храм покрова на нерли в советское время
История Храма Покрова на Нерли в 20 веке
В современную эпоху храм Покрова на Нерли вошел в более нем сносном состоянии. На протяжении нескольких десятилетий он находился под неусыпным наблюдением археологов, музейных работников, искусствоведов, историков. В меру своих сил они делали все возможное, чтобы сохранить памятник белокаменного зодчества, разгадать его секреты, скрывающиеся в толще истории, объяснить его значение и уникальность широкому кругу интересующихся.
В 1919 году храм Покрова на Нерли, к тому времени «распознанный» как замечательный памятник древнерусской архитектуры, поступил под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев.
Спустя четыре года Боголюбский монастырь, к которому церковь была приписана, закрыли, и на этом богослужебная жизнь храма кончилась. Однако, по счастью, от разрушения он был огражден и уединенностью своего положения (в городах при расширении улиц с древностью и уникальностью церквей не особенно считались), и музейным статусом, входя в состав Владимирского музея (с 1958 года — Владимиро-Суздальского музея-заповедника).
Известность храма Покрова Богородицы на Нерли в течение XX века постоянно возрастала. Он не раз исследовался и реставрировался, причем в конце 1980-х годов реставраторы сняли сферическую кровлю, установленную в XIX веке, и восстановили постамент под барабаном. В конце 1992 года статус уникального храма Покрова на Нерли получил международное признание: белокаменный памятник внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1960—1970-е годы древние владимирские храмы, должно быть, с удивлением обнаружили себя в эпицентре туристического бума. Странные люди вдруг заинтересовались закомарами, пилонами, нефами и всем, из чего внешне состоит церковь. И, готовые ко всем превратностям безыскусного советского сервиса, двинулись из своих более или менее благоустроенных квартир знакомиться с шедеврами древнерусской архитектуры. Одним из первых в списке этих шедевров стоял, естественно, храм Покрова на Нерли.
Шли годы. Увидеть церковь Покрова приезжало все больше людей. Но, конечно, до поры до времени не было и речи о том, чтобы вернуть церкви ее изначальную функцию. И алтарь, лишенный иконостаса, смотрел на вошедших обнаженными апсидами.
«Впустить» богослужение в храм оказалось возможным лишь в начале 1990-х годов. Конечно, в ведение Церкви его не передали, и он находится в совместном пользовании музея-заповедника и Владимирской епархии, что, в общем-то, является нормальной общемировой практикой для памятников церковного зодчества, обладающих подобным статусом.
Сейчас храм приписан к Богородице-Рождественскому мужскому монастырю Владимира, братия которого периодически совершает в нем богослужения. Они, быть может, не столь часты, как того хотелось бы верующим — литургия служится на Господские двунадесятые праздники и в престольный день, — однако в храме каждый день принимают заказы на требы и поминовения
Храм покрова на нерли в советское время
Кто не видел – или своими глазами, или фотографиях и картинах – чудесный храм Покрова Пресвятой Богородицы, стоящий на берегу реки Нерли и тоненькой белой свечечкой тянущийся к небу? В нынешнем году ему исполнилось 850 лет, и ныне древний храм обретает новую жизнь – после почти столетнего перерыва здесь возобновились регулярные богослужения.
«Разрушительные бури и громы прошлого времени чудом Божиим не коснулись божественной красоты удела Божией Матери. Но величие его в другом – не во времени, а в замысле Божием о нем. Веет не столько лучшими камнями, сколько духовным смыслом и благодатной силой, оживляющей и утешающей его паломника. Открывать людям иной мир бытия, духовный, подлинно блаженный и совершенно реальный не только в умах – словах и мыслях, но и в душах – чувствах и велениях сердца, есть первейшая цель этого Дома Божия», – с такими словами к верующим людям обратился в преддверии юбилея митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий.
Церковь на постаменте
Строительство белокаменного храма всего за год – в Древней Руси событие уникальное. Однако именно об этом говорит летопись, повествуя о возведении по велению Андрея Боголюбского храме на реке Нерли: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела».
В 1165 году великий князь с победой вернулся из похода на поволжских булгар. Но в этом походе Андрея Боголюбского постигло великое горе: был смертельно ранен его старший сын Изяслав. «Сей же великий князь Андрей, еще печалию о скончавшемся сыне объят быв, и скорбяще, обаче более в богоугодные дела поощряшеся, ибо Боголюбские обители яко поприще едино на реке Клязьме, в лугу нача здати церковь во имя пресвятые Богородица, честнаго ея Покрова… на устьи реки Нерли», – свидетельствует житие святого князя.
Именно при нем в Русской Церкви Покров Пресвятой Богородицы стали отмечать как великий праздник, и именно белокаменная церковь в память о погибшем сыне Андрея Боголюбского стала первым Покровским храмом на нашей земле.
Владимирский летописец, правда, датирует возведение храма 1158-м годом: «Сии же князь Ондрея Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рождество святеи Богородици на Клязьме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь».
Храм был построен княжьей строительной дружиной, в которую входили «из всех земль все мастеры». Качество кладки было уникальным по тем временам. Храм возвели на необычно большом фундаменте около четырех метров глубиной, состоящем из восьми рядов гладкотесаного белого камня. Снаружи и изнутри его засыпали грунтом и утрамбовали. Таким образом получился рукотворный холм, ставший постаментом для церкви.
Благодаря мастерству зодчих храм стоит доныне, несмотря на то, что неоднократно река при разливах подходила к его стенам.
Небольшой, слегка вытянутый четверик храма сохранился с XII века до нашего времени без существенных искажений. Это самый миниатюрный отдельно стоящий храм среди владимиро-суздальских белокаменных церквей: общая его ширина – чуть более десяти метров, а внутренняя высота лишь слегка превышает 20 метров. Купол храма первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен на более привычный сейчас купол-«луковицу».
Большую часть своей истории церковь Покрова на Нерли была монастырским храмом. Почти сразу после ее возведения здесь возник Покровский монастырь – вначале женский, затем мужской. С учреждением Патриаршества он получил статус Патриаршего домового монастыря. Когда император Петр I после кончины Патриарха Адриана воспрепятствовал избранию нового Предстоятеля Русской Церкви и учредил Святейший Синод, монастырь поступил в синодальное ведомство, а в 1748 году, с созданием Владимирской епархии, перешел в ведение местных архиереев.
Со временем вокруг Покровского храма появлялись все новые монастырские строения – кельи, различные хозяйственные службы. Но не только: в 1761 году близ него была построена «теплая» Трехсвятительская церковь для совершения богослужений в зимнее время.
Когда Екатерина II проводила в 1764 году секуляризационную реформу, монашеская обитель была упразднена и приписана к Боголюбовской сельской церкви.
В начале XIX века древний храм перешел в распоряжение Боголюбова монастыря. А к 1884 году была построена новая каменная Трехсвятительская церковь.
В 1923 году Боголюбовский монастырь был закрыт (но уже за несколько лет до этого храм Покрова на Нерли приняла под опеку губернская коллегия по делам музеев), и Покровская церковь осталась в ведении Владимирского музея, с 1958 года – Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Древний город Владимир включили в знаменитый туристический маршрут «Золотое кольцо России», поэтому и храм Покрова на Нерли поддерживался в достойном состоянии.
В XX столетии белокаменный храм неоднократно подвергался реставрации, благодаря чему приобрел облик, более приближенный к тому, который был у него в древности. Так, в конце 1980-х годов владимирские реставраторы сняли выпуклую кровлю начала XIX века и восстановили постамент под барабаном, оставив, однако, луковичную главу, хотя изначально она была шлемообразной.
В конце 1992 года в составе древнерусских белокаменных памятников Владимира и Суздаля храм был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В последнее десятилетие XX века церковь был передана Владимирской епархии. Вначале она была приписана к Боголюбовскому монастырю, затем – к Боголюбовскому приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею, а впоследствии числился приписным к Владимирскому Богородице-Рождественскому монастырю. Службы в храме совершались только по великим праздникам, однако и в остальное время днем обычно храм был открыт.
Покровский храм посещают более миллиона туристов в год, что вызывает трудности в сохранении строения и окружающей территории. Усилиями попечительского совета по планировке историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг – церковь Покрова на Нерли» к концу 2006 года удалось остановить деградацию почвы. В 2007–2009 годах был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. Боголюбовский луг стал государственным заповедником.
Восстановление Трехсвятительского храма
В отличие от белокаменной жемчужины – храма Покрова на Нерли – стоявшая рядом церковь во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в советское время подверглась сильным разрушениям. О ее возрождении было объявлено около десяти лет назад. До того благотворительный фонд «Храм Покрова на Нерли», восстановив здание из руин, приспособил его для проживания сторожа и иноков Боголюбовского монастыря.
Тем временем готовился проект реставрации Трехсвятительского храма, и в 2004 году к работе приступили строители и реставраторы. Провести запланированные работы удалось благодаря попечению благотворителя Трехсвятительского храма Александра Шишкина.
4 октября 2015 года на Владимирской земле произошло историческое событие: были освящены всемирно известный храм Покрова на Нерли и возрожденный Трехсвятительский храм, ставший основой учрежденного архиерейского подворья Богородице-Рождественского монастыря города Владимира.
«Трудно осмыслить, что наступил этот Божественный акт, – сказал митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию. – Откуда сегодня солнце и чистый небосвод – это чудо Божией Матери!» Вместе с ним в освящении храмов участвовали митрополит Вятский и Слободской Марк и митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх.
По окончании Великого освящения в Трехсвятительском храме была совершена первая за многие десятилетия литургия, а потом вокруг двух церквей прошел крестный ход. «Трудно исчерпать этот день пресолнечный! Будем держаться духовного озарения и света, чтобы и Бог нам открылся в необыкновенном свете и красоте!», – сказал владыка Евлогий.
Теперь на Боголюбовском лугу богослужения будут совершаться регулярно, раз в неделю. В летнее время литургию будут служить в храме Покрова на Нерли, а в холодный сезон – в Трехсвятительской церкви.
В 1941 году храм Покрова на Нерли мог быть уничтожен или мог повторить судьбу затопленной калязинской колокольни
14 октября 2020 года исполняется 855 лет со дня окончания постройки всемирно известного шедевра древнерусского зодчества, памятника ЮНЕСКО — храма Покрова на Нерли. В истории этой церкви, возведенной Андреем Боголюбским, было два драматичных момента, когда она была на грани уничтожения.
Первый случай хорошо известен. Угроза над храмом нависла во второй половине 18 века и исходила она от самого духовенства. В 1784 году монахи Боголюбовского монастыря задумали разобрать Покрова на Нерли на камень, чтобы потом использовать материал для постройки монастырской колокольни. Известно, что игумен обители подал соответствующие прошение епархиальным властям и что владимирский епископ санкцию на снос храма дал. Церковь уцелела чудом: как пишут в разных источниках, нанятые рабочие запросили слишком высокую цену, и с демонтажем решено было обождать.
Второй раз храм Покрова на Нерли мог исчезнуть в начале 1940-х годов в результате реализации одного из проектов эпохи великих сталинских строек. История эта почти полностью забыта. Некоторые ее аспекты отражены в материалах, которые хранятся в Отделении отдела спецфондов и реабилитации жертв политических репрессий ИЦ УМВД России по Владимирской области.
Речь идет о строительстве на Клязьме в районе деревни Пакино так называемой Ковровской или Нижнеклязьминской гидростанции (ГЭС). Возведение этого объекта в сентябре 1940 года было возложено на только что созданное Главное управление гидротехнического строительства НКВД СССР. Изначально на Клязьме планировалось построить гидростанции в районе Пекши и Пенкино. Но на основании изысканий Главгидростроя решено было поменять локализацию и строить объекты под Владимиром, в районе Мостостроя, и под Ковровом, в районе Пакино.
Проектная мощность Ковровской ГЭС составляла 19,5 тысяч кВт, ориентировочная стоимость без судоходных устройств — 145 миллионов рублей. Основные работы осуществлялись заключенными ГУЛАГа с конца 1940 года и в целом были свернуты в связи с началом Великой Отечественной войны летом 1941 года.
Вопрос о судьбе церкви Покрова на Нерли встал весной 1941 года. Храм, по расчетам строителей ГЭС, должно было затопить. Водохранилище, которое должно было образоваться после постройки плотины — так называемое Ковровское море — простиралось бы от Пакино до самого Владимира. В зону затопления, кроме Покрова на Нерли, попадал аэродром Владимирского аэроклуба (располагался в районе современной Владимирской ТЭЦ), Дом отдыха в Пенкино, семь торфяных болот, земли ковровского военного лагеря, отрезки линии связи, сельская школа в Судогодском районе.
В Отделении отдела спецфондов и реабилитации жертв политических репрессий ИЦ УМВД России по Владимирской области хранится дело с перепиской между Управлением строительства Ковровского гидроузла, Владимирским райисполкомом, Владимирским краеведческим музеем, Московским проектным управлением Главгидростроя, Советом народных комиссаров РСФСР о судьбе храма. Судя по ней, строители ГЭС намеревались древний памятник демонтировать, но за него начали вступаться другие госучреждения. Чем бы все закончилось, если бы не началась Великая Отечественная война — неизвестно.
В апреле 1941 года заместитель начальника строительства Ковровского гидроузла Хныжев обратился к директору Владимирского краеведческого музея с просьбой дать необходимые сведения по храму Покрова на Нерли (называет его бывшим Покровским монастырем), которому грозит затопление.
В ответ Музей сообщил в Ковров, что Покровский храм находится между 93 и 94 горизонталями, а также указывает, что постройка является памятником истории и архитектуры, находится на государственной охране. Поэтому Музей настойчиво рекомендует Управлению ковровского гидроузла прежде, чем что-то планировать, обратиться в Комитет по охране памятников, который располагается в Москве на Красной площади в здании бывшего ГУМа.
В бумагах дела есть запись, сделанная рукой замначальника строительства Ковровского гидроузла Хныжева, которая отражает позицию строителей гидростанции в Пакино: «Защита монастыря нами не принимается. Считаем подлежащим сносу».
Тем не менее, ковровские гидростроевцы начали переписку с Москвой. Москва вступается за памятник. Управление по делам искусств при Совете народных комиссаров РСФСР в письме начальнику проектного бюро Ковровской ГЭС 16 апреля 1941 года заявляет, что Покровская церковь — уникальный объект, образец русского зодчества и входит в список объектов, подлежащих государственной охране, утвержденный Президиумом ВЦИК в 1935 году. Управление настаивает на принятии всех мер к сохранению Покрова на Нерли и на согласовании всех мероприятий с ними.
Из документов дела видно, что после этого начал рассматриваться вопрос о возведении возле Покрова на Нерли неких защитных сооружениях. В деле есть копия телеграммы из Коврова в Москву, в Главгидрострой:
Главгидрострой в свою очередь начал писать во Владимирский райисполком:
Гидрострой просит Владимирский исполком предоставить ему копию высотной съемки 1:50000 участка поймы Клязьмы в радиусе 2-3 километров от Покровской церкви.
На пике весеннего паводка Клязьмы и Нерли — в начале мая 1941 года — в Боголюбово выезжала специальная комиссия Владимирского краеведческого музея. Были сделаны замеры уровня полых вод, а также опрошены старожилы. По их воспоминаниям, даже в самый большой паводок первой половины 20 века — в 1926 году — холм с храмом не затапливался. В акте, составленном комиссией записано, что прежде, чем решать вопрос о защитных сооружениях, нужно повести геологическое обследование местности.
Из документов видно, что в июне 1941 года вопрос по церкви еще не был решен. На 24 июня в Боголюбово был намечен визит комиссии из Академии архитектуры по вопросам охраны памятников. Состоялся он или нет — неизвестно.
После 22 июня 1941 года в дело не было подшито ни одной бумаги. Вместе с прекращением строительства Ковровской ГЭС вопрос о судьбе церкви Покрова на Нерли был снят сам собой. После окончания Великой Отечественной войны к проекту не вернулись.
Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нем?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке… «Поэма в камне» — так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.
Каменных дел мастера: кто построил?
Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.
Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.
Строительство за год: когда построили?
Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год ( а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году. Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно.
Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?
Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.
Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.
Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.
Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?
Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.
Царь Давид и звери: кто и почему изображен на стенах храма?
Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил практически в первоначальном виде свой фасадный декор. Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Большое Гнездо. Но в этой простоте можно усмотреть немалый символизм. Главная его составляющая — это барельефы.
Царь Давид
Лев
Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.
Голубь
По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.
Грифон, несущий лань
Разливы: почему именно в этом месте?
Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма.
Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.
Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.
Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие.
Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.
Вторая версия — храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.
Фото Алексея Пичугина
Теперь о шлемовидной главе. Долгое время в научной среде бытовало мнение, которое считалось неоспоримым, что завершения древнерусских церквей были шлемовидными, а луковичные главки появились только после XVI века. На основании этого, любой экскурсовод, который готовился к экскурсии по советской методичке, скорее всего, проигнорирует новые данные науки и сравнит главы Покровского и Дмитровского храмов. Что касается завершения храма Покрова на Нерли, впервые с научной т.з. его исследовал в 1948 году А.И. Власюк. По его наблюдению, под ныне существующей луковичной главкой сохранился первоначальный купол. Он является сводчатым завершением барабана, но мог также служить основанием для деревянной конструкции другого завершения. Когда была установлена нынешняя луковичная главка, мы не знаем. Современный исследователь древнерусской архитектуры С.В. Заграевский несколько лет назад опубликовал целое исследование, посвящённое формам глав церквей Древней Руси. Но, и до него исследователи домонгольской истории, а среди них такие известные как Б. Рыбаков, Н.Воронин, А. Арциховский приходили к выводу, что луковичные главы появились в деревянном зодчестве к концу XIII века. Уже в наше время несколько исследователей изучили общую тенденцию в мировом храмоздательстве XI-XV вв, а также иконописные изображения храмов, пришли к выводу, что нельзя доказать применение в XII веке шлемовидных глав. Более того, Дмитровский собор, который Вы, Лариса, приводите в качестве примера, до начала XIX века имел луковичную главку, что видно, например, на чертеже городского плана 1715 года. Невозможно сказать, как выглядело завершение храма Покрова на Нерли. Это могла быть луковичная глава, конечно, не точно такая, как сейчас, но скорее всего завершения толком не было, вместо него был позолоченный снаружи, или обшитый медью сохранившийся до наших дней свод. Шлемовидные завершения — позднейшая стилизация под старину, причём придуманная за пару веков до возникновения научной реставрации, которая дала ответы на многие вопросы.
И при описании ничего о том, что купол не этого храма и он из другого века и велик. купол должен быть как на Дмитриевском.
«да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене»
и
«В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы» — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
информация одна и та же, но воспринимается по-другому
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!