храм покрова в голиках
Замоскворечье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Голиках.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Голиках, известная в простонародье так же под названиями Покровская или Богородицкая церковь, находилась когда-то в Москве на улице Малая Ордынка, на том месте, где сегодня разбит сквер у дома номер девять. Эта церковь известна из исторических документов ещё с 1625 года, в которых она именовалась «церковь, что в Малых Ордынцах, за Москвой-рекою». Деревянный храм, стоящий издавна на этом месте, в 1693-1702 годах был заменён новым каменным пятиглавым, когда купцы Лобазины, являвшиеся прихожанами этой церкви, пожертвовали средства на её обновление. В это же время в храме устроили новый придел во имя преподобного Александра Свирского.
В начале двадцатого века, в 1902-1903 годах, церковь «что в Ордынке» или «что в Голиках», как она ещё называлась, снова была перестроена. Переделке подверглись трапезная и колокольня, получившие шатровые покрытия, а так же к храму был пристроен полноценный придел преподобного Александра Свирского. Основной святыней этой церкви долгие годы оставалась чудотворная икона Божьей Матери Троеручицы. От старинного названия местности Голики, где впервые появилась Богородицкая церковь, полученного ввиду отсутствия здесь леса, а потому считавшегося голым, осталось напоминание лишь в названии переулка Голиковского, в котором и был когда-то расположен этот храм.
Покрова Пресвятой Богородицы в Ордынцах, в Голиках церковь (уничтожена).
Храм в Замоскворечье, в Голиковском переулке строился в конце XVI – начале XVII века. Каменный пятиглавый храм на том же месте с шатровой колокольней возвели в 1702 г. на средства купцов Лабазиных. В 1903 г. трапезная и звонница были перестроены. Церковь славилась чудотворной иконой Божией Матери «Троеручница».
Слева от церкви стояли дома церковного причта. Дьякон Покровской церкви Никифор Максимов, владевший небольшим двухэтажным домом с деревянным верхом, на каменном подклете, по рекомендации дьякона соседней Климентовской церкви, сдал комнатки постояльцам – молодой супружеской паре Николаю Федоровичу и Любови Ивановне Островским. У них 31 марта 1823 г. родился сын, которого 4 апреля крестили в Покровской церкви и нарекли именем Александр. Это был будущий знаменитый драматург А.Н. Островский. В доме, где он родился, ныне открыт музей – филиал Государственного Театрального музея имени А.А. Бахрушина. Покровской церкви, напротив, не посчастливилось – в 1930 г. ее разрушили.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Голиках
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Голиках, известная в простонародье так же под названиями Покровская или Богородицкая церковь, находилась когда-то в Москве на улице Малая Ордынка, на том месте, где сегодня разбит сквер у дома номер девять. Эта церковь известна из исторических документов ещё с 1625 года, в которых она именовалась «церковь, что в Малых Ордынцах, за Москвой-рекою». Деревянный храм, стоящий издавна на этом месте, в 1693-1702 годах был заменён новым каменным пятиглавым, когда купцы Лобазины, являвшиеся прихожанами этой церкви, пожертвовали средства на её обновление.
В это же время в храме устроили новый придел во имя преподобного Александра Свирского.
В начале двадцатого века, в 1902-1903 годах, церковь «что в Ордынке» или «что в Голиках», как она ещё называлась, снова была перестроена. Переделке подверглись трапезная и колокольня, получившие шатровые покрытия, а так же к храму был пристроен полноценный придел преподобного Александра Свирского. Основной святыней этой церкви долгие годы оставалась чудотворная икона Божьей Матери Троеручицы. От старинного названия местности Голики, где впервые появилась Богородицкая церковь, полученного ввиду отсутствия здесь леса, а потому считавшегося голым, осталось напоминание лишь в названии переулка Голиковского, в котором и был когда-то расположен этот храм.
После октябрьской революции 1917 года, церковь оставалась нетронутой ещё очень продолжительное время. Она была закрыта лишь в 1929 году, а в 1931 году храм разобрали. В настоящее время на месте, где стояла Покровская церковь, во дворе дома причта, расположенного некогда по-соседству с храмом, установлен памятник А.Н. Островскому. Семья Александра Николаевича снимала комнаты на первом этаже этого дома, где в 1823 году и родился великий русский драматург. В марте 1984 года при Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, на первом этаже здания был открыт дом-музей А.Н. Островского, экспозиции которого можно увидеть и в наши дни.
Почему москвичи и гости столицы выбирают клуб пешеходных экскурсий «Шагаю по Москве»?
Наших гидов объединяет настоящий профессионализм, горячая увлеченность своим делом и искренняя любовь к Москве. Экскурсоводы клуба «Шагаю по Москве» участвуют в городских программах, посвященных москвоведению. Их приглашают читать лекции по истории Москвы, проводить семинары и мастер-классы по организации экскурсий. Наши гиды являются консультантами и авторами красочных двуязычных альбомов, посвященных московским достопримечательностям. Они – частые гости телевизионных и радиопередач. Зайдите в раздел «Новости», и Вы в этом убедитесь
Клуб «Шагаю по Москве» – экскурсионный партнер престижнейшего Ежегодного Делового Форума Гостиничного Комплекса, который организуется Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы.
Загляните в раздел «Отзывы» и прочитайте мнение о клубе «Шагаю по Москве» простых москвичей и гостей столицы.
Стоимость участия в любой экскурсии – 400 рублей. Взамен Вы получаете настоящее путешествие во времени, интеллектуальное обогащение и общение с настоящими профессионалами своего дела. Трудно отказаться от такого предложения!
И не забывайте про систему скидок. Пенсионерам, студентам и школьникам – 300 рублей. Детям до 14 лет – бесплатно! (кроме детских экскурсий)
Мы избавили Вас от необходимости звонить и записываться на прогулку и, что важнее всего, заранее оплачивать экскурсию. Вам всего лишь необходимо выбрать удобные для Вас день и время и прийти к началу экскурсии в указанное место. Таким образом, в случае форс-мажорных обстоятельств Вы не теряете свое время и деньги.
Ближайшие экскурсии
Детская экскурсия «Загадки башен Московского Кремля»
Продолжительность: 1,5-2 часа
Дата: 13 НОЯ в 13:00
Волшебный модерн «в деле». Китай-город
Продолжительность: 2 часа
Гид: Александра Гурьянова
Дата: 13 НОЯ в 14:00
Большая Ордынка (с посещением Марфо-Мариинской обители)
Продолжительность: 2 часа
Дата: 13 НОЯ в 15:30
Детская экскурсия по Солянке и Хитровке (премьера)
Продолжительность: 1,5-2 часа
Дата: 14 НОЯ в 12:30
Последние новости
Денис Дроздов рассказал обозревателю Игорю Буккеру об экскурсиях по Москве
Денис Дроздов дал интервью изданию «Правда.ру» и представил книгу «Большая Полянка»
Денис Дроздов вспомнил о знаменитом наводнении 1908 года для зрителей «России 1»
Репортаж «России 1» о московских природных катаклизмах с участием Дениса Дроздова
Денис Дроздов представил в «Молодой гвардии» новый путеводитель по Большой Полянке
Видео с презентации книги Дениса Дроздова «Большая Полянка. Прогулка по Замоскворечью»
Презентация путеводителя по Большой Полянке пройдет в легендарном магазине на этой улице
Денис Дроздов представит свою новую книгу «Большая Полянка. Прогулка по Замоскворечью» в магазине «Молодая гвардия»
Последние статьи в блоге о Москве
Колокольня Ивана Великого
Ни Успенский, ни Архангельский, ни Благовещенский соборы не имеют отдельных колоколен. Их общим голосом является перезвон колоколов «Ивана Великого»
Москва в кино. «Гардемарины, вперед!»
«Гардемарины, вперед!» — первый фильм трилогии о гардемаринах, снятый по роману Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы»
Китайгородская стена начиналась от угловой Арсенальной башни и шла к круглой башне на Воскресенской площади. Никакого прохода первоначально здесь не было
Церковь иконы «Знамение» за Петровскими воротами
Церковь на этом месте известна с начала XVII века. Она располагалась в Земляном городе прямо за Петровскими воротами Белого города
Церковь Николая Чудотворца на Пупышах
Местность, на которой построили храм, была заболоченной. Отсюда и название церкви. Пупыши – это кочки на болоте. До прорытия Водоотводного канала территория часто подтоплялась во время таяния снега и весенних паводков. Сегодня церковь Николы на Пупышах украшала бы Космодамианскую набережную. Деревянный храм известен с 1565 года. В конце XVII века появилась первая каменная церковь, освященная в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом. В 1730-х годах на средства купцов Щеголевых Николо-Пупышевский храм был перестроен. Приблизительно в то же время в трапезной появился придел иконы Богоматери «Утоли моя печали», в котором хранился список с почитаемой чудотворной иконы. Следующая крупная перестройка случилась в середине XIX века, когда трапезная, приделы и колокольня были заменены новыми.
Церковь Николы на Пупышах представляла собой пятиглавый храм с сильно вытянутым вверх четвериком, трапезной и шатровой колокольней. Возможно, столь необычная форма четверика связана с тем, что на этом храме делались специальные отметки высоты воды в большие паводки. Николо-Пупышевскую церковь закрыли в 1931 году. Сначала ее приспособили под общежитие работников конного транспорта. С 1934 года храм стали разбирать на материалы для Метростроя. В 1950-х годах церковь окончательно разрушили, чтобы построить корпус огромного девятиэтажного жилого комплекса на набережной Максима Горького (ныне Космодамианская набережная, 40–42). Местные жители считали, что ступеньки из камня, которые вели на спортплощадку во дворе дома, остались от трапезной храма. Сегодня на месте церкви Николы на Пупышах парковка автомобилей и гаражи-ракушки.
Покровские храмы Москвы: история и смыслы
«Сорок сороков: град Москва под Покровом Богородицы»
Российский православный университет
8 января 2013 г.
Как известно, праздник Покрова Пресвятой Богородицы связан с памятью о чуде во Влахернском храме Константинополя, свидетелем которого стал Андрей Юродивый, сподобившийся видения Богородицы: Она простерла над верующими белый покров (мофорий, омофор) и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Точное время этого видения неизвестно, но все церковные историки связывают его с 910 или 911 г. В XII веке в честь этого события в русских землях и был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который стал отмечаться 1 (14) октября.
Наконец, в некоторых публикациях указывается на то, что в разных сёлах, ныне расположенных на территории современной Московской области, было несколько Покровских храмов, основание которых возводится к XV в. и к первой половины XVI в. (12) Правда, в большинстве случаев делается оговорка о том, что точные документальные свидетельства об этих церквях относятся к более позднему времени (13).
Как известно, ещё пребывая на кафедре Новгородского архиепископа, святитель Макарий руководил созданием и составлением первого свода Великих Миней Четьих, получившего именование Софийского. Уже в этом своде присутствует указание на празднование Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября. Естественно, что указание на праздник Покрова есть и в двух последующих сводах Великих Миней Четьих, Успенском и Царском, созданных уже в бытность святителя Макария главой всей Русской Церкви.
Основной смысл всех этих деяний и «программ» состоял в подготовке православного люда к возможному скорому «скончанию времён» и Второму пришествию. Напомню, что в 1492 г. закончилась седьмая тысяча лет от Сотворения мира и началась восьмая тысяча лет, которая воспринималась современниками как время прихода антихриста в мир. Поэтому Россия, как единственное на тот исторический момент независимое государство, хранящее правую веру, должно было стать основой воинства Христова, когда Спаситель во Второй раз придет в земной мир и призовет всех верных на Последнюю битву с антихристом. Больше того, у русских жителей теплилась даже горделивая надежда на то, что Христос сойдет вовсе не в Палестину, не в исторический Иерусалим, а собственно на Русскую землю, почему для встречи Сына Божия в XVII веке даже готовился свой, «доморощенный», Новый Иерусалим под Москвой.
В такой напряженнейшей атмосфере высочайших духовных ожиданий, в XVI-XVII вв. в Московском государстве начинается вполне целенаправленная деятельность не только по концентрации и сбору различных общехристианских святынь, но и по выделению и определению собственных святынь, подчеркивающих святость всей Русской земли. Недаром именно в XVI в. впервые происходит столь «массовая» канонизация десятков русских святых, множество чудесных обретений и прославлений чудотворных икон, наконец, появляются сами понятия «Святорусская земля», «Святорусское царство», «Святая Русь».
По убеждению митрополита Макария и царя Ивана Васильевича, православной России нужен был зримый символ её величайшего духовного призвания, её величайшей духовной миссии. Этим символом и стал вновь устроенный Покровский собор на Красной площади, или, как его начали вскоре именовать, «собор Покрова, что на Рву» (позднее, с кон. XVI в., ещё и «собор Василия Блаженного»).
В 1555 г. началось строительство уже каменного собора, которое продолжалось шесть лет и закончилось в 1561 г. Нам известна точная дата окончания строительства: 29 июня (12 июля н.ст.) 1561 г., её содержит храмозданная летопись, сохранившаяся на стенах Покровского собора. С момента освящения и до надстройки в 1600 г. колокольни Ивана Великого, Покровский собор был самым высоким сооружением Москвы.
После создания Покровского собора в Москве во второй половине XVI в. более не строили церквей, посвящённых празднику Покрова, зато несколько храмов появились в подмосковных сёлах: в Черкизово, Кудиново, Княжево, Нахабино, Гавриловское и др. (20) В дальнейшие века число Покровских церквей в Москве и Подмосковье заметно увеличивается, а география их расположения всё больше расширяется. При этом если смотреть на хронологию устройства церквей во имя Покрова Пресвятой Богородицы, то можно увидеть определенную периодичность в их возведении, некие «строительные волны».
Как видно, всего за 15 лет (с 1619 по 1635 гг.) собственно в Москве и ближайшем Подмосковье, вошедшем позднее в состав современной Москвы, было основано 11 новых Покровских храмов и один Покровский монастырь (возможно, это была перенесенная на новое место Покровская Лыщикова обитель). Интересно, что 7 церквей из этого числа строятся, во-первых, в дворцовых сёлах и слободах (Красное село, Рубцово, Лыщикова гора), и, во-вторых, в сёлах родственников Михаила Фёдоровича Романова и самых близких к нему бояр: Ивана Никитича Романова (в Измайлове), бояр Милославских (в Филях), Д.М. Пожарского (в Медведкове). Думается, царь Михаил Фёдорович и его ближайшие сподвижники таким образом благодарили Богородицу за заступничество и за спасение страны от Смуты.
Но, кажется, был в этом и более глубокий смысл. Дело в том, что в 1620-е гг. положение государя Михаила Фёдоровича не было ещё устойчивым, ведь он оставался таким же «избранным царём», каковым был и «несчастливый» Борис Годунов. И, следовательно, ещё неизвестно, чем могло закончиться пребывание на престоле первого государя из рода Романовых. Поэтому Михаилу Фёдоровичу предстояло ещё много потрудиться, чтобы утвердить в глазах подданных свой образ, как царя «истинного», избранного не только людьми, но, главное, Самим Господом. В этом смысле, конечно, огромное значение приобретали какие-то победные события, напрямую связанные с традиционными церковными праздниками. Разгром врага на поле битвы в праздник Покрова, конечно же, свидетельствовал о том, что благодатный Покров Богородицы, утерянный, как считали современники, по причине всеобщей греховности русских людей и русских царей на рубеже XVI-XVII вв., вновь укрывал Москву и всю Россию от бед. И возвращение благодатного Покрова теперь напрямую связывалось с именем первого государя из рода Романовых.
Подобный довод, объясняющий столь массовое строительство Покровских храмов в 1620-1630-е гг., обосновывается и общей политикой первых Романовых, направленной на утверждение прямой генеалогической связи их рода с предшествующей династией Рюриковичей. Так, несколько лет спустя Михаил Фёдорович пока неофициально, но настойчиво станет именоваться «внуком» царя Ивана Васильевича, а Алексей Михайлович, позднее, уже вполне официально назовется «правнуком» Ивана Грозного. При этом все символические сочинения, созданные для обоснования особых прав Рюриковичей на обладание царским титулом, теперь будут использоваться для обоснования таких же прав Романовых (например, текст и идеи «Сказания о князьях Владимирских» в Чинах венчания на царство царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича) (23).
Таким образом, особое упование царя Михаила Фёдоровича и его ближайшего окружения на Покров Пресвятой Богородицы свидетельствует об их искренней вере в то, что Смута в России прекратилась теперь окончательно, а Божия Благодать и Покров Богородицы вернулись в русские пределы вместе с установлением новой «истинной» династии. И эта вера должна была, по их убеждению, распространиться среди всех подданных первого царя из рода Романовых.
В итоге, как подсчитал В.М. Кириллин на основании «Росписи московских церквей соборных, монастырских, ружных, приходских, придельных и домовых, внутрь и вне града стоящих» 1778 года, всего к 1778 г. вслед за собором Василия Блаженного в Москве в пределах Земляного города (современного Садового кольца) и близлежащих районов возникло 17 приходских и монастырских Покровских храмов, а также 9 придельных храмов (24). Кроме того, более полутора десятка Покровских церквей в этот период были поставлены в ближних и дальних подмосковных сёлах (25).
И здесь хотелось бы поделиться одним интересным наблюдением. Если найти на карте Москвы и Московской области Покровские храмы, построенные в XVI-XVII вв., и соединить их воображаемыми линиями по кругу, то результатом такого воображаемого художественного творчества станут несколько окружностей овальной формы, диаметр которых увеличивается по мере их отдаления от общего центра, Московского Кремля и Покровского собора на Красной площади. Иначе говоря, оказывается, что Покровские храмы в XVII веке окружили историческую Москву (в пределах Земляного вала) несколькими защитными поясами, т.е. укрыли российскую столицу своеобразным Богородичным омофором. Случайно ли это? Или наши предки вложили в это явление некий потаённый смысл? А может, это всего лишь игра нашего прихотливого воображения? Вот и ещё одна загадка, которую нам дарит Покров Божией Матери.
В Подмосковье две старообрядческие церкви Покрова Богородицы, принадлежавшие общинам Белокриницкого согласия, была построены ещё в XIX в.: в Верее (1816 г.) и Лопатинском (1881 г.). А в начале XX в. возникло сразу 12 старообрядческих храмов, стоявших в разных городах и сёлах Подмосковья, и принадлежавших различным старообрядческих согласиям (29).
И в заключении об одном интересном и даже удивительном факте: многие Покровские церкви, устроенные в XVIII-XXI вв., с достаточной точностью вписываются в линии воображаемых окружностей, которые, возможно, составляли в XVII веке храмы Покрова вокруг Москвы, т.е. оказываются включёнными в уже существующие защитные Богородичные пояса. Случайно ли это? Снова загадка.
ПРИМЕЧАНИЯ:
2. Проблема истории и причин установления праздника Покрова Пресвятой Богородицы давно привлекает исследовательский интерес. Историографию вопроса и различные точки зрения на эту тему см. в кн.: Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995; а также в ст.: Кириллин В.М. Похвальное слово празднику Покрова Пресвятой Богородицы неизвестного автора: особенности, времени и места составления // Древняя Русь: вопросы медиевистики, 2012, №3. С. 5-20; №4. C. 13-27.
3. Кириллин В.М. Похвальное слово празднику Покрова Пресвятой Богородицы неизвестного автора // Древняя Русь: вопросы медиевистики, 2012, №4. C. 21.
4. См.: Покровский Хотьков девичий монастырь. 8-е изд. Сергиева-Троицкая лавра, 1896. С. 4.
5. См. Кириллин В.М. Ук. соч. С. 16-17; а также: Юсов И.Е. Службы Андрею Юродивому и Покрову Пресвятой Богородицы: историко-культурные и межтекстовые связи // ДРВМ. 2008. № 2 (32). С. 86; Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей московской Синодальной библиотеки. Отдел третий: Книги богослужебные. М., 1869. Ч. I. С. 554-555, 567.
6. Борисов Н.С. Иван Калита. М., 1995. С. 38.
7. Лосева О.В. Русские Месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001. С. 122-126.
8. Кириллин В.М. Ук. соч. С. 21.
9. См. об этом: Кириллин В.М. Ук. соч.
11. Кириллин В.М. Ук. соч. С. 23. Прим. 85.
14. Кириллин В.М. Ук. соч. С. 20.
15. См. об этом: Перевезенцев С.В. Святорусское царство. Арзамас, 2005. С. 164-180; Перевезенцев С.В. Духовно-политическая концепция царя Ивана IV Васильевича Грозного // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006, №4. С. 88-97.
16. См. об этом ст. «Двунадесятые праздники» в Православной энциклопедии: Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2006. С. 266-269.
17. Олеарий Адам. Описании путешествия в Московию. М., 2003. С. 62.
18. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским // ЧОИДР. Кн. 3. 1898. С. 178-179.
19. Плюханова М. Б. Ук. соч. С. 336.
20. По данным, представленным на официальном сайте Московской епархии РПЦ: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/; а также на сайте «Храмы России». См.: http://temples.ru/names.php?ID=295&RegionID=42&Count=50&nopage=1
21. Лебедева Елена. Под Покровом Божией Матери // http://www.pravoslavie.ru/put/4514.htm.
22. По данным, представленным на официальном сайте Московской епархии РПЦ: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/; а также на сайте «Храмы России». См.: http://temples.ru/names.php?ID=295&RegionID=42&Count=50&nopage=1
23. См. в кн.: Самодержавное царство первых Романовых / Сост., авт. вст. ст., комм. Г.В. Талина / Под ред. С.В. Перевезенцева. М., 2004; а также: Русская социально-политическая мысль. XI-XVII вв. Хрестоматия / Сост. С.В. Перевезенцев, подг. текстов: С.В. Перевезенцев, Г.В. Талина, Д.В. Ермашов, А.С. Ермолина, В.С. Зубова; под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. М., 2011. С. 386-432.