храм покрова в новодевичьем монастыре
Храмы и подворье
Cобор в честь Смоленской иконы Божией Матери
Смоленский собор Новодевичьего монастыря, освященный в честь иконы Смоленской Богоматери «Одигитрии» (Путеводительницы), был заложен 13 мая 1524 года. Строгий, торжественный, пятиглавый храм на высоком подклете является уникальным памятником русской средневековой культуры XVI в. и древнейшим зданием, расположенным на территории монастыря.
Главная святыня Смоленского собора – икона Смоленской Богоматери середины XVI века – древнейшая в иконостасе. Она считается списком с иконы, хранившейся в Благовещенском соборе Кремля. Ее украшает рама
конца XVII в. из 16-ти живописных эмалевых клейм с изображением православных праздников.
В Смоленском соборе сохранился великолепный пятиярусный иконостас XVI-XVII вв. работы мастеров Оружейной палаты высотой 12 метров, в местном ряду которого находятся вклады русских царей: икона «Иоанн Предтеча – ангел пустыни» (сер. XVI в.) – вклад Ивана Грозного; Владимирская Богоматерь ( кон. XVI в.) – вклад царя Федора Иоанновича и Ирины Годуновой; «Святые князья Борис и Глеб» (кон.XVI в.) – вклад Бориса Годунова; «Спас Вседержитель» (1683 г.) работы Симона Ушакова, «Избранные святые» (1666 г.) Федора Зубова,
замечательных иконописцев XVII в., — вклады царевны Софьи Алексеевны.
Главное украшение иконостаса – резная деревянная золоченая рама, состоящая из 84 колонн, вырезанных в технике высокорельефной сквозной резьбы из цельных стволов липы мастерами Оружейной палаты Осипом
Андреевым и Климом Михайловым. Золочение выполнял известный мастер Дорофей Золотарев.
Сохранившаяся настенная роспись XVI-XVII вв. покрывает всю поверхность стен Смоленского собора. Главная тема росписи Акафист – торжественное песнопение в честь Богородицы. Прославлению Марии посвящены 24 иллюстрации к Акафисту. Важнейшая тема – объединение русских княжеств вокруг Москвы, создание и укрепление Русского государства также отражена в росписи столбов с изображением святых русских князей, представителей земель, уже вошедших в состав Русского Государства в кон. XV нач. XVI вв.
В четверике Смоленского собора находятся захоронения женщин из царской семьи: белокаменные гробницы царевны Софьи Алексеевны (1704 г.), ее сестер Евдокии Алексеевны (1712 г.), Екатерины Алексеевны (1718 г.) и первой жены Петра I Евдокии Федоровны Лопухиной (1731 г.). В подалтарье подклета также расположены гробницы представителей царской семьи: старшей дочери Ивана Грозного царевны Анны, прожившей около года; княгини Ульяны Палецкой – вдовы младшего брата Ивана Грозного Юрия; царевны Елены Шереметьевой – вдовы убитого царем-отцом старшего сына и наследника престола Ивана Ивановича, а в остальной части подклета – захоронения представителей боярских и княжеских родов – Захарьиных-Юрьевых, Воротынских, Кубенских, Хитрово.
В настоящее время в Смоленском соборе проводятся реставрационные работы, приуроченные к праздничным мероприятиям 2024 года, посвященным 500-летию основания Новодевичьего монастыря.
Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой и церковь Сошествия Святого Духа на апостолов
Успенский храм с трапезной палатой и церковь Святого Духа представляют собой комплекс из двух храмов и были построены в 1685-1687 гг. в стиле «московского барокко», в годы правления царевны Софьи. Общежительному монастырю нужны были просторные помещения для парадных трапез, а также была необходима зимняя церковь для совершения монастырских богослужений в холодное время года. Первоначально Успенская церковь была пятиглавой и окружена галереей на высоких арках. Предполагается, что в ее строительстве принимал участие зодчий Кондратий Мымрин. В 1731 году пришедшие в негодность главы были утрачены, а в 1781 году начали разбирать галерею. Многоярусный иконостас, поражавший многообразием форм и размеров икон работы Карпа Золотарева полностью не сохранился. В 1988 году в нее был перенесен иконостас из церкви Успения Богоматери, которая была взорвана на Покровке, в центре Москвы, зимой 1936 года. Просторная, бесстолпная трапезная палата прямоугольной формы площадью 390 квадратных метров, освещенная лучами солнца через огромные оконные проемы, занимает второе место по красоте после трапезной палаты Троице-Сергиевой лавры.
В небольшой храм Сошествия Святого Духа можно попасть по узкой, крутой лестнице, которая ведет из трапезной Успенской церкви. В этом храме работали мастера Оружейной палаты. Шестьдесят иконописцев расписывали стены храма снаружи и создавали иконостас. Имена этих мастеров неизвестны, упоминается только, что общими работами руководил жалованный иконописец Богдан Салтанов.
Храм Преображения Господня
Надвратная Преображенская церковь и Лопухинские палаты были построены в 1687-1688 гг. в стиле «московского барокко» в годы правления царевны Софьи Алексеевны. Церковь размещена на широких северных трехпролетных Преображенских воротах. В изящной и нарядной пятиглавой церкви, украшенной легкими белокаменными деталями, сохранился уникальный семиярусный иконостас работы мастера иконописной мастерской Посольского приказа Карпа Золотарева. Историки архитектуры предполагают, что в постройке Преображенского храма принимал участие зодчий Григорий Устинов. Лопухинские палаты получили название по проживанию в них первой жены Петра I Евдокии Федоровны Лопухиной с 1727 по 1731 гг.
Храм Покрова Божией Матери
Надвратная Покровская церковь с Мариинскими палатами также была построена в стиле «московского барокко» в 1683-1688 гг. в годы правления царевны Софьи. Аналогично Преображенской церкви, Покровская также стоит на широких южных трехпролетных Покровских воротах. Покровская церковь необычная — имеет три главы, размещенные по одной оси с востока на запад. Иконы для иконостаса писали иконописцы Оружейной палаты Кирилл Уланов и Василий Пахомов, а резную раму выполнили два резчика из Оружейной палаты Иван Тюрин и Мирон Климов. С восточной стороны Покровской церкви пристроен жилой трехэтажный корпус, примыкающий к южной стене монастыря — Мариинские палаты, в которых жила родная сестра царевны Софьи, Мария Алексеевна Милославская.
Храм святителя Амвросия Медиоланского
После Смоленского собора второй каменной постройкой на территории монастыря является комплекс зданий, включающий одноглавую церковь Амвросия Медиоланского, трапезную и жилые палаты. Эти здания строились в течении XVI в. и были завершены к 1598 году, но впоследствии неоднократно перестраивались. Архитектура этих построек созвучна с архитектурой XVI века – здания выполнены в характерных для своего времени
монументальных формах и имеют сдержанный декор. В январе 1598 года в этих палатах поселилась вдова царя Федора Иоанновича — Ирина Годунова. Сестра боярина, будущего царя Бориса Годунова, она постриглась в монахини с именем Александра и основала швейную мастерскую. В светлицах царицы Ирины Годуновой была вышита шелками пелена «Похвала Богородицы» с ростовыми фигурами святой мученицы Ирины и царицы —
инокини Александры. Чуть позже ее брат, Борис Федорович Годунов, переехал в Новодевичий монастырь, который был связан с избранием его на царство и который стал его временной резиденцией.
Часовня-усыпальница Прохоровых
Прохоровы – известные предприниматели, общественные деятели, благотворители, выходцы из крестьянской среды, основатели Трехгорной мануфактуры в Москве (1799 г.) и владевшие ею последующие 120 лет, превратив ее из небольшой фабрики в крупнейшее предприятие.
Первоначально их семейным кладбищем считалась Дорогомиловское, где были захоронения 11 представителей трех поколений семьи по мужской линии. Здесь были похоронены основатель династии Прохоровых — Иван Прохорович, а также основатель мануфактуры Василий Иванович.
Семейный участок в Новодевичьем монастыре решил создать Иван Яковлевич Прохоров, который провел реорганизацию семейного дела в 1874 году. Вместе со своей женой и братом Алексеем он учредил «Товарищество на паях» — «Прохоровская мануфактура».
В Новодевичьем монастыре был создан семейный склеп площадью 40 кв.м, разделенный на 2 камеры – южная под часовней и северная под двориком, где затем похоронили самого Ивана Яковлевича (1836-1881 гг.), его жену — Анну Александровну (1840-1909 гг.), брата — Алексея Яковлевича (1847-1888 гг.), дочерей – Любовь Ивановну, Екатерину Ивановну, зятя – Александра Ивановича Алехина и двух внуков. У Ивана Яковлевича Прохорова было два сына и четыре дочери. Сыновья купили семейные участки на Ваганьковском кладбище.
К началу ХХ века старый склеп требовал ремонта. Новую усыпальницу по проекту архитектора В.А. Покровского начали строить в 1911 г., а закончили в 1916 гг. К выполнению художественных работ привлекались известные ювелирные фирмы Москвы и Петербурга: обработку камня выполняли в мастерской Я.И. Филотей, мозаичные работы – в мастерской Фроловых, находившейся в Петербурге, детали из меди, в том числе оконные решетки и переплеты дверей — на фабрике золотых и серебряных изделий Хлебникова в Москве. Строительные работы финансировало правление мануфактуры.
kirinushka
kirinushka
Новодевичий монастырь.
Сегодня разрешите предложить вам небольшую экскурсию по Новодевичьему монастырю.
Совершенно случайно, спасибо навигатору, мы оказались на берегу Большого Новодевичего Пруда. Кстати, чуть позже я узнала, что панорама Новодевичьего монастыря с противоположного берега пруда считается одним из самых красивых видов Москвы?
Итак.
Московский Новодевичий монастырь (Богородице-Смоленский Новодевичий женский Монастырь) был основан Василием III Ивановичем в 1524 году в ознаменование присоединения к Московскому государству Смоленска, который находился под властью Литвы более 100 лет. И в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Отсюда его название Богородице-Смоленский.
Существует несколько версии названия Новодевичий.
— Монастырь называется по местоположению. Стоит эта белокаменная крепость в излучине Москва-реки на Девичьем поле. По преданию в этих местах во время татаро-могольского ига отбирали девушек, которых вместе с данью отправляли в Золотую Орду.
— Девичье поле называется так потому, что на нем построен Новодевичий монастырь, а он новый, по сравнению с существовавшими в Москве во время постройки Зачатьевским (Стародевичьим) и Воскресенским монастырями. И, конечно же, девичий, потому что женский.
Первоначальные укрепления монастыря были деревянными, а первая каменная ограда была возведена при Борисе Годунове (в конце XVI в.).
Последняя перестройка монастыря проводилась в 80-х годах XVII века. Во время этой перестройки мастера больше внимания уделяли декоративности элементов постройки, поскольку к этому времени монастыри практически утратили свое оборонное значение.
Ограда, как, впрочем, и весь комплекс монастыря, получила оформление в очень популярном тогда архитектурном стиле, представленном только в России и названном Нарышкинское Барокко (сейчас Московское барокко).
Современная ограда Новодевичьего – это 12 башен и почти километр (950 м.) стен 3-х метровой толщины, высота которых колеблется от 5 до 11 метров. При строительстве новых стен частично использовалась кладка древних стен монастыря.
Все башни Новодевичьего монастыря имеют свои имена.
А самой популярной у Москвичей стала в начале нулевых Напрудная или Софьина башня.
Это практически Стена Плача местного разлива ))) В кладку стены стали засовывать записочки с просьбами и желаниями и исписывать ими же стены башни. Но.
Вот что я нашла в интернете:». По легенде з агадывать желания нужно этой башне, а просить — святую Софью. Н ужно приложить руку от сердца, левую, соответственно, потом на какое-то время ее убрать — должно пойти тепло. Если почувствуешь тепло, можно загадывать желание. Значит, она, Св. Софья, тебя слышит. » )))
И еще. Желательно загадывать не для себя и не писать на самой башне (зачем портить достояние национальной культуры?!)
В Новодевичьем монастыре две надвратные церкви:
Над северными воротами возвышается Храм Спаса Преображения (Преображенская надвратная церковь). По строенный в1687-1689 гг. и действующий до сих пор. Однако для свободного доступа храм закрыт, т.к. является домовой церковью митрополита Крутицкого и Коломенского.
Сейчас и ворота, и храм не используются и потому закрыты.
После получения благословения сестры, Борис Годунов принял избрание на царство в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Случилось это 22 февраля 1598 года. С этого дня началось время подъема и процветания обители.
Царице-инокине Ирине были отстроены новые просторные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи. Примерно в то же время были выстроены Певческие палаты, в которых гораздо позже по указу Петра I открыли приют для девочек-сирот. Приют был рассчитан на 250 человек. Девочек обучали искусству плетения голландского кружева, для чего Петр специально выписывал мастериц из Барбанта.
Так, например, на средства царевны Софьи Алексеевны были возведены основные постройки Новодевичьего.
Строится Успенская церковь
и пристроенная к ней трапезная.
Установленный на высоком подклете пятикупольный белокаменный храм выглядит очень величественно.
Да и размеры его внушительны. Высота от уровня пола (то есть не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м.
Внутри сохранились необычайной красоты мозаики, но вот фотографии ни одной не получилось (
И многие-многие другие.
До «реконструкции» 30-х годов ХХ века некрополь Новодевичьего монастыря насчитывал более 2000 захоронений, после уцелело около 100 надгробий.
А сейчас я хотела бы спросить у вас, задавались ли вы вопросом почему купола православных церквей имеют разную форму и разную окраску? Кроме того их бывает разное количество.
Ну, для начала, правильнее все-таки не купол, а глава и главка.
Вот и пришло время прощаться с Новодевичьим монастырем. Его двери открываются для туристов в 10:00 и закрываются в 17:30 каждый день кроме понедельников.
Удивительно как встречается в нашем мире история и современность! В начале нашей прогулки мы смотрели на монастырь с противоположного берега большого Новодевичьего пруда и я говорила, что это один из красивейших видов Москвы, а теперь посмотрим на Москву с берега, на котором стоит монастырь. Насколько красив этот вид решать вам, а я с вами прощаюсь. )))
Мне осталось только заметить, что архитектурный комплекс монастыря включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что вход на территорию монастыря платный и что за фотосъемку нужно будет заплатить отдельно и за видеосъемку тоже отдельно. Во время проведения службы фотографирование и съемка в храмах строго запрещены в остальное время не возбраняются.
Ну вот и все. Всем спасибо за внимание! Мира вам, счастья и добра!