храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого
Карижа. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храм покоится на холме, выстроен без фундамента, основание укреплено на деревянных сваях, углубленных в известковый лоб. Храм представляет собой строение базиликального типа с колокольней на западной стороне храма, над притвором храма. Иконостас выполнен в стиле ампир и решен в голубом цвете с позолоченным декором. Иконы академической живописи, однако вследствие большого количества краж большинство из них утрачено.
В приход храма входили 19 окрестных деревень: Папская, Кавышкино, Заболотное, Игнатьевское, Дубровка, Бородухино, Дарьинка, Кукленха, Бороково, Палов, Васильевская, Конепкино, Андреевская, Гуркино, Величково, Шумятино, Трубицино, Черноокня, Тянино, Пиндино.
В годы советской власти (20-е гг.) храм подвергался разорению. Был сброшен с колокольни и разбит многопудовый колокол, а в здании храма расположилась артель лудильщиков евангелистов (баптистов). Через полгода храм был возвращен Православной Церкви. В то время там служил священник Александр Смирнов. Храм был передан в сравнительо неплохом состоянии: сохранились иконостасы и даже киоты с иконами. В 1960 году настоятелем храма стал о. Михаил Ежов, бывший оптинский послушник. При нем была восстановлена разрушенная каменная ограда, сооружена пристройка к северной стороне притвора, включившая сторожку и котельную, заменены кресты на куполах храма и весь храм был отремонтирован.
В июле 1961 г. в храм перенесли из закрывшейся церкви с. Юрьевского «Боголюбскую» икону Божией Матери, почитавшуюся чудотворной с конца XVIII в. Этой иконой царь Петр I наградил своего крестника Петра Батурина за верную службу. В XVIII в. икона оказалась у дворян Загрянских и была прославлена неоднократной чудотворной помощью при холерной эпидемии. В память чудесного избавления от моровых поветрий в г. Малоярославец в XIX в., по представлению Святейшего Синода, был установлен крестный ход во второе воскресение после 16 августа с недельным пребыванием иконы в г. Малоярославец. В настоящее время икона находится в переносном киоте и сребропозлащенной ризе (изготовленной в Москве в 1922 г.) на солее в северном приделе храма. Эта икона, судя по письму, принадлежит московской школе XVI-XVII вв. Вокруг храма расположен некрополь, где захоронены священнослужители и помещиков. Наиболее знаменательными событиями в жизни прихода можно считать перенесение в июле 1961 года из с. Юрьевского чудотворной иконы Божией Матери «Боголюбской» и посещение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, состоявшимся 1 июля 1992 года.
Время построения каменного храма в старинном селе Карижа Малоярославецкого уезда точно неизвестно. В любом случае, это самое начало 18 века. Вначале храм строился как бы для предполагаемого здесь монастыря, но умер богатый ктитор, и обстоятельства изменились. Достраивали церковь на деньги прихожан.
Храм был трехпрестольный. Центральный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построен был на холме без фундамента, на деревянных сваях. Голубого цвета с позолоченным декором иконостас был выполнен в стиле ампир и отличался необыкновенной красотой. Иконы были написаны академической живописью. В приход входили 19 деревень.
Советская власть не пощадила даже такое архитектурное творение. С колокольни, которую к храму достроили уже в 19 веке, был сброшен и разбит многопудовый колокол. Иконы украдены, внутри располагалась артель лудильщиков. В 1961 году храм был неожиданно возвращен Православной церкви. И в неплохом состоянии, частично сохранился иконостас. Тогда же в храм в Кариже принесли Боголюбскую икону Божией Матери, считающуюся чудотворной. Предположительно, она была написана московскими иконописцами в 16 веке. В настоящее время икона хранится в переносном киоте в северном приделе храма. 1 июля 1992 года храм Покрова Пресвятой Богородицы посетил Патриарх Всея Руси Алексий II.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена
Алла Васильева
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена
Алла Васильева
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена
Алла Васильева
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена
Евгений-Петрович Васильев
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена
1 июля 2017 года. День памяти «Боголюбской» иконы Пресвятой Богородицы. Божественную литургию в Покровском храме д. Карижа Малоярославецкого района совершили: митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии и епископ Тарусский Серафим, викарий Калужской епархии.
Показать полностью.
Торжества по случаю празднования Боголюбской иконы Божией Матери в КарижеЗа богослужением архиереям Калужской митрополии сослужили: протоиерей Андрей Лобашинский – настоятель храма, протоиерей Роман Горелов, иеромонах Феофан (Сурин), иерей Иоанн Игнахин, протодиакон Алексий Хамтеев, протодиакон Сергий Комаров – руководитель пресс-службы Калужской епархии.
После окончания Литургии сонмом духовенства совершено молебное пение и крестный ход вокруг храма.
1 июля 1992 года, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию и молебен с крестным ходом в Покровском храме с. Карижа Малоярославецкого р-на Калужской обл., где находится чтимый список Боголюбской иконы.
После завершения крестного хода перед чтимой «Боголюбской» иконой была прочитана молитва к Царице Небесной и пропето величание.
Затем Глава митрополии обратился к многочисленным богомольцам с архипастырским словом.
В этот день у стен храма состоялся традиционный праздничный концерт, подготовленный воспитанниками Георгиевской воскресной школы и местными казаками. Концерт посетили архиереи, представители духовенства, гости и паломники.
Больше фотографий в альбоме: https://vk.com/album-28961850_245606639
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена
Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в ХII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174; память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.
Показать полностью.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской (в настоящее время икона принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику).
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
Церкви, монастыри и усадьбы Калужской области
Село Карижа. Покровская церковь
Композиция храма Покрова на Кариже относится к распространённому в раннепетровское время в Подмосковье типу «восьмерик на четверике» (как и храмы в сс. Уваровском, Роще). Однако она отличается внешней простотой и скромностью: никакого декора кроме лепных гирлянд над окнами. Можно предположить, что это результат позднейших переделок, а первоначально были характерные для того времени наличники и другое узорочье. Колокольня была сооружена в 1798 г. на средства местного помещика Александра Ивановича Ларионова. В трапезной тогда же помимо Ильинского придела был устроен ещё один в честь образа Спаса Нерукотворного.
К 1738 г. Относится интересный дукумент, сообщающий имена прихожан и благотворителей храма, а также подробности церковного быта XVIII в. Майор Афанасий Дохтуров, кн. Пётр Артемьевич Ухтомский, подпрапорщик Сергий Бутурлин, воеводской канцелярии канцелярист Иван Михайлов, кн. Илья Петрович Горчаков с дочерью своею вдовою Мариею Бакеевою, капитан Фёдор Дурнов, секретарь Андрей Севергин, прапорщик Иван Зыков, капитан Михаил Тарасович Карпов и причт храма в поданом в Синодальный казённый приказ прошении писали: «При оной нашей церкви изстари служили два попа, да диакон, и приход у них попов разделён. Покровской половины поп Лазарь Фирсов, дьячёк Пётр Семёнов, пономарь Фома Фёдоров, Ильинской половины поп Пётр Фирсов, диакон Фирс Лазарев, а дьячка и пономаря не имеется, а у попа Петра детей нет, и он принял зятя к дочери наследника себе г. Ярославца Малого соборной церкви вмч. Георгия, что на посаде, пономаря Ивана Фёдорова» и просили вышепоказаному попову зятю во дьячка дать новоявленную память.
Так как погост — это село духовного ведомства, жить вблизи Покровской церкви могли только священно- и церковнослужители. В «Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу», изданных в 1782 г., указано, что ни дворов, ни жителей на Кариже вовсе нет. Около церкви ежегодно устраивались «малыя ярмонки» в дни престольных праздников: на Ильин день 26 июля (ст. стиля) и на Покров 1 октября (ст. стиля). На эти ярмарки приезжали купцы из Малоярославца, Боровска и Серпухова. Они привозили «разные мелочные для употребления сельских жителей товары». В 1859 г. на Кариже отмечены 4 двора, в которых проживают 10 мужчин и 12 женщин.
Храм на Кариже оказался в зоне боевых действий во время наполеоновского нашествия в октябре 1812 г. Вот какие воспоминания записал в 1836 г. протоиерей Никита Иванович Февралёв со слов местных сторожилов: «Когда французы первоначально перешли через реку Лужу и заняли город Малоярославец, в то самое время село Покровское… занято было неприятелем. Каменная того села церковь. по разбитии дверей церковных, была разграблена врагами Отечества, в добычу коим достались следующие церковные вещи:
Потир с дискосом, звездицею, блюдцами и лжицею, вызолоченные, высокой работы, пожертвованные госпожёю Сокоревою и около 800 рублей стоющие.
Другой потир так же с принадлежностями меньший первого.
С образа Покрова Пресвятые Богородицы риза среброкованая с чернью с 17-ю венцами и пятью главами… вызолощенными…
С образа Спасителя среброкованая риза по местам позлащена с чернью…
И т.д. 22 пункта об утрате серебряных риз, венцов, жемчужных убрусов с икон, шелковых напрестольных покровов. Облачения из богатых материй, хранившиеся в двух больших сундуках, были французами сожжены. Святотатцы расхитили всё наиболее ценное, что копилось в храме в течение столетия. Церковный староста, отставной солдат Степан Васильевич Молчанов успел взять только 1000 руб. денег, комплект церковных сосудов Евангелие в медном посеребрённом и позолоченном окладе. Цености он спрятал в кочке болота, а затем вернул в церковь, где все эти предметы сохранялись как реликвия, а деньги пригодились на возобновление храма. Разграблены были также дома причта, взяты принадлежавшие им хлеб, сено, домашний скот. Само здание Покровской церкви не пострадало. Уцелели колокола и иконы, с которых похитили драгоценные оклады. Священник Василий Иванович Котёл попросил помощи в Калужской духовной консистории. В ограбленный храм прислали антиминсы, покровы на престолы и жертвенники, некоторыми необходимыми принадлежностями поделились соседние приходы, и в декабре 1812 г. богослужение было возобновлено.
Среди прихожан Покровского храма было семейство Кудрявцевых из сельца Панского: отставной генерал, кавалер многих орденов и золотой шпаги за храбрость Дмитрий Иванович Кудрявцев (1756-1828) и его жена Софья Александровна, по возрасту много моложе мужа. История их супружества была необычной. 12-летняя польская девочка, внебрачная дочь короля Станислава Августа Понятовского, бедная и не имеющая никаких перспектив на лучшую жизнь, Софья приняла предложение руки и сердца 40-летнего русского офицера. С 1810 г. Кудрявцевы с тремя детьми постоянно жили в Панском. В 1814 г. в усадьбе был построен новый дом, сохранившийся до наших дней и являющийся замечательным памятником русского деревянного ампира. Предпочитая жить в сухих и тёплых деревянных домах, русские дворяне, в то же время, следили за европейской архитектурной модой. В результате и в Москве, и в провинциальных городах, и в усадьбах из дерева строились дома, во внешнем облике которых присутствовали такие специфические элементы каменного зодчества, как колонные портики, руст, лепные фризы и медальоны. Такие постройки своими формами и декором вполне соответствовал сложившемуся к началу XIX в. в камне позднему классицизму, получившему название ампир. В Калужском крае из памятников деревянного ампира сохранились только несколько домов в Калуге и особняк в усадьбе Панское.
По смерти отца имение Панское унаследовал сын Александр Дмитриевич Кудрявцев. 18 января 1836 г. подпоручик А. Д. Кудрявцев обратился к епископу Калужскому и Боровскому Николаю (Соколову) с прошением дозволить ему сделать в Покровской церкви новый иконостас. Объяснял он своё желание тем, существующий иконостас «устроен старинною простою архитектурою, иконы в оном также простой работы, и сам иконостас по серебру покрытый зелёным просветом от времени почернел, употреблённая же по местам прозолоть или почернела или полиняла, а посему всё это для составления пристойного боголепия из стари существующего храма требует изменения и устроения вновь». Также требовалось перекрасить церковную кровлю а подновить кое-где осыпавшуюся штукатурку. Кудрявцев писал: «Входя с душевным моим усердием в сие состояние церкви, принимая на свою собственность улучшение как внутренности, так и внешности церковной, и получа на то согласие от местных священноцерковнослужителей, определяю на сей предмет собственных денег тысячу рублей и покорнейше прошу Ваше Преосвященство предписать чрез кого следует о выдании мне на заготовление нужных материалов из упомянутой Покровской церкви церковно-кошельковой суммы, коей к настоящему 1836 году состоит в остатке на лицо 1 059 руб. 78 коп.». Всего же требовалось около 5 000 руб., поэтому автор прошения ходатайствовал о снабжении церкви книгой для сбора пожертвований по Калужской губернии сроком на один год. Книгу выдали, и священники Никита Иванович Февралёв и Иван Иванович Образцов ездили с ней по Малоярославецкому и Боровскому уездам, к декабрю 1836 г. было собрано почти 3 000 р. Активно вносили свой вклад помещики прихода. Поручик Владимир Яковлевич Ланской из сельца Игнатьевского внёс 580 руб., Павел Михаялович Суровцев из сельца Шумятина — 232 руб., штабс-капитан Николай Иванович Матов из сельца Алехоново — 50 руб. Много было пожертвований по 25 руб. и меньше. 10 декабря о. Иоанн Образцов прослышал, что в Малоярославец приехал предводитель дворянства Тарусского уезда, и решил попросить и его сделать вклад на благое дело. Батюшка пришел в город, но так и не смог увидеть потенциального жертвователя. По дороге домой у Хрущовой рощи его вдруг нагнал неизвестный мужчина, сорвал со священника новую нанковую рясу, выхватил камышовую трость в серебряной оправе и сборную книгу. Ограбленный о. Иоанн в попытке нагнать негодяя два часа бегал по роще, вернулся в Малоярославец, но тщетно. Пришлось ему объясняться в Калужской духовной консистории об утрате финансового документа. Только в апреле 1837 г., когда стаял снег, один из жителей сельца Панского случайно нашёл вблизи рощи повреждённые сыростью украденные предметы, при ближайшем рассмотрении разочаровавшие грабителя и брошенные им.
Прихожане продолжали заботиться о своём храме. В 1911г. церковный староста, крестьянин деревни Игнатьевское, Фёдор Панкратьевич Климов на свои средства выстелил пол из цветных плиток. В советское время храм не избежал потерь. Много икон было утрачено в результате краж. В 1930 г. церковь была закрыта и передана местной артели баптистов-жестянщиков. Но вскоре храм вновь открыли. В июне 1939 г. священник Алексей Булгаков был приговорён к 7 годам лишения свободы. Затем настоятелем храма был игумен Сергий (Борисевич), живший когда-то в Черноостровском монастыре. Перерыв в богослужениях был во время Великой Отечественной войны. Приход на Кариже считался, как вспоминают священники, местом глухим. Но благодаря этому, среди служивших в Покровском храме были вернувшиеся из заключения и ссылок протоиерей Сергий Розанов и иеромонах Стефан Никитин. В 1960 г. о. Стефан был хиротонисан во епископа Можайского. А с 1962 года временно управлял Калужской епархией 24 апреля 1963г. владыка Стефан скончался во время произнесения проповеди в Георгиевском кафедральном соборе в Калуге. В 1960-е гг. на Кариже священствовал о. Михаил Ежов, бывший послушник Оптиной Пустыни, духовное чадо преподобного старца Варсонофия (Плеханкова). При этом батюшке храм отремонтировали, заменили кресты на куполах, сделали отопление.
В наше время паломники устремляются в храм Покрова на Кариже к главной его святыне — чудотворной иконе Боголюбской Божией Матери. Этот список с древнерусского образа прославился в XVIII в. в с. Юрьевском, что выше Карижи по реке Луже. Юрьевскую церковь в начале 1960-х гг. закрыли, а Боголюбскую икону решили перевезти в Малоярославец. Но, как говорит предание, когда проезжали мимо Покровской церкви на Кариже, лошади встали и отказались двигаться дальше. Так Божиим промыслом святыня обрела новое место пребывания. Множество людей ежегодно стекается на Карижу 1 июля, в день праздника Боголюбской иконы. В 1992 г. приезжал поклониться чудотворному образу патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Долгожданное событие случилось только 20 марта 1839 г. По распоряжению министра внутренних дел служители Афанасьевской церкви с. Сташевичи передали приехавшим из с. Юрьевского священнику Никите Загрядскому и дьячку Афанасию Фёдорову драгоценную святыню. Бахтины «утрудили» просьбой о пересмотре дела самого Николая I. Но Его Императорское Величество в марте 1841 г. издал указ, по которому чудотворная Боголюбская икона Божией Матери должна была оставаться в храме с. Юрьевского вечно. И вновь потянулись в Юрьевское паломники, икону стали брать окрестные деревни, сёла и города. Был даже установлен график, по которому, например, с 1 по 9 мая Боголюбскую приносили в с. Трёхсвятское, в конце мая на 5 дней – в Георгиевскую церковь с. Сущева в начале июня — в с. Рыбино, потом ещё в Бобыли, Лукьяново и т. д. В 1879 г. икона спасла жителей посёлка Мятлево Медынского уезда от опустошительного пожара. В память об этом благодеянии Пресвятой Богородицы мятлевцы принимали святыню у себя в сентябре.
Официальный портал Малоярославецкого благочиния
Вечер, посвящённый 90-летию певца и художника Н.А.Тюрина
Малоярославецкий музейно-выставочный центр имени И.А. Солдатёнкова (директор Заслуженный работник культуры РФ Н.Е. Ячник)
Ведущие: Георгий и Татьяна Куликовы
В фильме использованы фотографии Алексея Власова, Георгия Куликова, Вадима Паппе, Дмитрия Соловьёва, Ивана Малаховского, Никиты Науменко (фото и видео).
Образуется жизнь, виртуоз!
Лучше снова настраивай скрипку:
Сколько б ни было пролито слёз,
Одари нас победной улыбкой.
Ведь в улыбке – продлённая жизнь,
Так сыграем её виртуозно!
И споём: «Музыкант, улыбнись!»
Ну, а если настолько серьёзно…
То тем паче судьбу понимай
Как судебное Божие дело,
И решенье Его принимай
Во спасенье – смиренно и смело.
И оспаривать сроки не смей:
Сколько б время узлов ни связало,
Можешь ехать с любого вокзала,
А судьбы не минуешь своей.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ И ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ
К 25-летию перенесения вторично обретённых мощей преподобного Серафима Саровского
6 февраля 1991 года в день памяти блаженной Ксении Петербургской православные Северной столицы провожали мощи преподобного Серафима Саровского. Вечером в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Патриарх Алексий II совершил молебен перед мощами Преподобного, после чего к Московскому вокзалу двинулся Крестный ход. Впереди — хоругвеносцы, клирики в праздничных облачениях, за ними — архиереи, несущие ковчежец с мощами угодника Божия. Следом, в окружении иподьяконов, опираясь на посох, шествовал Святейший. Завершали процессию провожающие со свечами в руках. Волнами по Крестному ходу катилось молитвенное пение: «Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!». Не умолкало оно и на перроне, когда ковчежец вносили в специальный вагон. Поезд тронулся, и Патриарх начал служить молебен с акафистом Преподобному. Всю ночь, до прибытия поезда в Москву перед драгоценной святыней читались молитвы…
По дневниковым записям
7 февраля 1991 г. (19-08)
А по церковному календарю – 25 января.
Сегодня в судьбе моей, быть может, произошло величайшее событие – встречал, а затем приложился к мощам преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Их привезли из града св. Петра в Москву и поместили в Богоявленском соборе, «что в Елохове».
Господи, дай сил описать то, в чём сподобил участвовать!
Записываю (как запомнилось) пунктирно.
В 7-50 у Ленинградского вокзала. Иду к платформе №7, куда должна прибыть «Красная стрела» (в 8-24). Лёгкий морозец. Ещё сумрачно. А встречающих уже порядочно. И продолжают подходить. Становятся вплотную друг к другу. Опоздал подойти поближе! Но, слава Богу: нашёл себе место в нише вокзального окна, что напротив платформы №5.
Подо мной, у самых ног, «чёрный батюшка» (иеромонах?) – в скуфье, подряснике, длинной вязаной кофте и с тряпичной сумою через плечо. Выстраивается милиция, образуя свободный проход до края платформы. По нему пронесли слегка позванивающие металлические хоругви. Из подъезда вокзала выходят встречающие священники (в золотистом облачении) и по «коридору» бодро шагают на платформу. Подошла группа с двумя трёхцветными знамёнами – бело-сине-красным и чёрно-золотисто-белым. Фотокоры облепили железобетонные парапеты. Ждём. Как и многие мужчины, снял шапку.
Поезд прибыл неожиданно и бесшумно. Узнаю по тому, как перестраивается милицейский коридор, поворачивая от меня влево. Первые пассажиры уже по нему идут. Толпа увеличивается на глазах. Подходят праздные зрители. Спрашивают: «Кого встречаете?». И получают один и тот же ответ: «Преподобного Серафима Саровского». Так никто и не произнёс слово «мощи».
Прохожий, пробираясь сквозь толпу, недовольно бросает:
– Столпились – не пройти на работу!
Подошёл некто с пепельным лицом и с клюкой, встал неподалёку от меня. Начинает задирать окружающих:
– Комедию тут ломаете! Что вам эти мощи? (Знает, чего все ждут!). В магазинах пусто. А вы!? Развели демократию! Изуверы!
Слова обидные. Но вот что странно: народ не отвечает на выпады. И я молчу. И даже не это удивительно, что не отвечаю, а то, что выпады не очень-то и раздражают: дескать, побеснуешься и замолкнешь. А мужичок, наоборот, всё больше распаляется. Норовит больнее подкусить. Наконец, кто-то густым басом:
– А тебе-то какое дело до нас? Чего язык морозишь?!
– И то верно! Темнота! – пролепетал «просвещённый» и бочком, прихрамывая, поспешил выбраться из толпы.
И как раз послышалось: «Идут!» А затем: «Несут!». Вдали запели. Не разберу слов. Слышу только: «Отче Серафиме». Прошествовали хоругвеносцы, за ними – священники. Показались архиереи в белых клобуках, несущие ковчежец. Впереди его – два диакона с кадилами, а справа и слева иподьяконы, наклонившие над ним длинные рапиды. Вокруг все крестятся. Волнение волнами (именно так!) пробегает по толпе. Я спрыгнул со своего «насеста» и шагнул в направлении процессии. Но плотный ряд милиционеров заградил мне путь. Разворачиваюсь – и бегом через вокзал. Выбегаю на площадь. Движение по ней перекрыто. Как-то изловчаюсь прошмыгнуть сквозь милицейское оцепление.
Слава Богу! Держусь ближе к батюшкам, что шествуют попарно за хоругвеносцами. А сзади, за ковчежцем, в свите, Святейший! С боков Крестного хода – шпалерами милиционеры. Вблизи не прекращается пение: «Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!» Но вот впереди дружно запели: «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою…». Идущие рядом со мною тотчас подхватывают величание Преподобному. В груди закипает нежно-радостное чувство. Вот уже и я подпеваю: «…наставниче монахов и собеседниче Ангелов».
Вдоль важно вышагивающих отцов время от времени пробегает энергичный монах (?) в подряснике. Блюдёт «чистоту» и стройность шествия, оттесняя от «золотых» священников «штатскую» публику. Добрался и до меня, и до старушек, идущих рядом. Но, как только он убежал, мы вновь «смыкаем ряды»! Жмёмся к батюшкам. С ними, конечно, не смешиваемся. Сопровождаем!
По тротуарам идут те, кто не смог влиться в основное течение Крестного хода. А я – счастливчик! – как раз в нём. Иду и радуюсь.
Вот уже по бокам появились металлические заграждения (как в метро), формирующие ширину шествия. За ними молодые лица милиционеров. Смотрят на нас по-доброму. По крайней мере те, с кем встречаюсь взором.
Наконец показался Патриарший собор. И тут я попадаю в ловушку: иду вдоль отодвинутой наискосок решётки и неожиданно «вытекаю» из русла. Назад хода нет. Как обидно! Со мною отсекли ещё двух старушек, что шли впереди меня. Но они оказались находчивей: лишь заметили неохраняемый милиционерами стык, тут же к нему, я – за ними! Отодвинули решётку – и присоединились к идущим. Подбежал милиционер, да поздно: нас уже не ухватить!
Перед храмом распорядители и милиция оттеснили нас вплотную к заграждению.
– Дайте отцам пройти! Дорогу духовенству!
Вынужден остановиться. Проплыли белые клобуки иерархов, несущих ковчежец. Мощи внесли в собор. За ними втянулась группа священнослужителей. (В середине её, видимо, шёл Патриарх). Ринулся и я вослед, но дорогу перегородил милиционер. В открытые двери устремились фотокоры и телеоператоры с тяжёлыми камерами на плечах.
Капитан милиции увещает:
– Граждане, только не спешите! Стойте! Стойте!
Но куда там «стойте»! Жаждущие войти в храм разворачивают меня и боком буквально вдавливают в дверной проём.
В соборе пока свободно. Покупаю три свечи. Подхожу к иконе «Утоли моя печали», крещусь и затепливаю перед ней свечу. Сегодня Её праздник! Празднуется также (читаю в календаре) память: Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). Святителя Моисея, архиепископа Новгородского (1362). Мученицы Филицаты и сыновей её: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164). Преподобного Поплия Сирийского (ок. 380). Преподобного Мара певца (ок. 430)
Встал наискосок от иконы преподобного Серафима (перед самой иконой место занято!). Передал возжечь перед ней свечу. А народу набивается всё больше и больше. Становится тесно. Речь патриарха Алексия едва слышна. Слов не разобрать!
Осматриваюсь. Некоторые мужчины и женщины держат детей на руках. Иным держать уже невмоготу – пересаживают их на плечи. Многие женщины в шубах и в зимних пальто. Одни укутаны пуховыми платками, другие – в меховых шапках. Видать, изнемогают от жары!
– Ну, что там? Прикладываются к мощам?
Да нет… Что-то не видать!
В храме начинают кружить людские «водовороты», образуются «течения».
Меня постепенно относит к середине собора, потом – правее, затем снова влево, аж до самой стены. И снова, без всякого с моей стороны усилия, почти не касаясь пола, плыву вправо. Вижу много благообразных, сосредоточенных в себе женщин. Головы их, покрыты как бы омофорами. Немало и строгих, с окладистыми бородами, мужских лиц. О таких обычно говорят: «иконописные».
Похоже, начали прикладываться к мощам – и вдруг перестали. Женщина, с отчаянием в голосе:
Какой-то мужчина ей в ответ:
Другой, стоящий впереди, обернувшись к нам, сообщает
– Там – тупик! Снова решётка! Держитесь правее!
И меня прижимают правым плечом к большой иконе. Сзади миниатюрная старушка спрашивает:
– Какие святые на ней?
Всматриваюсь и отвечаю:
– Князь Владимир, княгиня Ольга… святая Нина, великомученик Георгий Победоносец, преподобная Мария Египетская.
И непроизвольно добавляю:
– С распущенными волосами!
Вдруг старушка – громким голосом:
Всё ж таки извернулась и сумела разглядеть!
Послышалось пение. Вслушиваюсь. Поют не только слаженно, но и умилительно до слёз. Их никто не утаивает. Навернулись и на моих глазах… И тут меня отвлекли. Раздвигая стоящих (досталось и мне!), вперёд напористо продвигается небольшая группа мужчин. Её возглавляющий вздымает чёрно-золотисто-белое знамя, двое, идущих за ним, держат высоко портрет царя Николая II, а следом мужчина несёт большую икону Августейшего семейства – Святые Царственные Мученики! (Икона, видимо, зарубежная: в России их прославят лишь через девять лет! – запись 2016 г.). Каким-то чудом проходят вперёд. Но вскоре их движение застопоривается, и надолго! А времени уже 13 часов. Слышно, как глава группы приказывает:
И они умудряются развернуться и пройти к выходу. Одному, конечно, не пробраться, но тут – иконы, а значит и сила!
Разревелась девочка, сидящая на плечах отца. Но её плач вдруг покрыл (и пресёк!) властный мужской голос:
– Побойтесь Бога! Откройте дверь! Задохнёмся!
Видимо, услышали и открыли: потянул сквознячок.
Тревожно вопрошает женщина:
– Через дверь-то не входят? А то мы тут стоим, а там – идут! Так мы и до вечера простоим!
Кому-то сделалось плохо, слышны крики:
Поворачиваюсь и вижу, как над головами из рук в руки передают стакан. Но он, похоже, не понадобился.
Два крепких парня подхватывают старушку под руки и несут её к выходу. И народ – удивительно! – ещё может расступиться. А мы здесь, как срослись, и будто бы вросли в пол! Но вот завязываются малые «водовороты». Рядом со мною женщина попыталась развернуться и податься к выходу, но не тут-то было! Орудует изо всех сил локтями, и никакого толку. А маленькая старица, что спрашивала о святых, изображённых на иконе, приговаривает:
Она же и успокаивает соседа, который ворчит: «Не могли организовать!»:
– Терпите, миленький, терпите!
Одно и остаётся – терпеть. Примерно в 14 часов протискивается вперёд милиция – выстраивают ещё один ряд, образуя как бы шлюз. Наконец и меня туда запускают. Слышны окрики милиционеров:
– Граждане, не давите себя! Все пройдёте!
Полковник, с орлиным носом, грозно (и притворно, конечно!) пугает:
– Иначе никого не пустим!
– Ничего себе! И это в храме! Небось привык «не пущать»!
Слышу из тихого разговора милиционеров:
– Скорые подъезжают к собору…
Слава Богу, наконец-то выпустили из «шлюза». Крещусь, возжигаю и с трудом ставлю мягкую, подтаявшую в горсти свечу у иконы «Питающая млеком»» и от сердца выдыхаю:
– Пресвятая Богородица, спаси нас!
Глядя, как некоторые мужчины и женщины становятся на колени перед ракой святителя Алексия Московского, опускаюсь на колени и я. Сумка соскальзывает с плеча и падает на каблук стоящего слева на коленях молодого парня. «Простите!», – говорю, однако он никак не реагирует, а меня «осеняет»: «К мощам Серафима с сумкой на плече подходить нельзя – снова упадёт!». Трижды крещусь, кладу поклоны и прикладываюсь.
Встаю, держа сумку в левой руке. А далее, как во сне, меня подносит к мощам Преподобного. Сразу не разберу: под стеклом ли они? Крещусь и наклоняюсь: стекла нет! Для меня большая неожиданность: впервые ТАК прикладываюсь к святым мощам. Ощущение, что всё совершаю медленно, как в «замедленном кино». Череп показался маленьким. Обёрнут чёрной материей, в ней (на лбу Преподобного) розовато-белое отверстие с трёхкопеечную монету – открытая кость. Целую! Необыкновенный аромат. Медленно в поклоне поворачиваюсь влево. Мне подают памятную бумажную иконку. Она тоже благоухает. Выхожу (как выплываю!) на воздух. Оборачиваюсь к собору и осеняю себя (всё так же медленно!) крестным знамением. Смотрю на часы: ровно 15 часов.
Отдышавшись и придя в себя, вспомнил о священнике, шедшем в нескольких шагах впереди меня в Крестном ходу. «Ведь мы наверняка встречались!», – думал я, но подойти и спросить, знакомы ли, постеснялся. А дома вспомнил: так это же архимандрит Гавриил, настоятель храма Успения Богородицы «в Гончарах» и Болгарского подворья в Москве! В прошлом году брал у него интервью для советско-болгарского журнала «Дружба» (см. №6, 1990. С.3). Конечно же, надо было с ним поздороваться! («Испросить благословения» – тогда ещё не понимал – запись 2016 г.)
В метро наугад (но с тайной мыслью: что же откроется?) раскрыл брошюру (репринтное издание) избранных мест из книги праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» (1) и на 67-й странице прочёл:
«Мы должны иметь самую живую, духовную связь с небожителями, всеми святыми, апостолами, пророками, мучениками, святителями, преподобными и праведными, – ибо они члены единого тела – Церкви Христовой, к коей принадлежим и мы, грешные, и которой живая Глава есть Сам Господь Иисус Христос. Вот почему мы призываем их в молитвах, беседуем с ними, благодарим их, славим их. Всем христианам неотложимо нужно быть в связи с ними, если они желают христианского преуспеяния: ибо святые – друзья –руководители наши ко спасению, молитвенники наши и ходатаи»
Какие (после пережитого сегодня мною) уместные слова! И открылись они, как мне кажется, вовсе не случайно: святой Серафим открыл!
В июле 1991 года я поехал со старшими детьми: Натальей, Николаем и Ильёй в Москву. Хотел показать детям столицу и побывать у отца Кирилла (3). Матушка с четырёхлетней Машей осталась в Ставрополе (4). Приехали, остановились у Яновых. Они говорят, что сегодня мощи преподобного Серафима Саровского последний день находятся в Москве, а завтра их повезут в Дивеево.
Я уже знал, что мощи были обнаружены в Ленинграде, перевезены в Москву, и затем их будут торжественно переносить в Дивеево. Не знал только, что их будут увозить из Москвы на следующий день. Поэтому, не откладывая, поехал с детьми в Богоявленский кафедральный собор. Людей там было очень много, мы довольно долго простояли, но приложились к мощам и собирались уходить. Вдруг слышу объявление, что доступ к мощам будет продолжен до утра и после литургии их повезут в Дивеево. И я решил оставить детей у Яновых, а самому всю ночь помолиться у мощей. Отвёз детей, немного отдохнул и к десяти часам вечера приехал в собор.
Люди идут непрерывной чередой, прикладываются к мощам, а священник помазывает их освященным маслом. Пробираюсь поближе и вижу, что священник как-то тревожно оглядывается в сторону алтаря. Сразу догадываюсь, в чём дело. Видимо, была установлена череда дежурных священников, но по какой-то причине она нарушилась, и он опасается, что останется на всю ночь. Но я-то как раз этого и хочу. Подхожу к нему и спрашиваю, могу ли я его заменить. Он радостно говорит: «Конечно, конечно. Иди в алтарь, облачайся и приходи».
Облачаюсь, становлюсь у мощей и начинаю помазывать людей. Немного погодя подходит диакон, просит разрешить ему помогать мне. Поручаю ему держать стаканчик с освященным маслом. Знакомимся, он приехал из Сибири к преподобному Серафиму Саровскому и очень рад, что может долго побыть у мощей. Так мы и помазывали народ всю ночь (5). Люди шли непрерывной чередой до самого утра. Потом началась подготовка к литургии, и доступ к мощам прекратили.
Оказывается, была вторая череда дежурных священников, которая не нарушилась. Несколько раз за ночь приезжали батюшки и читали акафист преподобному Серафиму Саровскому. Акафист заканчивался молитвой. Во время молитвы все становились на колени и преклоняли головы. А мы с диаконом головами касались мощей и так прослушивали молитву. Впечатления от этой ночи незабываемые. Никакой усталости, лёгкость какая-то во всё теле и тихая радость.
В Москве пробыл недолго и вернулись в Ставрополь. В первое воскресенье после возвращения из Москвы я вышел на проповедь после литургии. К проповеди не готовился. Какие-то мысли были, остальное по ходу проповеди додумаю.
Начинаю говорить, и немного удивляюсь, как легка и свободна моя речь. Мысли сами складываются в стройном порядке, и я без всякого напряжения их излагаю. И прихожане необычно воспринимают мою речь. На лицах напряжённое внимание, у многих текут слёзы. Никогда раньше не было такого сильного воздействия от моей проповеди.
На следующее воскресенье тоже проповедую. Хорошо приготовился, продумал всё и начинаю говорить. Говорю легко, без запинания, но что-то изменилось. Прихожане слушают внимательно, но нет такого обострённого внимания, как в прошлый раз. Ещё через неделю, как ни старался, всё было совсем слабо.
И только тогда я догадался, что успех первой проповеди был связан с отблеском благодати, полученной от преподобного Серафима Саровского. В первый день после ночи, проведённой у мощей преподобного Серафима Саровского, со мной произошли два чудесных случая, которые ещё как-то можно объяснить совпадениями. Но силу первой проповеди после возвращения никак не объяснить случайностью. Сердце ещё было полно благодатных воспоминаний, а «от избытка сердца говорят уста».
Протоиерей Александр Фисун
Мощи преподобного Серафима Саровского пребывали в столице до 23 июля 1991 года. В этот день, после Божественной литургии, совершённой Патриархом, раку с мощами обнесли вокруг Богоявленского собора. Её дальнейший путь (с остановками в городах: Богородск /Ногинск/, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбово, Нижний Новгород, Арзамас) лежал в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Вечером 30 июля Крестный ход достиг обители. А 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворца, после Божественной литургии, которую Святейший Патриарх Алексий совершил под открытым небом, после молебна и Крестного хода вокруг Троицкого собора раку с мощами внесли в храм, где она нашла упокоение под сенью у северного столпа.
Протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Моя жизнь во Христе. Избранные места, систематически расположенные. Ницца, 1928. Составил сборник священник Александр Ельчанинов. (М., Издательство «P.S.», 1990)
Протоиерей Александр Фисун. Сквозь тернии к Богу. Духовный путь православного священника. М., «Ковчег», 2016. С. 102 – 104
Духовник о.Александра – архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов, род. 8 сентября 1919) – духовник Троице-Сергиевой лавры
В этом городе о.Александр служил в Крестовоздвиженском храме
С 22-го на 23-е июля 1991 г.
7 февраля 1991 года. Прибытие мощей преподобного Серафима Саровского в Москву. Ковчежец несут (первая пара): митрополит Минский и Гродненский Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. (фото из Интернета)
Памятная иконка прп. Серафима Саровского.
Памятная иконка прп. Серафима Саровского (оборотная сторона)