храм покрова пресвятой богородицы на остоженке
Москва, Остоженская община
Храм во имя Сретения иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския
«Днесь светло красуется славнейший град Москва. «
По-домашнему уютный, по-старообрядчески гостеприимный, сохранивший в своем убранстве максимально все, что было возможно сохранить в советское лихолетье, храм Владимирской иконы Богородицы открыт для всех желающих.
Новости
Престольный праздник в Остоженской общине
Престольный праздник в московском храме Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы
Поставление протодиакона
100-летие освящения храма
История
Храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины расположен в историческом центре Москвы, в доме №4 в Турчаниновом переулке. В марте 1905 года П.П. Рябушинский перестраивает дом (в котором в настоящее время размещается Остоженская община), а потом жертвует этот участок земли под строительство храма. Новый храм — одноглавый (глава его в форме низкой луковицы), со звонницей, помещающейся со стороны входа, вход на звонницу — по узкой каменной лесенке. Характерен кирпичный орнамент здания. Очень хорош тонкий кружевной медный убор по фасаду. С левой стороны храма — небольшой боковой придел во имя святителя Николы Чудотворца, соединенный с церковью открытой аркой.
B 1920-е и 30-е годы начались прямые гонения на старообрядческую церковь. Остоженскую общину, имевшую многочисленный приход, долгое время не трогали, но в октябре 1932 года и ее постигла общая участь. Постановлением Президиума Моссовета (Протокол №30) храм Покрова Пресвятыя Богородицы был закрыт и передан «для культурных целей Фрунзенского района». Настоятель храма отец Трофим Силантьев и последний председатель общины Аким Трофимович Кириллов были репрессированы.
2 декабря 1992 года по благословению митрополита Московского и всея Руси Алимпия была зарегистрирована Остоженская старообрядческая община Русской Православной Старообрядческой Церкви, и комитетом по управлению имуществом г. Москвы ей были переданы храм и дом причта в Турчаниновом переулке. Силами настоятеля и прихожан и с Божией помощью начались работы по реставрации храма, который находился в тяжелейшем аварийном состоянии. Территория храма была замусорена, многочисленные пристройки к храму обезобразили его внешний вид. Купол храма и главка звонницы были сломаны, внутри храма сооружены этажи. Пол в алтарной части на первом этаже отсутствовал. Роспись сохранилась лишь на сводах храма и в центральном куполе, но обнаружить их удалось лишь после разбора этажей и расчистки стен от обоев и краски.
12 декабря 1999 года состоялось событие, которого с душевным трепетом так долго ждали все московские старообрядцы. Храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом переулке был вторично освящен в честь сретения чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския, став на то время третьим по счету действующим храмом в Москве в лоне Русской Православной Старообрядческой Церкви. Чин освящения совершил высокопреосвященнейший Алимпий, митрополит Московский и всея Руси.
8 сентября 2015 года (26 августа по ст. стилю), в престольный праздник Сретения чудотворныя иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Владимирския, во время божественной литургии возведен в сан протоиерея настоятель храма о. Сергий Лисуренко.
Контакты
Богослужения проводятся по воскресным дням и большим праздникам.
Начало вечернего богослужения в 14:00
Начало утреннего богослужения в 07:30
Краткая историческая справка
Храм был построен в 1907 году на средства и трудами Павла Павловича и Степана Павловича Рябушинских, Сергея Егоровича Трындина, Николая Иосифовича Сушкина и других прихожан общины, архитекторами — учениками Шехтеля В. Д. Адамовичем и В. М. Маятом. Убранство и уникальные иконы были подарены из частной коллекции С.П. Рябушинского, ценителя русской старины. В 1930-х годах храм был закрыт, в нем размещался исследовательский институт. Древние иконы попали в Третьяковскую галерею. В 1992 г. храм был передан общине. На сегодняшний день действует воскресная школа для детей и взрослых.
Храм Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженская
Храм Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженская запись закреплена
Храм Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженская запись закреплена
Доброго здоровья дорогие друзья! Небольшая информация о последнем дне занятий в Воскресной школе в этом году и в вкратце о самой работе Воскресной школы.
А теперь о главном,-когда у нас конец учебного года и когда начало учебного года.
Заключительное занятие в этом учебном году состоится на праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение) 21 апреля 2019 года. Раздаются сувенирчики каждому ребенку и их личные прописи с рабочими тетрадками.
Начнется учебный год на следующий день после Новолетия 15 сентября 2019 года.
Хотим выразить огромную благодарность Вам, дорогие родители!
За то, что не остаетесь равнодушны и помогаете нам на этом скромном поприще. Дай Бог Вам и вашим близким здоровья и многая лета.
Храм Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженская запись закреплена
11 апреля 2019 года по н. ст.
29 марта 7527 года от Адама
Четверг
Глас четвертый
Показать полностью.
Четверток Великого канона преп. Андрея Критского. Совершается служба Марьино стояние
Прп. отца нашего Марка, еп. Арефусийскаго, Кирила диакона и других (4) (Алл.). Прп. отца нашего Евстафия, еп. Винифийскаго. Прп. матери Вассы Печерской, иже в Пскове граде. Прп. отец наших Ионы и Марка Печерских, иже во Пскове граде. Прп. отца нашего Иоанна, иже на Студенце.
Приходные и исходные поклоны земные.
Храм Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженская запись закреплена
Продам вербу оптом сорт краснотал.
Доставка или самовывоз Москва и Московская область.
Стоимость от 25р/ пучок., в пучке 6-10шт.
+7 (925)0233737
+7 (963)7584024
Храм Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженская запись закреплена
7 апреля 2019 года по н. ст.
25 марта 7527 года от Адама
Воскресенье
Глас четвертый
Показать полностью.
Четвертая неделя Великого поста. Иоанна Лествичника
Благовещение пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно девы Марии (Бд.).
Утром, на службе приходные и исходные поклоны поясные, а вечером — приходные поясные, исходные земные.
Храм Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженская запись закреплена
6 апреля 2019 года по н. ст.
24 марта 7527 года от Адама
Суббота
Глас третий
Показать полностью.
Четвертая суббота Великого поста. Поминание усопших
Предпразднество Благовещения (4). Иже во святых отца нашего Артемия, еп. Солуньскаго. Свв. мчч. Стефана и Петра Казанских. Преп. отца нашего Лазаря Муромскаго.
Приходные и исходные поклоны поясные.
Житие Лазаря Муромского — сочинение, составленное в форме автобиографии Лазаря, основателя Муромского монастыря у восточного берега Онежского озера (ум. 8 марта 1391 г.), записанной с его слов его преемником Феодосием, или же написанное в такой форме позже произведение неизвестного автора. Из него следует, что Лазарь был выходцем из Византии, постриженником игумена «римския обители Высокогорския» Афанасия Дискота, посланным в Великий Новгород к архиепископу Василию «повести сказати. о белом клобуце», — имеется в виду легендарная история передачи новгородским владыкам константинопольским патриархом белого головного убора, изложенная в Повести о белом клобуке. Кроме того, здесь содержится намек на какую-то повесть Василия Новгородского о самом Лазаре: «И о мне грешнем повесть духовно и явленно да скажется Василием епископом новгородским». Лазарь похоронил епископа Василия, а тот вскоре явился ему во сне и повелел основать монастырь на острове в Онежском озере. Лазарь выпросил этот остров у его владельца, новгородского посадника Ивана Фомина сына Захарьевича, жителя Славенского конца. Но когда он добрался до острова, встретил там сопротивление местных жителей — племен лопи, чуди и самояди. Лишь после того, как он исцелил слепорожденного мальчика старейшины-лопянина, те покинули остров. Из рассказа ясно, что у Лазаря была с собой икона — «образ Владыки Христа-Бога». При новгородском архиепископе Моисее (1352—1360 гг.), преемнике Василия, Лазарь вновь посетил Новгород и получил там все необходимое для устройства обители. Сын к тому времени покойного посадника Ивана Федор передал ему завещанные монастырю отцом сто гривен и грамоту на владение землями и водами. В ряде списков Жития приводится текст грамоты (из него следует, что подаренные места были в свое время куплены дедом посадника Ивана) и описывается прикрепленный к ней «на утверждение» свинцовый моливдовул. В Житии говорится также, что первые пришедшие к Лазарю, чтобы жить вместе с ним, монахи «от дальних стран» поставили церковь Лазарева воскрешения, прибывшие затем киевские иноки Иона и Ефросин — церковь Успения пречистой Богородицы Афонской, а явившийся с Афона старец Феодосий «своим имением» воздвиг трапезную церковь во имя Иоанна. Этот Феодосий наименовал монастырь Успение Богородицы Муромской. О нем говорится, что он «премудр бе книжной мудрости». Он записал рассказы Лазаря и был избран им в преемники. Умер Лазарь в возрасте 105 лет в 1391 г. и был похоронен за алтарем Лазаревской церкви.
http://www.pushkinskijdom.ru
Храм Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженская запись закреплена
В течение апреля Рогожская старообрядческая община и Митрополия РПСЦ приглашают всех неравнодушных христиан принять участие в уборке Рогожской Слободы, наведении порядка в Покровском храме и прочих приходах. Желающие могут предложить свою помощь в любое удобное время по всей стране: добро не останется незамеченным!
Храм Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженская запись закреплена
30 марта 2019 г.
15:00
Неделя 3-я Великаго поста (Крестопоклонная). Поклоняние Честному Кресту. Глас 3-и.
Обретение Честнаго и Животворящаго Креста Господня блаженной царицей Еленой в Иеросалиме (326).
Показать полностью.
Малая вечерня. Малая павечерница. Всенощное бдение (великая вечерня, утреня и 1-й час).
31 марта 2019 г.
07:30
Неделя 3-я Великаго поста (Крестопоклонная). Поклоняние Честному Кресту. Глас 3-и.
Обретение Честнаго и Животворящаго Креста Господня блаженной царицей Еленой в Иеросалиме (326).
Полунощница воскресная. Часы. Божественная Литургия св. Василия Великаго.
Крестопоклонную неделю называют «Средопостная», т.к. приходится она на середину Великиго поста. Крест в каноне назван «четвероконечным миром», ибо поистине является осью христианского мира, серединой и сердцевиной, вокруг которой выстраивается сакральное пространство духа. Поклонение Кресту должно усладить горечь поста, ибо он «освящение водам, очищение воздуху, освящение и просвещение всякому». А еще Крест назван «триобоюдным мечом», рассекающим тьму. Тьму страстей и неведения.
На заре своего христианства, когда совершенно ничего не знала, мало что понимала, а только верила, услышала во сне фразу «поклоняйтесь подножию ногу Его». Побегав по Рогожке и расспрашивая кого можно, получила отгадку. Думаю, вы уже догадались, что речь шла о поклонении Кресту. Листая однажды подарочное издание из собрания Третьяковской галереи, как будто впервые увидела икону «Распятие», где Богоматерь просто, по-бабьи, подперев щеку рукой, стояла у Креста и плакала о Сыне. Тут со всей очевидностью до меня дошел смысл слов из Канона:
Богоматерь, терзаемая видом мучений возлюбленного Сына — что может быть трогательней и печальнее? И о каком счастье земном мечтаем?
Интерес к теме Креста имеет не только духовный, но и осязаемый, материальный аспект. Существует целая наука «ставрография», о которой, правда, узнала студенткой. На лекциях по вспомогательным историческим дисциплинам мы познакомились, в частности, с Людогощенским и Алексеевским крестами. Первый, как известно, был поставлен в 1359 г. жителями улицы Людогощи, находящейся на Софийской стороне. Из летописи мы знаем, что в Новгороде произошла драка между жителями, итогом которой и стало появление поклонного креста. Второй является вкладным и установлен по повелению архиепископа Алексия в Софийском соборе Новгорода. Считается, что он установлен в память о Куликовской битве (тоже драка, но глобальнее первой).
Вообще ученые подразделяют кресты на поклонные, обетные, охранные и памятные. Однако деление это довольно условное, т.к. часто один и тот же крест мог быть и тем, и другим, и третьим. Древняя традиция установления крестов была принята Русью вместе с приходом христианства. Например, известен каменный Труворов крест XIV-XV вв., расположенный на окраине древнего кладбища в Изборске. Местное предание гласит, что крест отмечает могилу Трувора, князя-варяга, скончавшегося в 864 году, т.е. еще до принятия Русью крещения. Интересна история обетных крестов, многие из которых поставлены в память о чудесном спасении. Одним из самых знаменитых является Святославов крест 1234 г. Согласно сказанию, князь Святослав Всеволодович высек этот крест из камня в память о спасении во время сильной бури. Крест хранится в Георгиевском соборе Юрьева-Польского и почитается как чудотворный.
В 1639 г. иеромонах Анзерского скита Соловецкого монастыря, будущий патриарх Никон, после конфликта с основателем скита преподобным Елеазаром решает покинуть монастырь. В устье Онежской губы его застигает буря. Спасшись у берега острова Кий, Никон, в ознаменование своего спасения, водружает на нем деревянный крест. Через несколько лет, став новгородским владыкой, он вновь отправляется на Соловки, но уже за мощами святителя Филиппа. Проплывая мимо Кий-острова и увидев сохранившийся поклонный крест, Никон вспоминает обет о постройке монастыря. В 1656 г., обратившись к царю Алексею Михайловичу с просьбой о пожаловании выбранной земли, патриарх Никон получил грамоту, которой ему разрешалось поставить церковь и основать монастырь на острове Кий. Через год на остров торжественно был отправлен уникальный крест-мощевик «в меру Креста Христова» (310×192). Знаменитый Кийский крест, изготовленный из кипариса по заказу патриарха Никона, содержит сто восемь частиц мощей святых и шестнадцать камней с мест библейских событий. Сейчас крест можно увидеть в московской церкви преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Некоторое время спустя царь, которого староверы назовут «антихристом», тоже установит крест в память о чудесном спасении. Путешествуя на Соловецкие острова на яхте «Святой Петр», царь Петр I в Унской губе Белого моря еле спасся от сильнейшей бури. Обетный деревянный крест он сделал своими руками и установил на берегу моря. В нижней части креста царем вырезана надпись, но не на церковнославянском, как было принято, а на голландском языке: «Сей крест поставил капитан Петр в лето христово 1694». На берегу моря крест простоял недолго, т.к. начал гнить. Сначала его перенесли в Пертоминский монастырь, а потом в Свято-Троицкий собор Архангельска. Сейчас он хранится в Архангельском краеведческом музее. Любопытно, что кресты на Белом море, по мнению исследователей, служили не только для поклонения, но и в целях навигации. Высокие, до 10 м в высоту, кресты были своего рода маяками, навигационными знаками, указывая путь к спасительной гавани. Знаменательная символика. Те, кто бывал на Соловках, наверняка помнят кресты, установленные на острове.
Обжитое пространство на Руси всегда было освящено крестами, не только памятными и обетными, но и межевыми. Ученые отмечают, что слово «крест» очень часто включалось в русские топонимы: Кресты, Крестцы, Крестное, Спасский Крест и т.п. Любопытна история села Крест (Крестобогородское), вошедшего в границы города Ярославля. В 1655 г. митрополит Ростовский Иона Сысоевич установил на горе при подъезде к Ярославлю Крест в благодарность за избавление города от моровой язвы. Изначально он находился в деревянной часовне, вместо которой в 1677 г. был построен храм. После перенесения туда иконы Смоленской Богоматери село стали называть Крестобогородским. Именно здесь, на этом месте, ополчение Минина и Пожарского устроило первый привал перед походом на Москву. Здесь же в большом количестве собирались богомольцы на праздник Воздвижения Креста и Крестопоклонную неделю.
Сейчас многие совершают паломничество в село Годеново, неподалеку от Переславля-Залесского. Там находится чудотворный Крест, который, согласно легенде, в 1423 г. явился пастухам на Сахотском болоте. Была там. Столпотворение народное и суета паломников, жаждущих кусочка святыни, не оставили в душе ожидаемого впечатления. «Глас хлада тонка, тамо Господь»… У староверов существует свое «Годеново», только расположено оно на Преображенском кладбище в Москве. Рядом с могилой основателя кладбища Ильи Ковылина есть чугунная часовня. В.Г. Сенатов так пишет о ней:
Здесь большой, более человеческого роста, крест с резным, из дерева, художественным изображением Спасителя. Пред крестом масса неугасимых лампад. При жизни Ковылина этот замечательный крест находился в его домовой молельне и после его смерти поставлен здесь. Крест считается у раскольников чудотворным, а потому в течение целого дня здесь можно встречать раскольничьих поклонников.
По преданию, крест XV века. Однако в последнее время попасть ко Кресту стало не так просто. Часовня открывается во время праздника Воздвижения Креста. Когда у поповцев еще идет церковная служба, беспоповцы успевают приложиться ко Кресту. Так в прошлом году мы приехали к закрытой часовне. Долго пытались найти того человека, который мог бы ее открыть, но, увы. Пришлось удовлетвориться прогулкой по кладбищу и воспоминанием о том, как мы поклонялись Кресту в прошлые годы. Из всех желающих приложиться поповцев было лишь три человека. Грустно, когда староверы забывают свои традиции…
Храм покрова пресвятой богородицы на остоженке
Общий вид храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины.
Ежегодник «Церковь», 1910–1911 гг.
Храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины расположен в историческом центре Москвы, в доме № 4 в Турчаниновом переулке. Ранее переулок назывался 3-м Ушаковским (а в старину — Конюшенным), затем был переименован по фамилии владельца участка № 2–4 подпоручика С.Г. Турчанинова. После него этот участок принадлежал И.А. Прозуменщикову, затем братьям Зерновым, затем, с 1872 года, — потомственной почетной гражданке Евдокии Андреевне Истоминой, у которой его приобрел известный московский старообрядческий купец Павел Павлович Рябушинский. В марте 1905 года П.П. Рябушинский перестраивает дом (в котором в настоящее время находится Остоженская община). После регистрации более 100 лет назад на этом месте первой старообрядческой общины Павел Павлович Рябушинский жертвует этот участок земли под строительство храма.
Закладка храма состоялась 12 августа 1907 года. Храм был построен по проекту и под руководством архитекторов Владимира Дмитриевича Адамовича и Владимира Морицевича (Матвеевича) Маята в стиле раннего новгородского зодчества. В основу композиции Покровского храма Остоженской общины архитекторами положена композиция новгородской церкви «Спаса в Нередицах». Этот мотив проходит в плане, представляющем греческий равносторонний крест. Перекрещивающиеся арки дали возможность строителям освободиться от внутренних столбов и иметь открытую трапезную, оканчивающуюся с восточной стороны тремя апсидами алтаря, а с западной — притвором.
Новый храм — одноглавый, глава его в форме низкой луковицы, со звонницей, помещающейся со стороны входа, вход на звонницу — по узкой каменной лесенке. Характерен кирпичный орнамент здания. Очень хорош тонкий кружевной медный убор по фасаду. С левой стороны храма — небольшой боковой придел во имя святителя Николы Чудотворца, соединенный с церковью открытой аркой. В храме две раздевальни: отдельно для мужчин, отдельно для женщин. Входная арка, низкая, приземистая, так и дышит стариной. Размеры храма — 14 квадратных аршин без притвора, расположенного в низкой части храма под звонницей, перекрытой сводами. Рядом со звонницей над притвором — небольшие хоры, на которые ведет витая лестница. В храме, притворе и приделе вмещается 300 человек. Вся обстановка храма — паникадило, двери, скамьи — все было выполнено в одном стиле.
Иконостас храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины. Ежегодник «Церковь», 1910–1911 гг.
Иконостас представляет собой огромную художественную и археологическую ценность — 3-х ярусный, золоченый, весь из подлинных древних икон, из собрания Степана Павловича Рябушинского, с низенькими царскими вратами новгородских писем первой половины XV века. Храм был расписан А.А. Тюлиным вместе со своим отцом А.В. Тюлиным. Храм был построен на средства и трудами Павла Павловича и Степана Павловича Рябушинских, Сергея Егоровича Трындина, Николая Иосифовича Сушкина и других прихожан общины.
Поднятие крестов на главы храма, 17 августа 1908 г.
17 августа 1908 года было совершено поднятие крестов на главы сооружаемого храма и колоколов на колокольню этого храма. Всего колоколов было 8. Самый большой из них, весом 98 пудов и 20 фунтов, был пожертвован Н.И. Сушкиным, и по бокам его была сделана следующая надпись: «В лето 7416-е месяца июня в 25 день поспешением Божием, при державе Великого Государя Царя Николая Александровича всея России и при старообрядческом архиепископе московском Иоанне вылит сей колокол к церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, что при Остоженской старообрядческой общине, в городе Москве, усердием Николая Иосифовича Сушкина в вечное поминовение по брате его Иоанне». Второй колокол, пожертвованный также Н.И. Сушкиным, весил 49 пудов, а остальные 6 колоколов были меньшего веса. Общий вес колоколов составлял 185 пудов. Кресты были сделаны в древнем стиле и вызолочены через огонь. Один из них — для главы храма, величиною около 3 аршин (2,1 м), а другой — для главы колокольни, величиной около 2 аршин (1,4 м).
В 8 часов утра в храме была совершена настоятелем отцом Трофимом Силантьевым с диаконом храмов Рогожского кладбища отцом Иоанном Хрусталевым Божественная литургия при пении небольшого хора певцов Рогожского кладбища. На богослужении находились: председатель Остоженской общины С.П. Рябушинский, товарищ председателя С.Е. Трындин, члены совета: Н.И. Сушкин и другие члены общины, а также много прихожан и богомольцев. Масса народа переполняла весь церковный двор, стояла на крышах окрестных строений и занимала прилегающий переулок. После литургии из храма был совершен крестный ход, и здесь отцом Трофимом было совершено молебствие с пением и водоосвящением. После освящения воды отец Трофим прочел положенную молитву и окропил святой водой кресты для куполов, а затем с отцом Иоанном Хрусталевым направился на колокольню и окропил святой водой поднятые накануне на колокольню 6 малых колоколов, а также больших 2 колокола, приготовленных к поднятию. После этого духовенство возвратилось в сооружаемый храм, и здесь отцом Иоанном Хрусталевым были провозглашены многолетия Царской Фамилии, архиепископу московскому Иоанну, «создателям святаго храма сего и пекущимся о нем и предстоящим». Все присутствовавшие на молебне приложились к святому кресту и получили окропление святой водой.
В 10 часов 30 минут утра закончилось богослужение, и крестный ход выступил из храма и остановился с северной стороны, где были приготовлены лестницы для поднятия крестов на кровлю. Хор певцов исполнял стихиры святому кресту. Отец Трофим окропил святой водой вызолоченные кресты, и они были подняты на руках рабочими, внесены на кровлю, а потом по особым лестницам — на купола храма и колокольни и через несколько минут установлены на места. На колокольне начался мелодичный перезвон малых колоколов. Все присутствовавшие перекрестились и поздравляли друг друга. Затем певцы запели положенные стихиры. Отец Трофим окропил два колокола, и они при помощи присутствовавших прихожан храма, членов общины и богомольцев через несколько минут были подняты на колокольню и укреплены на местах. Крестный ход возвратился в храм, где отец-настоятель обратился к прихожанам с краткой проповедью. Через полчаса все работы по закреплению колоколов были закончены, и раздался мелодичный звон, далеко разносившийся по окрестности. Духовенству и приглашенным лицам в помещении дома общины были предложены чай и закуска. Во время трапезы членами общины и прихожанами была выражена сердечная благодарность Н.И. Сушкину, С.П. Рябушинскому, С.Е. Трындину за их крупные жертвы на сооружаемый храм. П.П. Рябушинскому была послана следующая телеграмма от членов общины: «Собравшись на торжество поднятия крестов и колоколов, прихожане храма еще раз искренно благодарят вас за то начало, которое вы положили основанию нашего храма пожертвованием земли нашей общине».
Старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин), 1898–1915 гг.
Совет Остоженской старообрядческой общины. Ежегодник «Церковь», 1910–1911 гг.
В воскресенье, 12 октября 1908 года, состоялось торжественное освящение храма. Накануне освящения с раннего утра в церкви шла усиленная работа по размещению перед иконами серебряных лампадок, установке в паникадила и подсвечники толстых свеч из желтого воска, настилке ковров. С наружной, южной стороны храма, около входа, была вмурована доска со следующей надписью: «В лето 7416-е месяца августа, в 12-й день основана бысть церковь сия во имя Пречистая и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, честнаго и славнаго Ея Покрова, и освящена святительским священием месяца октября, 12 дня 7416-е (1908) лето, при державе Великого Государя Царя Николая Александровича и при московском старообрядческом архиепископе Иоанне. Сооружена сия церковь на средства старообрядческой Остоженской общины в царствующем граде Москве при настоятеле церкви Трофиме Силантьеве и председателе совета общины Стефане Павловиче Рябушинском, товарище его Сергии Георгиевиче Трындине и членов совета: Павле Павловиче Рябушинском, Николае Осиповиче Сушкине, Иоанне Михайловиче Капусткине, Дмитрии Иоанновиче Белове, Сергии Авраамовиче Артемове, Симеоне Макариевиче Дроздове, Иоакиме Трофимовиче Кириллове, по проекту и наблюдениям архитекторов: В.Д. Адамовича и В.М. Маята».
На аналоях в храме были положены древняя икона Смоленской Божьей Матери и храмовая икона. У клиросов были помещены древние хоругви, пожертвованные С.П. Рябушинским, на которых находились квадратные иконы XVI века: Божьей Матери Неопалимыя Купины, преподобного Дмитрия Прилуцкого, святых великомучеников князей смоленских Федора, Давыда и Константина, Рожества Богородицы и Успения Богородицы. По краям иконы украшены старинными окладами, и к ним с боков приделаны лопасти из малинового бархата с золотой бахромой и кистями. Престол в алтаре был сделан из облицованного кирпича, а верхняя доска — из финляндского мрамора сероватого цвета. За престолом поставлен седьмисвещник в древнем стиле, запрестольный крест XVII века с изображением на оборотной стороне московских и новгородских чудотворцев и две запрестольные иконы.
В 3 часа дня посреди храма настоятелем отцом Трофимом Силантьевым была совершена малая вечерня с павечерницей. В 4 часа вечера в храм из церкви Рогожского кладбища были принесены две древние хоругви для участия в крестном ходе, которые были поставлены возле клиросов. Церковный двор был усыпан песком, красиво убран еловыми ветками и зеленью. В конце вечерни в храм прибыл архиепископ Иоанн, который и присутствовал за богослужением, а потом осмотрел все приготовления к торжеству. В 5 часов вечера начался торжественный звон к всенощному бдению, и храм наполнился массой богомольцев, среди них были члены совета Остоженской общины, прихожане, члены различных старообрядческих общин Москвы и немало лиц, принадлежащих к господствующей церкви, на которых внутреннее благолепие храма произвело сильное впечатление. Затем посреди храма началось всенощное бдение. Его совершали: архиепископ московский Иоанн со священниками Рогожского кладбища — отцом Прокопием Сорокиным и отцом Иоанном Власовым, с настоятелем храма Остоженской общины отцом Трофимом Силантьевым, отцом Исаакием Носовым и прибывшим из саратовской епархии отцом Иаковом Никулиным. На клиросах пел хор певцов с Рогожского кладбища. Служба правилась Покрову Пресвятыя Богородицы и обновлению храма. Всенощная продолжалась более 6 часов. Во время всенощной окружающий церковь двор и фасад храма были красиво иллюминированы разноцветными фонарями. Возле церкви, по 3-му Ушаковскому переулку, стояло много публики.
Вход в храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины. Ежегодник «Церковь», 1910–1911 гг.
В день освящения храма богослужение началось в половине шестого утра. Храм с начала богослужения был переполнен массой богомольцев, которым при начале молебна были розданы зажженные свечи из желтого воска. Богослужение совершал архиепископ московский Иоанн со священниками: отцом Прокопием Сорокиным, отцом Иоанном Власовым, отцом Исаакием Носовым, отцом Елисеем Мелехиным, отцом Трофимом Силантьевым и отцом Иаковом Никулиным, с диаконами: отцом Елисеем и отцом Львом в облачениях из дорогой золотистой парчи. После водоосвящения архиепископ и духовенство совершили освящение престола, а затем архиепископ, совершив каждение и помазание стен храма, зажег светильню в лампадах в алтаре, а потом были зажжены все свечи перед иконами в храме. После этого из алтаря на середину храма вышел крестный ход. Архиепископ прочел положенную молитву, окропил святой водой стены храма и осенил их крестом, а потом направился во главе крестного хода из храма. На колокольне производился торжественный звон. Крестный ход направился из церкви в следующем порядке. Впереди несли две хоругви из церкви Рогожского кладбища и две из вновь освященного храма. Одну из них нес С.П. Рябушинский, затем несли подсвечники с желтыми свечами, большие древние иконы: Спасителя, Тихвинской Божьей Матери, святителя Николы и малые храмовые иконы, сзади следовали певцы, священники несли Святое Евангелие, запрестольные иконы и крест, за ними следовали архиепископ Иоанн, диаконы с кадилами и богомольцы с зажженными свечами. Крестный ход обошел храм три раза, причем архиепископ при первом обхождении окроплял стены храма святой водой, при втором совершал каждение, а при третьем осенял святым крестом. Освящение закончилось в 9 часов утра.
В исходе десятого часа утра в новоосвященном храме началась литургия, которую совершал архиепископ Иоанн с шестью священниками и двумя диаконами, участвовавшими в освящении храма. На всех были дорогие облачения из серебряной парчи. Хор певцов Рогожского кладбища с замечательным искусством исполнил положенные песнопения. На богослужении находились: московский градоначальник генерал-майор А.А. Адрианов, председатель совета московской старообрядческой общины Рогожского кладбища, коммерции советник М.С. Кузнецов, товарищ председателя А.И. Морозов, попечители Рогожского кладбища Н.А. Пуговкин и И.Л. Трегубов, члены совета и общины, члены московских старообрядческих общин, председатель совета Остоженской общины С.П. Рябушинский, товарищ председателя С.Е. Трындин, члены совета общины и богомольцы, директор археологического института A.И. Успенский, начальница женской классической гимназии С.Н. Фишер, члены археологического и архитектурного обществ, многие московские старообрядцы, и масса прихожан храма. Многие из богомольцев не могли поместиться в храме и стояли на паперти. Церковный двор и переулок возле храма были переполнены народом.
В 12 часов дня литургия закончилась провозглашением отцом диаконом Елисеем Григорьевым многолетия: «Самодержавнейшему Великому Государю Царю нашему Николаю Александровичу, Супруге Его Великой Государыне Царице Александре Федоровне, Матери Его Великой Государыне Царице Марии Федоровне, Наследнику Его Государю Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу и всему царствующему Дому». Певцы исполнили девять раз древним распевом «Многая лета», а архиепископ Иоанн осенял молящихся святым крестом. После этого были провозглашены многолетия: «Преосвященному и боголюбивому архиепископу московскому, нашему же господину и владыке Иоанну» и «создателям святого храма сего, благотворителям и всем православным христианам». Во время пения многолетий на колокольне храма производился звон во все колокола.
После богослужения архиепископ обратился к присутствовавшим с краткой, но глубоко прочувственной речью, в которой он поздравил прихожан с освящением нового храма и выразил свою радость по поводу сооружения этого великолепного храма, иконы которого все очень древние, и перед ними молились угодники Божии. С.П. Рябушинский обратился к владыке Иоанну с просьбой разрешить чествовать настоятеля храма отца Трофима, на что владыка ответствовал: «Бог благословит». После этого С.П. Рябушинский прочел отцу Трофиму Васильевичу Силантьеву приветственный адрес, написанный с виньетками и украшениями и покрытый многочисленными подписями членов Совета Остоженской общины и прихожан. Затем отцу Трофиму была вручена икона святого апостола Трофима, написанная в древнем стиле г. Тюлиным и украшенная дорогой серебряной чеканной ризой. На иконе на серебряной доске помещена была дарственная надпись. Затем отец Трофим обратился к П.П. Рябушинскому и прочел адрес, написанный древними славянскими буквами на пергаменте и вложенный в художественный футляр. В адресе община благодарит П.П. Рябушинского за ценный дар общине — дом с землей в Москве, в 3-м Ушаковском переулке, со всеми святыми иконами и имуществом, где теперь построен храм. Затем П.П. Рябушинскому была вручена икона святого апостола Павла, драгоценная по своей древности, украшенная старинной серебряной вызолоченной чеканной работы ризой с венцом, украшенным дорогими камнями. На оборотной стороне иконы на серебряной доске была дарственная надпись.
Затем товарищ председателя Совета Остоженской общины С.Е. Трындин, обращаясь к С.П. Рябушинскому, прочел адрес, написанный на пергаменте в древнем стиле и покрытый многочисленными подписями. После этого С.П. Рябушинскому была вручена древнейшая икона Господа Вседержителя с святителем Иоанном Новгородским и преподобным Варлаамом Хутынским, являющаяся копией с той иконы, которой благословил преподобный Сергий Радонежский великого князя Дмитрия Донского на войну против татар. Икона украшена старинным басменным окладом, а венец — бирюзой и драгоценными камнями. На иконе, на особой доске, сделана дарственная надпись. После этого С.Е. Трындин дрожащим от волнения голосом произнес: «Поклонимся Павлу Павловичу и Степану Павловичу до земли и поблагодарим их за их жертвы, труды и заботы о наших нуждах», — и все присутствовавшие сделали им низкий поклон.
При торжественном колокольном звоне архиепископ Иоанн во главе духовенства в облачении и певцов, исполнявших положенные стихиры, направился из храма в квартиру настоятеля церкви, где были приготовлены чай и трапеза. Архиепископ Иоанн провозгласил здравицу за драгоценное здравие Государя Императора и Его Семьи. Хором певцов было исполнено «Многая лета». Затем С.П. Рябушинский провозгласил здравицу за архиепископа Иоанна. Все присутствовавшие хором исполнили многолетие. После этого следовали многочисленные тосты за П.П. и С.П. Рябушинских, строителей храма, членов Остоженской общины и других уважаемых людей. За трапезой, затянувшейся до трех часов дня, присутствовало все духовенство, с архиепископом Иоанном во главе, и до 70 приглашенных гостей. По окончании трапезы архиепископ Иоанн с колокольным звоном отбыл в свои келии.
Придел храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины. Ежегодник «Церковь», 1910–1911 гг.
В течение целого дня храм был открыт, и в нем побывало множество народа, среди которого было много представителей господствующей церкви. Ясная теплая погода много способствовала торжественности освящения этого первого нового в Москве старообрядческого храма. В 1910 году, 8 ноября, в храме Покрова Пресвятыя Богородицы было совершено освящение придела во имя святителя Николы Чудотворца. Иконостас в приделе изящной стильной работы был сооружен на средства С.П. Рябушинского и С.Е. Трындина, которым во время духовного торжества всеми прихожанами была выражена глубокая благодарность.
B 1920-е и 30-е годы начались прямые гонения на старообрядческую церковь. В Москве, как и по всей стране, за несколько лет были закрыты почти все храмы. Остоженскую общину, имевшую многочисленный приход, долгое время не трогали, но в октябре 1932 года и ее постигла общая участь. Постановлением Президиума Моссовета (Протокол № 30) храм Покрова Пресвятыя Богородицы был закрыт и передан «для культурных целей Фрунзенского района». Древние иконы попали в Третьяковскую галерею. Настоятель храма отец Трофим Силантьев и последний председатель общины Аким Трофимович Кириллов были репрессированы.
С 1966 года в здании храма размещался Всесоюзный научно-исследовательский биотехнический институт (ВНИИ «Биотехника») Главного управления микробиологической промышленности при Совете Министров СССР. Глава храма и главка открытой «псковской» звонницы были сломаны. Колоколов не стало. Было сделано несколько незначительных пристроек. Внутренность полностью переделана, нагорожены этажи. По улице сохранилась ограда и чугунная решетка, в каменных столбиках ограды — остатки цветных изразцов. Внешний вид стал запущенным. На государственной охране здание не числилось, хотя представляло собою редкий образец церковной постройки стиля модерн в «древнерусском духе». К концу 1980-х здание храм имело страшно запущенный вид и остро нуждалось в ремонте.
Внутренний интерьер храма до ремонта: первый этаж
Внутренний интерьер храма до ремонта: второй этаж