храм покрова пресвятой богородицы кременки

Храм покрова пресвятой богородицы кременки

храм покрова пресвятой богородицы кременки

Множество и других памятных событий оставили неизгладимый след в местной истории.

Красоту и величие белокаменного храма могли оценить члены царской семьи летом 1903 г., когда Николай II следовал на торжества прославления старца Серафима. По сохранившемуся преданию, Государь сделал также краткую остановку в полутора километрах от села, у целебного источника Явления Божией Матери и пил воду из преподнесенного ему ковша. А уже четверть века спустя этим же путем, но в обратном направлении, в зиму 1927 года следовали под конвоем святые мощи дивного Старца, когда их «секретом» отправляли в Москву. По бытующему в народе сказанию, колокол на звоннице ударил в набат, когда повозка с мощами поравнялась с источником Явления Божией Матери, а всполошенные жители падали ниц на колени вдоль дороги.

Церковь закрыли в 1937 г. на праздник Покрова. Многие уникальные храмовые ценности и святые иконы были утеряны навсегда. Храм вновь открыли в день Вербного воскресенья, в 1946 году. В то время, когда Дивеевский монастырь был закрыт, а на святые источники людей не пускали под угрозой ареста, в Кременки носили крестить детей из всех близлежащих сел. Местная церковь стала духовным центром Дивеевской земли. Покровской церкви находятся особо чтимые иконы. И в наши дни, когда продолжается восстановление святынь, храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кременки нуждается в средствах, благотворительной помощи. С благодарностью будет принята любая, даже самая малая лепта.

Просим всех желающих принять и молитвой, и посильным материальным вкладом помощью в этом трудном, но благородном деле, которое Всемогущий Господь да создает нашими человеческими руками!

храм покрова пресвятой богородицы кременки

Настоятель храма иерей Андрей Ардашев

Адрес: 607324, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Кременки, ул. Советская, д. 15, Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Электронная почта: Кгеmynкi1@уаndex.ru

Телефоны: +7-902-682-55-87. (Для справок): 8-903-060-14-74

Источник

Храм покрова пресвятой богородицы кременки

храм покрова пресвятой богородицы кременки

Множество и других памятных событий оставили неизгладимый след в местной истории.

Красоту и величие белокаменного храма могли оценить члены царской семьи летом 1903 г., когда Николай II следовал на торжества прославления старца Серафима. По сохранившемуся преданию, Государь сделал также краткую остановку в полутора километрах от села, у целебного источника Явления Божией Матери и пил воду из преподнесенного ему ковша. А уже четверть века спустя этим же путем, но в обратном направлении, в зиму 1927 года следовали под конвоем святые мощи дивного Старца, когда их «секретом» отправляли в Москву. По бытующему в народе сказанию, колокол на звоннице ударил в набат, когда повозка с мощами поравнялась с источником Явления Божией Матери, а всполошенные жители падали ниц на колени вдоль дороги.

Церковь закрыли в 1937 г. на праздник Покрова. Многие уникальные храмовые ценности и святые иконы были утеряны навсегда. Храм вновь открыли в день Вербного воскресенья, в 1946 году. В то время, когда Дивеевский монастырь был закрыт, а на святые источники людей не пускали под угрозой ареста, в Кременки носили крестить детей из всех близлежащих сел. Местная церковь стала духовным центром Дивеевской земли. Покровской церкви находятся особо чтимые иконы. И в наши дни, когда продолжается восстановление святынь, храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кременки нуждается в средствах, благотворительной помощи. С благодарностью будет принята любая, даже самая малая лепта.

Просим всех желающих принять и молитвой, и посильным материальным вкладом помощью в этом трудном, но благородном деле, которое Всемогущий Господь да создает нашими человеческими руками!

храм покрова пресвятой богородицы кременки

Настоятель храма иерей Андрей Ардашев

Адрес: 607324, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Кременки, ул. Советская, д. 15, Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Электронная почта: Кгеmynкi1@уаndex.ru

Телефоны: +7-902-682-55-87. (Для справок): 8-903-060-14-74

Источник

Портал «Дивное Дивеево»


храм покрова пресвятой богородицы кременкихрам покрова пресвятой богородицы кременки

Покров Пресвятой Богородицы

Множество и других памятных событий оставили неизгладимый след в местной истории.
Красоту и величие белокаменного храма могли оценить члены царской семьи летом 1903 г., когда Николай II следовал на торжества прославления старца Серафима. По сохранившемуся преданию, Государь сделал также краткую остановку в полутора километрах от села, у целебного источника Явления Божией Материи, и пил воду из преподнесенного ему ковша. А уже четверть века спустя этим же путем, но в обратном направлении, в зиму 1927 года следовали под конвоем святые мощи дивного Старца, когда их «секретом» отправляли в Москву. По бытующему в народе сказанию, колокол на звоннице ударил в набат, когда повозка с мощами поравнялась с источником Явления Божией Матери, а всполошенные жители падали ниц на колени вдоль дороги.

Церковь закрыли в 1937 г. на праздник Покрова. Многие уникальные храмовые ценности и святые иконы были утеряны навсегда. Храм вновь открыли в день Вербного воскресенья, в 1946 году. В то время, когда Дивеевский монастырь был закрыт, а на святые источники людей не пускали под угрозой ареста, в Кременки носили крестить детей из всех близлежащих сел. Местная церковь стала духовным центром Дивеевской земли. Покровской церкви находятся особо чтимые иконы. И в наши дни, когда продолжается восстановление святынь, храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кременки нуждается в средствах, благотворительной помощи. С благодарностью будет принята любая, даже самая малая лепта.

Просим всех желающих принять и молитвой, и посильным материальным вкладом помощью в этом трудном, но благородном деле, которое Всемогущий Господь да сод лает нашими человеческими руками!

Источник

Село Кременки Нижегородской области: история и достопримечательности

Как много в этом слове «… для сердца русского слилось. Как много в нем отозвалось!». Это пламенное восклицание А.С. Пушкина, с полным основанием, можно отнести к Дивеево, к Кременкам.

Кременки нельзя отделить от Дивеево. Для православного человека, это единое чудесное духовное пространство. Это четвертый удел Богородицы. И святая земля Батюшки Серафима Саровского. Для других россиян – это две значимые культурно-исторические зарубки.

Село Кременки сегодня

Официальный статус

Село Кременки находится в Дивеевском районе Нижегородской области. Является центром сельской администрации.

Село Кременки небольшое. Жителей в селе немногим больше 600 человек. Дома разные. И деревянные, элегантные серо-серебристой простотой бревен. И коттеджи, и добротные кирпичные. Часть сельчан перебралась в Саров. Некоторые дома пустуют.

Но, как известно, «свято место пусто не бывает». И в данном случае это не метафора, а констатация факта.

Кременки – особое намоленное место. По вере и милостью Божией, здесь происходят чудеса. И сама Пресвятая Дева ежедневно приходит в Кременки.

Сюда едут паломники и просто любознательные. В селе действующий дивный православный храм Покрова Святой Богородицы. Рядом несколько чудотворных источников.

Поэтому село пополняется новыми жителями. Приезжают и насовсем, и на время. У счастливцев здесь дачи. В Кременках можно купить жилье, арендовать посуточно или на долгий срок. И новое и б/у. Разного качества и стиля: дома, дачи, коттеджи квартиры. Также земельные участки.

Улиц девять и один переулок. Некоторые названия улиц очень уютные. Например, Зеленая, Полевая, Лесная, Овражная и переулок Прудовой. Увы, дороги не мощеные. В селе есть озера и журчит ручеек.

В бытовом плане – обычное современное село российской глубинки. Со своими проблемами и радостями. Жизнь здесь течет неторопливо. Как и везде на селе, уклад жизни связан с содержанием живности и сельхозработами.

Кременки не стоят в стороне и от цивилизации. Есть интернет-магазин и несколько обычных. Можно купить одежду и бытовую технику, продукты и запчасти…

Как и везде жизнь облегчает центр МФЦ-госуслуги. Доступен банковский кредит. Можно нанять такси или грузовой автомобиль. Подключить интернет. Доставить груз из другого города. Даже работу можно найти.

Как добраться в Кременки

А вокруг села спокойная умиротворяющая красота средней полосы России. С ее простором, бескрайностью холмистых лугов, заповедными лесами.

храм покрова пресвятой богородицы кременки

Воздух благоухает! Напоен ароматами трав, цветов и деревьев. Весной разливаются чарующие трели соловьев. Летом березки склоняются к синему ковру люпинов. Щебечут птицы. Стрекочут кузнечики и цикады. Лепота!

Рядом Мордовский заповедник. С редким зверьем, вековыми деревьями и фантастическим количеством грибов.

В этих местах такой вдруг покой поселяется в душе. Такое умиление! Неожиданно душа раскрывается. Хочется стать лучше, чище, добрее.

На ум приходит удивительная притча.

Человек молил: поговори со мной, Господи! Вокруг пели птицы и шептали луговые травы. Но человек не слышал. В отчаянье он вскричал: Господи, поговори же со мной! По небу прокатился гром и блеснула молния. Но человек не услышал. Он снова воззвал к Богу: Господи, позволь мне увидеть тебя! Ярким светом засияли звезды. И луна поплыла по небу среди звезд. Но человек не увидел. Человек вновь возопил: Господи, я хочу верить! Покажи мне видение! Наступила весна. Природа обновилась. Повсюду бурлила новая жизнь. Человек этого не заметил. Он рыдал от горя и тоски по несбывшемуся. Снова и снова восклицал: Дотронься до меня, Господи, и дай мне знать, что ты здесь! Господь ласково дотронулся до человека. Бабочка опустилась на его плечо. Он смахнул ее, продолжая стенать и взывать к Богу. Изверившись во всем!

Всегда чти следы прошлого

Сегодня тихое провинциальное поселение нередко оказывалось в водовороте бурных исторических событий. Все вехи нашей истории оставили на нем следы. Есть что и кого почтить. Есть, о чем вспомнить.

Духовное предназначение предопределено было изначально. По Воле Божией, чудеса и святость должны были проявиться в назначенный срок. Около Дивеево, около мест служения святого Серафима Саровского Господу и людям немало сел, кроме Кременок. Немало и кристально чистых родников.

Но вряд ли, случайность, что только «Явленный» родник в Кременках каждый день освящает своим присутствием Богоматерь. Является в окрестностях и с кроткой любовью дает наставления, помогает батюшка Серафим. Творятся чудеса и происходят исцеления. По молитвам верующих исполнятся их просьбы и чаяния.

Происхождение названия: имена выражают природу вещей

Так считал религиозный философ, поэт, русский православный священник П.Флоренский. Изучение географических названий дело серьезное и сложное. Занимается им специальная наука. Часто за названиями стоят интересные истории. Нередко они несут отзвуки ушедших слов, родного и чужого, даже исчезнувших языков.

Название «Кременки» объясняют по-разному. Одно объяснение опирается на предание. Другое – на науку. Третье- на наблюдения.

История села Кременки: во мгле веков…

Люди пришли в эти места в глубокой древности. Это случилось в 9-8 тысячелетии до нашей эры. Проходили тысячелетия. Сменяли друг друга века. Изменялись люди, верования, культуры.

В 1 тысячелетии нашей эры в районе Кременок жили племена мордвинов. Здесь росли огромные дремучие леса, которые простояли почти нетронутыми до 15-16 веков новой эры. Посреди лесов встречались обширные поляны и луга. На них, да на лесных окраинах, по берегам озер, рек и речушек селились люди.

Пришел 16 век и этот глухой пустынный край стали стихийно, медленно, но неуклонно заселять первые русские поселенцы – свободные пахари-смерды. Они искали лучшей доли. Ради безопасности селились рядом с мордовцами.

Началась русская экспансия на мордовских землях. Проходила она по-разному. Часть мордовцев уходила вглубь лесов. Другие изолированно оставались жить рядом. В иных случаях происходила ассимиляция коренного населения или же культурный обмен.

В целом, видимо, этот процесс был относительно мирным. Мордва, как народ, не была поглощена или уничтожена русскими. В наше время в РФ есть равноправная Республика Мордовия. До 19 века Кременки официально считались мордовским поселением.

К середине 16 века Московская Русь прочно обосновалась на мордовских землях. Начали действовать государственные законы. Строиться церкви. Царь стал жаловать земли боярам и другим близким людям. Бояре и дворяне переселяли на эти земли своих крестьян. Государство Российское окончательно утвердилось в Поволжье.

Земли около Кременок не лучшего качество, как и везде на дивеевской земле. Тем не менее, начиная с первых поселенцев, основным занятием жителей Кременок было земледелие. Вплоть до 18 – начала 19 века. «Без земли хоть до упаду работай, а сыт не будешь» говорили кременковцы.

Крестьяне Кременокво второй половине 16 века уже были крепостными. При царе Алексее Михайловиче в середине 17 века «Соборное уложение» окончательно закрепило крепостное право. И только спустя годы и годы крепостное право отменили.

И снова бой

В Кременках, в разных временных пластах пересеклись значимые исторические события. К сожалению, не всегда мирные. Земля села, его ближних и дальних окрестностей обильно полита кровью павших воинов. Каждый воин считал, что сражается за правое дело.

Первое из известных кровопролитных сражений произошло в начале 13 века. Мордвины в то время жили мирно. Занимались бортничеством, охотой, рыболовством.Но мир был нарушен. Татарские и мордовские воины сшиблись в нескольких десятках километров от Кременок. Мордовцы стали отступать вглубь лесов. Но татарское войско преследовало их и настигло в районе нынешних Кременок. Бой был жестокий. Эту битву мордва проиграла. В районе Кременок находят древние захоронения мордовских воинов.

В конце 13 века не слишком далеко от Кременок татары построили крепость Сараклыч. Позже, рядом с ней состоялось знаковое сражение русских и татарских войск.

храм покрова пресвятой богородицы кременки

В середине 14 века рядом с Кременками на речке Вичкинза сошлись две рати: татаро-монгольская и русская. Непримиримо бились противники в течение 9 дней. Река покраснела от крови. Все вокруг было усеяно трупами воинов и лошадей. Татаро-монгольское войско отступило. Жестокая сеча принесла победу русскому войску. Тогда же была разрушена крепость Сараклыч.

Это сражение было прологом к Куликовской битве. Пройдет немного времени и «Донское побоище» станет началом свержения ордынского ига. Русь снова обретет независимость.

Вторая половина 17 века. Начался страшный бунт, во главе со Степаном Разиным. Поднялось Поволжье. Да, что там, почти пол России. СноваКременкив гуще важнейших событий. И опять реки крови.

Кременки становятся центром восставших на дивеевской земле. В деревню прибывают «бунташные войска» Разина. Не остаются в стороне и крестьяне соседних деревень. Сотнями они стекаются в село.

А в 17 веке около Кременок проходил большой тракт Тамбов-Арзамас. Московские войска должны были иметь свободу передвижения по этой дороге к другим районам, захваченным мятежниками. Взятие Кременок имело важное стратегическое значение.

Отряд царских солдат вступил в бой с мятежными крестьянами. Никто не уступал. Стояли насмерть. Гибли и те, и другие. Земля стала сырой от крови.Поражение потерпели повстанцы.

Именно после этого сражения, деревня стала зваться Кременками. Предание говорит, что на север от села есть насыпной холм. Там похоронены погибшие в этой ужасной битве.

Сквозь историю

История Кременок – это срез истории нашей страны. Проследим историю этого села и увидим, как в зеркале, историю всей страны.

Мы уже знаем самые значимые вехи древней и ранней истории Кременок. Продолжим с конца 16 века. Кровавую главу этого времени, связанную с Кременками мы уже рассказали.

Конец 16 и начало 17 века сложные тяжелые и политически значимые годы в истории России. Они названы «Смутным временем». Стихийные бедствия, войны, кризисное положение страны. Смена царской династии. Романовы сменили на троне древний род рюриковичей.

Продолжение 17 века было не менее лихим. Недаром наречен «Бунташным веком». Крестьянские и городские восстания, проблемы с престолонаследием, церковная реформа, законодательно утвержденное крепостничество, бунты. Мы знаем, что в одном из самых грозных – разинском, Кременки оставили исторический след.

В эти же периоды начинается государственное организованное заселение Кременок и близлежащих территорий. Земли получают новых хозяев – бояр и думных дворян. На жалованные земли переселяют крепостных. Строятся церкви.

Кременок коснулись все территориальные реформы царского времени. Создание земств, волостей, уездов, новгородской губернии. Многие из этих территориальных единиц просуществовали до начала 20 века.

В 18 веке Кременки растут и развиваются. Интересно, что Кременки, как правило, одновременно по частям принадлежали двум разным владельцам. Бывало, что из-за этого и жизнь крестьян у разных хозяев складывалась по-разному.

В середине 18 века в уезде строятся два чугуноплавильных завода. Часть кременковских крестьян приписывают к ним. Они жгут уголь, заготавливают лес, возят дрова…

В середине 19 века царь Александр Второй осуществил реформу, отменившую крепостное право. Крестьян наделили землей. В эти годы в Кременках живет более полутора тысяч человек. Они являются волостным центром, а в волости еще 6 сел.

Через несколько лет после отмены крепостного права в селе открывают земское училище для всех детей волости. К концу 19 века в Кременках уже два учебных заведения – еще была создана церковно-приходская школа.

Отмена крепостного права изменила жизнь крестьянства. Стали развиваться товарно-денежные отношения. Создавались объединения крестьян. Расширились промыслы, появились новые.

Но нередко, складывалось и так, что фактически крестьянин не мог воспользоваться плодами реформы. Относительно быстро шло расслоение по уровню жизни, по достатку.Все эти изменения, новшества коснулись и Кременок.

К началу 20 века в Кременках были две общины крестьянских хозяйств. Общины сами распоряжались землей и доходами. Активно развивался лесной промысел. Кременковцы валили лес, заготавливали бревна, тес, делали грабли, оглобли…

Секреты ремесла передавались в семье, от отца к сыну. Хорошие мастера пользовались уважением. Доходы от промысла часто превышали доход от земледелия. И продавать было где – рядом нижегородская ярмарка.

Создавались потребительские общества. Развивалась кооперативная торговля. На стыке 19-20 веков в Кременках уже велась частная торговля, открылась бакалея.

Не все шло хорошо. Новая экономика была жесткой и безжалостной. Больше половины крестьян в Кременках были бедны. Не могли обеспечить себя хлебом от урожая до урожая. А достаточное количество посевного материала было только у трети семей.

А потом пришли новые перемены. Россию залихорадило. Царизм пал. Временное правительство не удержало власть. Государственный переворот привел коммунистов к управлению страной.

С 1918 года в Кременках установилась советская власть. И село вместе со страной покатилось по новым рельсам. «Наш паровоз летит вперед, в коммуне остановка…». Формировались партийные и комсомольские ячейки.

Сход крестьян в Кременках упразднил волостную управу. Как положено, был избран совет крестьянских депутатов.

Не дав людям времени опомниться и приспособиться, прогремела и принесла много горя, разрухи, порушенных судеб Гражданская Война.

Но жизнь продолжалась. Россия постепенно осваивалась с новым положением дел. Крестьянский съезд принял прекрасное решение о переделе земли и закреплении ее за теми, кто обрабатывает. В последствии все исказили.

Уже в 20-е годы стали создавать совхозы. Использовать разные формы кооперации.

Пришел НЭП. И в Кременки тоже. Там было создано – сельское потребительское общество. Но НЭП сочли неправильным.

И в 1929-1930 годах началась массовая коллективизация. Не добровольная, как было обещано. И раскулачивание. И ссылки в Сибирь крестьянских «богатеев».

В 1930 году в Кременках создали колхоз им. В.М.Молотова. И чуть позже артель «Новая деревня». Колхоз постепенно обустраивался. Создавались МТС. Перед войной открыли школу. Во время войны колхоз «Молотова» разделили на два – «Молотова» и “Красный воин”.

Никто в стране не предполагал, какое суровое испытание предстоит. Но 22 июня 1941 года из громкоговорителей в Кременках, вместе со всей затаившей дыхание страной, услышали: «Внимание, говорит Москва. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Так и случилось. 9 мая 1945 года СССР праздновал Победу. Армия, весь народ, вся страна выиграли войну. Раздавили фашизм.

Защищать Родину из Кременок на фронт ушли 500 человек. А в то время в селе было немногим более 1700 жителей.

214 воинов отдали свои жизни на полях сражений. Они остались в Подмосковье и под Сталинградом, на Украине, в Прибалтике, во многих Европейских странах. И павшие, и все вернувшиеся домой, были удостоены высоких наград: орденов «Отечественной войны», «Славы», «Ленина», «Красного знамени; медалями «За отвагу».В Кременках установлен обелиск в память о Героях Войны.

В тылу кременковцы, как и все в то время, жили одной мыслью «Все для фронта. Все для Победы.». Работали все. И стар, и млад. Надо – отдавали последние силы.

1941 Враг рвется к Москве. Горьковская (Нижегородская) область могла стать прифронтовой. Все жители района были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений.

С 1942 года жители Кременок, в том числе женщины и дети, участвуют в лесоразработках и в заготовке торфа.

Все военное время кременковцы вносили деньги в «Фонд обороны». Делились с фронтом скудными запасами продуктов. Отправляли фронтовикам теплые вещи.

Послевоенное время было нелегким. В 1946 году в Кременках за трудодень начисляли 173 г хлеба! И люди, спасаясь от голода, стали покидать село.

Начиная с 1950 года государство стало менять колхозные правила. Например, повышать закупочные цены, укрупнять колхозы. В 1958 году было создано кременковское хозяйство “Новый мир”. В него вошли несколько колхозов.

Насколько верными были реформы, в то время, при том состоянии страны, судить специалистам. Но один горький результат известен – рядом с Кременками с лица земли навсегда исчезло немало сел и деревень.

Все же быт деревни становился лучше. К концу 70 годов прошлого века в Кременках, правда не у всех, был водопровод. Колонки и колодцы тоже оставались реалиями быта.

Но в селе уже работали клуб, магазины, ясли, фельдшерско-акушерский пункт, школа 8-летка, почта. Правда в больницу, аптеку и в старшие классы школы надо было отправляться в Дивеево.

Приблизительно еще через 10 лет во многих домах появился балонный газ, в некоторых канализация и теплоснабжение. Работали школа, три магазина, почта и сберкасса. Больница и аптека были в Дивеево и поселке Сатис.

К началу девяностыхКременки сохранили свой административно-хозяйственный статус. Было налажено автобусное сообщение с Дивеево. Дорога: часть асфальтированное шоссе, часть комбинированная асфальтово-грунтовая. Специализацией села было растениеводство, мясное и молочное животноводство.

Так Кременки проживали свою судьбу. А впереди?! Будущее не открыто. Но история Кременок не закончена…

«Будущее! Интереснейший из романов! Книга, что мне не дано прочитать! Край, прикрытый прослойкой туманов! Храм, чья постройка едва начата!». В.Брюсов

Приблизьтесь к Богу, и он приблизится к вам

История у Кременок богата событиями. Но не это делает их уникальными.

Благодаря любви и небесному заступничеству Девы Марии, благословению и продолжающейся попечительской любви преподобного Серафима Саровского, близости к Саровской пустыне и местам подвижничества батюшки Серафима Кременки и Дивеево объединены в единое духовное пространство. В Кременках, как и в Дивеево, ежедневно бывает Богородица.

храм покрова пресвятой богородицы кременки

Кременки, Свято-Успенская Саровская пустынь и Серафимо-Дивеевский монастырь нерушимо связаны Божиим промыслом.Но это не только чудесные явления и исцеления, духовные прозрения.

Как говорится «Бог на небе, а руки его на Земле». Свидетельствуют об этом чудесном единении, и материальные, земные события. Постоянна связь между Дивеево, Саровом и Кременками.

Начнем с Сарова. Саровская пустынь образовалась раньше Дивеевской общины. Она не в раз была создана монахами-подвижниками в Темниковских густых лесах. Между реками Сатис и Саров.

На месте уничтоженной русскими воинами крепости Сараклыч. А Сараклыч был разрушен сразу после победы русских ратников над татаро-монголами около Кременок.

В начале 18 века в пустыне начали строить первый деревянный храм. Построен он был всего за несколько месяцев. И освящен в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». День освящения храма – дата основания Саровского монастыря.

А Кременки, один из ближайших к Сарову населенных пунктов. Из Кременок крестным ходом прихожане принесли в пустынь два колокола, аналой, церковную утварь и богослужебные книги. По принятому обычаю, крестьяне еще и пиво всем миром сварили. Отнесли его в пустынь. Также снедь, кто какую мог.

Наступило время Всенощной. В Саровской пустыне впервые раздался Благовест. К этому времени около храма собрались сотни людей. Разного звания, пола и возраста. Среди прихожан на первой Всенощной в саровской церкви были и кременковские крестьяне.

Именно в Саровской пустыне начинал служение девятнадцатилетний Прохор Мошнин. Там же был пострижен в монахи. А впоследствии стал любимым чудотворцем всея Руси Серафимом Саровским.

Женская обитель в Дивеево была основана по воле Богородицы. Пресвятая дева открыла, что это последний ее удел. Еще три земных удела, это Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция) и Киево-Печерская Лавра (Украина).

И через посредничество отче Серафима Дева Мария явила Великое Чудо, свидетельствующее, что Серафимо-Дивееский монастырь – святая земля под ее особым покровительством.

По велению Богородицы преподобный Серафим наказал сестрам вырыть вокруг общины канавку с валом. Царица Небесная поведала ему, что эта Канавка – нерушимая духовная стена. «Ограда до небес», которая навечно будет защитой от всякого зла не только общине, но и всей России.

Сегодня Канавка выглядит как при жизни святого: не очень широкий овражек с валом. Летом, как ковром, укрыт травкой. Вот вроде бы и все.

Не обманывайтесь скромным видом. Это главная Святыня Серафимо-Дивеевского монастыря. Это та самая Тропинка, по которой прошла Царица Небесная, когда выбрала этот земной удел.«Канавка Божией Матери», «Святая Богородичная Канавка», «Канавка Пресвятой Богородицы», «Святая Канавка» – так она известна всему миру.

Каждый день приходит Богородица в свою земную обитель. Нет другого места, которое Богоматерь посещает ежедневно.

И ежедневно по этой тропинке, «по стопочкам Божьей Матери» идут люди с благоговейной молитвой. И дается им по Вере. Канавка лечит. Канавка очищает. Канавка просвещает.

Прежде чем пройти по Канавке в Дивеево Пресвятая Дева умывается в источнике «Явленном» в Кременках. Присутствие Царицы Небесной объединяет Кременки и Дивеево в одно целое. Кременки– это часть Богородичного Удела.

Явленный родник – божий источник

Бог принял крещение в водах земной реки. И произошло великое чудо. Крещение Христа освятило само естество воды. Ранее почти не было источников, которые чудесно исцеляли людей.

А после прихода Сына Божиего в наш мир, по молитвам святых подвижников из землистали появляться чудотворные исцеляющие источники. Или природные источники становились «живыми». Вода приобретала особые свойства после явления в них икон или ликов.

В окрестностях села Кременки, приблизительно в 600-700 метрах от деревни в овражке есть чудотворный источник «Явления Божией Матери». Источник «Явленный». Назван так в честь Явления Богоматери в его водах.

Источник «Явления Божией Матери» один из самых древних в Дивеевском районе. Знали о нем задолго до основания Дивеевского монастыря. Он и тогда был известен своими исцелениями. По вере своей болящие получали благодатную помощь от этой православной святыни.

храм покрова пресвятой богородицы кременки

«Явленный»и сейчас помогает страждущим. Многие по молитвам избавились от телесных и душевных недугов. Считается очень сильным.

К этому чудесному источнику народ относится с особой нежностью и любовью. Не так давно его благоустроили.Возвели часовню. Поставили Поклонный крест. Построили купальню с раздевалками. Отвели место для стоянки машин.

Возрождается традиция Крестных ходов на Явленный источник. Около него совершают водосвятный молебен.

За околицей к источнику ведет дорога. Среди березок. А летом вокруг сине-голубые от люпина поля. Дорога с пригорка спускается вниз. Слышно нежное журчание воды.

В кустах прячется узкая чистая речушка. Воздух свеж и ароматен. Все утопает в зелени. Речушка и три подземных родника образуют пруд с кристально чистой, поразительно вкусной прозрачной водой. Это и есть Святой Источник.

В центре озерца выстроена красивая деревянная купальня с купелью, раздевалками и небольшой террасой. Над водой проложены мостки. Родничок с любовью обихожен и выглядит очень живописно. На берегу стоит Поклонный крест.

На стене купальни две иконы. На одной – образ Божией Матери Умиление. Иногда паломники говорят, что икона благоухает. Другая икона – образ преподобного Серафима Саровского.

Икона «Умиление» (сейчас та икона в Москве) была келейной иконой батюшки Серафима. Он называл ее «Всех радостей радость».

От овражка поднимается холм. По деревянной лесенке можно взойти на его вершину, где стоит небольшая часовня. Часовня освящена в честь иконы Казанской Божией Матери.

Около источника вдруг понимаешь, как легко стало на сердце. Чувствуешь умиротворение и покой. Чистую тихую радость. И на душу снисходит благодать.

С родником «Явленный» связано много преданий, чудес, исторических событий. Зафиксировано большое число исцелений. Истории о его происхождении и названии сохранила народная память и письменные документы.

Одно из ранних преданий связано с известной кровавой битвой между царскими войсками и мятежниками Степана Разина. В последний вечер перед сражением кроваво-красный закат окрасил источник. И на водной глади проявился лик плачущей Божией Матери.

Сражение было страшным. Речка стала красной от крови погибших. Люди поняли знамение: плакала милосердная Богоматерь по всем сыновьям, кому суждено было погибнуть.

И с той поры стали называть источник «Явленным». Божия Матерь и потом появлялась в нем неоднократно. Чистые душой во время молитвы и сейчас иногда видят в источнике лик Царицы Небесной.

Другой рассказ про более поздние времена. О явлении крестьянкам около источника чудотворца всея Руси преподобного Серафима Саровского.

Отче Серафим поведал женщинам о ежедневном присутствии Царицы Небесной в Кременках на Явленном источнике. Сказал, что она благословляет его воды. И умывается в нем перед тем, как пройти по Святой Канавке в Дивеево.

Во время разговора водная гладь забеспокоилась, потом улеглась гладким зеркалом и на нем появился лик Богородицы. И сразу летняя жара спала. Воздух стал прохладным и благоуханным. А батюшка Серафим, исполнив волю Богоматери, исчез.

Еще одно из чудес, которые произошли около Явленного снова связано с отцом Серафимом.После окончания земного срока жизни Серафим Саровский был похоронен в Успенском соборе Саровской пустыни, ныне Свято-Успенская Саровская пустынь. И вплоть до осквернения, его мощи оставались там.

Во второй половине 20-х годов 19 века, по распоряжению советских властей, мощи тайно, на четырех возках были вывезены из Пустыни и разъехались по четырем дорогам. Одна из них шла через Кременки.

Когда повозка поравнялась со Святым Источником, сам собой печально зазвонил храмовый колокол. Кременки горевали о самом добром, скромном и милосердном Святом, который не раз являлся в этих краях.

К счастью, святые мощи преподобного Серафима были вновь обретены. Место их успокоения Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. Каждый может прийти к батюшке Серафиму, попросить помощи и совета.

Источник «Явления Божией Матери» посчастливилось посетить последнему русскому императору Николаю Второму с семьей. И снова, преподобный Серафим и источник «Явленный» объединены одним воспоминанием.

Царь направлялся в Саровскую пустынь на торжества канонизации Серафима Саровского, причисленного Русской Православной Церковью к лику святых (в 1903 году). Дорога пролегала через Кременки. Здесь Государь Император посетил Храм и Святой Источник.

Встреча прошла чин по чину. Подданные с любопытством и радостью встретили царя. И напоили его чудодейственной хрустальной водой. Императору понравилась вода и источник. Государь отблагодарил жителей Кременок. Он подарил селу икону Серафима Саровского в серебряном окладе.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

И еще одно чудо есть в удивительном селе Кременки. Дивной красоты храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это один из красивейших храмов Нижегородской епархии.

Уже на подъезде к Кременкам в летнюю пору главки и колокольня выплывают из зелени деревьев. А когда храм полностью открывается взору, замираешь в восхищении. Он великолепен! Это светлая молитва в камне, устремленная к горним высям. Это любовь к жизни, ее красоте, воплощенная в архитектуре. Это благоговейная любовь к Богу, зримо выраженная благодарным Человеком.

храм покрова пресвятой богородицы кременки

И история у него удивительная. В 1937 г. на праздник Покрова церковь закрыли. А в день Вербного воскресенья, в 1946 году, храм вновь открыли. Он не был оскверненв то время, пока бездействовал. Что поразительно, для тех богоборческих лет.

Когда был закрыт Дивеевский монастырь, когда насмехались над Святыми Источниками, церковь в Кременках стала духовным центром Дивеевской земли.Именно там крестили детей со всей округи.И еще тайком ходили в Кременки на чудодейственные источники.

История этой церкви начинается в середине 18 века. Тогда на том месте, где стоит храм сегодня, была выстроена деревянная церковь. И освящена в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

А в конце 19 века построили эту, новую каменную трехпрестольную церковь. И освятили ее в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Основной придел – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Главный престольный праздник в храме – праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Два других придела в честь Святителя Николая Угодника и в честь преподобного Серафима Саровского. Во имя святых угодников в храме также отмечают престольные праздники.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается на Руси с 12 века. Православной Церковью относится к числу великих. По церковному преданию чудесное событие произошло в Константинополе в начале 10 века.

Враги осадили город. Жители обреченно молились в храме. И неожиданно увидели Богородицу, молящуюся вместе с ними. Помолившись, она сняла с головы свое сияющее покрывало и простерла его над людьми. Жители поняли, что Матерь Божия заступилась за них. Прикрыла от врагов. И действительно, вражеские войска ушли. Город и люди были спасены.

И с этих времен народ верит, если есть рядом Покровский храм, значит Матерь Божия взяла это место под свое покровительство. И всегда, по молитвам, утешит, защитит и поможет.

Несмотря на то, что из Покровской церкви не делали конюшен, склада, кинотеатра избежать потерь не получилось. Многие храмовые ценности и реликвии были навсегда утеряны.

Но и сегодня внутренне убранство Церкви радует глаз. Храм просторный. В солнечный день он такой светлый, такой радостный! Воздух в помещении наполнен нежным голубоватым сиянием.

Под куполом сохранились старинные росписи. Сохранился и колокол, скорбно оплакавший расхищение мощей батюшки Серафима. Но время отставило на нем свою отметину. В не лучшие времена он получил трещину.

Также есть несколько прекрасных икон. И среди них чудотворная мироточивая икона праведного Симеона Богоприимца. Глубоко почитаемый Святой изображен с Богомладенцем Христом на руках.

Симеон Богоприимец, его история очень важны для христиан. По свидетельству святого евангелиста Луки, Симеон один из избранников Божиих. Он упомянут и в записях некоторых современников. Они считали его посланником Бога.

Симеон был ученым-переводчиком. Одним из тех богословов, которые перевели Священное писаниес еврейского на греческий язык. Ему было возвещено от Бога, что он встретится с Мессией – Христом.

Мария и Иосиф по закону на 40 день после рождения принесли младенца в Иерусалимский храм.Симеон, ведомый Духом Божиим, тоже пришел туда.И состоялась встреча («сретение» на старославянском) старца Симеона со Святым Семейством.

Дух Святой открыл ему, что младенец на руках Пречистой Девы, Богомладенец, Спаситель мира. Праведный Симеон взял ребенка на руки и благословил Святое Семейство.

Это невероятное по значению событие в Христианстве истолковано как встреча Человечества в лице Праведного Симеона с Богом. Празднуется как праздник «Сретение Господне» («Принесение во Храм»). Праздник – один из двенадцати важнейших в Православии.

Симеону Богоприимцу молятся о детях. Также молитвенно просят о том, что важно на данный момент.

Храм действует. Некоторое время тому назад, восстановлена традиция крестных ходов. В день праздника иконы Божией Матери «Живоносный источник» крестным ходом идут от церкви к источнику «Явления Божией Матери». У источника совершают водосвятный молебен.

И видя такую красоту, такое архитектурное изящество как храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, нельзя не сказать о его архитектуре. Специалисты считают архитектуру Покровской церкви в Кременках совершенной. Храмов старой постройки, сохранившихся без существенных изменений, не так уж много.

Об архитектуре этой церкви можно говорить долго. Остановимся на самом существенном и интересном.

Архитектурный стиль Покровского храма – эклектика. Это пятиглавый шатровый храм. Колокольня тоже шатровая. Совмещена с церковью, ане стоит отдельно.

Стиль «эклектика» в храмовую архитектуру пришел во второй половине 19 века. Его суть – сочетание приемов и форм разных исторических эпох. Для православных храмов, наиболее часто объединение элементов византийского и древнерусского зодчества.

Истоки русского храмового зодчества, естественно, берут начало в византийской церковной архитектуре. Византийские архитектурные элементы Покровской церкви – это пятиглавый тип храма и купола. А шатровое покрытие, совмещение колокольни с церковью – оригинальные элементы исконно русского храмового зодчества.

Наличие купола в византийской традиции обязательно. Он символизирует небо. Все русские церкви, начиная с первых деревянных до монгольских, и по сегодняшний день имеют купола.

Шатер – это эволюция купола, его аналог.Каменные шатровые храмы — уникальное явление древнерусской архитектуры. Свойственно только ей. Нигде в мире не встречается.

Шатровое покрытие представляет собой конструкцию в виде пирамиды с несколькими гранями. Верх купола-шатра Покровской церкви увенчан декоративной главкой в форме луковицы.

У храма Покрова Пресвятой Богородицы пять куполов-шатров. Колокольня также шатровая.

Совмещение церкви и колокольни в едином ансамбле в древнерусском храмовом зодчестве получило название «иже под колоколы». В переводе на современный язык – «который под колоколами». Это тоже уникальный тип церкви, присущь исключительно Руси.

Сине-голубой цвет куполов символизирует непорочность и чистоту Девы Марии. «Луковица» в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. Пять куполов —символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея.

Эклектичное сочетание разных стилей в архитектуре храма Покрова Пресвятой Богородицы удачно и органично. Церковь кажется воздушной, невесомой. Вот-вот воспарит в небеса.

В церковной традиции Храм воспринимается как обитель Бога. Он мистически соединяет Небо и Землю. Святители и ученые-богословы писали, что Храм есть «подражание Вселенной», в нем отражена вся ее Красота.

Такова история Кременок. И будущее у нихдолжно быть прекрасным, необычным и чудесным… Ведь это особое место!Удивительное.

Батюшка Серафим всех приветствовал: «Здравствуй, радость Моя». Эти теплые добрые слова можем повторить и мы. Здравствуй, радость моя, необыкновенное село Кременки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *