храм покрова пресвятой богородицы в выхино расписание богослужений
Выхино-Жулебино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Выхино (временная).
Покровский храм
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Появление храма в Выхино далеко не случайно: до революции 1917 г. в деревне Выхонь в районе нынешнего роддома №8 существовала часовня во имя святителя Николая и церковно-приходская школа при ней. В начале 1960-х годов в связи со строительством МКАД все церковные постройки были снесены.
Идея строительства православного храма на пересечении Самаркандского бульвара и Ферганской улицы принадлежит заслуженному архитектору Российской Федерации, академику архитектуры Каро Сергеевичу Шехояну – автору проекта кинотеатра «Волгоград» и Детской школы искусств им. М.А. Балакирева – крупнейшего учреждения дополнительного образования не только в России, но и во всей Европе. По замыслу К.С. Шехояна, храм должен стать духовной доминантой микрорайона Выхино.
30 апреля 2016 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен епископом Воскресенским Саввой при большом стечении народа.
Появление храма в Выхино далеко не случайно: до революции 1917 г. в деревне Выхонь в районе нынешнего роддома №8 существовала часовня во имя святителя Николая и церковно-приходская школа при ней. В начале 1960-х годов в связи со строительством МКАД все церковные постройки были снесены.
Идея строительства православного храма на пересечении Самаркандского бульвара и Ферганской улицы принадлежит заслуженному архитектору Российской Федерации, академику архитектуры Каро Сергеевичу Шехояну – автору проекта кинотеатра «Волгоград» и Детской школы искусств им. М.А. Балакирева – крупнейшего учреждения дополнительного образования не только в России, но и во всей Европе. По замыслу К.С. Шехояна, храм должен стать духовной доминантой микрорайона Выхино.
В 1990-е годы вплоть до 2006 г. на территории нынешнего храма был пустырь. В 2006-2014 гг. на этом месте функционировал продовольственно-промтоварный рынок «Нивана», который просуществовал до октября 2014 г., когда по решению руководства Управы района Выхино-Жулебино он был снесен.
После сноса рынка в октябре 2014 г. директор ДШИ им. М.А. Балакирева, депутат Муниципального собрания района Выхино-Жулебино Людмила Николаевна Комарова обратилась к руководству префектуры ЮВАО с предложением рассмотреть возможность строительства храма на месте бывшего рынка. Осенью 2014 г. вновь образованной инициативной группой собрано более 2000 подписей местных жителей под обращением к мэру г.Москвы С.С. Собянину о необходимости строительства православного храма в микрорайоне Выхино. Идея была поддержана руководством префектуры ЮВАО, подразделению Москомархитектуры было дано поручение подготовить проект Градостроительного плана земельного участка.
Депутаты Муниципального собрания района Выхино-Жулебино 23 декабря 2014 г. единогласно поддержали предложение Москомархитектуры по строительству храмового комплекса по адресу: Самаркандский бульвар, пересечение с Ферганской улицей, после чего данный участок был включен в программу возведения 200 новых храмов столицы.
В сентябре 2015 г. Москомархитектурой был представлен на согласование проект Градостроительного плана земельного участка. 15 декабря 2015 г. в ДШИ им. М.А. Балакирева состоялись публичные слушания по проекту ГПЗУ, в которых приняло участие более 500 человек. Подавляющее большинство участников публичных слушаний высказалось в поддержку строительства храмового комплекса. В целом в поддержку строительства храма поставили свои подписи более 3000 жителей района Выхино-Жулебино.
25 марта 2016 г. Управляющим Юго-Восточным московским викариатством епископом Воскресенским Саввой был освящен закладной камень и крест на месте строительства временного деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В торжественной церемонии приняли участие заместитель префекта ЮВАО по работе с населением Людмила Викторовна Митрюк, глава управы района Выхино-Жулебино Виктор Валерьевич Родионов, глава муниципального округа Выхино-Жулебино Игорь Леонидович Теологов, генеральный директор ООО «Эльбрус» Сергей Викторович Михеев, телеведущий Петр Олегович Толстой.
30 апреля 2016 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен епископом Воскресенским Саввой при большом стечении народа в присутствии главы управы района Выхино-Жулебино В.В. Родионова, главы муниципального округа Выхино-Жулебино И.Л. Теологова. Епископ Савва сердечно поблагодарил за труды районные власти и всех причастных к строительству храма. В дар храму владыка преподнес копие и деревянную икону с изображением Тайной Вечери.
В ночь с 30 апреля на 1 мая 2016 г. в новоосвященном храме состоялось первое богослужение — полунощница, крестный ход, пасхальная заутреня и божественная литургия.
**Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Городне**
Воскресная школа при храме Покрова Пресвятой Богородицы на Городе образована в 1993 году и возрождает традиции церковно-приходской школы села Покровского (1908-1918).
Деятельность Воскресной школы направлена на получение детьми православного образования и приобщение воспитанников к литургической жизни Церкви, на организацию на приходе совместного православного досуга и общения в кругу единомышленников.
Для достижения поставленных целей в школе сложилась определенная структура, помогающая ученикам получать теоретические и практические знания. У нас предусмотрено разделение детей на группы по возрастным категориям от 6 до 16 лет.
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА обучения включает предметы:
Православный иконостас (8-9 лет)
Священная история Ветхого и Нового завета (9-12 лет)
Основы церковного чтения с элементами Литургики (11-16 лет)
История Церкви (13-14 лет)
Православный Катехизис (15-16 лет)
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
— Хор (4-16 лет)
— Основы музыкальной грамоты (11-16 лет)
При Воскресной школе также действуют:
-Занятия для взрослых
-Школа церковных звонарей
Занятия проходят по воскресениям во время или после богослужения.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ
8-9 лет
Православный иконостас
Курс построен таким образом, что знакомясь с каждым новым образом в храмовым иконостасе, мы постепенно продвигаемся от начала сотворения мира до современной жизни Церкви, делая краткий экскурс в историю Ветхого и Нового Завета. Разбирая праздничный ряд иконостаса, последовательно знакомим детей с событиями годового церковного круга – от Рождества Богородицы до Ее Успения. Продолжением истории, изложенной в Писании, является история, дошедшая до нас из Священного Предания, большой пласт которого составляют Жития Святых (от Ветхозаветных праведников до святых нашего времени), которые мы тоже изучаем, ведь иконостас – не что иное, как собрание святых всех времен и народов.
9-10 лет
Ветхий Завет
Целью курса является изложение православной концепции появления мира, назначения человека, вытекающего из замысла Творца. В рамках курса подробно разбираем дни творения – Шестоднев, историю Израиля – действие Промысла Божия в этом народе, избранным Творцом для восстановления союза со всем человечеством, разбираем 10 ветхозаветных заповедей и задаем при этом перспективу роста христианской нравственности – «любите врагов ваших» (Мф. 5:44).
10-12 лет
Новый Завет
Важность этого курса такова,
Что его изучению мы посвящаем два года. В младших классах дети уже кратко познакомились с главными Евангельскими событиями, которые Церковь наиболее торжественно отмечает в двунадесятых праздниках. Здесь мы уже обращаемся к первоисточнику, теперь настало время более пристального изучения евангелия – Книги книг, для логического завершения предыдущего библейского повествования необходимо показать исполнение в Новом завете обетования Божия – приход в мир Спасителя – Сына Божия Иисуса Христа для искупления последствий людского греха и восстановления утраченного людьми союза с Богом.
12-16 лет
История Церкви
Первые уроки этого курса мы посвящаем знакомству с книгой «Деяний святых апостолов», повествующей о событиях, происходивших вслед за Евангельскими: о создании христианской Церкви и ее развитии в первые тридцать лет существования после воскресения Господа Иисуса Христа. Дальнейшие уроки позволят учащимся прикоснуться к богатейшей сокровищнице Церковного Предания в рамках изучения истории Вселенских соборов. Несколько уроков посвящены истории Русской Церкви. Неотъемлемыми являются темы «Просвещение славян святыми Кириллом и Мефодиием», «Крещение Руси». Один из уроков Церковной истории посвящен христианскому искусству – истории иконы. В завершении курса мы предлагаем учащимся написать рассказ о своем святом покровителе, обратить внимание на то, в какой момент церковной истории он совершал свое христианское житие, каким именно опытом Богообщения он пополнил сокровищницу жизни Церкви в Духе Святом.
11-16 лет
Основы церковного чтения с элементами Литургики
Освоение нашими детьми церковнославянского языка – это их воцерковление, введение во Храм. Исконно русские дети учились читать по Псалтири и Часослову. Предлагаемый курс включает в себя знакомство с церковнославянской азбукой, изучение истории возникновения славянской письменности, изучение грамматики и овладение навыками чтения богослужебных текстов. Мы сопровождаем эти уроки презентациями, аудиозаписями, видеофрагментами церковных песнопений и, безусловно, подразумеваем непосредственное участие ребенка в самом богослужении.
15-16 лет
Православный Катехизис
Этот курс – своеобразный итог, обобщающий все пройденное ранее. Все православное вероучение сконцентрировано в Символе веры, который и является предметом курса. Параллельно изучаются церковные таинства. Цель курса – объяснить смысл каждого таинства, показать, что они установлены самим Господом, найти подтверждение этому в священном Писании. Но главная задача – донести до детей мысль о том, что никакие знания о Боге не смогут приблизить к Нему, если не будет единения с Творцом через Им самим установленную таинственную церковную жизнь, которая немыслима без исполнения заповедей.
15-16 лет
Основы музыкальной грамоты – изучение основ музыкального языка, нотной грамоты. Занятия способствуют развитию музыкальных способностей: чувства ритма, музыкального слуха и памяти.
Воскресный учебный день в нашей приходской школе начинается с Божественной Литургии. После Причастия и окончания службы дети вместе с педагогами проходят в трапезную на обед и затем на уроки.
Регулярно учащиеся Воскресной школы участвуют в паломнических поездках и экскурсиях.
Расписание на ноябрь 2021
Исповедь совершается после вечернего богослужения.
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. | 3 ноября СРЕДА | 17:00 Всенощная с литией. Исповедь. |
4 ноября ЧЕТВЕРГ | 9:00 Литургия, крестный ход на Казанский святой источник. | |
Димитриевская родительская суббота. | 5 ноября ПЯТНИЦА | 17:00 Вечерняя служба. |
6 ноября СУББОТА | 9:00 Литургия, панихида. | |
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355). | 17:00 Всенощная. Исповедь. | |
7 ноября ВОСКРЕСЕНЬЕ | 9:00 Литургия, молебен, канон мч. Уару. | |
Вмч. Дмитрия Солунского | 8 ноября ПОНЕДЕЛЬНИК | 9:00 Литургия. |
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского | 10 ноября СРЕДА | 9:00 Литургия. |
11 ноября ЧЕТВЕРГ | 17:00 Акафист Свт. Николаю Чудотворцу. | |
12 ноября ПЯТНИЦА | 17:00 Акафист Покрову Пресвятой Богородицы. | |
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула | 13 ноября СУББОТА | 9:00 Литургия. |
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их прп. Феодотии (III). | 17:00 Всенощная. Исповедь. | |
14 ноября ВОСКРЕСЕНЬЕ | 9:00 Литургия, молебен о страждующих недугом винопития и наркомании, лития. | |
Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов. | 18 ноября ЧЕТВЕРГ | 9:00 Литургия. |
17:00 Акафист Свт. Спиридону Тримифунтскому Чудотворцу. | ||
19 ноября ПЯТНИЦА | 17:00 Акафист иконе Божией Матери «Всецарица». | |
Мучеников в Мелитине пострадавщих. | 20 ноября СУББОТА | 9:00 Литургия. |
Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. | 17:00 Всенощная с литией. Исповедь. | |
21 ноября ВОСКРЕСЕНЬЕ | 9:00 Литургия, молебен, лития (Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий). | |
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407). | 25 ноября ЧЕТВЕРГ | 17:00 Утреня с полиелеем. |
26 ноября ПЯТНИЦА | 9:00 Литургия. | |
Апостола Филиппа (ок. 81-96). | 27 ноября СУББОТА | 9:00 Литургия, панихида. |
Неделя 23-я по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста. Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794). | 17:00 Всенощная. Исповедь. | |
28 ноября ВОСКРЕСЕНЬЕ | 9:00 Литургия. | |
Мч. Матфея Гусева | 17:00 Всенощная с литией. Исповедь. | |
29 ноября ПОНЕДЕЛЬНИК | 9:00 Литургия. |
Покровский храм открыт ежедневно с 9:00 до 18:00, в дни, когда совершается богослужение, с 8:00 до окончания вечернего богослужения.
В нашем храме проводятся огласительные беседы, на которые мы приглашаем готовящихся к Таинствам Крещения и Венчания. Беседы проводятся еженедельно по субботам в 15:00.
Запись по телефону: +7(965) 416-86-96 Александра (Миссионер-катехизатор).
Православный Храм Покрова Богородицы в Нахабино
Московская область, Красногорский район, пос. Нахабино, ул. Советская 4А. +7 (495) 566-07-17 РПЦ © 2021
๑۩۞۩๑ Сестричество и Храм Покрова Божией Матери
март 2019
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
๑۩۞۩๑ Сестричество и Храм Покрова Божией Матери запись закреплена
Сестричество святой Анастасии
๑۩۞۩๑ Сестричество и Храм Покрова Божией Матери запись закреплена
๑۩۞۩๑ Сестричество и Храм Покрова Божией Матери запись закреплена
Михаил Метелкин
๑۩۞۩๑ Сестричество и Храм Покрова Божией Матери запись закреплена
Монастырь прп. Александра Свирского
ОТОШЁЛ КО ГОСПОДУ СЕКРЕТАРЬ ТИХВИНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЕРОМОНАХ ОНУФРИЙ (ЛАРИН), ПРОСИМ ВАШИХ СВЯТЫХ МОЛИТВ.
16 октября 2021 года в результате осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, на 40-м году жизни отошел ко Господу иеромонах Онуфрий (Ларин) – секретарь Тихвинского Епархиального управления, настоятель Андреевского собора г. Волхова Ленинградской области.
Показать полностью.
Иеромонах Онуфрий (Ларин Александр Вячеславович) родился в 1982 году в г. Ленинграде в семье служащих. В 1990-х годах исполнял обязанности псаломщика Ильинского храма (на Пороховых) г. Санкт-Петербурга, а также, в 1996-1997 гг., старшего иподиакона архиепископа МИХАИЛА (Мудьюгина).
После окончания Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии, 19 сентября 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским ВЛАДИМИРОМ он был рукоположен во диакона, а 28 апреля 2005 года им же – во пресвитера. После хиротонии о. Онуфрий был назначен штатным священником храма святого пророка Илии (на Пороховых) и, по совместительству, окормляющим обустроенный им же домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при ГУЗ Хоспис № 4 г. Санкт-Петербурга.
В 2009 г. отец Онуфрий окончил Киевскую Духовную Академию, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Историко-литургическое исследование богослужебных реформ в Русской Церкви в патриарший и синодальный периоды».
Помимо пастырской деятельности, в период с 2005 по 2013 гг., о. Онуфрий исполнял обязанности ключаря Ильинского храма, помощника благочинного Большеохтинского благочиннического округа г. Санкт-Петербурга и заместителя председателя Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии.
С начала образования Тихвинской епархии в 2013 году был назначен Секретарем Тихвинского Епархиального управления.
17 апреля 2014 года, священник Александр Вячеславович Ларин возведен в сан протоиерея. 3 октября 2014 года епископом Тихвинским и Лодейнопольским МСТИСЛАВОМ совершен его постриг в мантию с наречением имени Онуфрий (в честь преподобного Онуфрия Великого).
В 2012-2014 гг. при непосредственном участии и руководстве о. Онуфрия был построен храм святого благоверного князя Александра Невского в деревне Новинка Доможировского с/п Лодейнопольского района Ленинградской области, в 2018-2019 гг. – храм святого апостола Андрея Первозванного в городе Волхове, а также построен Духовно-просветительский центр «Андреевский» при Андреевском соборе г. Волхова, открытие которого состоялось в сентябре этого года.
Помимо основной нагрузки секретаря Епархиального управления он с успехом исполнял обязанности благочинного Шлиссельбургского благочиннического округа Тихвинской епархии (2013 г.), руководителя Службы епархиального протокола (2013-2014), духовника Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря (2014-2015 гг.), духовника Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря (2015-2021 гг.), также входил в состав епархиальных аттестационной, наградной и ревизионной комиссий (2013-2015 гг.), благочинного монастырей и монастырских подворий Тихвинской епархии (2019-2021 гг.).
Санкт-Петербургская Духовная Семинария – 2004 г.
Киевская Духовная Академия, кандидат богословия – 2009 г.
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО) – 2009 г.;
Русская христианская гуманитарная академия (теология, бакалаврит) – 2017 г.;
Русская христианская гуманитарная академия (теология, магистратура) – 2019 г.
Обучался в общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
О времени и месте отпевания иеромонаха Онуфрия будет сообщено дополнительно
๑۩۞۩๑ Сестричество и Храм Покрова Божией Матери запись закреплена
Ольга Жевлакова
๑۩۞۩๑ Сестричество и Храм Покрова Божией Матери запись закреплена
Сестричество во имя св. прмц. Елисаветы
Дорогие друзья!
11 октября, в день Обретения мощей прмц. вел. кн. Елисаветы, состоится торжественное открытие нашей Елизаветинской обители милосердия.
Низкий поклон всем, кто внес вклад в это богоугодное дело и помогал нам по мере сил и возможностей! Без вас мы бы не справились!
Показать полностью.
Завершено обустройство Елизаветинской обители, установлен лифт, в комнатах всё готово к приему первых подопечных.
Приглашаем всех наших прихожан и друзей на этот праздник!
๑۩۞۩๑ Сестричество и Храм Покрова Божией Матери запись закреплена
๑۩۞۩๑ Сестричество и Храм Покрова Божией Матери запись закреплена
Священник Нашего Времени
Слово о неосуждении пастырей Святителя Луки Крымского ( Войно-Ясенецкого ).
Меня просят в письме разъяснить вам, какая разница между осуждением ближнего, которому могут быть подвергнуты и священники, и возмущением, вызываемыми их некоторыми неправильными поступками.
Показать полностью.
Пишут, что многие не понимают этой разницы, всякое возмущение, вызванное неправильными действиями священника, считают осуждением, и потому молчат, и потому не смеют высказать свое возмущение открыто, почитая его осуждением.
Знаете вы, что Господь и Бог наш Иисус Христос сказал нам: «Не судите, не будете судимы» (Лк.6:37).
А св. Павел в послании к Римлянам так говорит: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судить другого, осуждаешь себя, потому что судя другого, делаешь то же» (Римл. 2:1).
Как видите, запрет весьма определенный и весьма страшный, запрет на всякое осуждение ближнего.
Что же побуждает людей осуждать друг друга, и кто более всех осуждает других? Их побуждает осуждать других желание увидеть, что и другие грешны не менее, а еще более, чем они сами. Выискивая грехи ближнего своего, осуждая его за грехи его, они стараются этим успокоить свою нечистую совесть, обличающую их во многих греховных деяниях.
Осуждают больше всего те, кто сами заслужили от Бога осуждение: осуждают грешники, осуждают полные страстей и похотей, осуждают нечистые, ибо хотят они в этом найти успокоение своей совести.
Они всячески наблюдают за окружающими их людьми, они тщательно выискивают все нечистое, все греховное в людях, окружающих их, и найдя это нечистое, они складывают это в свое злое сердце и услаждаются этим.
О таких один великий преподобный сказал, что сердце их подобно отхожему месту, которое принимает в себя нечистоты множества людей, нечистоты телесные, а они с ненасытностью принимают в сердце свое духовные нечистоты ближних своих.
Может ли быть более позорное, более тяжелое определение осуждения, чем это, сделанное тем, кто никогда никого не осуждал, ибо люди добрые, христиане, живущие по заповедям Христовым, никого не осуждают.
И чем чище, чем ближе к святости они, тем реже осуждают других.
Подвижники святые никогда и никого не осуждали.
А тем, кто постоянно осуждает ближних, великий отец наш Иоанн Златоуст сказал, что подобны они нечистым мухам, которые отовсюду слетаются на гнойные раны и нечистые язвы и, копошась в них, причиняют боль и страдание и растравляют язвы. Так причиняют боль и страдание ближним своим, так растравляют духовные язвы их те, кто осуждает, злобно осуждает.
Кроме мух нечистых, знаем мы чистых милых пчел, бабочек и мотыльков, которые порхают с цветка на цветок, пьют из них чистый нектар, собирают с них мед. И этим, этим чистым созданиям Божиим надлежало бы нам уподобляться, а не отвратительным мухам, растравляющим язвы и гнойные раны.
Осуждающие часто имеют своим побуждением гордость, ибо всякий гордый считает себя ни в чем не заслуживающим осуждения, а всех окружающих людей считает грязными, нечистыми и осуждает их.
Этим думают они возвеличить свое достоинство, но вместо этого совершенно уничтожают все следы достоинства, которые, может быть, еще сохранились в их гордой душе.
Осуждение часто имеет своим началом и побуждением зависть, низкую зависть. Завидуют люди благосостоянию, успехам жизненным, даже успехам духовным ближних своих, и чтобы отвести отравленное ядом зависти сердце, клевещут на них, осуждают их, осуждают без конца и ненасытно.
Вот что такое осуждение.
Содрогнемся же, представив себе всю тяжесть, всю грязь духовную, которой наполняется сердце наше, когда дерзаем осуждать своих ближних.
Но кроме осуждения еще есть и другое понятие – обличение.
И в Священном Писании можно немало найти примеров того, что обличение даже предписывается как обязанность. Но когда вникнем во все те места Священного Писания, в которых говорится об обличении, то увидим, что эти места относятся в посланиях святого апостола Павла не к простым людям, а к епископам: их он обязывает обличать, когда это нужно.
Но если им это предписано, и должны по своему сану, по своим высшим обязанностям обличать епископы, то это не значит, чтобы всякий из вас имел такое же право. А к обличению очень близко стоит то возмущение, о котором пишется в письме.
Когда вы указываете мне на недостатки, на дурные поступки священников, возмущающие вас, то это близко к обличению. Должно ли так поступать?
Не от себя отвечу я вам на этот вопрос. Скажу вам, как ответил на него Сам Господь и Бог наш Иисус Христос: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф.18:15).
Если здесь речь идет о брате вашем, то это ни- сколько не мешает эти слова отнести и к священнику, который погрешает против вас, раздражая вас своими поступками, которых вы не терпите.
Он согрешает против вас, а Господь велит по отношению ко всякому, кто согрешил против вас, поступать так, как только что сказано. Он велит подойти к такому священнику, который своими делами смущает и возмущает вас, подойти не с раздражением, не с негодованием, а с кротостью, с любовью и смирением и сказать:
– Батюшка, батюшка! Зачем смущать нас, зачем позволять себе такие действия, которые в наших глазах унижают твое достоинство? Батюшка, батюшка! Опомнись, исправься!
Так велел поступать Сам Господь Иисус Христос.
А что говорят об этом великие святые? Послушаем слова великого отца нашего Иоанна Златоуста. «Порицающий, хотя бы и справедливо, весьма много вредит себе».
Сами себе, сами себе приносим много вреда, порицая ближнего. Поэтому обличать надо с величайшей осторожностью. Обличать, а не порицать можно только с любовью, можно только с заботой о душе того ближнего, которого обличают.
А Василий Великий об осуждении и обличении, а следовательно, и о близком к обличению возмущении так говорит: «Не будем жестоки в обличениях, не скоры и с гневом обличать других, ибо это признак гордости: не будем осуждать за маловажное, как будто мы сами праведники, а падших будем принимать и исправлять духовно, – кратко сказать: будем стремиться к смирению, как любители его, – и оно прославит нас,» – пред Богом прославит, ибо пред Богом ничто так не велико и не достойно, как смирение.
Вот что говорят св. апостол Павел и святые отцы.
А что прибавлю я от себя? Я скажу, во-первых, что я, будучи поставлен Богом во главе Церкви Крымской, конечно, считаю своей обязанностью наблюдать на всеми священниками. И наблюдаю, и хорошо знаю все, что возмущает вас, – раньше вас знаю. Все это знаю, ибо я должен это знать.
И если кажется, что не принимаю надлежащих мер, то знайте, что для этого бывают весьма глубокие и важные причины.
Прежде всего я начинаю не с кар, не с прещения, не переводя с одного места на другое; а всеми силами стараясь исправить его, я поступаю так, как велит Господь наш Иисус Христос.
Я хочу приобрести брата своего, ближнего своего, священника – приобрести и себе, и Христу.
Я не скор на осуждение, а многие из вас скоры.
Весьма часто бывает – и этому научил меня долгий опыт епископской деятельности и священства, – что священника обвиняют незаслуженно. О, как это часто, как постоянно. О если бы вы знали, как это часто!
Недавно приехала депутация от верующих одного очень далекого города, и просили они моего вмешательства в беспорядки, которые видят в своей церкви, в своем священнике. Конечно, я первым делом сказал им, что они должны обращаться не ко мне, а к своему епископу, а я не имею права вмешиваться в дела чужой епархии. Но они настойчиво просили, и под влиянием их большой настойчивости я написал их епископу обо всем, в чем обличали они своих священников: одного они обвиняли в многоженстве, другого, старого монаха игумена, в незаконном сожительстве, от которого он будто бы даже имеет сына.
И что же? Когда написал я об этих обвинениях архиерею, брату своему, он в своем ответе прежде всего поблагодарил меня, а потом сообщил, что все страшные обвинения, возводимые жителями города на настоятеля городского собора и на игумена, грубая, тяжкая клевета, ибо епископ сам хорошо знает семью священника, обвиненного во многоженстве, знает, что он совершенно чист и безупречен, живет со своей женой и взрослым сыном, от которого уже имеет внучат, как самый примерный семьянин. Относительно же игумена написал епископ, что клевета эта совершенно опровергнута расследованием.
О зачем, зачем так клевещут! Зачем так легко и быстро осуждают людей и даже священников!
Должны ли вы сделать из всего сказанного мною такое заключение, что неодобрительно отношусь я к тем из вас, которые приходят и с глазу на глаз рассказывают, что смущает их в поведении одного или другого священника?
О нет, нет, не запрещаю – приходите, приходите, говорите, рассказывайте, ибо, может быть, сам узнаю, чего не знал до сих пор, хотя не думаю этого – я все знаю, должен все знать. Приходите, приходите, поговорите со мною с глазу на глаз, но не разглашайте никогда того, что я слышу от вас.
Помните, помните эти благодатные слова великого святителя Иоанна Златоуста: «Порицающий, хотя бы и справедливо порицал ближнего, весьма много вредит себе». Вот это помните все. Всегда бывает так, что если часть прихожан недовольна каким-либо священником и требуют его удаления, то другая часть горой стоит за него. Кого должен я удовлетворить? Я сам разберусь и поступлю, как велит мне моя архиерейская совесть.
Но да не поднимется рука кого-нибудь из вас на писание анонимных писем.
То письмо, на которое я даю ответ в своей сегодняшней речи, не было анонимным, оно было честно подписано. Но много, много получаю я иных писем, писем анонимных, из них многие весьма дурные, письма, полные клеветы, грязи, мерзости и несправедливого осуждения того или другого священника. Такие бросаю в печку, по ним ничего не предпринимаю, ибо анонимное письмо – бесчестие, пятнающее совесть вашу.
Если пишете – пишите открыто, с подписью и адресом своим, а мерзкие анонимные письма буду бросать в печку.
Вот ответ на этот тяжелый вопрос, поставленный мне в письме.
Я теперь отвечу и на другой вопрос: почему святые Евангелисты изображаются на иконах с четырьмя животными: тельцом, львом, орлом и человеком.
Вероятно, никто из вас этого не знает, поэтому объясню вам.
В Апокалипсисе великого Иоанна Богослова вот что читаем: «И тотчас я был в духе; и вот престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий, – Сам Бог, Которого не видим в Его подлинной сущности; – и Сей Сидящий видом подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. и посреди престола и вокруг престола четыре животных (пусть не смущает вас слово животных, потому что означает оно в Священном Писании всех вообще.), исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4:2-3, 6-7).
Это читаем в Откровении святого апостола Иоанна.
Нечто весьма близкое читаем у пророка Иезекииля; ему показана была слава Божия в удивительном символическом виде. «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него. и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лицп орла у всех четырех» (Иез. 1:4-6, 10).
Видел он, что идет огонь и бурный ветер и яркое, необыкновенное сияние. И в огне, в бурном ветре и необыкновенном сиянии увидел он престол Божий.
И вот престол Его окружали и посреди престола были четыре живых существа, у которых у каждого четыре лица: одно лицо человеческое, одно – лицо тельца, одно – льва и одно лицо – орла.
Опять то же самое, те же четыре лица, которые видал и св. Иоанн Богослов в Откровении своем.
Что же это за живые существа, окружающие престол Божий, находящиеся даже посреди престола?
Это, конечно, духи высшие, пламенные серафимы и херувимы, близкие к Богу. Они всегда у Престола Божия.
И если на иконах святые Евангелисты изображаются с этими четырьмя животными, то это значит, что считаем мы их такими носителями Божьей благодати, Божьей славы, Божией премудрости, какими были эти апокалипсические и виденные Иезекиилем животные, что они так же близки к Богу, к престолу Его, как эти пламенные херувимы и серафимы.
Вот объяснение.
Проникнитесь же, проникнитесь великой любовью к тем, избранным Самим Богом, людям, которые просветили весь мир своими четырьмя Евангелиями, преклонитесь пред носителями высших совершенств и высшего достоинства.
Взирая на иконы и видя четырех животных, которые и престол Божий окружают, и находятся в постоянной близости с Евангелистами, проникнитесь великим благоговением пред каждым словом Евангелистов.
Если так будете относиться к Евангелию, если оно будет для вас величайшей святыней и откровением, то благо вам, то услышите на Страшном Суде дивный призыв Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от сложений мира. » (Мф. 25:34).
11 февраля 1951 г.