храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого

Карижа. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Карта и ближайшие объекты

храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого

Статьи

Храм покоится на холме, выстроен без фундамента, основание укреплено на деревянных сваях, углубленных в известковый лоб. Храм представляет собой строение базиликального типа с колокольней на западной стороне храма, над притвором храма. Иконостас выполнен в стиле ампир и решен в голубом цвете с позолоченным декором. Иконы академической живописи, однако вследствие большого количества краж большинство из них утрачено.

В приход храма входили 19 окрестных деревень: Папская, Кавышкино, Заболотное, Игнатьевское, Дубровка, Бородухино, Дарьинка, Кукленха, Бороково, Палов, Васильевская, Конепкино, Андреевская, Гуркино, Величково, Шумятино, Трубицино, Черноокня, Тянино, Пиндино.

В годы советской власти (20-е гг.) храм подвергался разорению. Был сброшен с колокольни и разбит многопудовый колокол, а в здании храма расположилась артель лудильщиков евангелистов (баптистов). Через полгода храм был возвращен Православной Церкви. В то время там служил священник Александр Смирнов. Храм был передан в сравнительо неплохом состоянии: сохранились иконостасы и даже киоты с иконами. В 1960 году настоятелем храма стал о. Михаил Ежов, бывший оптинский послушник. При нем была восстановлена разрушенная каменная ограда, сооружена пристройка к северной стороне притвора, включившая сторожку и котельную, заменены кресты на куполах храма и весь храм был отремонтирован.

В июле 1961 г. в храм перенесли из закрывшейся церкви с. Юрьевского «Боголюбскую» икону Божией Матери, почитавшуюся чудотворной с конца XVIII в. Этой иконой царь Петр I наградил своего крестника Петра Батурина за верную службу. В XVIII в. икона оказалась у дворян Загрянских и была прославлена неоднократной чудотворной помощью при холерной эпидемии. В память чудесного избавления от моровых поветрий в г. Малоярославец в XIX в., по представлению Святейшего Синода, был установлен крестный ход во второе воскресение после 16 августа с недельным пребыванием иконы в г. Малоярославец. В настоящее время икона находится в переносном киоте и сребропозлащенной ризе (изготовленной в Москве в 1922 г.) на солее в северном приделе храма. Эта икона, судя по письму, принадлежит московской школе XVI-XVII вв. Вокруг храма расположен некрополь, где захоронены священнослужители и помещиков. Наиболее знаменательными событиями в жизни прихода можно считать перенесение в июле 1961 года из с. Юрьевского чудотворной иконы Божией Матери «Боголюбской» и посещение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, состоявшимся 1 июля 1992 года.

Время построения каменного храма в старинном селе Карижа Малоярославецкого уезда точно неизвестно. В любом случае, это самое начало 18 века. Вначале храм строился как бы для предполагаемого здесь монастыря, но умер богатый ктитор, и обстоятельства изменились. Достраивали церковь на деньги прихожан.

Храм был трехпрестольный. Центральный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построен был на холме без фундамента, на деревянных сваях. Голубого цвета с позолоченным декором иконостас был выполнен в стиле ампир и отличался необыкновенной красотой. Иконы были написаны академической живописью. В приход входили 19 деревень.

Советская власть не пощадила даже такое архитектурное творение. С колокольни, которую к храму достроили уже в 19 веке, был сброшен и разбит многопудовый колокол. Иконы украдены, внутри располагалась артель лудильщиков. В 1961 году храм был неожиданно возвращен Православной церкви. И в неплохом состоянии, частично сохранился иконостас. Тогда же в храм в Кариже принесли Боголюбскую икону Божией Матери, считающуюся чудотворной. Предположительно, она была написана московскими иконописцами в 16 веке. В настоящее время икона хранится в переносном киоте в северном приделе храма. 1 июля 1992 года храм Покрова Пресвятой Богородицы посетил Патриарх Всея Руси Алексий II.

Источник

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа

храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена
Алла Васильева

храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого

храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена
Алла Васильева

храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена
Алла Васильева

храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена
Евгений-Петрович Васильев

храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена

1 июля 2017 года. День памяти «Боголюбской» иконы Пресвятой Богородицы. Божественную литургию в Покровском храме д. Карижа Малоярославецкого района совершили: митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии и епископ Тарусский Серафим, викарий Калужской епархии.
Показать полностью.

Торжества по случаю празднования Боголюбской иконы Божией Матери в КарижеЗа богослужением архиереям Калужской митрополии сослужили: протоиерей Андрей Лобашинский – настоятель храма, протоиерей Роман Горелов, иеромонах Феофан (Сурин), иерей Иоанн Игнахин, протодиакон Алексий Хамтеев, протодиакон Сергий Комаров – руководитель пресс-службы Калужской епархии.

После окончания Литургии сонмом духовенства совершено молебное пение и крестный ход вокруг храма.

1 июля 1992 года, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию и молебен с крестным ходом в Покровском храме с. Карижа Малоярославецкого р-на Калужской обл., где находится чтимый список Боголюбской иконы.

После завершения крестного хода перед чтимой «Боголюбской» иконой была прочитана молитва к Царице Небесной и пропето величание.

Затем Глава митрополии обратился к многочисленным богомольцам с архипастырским словом.

В этот день у стен храма состоялся традиционный праздничный концерт, подготовленный воспитанниками Георгиевской воскресной школы и местными казаками. Концерт посетили архиереи, представители духовенства, гости и паломники.
Больше фотографий в альбоме: https://vk.com/album-28961850_245606639

храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена

храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа запись закреплена

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в ХII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174; память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.
Показать полностью.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской (в настоящее время икона принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику).

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Источник

Церкви, монастыри и усадьбы Калужской области

Село Карижа. Покровская церковь

Композиция храма Покрова на Кариже относится к распространённому в раннепетровское время в Подмосковье типу «восьмерик на четверике» (как и храмы в сс. Уваровском, Роще). Однако она отличается внешней простотой и скромностью: никакого декора кроме лепных гирлянд над окнами. Можно предположить, что это результат позднейших переделок, а первоначально были характерные для того времени наличники и другое узорочье. Колокольня была сооружена в 1798 г. на средства местного помещика Александра Ивановича Ларионова. В трапезной тогда же помимо Ильинского придела был устроен ещё один в честь образа Спаса Нерукотворного.

К 1738 г. Относится интересный дукумент, сообщающий имена прихожан и благотворителей храма, а также подробности церковного быта XVIII в. Майор Афанасий Дохтуров, кн. Пётр Артемьевич Ухтомский, подпрапорщик Сергий Бутурлин, воеводской канцелярии канцелярист Иван Михайлов, кн. Илья Петрович Горчаков с дочерью своею вдовою Мариею Бакеевою, капитан Фёдор Дурнов, секретарь Андрей Севергин, прапорщик Иван Зыков, капитан Михаил Тарасович Карпов и причт храма в поданом в Синодальный казённый приказ прошении писали: «При оной нашей церкви изстари служили два попа, да диакон, и приход у них попов разделён. Покровской половины поп Лазарь Фирсов, дьячёк Пётр Семёнов, пономарь Фома Фёдоров, Ильинской половины поп Пётр Фирсов, диакон Фирс Лазарев, а дьячка и пономаря не имеется, а у попа Петра детей нет, и он принял зятя к дочери наследника себе г. Ярославца Малого соборной церкви вмч. Георгия, что на посаде, пономаря Ивана Фёдорова» и просили вышепоказаному попову зятю во дьячка дать новоявленную память.
Так как погост — это село духовного ведомства, жить вблизи Покровской церкви могли только священно- и церковнослужители. В «Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу», изданных в 1782 г., указано, что ни дворов, ни жителей на Кариже вовсе нет. Около церкви ежегодно устраивались «малыя ярмонки» в дни престольных праздников: на Ильин день 26 июля (ст. стиля) и на Покров 1 октября (ст. стиля). На эти ярмарки приезжали купцы из Малоярославца, Боровска и Серпухова. Они привозили «разные мелочные для употребления сельских жителей товары». В 1859 г. на Кариже отмечены 4 двора, в которых проживают 10 мужчин и 12 женщин.

Храм на Кариже оказался в зоне боевых действий во время наполеоновского нашествия в октябре 1812 г. Вот какие воспоминания записал в 1836 г. протоиерей Никита Иванович Февралёв со слов местных сторожилов: «Когда французы первоначально перешли через реку Лужу и заняли город Малоярославец, в то самое время село Покровское… занято было неприятелем. Каменная того села церковь. по разбитии дверей церковных, была разграблена врагами Отечества, в добычу коим достались следующие церковные вещи:

Потир с дискосом, звездицею, блюдцами и лжицею, вызолоченные, высокой работы, пожертвованные госпожёю Сокоревою и около 800 рублей стоющие.

Другой потир так же с принадлежностями меньший первого.

С образа Покрова Пресвятые Богородицы риза среброкованая с чернью с 17-ю венцами и пятью главами… вызолощенными…

С образа Спасителя среброкованая риза по местам позлащена с чернью…

И т.д. 22 пункта об утрате серебряных риз, венцов, жемчужных убрусов с икон, шелковых напрестольных покровов. Облачения из богатых материй, хранившиеся в двух больших сундуках, были французами сожжены. Святотатцы расхитили всё наиболее ценное, что копилось в храме в течение столетия. Церковный староста, отставной солдат Степан Васильевич Молчанов успел взять только 1000 руб. денег, комплект церковных сосудов Евангелие в медном посеребрённом и позолоченном окладе. Цености он спрятал в кочке болота, а затем вернул в церковь, где все эти предметы сохранялись как реликвия, а деньги пригодились на возобновление храма. Разграблены были также дома причта, взяты принадлежавшие им хлеб, сено, домашний скот. Само здание Покровской церкви не пострадало. Уцелели колокола и иконы, с которых похитили драгоценные оклады. Священник Василий Иванович Котёл попросил помощи в Калужской духовной консистории. В ограбленный храм прислали антиминсы, покровы на престолы и жертвенники, некоторыми необходимыми принадлежностями поделились соседние приходы, и в декабре 1812 г. богослужение было возобновлено.

Среди прихожан Покровского храма было семейство Кудрявцевых из сельца Панского: отставной генерал, кавалер многих орденов и золотой шпаги за храбрость Дмитрий Иванович Кудрявцев (1756-1828) и его жена Софья Александровна, по возрасту много моложе мужа. История их супружества была необычной. 12-летняя польская девочка, внебрачная дочь короля Станислава Августа Понятовского, бедная и не имеющая никаких перспектив на лучшую жизнь, Софья приняла предложение руки и сердца 40-летнего русского офицера. С 1810 г. Кудрявцевы с тремя детьми постоянно жили в Панском. В 1814 г. в усадьбе был построен новый дом, сохранившийся до наших дней и являющийся замечательным памятником русского деревянного ампира. Предпочитая жить в сухих и тёплых деревянных домах, русские дворяне, в то же время, следили за европейской архитектурной модой. В результате и в Москве, и в провинциальных городах, и в усадьбах из дерева строились дома, во внешнем облике которых присутствовали такие специфические элементы каменного зодчества, как колонные портики, руст, лепные фризы и медальоны. Такие постройки своими формами и декором вполне соответствовал сложившемуся к началу XIX в. в камне позднему классицизму, получившему название ампир. В Калужском крае из памятников деревянного ампира сохранились только несколько домов в Калуге и особняк в усадьбе Панское.

По смерти отца имение Панское унаследовал сын Александр Дмитриевич Кудрявцев. 18 января 1836 г. подпоручик А. Д. Кудрявцев обратился к епископу Калужскому и Боровскому Николаю (Соколову) с прошением дозволить ему сделать в Покровской церкви новый иконостас. Объяснял он своё желание тем, существующий иконостас «устроен старинною простою архитектурою, иконы в оном также простой работы, и сам иконостас по серебру покрытый зелёным просветом от времени почернел, употреблённая же по местам прозолоть или почернела или полиняла, а посему всё это для составления пристойного боголепия из стари существующего храма требует изменения и устроения вновь». Также требовалось перекрасить церковную кровлю а подновить кое-где осыпавшуюся штукатурку. Кудрявцев писал: «Входя с душевным моим усердием в сие состояние церкви, принимая на свою собственность улучшение как внутренности, так и внешности церковной, и получа на то согласие от местных священноцерковнослужителей, определяю на сей предмет собственных денег тысячу рублей и покорнейше прошу Ваше Преосвященство предписать чрез кого следует о выдании мне на заготовление нужных материалов из упомянутой Покровской церкви церковно-кошельковой суммы, коей к настоящему 1836 году состоит в остатке на лицо 1 059 руб. 78 коп.». Всего же требовалось около 5 000 руб., поэтому автор прошения ходатайствовал о снабжении церкви книгой для сбора пожертвований по Калужской губернии сроком на один год. Книгу выдали, и священники Никита Иванович Февралёв и Иван Иванович Образцов ездили с ней по Малоярославецкому и Боровскому уездам, к декабрю 1836 г. было собрано почти 3 000 р. Активно вносили свой вклад помещики прихода. Поручик Владимир Яковлевич Ланской из сельца Игнатьевского внёс 580 руб., Павел Михаялович Суровцев из сельца Шумятина — 232 руб., штабс-капитан Николай Иванович Матов из сельца Алехоново — 50 руб. Много было пожертвований по 25 руб. и меньше. 10 декабря о. Иоанн Образцов прослышал, что в Малоярославец приехал предводитель дворянства Тарусского уезда, и решил попросить и его сделать вклад на благое дело. Батюшка пришел в город, но так и не смог увидеть потенциального жертвователя. По дороге домой у Хрущовой рощи его вдруг нагнал неизвестный мужчина, сорвал со священника новую нанковую рясу, выхватил камышовую трость в серебряной оправе и сборную книгу. Ограбленный о. Иоанн в попытке нагнать негодяя два часа бегал по роще, вернулся в Малоярославец, но тщетно. Пришлось ему объясняться в Калужской духовной консистории об утрате финансового документа. Только в апреле 1837 г., когда стаял снег, один из жителей сельца Панского случайно нашёл вблизи рощи повреждённые сыростью украденные предметы, при ближайшем рассмотрении разочаровавшие грабителя и брошенные им.

Прихожане продолжали заботиться о своём храме. В 1911г. церковный староста, крестьянин деревни Игнатьевское, Фёдор Панкратьевич Климов на свои средства выстелил пол из цветных плиток. В советское время храм не избежал потерь. Много икон было утрачено в результате краж. В 1930 г. церковь была закрыта и передана местной артели баптистов-жестянщиков. Но вскоре храм вновь открыли. В июне 1939 г. священник Алексей Булгаков был приговорён к 7 годам лишения свободы. Затем настоятелем храма был игумен Сергий (Борисевич), живший когда-то в Черноостровском монастыре. Перерыв в богослужениях был во время Великой Отечественной войны. Приход на Кариже считался, как вспоминают священники, местом глухим. Но благодаря этому, среди служивших в Покровском храме были вернувшиеся из заключения и ссылок протоиерей Сергий Розанов и иеромонах Стефан Никитин. В 1960 г. о. Стефан был хиротонисан во епископа Можайского. А с 1962 года временно управлял Калужской епархией 24 апреля 1963г. владыка Стефан скончался во время произнесения проповеди в Георгиевском кафедральном соборе в Калуге. В 1960-е гг. на Кариже священствовал о. Михаил Ежов, бывший послушник Оптиной Пустыни, духовное чадо преподобного старца Варсонофия (Плеханкова). При этом батюшке храм отремонтировали, заменили кресты на куполах, сделали отопление.

В наше время паломники устремляются в храм Покрова на Кариже к главной его святыне — чудотворной иконе Боголюбской Божией Матери. Этот список с древнерусского образа прославился в XVIII в. в с. Юрьевском, что выше Карижи по реке Луже. Юрьевскую церковь в начале 1960-х гг. закрыли, а Боголюбскую икону решили перевезти в Малоярославец. Но, как говорит предание, когда проезжали мимо Покровской церкви на Кариже, лошади встали и отказались двигаться дальше. Так Божиим промыслом святыня обрела новое место пребывания. Множество людей ежегодно стекается на Карижу 1 июля, в день праздника Боголюбской иконы. В 1992 г. приезжал поклониться чудотворному образу патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Долгожданное событие случилось только 20 марта 1839 г. По распоряжению министра внутренних дел служители Афанасьевской церкви с. Сташевичи передали приехавшим из с. Юрьевского священнику Никите Загрядскому и дьячку Афанасию Фёдорову драгоценную святыню. Бахтины «утрудили» просьбой о пересмотре дела самого Николая I. Но Его Императорское Величество в марте 1841 г. издал указ, по которому чудотворная Боголюбская икона Божией Матери должна была оставаться в храме с. Юрьевского вечно. И вновь потянулись в Юрьевское паломники, икону стали брать окрестные деревни, сёла и города. Был даже установлен график, по которому, например, с 1 по 9 мая Боголюбскую приносили в с. Трёхсвятское, в конце мая на 5 дней – в Георгиевскую церковь с. Сущева в начале июня — в с. Рыбино, потом ещё в Бобыли, Лукьяново и т. д. В 1879 г. икона спасла жителей посёлка Мятлево Медынского уезда от опустошительного пожара. В память об этом благодеянии Пресвятой Богородицы мятлевцы принимали святыню у себя в сентябре.

Источник

Официальный портал Малоярославецкого благочиния

храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкогохрам покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкогохрам покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого

Вечер, посвящённый 90-летию певца и художника Н.А.Тюрина

Малоярославецкий музейно-выставочный центр имени И.А. Солдатёнкова (директор Заслуженный работник культуры РФ Н.Е. Ячник)

Ведущие: Георгий и Татьяна Куликовы

В фильме использованы фотографии Алексея Власова, Георгия Куликова, Вадима Паппе, Дмитрия Соловьёва, Ивана Малаховского, Никиты Науменко (фото и видео).

Образуется жизнь, виртуоз!

Лучше снова настраивай скрипку:

Сколько б ни было пролито слёз,

Одари нас победной улыбкой.

Ведь в улыбке – продлённая жизнь,

Так сыграем её виртуозно!

И споём: «Музыкант, улыбнись!»

Ну, а если настолько серьёзно…

То тем паче судьбу понимай

Как судебное Божие дело,

И решенье Его принимай

Во спасенье – смиренно и смело.

И оспаривать сроки не смей:

Сколько б время узлов ни связало,

Можешь ехать с любого вокзала,

А судьбы не минуешь своей.

храм покрова пресвятой богородицы в кариже малоярославецкого

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ И ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ

К 25-летию перенесения вторично обретённых мощей преподобного Серафима Саровского

6 февраля 1991 года в день памяти блаженной Ксении Петербургской православные Северной столицы провожали мощи преподобного Серафима Саровского. Вечером в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Патриарх Алексий II совершил молебен перед мощами Преподобного, после чего к Московскому вокзалу двинулся Крестный ход. Впереди — хоругвеносцы, клирики в праздничных облачениях, за ними — архиереи, несущие ковчежец с мощами угодника Божия. Следом, в окружении иподьяконов, опираясь на посох, шествовал Святейший. Завершали процессию провожающие со свечами в руках. Волнами по Крестному ходу катилось молитвенное пение: «Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!». Не умолкало оно и на перроне, когда ковчежец вносили в специальный вагон. Поезд тронулся, и Патриарх начал служить молебен с акафистом Преподобному. Всю ночь, до прибытия поезда в Москву перед драгоценной святыней читались молитвы…

По дневниковым записям

7 февраля 1991 г. (19-08)

А по церковному календарю – 25 января.

Сегодня в судьбе моей, быть может, произошло величайшее событие – встречал, а затем приложился к мощам преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Их привезли из града св. Петра в Москву и поместили в Богоявленском соборе, «что в Елохове».

Господи, дай сил описать то, в чём сподобил участвовать!

Записываю (как запомнилось) пунктирно.

В 7-50 у Ленинградского вокзала. Иду к платформе №7, куда должна прибыть «Красная стрела» (в 8-24). Лёгкий морозец. Ещё сумрачно. А встречающих уже порядочно. И продолжают подходить. Становятся вплотную друг к другу. Опоздал подойти поближе! Но, слава Богу: нашёл себе место в нише вокзального окна, что напротив платформы №5.

Подо мной, у самых ног, «чёрный батюшка» (иеромонах?) – в скуфье, подряснике, длинной вязаной кофте и с тряпичной сумою через плечо. Выстраивается милиция, образуя свободный проход до края платформы. По нему пронесли слегка позванивающие металлические хоругви. Из подъезда вокзала выходят встречающие священники (в золотистом облачении) и по «коридору» бодро шагают на платформу. Подошла группа с двумя трёхцветными знамёнами – бело-сине-красным и чёрно-золотисто-белым. Фотокоры облепили железобетонные парапеты. Ждём. Как и многие мужчины, снял шапку.

Поезд прибыл неожиданно и бесшумно. Узнаю по тому, как перестраивается милицейский коридор, поворачивая от меня влево. Первые пассажиры уже по нему идут. Толпа увеличивается на глазах. Подходят праздные зрители. Спрашивают: «Кого встречаете?». И получают один и тот же ответ: «Преподобного Серафима Саровского». Так никто и не произнёс слово «мощи».

Прохожий, пробираясь сквозь толпу, недовольно бросает:

– Столпились – не пройти на работу!

Подошёл некто с пепельным лицом и с клюкой, встал неподалёку от меня. Начинает задирать окружающих:

– Комедию тут ломаете! Что вам эти мощи? (Знает, чего все ждут!). В магазинах пусто. А вы!? Развели демократию! Изуверы!

Слова обидные. Но вот что странно: народ не отвечает на выпады. И я молчу. И даже не это удивительно, что не отвечаю, а то, что выпады не очень-то и раздражают: дескать, побеснуешься и замолкнешь. А мужичок, наоборот, всё больше распаляется. Норовит больнее подкусить. Наконец, кто-то густым басом:

– А тебе-то какое дело до нас? Чего язык морозишь?!

– И то верно! Темнота! – пролепетал «просвещённый» и бочком, прихрамывая, поспешил выбраться из толпы.

И как раз послышалось: «Идут!» А затем: «Несут!». Вдали запели. Не разберу слов. Слышу только: «Отче Серафиме». Прошествовали хоругвеносцы, за ними – священники. Показались архиереи в белых клобуках, несущие ковчежец. Впереди его – два диакона с кадилами, а справа и слева иподьяконы, наклонившие над ним длинные рапиды. Вокруг все крестятся. Волнение волнами (именно так!) пробегает по толпе. Я спрыгнул со своего «насеста» и шагнул в направлении процессии. Но плотный ряд милиционеров заградил мне путь. Разворачиваюсь – и бегом через вокзал. Выбегаю на площадь. Движение по ней перекрыто. Как-то изловчаюсь прошмыгнуть сквозь милицейское оцепление.

Слава Богу! Держусь ближе к батюшкам, что шествуют попарно за хоругвеносцами. А сзади, за ковчежцем, в свите, Святейший! С боков Крестного хода – шпалерами милиционеры. Вблизи не прекращается пение: «Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!» Но вот впереди дружно запели: «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою…». Идущие рядом со мною тотчас подхватывают величание Преподобному. В груди закипает нежно-радостное чувство. Вот уже и я подпеваю: «…наставниче монахов и собеседниче Ангелов».

Вдоль важно вышагивающих отцов время от времени пробегает энергичный монах (?) в подряснике. Блюдёт «чистоту» и стройность шествия, оттесняя от «золотых» священников «штатскую» публику. Добрался и до меня, и до старушек, идущих рядом. Но, как только он убежал, мы вновь «смыкаем ряды»! Жмёмся к батюшкам. С ними, конечно, не смешиваемся. Сопровождаем!

По тротуарам идут те, кто не смог влиться в основное течение Крестного хода. А я – счастливчик! – как раз в нём. Иду и радуюсь.

Вот уже по бокам появились металлические заграждения (как в метро), формирующие ширину шествия. За ними молодые лица милиционеров. Смотрят на нас по-доброму. По крайней мере те, с кем встречаюсь взором.

Наконец показался Патриарший собор. И тут я попадаю в ловушку: иду вдоль отодвинутой наискосок решётки и неожиданно «вытекаю» из русла. Назад хода нет. Как обидно! Со мною отсекли ещё двух старушек, что шли впереди меня. Но они оказались находчивей: лишь заметили неохраняемый милиционерами стык, тут же к нему, я – за ними! Отодвинули решётку – и присоединились к идущим. Подбежал милиционер, да поздно: нас уже не ухватить!

Перед храмом распорядители и милиция оттеснили нас вплотную к заграждению.

– Дайте отцам пройти! Дорогу духовенству!

Вынужден остановиться. Проплыли белые клобуки иерархов, несущих ковчежец. Мощи внесли в собор. За ними втянулась группа священнослужителей. (В середине её, видимо, шёл Патриарх). Ринулся и я вослед, но дорогу перегородил милиционер. В открытые двери устремились фотокоры и телеоператоры с тяжёлыми камерами на плечах.

Капитан милиции увещает:

– Граждане, только не спешите! Стойте! Стойте!

Но куда там «стойте»! Жаждущие войти в храм разворачивают меня и боком буквально вдавливают в дверной проём.

В соборе пока свободно. Покупаю три свечи. Подхожу к иконе «Утоли моя печали», крещусь и затепливаю перед ней свечу. Сегодня Её праздник! Празднуется также (читаю в календаре) память: Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). Святителя Моисея, архиепископа Новгородского (1362). Мученицы Филицаты и сыновей её: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164). Преподобного Поплия Сирийского (ок. 380). Преподобного Мара певца (ок. 430)

Встал наискосок от иконы преподобного Серафима (перед самой иконой место занято!). Передал возжечь перед ней свечу. А народу набивается всё больше и больше. Становится тесно. Речь патриарха Алексия едва слышна. Слов не разобрать!

Осматриваюсь. Некоторые мужчины и женщины держат детей на руках. Иным держать уже невмоготу – пересаживают их на плечи. Многие женщины в шубах и в зимних пальто. Одни укутаны пуховыми платками, другие – в меховых шапках. Видать, изнемогают от жары!

– Ну, что там? Прикладываются к мощам?

Да нет… Что-то не видать!

В храме начинают кружить людские «водовороты», образуются «течения».

Меня постепенно относит к середине собора, потом – правее, затем снова влево, аж до самой стены. И снова, без всякого с моей стороны усилия, почти не касаясь пола, плыву вправо. Вижу много благообразных, сосредоточенных в себе женщин. Головы их, покрыты как бы омофорами. Немало и строгих, с окладистыми бородами, мужских лиц. О таких обычно говорят: «иконописные».

Похоже, начали прикладываться к мощам – и вдруг перестали. Женщина, с отчаянием в голосе:

Какой-то мужчина ей в ответ:

Другой, стоящий впереди, обернувшись к нам, сообщает

– Там – тупик! Снова решётка! Держитесь правее!

И меня прижимают правым плечом к большой иконе. Сзади миниатюрная старушка спрашивает:

– Какие святые на ней?

Всматриваюсь и отвечаю:

– Князь Владимир, княгиня Ольга… святая Нина, великомученик Георгий Победоносец, преподобная Мария Египетская.

И непроизвольно добавляю:

– С распущенными волосами!

Вдруг старушка – громким голосом:

Всё ж таки извернулась и сумела разглядеть!

Послышалось пение. Вслушиваюсь. Поют не только слаженно, но и умилительно до слёз. Их никто не утаивает. Навернулись и на моих глазах… И тут меня отвлекли. Раздвигая стоящих (досталось и мне!), вперёд напористо продвигается небольшая группа мужчин. Её возглавляющий вздымает чёрно-золотисто-белое знамя, двое, идущих за ним, держат высоко портрет царя Николая II, а следом мужчина несёт большую икону Августейшего семейства – Святые Царственные Мученики! (Икона, видимо, зарубежная: в России их прославят лишь через девять лет! – запись 2016 г.). Каким-то чудом проходят вперёд. Но вскоре их движение застопоривается, и надолго! А времени уже 13 часов. Слышно, как глава группы приказывает:

И они умудряются развернуться и пройти к выходу. Одному, конечно, не пробраться, но тут – иконы, а значит и сила!

Разревелась девочка, сидящая на плечах отца. Но её плач вдруг покрыл (и пресёк!) властный мужской голос:

– Побойтесь Бога! Откройте дверь! Задохнёмся!

Видимо, услышали и открыли: потянул сквознячок.

Тревожно вопрошает женщина:

– Через дверь-то не входят? А то мы тут стоим, а там – идут! Так мы и до вечера простоим!

Кому-то сделалось плохо, слышны крики:

Поворачиваюсь и вижу, как над головами из рук в руки передают стакан. Но он, похоже, не понадобился.

Два крепких парня подхватывают старушку под руки и несут её к выходу. И народ – удивительно! – ещё может расступиться. А мы здесь, как срослись, и будто бы вросли в пол! Но вот завязываются малые «водовороты». Рядом со мною женщина попыталась развернуться и податься к выходу, но не тут-то было! Орудует изо всех сил локтями, и никакого толку. А маленькая старица, что спрашивала о святых, изображённых на иконе, приговаривает:

Она же и успокаивает соседа, который ворчит: «Не могли организовать!»:

– Терпите, миленький, терпите!

Одно и остаётся – терпеть. Примерно в 14 часов протискивается вперёд милиция – выстраивают ещё один ряд, образуя как бы шлюз. Наконец и меня туда запускают. Слышны окрики милиционеров:

– Граждане, не давите себя! Все пройдёте!

Полковник, с орлиным носом, грозно (и притворно, конечно!) пугает:

– Иначе никого не пустим!

– Ничего себе! И это в храме! Небось привык «не пущать»!

Слышу из тихого разговора милиционеров:

– Скорые подъезжают к собору…

Слава Богу, наконец-то выпустили из «шлюза». Крещусь, возжигаю и с трудом ставлю мягкую, подтаявшую в горсти свечу у иконы «Питающая млеком»» и от сердца выдыхаю:

– Пресвятая Богородица, спаси нас!

Глядя, как некоторые мужчины и женщины становятся на колени перед ракой святителя Алексия Московского, опускаюсь на колени и я. Сумка соскальзывает с плеча и падает на каблук стоящего слева на коленях молодого парня. «Простите!», – говорю, однако он никак не реагирует, а меня «осеняет»: «К мощам Серафима с сумкой на плече подходить нельзя – снова упадёт!». Трижды крещусь, кладу поклоны и прикладываюсь.

Встаю, держа сумку в левой руке. А далее, как во сне, меня подносит к мощам Преподобного. Сразу не разберу: под стеклом ли они? Крещусь и наклоняюсь: стекла нет! Для меня большая неожиданность: впервые ТАК прикладываюсь к святым мощам. Ощущение, что всё совершаю медленно, как в «замедленном кино». Череп показался маленьким. Обёрнут чёрной материей, в ней (на лбу Преподобного) розовато-белое отверстие с трёхкопеечную монету – открытая кость. Целую! Необыкновенный аромат. Медленно в поклоне поворачиваюсь влево. Мне подают памятную бумажную иконку. Она тоже благоухает. Выхожу (как выплываю!) на воздух. Оборачиваюсь к собору и осеняю себя (всё так же медленно!) крестным знамением. Смотрю на часы: ровно 15 часов.

Отдышавшись и придя в себя, вспомнил о священнике, шедшем в нескольких шагах впереди меня в Крестном ходу. «Ведь мы наверняка встречались!», – думал я, но подойти и спросить, знакомы ли, постеснялся. А дома вспомнил: так это же архимандрит Гавриил, настоятель храма Успения Богородицы «в Гончарах» и Болгарского подворья в Москве! В прошлом году брал у него интервью для советско-болгарского журнала «Дружба» (см. №6, 1990. С.3). Конечно же, надо было с ним поздороваться! («Испросить благословения» – тогда ещё не понимал – запись 2016 г.)

В метро наугад (но с тайной мыслью: что же откроется?) раскрыл брошюру (репринтное издание) избранных мест из книги праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» (1) и на 67-й странице прочёл:

«Мы должны иметь самую живую, духовную связь с небожителями, всеми святыми, апостолами, пророками, мучениками, святителями, преподобными и праведными, – ибо они члены единого тела – Церкви Христовой, к коей принадлежим и мы, грешные, и которой живая Глава есть Сам Господь Иисус Христос. Вот почему мы призываем их в молитвах, беседуем с ними, благодарим их, славим их. Всем христианам неотложимо нужно быть в связи с ними, если они желают христианского преуспеяния: ибо святые – друзья –руководители наши ко спасению, молитвенники наши и ходатаи»

Какие (после пережитого сегодня мною) уместные слова! И открылись они, как мне кажется, вовсе не случайно: святой Серафим открыл!

В июле 1991 года я поехал со старшими детьми: Натальей, Николаем и Ильёй в Москву. Хотел показать детям столицу и побывать у отца Кирилла (3). Матушка с четырёхлетней Машей осталась в Ставрополе (4). Приехали, остановились у Яновых. Они говорят, что сегодня мощи преподобного Серафима Саровского последний день находятся в Москве, а завтра их повезут в Дивеево.

Я уже знал, что мощи были обнаружены в Ленинграде, перевезены в Москву, и затем их будут торжественно переносить в Дивеево. Не знал только, что их будут увозить из Москвы на следующий день. Поэтому, не откладывая, поехал с детьми в Богоявленский кафедральный собор. Людей там было очень много, мы довольно долго простояли, но приложились к мощам и собирались уходить. Вдруг слышу объявление, что доступ к мощам будет продолжен до утра и после литургии их повезут в Дивеево. И я решил оставить детей у Яновых, а самому всю ночь помолиться у мощей. Отвёз детей, немного отдохнул и к десяти часам вечера приехал в собор.

Люди идут непрерывной чередой, прикладываются к мощам, а священник помазывает их освященным маслом. Пробираюсь поближе и вижу, что священник как-то тревожно оглядывается в сторону алтаря. Сразу догадываюсь, в чём дело. Видимо, была установлена череда дежурных священников, но по какой-то причине она нарушилась, и он опасается, что останется на всю ночь. Но я-то как раз этого и хочу. Подхожу к нему и спрашиваю, могу ли я его заменить. Он радостно говорит: «Конечно, конечно. Иди в алтарь, облачайся и приходи».

Облачаюсь, становлюсь у мощей и начинаю помазывать людей. Немного погодя подходит диакон, просит разрешить ему помогать мне. Поручаю ему держать стаканчик с освященным маслом. Знакомимся, он приехал из Сибири к преподобному Серафиму Саровскому и очень рад, что может долго побыть у мощей. Так мы и помазывали народ всю ночь (5). Люди шли непрерывной чередой до самого утра. Потом началась подготовка к литургии, и доступ к мощам прекратили.

Оказывается, была вторая череда дежурных священников, которая не нарушилась. Несколько раз за ночь приезжали батюшки и читали акафист преподобному Серафиму Саровскому. Акафист заканчивался молитвой. Во время молитвы все становились на колени и преклоняли головы. А мы с диаконом головами касались мощей и так прослушивали молитву. Впечатления от этой ночи незабываемые. Никакой усталости, лёгкость какая-то во всё теле и тихая радость.

В Москве пробыл недолго и вернулись в Ставрополь. В первое воскресенье после возвращения из Москвы я вышел на проповедь после литургии. К проповеди не готовился. Какие-то мысли были, остальное по ходу проповеди додумаю.

Начинаю говорить, и немного удивляюсь, как легка и свободна моя речь. Мысли сами складываются в стройном порядке, и я без всякого напряжения их излагаю. И прихожане необычно воспринимают мою речь. На лицах напряжённое внимание, у многих текут слёзы. Никогда раньше не было такого сильного воздействия от моей проповеди.

На следующее воскресенье тоже проповедую. Хорошо приготовился, продумал всё и начинаю говорить. Говорю легко, без запинания, но что-то изменилось. Прихожане слушают внимательно, но нет такого обострённого внимания, как в прошлый раз. Ещё через неделю, как ни старался, всё было совсем слабо.

И только тогда я догадался, что успех первой проповеди был связан с отблеском благодати, полученной от преподобного Серафима Саровского. В первый день после ночи, проведённой у мощей преподобного Серафима Саровского, со мной произошли два чудесных случая, которые ещё как-то можно объяснить совпадениями. Но силу первой проповеди после возвращения никак не объяснить случайностью. Сердце ещё было полно благодатных воспоминаний, а «от избытка сердца говорят уста».

Протоиерей Александр Фисун

Мощи преподобного Серафима Саровского пребывали в столице до 23 июля 1991 года. В этот день, после Божественной литургии, совершённой Патриархом, раку с мощами обнесли вокруг Богоявленского собора. Её дальнейший путь (с остановками в городах: Богородск /Ногинск/, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбово, Нижний Новгород, Арзамас) лежал в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Вечером 30 июля Крестный ход достиг обители. А 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворца, после Божественной литургии, которую Святейший Патриарх Алексий совершил под открытым небом, после молебна и Крестного хода вокруг Троицкого собора раку с мощами внесли в храм, где она нашла упокоение под сенью у северного столпа.

Протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Моя жизнь во Христе. Избранные места, систематически расположенные. Ницца, 1928. Составил сборник священник Александр Ельчанинов. (М., Издательство «P.S.», 1990)

Протоиерей Александр Фисун. Сквозь тернии к Богу. Духовный путь православного священника. М., «Ковчег», 2016. С. 102 – 104

Духовник о.Александра – архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов, род. 8 сентября 1919) – духовник Троице-Сергиевой лавры

В этом городе о.Александр служил в Крестовоздвиженском храме

С 22-го на 23-е июля 1991 г.

7 февраля 1991 года. Прибытие мощей преподобного Серафима Саровского в Москву. Ковчежец несут (первая пара): митрополит Минский и Гродненский Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. (фото из Интернета)

Памятная иконка прп. Серафима Саровского.

Памятная иконка прп. Серафима Саровского (оборотная сторона)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *