую) и ромейскую (византийскую). Планировка церкви как раз демонстрирует византийскую традицию. Это крестово-купольная конструкция, которая представляет собой своеобразную модель мира. Крест, обращенный к четырем сторонам света (запад, восток, юг и север). И над этим крестом возвышается купол — небесный свод, или престол Божий.

храм покрова на нерли год постройки

Для большей прочности храм изнутри был перетянут дубовыми связями, о существовании которых можно догадаться по сохранившимся квадратным углублениям в стенах. А вот манера строительства соответствовала римской традиции: храм возвели из белого камня, что было более свойственно Западной Европе, отделка здания также выполнена на европейский манер.

храм покрова на нерли год постройки

Рукотворный холм – полет средневековой инженерной мысли

Но самая невероятная конструкция в структуре храма не столь очевидна. Именно благодаря ей Покрова на Нерли простояла восемь веков и дошла до наших дней в целости и сохранности. Холм, на котором она стоит, рукотворный. Более того, это сложная инженерное сооружение, созданное с изрядной дальновидностью.

Почвы пойменного луга весьма подвижны, поэтому постройка на неукрепленном фундаменте да еще в низине быстро бы разрушилась. Кроме того, на лугу бывают сильные разливы, перед которыми храму было бы просто не устоять.

Чтобы этого избежать, в месте постройки вырыли глубокие рвы, которые заполнили огромными речными булыжниками. Считается, что фундамент оставили в таком виде примерно на год, чтобы он осел (эта версия как раз противоречит мнению, что церковь была построена в один сезон). Далее на булыжник уложили тесаный известняк, получилось возвышение квадратной формы, которое просто засыпали землей. Вот так и получился рукотворный холм, который изначально был облицован белым камнем.

Интересно, что церковь была обнесена галереей, которая была утрачена примерно в XVII веке, так как являлась самой ненадежной частью конструкции. Но у галереи была особая функция. Именно по ней князь поднимался на «восходние полати», или хоры, для молитвы.

храм покрова на нерли год постройки

Так мог выглядеть храм в XII веке. Фото: personalguide.ru

Ваше высочество

Подчеркнем, что для моления князя в храме было обустроено специальное место. Попасть на него можно было, поднявшись с галерей. До наших дней на южной (внешней) стене церкви Покрова на Нерли сохранился дверной проем, через который можно было попасть внутрь.

храм покрова на нерли год постройки

Не задумывались, почему людей, занимающих, высокое положение в обществе называют высокопоставленными? Ответ прост: потому что их место над всеми, на «восходних полатях». Князь в прямом смысле занимал положение в храме выше всех молящихся. Этим фактом он хотел показать, что он не обычный человек и что власть ему дана Богом.

храм покрова на нерли год постройки

Вид на алтарь с хоров

Ангелы со звериными ликами

До сих пор открыт вопрос о толковании символики белокаменной резьбы на церкви Покрова на Нерли. Здесь выделяются несколько сюжетов: царь Давид, сидящий на троне; грифон, «когтящий лань» и так называемые женские маски. Что все это значит? Если подходить к этому вопросу в русле средневековой православной традиции, то объяснения весьма логичны. В центре на верхнем ярусе фасада выделяется фигура царя Давида, сидящего на троне. Это библейский образ символизирует Бога. Не случайно именно на уровне барельефа с Давидом было расположено место моления самого Андрея Боголюбского. Этот факт указывал на божественное происхождение княжеской власти.

храм покрова на нерли год постройки

А что же означает популярный сюжет «грифон, когтящий лань»? Считается, что именно так в средние века изображали ангелов, несущих души праведников в рай. Учитывая место расположения этих барельефов (рядом с царем Давидом, в раю), это объяснение вполне убедительно.

храм покрова на нерли год постройки

Грифон, когтящий лань

Вообще, в православной средневековой традиции ангелов часто изображали зооморфно, то есть с ликами животных: бычьими, орлиными, львиными. Полюбуйтесь весьма милыми львами, которые расположены в пятках арок внутри храма, как раз на «восходних полатях».

храм покрова на нерли год постройки

Вероятно, это тоже ангелы, раз они находятся так близко к куполу, где некогда был нарисован образ Христа. Да, в куполе были росписи, которые окончательно сбили примерно 150 лет назад. Здесь было изображение Спасителя, сидящего на херувимах.

храм покрова на нерли год постройки

Купольная роспись. Копии Ф.Г. Солнцева, 1859 г. Фото: rusarch.ru

А это так называемые женские маски, украшающие фасад здания. Почему-то их называют женскими, хотя не исключено, что это тоже ангельские лики, ведь зона фасада, где они расположены, – это и есть символический рай.

храм покрова на нерли год постройки

Народные граффити

Как мы уже говорили, живописное убранство храма не сохранилось, однако на каменных стенах можно найти рисунки и надписи, оставленные прихожанами в разные столетия. Об этом мало кто знает, но благодаря нашему осведомленному гиду мы их рассмотрели. Вот здесь, к примеру, изображена сама церковь Покрова на Нерли. Граффити относится предположительно к XII веку, то есть оно появилось в глубокой древности.

храм покрова на нерли год постройки

храм покрова на нерли год постройки

А вот тут выцарапаны кони, бегущие по заливному лугу (изображение реконструировано). Рядом надпись, которую можно перевести так: «Константин, подкуй коней!». Вероятно, это шуточное обращение одного пастуха к другому. И почему-то способом передачи послания была выбрана стена древнего храма. Граффити относится к XV столетию.

храм покрова на нерли год постройки

Есть и еще. При желании можно все внимательно рассмотреть. Вот этот рисунок встретился нам на верхнем ярусе храма.

храм покрова на нерли год постройки

Легенды о подземных ходах

Еще одна забавная история. Многие слышали о подземных ходах, которые якобы ведут от Покрова на Нерли до Боголюбово или даже до Владимира. Это не более чем легенды. И их появление связано с недавно проводимыми раскопками у южной стены храма. В XVII веке в церкви были вырыты подвалы, которые и были обнаружены в ходе этих раскопок. Местные жители приняли дыры в земле за подземные ходы. А дальше эта история, как водится, обрастала все новыми и новыми таинственными подробностями.

храм покрова на нерли год постройки

В окрестностях чудесной церкви Покрова на Нерли красиво в любое время года, в любую погоду. И даже если ты не раз здесь бывал, сюда тянет снова и снова. Возможно, потому, что рядом с этим изящным храмом наполняешься энергией, светом и верой в самое лучшее. Андрей Боголюбский задумывал свое творение не только как торговые, но и как духовные ворота Владимиро-Суздальской Руси. Белокаменная церковь Покрова Богородицы должна была стать (и стала!) символом ее богатства, величия и высокого уровня культурного развития. Это князь хотел показать всему миру. И сейчас, спустя восемь веков, каждый из нас может воспользоваться этими воротами и совершить увлекательное и важное путешествие к своим духовным корням, к истокам родной истории, в полной мере ощутив себя ее частью.

P.S. Осталось добавить, что церковь Покрова на Нерли несколько раз намеревались разобрать, но она устояла. О том, как храм хотели перенести в село Новое и почему не получилось, мы писали здесь.

Подготовила Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода

Источник

Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нем?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке… «Поэма в камне» — так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.

храм покрова на нерли год постройки

Каменных дел мастера: кто построил?

Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.

Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.

Строительство за год: когда построили?

храм покрова на нерли год постройки

Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год ( а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году. Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно.

Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?

Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.

Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.

Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.

Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?

Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.

Царь Давид и звери: кто и почему изображен на стенах храма?

Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил практически в первоначальном виде свой фасадный декор. Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Большое Гнездо. Но в этой простоте можно усмотреть немалый символизм. Главная его составляющая — это барельефы.

Царь Давид

храм покрова на нерли год постройки

Лев

храм покрова на нерли год постройки

Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.

Голубь

храм покрова на нерли год постройки

По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.

Грифон, несущий лань

храм покрова на нерли год постройки

Разливы: почему именно в этом месте?

Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма.

храм покрова на нерли год постройки

Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.

Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.

Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие.

Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.

Вторая версия — храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.

Фото Алексея Пичугина

Теперь о шлемовидной главе. Долгое время в научной среде бытовало мнение, которое считалось неоспоримым, что завершения древнерусских церквей были шлемовидными, а луковичные главки появились только после XVI века. На основании этого, любой экскурсовод, который готовился к экскурсии по советской методичке, скорее всего, проигнорирует новые данные науки и сравнит главы Покровского и Дмитровского храмов. Что касается завершения храма Покрова на Нерли, впервые с научной т.з. его исследовал в 1948 году А.И. Власюк. По его наблюдению, под ныне существующей луковичной главкой сохранился первоначальный купол. Он является сводчатым завершением барабана, но мог также служить основанием для деревянной конструкции другого завершения. Когда была установлена нынешняя луковичная главка, мы не знаем. Современный исследователь древнерусской архитектуры С.В. Заграевский несколько лет назад опубликовал целое исследование, посвящённое формам глав церквей Древней Руси. Но, и до него исследователи домонгольской истории, а среди них такие известные как Б. Рыбаков, Н.Воронин, А. Арциховский приходили к выводу, что луковичные главы появились в деревянном зодчестве к концу XIII века. Уже в наше время несколько исследователей изучили общую тенденцию в мировом храмоздательстве XI-XV вв, а также иконописные изображения храмов, пришли к выводу, что нельзя доказать применение в XII веке шлемовидных глав. Более того, Дмитровский собор, который Вы, Лариса, приводите в качестве примера, до начала XIX века имел луковичную главку, что видно, например, на чертеже городского плана 1715 года. Невозможно сказать, как выглядело завершение храма Покрова на Нерли. Это могла быть луковичная глава, конечно, не точно такая, как сейчас, но скорее всего завершения толком не было, вместо него был позолоченный снаружи, или обшитый медью сохранившийся до наших дней свод. Шлемовидные завершения — позднейшая стилизация под старину, причём придуманная за пару веков до возникновения научной реставрации, которая дала ответы на многие вопросы.

И при описании ничего о том, что купол не этого храма и он из другого века и велик. купол должен быть как на Дмитриевском.

«да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене»
и
«В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы» — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
информация одна и та же, но воспринимается по-другому

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *