храм покрова на нерли рисунок
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Статистика
Храм Покрова на Нерли в изобразительном искусстве
Подборка живописных работ, посвященных Храму Покрова на Нерли.
Андреев Александр. Покрова на Нерли
Боржиевская Татьяна. Храм Покрова на Нерли
Горячев Владимир. Церковь Покрова на Нерли
Дамаскин А.В. Церковь Покрова на Нерли
И. Воробьева. Храм Покрова на Нерли
Колеватых Е. Храм Покров на Нерли
Лаповок Владимир. Церковь Покрова на Нерли
Майстренко Геннадий. Покрова на Нерли
Макаров Антон. Покрова на Нерли
Маслов Дмитрий. Храм Покрова на Нерли
Мельков Юрий. Церковь Покрова на Нерли
Мельникова Алена
Новикова Ирина. Храм Покрова на Нерли
Панин Сергей. Церковь Покрова Богородицы на Нерли
Плотников Александр. Церковь Покрова на Нерли
Потас Олег. Покрова на Нерли
С.А. Баулин. «Храм Покрова на Нерли»
С.В.Герасимов. «Церковь Покрова на Нерли»
Сарычев Александр. Тишина
Тарасова Ирина. Храм Покрова на Нерли
Филиппов Александр
Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям
Храм покрова на нерли рисунок
Граффити XII – нач. XV в. церкви Покрова на Нерли
Граффити церкви Покрова на Нерли до настоящего времени оставались за пределами специального научного интереса исследователей архитектурного наследия Владимиро-Суздальской Руси. По сей день отсутствуют не только публикации, отдельно посвящённые изучению средневековых граффити церкви Покрова, но даже краткие упоминания этого феномена в изданиях по истории и архитектуре этого замечательного храма. Единственное, что приводится в литературе, так это резная крупная надпись: «св. Давид», сопровождающая рельефные изображения этого библейского царя, расположенные на трёх фасадах в центральных закомарах. Таким образом, тема граффити, церкви Покрова на Нерли является малоизученной.
Следует отметить, что исследование граффити церкви Покрова проводилось совместно с сотрудником ИА РАН д.и.н. А. А. Медынцевой, взявшей на себя труд прочтения, датировки и последующей публикации надписей-граффити.
Древние граффити обнаружены как внутри памятника, так и на наружных участках его стен. Они достаточно многочисленны и разнообразны по тематике. Однако определить точное количество их сегодня не представляется возможным, так как многие изображения нечётки, фрагментарны, иногда почти полностью утрачены из-за разрушения самого камня либо сокрыты слоем обмазки.
По своему содержанию рисунки-граффити соответствуют трём основным группам, традиционно присутствующим практически на всех памятниках владимиро-суздальской белокаменной архитектуры. Это изображения религиозного характера, бытовые рисунки и строительные метки.
Рисунки первой группы самые многочисленные. Прежде всего, это кресты. Более того, необходимо отметить то наблюдение, что снаружи церкви на всех выявленных на сегодняшний день рисунков (т. е. начертаний, в которых имеется или угадывается смысл) — это исключительно кресты.
Ил. 1.
Кресты на косяке северного портала:
А — в левой части косяка, Б — в правой части косяка
В левой части косяка северного портала находятся достаточно чёткие изображения как минимум пяти крестов (ил. 1А). Два из них (расположены на втором от центра портала валике) вырезаны на камне достаточно глубоко и имеют на концах лопастей треугольные расширения. Правда, нижний крест по какой-то причине остался незавершённым либо не сохранился полностью (имеется только его вертикальная часть). По своим начертаниям и технике нанесения на камень эти кресты сближаются с похожим крестом-граффити из Золотых ворот Владимира, датированным Н.Н. Ворониным по относящейся к нему надписи XII—XIII вв., скорее — XIII в. Можно предположить, что и эти два креста появились в тот же период. В правой части косяка северного портала, на втором от центра портала валике, имеется ещё один едва заметный небольшой (около 4 см) четырёхконечный крест на одноступенчатой Голгофе (ил. 1Б).
Ил. 2
Голгофский крест с отрогами в левой части косяка западного портала.
На валиках и прямоугольных полочках западного портала просматриваются ещё несколько крестов и их фрагментов. Среди них относительно чётко видны два маленьких четырёхконечных креста на первом и втором валиках, Голгофский крест на внешнем валике правой части косяка, а также четыре креста на камнях левой части косяка портала. Один из этих последних выглядит несколько своеобразно. Он изображён стоящим на высокой трёхступенчатой Голгофе (ил. 2) — имеет в своём основании круто загнутые отроги, аналогичные отрогам креста XII в. с главы Дмитриевского собора во Владимире (ил. 3 А).
Ил. 3
А — Крест с отрогами XII в. с главы Дмитриевского собора во Владимире.
Б — Крест с отрогами на плинфе рубежа XI—XII вв. суздальского собора.
Ближайшую аналогию подобных отрогов среди граффити мы находим в суздальском соборе — это крест с отрогами на плинфе рубежа XI—XII вв. (ил. 3 Б). Крест обрамлён фигурной рамкой в виде киота. В основании Голгофы изображена фигура, похожая на небольшое древо с тремя (возможно, пятью) побегами.
Ил. 4
Процветший крест на полуколонне пилястры слева от западного портала.
Ещё один необычный крест (ил. 4) является процветшим и находится на втором от цоколя блоке пилястры, расположенной слева от западного портала. По своему рисунку он очень напоминает снежинку. В интерьере храма граффити имеются на стенах и столбах четверика, в алтаре и на хорах.
Ил. 5
Рисунок храма на восточной грани юго-западного столба.
В алтаре их выявлено семь, в четверике — семь, на хорах — одиннадцать. Чаще всего встречаются кресты правильной формы с чётким рисунком. Среди них семь крестов относятся к типу «греческого» креста, и не менее шести являются Голгофскими. К данной группе граффити относится также изображение одноглавого храма с позакомарным покрытием (ил. 5), расположенное на восточной грани юго-западного столба.
Ил. 6
Кресты на западной грани северо-западного столба на хорах.
Ил. 7
Рисунок «Древо жизни» на южной грани северо-западного столба на хорах.
Ил. 8
Рисунок с концентрическими кругами на центральном прясле западной стены на хорах.
Ил. 9
Изображение лошадей:
А — на блоках западного прясла северной стены (под хорами),
Б — на восточной грани юго-восточного столба.
В четверике на северной стене и западных столбах имеются рисунки не менее восьми лошадей, изображённых как группами, так и одиночно (ил. 9). Некоторые сохранились фрагментарно. Манера и техника нанесения рисунка на камень указывают, видимо, на авторство одного человека. Ему же, вероятно, принадлежит и надпись рядом с рисунком нескольких лошадей на северной грани северо-западного столба (ил. 10).
Ил. 10
Изображение лошадей и надпись конца XIV — начала XV в. на северной грани северо-западного столба.
Надпись была продатирована А.А. Медынцевой концом XIV — началом XV в.
Ил. 11
Строительная метка на северной стене в алтаре церкви.
Граффити третьей группы немногочисленны. Найдена только одна строительная метка в виде диагонали, соединяющей нижний левый и верхний правый углы лицевой поверхности блока на северной стене в алтаре церкви (ил. 11).
Таким образом, граффити храма Покрова на Нерли демонстрируют широко распространённую в Древней Руси традицию. Смысловой диапазон их достаточно широк: от символов, имеющих сакральное значение, до строительных меток. Даже самый предварительный анализ тематики средневековых граффити в соотношении к их расположению в архитектурном пространстве храма позволяет стлать на примере белокаменных памятников Владимиро-Суздальской земли совершенно очевидный вывод. Это вывод о том, что, во-первых, по мере приближения к алтарю, а также на косяках порталов, нарастает молитвенно-сакральная смысловая направленность изображений; во-вторых, в наиболее ранних постройках заметно растёт процент использования зодчими строительных меток.
Церковь Покрова на Нерли картина Герасимова
Описание катины русского художника Сергея Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», сочинение для школьников.
Автором картины «Церковь Покрова на Нерли» стал Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964). Русский художник-живописец прославился многими произведениями, за которые получил звание Народного художника СССР, стал Лауреатом Ленинской премии. Одной из его замечательных работ является и та, которую мы рассматриваем здесь.
Описание картины Церковь Покрова на Нерли Герасимова
Картина «Церковь Покрова на Нерли» была написана Сергеем Герасимовым в 1953 году. Холст, масло. Знаменитый пейзаж находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
В центре сюжета белокаменная церковь в окружении воды. Церковь Покрова на Нерли выглядит величественно и делает пейзаж необычайно одухотворённым. Сама церковь была построена в период 1158-1166 гг. Находится недалеко от посёлка Боголюбово, Владимирская область. Была построена в месте впадения Нерли в Клязьму, которое являлось важной точкой пересечения торговых путей. Стоит также отметить, что храм стоит на рукотворном холме.
Церковь будто сливается с красотой природы или венчает всю красоту природы окончательным штрихом, является олицетворением божественного происхождения всего сущего, божественной доброты и света.
Церковь Покрова на Нерли выглядит очень живописно. На фоне зелёной природы, голубой воды, синеющего неба и белых облаков, белоснежная церковь выполнена так мастерски, будто является продолжением природы, высшим её проявлением.
Возле церкви растут зелёные деревья. Они контрастируют и удачно дополняют картину. Своей зеленоватой темнотой они ещё больше подчёркивают белизну строения.
На переднем плане пейзаж оживили люди. Здесь стоит женщина, рядом с ней играет ребёнок. Их яркие фигурки делают пейзаж оживлённым. Землю покрыли многочисленные жёлтые цветы, ребёнок согнулся за одним из них.
Сама церковь возвышается на островке. Слева от церкви чернеет лодка, по всей видимости, служителей церкви, которым иногда нужно покидать святое место. С правой стороны, чуть подальше от деревьев, фигуры нескольких человек. После посещения церкви они идут по своим делам.
Небо на картине голубое, с большими кучевыми облаками, спокойное. Оно привлекает внимание не меньше, чем нижняя часть полотна.
Вся атмосфера картины пронизана неким спокойствием, безмятежностью, что подчёркивают как храм и деревья, так и люди, которые гуляют возле этого великолепного сооружения. Церковь Покрова на Нерли стоит уже много столетий и служит людям оплотом их веры, тем местом, где любому человеку всегда рады, где он может найти успокоение и ответы на вопросы.
Церковь Покрова на Нерли план сочинения
Картина Герасимова Церковь Покрова на Нерли сочинение
Автором картины «Церковь Покрова на Нерли» является знаменитый русский художник Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964). Пейзаж с церковью считается одним из самых известных в его творчестве. Картина, написанная в 1953 году, находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Картина представляет собой пейзаж с людьми и старинной церковью. Судя по тому, что передний план картины усеяли жёлтые цветочки, на картине либо конец весны, либо начало лета.
В центре сюжета картины — Церковь Покрова на Нерли. Церковь, по разным суждениям и данным, построена в период 1158-1166 гг. Находится во Владимирской области, недалеко от посёлка Боголюбово. Была поставлена в месте, где река Нерль впадает в Клязьму.
Церковь на фоне зелёной природы, голубого неба и воды, смотрится по-настоящему величественно. Создаётся ощущение, что всю красоту природы венчает божественное строение. На фоне синего неба и зелёных деревьев церковь смотрится ещё более белоснежной.
Удивительно, но древняя церковь простояла столетия, прежде чем оказаться на холсте замечательного художника. Выглядит она всё так же потрясающе, восхищает и завораживает.
На переднем плане — берег речки, который покрыт зелёной травой. Красивым узором зелень украсили желтеющие цветочки. На берегу гуляет мама со своим ребёнком, который склонился, чтобы посмотреть что-то в травке или сорвать один из цветочков.
Далее мы можем увидеть густую синеву воды, которая окружает островок. Деревья и белоснежная церковь отражаются в её волнах, создавая красивый узор, делающий картину разнообразной на детали и краски. С левой стороны от церкви находится лодка. Скорее всего, она принадлежит служителям церкви, которые иногда покидают свою обитель, чтобы отправиться на другой берег. В правой части картины, ближе к самому краю, можно увидеть неясные фигуры нескольких человек. После посещения церкви, они отправились по своим мирским делам.
Более половины части картины занимает небо. Голубое небо покрыто облаками, цвет которых перемежается от белого к розовому. Сама церковь на фоне этого величественного неба смотрится божественно, словно венчает собой саму землю, является символом веры на земле. Белоснежные стены церкви и белые перья облаков будто представляют собой единое целое.
Картина очень спокойная и размеренная. У меня она вызвала ощущение умиротворения, которое обычно можно почувствовать когда посещаешь храм. Только здесь внутренняя атмосфера церкви вышла наружу и разлилась над всей округой, делая пейзаж глубоким и душевным. Яркие летние краски, удивительные узоры, которые созданы строением человека, деревьями, облаками, волнами, делают картину разнообразной на детали, так что хочется изучить каждый элемент картины, понять его предназначение, смысл и особую роль.
Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нем?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке… «Поэма в камне» — так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.
Каменных дел мастера: кто построил?
Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.
Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.
Строительство за год: когда построили?
Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год ( а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году. Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно.
Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?
Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.
Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.
Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.
Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?
Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.
Царь Давид и звери: кто и почему изображен на стенах храма?
Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил практически в первоначальном виде свой фасадный декор. Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Большое Гнездо. Но в этой простоте можно усмотреть немалый символизм. Главная его составляющая — это барельефы.
Царь Давид
Лев
Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.
Голубь
По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.
Грифон, несущий лань
Разливы: почему именно в этом месте?
Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма.
Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.
Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.
Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие.
Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.
Вторая версия — храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.
Фото Алексея Пичугина
Теперь о шлемовидной главе. Долгое время в научной среде бытовало мнение, которое считалось неоспоримым, что завершения древнерусских церквей были шлемовидными, а луковичные главки появились только после XVI века. На основании этого, любой экскурсовод, который готовился к экскурсии по советской методичке, скорее всего, проигнорирует новые данные науки и сравнит главы Покровского и Дмитровского храмов. Что касается завершения храма Покрова на Нерли, впервые с научной т.з. его исследовал в 1948 году А.И. Власюк. По его наблюдению, под ныне существующей луковичной главкой сохранился первоначальный купол. Он является сводчатым завершением барабана, но мог также служить основанием для деревянной конструкции другого завершения. Когда была установлена нынешняя луковичная главка, мы не знаем. Современный исследователь древнерусской архитектуры С.В. Заграевский несколько лет назад опубликовал целое исследование, посвящённое формам глав церквей Древней Руси. Но, и до него исследователи домонгольской истории, а среди них такие известные как Б. Рыбаков, Н.Воронин, А. Арциховский приходили к выводу, что луковичные главы появились в деревянном зодчестве к концу XIII века. Уже в наше время несколько исследователей изучили общую тенденцию в мировом храмоздательстве XI-XV вв, а также иконописные изображения храмов, пришли к выводу, что нельзя доказать применение в XII веке шлемовидных глав. Более того, Дмитровский собор, который Вы, Лариса, приводите в качестве примера, до начала XIX века имел луковичную главку, что видно, например, на чертеже городского плана 1715 года. Невозможно сказать, как выглядело завершение храма Покрова на Нерли. Это могла быть луковичная глава, конечно, не точно такая, как сейчас, но скорее всего завершения толком не было, вместо него был позолоченный снаружи, или обшитый медью сохранившийся до наших дней свод. Шлемовидные завершения — позднейшая стилизация под старину, причём придуманная за пару веков до возникновения научной реставрации, которая дала ответы на многие вопросы.
И при описании ничего о том, что купол не этого храма и он из другого века и велик. купол должен быть как на Дмитриевском.
«да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене»
и
«В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы» — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
информация одна и та же, но воспринимается по-другому
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!