храм покрова пресвятой богородицы с большие ключищи
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Б. Ключищи
Русская Православная Церковь, Симбирская митрополия, Симбирская епархия, Новоульяновское благочиние
Храм освящен 2 октября 1872 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы
Престольный праздник: Покров Пресвятой Богородицы Октября (14 Октября по новому стилю)
Показать полностью.
Святыни
А нашем храме находятся:
Частица гроба преподобного Сергия Радонежского
Частица обуви святителя Спиридона Тримифутского
Расписание богослужений
Еженедельно в субботу в нашем храме всенощная в 16.00,
Литургия по воскресеньям и в великие праздники в 8.00; После литургии совершается водосвятный молебен и панихида
Исповедь совершается за полчаса до начала Литургии и после всенощной.
Таинство Крещения совершается каждую субботу в 14.30 (возможно изменение по договоренности)
Отпевание усопших совершаются ежедневно (по договоренности)
Таинство Венчания и в положенные дни (по договоренности).
При Храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Б. Ключищи запись закреплена
Симбирская митрополия
ПОЗДРАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ЛОНГИНА С ПРАЗДНОВАНИЕМ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ДНЕМ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
Дорогие братия и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери — одной из самых почитаемых и любимых на Русской земле! В этот день в России отмечается и государственный праздник — День народного единства.
Показать полностью. Эта связь неслучайна. «Осеннее» празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы было установлено в 1649 году «в благодарность за избавление Москвы и всей России от иноземного нашествия» в 1612 году, в память о преодолении многолетней внутренней Смуты, которая и была причиной бедственного состояния нашего Отечества и народа. Победа над Смутой и спасение России стали возможными благодаря внутреннему единению, самоорганизации, духовному подъему в рядах русского ополчения. В момент установления этого праздника еще были живы многие участники тех событий, и они свидетельствовали о том, что видели своими глазами, — о помощи и заступлении Пресвятой Богородицы за русский народ во время этого великого испытания.
Отмечая этот праздник, мы воздаем должное подвигу нашего народа и вместе с тем стараемся осмыслить уроки истории. А главный из них таков: когда наш народ утрачивал свое единство, он был близок к гибели; когда объединялся — мог преодолеть любое испытание, отразить вторжение даже превосходящих сил врага.
На чем может быть основано единство людей сегодня? В самом общем смысле — на непреходящих нравственных ценностях и взаимоуважении. Но для нас, христиан, в первую очередь — на Евангельских заповедях. То, что «вы сделали… одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф., 25, 40), — говорит Господь. «Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2, 4), — наставляет апостол.
Заботиться друг о друге особенно важно сегодня, когда мы вместе переживаем трудности долгой и опасной эпидемии новой коронавирусной инфекции. Когда люди тяжело болеют и теряют своих близких, когда врачи переживают нагрузки, превосходящие человеческие силы. Постараемся быть солидарными в этой беде: будем внимательны к окружающим, окажем поддержку тем, кто в этом нуждается — делом, материальными средствами, словом утешения.
И конечно, сегодня мы должны усилить свои молитвы Пресвятой Богородице — нашей Усердной Заступнице. Будем просить у Нее милости и предстательства за нас, сил и мудрости преодолеть трудности нашего времени и дальше жить так, как угодно Богу.
Еще раз поздравляю вас с праздником, дорогие братия и сестры! От души желаю всем вам здоровья, крепости душевных и телесных сил, радости, благополучия и мира! Матерь Божия да сохранит нас, наших близких, Симбирскую землю и наше Отечество!
+ Митрополит Симбирский и Новоспасский ЛОНГИН
г. Симбирск. 2021 г.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Б. Ключищи запись закреплена
Симбирская митрополия
МИТРОПОЛИТ ЛОНГИН ОТМЕЧАЕТ ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА
29 октября, в день памяти мученика Лонгина сотника, Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин отмечает день своего тезоименитства
28 октября, в канун дня памяти мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни, Митрополит Лонгин и Епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершили всенощное бдение в Спасо-Вознесенском соборе Ульяновска — кафедральном храме Симбирской епархии.
Показать полностью.
29 октября Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, Епископ Барышский и Инзенский Филарет, Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор и Епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершили в Спасо-Вознесенском соборе Божественную литургию.
Архипастырям сослужило духовенство Симбирской и Саратовской митрополий.
Митрополит Лонгин совершил хиротонию клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Ульяновска диакона Михаила Лазарева во иерея и хиротесию во чтеца воспитанника 3 курса Саратовской православной духовной семинарии Валерия Ставровского.
За богослужением молились игумении женских обителей: игумения Магдалина (Митропольская), настоятельница монастыря Архангела Михаила с. Комаровка; игумения Феодосия (Бессонова), настоятельница Свято-Алексиевского монастыря Саратова; игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Спасского монастыря Симбирска; игумения Сергия (Плахотник), настоятельница Свято-Сергиевского монастыря с. Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области.
По завершении богослужения, после соборной молитвы мученику Лонгину Сотнику, архипастыри — гости Симбирской епархии — поздравили владыку Лонгина с днем тезоименитства. Епископ Филарет, Епископ Диодор, Епископ Митрофан пожелали Митрополиту Лонгину помощи Божией, заступничеством его Небесного покровителя, в созидании Церкви Божией на Симбирской земле.
От лица духовенства епархии к Владыке обратился протоиерей Николай Архангельский, благочинный 1 городского Симбирского округа:
— Вы получили в монашеском постриге имя удивительного святого, мученика Лонгина Сотника, который, исполняя свою воинскую службу, стоял у Креста Господня. Видя Крестные страдания нашего Спасителя, он обрел веру и исповедовал Господа Иисуса Христа Сыном Божиим. После этого он полностью изменил свою жизнь, желая только одного — служить Единому Богу. Мы видим, что Вы так же искренне, всей душой и всем сердцем преданы Богу и Церкви. Вы поступили в семинарию и приняли монашество в то время, когда такое решение было непопулярным и грозило человеку многими испытаниями. Господь доверил Вам восстановление московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры, благословил долгое плодотворное служение в Саратовской епархии, затем митрополии. Ныне Вы совершаете служение в епархии Симбирской. И мы видим, что Ваши труды направлены на то, чтобы свидетельствовать ближним и дальним о «Свете истинном, просвещающем всякого человека, приходящего в мир».
Вы посетили почти все приходы епархии, знаете их нужды и проблемы. В духовной жизни очень важен личный пример. Находясь рядом с Вами, все мы видим Ваше благоговейное, ревностное отношение к храму и богослужению, сыновнюю любовь к Церкви и отеческую — к пастве. Позвольте принести Вам сердечную благодарность за Ваше внимательное, неустанное, всестороннее архипастырское попечение о церковной жизни Симбирской епархии!
В торжественный день Вашего тезоименитства мы все чтим память мученика Лонгина сотника, радуемся вместе с Вами и с сердечным чувством обращаемся к Вашему Небесному покровителю. Молимся, чтобы его предстательством милостивый Господь щедро восполнял Ваши силы. Желаем Вам доброго здоровья, духовной крепости, сердечной радости и мира. Многая и благая Вам лета!
Отвечая на поздравления, Митрополит Лонгин сердечно поблагодарил архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян — всех, кто собрался на молитву почтить память его Небесного заступника:
— Хотел бы засвидетельствовать, что не имею других целей в жизни, кроме служения Господу нашему Иисусу Христу и Его святой Церкви. Сколько Господь сподобит еще прожить на этом свете — столько же буду служить изо всех сил Богу, Церкви и людям.
Особую благодарность Владыка принес тем, кто трудится в Церкви, помогает симбирским храмам и епархии. Он вручил епархиальные награды — медали святого блаженного Андрея Симбирского III степени — Ивану и Алле Приваловым. За добросовестный многолетний труд на благо Церкви Архиерейской грамоты был удостоен алтарник Спасо-Вознесенского кафедрального собора Алексей Чернов. За усердные труды и участие в деятельности Симбирского епархиального управления Митрополит Лонгин вручил благодарственное письмо Веронике Глуховой.
Затем Владыке принесли свои поздравления с днем тезоименитства представители органов власти, образовательных учреждений, общественных организаций. Среди них — депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ Сергей Морозов, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, депутат Государственной Думы Владислав Третьяк, первый заместитель председателя Законодательного собрания Ульяновской области Василий Гвоздев, глава города Ульяновска Дмитрий Вавилин, ректор Ульяновского государственного университета Борис Костишко, ректор Ульяновского государственного педагогического университета Игорь Петрищев и многие другие.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Б. Ключищи запись закреплена
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Б. Ключищи запись закреплена
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Б. Ключищи запись закреплена
Симбирская митрополия
ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ
Материал газеты Православный Симбирск
Православный народ, как в России, так и в других странах, любит и особо чтит Пресвятую Богородицу – Помощницу и Заступницу рода христианского.
Показать полностью.
Почитание Богоматери, в частности, выражается в том, что за века, прошедшие с начала распространения Евангелия Христова, было создано большое количество посвященных Ей икон, а наиболее чтимые из них копировались и перевозились в другие местности и страны. Божия Матерь не оставляла без ответа множество людей, которые прибегали к Ее помощи, молясь перед Ее иконописными изображениями. Часто в различных местах Она сама чудесным образом являла Свои иконы, чтобы разжечь огонь веры и надежды в людских сердцах в трудные времена эпидемий, голода или вражеских нашествий. Через эти образы совершались многочисленные исцеления, знамения, победы над неприятелем. Практически в каждом уголке нашей Родины имеется, либо когда-то имелась, своя особо почитаемая икона Пресвятой Богородицы.
Из многочисленных образов Божией Матери, известных на Руси, уникальной является чудотворная Феодоровская икона, которая в настоящее время постоянно пребывает в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы, расположенном на территории женского монастыря.
Почему этот образ уникален?
Во-первых, он является не списком или копией, а подлинником чудотворной иконы, известной с XII века. Таким образом, эта икона – одна из древнейших русских икон.
Во-вторых, Феодоровская икона Божией Матери засвидетельствована многими чудесами. Издавна люди заметили, что молящиеся перед этим образом получают от Пресвятой Богородицы помощь в семейной жизни, в трудных родах, в рождении и воспитании детей. Особенно требуется нам Ее заступничество и вразумление в современности, когда семьи, даже православные, рушатся, когда терпение и взаимная любовь оскудевают, а сил взять неоткуда, когда дети усваивают нехристианскую систему ценностей, стремясь жить в свое удовольствие, отвергая, как препятствующие этому оковы, христианские добродетели.
Наименование образа Феодоровской Божией Матери «чудотворным» вовсе не дань старинным преданиям. Современная запись чудес, которая ведется сестрами обители с 1991 года, насчитывает уже более ста случаев помощи Царицы Небесной людям, воссылающим Ей свои молитвы перед древней святыней. А ведь сколько таких случаев осталось сокрыто от взгляда летописцев!
В-третьих, эта икона связана со столь значимыми в истории нашего Отечества личностями и событиями, что, воистину, имеет общероссийскую духовную и культурную ценность.
Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была семейным образом святого благоверного великого князя Александра Невского. Именно этим образом его отец, великий князь Ярослав Всеволодович, благословил в 1239 году своего сына на брак. Перед этой иконой святой князь молился, и когда отправлялся в Орду, и когда вел сражение со шведами и тевтонскими рыцарями. Возможно, что в присутствии этой святыни благоверный князь Александр принял монашеский постриг и отошел ко Господу.
В 1613 году, 14 марта по старому стилю, в Костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре перед чудотворным Феодоровским образом принял избрание Земским Собором на престол государства Российского Михаил Феодорович Романов. Таким образом, для правящей династии Романовых эта икона стала особо чтимой святыней. Многие представители царственной династии, включая российских императоров, считали своим долгом совершить паломничество в Кострому, чтобы поклониться чудотворной иконе, с которой было связано начало правления первого царя из рода Романовых. В рамках празднования в 1913 году юбилейной даты 300-летия дома Романовых святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай II и члены его семьи – приехали на поклонение чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.
В-четвертых, примечательным является то, что в советский период, когда многие особо ценные святыни были утрачены или стали музейными экспонатами, Феодоровская икона Божией Матери находилась в костромских храмах. До 1929 года образ хранился в Успенском соборе, затем в Иоанно-Богословском и Иоанно-Златоустовском храмах, а с 1964 по 1991 год – в Воскресенском кафедральном соборе.
Название чудотворного образа связано с великомучеником Феодором Стратилатом. В честь этого святого принял Крещение отец благоверного князя Александра Невского Ярослав Всеволодович, которому некоторое время принадлежала икона. Согласно «Сказанию о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», в начале 60-х годов XIII века, 16 августа по старому стилю, Василий Ярославич, князь Костромской, младший брат святого Александра Невского, обрел икону в ветвях дерева вблизи реки Запрудни и торжественно перенес святыню в собор во имя великомученика Феодора Стратилата города Костромы. Интересно, что накануне этого события жители города видели на улицах святого великомученика, который держал в руках икону Пресвятой Богородицы.
По своей иконографии Феодоровская икона очень близка к Владимирской. Иконография относится к типу «Умиление». Образ выражает нежность отношений Богородицы и Ее Сына. Младенец-Христос, сидящий на левой руке Своей Пречистой Матери, прижимается левой щекой к Ее правой щеке. Глава Богоматери наклонена к Божественному Сыну. Интересно, что Феодоровская икона Богородицы является двухсторонней. На обратной стороне изображена святая великомученица Параскева в княжеских одеждах. Возможно, появление этого образа связано с тем, что супруга святого князя Александра Невского в Крещении получила имя Параскева.
Празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери совершается дважды в году – 29 августа и 27 марта. Первая дата была установлена в день обретения образа князем Василием, а вторая – в воспоминание избрания на престол Михаила Романова в 1613 году.
С 2001 года Феодоровская икона приносится для молитвенного поклонения в различные епархии Русской Православной Церкви.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы села Большие Ключищи
наш приходской сайт
О храме
Храм освящен 2 октября 1872 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы
Престольный праздник: Покров Пресвятой Богородицы Октября (14 Октября по новому стилю)
Святыни
А нашем храме находятся:
Частица гроба преподобного Сергия Радонежского
Частица обуви святителя Спиридона Тримифутского
Мощевик (крест с мощами святых: святителя Феофана Затворника, преподобного Максима Грека, преподобных мучеников в обители Саввы избиенных в Палестине, великомученика и Целителя Пантелеимона, частица Мамврийского дуба, камень с Гроба Господня).
Расписание богослужений
Согласно расписанию Богослужений.
Таинство Крещения совершается каждую субботу в 14.30 (возможно изменение по договоренности)
Отпевание усопших совершаются ежедневно (по договоренности)
Таинство Венчания и в положенные дни (по договоренности).
При Храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы.
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» — это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых.
Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
История Покровского храма села Большие Ключищи
Одно из важнейших мест в жизни людей России занимала церковь. Она встречала его в жизни крещением; сопровождала и наставляла его в течение детства, отрочества, юности, благословляла в браке и продолжала наставлять его в зрелости, провожала человека в последний путь.
В церковь во многом связано развитие строительства (храмы, монастыри), ремесла (резьба по дереву, камню, кузнечное дело), искусство (живопись, скульптура). Для строительства храмов обычно выбиралось самое живописное и возвышенное место в селе, городе. В строительство храма люди вкладывали всю свою любовь к Богу, всё свое мастерство и умение.
В селе Ключищах первая церковь была построена в 1712 году, когда она обветшала в 1770 году, была построена вторая. Первая и вторая постройки были деревянные с таковыми же колокольнями и имели по одному престолу во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Сметная стоимость храма составляла 13 тысяч рублей серебром. 22 июня 1866 года приступили к постройке нового каменного храма.
Новая церковь в селе Ключищах, полностью построенная к концу июня 1872 года, явилась ярким примером того нового в России XIX века, что принесла победа в Отечественной войне 1812 года. Происходит бурное развитие русского национального искусства, архитектуры.
В новом храме предполагалось первоначально два предела, один посвященный одному из любимейших и уважаемых святых на Руси — Св. Благоверному князю Александру Невскому. Второй предел — во имя Св. Первоверховного Апостола Петра.
Храм построен в духе русского романтизма XIX века, отличается простотой и строгостью форм. В его декоре использованы детали древнерусской архитектуры: ложные закомары в храмовой части дают ощущения нарядной легкости, резное луковичное завершение наличников над арочными проемами окон как бы повторяет венчающие главы куполов.
2 октября 1872 года церковь была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы с двумя пределами: во имя Святых Апостолов Петра и Павла и Святого Александра Невского.
Согласно с желанием прихожан 4 ноября 1873 года новый придел в церкви села Ключищ был освящен во имя Чудотворца Николая и Архиепископа Мугликийского.
День 6 (20) декабря после освящения нового предела стал храмовым праздником для жителей села Ключищ.
К 1872 году причт церкви села Ключищ состоял из настоятеля храма священника Александра Стефановича Сереброва; 2-ого священника Иосифа Петровича Альбинского; дьячка Петра Страхова; пономаря Петра Петровича Соловьева, количество прихожан в общине к 1872 году 3578 человек.
Библиотека у Ключищенского округа Симбирского уезда помещалась в Ключищенском Покровском храме и была очень книгами богата.
Забота Православной церкви касалась не только духовной жизни паствы. Благосостояние храмов зависело в основном от пожертвований и всевозможных сборов, одним из которых был гербовый (сбор за метрические выписки или другие справки из церковных документов). Кроме земли иных доходов у храма не было.
Деятельность Покровского храма после 1917 года.
1917 год и Февральская революция принесли в Церковь смуту.
Практически не сохранилось документов по Ключищенской Покровской церкви послеоктябрьского периода.
Опрос жителей села в 1993 году показал, что Покровская церковь была закрыта вначале 40 –х годов.
Православная община была в селе Больших Ключищах зарегистрирована и начала свою деятельность в 1989 году в молебном доме по улице Ульянова.
В начале 90-х годов XX века в отремонтированной трапезной проводилась служба настоятелем Покровской церкви отцом Александром (в миру Александр Валентинович Сухов).
Возрождение храма Покрова Пресвятой Богородицы в конце XX – начале XXI века.
В 80-х годах XX века здание церкви использовалось птицефабрикой под склад. По невыясненным обстоятельствам в здании вспыхнул пожар, который не могли потушить несколько дней. После этого здание церкви было практически разрушено. В главном зале церкви отсутствовала частично крыша, не было пола и своды и стены были покрыты копотью. Два северных купола и колокольня были срублены в 50-х годах XX века. Старожилы Больших Ключищ рассказывают, что местные жители отказались разрушать храм и тогда пригласили людей из Татарии. Работы закончились трагически — с большой высоты сорвалась и разбилась семнадцатилетняя девушка. Бригада уехала домой и больше не вернулась.
Колокола храма, скорее всего, переплавили, но о самом большом ходит легенда, будто его закопали. Огромный язык красавца-благовеста сохранился до сей поры. Судя по размерам языка, прежний большой колокол тянул на две с половиной — три тонны.
В 1994 году настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы назначен отец Михаил (в миру Качалов Михаил Александрович). После назначения в новый приход отец Михаил начал плодотворную деятельность по реконструкции здания церкви и духовной жизни села Большие Ключищи.
В 1995-1996 годах заново возводятся два северных купола, проводится реконструкция крыши здания.
На пожертвования прихожан в 1999 — 2000 годах отреставрирована колокольня, которая теперь вознеслась на 18 метров над селом.
18 февраля 2002 года впервые в этом тысячелетии храм Покрова Пресвятой Богородицы в Больших Ключищах обрел свой голос. И этот голос уникальный, потому что развесить колокола на заново отстроенной колокольне храма взялся известный российский мастер колокольного звона, создатель современной колокольной музыки Владимир Петровский.
Внутренняя отделка храма так же началась в 90-х годах. Заново застелен пол, выложен паркет. Стены и своды церкви, после пожара в 80-х годах не сохранившие росписи сюжетов Священного Писания, заштукатурены и побелены извёсткой.
Огромная утрата храма — потеря храмовых икон. Существует много версий об их местонахождении. По одной из них в храме существовал подземный ход, через который вынесли иконы, место их нахождения до сегодняшнего дня неизвестно.
По воли Божьей храм наполнился ликами Господа Бога, Пресвятой Богородицы, Святых. Прихожане приносили иконы из разных мест Симбирского края. Так, например, несколько икон привезли прихожане из села Криуши.
В 2006 году художник – реставратор Сотников Евгенией Петровичем начал работы по восстановлению иконостаса в храме. Иконы написаны в афонском стиле, с соблюдением канона. В местном ряду иконостаса, написаны иконы особо почитаемых на Руси Святых: Казанская Божья Матерь, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Святая Блаженная Матрона Московская и других. В центральной части, как и по исторической справке, Тайная вечерь.
В начале 2012 года завершены работы над четвёртым рядом иконостаса с ликами пророка Моисея, Илии, Авраама и Иаковам, в центре которого поместилась «Ветхозаветная Троица» — символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения, а верх иконостаса увенчивается изображением распятия.
Весной 2011 года начались работы по реконструкции фасада храма, стены заштукатурены, проложена дорожка вокруг храма, по которой совершаются крестные ходы. Отреставрировано южное крыльцо.
Также в 2011 году воздвигнут памятный камень, на месте захоронения бывших священнослужителей и благотворителей Покровского храма.
Воссоздание былого благолепия храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Большие Ключищи продолжается по сей день.
Возрождение поруганной святыни и приходской жизни началось с прихода в храм отца Михаила. Благодаря его усилиям и приходского совета, неоценимой помощью благодетелей храм приобрел первозданную красоту: была заново отстроена огромная колокольня, восстановлен иконостас и украшен храм. Но самое главное, здесь началась непрестанная молитва.
Труд священника, пастыря нельзя измерить внешней деятельностью… Отец Михаил начал с собирания людей, ведь в каком бы состоянии храм не находился, самое главное — это собирание паствы. Это делалось незаметно, незримо, без давления и без каких бы то ни было эффектных жестов. Собственно, терпением, молитвой и любовью.