храм покрова пресвятой богородицы в нижней ореанде официальный сайт
Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде
Поскольку Ялта долгое время была местом отдыха российской аристократии и представителей царской фамилии, в регионе осталось немало памятников, связанных с домом Романовых. К их числу принадлежит Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде. К основанию этой церкви приложил руку великий князь Константин, да и обычные княжеские особы постарались.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Покровская церковь в Нижней Ореанде?
Глядя на карту Крыма, видно, что это северная часть поселка, соседствующая с жилкомплексом «Дипломат». Неподалеку проходит Солнечная тропа, а также располагается Библиотека. У самой же церкви установлен памятник Елизавете Федоровне.
Исторические вехи становления
Возведение церкви было начато в 1884 г., но Ореанда стала монаршей собственностью задолго до того. Первым ее присмотрел для отдыха своей слабой здоровьем супруги Александр I. Затем поместье досталось наследнику – царю Николаю I. Его жена тоже была болезненной, как следствие, он передал особняк ей. По легенде, именно императрица Елизавета Алексеевна установила на горе в имении первый крест. Затем село перешло ее второму сыну – Константину Николаевичу.
Он и решил выстроить церковь – когда сгорел дворец в Ореанде, унаследованный им от матери. Князь счел это знаком и употребил оставшийся после пожара строительный камень на сооружение храма. Праздник Покрова принадлежал к списку его любимых – обычно он праздновал его в Крыму. Вот он и выбрал такое посвящение.
Проект разработал архитектор Н.Н. Авдеев. Князь не хотел срезать вековые дубы, росшие на Крестовой горе, выбранной местом для строительства, пойдя на небольшое нарушение ориентации сакрального объекта по сторонам света. В ряду художников, выполнявших внутреннее оформление, был Григорий Григорьевич Гагарин. Он же разработал эскизы для мозаик, выполненных затем итальянским мастером А. Сальвиати.
У наследников дом выкупил Николай II (в ту пору еще цесаревичем) в 1894 г. Затем церковь Покрова Богородицы в Нижней Ореанде была местом молитв царской семьи. Революция национализировала строение, но высоко оценила его художественные достоинства. Его сохранением занималась служба охраны памятников: храм посещали, как и прочие достопримечательности, экскурсанты с образовательными целями. Так было до 1927 г., когда оно сильно пострадало во время землетрясения.
Заниматься реставрацией в то время не стали, сооружение планировалось под снос, затем в нем размещались мастерские. В 1992 г. его вновь передали церкви, в помещении начались церковные службы. Епархия и прихожане укрепили здание, начали реставрационные работы. Но одновременно на территории памятника начали новое строительство, соорудив звонницу. К счастью, Константин педантично документировал разные этапы стройки на фото, так что у реставраторов оказалось достаточно материала для надлежащего выполнения поставленных задач.
Необычные мозаики в храме Пресвятой Богородицы
Покровский собор имеет в своей архитектуре черты византийского и грузинского стилей. Он невелик, с одним купольным элементом, в плане имеет вид креста. Кроме местного камня (того, что сохранился после пожара дворца), при возведении использовался каррарский мрамор из Италии. Проделанные в барабане под куполом окна были закрыты желтыми стеклами, что придавало особый тон освещению.
Самую интересную деталь отделки увидеть почти невозможно. Князь Константин решил возродить в церковном интерьере вышедшее из моды мозаичное искусство, ранее довольно распространенное на Руси. Г.Г. Гагарин, выполнявший для них эскизы, являлся и хорошим художником, и специалистом в теории храмовой живописи. Иконостас был шедевром резьбы по дереву – для него использовались несколько ценных пород. Но он и почти все изображения утрачены за те годы, когда церковь использовалась под мастерские.
Мозаики в ней есть и сейчас, но это уже результат работы современных реставраторов. Они, впрочем, сохранили важнейшую деталь, свойственную оформлению Покровского храма. На его куполе имелось изображение Христа, не совпадающее с каноническим – он был представлен очень молодым и бритым (классический вариант подразумевает наличие бороды). Роспись восстановлена именно в таком виде.
Рядом с церковью все еще растут несколько старых дубов – из числа тех, что не хотел рубить князь. В 2001 г. в звоннице (новострое возле храма) появился необычный колокол. Его изготовили в Донецке, причем мастера плавили металл не на угле, а на дровах. Существуют старинные записи, в которых утверждается, что так принято было у колокольных дел мастеров. Вес его превышает 600 кг.
Русские православные нередко организовывают паломничество в Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Но это связано не с ее архитектурными и художественными достоинствами. Просто здесь как-то отслужил литургию Иоанн Кронштадтский и молился Николай II, причисленные к лику святых. В Нижней Ореанде это действительно одна из наиболее значимых достопримечательностей.
Как добраться (доехать)?
Чтобы попасть в церковь, вам потребуется остановка «Верхняя Ореанда». От Ялтинского автовокзала сюда идут маршрутки №102 и №115, от Вещевого рынка — №122. Выйдя с автобуса, следуйте на восток – минуя ЖК «Ореанда-Плаза» и полуротонду на Царской тропе.
На машине самостоятельно доехать до церквушки вы сможете таким образом:
Туристу на заметку
В Крыму много интересных культовых строений, Покровская церковь в Ореанде — тоже привлекательна. Православные верующие Ялты почитают ее как пристанище святых. А представителям иных конфессий и атеистам церковь интересна своей историей, архитектурой и попыткой возрождения искусства мозаики.
Храм покрова пресвятой богородицы в нижней ореанде официальный сайт
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде
Храм был построен в грузинско-византийском стиле. По мнению Великого князя такой стиль более всего соответствовал окружающему скалистому пейзажу. Строительство начали возле Адмиральского домика. Чтобы алтарь храма сориентировать на восток, нужно было срубить большие дубы, которые росли здесь. Однако Великий князь воспротивился этому и, поэтому, алтарь храма повернут немного на юго-восток.
Торжественное освящение храма состоялось в 1885 году. Храм отличался большим количеством мозаики. К сожалению, к настоящему времени большая часть ее безвозвратно утрачена.
После смерти Константина Николаевича имение перешло к его сыновьям. В 1884 оно стало императорским имением. Его купили у Великого князя Дмитрия Константиновича для наследника престола цесаревича Николая Александровича.
Будучи уже императором Николай II любил прогуливаться в окрестностях Ореанды. Любил посещать здесь Покровский храм.
Бывал здесь и А.П. Чехов. В его знаменитом рассказе «Дама с собачкой» Гуров и Анна Сергеевна размышляют здесь о смысле жизни, о вечности. «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви. Гуров думал о том, как в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, всё, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».
Вид со скамеечки возле храма. Возможно здесь сидел Чехов.
В 1924 году храм закрыли. На замечательные фрески приходили смотреть экскурсанты. Во время крымского землетрясения 1927 года храм немного пострадал: в алтарной части образовалась трещина. Ремонтировать его, конечно, никто не собирался. После войны вокруг храма строятся новые корпуса санаториев. Церковь не вписывалась, по мнению местных властей, в новую архитектуру поселка и ее было решено снести. Вступились местные краеведы. Зданию удалось присвоить статус памятника архитектуры. Более тридцати лет здесь хранились ядохимикаты, а двор храма использовался как автобаза.
В 1992 году храм передали обратно в собственность Православной церкви. Это произошло к празднику Благовещения. Прихожане привели церковь в порядок, вывезли мусор, расчистили церковный двор. И на Троицу здесь была отслужена первая Литургия.
Храм в свое время посещал святой Иоанн Крондштадский. Здесь он служил Литургию. В память об этом событии у входа в церковь установлен бюст святого.
Несмотря на политические потрясения XX века храм выстоял. И звон его колоколов теперь постоянно звучит в Нижней Ореанде.
Храм покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде
Храм Покрова Божией Матери в Ореанде по праву может носить статус императорской церкви. В этой православной святыне Крыма бывали на Божественных литургиях члены царской семьи династии Романовых: сначала Александр III и Мария Федоровна, затем Николай II и Александра Федоровна.
В церковных таинствах участвовали великий князь Сергей, сын Александра II, убитый народовольцами в 1905 году, и Елизавета Федоровна, основательница благородной Марфо-Мариинской обители милосердия, прославленная в лике святых в 1992 году.
Святой Иоанн Кронштадтский, провожавший Александра III в последний путь, служил литургию в Покровской церкви, а основал святыню великий князь Константин, брат императора Александра II.
История Покровского храма пресвятой Богородицы
История храма покрова Богородицы в Нижней Ореанде начинается задолго до его основания и берет начало со времени правления императора Александра I, который незадолго до своей праведной кончины побывал на Южном берегу Крыма и буквально влюбился в живописную Ореанду, отличавшуюся скалистыми пейзажами.
Николай I посетил поселок только спустя 12 лет после смерти старшего брата. Он тоже решил построить в Ореанде дворец и подарить его своей жене Александре Федоровне. Проект дворца был заказан немецкому архитектору Карлу Шинкелю, но император остался недоволен полученным результатом и передал проект русскому архитектору Андрею Штакеншнейдеру.
Второй проект пришелся по вкусу государю. Строительство дворца началось в 1843 году и завершилось в 1852 году. Параллельно с дворцом обустраивался роскошный парк, в котором были собраны экзотические растения со всего мира.
Великий князь Константин, которому дворец матери достался по наследству, любил Ореанду всей душой. Он называл ее раем на земле, но бывал в Крыму редко, так как управлял флотом и председательствовал в военно-морском ведомстве империи.
После убийства брата Александра II Константин оказался не нужен новому государю Александру III, с которым у него сложились непростые семейные отношения, и он уехал в Ореанду.
В 1882 году дворец матери сгорел. Средств на его восстановление у великого князя не было, поэтому он поселился в скромном императорском домике, с которого открывался чудесный вид на море. Дом окружали могучие вековые дубы и очаровательный парковый ландшафт. Для полного счастья не хватало только храма.
В Ливадии была Крестовоздвиженская церковь, но Константин решил, что Ореанда тоже нуждается в храме, тем более что от сгоревшего дворца остался отличный белый камень, который можно было использовать для строительства святыни.
В апреле 1884 года строители приступили к работе. Великий князь лично заложил в фундамент новой церкви табличку с датой начала строительства святыни и ее названием. Храм он решил освятить в честь полюбившегося ему праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. Архитектором, возглавившим строительство, стал Алексей Авдеев.
Архитектура церкви Богородицы в Нижней Ореанде
Константин Николаевич был знатоком во многих сферах: он разбирался не только в военно-морском деле, но и в живописи, музыке, поэзии и архитектуре. Поэтому стиль будущего храма и место его расположения князь выбрал сам. Алексею Авдееву оставалось только осуществить его замысел.
Покровский храм возводился в грузинско-византийском стиле рядом с домиком князя. Авдеев предложил вырубить часть вековых дубов для того, чтобы расположить апсиду храма с алтарем на восток, но Константин запретил трогать деревья.
Тогда апсиду решено было повернуть на юго-восток. С запада, юга и севера крестообразно построенный храм окружила изящная арочная галерея.
Высокий световой барабан с круглыми окнами в оконных проемах венчал купол. На него был водружен ажурный позолоченный византийский крест. Фасады церкви украшали большие кресты из каррарского белого мрамора.
Из него же были сделаны рамы, обрамлявшие желто-оранжевые стекла. Роль звонницы выполнял высокий дуб, на который строители установили две доски и подвесили к ним пять колоколов разной величины. К звоннице пристроили деревянную лестницу.
По инициативе великого князя каждый этап стройки фотографировался. Эти снимки дошли до наших дней.
Внутренний интерьер Покровской церкви расписали известные иконописцы Григорий Гагарин, Давид Гримм и Михаил Васильев. Резной деревянный иконостас из кипариса, дуба, можжевельника и ореха выполнил местный мастер Кубышко. По великолепию собор сравним с храмом Михаила в Верхней Ореанде.
Великий князь не остановился на достигнутом. Он решил, что Покровскую церковь необходимо украсить мозаичными образами, искусством изготовления которых в совершенстве владел итальянский мастер Антонио Сальвиати.
По просьбе князя мозаичист приехал в Крым и украсил купол и стены храма мозаикой. Большинство этих работ не сохранилось, кроме образа Христа Спасителя, апостолов, ангелов и четырех евангелистов на куполе, а также двух панно на западной стене храма.
Мозаичный Покров Богородицы, который украшал горнее место церкви, был основательно разрушен в послереволюционные годы.
В 1885 году состоялся торжественный чин освящения новой церкви в Ореанде.
Храм Богородицы после смерти великого князя
Недолго Константин Николаевич наслаждался звоном колоколов Покровской церкви. Семь лет спустя его не стало. Поселок перешел во владение его сыновей Константина и Дмитрия. В 1894 году Дмитрий продал Ореанду цесаревичу Николаю.
Как раз в этот период в Покровской церкви побывал святой Иоанн Кронштадтский, который приехал в Ливадию к тяжело больному императору Александру III. Святой отслужил Божественную литургию в храме. В память об этом событии на территории церкви построен памятник с бюстом святого праведника.
Николай II любил бывать в Ореанде, прогуливаясь со своей семьей по Царской тропе. Император не раз присутствовал на богослужениях, слушал звон колоколов и принимал участие в церковных таинствах. Белая полоса в истории Покровской церкви закончилась в 1917 году.
В 1924 году власти официально закрыли храм, однако ценные мозаичные работы Сальвиати не позволяли уничтожить церковь, поэтому в первый год после закрытия здесь стали проводиться платные экскурсии.
После землетрясения, случившегося пару лет спустя, здание церкви потрескалось, пострадала мозаика. Атеисты тут же воспользовались этим, чтобы уничтожить храм. Они попытались сбросить византийский крест с купола храма, но крест сломался.
Затем для Покровской церкви наступил период временного затишья: о ней не вспоминали вплоть до 50-х годов. В 50-е годы храм снова едва не разрушили, но Бог уберег святыню. Вместо уничтожения советские власти решили превратить церковь в склад для хранения ядохимикатов.
В лоно Русской православной церкви храм вернулся в 1992 году. Настоятелем полуразрушенной святыни стал Николай Доненко. Отец Николай взялся за восстановление церкви и шаг за шагом стал приводить ее в нормальный вид.
В начале января 2002 года батюшка освятил новую каменную звонницу, строительство которой завершилось в декабре. Звонницу украсили ажурный крест, изготовленный Олегом Радзевичем, и большой колокол, весивший 603 килограмма.
На клеймах колокола изображены Покров Богородицы, Иисус Вседержитель, великомученик Пантелеймон и Николай Чудотворец. Колокол в дар обители отлили мастера Анатолий и Александр из Донецка.
Как добраться до Покровского храма Богородицы
Храм находится по адресу: Крым, Большая Ялта, поселок Нижняя Ореанда, Севастопольское шоссе.
Добраться до Покровской церкви можно на маршрутных автобусах № 115 и 102, следующих от автовокзала Ялты, или на маршрутном автобусе № 122, который отправляется от Вещевого рынка города.
Туристам необходимо сойти на остановке «Верхняя Ореанда», а дальше отправиться пешком на восток.
До святыни можно также добраться на маршрутных автобусах № 27, 32, 47 и 26, следующих до остановки «Ливадия-2». Далее по Царской тропе нужно пройти в Ореанду.
Церковь Покрова Божьей матери
Внимание! С 25 октября 2021 года в Ялте действуют особые правила посещения массовых мест
Именно этот узнаваемый купол вы видели если уже доводилось прогуливаться по царской тропе.
Построенная в 1885 году, церковь Покрова в Ореанде долгое время была одним из самых знаковых религиозных объектов всей Большой Ялты. Начиная с императора Александра III, в ней молились все последующие Романовы. Именно Покровская церковь упоминается Чеховым в его рассказе «Дама с собачкой».
В архитектурно-культурном смысле храм интересен тем, что выполнен в не совсем привычном для России грузино-византийском стиле, который отличает постройка в виде креста, конусовидный купол, на котором высится ажурный четырёхконечный византийский крест. Звонница храма:
Ещё одна интересная особенность данной церкви заключается в том, что крест украшает очень редкое в иконографии изображение Иисуса Христа без бороды.
Видео из Покровской церкви:
В Ялте есть ещё один действующий храм, выполненный в похожем архитектурном стиле — армянская церковь святой Рипсиме
Нижняя Ореанда. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен по заказу Великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. Выполнен в грузинско-византийском стиле по проекту академика архитектуры А. А. Авдеева. Храм был богато украшен мозаичными образами и орнаментами работы итальянского мозаичиста Антонио Сальвиати. В украшении храма принимали участие такие знаменитые живописцы и орнаменталисты как князь Г. Г. Гагарин, бывший Вице-президент Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, академики Д. И. Гримм, М. В. Васильев. В конце XIX — начале XX вв. храм считался одним из красивейших на Южном берегу Крыма. В этом благодатном месте служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, здесь причащалась вмц. Великая княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться вся царская фамилия, все Великие князья и княгини, когда они отдыхали на, Южнобережье. Здесь бывал А. П. Чехов.
В 1924 году храм был закрыт и передан в ведение ОХРИСа (организация по охране памятников), чтобы использовать его как памятник архитектуры, имеющий уникальную мозаику. Впоследствии, в 1928 году, храм предполагали снести. В послевоенный период храм использовался под механические мастерские, строительный и овощной склады. В 1992 году храм вернули Церкви. И теперь мы снова можем видеть редкое изображение Спасителя в отроческом возрасте, двенадцать апостолов, полный образ иконы Покрова Пресвятой Богородицы и частично сохранившиеся лики святых. Здесь совершаются богослужения, идет частичная реставрация.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua2/pamyatniki_ua2_662.html
Крест – один из древнейших символов, известных многим народам задолго до появления христианства. После Воскресения Христова он стал символом спасения, торжества и славы Христианской Церкви. Все православные храмы имеют различное количество разнообразных крестов по назначению и форме.
Первый крест в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде (имение Великого Князя Константина Николаевича) появился в самом начале строительных работ, 1 октября 1884 года. В этот день был отслужен водосвятный молебен об освящении местности под постройку церкви. После молебна первый деревянный восьмиконечный крест был воздвигнут на шестиметровом шесте. Его поставили на месте будущей алтарной апсиды, где он оставался всё время при постройки храма. Крест весь был обвит зеленью и цветами и все присутствующие на молебне восхищались им. Великий Князь Константин Николаевич так описывал это событие: «…погода была чудная, ясная, совершенно летняя, даже жаркая, и весь этот праздник имел чрезвычайно торжественный и трогательный вид и все казались довольными и счастливыми, а я более всех. Господь Бог меня сподобил начать святое дело. Молю Его благословить наше начинание и сподобить нас видеть и его благополучное окончание».
8 июня 1885 года все стены были доведены почти до высоты карнизов. В них были вставлены 6 мраморных крестов, составляющее наружное украшение церкви. К августу месяцу был построен барабан с куполом, и на него надо было поставить крест. Оставались только кровельные и внутренние работы. Хозяин имения был доволен ходом работ. Наконец, прибыл купольный крест, который он с нетерпением ожидал. Хотя крест был красив, великолепно вызолочен, но оказался не прочным, и поднять его не представляло никакой возможности. Это разочаровало Великого Князя, поэтому Константин Николаевич, чтобы не оставлять церковь без креста, заказал столяру Кубышко деревянный крест по эскизу князя Г.Г. Гагарина. Деревянный крест был водружен 6 (19) августа 1885 года в праздник Преображения Господня. Константин Николаевич, Дмитрий Алексеевич Милютин вместе со строителями храма собственноручно внесли деревянный крест на самый верх купола. Торжественная церемония происходила, по свидетельству Дмитрия Алексеевича, «совершенно просто, в домашней обстановке. Уникальность этого креста состояла в том, что в него был вделан маленький византийский, бронзовый крестик, который нашли в Ореанде при рытье котлована под фундамент дворца. По приказанию Императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I, он должен был храниться постоянно в имении «Ореанда». Константин Николаевич тогда же предположил, что по изготовлению и постановке нового металлического креста, этот деревянный купольный крест будет перенесен в алтарь и поставлен там за престолом. Другой деревянный крест, который стоял со дня начала работ и выдержавший и дождь, и снег, и ветер, решили перенести на старый дуб, на котором будет оригинальная звонница.
Наступал праздник Покрова Пресвятой Богородицы, день,когда Великий Князь хотел освятить храм. Но церковная утварь и новый бронзовый золоченный купольный крест задерживался в Москве. До этого Константин Николаевич забраковал еще два креста, сделанные на московской фабрике Хлебникова. 20 сентября Константин Николаевич получил известие, что всё будет готово к 27 числу, о чем его известил фабрикант Хлебников. 29 сентября Его Высочество получил известие из Севастополя от полицмейстера Завалишина, что вещи прибыли. Но поезд пришел с опозданием, и погрузить всё на пароход, который плыл в Ялту, опоздали. С погрузкой на лошадей также вышло осложнение, так как накануне все лошади были забраны для проезда генерал-губернатора. Полицмейстер с трудом нашел татарина с четверкой лошадей и, погрузив, отправился в путь. Старания Завалишина увенчались успехом. 30 сентября в 7 часов утра он прибыл в имение. Всё прибыло в целостности и сохранности. Четвертый по счету крест сразу же внесли в церковь. Он очень понравился Великому Князю. В храме отслужили молебен, крест окропили святой водой, и сам Константин Николаевич помог вынести его наружу, к большой деревянной лестнице, доходящей до крыши. Крест стали поднимать талями на верхние леса. Во время работы церковный хор пел: «Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохроняя Крестом Твоим жительство». Когда крест был поднят на верхние леса, старый деревянный вынули из вершины купола и водрузили новый, и он засверкал на солнце яркой позолотой. Его Высочество писал тогда по этому поводу: «Он прелесть как красив, точно кружевной, потому что весь ажурный. В это время было ровно ¾ 8-го и присутствующие хором пропели: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим». Чудный был момент». Работы в церкви продолжались весь день. Вечером служили первое всенощное богослужение и во время его в храм внесли старый деревянный крест, который был на куполе.
В послереволюционный период часть деревянных крестов, возможно, была уничтожена, драгоценные напрестольные кресты безследно исчезли. Во время нахождения храма в ведение организации «Южберкрым» было дано предписание уничтожить все культовые признаки как внутри, так и с внешней стороны церкви. Был сломан бронзовый купольный крест, основание которого сейчас хранится в церкви как уникальная реликвия.
После освящения храма в 1993 году на купол был поднят новый, восьмиконечный, временный крест, изготовленный слесарем гаража санатория «Нижняя Ореанда» Виктором Шурухиным. В форме креста выполнено окно в алтаре. Прежние рамы были сделаны из белого каррарского мрамора, привезенного из Ливорно, в них были вставлены светлооранжевые стекла, что придавало освещению храма эффект теплого заходящего солнца. Современное виражное окно изготовлено киевским художником Владимиром Левченко, гармонично вписалось в облик церкви и ее интерьера. После постройки новой звонницы в январе 2002 года на ней воздвигнут крест, выполненный в византийском стиле киевским скульптором Олегом Родзевичем. Им также сделаны два других церковных креста. Один – крест на Голгофе (резьба по дереву), его сейчас можно видеть на левом клиросе в церкви. Другой крест – купольный, выполнен в византийском стиле. Он ажурный, как в былые времена, но сейчас в него ещё вмонтировали цветные витражные стекла, что придает неповторимую красоту. 13 февраля 2003 года этот крест освятил настоятель храма протоиерей Николай Донченко в сослужении иеромонаха Авенира из Киево-Печерской Лавры. 1 марта состоялось воздвижение креста на купол храма. День выдался солнечный. Специалисты фирмы «Восходитель» вначале демонтировали старый крест, который прослужил 10 лет.
Сейчас в алтаре храма на престоле находится несколько крестов. Два из них уникальные: а) четырехконечный деревянный крест, заключающий в себе частицы мощей священномученика архиепископа Фаддея Тверского, исповедника епископа Василия Кинишемского, святого блаженного Алексия Ивановского и священномученика Михаила Бастурманского; б) восьмиконечный филигранной работы крест, заключающий частицу Животворящего Креста Господняя, а также частицу Голгофы. Был ещё один крест в имении «Ореанда».
В.Х.Кондараки в своем труде «Универсальное описание Крыма» упоминает, что в Ореанде «даже во времена турецкого владычества было поселение с храмом на возвышенности утеса».
С 1825 года Ореанда становится царским имением. В 1837 году вся царская фамилия посещает Южный берег Крыма, и император Николай I подарил «любезнейшей супруге Нашей Императрице Александре Федоровне» имение «Ореанда». 30 сентября того же года Императрица, Михаил Семенович с супругой Елизаветой КсаверьевнойВоронцовой, собственноручно воздвигли деревянный крест и посадили куст лавра на вершине скалы. С тех пор скала в Ореанде стала называться Крестовой. Впоследствии деревянный крест заменили чугунным. В Государственном архиве Крыма есть описание этого креста: «На Крестовой горе чугунный крест, вделанный в цементный раствор в скалу, с застекленными отверстиями для поставки свечей, к нему имеется такой же величины досчатый крест, и так же застекленный: высота – 1,65 сажени (3,46 м), ширина – 0,75 сажени (1,57 м), толщина – 0,24 сажени (0,5 м)». Это был великолепный православный крест, который был виден издали. С Крестовой горы, на которой он стоял, открывается неповторимый вид на море, Ореанду и Ялту. В лихую послереволюционную годину крест был уничтожен, но название горы осталось – «Крестовая».
Несколько лет назад на том месе, где стоял православный крест, был кем-то поставлен знак, вызывающий много вопросов у местных жителей и отдыхающих, со временем на вершине этого знака появился полумесяц. 10 ноября 2008 года прихожане ялтинских церквей взошли на гору и воздвигли 4-метровый деревянный православный крест. Настоятель Воскресенского храма Ялты отец Иоанн Никитенко освятил православную святыню. «Чудесная скала» с новым крестом стала теперь и местом памяти всем погибшим в Первой мировой войне. 13 или 14 января произошел акт вандализма. Неизвестными варварами был спилен Поклонный Крест. Недолго ореандовская скала оставалась без креста, 23 февраля прихожанами Покровской церкви и других ялтинских храмов был вновь воздвигли восьмиконечный крест. Крест, который был на куполе Ореандской церкви, ждал своего часа 10 лет. Он находился за звонницей, теперь вновь над Ореандой. 11 марта 2013 года этот крест вновь был освящен настоятелем церкви Воскресения Христова протоиереем Иоанном Никитенко.
В 1924 году церковь закрыли, в годы Великой Отечественной войны она пострадала как внешне, так и внутри (была утрачена часть мозаики), в начале 1960-х годов церковь в Ореанде едва избежала сноса, в 1993 году, после многих лет нецелевого использования, Покровский храм был возвращён Православной Церкви.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде возведён в 1885 году по проекту академика Алексея Авдеева и под покровительством великого князя Константина Николаевича (сына Николая I). Расположенный в одном из живописных мест южного побережья, изображён у Ивана Айвазовского на картине «Вечер в Крыму» и упомянут в повести Антона Чехова «Дама с собачкой». Храм закрыли в 1924 году, а в начале 1960-х от уничтожения его спасло лишь настойчивое вмешательство местных краеведов. Более 30 лет в нём хранились ядохимикаты, поэтому уцелела только треть мозаик, выполненных мастером из Венеции Антонио Сальвиати.
Источник: «Журнал Московской Патриархии». Выпуск №8 (август 2016 г.)
Комментарии и обсуждение
Год постройки 1885. Кто-то допустил ошибку: М.В. Васильев никакого отношения не имеет к храму. Эту ошибку все переписывают из одного источник в другой! Над рисунками для мозаик итальянского мастера Антонио Сальвиати работал Василий Васильевич Васильев. Именно ему принадлежат все эскизы внутреннего убранства, в том числе и основной образ Христа (без бородого) в куполе, только не мальчика в возрасте 12-14 лет, а молодого юноши 18 лет, как этого пожелал заказчик великий князь Константин Николаевич.
В 2006 году была опубликована статья «Из истории Покровского храма в Ореанде» Н.В. Антоновой в Сборнике Константинвский дворцово-парковый ансамбль в Стрельне: История и современность. СПб.: «Дмитрий булавин».